Муршид Кули Хан
Муршид Кули Хан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Насир Юнг Ала уд-Даула Переезжаем ул-Мульк Наваб Назим Джафар Хан Бахадур Насири | |||||
![]() | |||||
первый наваб Бенгалии, Бихара и Ориссы | |||||
Царствование | 1717 – 30 июня 1727 г. | ||||
Коронация | 1717 | ||||
Предшественник | Позиция создана | ||||
Преемник | Шуджа-уд-Дин Мухаммад Хан | ||||
30- субахдар Бенгалии й | |||||
Царствование | 30 марта 1712–1717 гг. | ||||
Предшественник | Азим-уш-Шан | ||||
Преемник | Должность упразднена | ||||
Бадшах | Бахадур Шах I Джахандар Шах Фаррухсияр | ||||
Рожденный | Сурья Нараян Мишра в. 1660 г. Плато Декан , Империя Великих Моголов | ||||
Умер | 30 июня 1727 г. Муршидабад , Бенгалия | ( 1727-06-30 ) ||||
Похороны | Мечеть Катра , Западная Бенгалия , Индия | ||||
Супруг | Насири Бану Бегум | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | Навабы Бенгалии | ||||
Династия | Нашири | ||||
Отец | Хаджи Шафи Исфахани (приемный отец) | ||||
Религия | Шиитский ислам [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | ||||
Другие имена | Мохаммад Хади Мирза Хади Джафар Хан | ||||
Военная карьера | |||||
Верность | ![]() | ||||
Услуга/ | Наваб Бенгалии | ||||
Классифицировать | Наваб |
История Бангладеш |
---|
![]() |
![]() |
Муршид Кули Хан ( ок. 1660 – 30 июня 1727), также известный как Мохаммад Хади и родившийся как Сурья Нараян Мишра , был первым навабом Бенгалии , служившим с 1717 по 1727 год.
Родился индусом на плато Декан ок. В 1670 году Муршид Кули Хан был куплен дворянином Великих Моголов Хаджи Шафи. После смерти Шафи он работал под руководством , за Дивана Видарбхи это время он привлек внимание тогдашнего императора Аурангзеба , который отправил его в Бенгалию в качестве дивана ок. провинции 1700. Однако он вступил в кровавый конфликт с субахдаром Азим -ус-Шаном . После смерти Аурангзеба в 1707 году он был переведен на плато Декан отцом Азим-ус-Шана, императором Великих Моголов Бахадур-шахом I. Однако в 1710 году он был возвращен в качестве заместителя субахдара назначил его навабом Назимом Муршидабада . В 1717 году Фаррухсияр . Во время своего правления он изменил систему джагирдари (землеустройства) на мал джасмани, которая позже трансформировалась в систему заминдари . Он также продолжал отправлять доходы от государства в Империю Великих Моголов . Он последовательно получил различные титулы от императоров Великих Моголов, таких как Карталаб Хан, Муршид Кули Хан, Джафар Хан и Мутамин аль-Мульк Ала ад-Даула Джафар Хан Насири Насир Джанг Бахадур. Он построил Мечеть Катра Масджид в Муршидабаде , где он был похоронен под лестницей после своей смерти 30 июня 1727 года. Ему наследовал его зять Шуджа уд Дин Мухаммад-хан.
Ранний период жизни
[ редактировать ]По словам сэра Джадунатха Саркара , Муршид Кули Хан изначально был индуистом по имени Сурья Нараян Мишра, родился в Декане ок. 1670. [ 5 ] Книга Маасир аль-Умара подтверждает это утверждение. [ 6 ] В возрасте около десяти лет он был продан персу по имени Хаджи Шафи, который сделал ему обрезание. [ примечание 1 ] и воспитал его, назвав его Мохаммад Хади. [ 6 ] В ц. В 1690 году Шафи оставил свой пост при дворе Великих Моголов и вернулся в Персию в сопровождении Муршид Кули-хана. Примерно через пять лет после смерти Шафи Муршид вернулся в Индию и работал под руководством Абдуллы Хурасани, дивана Видарбхи в Империи Великих Моголов. Благодаря его опыту в вопросах доходов, он был замечен императором Великих Моголов Аурангзебом и сыграл важную роль в применении шариате . финансовых стратегий Фетвы Аламгири, основанных на [ 6 ]
В отличие от других исламских правителей, у Муршид Кули-хана была только одна жена, Насири Бану Бегум, и не было наложниц. У него было трое детей, две дочери и один сын. Одна из его дочерей стала женой Наваба Шуджа-уд-Дина Мухаммад-хана и матерью Сарфараз-хана . [ 7 ]
Первая встреча в Бенгалии
[ редактировать ]Конфликт с Азим-ус-Шаном
[ редактировать ]Аурангзеб назначил Кули-хана диваном Бенгалии ок. 1700. В то время был Азим-ус-Шан , внук императора Великих Моголов субахдаром провинции . Он не был доволен этим назначением, поскольку намеревался использовать доходы, полученные от государства, для финансирования своей кампании по занятию трона Великих Моголов после смерти Аурангзеба. [ 8 ] Сразу после назначения на этот пост Кули-хан отправился в Джахангирнагар (современная Дакка ) и перевел чиновников со службы Азим-ус-Шану на себя, чем разгневал Азим-ус-Шана. [ 8 ]
Попытка убийства
[ редактировать ]Азим-ус-Шан планировал убить Кули-хана. Воспользовавшись тем, что солдатам еще не заплатили, он убедил их, что ответственность за ситуацию несет Кули-хан. Он планировал заставить их окружить Кули-хана под предлогом противостояния ему из-за невыплаты заработной платы, а затем нанести ему удар ножом. [ 8 ]
Однажды утром, когда Кули-хан собирался встретиться с Азим-ус-Шаном, солдаты под предводительством Абдул Вахида окружили его и потребовали у него зарплату. Но, по словам историка Чоудхури, Кули Хан знал, что ответственность за подстрекательство солдат лежит на нас-Шане. [ 8 ] поэтому он сказал им: «Вы сговорились убить меня. Помните, что Аламгир ( Аурангзеб) узнает обо всем. Воздерживайтесь от подобных поступков, поскольку это способ проявить неуважение к императору. Будьте осторожны! Если вы убей меня, тогда тебя ждут ужасные последствия». [ 9 ]
Азим-ус-Шан был чрезвычайно обеспокоен Кули-ханом, который знал о его планах убийства, и опасался реакции Аурангзеба. Кули Хан вел себя так, как будто ничего не знал о плане, уверяя нас-Шан, что они останутся друзьями в будущем. Однако он написал об этом Аурангзебу, который, в свою очередь, отправил письмо нам-Шану, предупредив его, что, если Кули-хану будет «нанесён вред, то он отомстит ему». [ 10 ]
Основание Муршидабада
[ редактировать ]Кули Хан чувствовал себя в Дакке небезопасно, поэтому перенес офис Дивани в Мукшудабад. [ примечание 2 ] Он сказал, что перенес офис, поскольку Мукшудабад расположен в центральной части Бенгалии, что облегчает сообщение со всей провинцией. Поскольку город находился на берегу Ганга, европейские торговые компании также разместили там свои базы. Кули-хан подумал, что ему будет легко следить за их действиями. Он также переселил банкиров в новый город. Азим-ус-Шан почувствовал себя преданным, поскольку это было сделано без его разрешения. Историк Чоудхури говорит, что Кули Хан смог сделать это, потому что у него была «поддержка» Аурангзеба. [ 12 ] Год спустя, в 1703 году, Аурангзеб перевел нас-Шаня из Бенгалии в Бихар , и Фаррухсияр стал титулярным субахдаром провинции. Затем субахский офис был переведен в Мукшудабад . Город стал центром всей деятельности региона. [ 12 ]
Кули Хан отправился в Биджапур , чтобы встретиться с Аурангзебом и передать ему доходы, полученные от провинции. Император остался доволен его работой и подарил ему одежду, флаги, награ и меч. Он также дал ему титул Муршид Кули и разрешил переименовать город Муршидабад (город Муршид Кули Хана), что он и сделал, когда вернулся в него. [ 9 ]
Когда город был переименован, историки оспаривают. Сэр Джадунатх Саркар говорит, что титул ему был присвоен 23 декабря 1702 года, и его возвращение в город заняло бы не менее трех месяцев; поэтому Мукшудабад был переименован в 1703 году. [ 13 ] Но, по данным газеты Тарих-и-Бангла и персидского историка Риваз-ус-Салатина, город был переименован в ок. 1704. Чоудхури полагает, что это «может быть правильная дата», поскольку представитель Британской Ост-Индской компании в провинции Орисса встретился с Кули-ханом в начале 1704 года. Тот факт, что первые монеты, выпущенные в Муршидабаде, датированы 1704 годом, является убедительным свидетельством года. о смене имени. [ 14 ]
Царствование
[ редактировать ]Смерть Аурангзеба
[ редактировать ]До смерти Аурангзеба в 1707 году вся власть субахдара находилась в руках Кули-хана. Ему наследовал отец Азим-ус-Шана Бахадур Шах I. Он повторно назначил своего сына субахдаром провинции и сделал Кули-хана своим заместителем. Азим-ус-Шан убедил своего отца изгнать Кули-хана из провинции. В результате он был назначен Диваном Декана в 1708 году и занимал этот пост до 1709 года. [ 15 ]
Но в 1710 году Кули-хан был возвращен в качестве дивана (налогового инспектора) провинции по совету Ус-Шаня. По словам Саркара, он сделал это, чтобы заключить с ним союз, поскольку считал, что занять трон Дели будет невозможно без поддержки местной знати. Хотя его вернули, его отношения с принцем Великих Моголов остались испорченными. [ 16 ]
На смену шаху в 1712 году пришел Джахандар-шах (27 февраля 1712 г. - 11 февраля 1713 г.), а в 1713 году за ним последовал Фаррухсияр. В 1717 г. [ примечание 3 ] он дал Кули-хану титул Зафар-хана и сделал его субахдаром Бенгалии, таким образом занимая пост субахдара и дивана одновременно . Он объявил себя навабом Бенгалии и стал первым независимым навабом провинции. [ 17 ] Столица была перенесена из Дакки в Муршидабад. [ 18 ]
Доход
[ редактировать ]Кули Хан заменил джагирдари систему Великих Моголов системой мал джасмани , которая была похожа на французских генералов-фермьеров . Он взял залоговые обязательства у подрядчиков или ярдааров , которые позже получили доход от земли. Хотя поначалу джагирдаров оставалось много , вскоре они были вытеснены подрядчиками, которые позже стали известны как заминдары . [ 19 ]
Кули Хан продолжал свою политику отправки части собранных доходов в Империю Великих Моголов. Он делал это даже тогда, когда империя находилась в упадке, когда император не имел власти, поскольку власть сосредоточилась в руках создателей королей. Он оправдал свои действия тем, что было бы невозможно управлять Империей Великих Моголов без доходов, которые он присылал. Историк Чоудхури говорит, что его настоящая цель заключалась в том, чтобы продемонстрировать свою лояльность императору Великих Моголов, чтобы он мог управлять государством в соответствии со своими собственными желаниями. [ 18 ]
Записи показывают, что каждый год 1 крор 30 лакхов рупий отправлялся в качестве дохода императору Великих Моголов. Помимо денег, доходы выплачивались и в натуральной форме. [ нужны разъяснения ] Сам Кули Хан возил деньги и другие виды доходов вместе с пехотой и кавалерией в Бихар , где они передавались могольскому сборщику. [ 20 ]
Структуры построены
[ редактировать ]Поскольку Муршидабад превратился в столицу Бенгалии , Кули Хану стало необходимо построить здания и офисы для выполнения работ из этого города. В Дугаринском районе города он построил дворец - диванхану («контору по сбору доходов», казначейский суд). Он также построил гостиницу и мечеть для иностранных путешественников. В 1720 году он построил в городе монетный двор. [ 20 ] В восточной части города он построил мечеть Катра Масджид в 1724 году, где и был похоронен после своей смерти. [ 21 ]
Условия в Муршидабаде
[ редактировать ]Во время правления Кули-хана жители Муршидабада участвовали во многих фестивалях. Одним из них была Пунья , которая произошла в последнюю неделю бенгальского месяца Чайтра . В нем приняли участие заминдары . или их представители Однако с наибольшей помпой и великолепием отмечался праздник Мавлид , посвященный рождению исламского пророка Мухаммеда . Во время Мавлида в город приезжали праздновать жители соседних провинций. По приказу Кули-хана чираги или лампы. , зажигались во всех религиозных местах, таких как мечети и имамбарары [ 22 ]
Кули Хан также подражал традиции Великих Моголов проводить в городе дурбар , на котором присутствовали банкиры города, иностранные туристы и представители европейских компаний. Из-за роста торговли возник новый класс бизнесменов, которые также посещали его дурбар . Благодаря своему благочестивому характеру Кули-хан строго следовал исламу и, согласно исламским правилам, посетителей кормили дважды в день. [ 22 ]
Раньше город был крупным экспортером риса по всей Индии, но c. В 1720 году Кули-хан запретил весь экспорт риса. [ 22 ] Чоудхури говорит, что положение индусов во время его правления было «тоже хорошим», поскольку «они стали более богатыми». Хотя Кули Хан был мусульманином, индуистов нанимали в налоговый департамент прежде всего потому, что он считал их экспертами в этой области; они также могли свободно говорить по-персидски . [ 23 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]
Кули-хан умер 30 июня 1727 года. [ 24 ] Первоначально ему наследовал его внук Сарфараз Хан . Но его зять Шуджа-уд-Дин Мухаммад-хан не принял преемственность и планировал вести против него войну. Хан сдался без боя, и Шуджа-уд-Дин стал навабом в 1727 году. [ 25 ] Сарфараз взошел на трон после смерти своего отца в 1739 году, но потерпел поражение и был заменен ханом Аливарди в 1740 году. [ 26 ]
Кули Хан остается похороненным под лестницей на первый этаж Катра Масджид. [ примечание 4 ] — пятипролетная прямоугольная мечеть, построенная им самим — по его желанию. [ 28 ] [ 29 ] По распространенному мнению, мечеть была построена из материала, полученного после разрушения нескольких индуистских храмов и жилых домов; [ примечание 5 ] однако это маловероятно, поскольку мечеть демонстрирует единообразие материала, а Хан раньше был активным покровителем местных храмов. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Шафи работал на различных должностях в Империи Великих Моголов , включая Диван-и-Тан и Деван Бенгальский. [ 6 ]
- ↑ Согласно Айн-и-Акбари , Мукшудабад был основан торговцем по имени Мукшуд-хан в шестнадцатом веке, который также построил здесь сарай . На карте голландского путешественника Валентина город был изображен как остров на реке Ганг . По словам историка Нихилнатха Роя, во время правления султана Хусейна Шаха его вылечил от лихорадки мудрец, поэтому в 1702 году город был назван в его честь. [ 11 ]
- ↑ Историк Абдул Карим оспаривает эту дату и утверждает, что это 1716 год, но во всех других источниках используется 1717 год. [ 15 ]
- ↑ Надпись на восточном фасаде мечети гласит: «Триумф Мухаммеда Аравийского — это слава неба и земли. Тот, кто не пыль на пороге своего дома, пусть будет пылью на его голове». [ 27 ]
- ↑ Об этом упоминается в Тарих-и-Бангала (Мунши Салимулла; 1763–64), но нет в Рияз-ус-Салатине (Гулам Хусейн Салим Заидпури; 1787). Обе работы были заказаны офицерами Ост-Индской компании; Заидпури сослался на Салимуллу среди своих источников.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ризви, Сайид Атар Аббас (1986). Социально-интеллектуальная история исна-ашари-шиитов в Индии: с 16 по 19 века нашей эры . Том. 2. Издательство Мунширам Манохарлал. стр. 100-1 45–47.
- ^ Рик, Андреас (15 января 2016 г.). Шииты Пакистана: настойчивое и осажденное меньшинство . Издательство Оксфордского университета. п. 3. ISBN 978-0-19-061320-4 .
- ^ К.К. Датта, Али Варди и его времена , гл. 4, издательство Калькуттского университета (1939).
- ^ Рай, Р. История . Публикации ФК. п. 44. ИСБН 9788187139690 .
- ^ Саркар, стр.400
- ^ Jump up to: а б с д Чоудхури, стр.16
- ^ Чоудхури, стр.87
- ^ Jump up to: а б с д Чоудхури, стр.17
- ^ Jump up to: а б Правительство, стр.404
- ^ Чоудхури, стр.18
- ^ Чоудхури, стр.20
- ^ Jump up to: а б Чоудри, стр.19
- ^ Саркар, стр.399
- ^ Чоудхури, стр.21
- ^ Jump up to: а б Чоудхури, стр.24
- ^ Саркар, стр.405
- ^ Саркар, стр.407
- ^ Jump up to: а б Чоудхури, стр.25
- ^ ЗАО «Разия Актер Бану» (1992 г.). Ислам в Бангладеш . Э. Дж. Брилл. п. 21. ISBN 978-90-04-09497-0 .
- ^ Jump up to: а б Чоудхури, стр.26
- ^ Бегум, Аиша (2012). «Мечеть Катра, Муршидабад» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Jump up to: а б с Чоудхури, стр.27
- ^ Чоудхури, стр.28
- ^ Мохаммед Ямин. Влияние ислама на культуру Ориссы . Читабельно. п. 46. ИСБН 9789350181027 .
- ^ Чоудхури, стр.29
- ^ Чоудхури, стр.30
- ^ Ашер, Кэтрин Б. (1984). «Опись ключевых памятников». В Мичелле, Джордж (ред.). Исламское наследие Бенгалии . ЮНЕСКО. стр. 206–207. ISBN 9231021745 .
- ^ Кабир, Нурул; Ахмед, Малиха Наргис (июнь 2013 г.). «Изучение мечети Хана Мохаммада Мирдхи: попытка построить социально-религиозную структуру Могольской Дакки». Пранататтва . 19 . Джахангирнагарский университет.
- ^ Сен, Самхита (2014). «Забытые дворяне Муршидабада: исследование его архитектурного наследия». Пратна Самикша . Новая серия 5. Центр археологических исследований и обучения, Восточная Индия.
- ^ Чаудхури, Сушил (2018). «Искусство и архитектура». Профиль забытой столицы: Муршидабад в восемнадцатом веке . Дели: Манохар. п. 164. ИСБН 9789350981948 .
Ссылки
[ редактировать ]- Сушил Чоудхури (2004). Муршидабад в период Набаби (Набаби Амоле Муршидабад) . Ананда. ISBN 9788177564358 .
- Саркар, Джадунатх , изд. (1973) [Впервые опубликовано в 1948 году]. История Бенгалии . Том. II: Мусульманский период, 1200–1757 гг. Патна: Академика Азиатская. OCLC 924890 .