Потто
Часть серии на |
Балтийская религия |
---|

Потримпо (также Potrimpus , Autrimpo , Natrimpe ) был богом морей, земли, зерна и посева в языческой балтийской мифологии и прусской мифологии . Он был одним из трех главных богов, которым поклонялись старые пруссасы . Большая часть того, что известно об этом Боге, получена из ненадежных источников 16-го века. [ 1 ]
Впервые он был упомянут (как Natrimpe ) в 1418 меморандуме Collatio espiscopi varmiensis, отправленном епископом Уормии папе Мартину V [ 2 ] Документ напомнил папе, что тевтонские рыцари успешно христианизировали языческих пруссацев, которые ранее поклонялись «демонам» Перкунасу , Потримпо и Пеколы (и Патолло). [ 3 ] Саймон Грунау утверждал, что Потримпо был богом зерна, а вместе с Богом Грома Перкунас и Богом смерти Пекколы сформировали языческую Троицу. Он был изображен на предполагаемом флаге Widewuto как молодой, веселый человек в венке зерновых ушей . [ 3 ] Грунау также утверждал, что змеи, как существа Потримпо, поклонялись и давали молоко (ср. Žaltys ). Судовийская книга (1520–1530) указала Potrimpo ( Potrimpus ) Богом водопровода и Autrimp ( Autrimpus ) в качестве Бога моря. [ 4 ] Конституции Synodales , книга церковной церемонии, опубликованная в 1530 году, сравнивала Potrimp с Pollux и Autrimp с Castor и Neptune , из римской мифологии . [ 4 ]
Более поздние авторы скопировали эти описания, часто объединяя потримпо и ауторимм в одно божество земли и воды. Ян Сандецки Малеки утверждал, что пруссасин будут молиться, чтобы Потрипо, налить горячий воск в воду и предсказывать будущее на основе форм восковых фигур . [ 4 ] Maciej Stryjkowski был медный кумир (извращенные žaltys писал, что в Храме Ромувы ) . Симонас Даукантас описал Потримпо как бога весны, счастья, изобилия, крупного рогатого скота и зерна. [ 4 ]
Согласно Казимиерасу Буге , название было получено от корневого триммиса , которое связано с литовским глаголом Trempti (чтобы топтать, топать). [ 4 ] После этого исследования Владимир Топоров полагал, что изначально была плодородие, которое Бога Трип, которая впоследствии была разделена на два божества. [ 5 ] Дальнейшие исследователи предположили, что название может быть связано с ритуалом фертильности - топающим, чтобы отпугнуть злых духов и разбудить землю весной. [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЛИМИНГ, Дэвид (17 ноября 2005 г.). Оксфордский компаньон мировой мифологии - Дэвид Лиминг - Google Ksiąki . ISBN 9780190288884 .
- ^ Матулевичюс, Алгирдс (1996). Источники балтийской религии и мифологии (PDF) (у литовского). Тол. И. Вильний: издатели науки и энциклопедии. п. 475. ISBN 5-420-01353-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Puhvel, Jaan (1974). «Индоевропейская структура балтийского пантеона» . Миф в индоевропейской античности . Калифорнийский университет. п. 79. ISBN 0-520-02378-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Balsys, Rimantas (2010). Литовские и прусские боги, богини, духи: от обряда до литовского . Университет Клайпеды . Стр. 280-285. ISBN 978-9955-18-462-1 .
- ^ Jump up to: а беременный Bojtár, Endre (1999). Предисловие к прошлому: культурная история балтийского народа . Ceu Press. п. 304. ISBN 963-9116-42-4 .