Религия в Бангладеш
Часть серии о |
Культура Бангладеш |
---|
Организация Объединенных Наций относит Бангладеш к категории умеренно-демократической мусульманской страны . [2] [3] Суннитский ислам является крупнейшей и наиболее доминирующей религией, исповедуемой в стране. [4] [5] В Конституции Бангладеш ислам дважды упоминается во введении и в первой части конституции. Документ начинается с исламской фразы « Бисмиллахир Рахманир Рахим» (بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ), которая на английском языке переводится как «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», а статья (2А) гласит: «Ислам – это религия государство республика» (хотя оно было добавлено позже). [6]
В Бангладеш существуют четыре основные религии; Ислам , индуизм , буддизм и христианство . Некоторые люди также исповедуют такие религии, как сикхизм , вера бахаи , сарнаизм , анимизм и некоторые другие религии. Ислам является крупнейшей религией во всех округах Бангладеш, кроме Рангамати .
Премьер-министр Шейх Хасина заявила, что Бангладеш будет управляться в соответствии с духом Конституции Медины . [7] [8] Но в то же время Конституция Бангладеш называет секуляризм одним из четырех основополагающих принципов первоначальной Конституции Бангладеш. [9] Несмотря на то, что ислам является государственной религией, Бангладеш в основном управляется светскими законами , принятыми во времена, когда страной управляла Британская Корона . [10]
В конституции также говорится, что «государство должно обеспечивать равный статус и равные права в отправлении индуистской, буддийской, христианской и других конфессий и религий». [11] « Свобода религии » является ее базовой структурой, гарантированной конституцией Бангладеш, в которой она призывает к равным правам для всех своих граждан, независимо от их религиозных различий, а также запрещает дискриминацию по религиозному признаку на различных платформах.
Бангладеш является одной из немногих светских стран с мусульманским большинством и « прозелитизмом », то есть переходом из одной религии в другую, юридически принято и легализовано законом в соответствии со статьей 41 конституции, при условии соблюдения закона, общественного порядка и морали. [12]
Население религии по
Религия | Население |
---|---|
мусульмане | 150,360,405 |
Индусы | 13,130,110 |
буддисты | 1,007,468 |
Христиане | 495,475 |
Другие | 198,190 |
Общий | 169,828,921 |
Религии [ править ]
Ислам [ править ]
население Согласно переписи 2022 года, мусульманское Бангладеш составило более 150,36 миллиона человек, в результате чего мусульмане составляют 91,04% населения страны. [16] [17] По оценкам, в Бангладеш проживает более 1 миллиона беженцев-мусульман рохинджа, прибывших сюда во время резни (2016–2017 гг.) В Мьянме. [18] 28 сентября 2018 года на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина заявила, что сейчас в Бангладеш проживают 1,1–1,3 миллиона беженцев-рохинджа. [19] [20]
Конституция Бангладеш провозглашает ислам государственной религией . Бангладеш является четвертой по величине страной с мусульманским населением. Мусульмане являются преобладающей общиной страны и составляют большинство населения во всех восьми округах Бангладеш. Подавляющее большинство мусульман Бангладеш — — бенгальские мусульмане 88 процентов , но небольшая часть (около 2 процентов) — мусульмане-бихари и рохинджа . Большинство мусульман в Бангладеш — сунниты , но есть небольшая шиитская община. Большинство шиитов проживают в городских районах. [ нужна ссылка ] Хотя шиитов немного, [21] Шиитские обряды, посвященные мученической смерти внука Мухаммеда , Хусейна ибн Али , широко соблюдаются суннитами страны. [22] Мусульмане празднуют Ид уль-Фитр , Ид уль-Адха , Мухаррам , Милад ун-Наби , Шаб-э-Барат и Чанд Раат по всей стране с большой помпой и великолепием. Ежегодная Бишва Иджтема - крупнейшее и наиболее известное собрание мусульман в Бангладеш.
Мусульманская община в Бенгальском регионе , то есть в Бангладеш и Западной Бенгалии (индийский штат), развивалась независимо от доминирующих исламских правил в Индии. Особенности бангладешского индуизма, как и в других частях Южной Азии (Индийский субконтинент), повлияли как на практику, так и на социальную структуру бангладешской мусульманской общины. Несмотря на общую личную приверженность мусульманам Бангладеш исламу, соблюдение исламских ритуалов и принципов варьируется в зависимости от социального положения, региона и личных соображений. В сельских регионах некоторые верования и обычаи, как правило, включают в себя элементы, которые отличаются от ортодоксального ислама и часто противоречат ему. По словам Азиза Ахмада, арабские исламские ученые считают, что форма ислама, которой следуют в Бенгалии, то есть (Бангладеш, Западная Бенгалия), содержит в себе некоторые элементы криптоиндуизма . [ нужна ссылка ]
Индуизм [ править ]
Индуизм является второй по величине религиозной религией в Бангладеш : около 13,1 миллиона человек идентифицируют себя как индуисты из 165,16 миллиона человек и составляют около 7,95 процента от общей численности населения как второе по величине меньшинство согласно недавней переписи 2022 года. [23] [14] [24] По численности населения Бангладеш является третьей по величине страной мира по населению индуистов, сразу после Индии и Непала . [25]
Бангладешские индуисты - это преимущественно бенгальские индуисты , но отдельное индуистское население также существует среди коренных племен, таких как Гаро, Кхаси, Джайнтия, Сантал, Бишнуприя Манипури, Трипури, Мунда, Ораон, Дханук и т. д.Индуисты равномерно распределены по всем регионам Бангладеш, со значительной концентрацией в северной, юго-западной и северо-восточной частях страны. По своей природе бангладешский индуизм очень напоминает ритуалы и обычаи индуизма, практикуемые в соседнем индийском штате Западная Бенгалия , с которым Бангладеш (одно время известный как Восточная Бенгалия ) был объединен до раздела Индии в 1947 году. Индуистские фестивали Дурга Пуджа , Ратх Ятра , Дол Ятра (Холи) , Джанмаштами , Дипабали , Санкранти , Кали Пуджа , Лакшми Пуджа , Сарасвати Пуджа и т. д. становятся свидетелями ликующих празднований в различных городах, поселках и деревнях Бангладеш.
Буддизм [ править ]
Около 1 миллиона человек в Бангладеш придерживаются Тхеравады школы буддизма . По данным переписи 2022 года, буддисты составляют около 0,63 процента населения Бангладеш. [26]
В древности регион современного Бангладеш был центром буддизма в Азии. Буддийская цивилизация, включая философию и архитектуру, пришла в Тибет , Юго-Восточную Азию и Индонезию из Бенгалии. Считается, что буддийская архитектура Камбоджи, Индонезии и Таиланда, в том числе храм Ангкор-Ват и вихара Боробудур, была вдохновлена древними монастырями Бангладеш, такими как Сомапура Махавихара .
Большинство последователей буддизма в Бангладеш проживают в районе Читтагонг. Здесь буддизм исповедуют бенгальскоязычные жители Баруа , которые почти исключительно буддисты и в значительной степени сконцентрированы в районе Читтагонга, а также немногие буддисты Баруа живут в других частях Бангладеш, таких как Комилла, Мименсингх, Рангпур, Силхет. . Большинство последователей буддизма в Бангладеш проживают в юго-восточном регионе, особенно в горных районах Читтагонг , Читтагонг и Комилла округах . Большинство буддистов горного района Читтагонг принадлежат к племенам чакма, марма, мру, кхуми, баум, чак, куки, муранг, танчангья и кхианг, которые с незапамятных времен исповедуют буддизм. Другие племенные общины, практикующие анимизм , попали под определенное буддийское влияние. Верования и ритуалы буддийских общин в этом регионе представляют собой смесь буддизма и древних анимистических верований. Будда Пурнима — наиболее широко отмечаемый праздник как среди бенгальских буддистов, так и среди буддийских племен.
Христианство [ править ]
Христианство пришло на территорию современной Бангладеш в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков нашей эры через португальских торговцев и миссионеров. Христиане, насчитывающие около полумиллиона человек, составляют примерно 0,29 процента от общей численности населения и в основном представляют собой городскую общину. [27] Среди бенгальских христиан преобладает католицизм, а остальные в основном баптисты и другие. Немногие последователи христианства также присутствуют среди некоторых коренных племенных общин, таких как Гаро, Сантал, Орао, Чакма, Хаси, Лушей, Баум и т. д.
Церковь адвентистов седьмого дня и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД) также существуют в Бангладеш.
Сикхизм [ править ]
Присутствие этой религии восходит к визиту Гуру Нанака в 1506–07 годах с некоторыми из его последователей с целью распространения сикхизма в районе современной Бангладеш. Когда некоторые бенгальцы приняли эту веру, сикхская община. родилась [28] Эта община стала больше, когда почти 10 000 сикхов прибыли из Индии во время Освободительной войны Бангладеш . Это сообщество добилось больших успехов в стране. насчитывается почти 10 гурдваров . Сегодня в Бангладеш [29] Среди них только семь хорошо известны, особенно Гурдвара Нанак Шахи рядом с Даккским университетом в Дакке, построенная в 1830 году, самая старая гурдвара в Бангладеш.
Иудаизм [ править ]
На территории современной Бангладеш с 18 века жили евреи , но их число всегда было очень небольшим, часто всего несколько человек. в 1947 году еврейское население Восточной Бенгалии На момент раздела Британской Индии составляло всего около 135 евреев . [30]
К концу 1960-х годов большая часть еврейской общины уехала в Калькутту . [31] По словам историка Зиауддина Тарика Али, попечителя Музея войны за освобождение , «в Бангладеш [после обретения независимости] проживало две еврейские семьи, но обе мигрировали в Индию — одна в 1973 году, а другая в 1975 году». [32] В 2018 году в Дакке проживало 4 еврея. [33]
Другие религии [ править ]
В Бангладеш есть небольшая община Веры Бахаи . У бахаи есть духовные центры в Дакке, Читтагонге, Кхулне, Раджшахи, Силхете, Барисале, Рангпуре, Мименсингхе, Джессоре, Рангамати и других местах.
В Бангладеш также есть крошечная община Брахмо Самадж .
также Свидетели Иеговы существуют в Бангладеш.
Атеизм [ править ]
Опрос, проведенный по заказу WIN-Gallup International с 5 по 25 ноября 2014 года, показал, что менее одного процента жителей Бангладеш заявили, что они «убеждены атеисты». [34] [35]
В Бангладеш несколько человек, особенно блоггеры, секуляристы, либералы, нерелигиозные люди и немусульмане, были жестоко убиты исламскими боевиками. [36] [37] [38] [39] [40] за насмешки и сомнения в исламе . [41] Исламские боевики-джихадисты в стране рассматриваются властями Бангладеш как ключевая проблема. Исламистские идеологии были импортированы в Бангладеш в начале 1990-х годов джихадистами, вернувшимися из советско-афганской войны , которые хотели превратить Бангладеш в полноценное исламское государство, управляемое исламским правом или законами шариата со 100-процентным мусульманским населением. [42] [43] [44] [45]
История [ править ]
ландшафт Бангладеш раздела до Демографический
В Восточной Бенгалии (современная Бангладеш) к году (1941 г.) проживало 39,12 миллиона человек, из которых 27,5 миллиона человек были последователями исламской религии, что составляло около (70,3%) населения региона, а 10,95 миллиона принадлежали к индуистам. вера составляет (28%) региона. [47] Меньшее количество людей (6,65 лакха) исповедуют буддизм, анимизм и христианство вместе, представляя около (1,7%) населения региона.
ландшафт Бангладеш после обретения независимости от Пакистана (1974 Демографический г. )
После 1974 года Восточный Пакистан стал суверенным государством Народной Республики Бангладеш. За это время население Бангладеш составляло 68,7 миллиона человек, из которых большинство из 58,7 миллионов человек исповедовали исламскую веру, что составляет 85,4% населения страны. Индуисты являются второй по величине общиной с населением в 9,28 миллиона человек, что составляет 13,5% населения страны. населения, а 1,1% исповедуют другие религии, такие как буддизм и христианство. [48]
иммиграции Кризис и беженцев
До раздела Бенгалии было обнаружено, что мусульманское население Западной Бенгалии составляло 26%, а индуистское население Восточной Бенгалии - 28% соответственно. Вскоре после раздела мусульманское население в Западной Бенгалии сократилось с 26% в 1941 году до 19% в 1951 году, а индуистское население в Восточной Бенгалии сократилось с 28% в 1941 году до 22% в 1951 году. Камаль, Нахид (2009). Траектории народонаселения Бангладеш и Западной Бенгалии в двадцатом веке: сравнительное исследование (PDF) (доктор философии). Лондонская школа экономики. п. 110 . Проверено 7 апреля 2022 г.
Во время освободительной войны Бангладеш 1971 года.
Подсчитано, что во время освободительной войны в Бангладеш около 10 миллионов человек, большинство из которых на 80% были индуистами, бежали из Восточного Пакистана в соседнюю Индию в качестве беженцев после пыток пакистанской армии, а после обретения независимости около 1,5 человек. -2 миллиона индусов остались в Индии и больше не вернулись. [49]
Секуляризм [ править ]
секуляризма Аспекты практика и
Бангладеш объявила себя светским государством с момента своего рождения в 1971 году. Секуляризм был выбран в качестве одного из четырех столпов, которые должны были определять официальную политику страны. В определенной степени бангладешцы были «светскими». Секуляризм в Бангладеш означает плюрализм религиозных конфессий в отличие от более широких определений этого термина. [8] Таджуддин Ахмад , временный премьер-министр Бангладеш (1971-72), встретился с буддийской делегацией. Согласно сообщению Bangladesh Observer, премьер-министр заявил, что Бангладеш будет «полностью светским государством без государственной религии и обеспечит абсолютную свободу любым религиозным убеждениям и практикам». религии, но в то же время он сказал, что никому не позволит эксплуатировать людей во имя религии», например, смешение религии с политикой, которое можно увидеть в теократическом государстве, таком как Пакистан . [50] 12 октября 1972 года, участвуя в обсуждении в парламенте проекта конституции, Банагабанду буквально шейх Муджибур Рахман , первый премьер-министр Бангладеш, который когда-то был набожным членом мусульманской лиги, сказал: «Мы, бангладешцы, верим в секуляризм. Секуляризм не означает отсутствие религии. Мусульмане, индуисты, христиане, буддисты — каждый будет исповедовать свою собственную религию. Никто не может вмешиваться в религиозные убеждения других. Народ Бангладеш не хочет вмешательства в религию». «Далее он сказал, что религию нельзя использовать по политическим мотивам. В Бангладеш не будет разрешено использовать религию в политических целях. Он считал, что если кто-то сделает это, народ Бангладеш примет против него ответные меры». [51] Но вскоре после его смерти первоначальная конституция была изменена в 1978 году, включив фразу «абсолютное доверие и вера во Всемогущего Аллаха» в качестве пятой поправки к конституции правительством Зиаура Рахмана , чтобы заменить секуляризм как государственный принцип. Военный диктатор, последовавший за Рехманом, Хусейн Мухаммад Эршад , пошел еще дальше и провозгласил ислам официальной религией в 1988 году. Партия Бангабандху, Бангладешская Авами Лига , снова пришла к власти в январе 2009 года с обещанием восстановить конституцию 1972 года. . Частично они сделали это посредством 15-й поправки к конституции в 2013 году, но сохранили ислам в качестве государственной религии. [8] В 2010 году Верховный суд Бангладеш признал пятую поправку незаконной и восстановил секуляризм как один из основных принципов Конституции. [52] хотя ислам оставался государственной религией в конституции. [53]
Основные аспекты светских принципов
Статья 8 части - (II) определила светскость как основополагающий принцип государственной политики. [54] Основные принципы секуляризма в конституции Бангладеш описаны в статье 12 Части (II) [55] -
12. Принцип светскости реализуется путем устранения:
а) коммунализм во всех его формах;
b) предоставление государством политического статуса любой религии;
с) злоупотребление религией в политических целях;
(d) Любая дискриминация или преследование лиц, исповедующих определенную религию.
Споры
Ислам является государственной религией Бангладеш согласно статье 2А, но эта статья вступила в прямое противоречие со статьей 12 части (II) 2-й строфы, в которой говорится, что «государство не должно предоставлять политический статус в пользу какой-либо религии», поскольку секуляризм имеет был определен как один из четырех фундаментальных принципов Бангладеш. [6] [55] [56] Статья (2А) конституции также гласит, что «государство должно обеспечивать равный статус и равные права в отправлении индуистской, буддийской, христианской и других религий», одновременно предоставляя особый статус исламу, что привело к огромным спорам относительно фундамент страны. [57] [6] Верховный суд Бангладеш 28 марта 2016 года подтвердил статус ислама как государственной религии. [58] Решение было вынесено отделением Высокого суда при отклонении петиции, поданной почти 28 лет назад Самендрой Натхом Госвами, оспаривающей ислам как религию республики, которая прямо противоречит светским основам нации. [57] [56] Петицию ранее также поддержал профессор Анисуззаман , один из лидеров петиционной организации, который заявил, что Бангладеш была основана как светское государство, и наличие государственной религии противоречит базовой структуре конституции». [59] [60]
14 ноября 2016 года высокопоставленный лидер правящей Народной лиги заявил, что Бангладеш откажется от ислама как государственной религии страны, «когда придет время и ислам сохранится в качестве государственной религии по стратегическим причинам», - заявил член президиума партии и бывший министр Абдур Раззак . [61] Армия Бангладеш имеет тесную идеологическую связь с правоцентристскими и консервативными политическими партиями, возглавляемыми Националистической партией Бангладеш , и армия также заявила, что термин «бангладешский национализм» относится к стране как исламской нации, учитывая, что более 91% населения их нация – мусульмане. [62] Каждый год, 9 июня, лидеры индуистского, буддийского и христианского религиозного единства Бангладеш вместе отмечали этот день как «Черный день», поскольку в этот день 1988 года страна была объявлена исламской генералом Хусейном Мухаммадом Эршадом . Совет индуистско-буддистско-христианского единства Бангладеш также несколько раз призывал исключить из конституции восьмую поправку «Ислам как государственная религия республики». [63]
прошли масштабные дебаты Недавно, 4 июля 2021 года, в парламенте о том, что сохранение секуляризма в конституции страны противоречит исламу и Корану . Харунур Рашид , бангладешский депутат от партии BNP, заявил премьер-министру Шейх Хасине в парламенте, что «в Коране нет упоминания о секуляризме, и это противоречит исламу». Затем премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина ответила ему, заявив, что «секуляризм в конституции Бангладеш никогда не противоречит исламу, поскольку в Коране есть упоминание этого слова - («Ла'кум Динукум Валиядин»), которое означает, что каждый имеет право на Следуйте своим собственным убеждениям и религии, и он / она будет следовать своей религии. Законодатель BNP также заявил, что сохранение секуляризма в конституции противоречиво для страны с мусульманским большинством, что снова приводит к ожесточенным спорам относительно основания страны. [64] [65] 15 октября 2021 года государственный министр информации Бангладеш Мурад Хасан заявил, что Бангладеш вернется к своей конституции 1972 года, предложенной Отцом нации Бангабандху шейхом Муджибуром Рахманом. Мурад заявил, что ислам не является государственной религией и он в это не верит. Далее он заявил, что «мы вернемся к конституции 1972 года. Мы скоро добьемся принятия этого закона в парламенте под руководством премьер-министра (шейх Хасины)». Далее он сказал: «Военные диктаторы пытались подорвать основной идеал секуляризма Бангладеш, объявив ислам государственной религией, и набросились на Националистической партии Бангладеш лидера «Джамаат и ислами» за развязывание насилия и создание раскола в стране во имя религии. [66] [67] Председатель Бангладешской партии Джатия (JaPa) Г.М. Квадер в понедельник раскритиковал государственного министра информации д-ра Мурада Хасана за его высказывания об изменении статуса ислама как государственной религии Бангладеш. ГМ Квадер заявил, что «он нарушил клятву сохранять конституцию. По его мнению, государственный министр должен уйти в отставку», поскольку государственный министр хочет лишить ислам официального статуса, вернув первоначальную светскую конституцию Бангладеш 1972 года. [68] Он также заявил, что государственный министр также совершил гнусный поступок, сделав уничижительные высказывания в адрес основателя ДжаПа Его Величества Эршада и армии. Лидер партии призвал премьер-министра принять меры против младшего министра и исключить его из Народной лиги. [69]
В ноябре 2022 года министр юстиции Бангладеш Анисул Хук объявил, что правящая партия Бангладеш «Авами Лига» планирует восстановить первоначальную светскую конституцию страны 1972 года и вскоре отменит поправку, которая сделала ее «исламской» нацией, отказавшись от статьи 2А, и далее заявил, что она будет сделать это, когда придет подходящее время. [70] [71] 8 января 2023 года индуистско-буддийско-христианская организация Ойкья Паришад из Бангладеш представила меморандум премьер-министру Шейх Хасине , требуя, чтобы правящая Авами Лига злоупотребила голосами меньшинства и жестоко предала его. Представление меморандума произошло после того, как приход завершил свой марш в столицу из Читтагонга . Приход также организовал митинг протеста перед храмом Рамна Кали Мандир в Дакке , и в это время генеральный секретарь Паришада г-н Рана Дасгупта зачитал меморандум, в котором говорилось: «Они видели невооруженным глазом, как изменилась светская конституция 1972 года. была преобразована в общинную и как государственная религия ислам (статья 2А) была включена в конституцию в 1988 году военным диктаторским президентом Хусейном Мухаммадом Эршадом . Далее он пришел к выводу, что «это не только разделило людей по признаку. религии, но и превратили религиозно-этнические меньшинства страны в граждан 2-го сорта. Многие группы религиозных меньшинств были вынуждены эмигрировать из-за многих лет лишений, дискриминации, преследований и угнетения со стороны Исламского государства». [72] [73] [74]
1 марта 2023 года профессор Сайед Анвар Хусейн с исторического факультета Университета Дакки призвал студентов и молодежное сообщество страны создать сопротивление компромиссу правительства и заявил, что сохранение ислама в качестве государственной религии в конституции, Нация не может быть светским государством в истинном смысле этого слова, и в результате нынешнее правящее правительство Авами Лиги идет на компромисс с общинными исламистскими силами, чтобы остаться у власти. Далее он сказал, что государство отклонилось от своих основных идеальных принципов секуляризма, поскольку «Бангладеш была основана на основе бенгальского национализма , а не на основе мусульманского национализма ». [75] [76] Различные писатели и журналисты, такие как Шахриар Кабир, говорили, что они предупреждали правительство Авами Лиги за такой компромисс с исламскими силами. [77]
30 августа 2023 года бангладешские политики, общественные активисты и юристы на дискуссии в столице потребовали точного восстановления конституции 1972 года в стране. Включение ислама в качестве государственной религии (статья 2А) в конституцию нарушило четыре основных принципа: национализм , демократия , социализм и секуляризм . Президент Рашид Хан Менон из Рабочей партии Бангладеш , партнера альянса, возглавляемого Авами Лигой , потребовал точного восстановления конституции 1972 года с ее четырьмя основными принципами, исключив ислам из статуса государственной религии. Он далее сказал, что, сохраняя и секуляризм, и ислам в качестве государственных религий, точное восстановление 72-й конституции невозможно. Он далее призывает все демократические политические партии, прогрессивные альянсы, гражданское общество организовать движения в поддержку точного восстановления Первоначальной Конституции Бангладеш 1972 года и что государство должно гарантировать конституционные права каждого народа, живущего в этой стране, как граждан. [78]
27 апреля 2024 года Верховный суд Бангладеш вынес вердикт, подтверждающий, что положение об объявлении ислама государственной религией не противоречит конституции страны. Статья 2А конституции провозглашает ислам государственной религией, обеспечивая при этом равные права другим религиозным общинам. Суд подчеркнул, что это положение не нарушает основополагающие принципы конституции или какие-либо другие конституционные положения. Приговор, вынесенный специальной коллегией из трех судей во главе с судьей Наимой Хайдер, был оглашен 21 апреля 2024 года. Двумя другими судьями в коллегии были судья Квази Реза-Уль Хок и судья, доктор медицины Ашрафул Камаль. Приговор стал ответом на петицию, поданную 37 лет назад и оспаривающую законность конституционного положения, определяющего ислам в качестве государственной религии. Заявители, в число которых вошли пятнадцать выдающихся граждан, подали петицию в 1988 году, оспаривая поправку, которая предоставила исламу статус государственной религии. Несмотря на особое мнение судьи Ашрафула Камаля, который не согласился с доводами в пользу отклонения ходатайства о выдаче судебного приказа, суд постановил, что ходатайство не имеет юридической силы. Споры возникают из-за включения ислама в качестве государственной религии посредством поправки, внесенной во время правления военного правителя Его Величества Эршада 9 июня 1988 года. Последующие поправки к конституции, особенно 15-я поправка, сохранили статус ислама как государственной религии, хотя и вновь ввели Светскость как один из основополагающих принципов государства. В полном тексте приговора подчеркивается, что провозглашение ислама государственной религией не ущемляет конституционные права лиц, принадлежащих к другим религиозным общинам. Он далее утверждает, что включение ислама в качестве государственной религии не нарушает концепцию секуляризма, закрепленную в конституции, даже несмотря на то, что оно нарушает, соответственно, отдавая предпочтение определенной религии на конституционных основаниях. [79]
Закон, религия и свобода вероисповедания [ править ]
Хотя Бангладеш изначально выбрала светскую националистическую идеологию, воплощенную в ее Конституции, принцип секуляризма впоследствии был заменен приверженностью исламскому образу жизни посредством ряда конституционных поправок и правительственных прокламаций в период с 1977 по 1988 год. государство было обозначено исключительно исламским. Однако в 2010 году секуляризм Конституции 1972 года [80] было подтверждено. [81] Правительство в целом соблюдает это положение на практике; однако некоторые члены индуистских, христианских, буддийских и ахмадийских общин подвергаются дискриминации. Правительство (2001-2006 гг.), возглавляемое альянсом четырех партий ( Националистическая партия Бангладеш , Бангладеш Джамаат-и-Ислами , Ислами Ойкья Джоте и Партия Бангладеш Джатио), своим указом запретило ахмадийскую литературу.
Семейные законы, касающиеся брака, развода и усыновления, различаются в зависимости от религии вовлеченного лица. Никаких юридических ограничений на брак между представителями разных вероисповеданий не существует.
В 2010 году секуляризм был восстановлен, но ислам остается номинальной государственной религией согласно статье 12. [11]
В 2022 году Freedom House оценила свободу вероисповедания в Бангладеш на 2 из 4. [82]
См. также [ править ]
- Бенгальские мусульмане
- Бенгальские индуисты
- Бенгальские буддисты
- Бенгальские христиане
- Народные божества Силхета
- Свобода религии в Бангладеш
- Перепись 1991 года в Бангладеш
- Перепись 2001 года в Бангладеш
- Перепись 2011 года в Бангладеш
Ссылки [ править ]
- ^ «Перепись 2022 года: население Бангладеш сейчас составляет 165 миллионов человек» . 27 июля 2022 г.
- ^ «Умеренная мусульманская страна!» . Дейли Стар . 6 апреля 2010 г.
- ^ «Является ли Бангладеш страной светских бенгальцев или бангладешцев-мусульман?» . 9 мая 2013 г.
- ^ «Религиозная идентичность мусульман» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 года . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «Мусульмане-сунниты и шииты» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 27 января 2011 года . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Конституция Народной Республики Бангладеш | 2А. Государственная религия» . bdlaws.minlaw.gov.bd .
- ^ «Страна должна управляться в соответствии с Хартией Медины: премьер-министр» . Дейли Стар . УНБ. 22 марта 2014 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Неоднозначность религии в Бангладеш дорого обошлась стране» . Дипломат .
- ^ «Секуляризм в Бангладеш: тревожная биография конституционного столпа» . Дейли Стар . 16 декабря 2020 г.
- ^ «Люди и культура в Бангладеш» . Одинокая планета .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Государственная религия» . bdlaws.minlaw.gov.bd . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ «Конституция Народной Республики Бангладеш | 41. Свобода религии» .
- ^ «Перепись 2022 года: население Бангладеш сейчас составляет 165 миллионов человек» . 27 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статистическое бюро Бангладеш (2011 г.). «Перепись населения и жилищного фонда» (PDF) . Правительство Бангладеш. п. xiii. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2017 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
Население по вероисповеданию (%) Мусульмане 90,39 Индуисты 8,54 Буддисты 0,60 Христиане 0,37 Другие 0,14
- ^ Данные заархивированы 4 сентября 2011 г. в Wayback Machine. Перепись - Статистическое бюро Бангладеш
- ^ «Перепись 2022 года: население Бангладеш сейчас составляет 165 миллионов человек» . 27 июля 2022 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда-2011: Статистика Союза» (PDF) . Статистическое бюро Бангладеш. Март 2014. с. xiii. Архивировано (PDF) из оригинала 3 сентября 2017 г. Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ «В Бангладеш сейчас проживает почти 1 миллион беженцев-рохинджа» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Бангладеш указала пальцем на Мьянму за «геноцид» рохинджа » . Фокс Ньюс. Ассошиэйтед Пресс. 27 сентября 2018 г.
- ^ «ВОЗ обращается за поддержкой международного сообщества; предупреждает о серьезных рисках для здоровья беженцев рохинджа в сезон дождей – Бангладеш» . РельефВеб .
- ^ «Один убит и множество ранено в результате нападения на шиитский объект в столице Бангладеш» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 24 октября 2015 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ «Ислам в Бангладеш» . Наш Бангла . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года. [ самостоятельный источник ]
- ^ «Перепись 2022 года: население Бангладеш сейчас составляет 165 миллионов человек» . 27 июля 2022 г.
- ^ «Дверь из Дакки» . Таймс оф Индия .
- ^ «[Анализ] Есть ли какие-то выводы для мусульман от правительства Нарендры Моди?» . ДНК . 27 мая 2014 года . Проверено 31 мая 2014 г.
- ^ «Перепись 2022 года: население Бангладеш сейчас составляет 165 миллионов человек» . 27 июля 2022 г.
- ^ «Перепись 2022 года: население Бангладеш сейчас составляет 165 миллионов человек» . 27 июля 2022 г.
- ^ «Бангладеш-Гурудвары мира» .
- ^ Моханта, Самбару Чандра (2012). «Гурдвара Нанак Шахи» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Вейль, Шалва (2012). «Неизвестные евреи Бангладеш» . Азиатская еврейская жизнь (10) . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Зетлер, Дэвид (21 апреля 2011 г.). «Бангладеш – с еврейскими связями» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Люкснер, Ларри (12 июня 2012 г.). «В Бангладеш еврейской общины практически не существует» . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ [Но, несмотря на эту историю, сегодня еврейское население Бангладеш практически не существует. Согласно местным источникам, в Дакке проживают всего четыре еврея, и они скрывают свою личность. Что случилось с евреями Бангладеш? - Внешняя политика ...foreignpolicyblogs.com/2018/04/30/what-happened-to-th]
- ^ «Опрос на конец 2014 года: результаты по региону и стране» . п. 10. Архивировано из оригинала 15 ноября 2015 года.
- ^ «Теряем религию? Две трети людей все еще заявляют, что они религиозны» . Гэллап Интернэшнл . 8 июня 2015 г.
- ^ «Двое арестованы по подозрению в убийстве бангладешского блогера Нилоя Нила» . Новости Би-би-си . 14 августа 2015 года . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Четвертый светский блоггер из Бангладеш зарублен до смерти» . Аль Джазира . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «В Бангладеш убит издатель светских книг, трое блоггеров ранены» . Индийский экспресс . 25 декабря 2015 года . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Деревенский врач в Бангладеш зарублен в результате нападения, ответственность за которое взяла на себя Исламское государство» . Рейтер . 20 мая 2016 года . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Авто, Гермес (18 августа 2015 г.). «Бангладеш арестовывает британского гражданина, которого называют «главным организатором» убийств двух блоггеров | The Straits Times» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Сохель, Сахидуззаман (20 ноября 2010 г.). «Терроризм в Бангладеш» . Академия . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ «Идеология Исламского государства продолжает находить отклик в Бангладеш» .
- ^ «Расшифровка растущей исламистской угрозы в Бангладеш» .
- ^ «Джихадисты в Бангладеш по-прежнему сильны. Экономические выгоды — это не «победы» » . 27 июля 2022 г.
- ^ «Марш фанатизма в Бангладеш» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ислам, М. Атахарул; Кармейкер, Шамал Чандра (2012). «Население» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ «Правда, полуправда и статистика» . Блог Times of India . 20 июля 2017 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ «Бангладеш - Население 1974 г.» . Countryeconomy.com .
- ^ «Когда Индира Ганди сказала: Беженцы всех религий должны вернуться – смотрите видео» . Времена сейчас .
- ^ «Религия свята: как 1971 год обосновал секуляризм в Бангладеш и Индии» . 13 сентября 2022 г.
- ^ «Видение Бангабандху светской Бангладеш было заброшено после его кончины» . Дакка Трибьюн . 9 августа 2021 г.
- ^ «Суд Бангладеш восстанавливает «светскость» в Конституции» . Зи Новости . 29 июля 2010 г.
- ^ «Секуляризм вернулся в Бангладеш, - постановил Высокий суд» . Декан Вестник . 5 октября 2010 г.
- ^ «Конституция Народной Республики Бангладеш | 8. Основные принципы» . bdlaws.minlaw.gov.bd . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Конституция Народной Республики Бангладеш | 12. Светскость и свобода религии» . bdlaws.minlaw.gov.bd . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Бангладеш не может иметь государственную религию и в то же время быть светской страной» . Индостан Таймс . 7 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Государственная религия и атеизм: двойные стандарты Бангладеш» . Новости УЦА .
- ^ Саттар, Махер; Барри, Эллен (28 марта 2016 г.). «За 2 минуты Бангладеш отвергает 28-летний вызов роли ислама» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Верховный суд Бангладеш подтвердил, что ислам является государственной религией» . Jagranjosh.com . 29 марта 2016 г.
- ^ «Суд Бангладеш поддерживает ислам как государственную религию» . Аль Джазира.
- ^ «Бангладеш откажется от ислама как государственной религии, когда придет время», - говорит бывший министр: отчет» . НДТВ.
- ^ «ЦРУ – Всемирная книга фактов» . Cia.gov . Проверено 23 января 2013 г.
- ^ «Индусы, буддисты и христиане говорят нет исламу как государственной религии» . АзияНьюс .
- ^ «Секуляризм в конституции Бангладеш никогда не противоречит исламу» .
- ^ «Секуляризм в Конституции Бангладеш никогда не противоречит исламу: Шейх Хасина – Mysuru Today» .
- ^ «Вернемся к конституции 1972 года; скоро будет внесен законопроект: Мурад» . Бизнес-стандарт . 15 октября 2021 г.
- ^ «Бангладеш станет светским государством после исламистских беспорядков» . 18 октября 2021 г.
- ^ «Бангладеш станет светской страной, ислам будет исключен из государственной религии!» . Новостной трек . 19 октября 2021 г.
- ^ «GM Quader: Политика Бангладеш больше не для хороших людей» . Дакка Трибьюн . УНБ. 18 октября 2021 г.
- ^ «Правительство хочет полностью восстановить конституцию 1972 года: министр юстиции» .
- ^ « Основной дух 72-й Конституции был подорван незаконными поправками » .
- ^ «Защитить права меньшинств» . 8 января 2023 г.
- ^ «Бангладеш: Группы меньшинств из Чаттограма маршируют в Дакку, требуя прав и безопасности» .
- ^ «Таслима Насрин пишет: Бангладеш скатывается в исламистское безумие» . 19 декабря 2022 г.
- ^ «Правительственные компромиссы с сектантскими силами: дискуссия» .
- ^ « В Бангладеш идет борьба бенгальского против мусульманского национализма » . Таймс оф Индия .
- ^ «Правительственные компромиссы с сектантскими силами: дискуссия» .
- ^ https://www.newagebd.net/article/210723/exact-restoration-of-constitution-of-72-demanded
- ^ https://www.thedailystar.net/news/bangladesh/news/islam-state-religion-the-provision-not-contradictory-constitution-3596331
- ^ «Секуляризм и свобода религии» . bdlaws.minlaw.gov.bd . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ «Приговор открывает путь к светской демократии» . Дейли Стар . 30 июля 2010 г. Проверено 22 августа 2010 г.
- ↑ Freedom House, дата обращения 25 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бенкин, Ричард Л. (2014). Тихий случай этнической чистки: убийство индусов в Бангладеш. Нью-Дели: Акшая Пракашан.
- Дастидар, СГ (2008). Последняя жертва Империи: исчезновение индусов и других меньшинств Индийского субконтинента. Калькутта: Фирма KLM.
- Камра, Эй Джей (2000). Длительный раздел и его погромы: Свидетельства о насилии против индуистов в Восточной Бенгалии 1946–64.
- Таслима Насрин (2014). Ладжа. Гургаон, Харьяна, Индия: Penguin Books India Pvt. ООО, 2014.
- Россер, Иветт Клэр. (2004) Внушение ума: политика образования в Бангладеш, Нью-Дели: Rupa & Co. ISBN 8129104318 .
- Мухерджи, С. (2000). Субъекты, граждане и беженцы: трагедия в горном районе Читтагонг, 1947–1998 гг. Нью-Дели: Индийский центр изучения вынужденной миграции.
- Саркар, Бидют (1993). Бангладеш, 1992 г.: Это наш дом: Образец документа о тяжелом положении наших индуистских, буддийских, христианских и племенных меньшинств на нашей исламизированной родине: погромы 1987–1992 гг. Совет единства индуистских, буддийских, христианских (и племенных) меньшинств Бангладеш Северной Америки.