Jump to content

Сент-Джонс

Мужчина с венком из дубовых листьев зажигает пуделе (контейнер, наполненный смолой, украшенный дубовыми листьями и прикрепленный к шесту).
сыр Святого Иоанна

Яни ( [jɑːɲi] ) — ежегодный латвийский фестиваль, посвященный летнему солнцестоянию . Хотя астрономически солнцестояние приходится на 21 или 22 июня, государственные праздники — День Лиго и День Яни — приходятся на 23 и 24 июня. Накануне Яни известен как Лигосветки, Лиговакарс или просто Лиго. [ 1 ]

В Яни люди едут из города в сельскую местность, чтобы собираться, есть, пить, петь и праздновать солнцестояние, соблюдая древние народные традиции, связанные с обновлением и плодородием. [ 1 ]

Его отмечают как в Латвии, так и во многих регионах, где проживает латвийская диаспора, например, в США, Канаде, Аргентине и Австралии. [ 2 ] [ не удалось пройти проверку ]

Этимология

[ редактировать ]

Название происходит от дохристианского латвийского имени Янис и встречается в письменных источниках еще в 19 веке. Название происходит от глагола jāt «приходить/ехать/уходить» и указывает на смену времен года и продвижение космического потока.

Название Лиго или Лигосветки впервые использовал и представил в 1900 году в своем сборнике песен «Яни» Эмилис Мелнгайлис , который позже выразил сожаление по поводу своего решения в газете « Яунакас Зинас »:

Выпустив свой первый сборник, в который вошли только песни Яни, я (Мелнгайлис) в новый день – 1900 год – следуя разговорному языку, что Янис не латыш, я придумал новое слово Лигосветки, которое на некоторое время заглушило настоящее древнее слово: Jāņa diena, Jāņanakts; поскольку глупость часто занимает почетное место, конец стола, по крайней мере, на короткое время».

Использование слова «Лиго», которое время от времени использовалось в 20 и 21 веках, до сих пор обсуждается. Лингвисты заявили, что либо Лиго - это просто неправильно использованный припев , исполняемый во многих традиционных песнях Яни, либо оно происходит от имени Лига или Лиго - предполагаемого второстепенного ливонского языческого божества, олицетворяющего веселье и дружелюбие. Поклонение этому божеству ваиделотисом ( латвийским языческим священником) изображено на флаге Латвийского праздника песни , который был изготовлен для первого праздника в 1873 году, и отображается на каждой церемонии открытия последующих выпусков. [ 3 ]

Традиции

[ редактировать ]
Иоаннов день у поместья Муйжеля в 1793 году ( Бротце ).

Использование растений

[ редактировать ]

Растительный материал, собранный и используемый в декоративных, лечебных и других символических целях, имеет важное значение в праздновании Яни. большинство травянистых растений Используется , но люди обычно собирают подмаренник , коровью пшеницу , вику и клевер .

Растительный материал используют для украшения помещений, дворов, дворов, вплетают венки. В качестве материала для отделки используются определенные породы деревьев. Обычно используются березовые и дубовые ветки, однако осина и ольха не используются, поскольку они считаются злом. [ 4 ] Некоторые травы собирали в полдень, другие — в канун Яни или утром Яни, когда они были покрыты росой. В 1627 г. П. Эйнхорн писал:

День Яни наделяется силой и святостью трав и их ежедневного сбора, а также обладает великими и превосходными свойствами против пожаров, злых эпидемий и болезней людей и скота.

Пол Эйнхорн. «Идолопоклонство и опровержение суеверий» [ 5 ]

листву рябины , дуба , липы и березы Во время Яни собирают и развешивают для украшения домов, сараев и зернохранилищ, а также привязывают к воротам, дверям и машинам. Терн, чертополох и крапиву подвешивают для отпугивания злых духов и ведьм. В прошлом травянистые растения сушили и скармливали коровам сразу после отела зимой и весной. В День Залю из трав готовили чай , который давали больным людям и домашнему скоту. В День Яни веточки рябины связывали вместе, сушили и использовали для окуривания детей, для лечения болезней, беспокойства или в случае, если ребенка поразил сглаз.

Изготовление венков

[ редактировать ]
Девушка плетёт венок из цветов

Круглые венки из цветов, трав и дубовых листьев плетут и носят на голове. Для изготовления венков для мужчин и женщин используются разные виды растений. Женщины и девушки носят венки из цветов, трав и трав. Считается, что венки, сплетенные из двадцати семи цветов и трав, предотвращают беды и болезни, отпугивают врагов. Мужчины и мальчики носят венки из дубовых листьев, символизирующие физическую силу дуба. Считалось, что дубовые венки обещают благословение лошадям и пчелам. Вместе с сыром Яни и огнями венки также являются символами солнца.

Во время Джани костры (также известные как пуделя, пуделя, свечи Джани и ведьминское сжигание) зажигаются и горят от заката до следующего утра. Эта практика отражает веру в то, что свет костров перейдет в следующий солнечный год. Считается, что костры следует разжигать на высокой точке ландшафта, откуда свет костра дарует силу и плодородие полям и людям, на которых он светит. Говорят, что прыжки через огонь Яни принесут удачу и здоровье в наступающем году.

Хотя костры обычно разжигаются дровами, также сжигаются бочки со смолой или просмоленные колеса, поднятые на шесты.

Пение песен Лиго или Яни связано с поощрением плодородия, обретением удачи и предотвращением бедствий. Исторически сложилось так, что пение песен Лиго началось за две недели до Яни, достигло своей высшей точки в канун Яни и продолжалось до Дня Петра или Мары (15 августа) - период около месяца. После этого пение песен Лиго прекратилось до следующего года. [ 6 ] Пение песен Лиго в ночь Яни начинается после ужина и продолжается всю ночь до восхода солнца, либо во время прыжков через Огонь Яни, либо при переходе от дома к дому. Посещения Джани с песнями назывались аплигошана, слуги посещали своих хозяев, девушки посещали юношей и наоборот.

В День Яни люди пьют пиво и едят сыр , веря, что это будет способствовать росту ячменя и производству коровьего молока следующим летом. Поющих гостей из соседних домов угощают сыром и пивом.

Другие традиции

[ редактировать ]

Существует поверье, что утром в Яни молочные ведьмы бегали по росе и кричали: «Все мне, все мне!» Если кто-нибудь это услышал, он должен ответить: «Я половину из них зарезал!» Тогда не было бы недостатка в молоке. [ 7 ] Считается, что ведьмы маскировались под обычных женщин, одеваясь в белые одежды и распуская волосы. Считается, что, замаскировавшись, они наложили заклинания или проклятия на поля и скот своих врагов.

Цветы папоротника

[ редактировать ]

Считалось, что тот, кто найдет цветок папоротника , обретет богатство и счастье, узнает тайны прошлого и будущего. «Тот, кто приобретет цветок папоротника, будет счастлив, потому что он может воплотить в жизнь все, что угодно. Цветку мешают злые духи, и только храбрый человек может его получить». [ 8 ] «В Ночь Яни подпрыгните восемь раз вокруг восьми, находясь на рукоятке метлы, поднятой с земли. В это время не разговаривайте и не смейтесь. Как только вы это сделаете, запрыгните на древко метлы верхом к ближайшему папоротниковый участок, но только самостоятельно, тогда ты увидишь распускание цветка папоротника». [ 9 ] «В поисках цветка папоротника» также относится к парам, извиняющимся от праздника, чтобы побыть наедине и побыть наедине.

Травяной вечер на Даугавмале (берега Даугавы ) , 18 век.
Торговцы травами и венками на рынке Даугавмала в Риге , 1920 год.

Празднование Дня Иоанна Крестителя во время летнего солнцестояния было известно во всем христианском мире. С 1584 года Бальтазар Руссов писал в своей «Ливонской хронике» , что «по всей великой земле у Огня Яни происходили великие радостные танцы, пение и прыжки».

Известно, что в то время рижские рыбаки, сборщики мачт и паромы каждый год после солнцестояния отгоняли лодки в Пардаугаву или на некоторые острова Даугавы, где вместе с семьями и гостями жгли костры, радуясь до утренней зари.

Когда в 1759 году Иоганн Штайнхауэр , богатый латвийский сборщик мачт, купил часть Засумуйжи , здесь началась традиция празднования травяного сочельника. Позже празднование было перенесено в поместье Гермелиньш , тогда на правом берегу Даугавы, возле замка. Около 1790 года была введена традиция устраивать праздничные салюты на Даугаве. В 1820 году Рижская городская дума распорядилась перенести Даугавмальский травяной рынок в ворота Шалю в конце улицы Свертувес. В 1832 году латвийский еженедельник « Tas Latviešu Ļaužu Draugs » дал следующее описание праздника:

Эти два дня Яни для нас, горожан, – ежегодные настоящие весёлые дни. Накануне первого дня на берегу Даугавы открывается большой цветочный рынок. Тогда крестьяне, жившие в окрестностях, привозили цветы, венки и разные травы, садовники привозили свои самые красивые и дорогие товары, а горожане приходили и покупали – то венки на детскую радость, то цветы для любимого человека в качестве подарка. дар, или жеребенка, или мята и другие подобные травы, помогающие от разных болезней. Другие приходят, желая увидеть большую толпу, поиграть в азартные игры и гулять, пока не стемнеет.

После обретения Латвией независимости в 1918 году празднование Zāļu diena превратилось в народный праздник. Было предложено признать 22, 23 и 24 июня национальными праздниками, 22 июня отмечать День героев (в память о победе в Цесисской битве ), Zāļu diena 23 июня и День Яни 24 июня. [ 10 ]

Подобные праздничные традиции празднования во всем мире

[ редактировать ]
Почтовая марка, посвященная латвийскому фестивалю Лиго (СССР, 1991 г.)

Празднование летнего солнцестояния – древняя европейская традиция. Особенно это наблюдалось в таких странах, как Дания, Эстония, Латвия, Финляндия, Швеция, Россия, Ирландия, Франция, Беларусь, Норвегия, Италия, Португалия, Мальта, Великобритания, Испания, Польша, Украина.

Его также наблюдали европейские поселенцы в Канаде (особенно в Квебеке ) и США.

  1. ^ Перейти обратно: а б Ятниеце, Аманда (21 июня 2012 г.). «Во время Дня Иоанна нас ждет очень долгая ночь» . Латвийский онлайн . Проверено 26 июня 2015 г.
  2. ^ Андрис Страуманис (10 июня 2006 г.). «Латыши всего мира готовятся праздновать Яни» . Латыши онлайн . Проверено 10 апреля 2020 г.
  3. ^ Барканс, Элмарс (22 июня 2024 г.). "Нет - на Пасху! Латыши уже больше века спорят о "неподходящем" имени Святого Иоанна" [От той Пасхи! Уже более века латыши спорят о «неуместном» названии Яни. Jauns.lv (на латышском языке) . Проверено 22 июня 2024 г.
  4. ^ Б. Риекстиньш, "Отдых" 1932, 17. VI,
  5. ^ Пол Эйнхорн. «Идолопоклонство и опровержение суеверий», 1627. Цитируется по: Петерис Шмитс . Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
  6. ^ Д. Озолиньш, Яунрозе. От: Питер Шмидт. Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
  7. ^ А. Залите, Берзпилс. От: Питер Шмидт. Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
  8. ^ Б. Риекстиньш, "Отдых", 1932, 17. VI,
  9. ^ Л. Айзупе, Ирлава. От: Питер Шмидт. Латышские народные поверья. Рига, 1940–1941 гг.
  10. ^ Анита Бормане (22 июня 2012 г.). "В Риге звучит первый клич "лиго"!" (на латышском языке). Латвийская газета . Проверено 26 июня 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Освальд Лидекс (1940). Латвийский праздник. Рига.
  • Питер Шмидт (1940–1941). Латышские народные поверья. Рига.
  • Эдит Коллер (1992). Латвийские сезонные праздники. Одеваться
  • Латышские народные песни Том. IV Рига, 1982 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b18eee002f6aef19fc0a517893c799b2__1719221460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/b2/b18eee002f6aef19fc0a517893c799b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jāņi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)