Видевуто

Видууто (также Видуутус , Видвутус , Витовуди , Вайдевут , Ваидевутис ) — легендарный король языческих пруссов , правивший вместе со своим старшим братом, первосвященником ( Криве-Кривайто ) Брутено в VI веке нашей эры. Они известны из сочинений летописцев XVI века Эразма Стеллы , Симона Грунау и Лукаса Давида . [ 1 ] Хотя легенде не хватает исторической достоверности, она стала популярной среди средневековых историков. Неясно, была ли легенда подлинно прусской (то есть записанной на основе прусской мифологии ) или была создана Грунау (возможно, вдохновленная библейскими Моисеем и Аароном ). [ 2 ] хотя литовские исследователи склонны поддерживать его подлинность. [ 3 ]
Имена
[ редактировать ]Имя Видеотуто встречается в литературе в разных формах: Veijdenutus, Vydevutis, Videowuto, Viduutus, Widewuto, Viduuto, Wenedut, Videowuto, Videoute, Videowuto, Vydewudo, Witouito, Witowudus, Без, Без, Вайдевутис (современная литовская поправка). Что касается его брата Брутено, то его имя тоже пишется по-разному: Брудено, Брутено, Брутено, Брутено, Бруттено. Белорусский ученый Сергей Санько трактует их имена как «Вдовий сын» и «Брат». [ 4 ]
Легенды
[ редактировать ]Согласно легенде, Видевуто и Брутено были королями кимвров , племени в Ютландии . [ 3 ] Изгнанные готами со своей родины, кимвры прибыли в Ульмиганею, местность, населенную довольно примитивными людьми, не имевшими ни сельского хозяйства, ни городов. [ 5 ] Видевуто и Брутено цивилизовали этот регион и назвали его Пруссией в честь Брутено (Прутено). Гинтарас Береснявичюс отметил, что такое прибытие имеет много общего с легендой о происхождении лангобардов . [ 3 ] Видевуто правил мудро и издавал законы, регулирующие семейную жизнь (например, мужчины могли иметь трех жен; разрешалось сжигание тяжело больных родственников; неверность каралась смертью), общественную жизнь (например, запрещалось рабство; отличившиеся воины с лошадью были возведён в дворянство), а также наказания за преступную деятельность. [ 1 ] Брутено был первосвященником ( Криве-Кривайто ), отвечающим за религиозную жизнь. У Видевуто было двенадцать сыновей, имена которых были увековечены в округах Пруссии. Например, Литва была названа в честь старшего сына Литваса, Судовия - в честь Судо и т. д. В возрасте 116 лет Видевуто сжег себя вместе с Брутено во время религиозной церемонии в храме Ромувы . После смерти братьям поклонялись как богу Вурскайто. [ 1 ]
Флаг
[ редактировать ]У Видевуто был белый флаг размером пять на три локтя . [ 6 ] На флаге были портреты трех прусских богов, которые Грюнау воспроизвел в своей работе. Слева находился бог подземного мира Пеколс – старик с белой бородой и белым платком на голове. огненноволосый Перкунас В центре находился средних лет, бог неба, бури и грома. Бог моря, земли и посевов Патримпас изображался в виде молодого безбородого мужчины с венком из колосьев . [ 7 ] На флаге также изображены загадочные символы. Несколько лингвистов безуспешно пытались расшифровать это письмо, надеясь обнаружить древнюю прусскую систему письма. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Видевутис». Энциклопедия Малой Литвы (на литовском языке). Том. 4. Вильнюс: Институт науки и энциклопедического издательства. 2009. 714–716. ISBN 978-5-420-01470-7 .
- ^ Гастингс, Джеймс (1917). «Старые Пруссаки» . Энциклопедия религии и этики . Том. 9. Т. и Т. Кларк. стр. 487–488. ISBN 9780567065131 . ОСЛК 3065458 .
- ^ Jump up to: а б с Береснявичюс, Гинтарас (2006). «Создание прусской амфиктионии в прусских легендах и германском контексте» . Произведения фольклора (на литовском языке) (XXXI): 190–191. ISSN 1392-2831 .
- ^ САНЬКО, Сергей и Алексей Шота. «ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БЕЛОРУССКОГО САКРАЛЬНОГО НАРРАТИВА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ». Политея, нет. 22 (2012): 179-811. По состоянию на 3 марта 2021 г. http://www.jstor.org/stable/24920134 .
- ^ «Ульмигания». Энциклопедия Малой Литвы (на литовском языке). Том. 4. Вильнюс: Институт науки и энциклопедического издательства. 2009. с. 594. ИСБН 978-5-420-01470-7 .
- ^ Jump up to: а б Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. стр. 210–211. ISBN 963-9116-42-4 .
- ^ Пухвель, Яан (1974). «Индоевропейская структура Балтийского пантеона» . Миф в индоевропейской древности . Издательство Калифорнийского университета. п. 79. ИСБН 0-520-02378-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Береснявичюс Г. « Die Religionsreform des Brutenis ». В: Страны Балтии , Nr. 03, 1997. стр. 153-164.