Потримпо
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Потримпо (также Потримпус , Аутримпо , Натримпе ) был богом морей, земли, зерна и сельскохозяйственных культур в языческой балтийской и прусской мифологии . Он был одним из трех главных богов, которым поклонялись древние пруссаки . Большая часть того, что известно об этом боге, получено из ненадежных источников 16 века. [ 1 ]
Впервые он упоминается (как Натримпе ) в меморандуме 1418 года Collatio Espiscopi Varmiensis, отправленном епископом Вармии папе Мартину V. [ 2 ] Документ напомнил Папе, что Тевтонские рыцари успешно христианизировали язычников-пруссаков, которые ранее поклонялись «демонам» Перкунасу , Потримпо и Пеколсу (и Патолло). [ 3 ] Симон Грунау утверждал, что Потримпо был богом зерна и вместе с богом грома Перкунасом и богом смерти Пеколсом образовал языческую троицу. Он был изображен на предполагаемом флаге Видевуто как молодой веселый человек с венком из колосьев . [ 3 ] Грунау далее утверждал, что змеям, как созданиям Потримпо, поклонялись и давали молоко (ср. žaltys ). В Судовской книге ) указан (1520–1530) Потримпо ( Potrimpus как бог проточной воды, а Аутримпо ( Autrimpus ) – как бог морей. [ 4 ] , В «Синодалах конституций» книге о церковных церемониях, опубликованной в 1530 году, Потримпо сравнивается с Поллуксом , а Аутримпо — с Кастором и Нептуном из римской мифологии . [ 4 ]
Более поздние авторы скопировали эти описания, часто объединяя Потримпо и Аутримпо в одно божество земли и воды. Ян Сандецкий Малецкий утверждал, что пруссаки молились Потримпо, выливали горячий воск в воду и предсказывали будущее по форме восковых фигур . [ 4 ] Мацей Стрыйковский находился медный идол (кривый жалтыс Потримпо писал, что в храме Ромувы ) . Симонас Даукантас описал Потримпо как бога весны, счастья, изобилия, скота и зерна. [ 4 ]
По мнению Казимераса Буги , название произошло от корня «тримп- », родственного литовскому глаголу «тремпти» (топтать, топтать). [ 4 ] После этого исследования Владимир Топоров полагал, что изначально существовал бог плодородия Тримпс, который позже разделился на два божества. [ 5 ] Дальнейшие исследователи предположили, что это название может быть связано с ритуалом плодородия – топаньем, чтобы отпугнуть злых духов и разбудить землю весной. [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиминг, Дэвид (17 ноября 2005 г.). Оксфордский справочник по мировой мифологии — Дэвид Лиминг — Google Książki . ISBN 9780190288884 .
- ^ Матулявичюс, Альгирдас (1996). Источники балтийской религии и мифологии (PDF) (на литовском языке). Том. I. Вильнюс: Издательство «Наука и энциклопедия». Мистер. 475. ИСБН 5-420-01353-3 .
- ^ Jump up to: а б Пухвель, Яан (1974). «Индоевропейская структура Балтийского пантеона» . Миф в индоевропейской древности . Издательство Калифорнийского университета. п. 79. ИСБН 0-520-02378-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бальсис, Римантас (2010). Литовские и прусские боги, богини, духи: от ритуала к суеверию (на литовском языке). Клайпедский университет . стр. 280-285. ISBN 978-9955-18-462-1 .
- ^ Jump up to: а б Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. п. 304. ИСБН 963-9116-42-4 .