Бехула
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Бехула ( ассамский : বেউলা beula , бенгальский : বেহুলা ) — главный герой жанра ассамских Манасамангал и бенгальских средневековых эпосов. Ряд произведений этого жанра был написан между тринадцатым и восемнадцатым веками. Хотя религиозная цель этих работ — восхвалять индуистскую богиню Манасу , эти произведения более известны тем, что изображают историю любви Бехулы и ее мужа Лакиндара (или Лакшиндара или Лакшминдары ).
Легенда
[ редактировать ]Уша , дочь Дайтьи царя Банасуры , влюбилась в Анируддху , сына Прадьюмны и внука Господа Кришны . После свадьбы они переродились в следующей жизни как Бехула и Лакшиндар и снова поженились.
Бехула была невесткой Чанда Садагара из Чампакнагара. Согласно истории, две прекрасные апсары небес, Уша и Анируддха, были прокляты богами по плану Деви Манасы и отправлены на землю как Бехула и Лакшиндер - Бехула как единственная дочь Сайбене (или Сайвена из Уджанинагара) и Лакшиндера. как седьмой сын Чанда Садагара.
Чанд Садагар был великим преданным Господа Шивы и по определенным причинам ненавидел Деви Манасу. Чтобы получить положение богини на небесах, Манаса должен был получить «анджали» правой рукой Чанда Садагара – Бхактасрешто. Однако Чанд поклялся никогда не давать Анджали Манасе правой рукой (которую он использовал только для передачи Анджали Шиве). Чтобы получить от него анджали, Манаса лишил жизни шестерых своих сыновей, погибших от укусов ядовитых змей (Деви Манаса имела абсолютную власть над всеми змеями). Эти смерти еще больше разозлили Чанда Садагара, который поклялся спасти своего последнего сына Лакиндера любым возможным способом. Чанд узнал о Бехуле, гороскоп которой говорил, что она никогда не сможет овдоветь. Затем он женил Лакшиндера на Бехуле, а также построил железный дворец без каких-либо отверстий, чтобы ни одна змея не могла проникнуть в него.
Божественный архитектор Вишвакарма построил этот дворец для брачной ночи Бехулы и Лакшиндера. По просьбе Манасы он оставил во дворце дыру. В брачную ночь Манаса послала свою самую ядовитую змею Калнагини в комнату пары и околдовала Бехулу, заставив ее уснуть. Когда Калнагини собиралась укусить Лакшиндера, она увидела, что Бехула не совершила никакого греха, за который она могла бы понести такое суровое наказание. Поэтому она своим большим хвостом смазала пробор волос Бехулы маслом из лампы, что считалось греховным для молодоженов. Когда она укусила Лакшиндера, он громко закричал и разбудил Бехулу. Увидев выскользнувшую Калнагини, она в ярости швырнула в нее джаанти, отрезав нижнюю часть ее тела. Следует отметить, что Калнагини укусила Лакшиндера со слов Деви Манасы.
Чтобы вернуть мужа к жизни, Бехула отплыла со своим мертвым мужем на плоту к небесам. Хотя во время своего невероятно долгого и трудного путешествия она столкнулась со многими опасностями, в конце концов она достигла небес и порадовала всех богов своим феерическим танцем. Боги пообещали воскресить Лакшиндер при условии, что она заставит Чанда Садагара передать анджани Манасе. Отчаявшись спасти своего единственного выжившего сына, Чанд наконец сдался и левой рукой подал Манасе Анджали. Манаса, достигнув положения богини на небесах, вернул к жизни Лакшиндера, а также остальных шестерых сыновей Чанда.
Другая версия
[ редактировать ]Вернувшись в Чампак Нагар, Чанд Садагар сумел наладить свою жизнь. Со временем у него родился сын, которого назвал Лакшминдара. Примерно в то же время жена Сахи родила дочь, которую они назвали Бехула. Когда они выросли, Лакшминдара и Бехула решили пожениться, но когда их гороскопы были подсчитаны, они поняли, что Лакшминдара умрет от укуса змеи в брачную ночь. Однако, поскольку оба ребенка уже были преданными Манасы и были идеально созданы друг для друга, брак состоялся. Чанд Садагар принял дополнительные меры предосторожности при строительстве нового свадебного чертога, куда не могли проникнуть змеи. [1]
Несмотря на все предосторожности, Манаса добилась своего. Одна из посланных ею змей убила Лакшминдару. По обычаю, его труп (как и труп любого человека, умершего от укуса змеи) не кремировали, а разрешили плыть на плоту по реке в надежде, что он сможет вернуться к жизни благодаря чуду. Несмотря на всеобщие просьбы, Бехула сопровождала своего умершего мужа на плоту. Они плыли непрерывно в течение шести месяцев, проходя деревню за деревней. Даже когда труп Лакшиндары начал разлагаться и жители деревни сочли его сумасшедшим, она продолжала молиться Манасе. Все, что сделал последний, — это предохранил плот от затопления. [1]
Затем плот поплыл к месту, где жила Нета, приемная мать Манасы. Она стирала одежду на берегу реки, когда плот коснулся земли. Услышав постоянные молитвы Бехулы, она решила отвезти ее в Манасу и, используя свои сверхъестественные силы, перенесла Бехулу и труп Лакшминдары на небеса. Там Манаса сказал: «Вы заслуживаете того, чтобы вернуть его, но это можно сделать только в том случае, если вы пообещаете обратить своего тестя в мою веру». [1]
— Я сделаю это, — сказал Бехула, и труп Лакшиндера тут же зашевелился. Его разложившаяся плоть исцелилась, и он открыл глаза, улыбаясь Бехуле. [1]
Под руководством Неты пара вернулась на землю. Услышав все от Бехулы, жена Чанда Садагара рассказала ему об условиях Манасы. Хотя он не мог отказаться от слов Манасы, [1] он настоял на том, чтобы не поклоняться ей правой рукой, поскольку уже был предан Шиве. Вместо этого он левой рукой дал богине «анджали». [3]
Наследие
[ редактировать ]Бехула продолжает очаровывать умы людей в Ассаме , Бенгалии , Бангладеш и Западной Бенгалии . Ее часто считают архетипической женой, полной любви и мужества. Этот образ Бехулы отражен в одном из стихотворений Джибанананды даса . Бехула считается воплощением любящей и верной жены в бенгальской культуре и культуре Камарупи.
В 2021 году бангладешская рок-группа Shunno выпустила фолк-рок-балладу «Behula», вдохновленную этой историей. Текст написал Танвир Чоудхури.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Радиче, Уильям (2002). Мифы и легенды Индии . Викинг. стр. 130–138. ISBN 978-0-670-04937-0 .
- ^ Манасамангал или Падмаа Пурана
- ^ Манасамангал или Падмаа Пурана
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Самбару Чандра Моханта (2012), «Бехула» , в Сираджуле Исламе и Ахмеде А. Джамале (ред.), Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.), Азиатское общество Бангладеш.