Сикхизм в Бангладеш
![]() | |
Основатель | |
---|---|
Гуру Нанак | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Дакка Читтагонг Мименсингх | |
Священные Писания | |
Гуру Грантх Сахиб | |
Языки | |
Сант Бхаша ( священный ) Пенджаби (культурный) Бенгальский (национальный) Хинди • Урду |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
![]() |
Сикхизм в Бангладеш имеет обширное наследие и историю, хотя сикхи всегда были меньшинством в Бенгалии. Их основатель Гуру Нанак в начале шестнадцатого века посетил ряд мест Бенгалии, где познакомил местных жителей с сикхизмом и основал множество заведений. В начале своей истории сикхские гуру отправляли своих последователей распространять сикхское учение в Бенгалии и издавали хукамнамы в этом регионе. Гуру Тех Бахадур прожил в Бенгалии два года, и его преемник Гуру Гобинд Сингх также посетил этот регион. Сикхизм в Бенгалии продолжал существовать в колониальный период, поскольку сикхи находили работу в регионе, но он пришел в упадок после раздела в 1947 году. [1] Среди восемнадцати исторических гурдваров (сикхских культовых сооружений) в Бангладеш сохранились только пять. Гурдвара Нанак Шахи в Дакке — главная и крупнейшая гурдвара в стране. Сикхское население страны почти полностью состоит из бизнесменов и государственных чиновников из соседней Республики Индия . [2]
История
[ редактировать ]Сикхизм впервые возник в Бенгалии , когда его основатель Гуру Нанак посетил Бенгальский султанат в 1504 году во время правления султана Алауддина Хусейна Шаха . Он прошёл через Кантанагар и Силхет . Кан Сингх Набха приписывает создание Гурдвара Сахиб Силхета самому Нанаку. Придворный Великих Моголов Абу'л-Фазл ибн Мубарак также записывает в своей «Акбарнаме» , что Нанак вошел в Силхет из Камрупа со своими последователями. Далее он рассказывает историю, в которой факир (суфийский аскет) по имени Нур Шах превратил старшего товарища Нанака Бхаи Мардану в ягненка, хотя Нанак позже смог отменить заклинание. [2]
Затем Нанак отплыл в Дакку , где остановился в деревне Шивпур , а также посетил Фаридпур . Сначала он проповедовал гончарам Райер-Базара , для которых выкопал и освятил колодец в селе Джафарабад. Говорят также, что Нанак построил гурдвару в Джафарабаде. [3] Руины колодца в Джафарабаде до сих пор посещают сикхи, которые верят, что его воды обладают целебными свойствами. [4] Затем Нанак покинул Дакку, намереваясь отправиться в Калькутту , а затем в Декан . Он проехал через Читтагонг , где основал манджи (религиозный центр) в Чаукбазаре и сделал Бхаи Джанду своим первым масандом . Раджа Судхир Сен из Читтагонга обратился в сикхизм в результате обращения своего сына Индры Сингха и стал учеником Гуру Нанака. Этот манджи позже стал Читтагонгской Гурдварой (Джой Нагар Лейн, Панчлаиш ) усилиями Девана Мохана Сингха, бихари - сикхского девана наваба Бенгалии Муршида Кули Хана . Наваб также разрешил сдавать всю собственность бесплатно. Деван также основал Гурдвару Инглиш-Роуд в Дакке , которая позже рухнула. [2] [5]
Позже Баба Гурдитта посетил Бенгалию, где основал манджи в Шуджатпуре (ныне кампус Университета Дакки ), который, по мнению Гурдитты, был местом, где Нанак проживал во время своего пребывания в Бенгалии. Во время правления императора Великих Моголов Джахангира ) в Бенгалию, который выкопал еще один колодец , Гуру Харгобинд отправил Бхаи Натту ( преемника Бхаи Алмаста а также заложил фундамент Шуджатпурского сикхского сангата, религиозной общины. Сангат почтил память шагов Гуру Нанака. [2]
Гуру Тех Бахадур оставался в Дакке между 1666 и 1668 годами после посещения Ассама . В это время Булаки Дас был масандом (сикхским министром) Дакки. Он основал Гурдвара Сангат Тола (переулок Сриш Дас, 14) на Бангла Базаре . [4] Его деревянные сандалии сохранились в Гурдвара Нанак Шахи . [6] Он также дважды посетил Гурдвара Сахиб Силхет. Его преемник, Гуру Гобинд Сингх , издал множество хукамнам храму Силхета, а также посетил Дакку. Гурдвара Сахиб Силхет также предоставил ему боевых слонов. [3] [7]
К началу 18 века в районе Бенгалии проживало несколько сикхов. [8] Одним из известных сикхов, живших в этот период времени, был Омичанд , местный сикх- хатри банкир и землевладелец, участвовавший в заговоре против Наваба Сираджа уд-Даулы вместе с Ост-Индской компанией . [8] [9] Фламандский художник Франс Бальтазар Солвинс прибыл в Калькутту в 1791 году и наблюдал за множеством сикхов, которых можно было отличить от остальных жителей страны по одежде и традициям. [8] Он гравировал изображения сикха Хальсы и Нанакпанти , которые были опубликованы в 1799 году. [8]
Со временем Шуджатпур сангат превратился в то, что сейчас называется Гурдвара Нанак Шахи с 1830 года . По инициативе Маханта Прем Дааса колодец Бхай Наттхи был реформирован в 1833 году. [2] Большое количество сикхов нашли работу на Ассамской Бенгальской железной дороге , и для них была открыта гурдвара в Пахартали, Читтагонг . [10] Гурдвара Сахиб Силхет был разрушен в результате землетрясения 1897 года . Сангат Сутрашаши на Урду-роуд позже был разрушен Сутра-садху. , также есть гурдвара В Баниграме, Баншхали . [11]
В 1945 году сикхи основали Гурдвара Гуру Нанак Сахиб в Мименсингхе , которым и сегодня пользуются десять местных семей. Бенгальский . сикх по имени Хере Сингх был назначен его первым главой С 1915 по 1947 год Шри Чандраджьоти служил грантхи Гурдвары Нанак Шахи в Дакке. После обретения Пакистаном независимости большая часть сикхской общины уехала в Доминион Индии , и о гурдваре в Дакке присматривал Бхаи Сваран Сингх. [2] После Индо-Пакистанской войны 1971 года и Освободительной войны Бангладеш индийские солдаты-сикхи помогли отремонтировать сохранившиеся гурдвары Бангладеш, включая Гурдвару Нанак Шахи. [6]
Демография
[ редактировать ]Население сикхов почти полностью состоит из пенджабских бизнесменов и правительственных чиновников из соседней Республики Индия . Существует небольшая древняя община балмики , которая свободно владеет языком пенджаби со времен Гуру Нанака . Несмотря на прямое распространение со стороны четырех сикхских гуру , религия не смогла оказать глубокого влияния на бенгальцев из-за ее, казалось бы, пенджабцентричной природы. [2]
Признание правительства
[ редактировать ]Правительство Пакистана реквизировало эту часть Джафарабада под контролем сикхов до 1959 года. Рукописная копия Гуру Грантха Сахиба времен Гуру Арджана хранилась в Гурдвара Сангат Тола , а затем была перенесена в Гурдвара Нанак Шахи в 1985 году. [12] После обретения Бангладеш независимости Бхаи Картар Сингх и Совет управления Бангладешской гурдвары захватили контроль над всеми гурдварами в стране, включая центральную Гурдвару Нанак Шахи в Дакке . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Молитвы из Пенджаба» . Дейли Стар . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Насрин Ахтер (2012). «Сикхи» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чандра, Моханта Самбару (2012). «Сикхизм» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Бэзил Коплстон (1912). «Народ». Справочники Восточно-Бенгальского округа: Дакка . Аллахабад : Пионер Пресс. п. 70.
- ^ Бхуян, Голам Кибрия (2012). «Панчлаиш Тана» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чандра, Моханта Самбару (2012). «Гурдвара Нанак Шахи» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Сингх Ганди, Сурджит (2007). «Гуру Тег Бахадур». Пересказ истории сикхских гуру: 1606-1708 гг . н.э. Атлантическое издательство . п. 681. ИСБН 9788126908585 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хардгрейв, РЛ (1996). Раннее изображение сикхов: две гравюры Балтазарда Солвинса XVIII века. Международный журнал исследований Пенджаба , 3 (2), 213–27. Доступ через: https://www.laits.utexas.edu/solvyns-project/sikhs.html.
- ^ Мандаир, Арвинд-пал Сингх; Сингх, Сунит (2017). «Ориентализм (сикхизм)». Сикхизм: с 64 фигурами . Энциклопедия индийских религий. Дордрехт: Спрингер. стр. 290–91. ISBN 978-94-024-0845-4 .
- ^ БК Аллен (1905). Справочники округа Ассам . Том. 1: Качар. Калькутта : Правительство Ассама .
- ^ Бишвас, Уджал (2012). «Баншхали Упазила» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Чандра, Моханта Самбару (2012). «Грант Сахиб» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 5 августа 2024 г.