Сент-Джонс
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |


Яни ( [jɑːɲi] ) — ежегодный латвийский фестиваль, посвященный летнему солнцестоянию . Хотя астрономически солнцестояние приходится на 21 или 22 июня, государственные праздники — День Лиго и День Яни — приходятся на 23 и 24 июня. Накануне Яни известен как Лигосветки, Лиговакарс или просто Лиго. [ 1 ]
В Яни люди едут из города в сельскую местность, чтобы собираться, есть, пить, петь и праздновать солнцестояние, соблюдая древние народные традиции, связанные с обновлением и плодородием. [ 1 ]
Его отмечают как в Латвии, так и во многих регионах, где проживает латвийская диаспора, например, в США, Канаде, Аргентине и Австралии. [ 2 ] [ не удалось пройти проверку ]
Этимология
[ редактировать ]Название происходит от дохристианского латвийского имени Янис и встречается в письменных источниках еще в 19 веке. Название происходит от глагола jāt «приходить/ехать/уходить» и указывает на смену времен года и продвижение космического потока.
Название Лиго или Лигосветки впервые использовал и представил в 1900 году в своем сборнике песен «Яни» Эмилис Мелнгайлис , который позже выразил сожаление по поводу своего решения в газете « Яунакас Зинас »:
Выпустив свой первый сборник, в который вошли только песни Яни, я (Мелнгайлис) в новый день – 1900 год – следуя разговорному языку, что Янис не латыш, я придумал новое слово Лигосветки, которое на некоторое время заглушило настоящее древнее слово: Jāņa diena, Jāņanakts; поскольку глупость часто занимает почетное место, конец стола, по крайней мере, на короткое время».
— Эмилис Мелнгайлис , « Новые новости », 1928 г.
Использование слова «Лиго», которое время от времени использовалось в 20 и 21 веках, до сих пор обсуждается. Лингвисты заявили, что либо Лиго - это просто неправильно использованный припев , исполняемый во многих традиционных песнях Яни, либо оно происходит от имени Лига или Лиго - предполагаемого второстепенного ливонского языческого божества, олицетворяющего веселье и дружелюбие. Поклонение этому божеству ваиделотисом ( латвийским языческим священником) изображено на флаге Латвийского праздника песни , который был изготовлен для первого праздника в 1873 году, и отображается на каждой церемонии открытия последующих выпусков. [ 3 ]
Традиции
[ редактировать ]
Использование растений
[ редактировать ]Растительный материал, собранный и используемый в декоративных, лечебных и других символических целях, имеет важное значение в праздновании Яни. большинство травянистых растений Используется , но люди обычно собирают подмаренник , коровью пшеницу , вику и клевер .
Растительный материал используют для украшения помещений, дворов, дворов, вплетают венки. В качестве материала для отделки используются определенные породы деревьев. Обычно используются березовые и дубовые ветки, однако осина и ольха не используются, поскольку они считаются злом. [ 4 ] Некоторые травы собирали в полдень, другие — в канун Яни или утром Яни, когда они были покрыты росой. В 1627 г. П. Эйнхорн писал:
День Яни наделяется силой и святостью трав и их ежедневного сбора, а также обладает великими и превосходными свойствами против пожаров, злых эпидемий и болезней людей и скота.
— Пол Эйнхорн. «Идолопоклонство и опровержение суеверий» [ 5 ]
листву рябины , дуба , липы и березы Во время Яни собирают и развешивают для украшения домов, сараев и зернохранилищ, а также привязывают к воротам, дверям и машинам. Терн, чертополох и крапиву подвешивают для отпугивания злых духов и ведьм. В прошлом травянистые растения сушили и скармливали коровам сразу после отела зимой и весной. В День Залю из трав готовили чай , который давали больным людям и домашнему скоту. В День Яни веточки рябины связывали вместе, сушили и использовали для окуривания детей, для лечения болезней, беспокойства или в случае, если ребенка поразил сглаз.
Изготовление венков
[ редактировать ]
Круглые венки из цветов, трав и дубовых листьев плетут и носят на голове. Для изготовления венков для мужчин и женщин используются разные виды растений. Женщины и девушки носят венки из цветов, трав и трав. Считается, что венки, сплетенные из двадцати семи цветов и трав, предотвращают беды и болезни, отпугивают врагов. Мужчины и мальчики носят венки из дубовых листьев, символизирующие физическую силу дуба. Считалось, что дубовые венки обещают благословение лошадям и пчелам. Вместе с сыром Яни и огнями венки также являются символами солнца.
Огонь
[ редактировать ]Во время Джани костры (также известные как пуделя, пуделя, свечи Джани и ведьминское сжигание) зажигаются и горят от заката до следующего утра. Эта практика отражает веру в то, что свет костров перейдет в следующий солнечный год. Считается, что костры следует разжигать на высокой точке ландшафта, откуда свет костра дарует силу и плодородие полям и людям, на которых он светит. Говорят, что прыжки через огонь Яни принесут удачу и здоровье в наступающем году.
Хотя костры обычно разжигаются дровами, также сжигаются бочки со смолой или просмоленные колеса, поднятые на шесты.
Пение
[ редактировать ]Пение песен Лиго или Яни связано с поощрением плодородия, обретением удачи и предотвращением бедствий. Исторически сложилось так, что пение песен Лиго началось за две недели до Яни, достигло своей высшей точки в канун Яни и продолжалось до Дня Петра или Мары (15 августа) - период около месяца. После этого пение песен Лиго прекратилось до следующего года. [ 6 ] Пение песен Лиго в ночь Яни начинается после ужина и продолжается всю ночь до восхода солнца, либо во время прыжков через Огонь Яни, либо при переходе от дома к дому. Посещения Джани с песнями назывались аплигошана, слуги посещали своих хозяев, девушки посещали юношей и наоборот.
В День Яни люди пьют пиво и едят сыр , веря, что это будет способствовать росту ячменя и производству коровьего молока следующим летом. Поющих гостей из соседних домов угощают сыром и пивом.
Другие традиции
[ редактировать ]Ведьмы
[ редактировать ]Существует поверье, что утром в Яни молочные ведьмы бегали по росе и кричали: «Все мне, все мне!» Если кто-нибудь это услышал, он должен ответить: «Я половину из них зарезал!» Тогда не было бы недостатка в молоке. [ 7 ] Считается, что ведьмы маскировались под обычных женщин, одеваясь в белые одежды и распуская волосы. Считается, что, замаскировавшись, они наложили заклинания или проклятия на поля и скот своих врагов.
Цветы папоротника
[ редактировать ]Считалось, что тот, кто найдет цветок папоротника , обретет богатство и счастье, узнает тайны прошлого и будущего. «Тот, кто приобретет цветок папоротника, будет счастлив, потому что он может воплотить в жизнь все, что угодно. Цветку мешают злые духи, и только храбрый человек может его получить». [ 8 ] «В Ночь Яни подпрыгните восемь раз вокруг восьми, находясь на рукоятке метлы, поднятой с земли. В это время не разговаривайте и не смейтесь. Как только вы это сделаете, запрыгните на древко метлы верхом к ближайшему папоротниковый участок, но только самостоятельно, тогда ты увидишь распускание цветка папоротника». [ 9 ] «В поисках цветка папоротника» также относится к парам, извиняющимся от праздника, чтобы побыть наедине и побыть наедине.
История
[ редактировать ]

Празднование Дня Иоанна Крестителя во время летнего солнцестояния было известно во всем христианском мире. С 1584 года Бальтазар Руссов писал в своей «Ливонской хронике» , что «по всей великой земле у Огня Яни происходили великие радостные танцы, пение и прыжки».
Известно, что в то время рижские рыбаки, сборщики мачт и паромы каждый год после солнцестояния отгоняли лодки в Пардаугаву или на некоторые острова Даугавы, где вместе с семьями и гостями жгли костры, радуясь до утренней зари.
Когда в 1759 году Иоганн Штайнхауэр , богатый латвийский сборщик мачт, купил часть Засумуйжи , здесь началась традиция празднования травяного сочельника. Позже празднование было перенесено в поместье Гермелиньш , тогда на правом берегу Даугавы, возле замка. Около 1790 года была введена традиция устраивать праздничные салюты на Даугаве. В 1820 году Рижская городская дума распорядилась перенести Даугавмальский травяной рынок в ворота Шалю в конце улицы Свертувес. В 1832 году латвийский еженедельник « Tas Latviešu Ļaužu Draugs » дал следующее описание праздника:
Эти два дня Яни для нас, горожан, – ежегодные настоящие весёлые дни. Накануне первого дня на берегу Даугавы открывается большой цветочный рынок. Тогда крестьяне, жившие в окрестностях, привозили цветы, венки и разные травы, садовники привозили свои самые красивые и дорогие товары, а горожане приходили и покупали – то венки на детскую радость, то цветы для любимого человека в качестве подарка. дар, или жеребенка, или мята и другие подобные травы, помогающие от разных болезней. Другие приходят, желая увидеть большую толпу, поиграть в азартные игры и гулять, пока не стемнеет.
— « Этот друг латышского народа »,
После обретения Латвией независимости в 1918 году празднование Zāļu diena превратилось в народный праздник. Было предложено признать 22, 23 и 24 июня национальными праздниками, 22 июня отмечать День героев (в память о победе в Цесисской битве ), Zāļu diena 23 июня и День Яни 24 июня. [ 10 ]
Подобные праздничные традиции празднования во всем мире
[ редактировать ]
Празднование летнего солнцестояния – древняя европейская традиция. Особенно это наблюдалось в таких странах, как Дания, Эстония, Латвия, Финляндия, Швеция, Россия, Ирландия, Франция, Беларусь, Норвегия, Италия, Португалия, Мальта, Великобритания, Испания, Польша, Украина.
Его также наблюдали европейские поселенцы в Канаде (особенно в Квебеке ) и США.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ятниеце, Аманда (21 июня 2012 г.). «Во время Дня Иоанна нас ждет очень долгая ночь» . Латвийский онлайн . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Андрис Страуманис (10 июня 2006 г.). «Латыши всего мира готовятся праздновать Яни» . Латыши онлайн . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Барканс, Элмарс (22 июня 2024 г.). "Нет - на Пасху! Латыши уже больше века спорят о "неподходящем" имени Святого Иоанна" [От той Пасхи! Уже более века латыши спорят о «неуместном» названии Яни. Jauns.lv (на латышском языке) . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Б. Риекстиньш, "Отдых" 1932, 17. VI,
- ^ Пол Эйнхорн. «Идолопоклонство и опровержение суеверий», 1627. Цитируется по: Петерис Шмитс . Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
- ^ Д. Озолиньш, Яунрозе. От: Питер Шмидт. Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
- ^ А. Залите, Берзпилс. От: Питер Шмидт. Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
- ^ Б. Риекстиньш, "Отдых", 1932, 17. VI,
- ^ Л. Айзупе, Ирлава. От: Питер Шмидт. Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
- ^ Анита Бормане (22 июня 2012 г.). "В Риге звучит первый клич "лиго"!" (на латышском языке). Латвийская газета . Проверено 26 июня 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Освальд Лидекс (1940). Латвийский праздник. Рига.
- Питер Шмидт (1940–1941). Латышские народные поверья. Рига.
- Эдит Коллер (1992). Латвийские сезонные праздники. Одеваться
- Латышские народные песни Том. IV Рига, 1982 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Латышские народные песни о празднике Яни (на латышском языке)
- Описания праздника Яни «Латвийские дайны» (на латышском языке)
- Латышские песни Яни (на латышском языке)
- Символы летнего солнцестояния (на английском языке)
- Устричная трава. Размышления об Иоанне (на латышском языке)
- Латвийские традиционные сезонные ритмы (на латышском языке)
- Традиционные ритуалы солнцестояния в Турайде – виртуальный тур 360° | Виртуальная Латвия (на латышском языке)