Сарфараз Хан
Сарфараз Хан | |
---|---|
В Мирзе Мотамул уль-Мульк (Хранитель страны) Ала уд-Даула (Защитник государства) Хайдар Джанг (Лев на войне) | |
![]() | |
Наваб Бенгалии, Бихара и Ориссы | |
Царствование | 13 марта 1739 г. - 29 апреля 1740 г. |
Коронация | 13 марта 1739 г. |
Предшественник | Шуджа-уд-Дин Мухаммад Хан |
Преемник | Аливарди Хан |
Наиб Назим из Дакки | |
Срок владения | 1734 – 1739 |
Предшественник | Мирза Лутфулла в Тебризе |
Преемник | Абдул Фаттах Хан |
Рожденный | Мирза Асадулла в. 1700 Плато Декан , Империя Великих Моголов |
Умер | 29 апреля 1740 г. Муршидабад , Бенгалия , Империя Великих Моголов |
Похороны | Хушбаг , Западная Бенгалия , Индия |
Проблема | Сыновья: Мирза Хафизулла Хан (ум. Ноябрь 1771 г.) Мирза Могол |
Династия | Нашири |
Отец | Шуджа-уд-Дин Мухаммад Хан |
Мать | Зинат-ун-Ниса Бегум |
Религия | Шиитский ислам [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
Сарфараз Хан (ок. 1700 – 29 апреля 1740), урожденный Мирза Асадулла , был навабом Бенгалии . Дед Сарфараз-хана по материнской линии, Наваб Муршид Кули Хан из Бенгалии (Бенгалия, Бихар и Орисса) назначил его своим прямым наследником, поскольку прямого наследника не было. После смерти Муршида Кули в 1727 году Сарфараз взошел на Маснад (трон) наваба. Отец Сарфараза, Шуджа-уд-Дин Мухаммад-хан , тогда субахдар Ориссы , познакомившись с ним, прибыл в Муршидабад , столицу навабов Бенгалии, с огромным войском. Чтобы избежать конфликта в семье, вдовствующая Бегум из наваба попросила Шуджа-уд-Дина подняться в Маснад после того, как Сарфараз отрекся от престола в пользу своего отца. Однако обстоятельства побудили Шуджа-уд-Дина назначить Сарфараза своим наследником, и после смерти Шуджа-ус-Дина в 1739 году Сарфараз-хан снова поднялся в Маснад как наваб Бенгалии (Бенгалии, Бихара и Ориссы ).
Ранняя жизнь и преемственность
[ редактировать ]Родился Мирза Асадулла, где-то после 1700 года. [ нужна ссылка ] Сарфараз-хан Дахни был сыном Шуджа-уд-Дина Мухаммад-хана от его жены Зинат-ун-ниса Бегум. [ 4 ] [ 5 ] Сарфараз-хан был внуком по материнской линии Наваба Муршид Кули-хана Бенгальского, который умер 30 июня 1727 года. В отсутствие прямого наследника Муршид-хан назначил Сарфараз-хана своим преемником. Таким образом, Сарфараз-хан взошел на Маснад (трон) как наваб в 1727 году, а затем отрекся от престола в пользу своего отца Шуджа-уд-Дина Мухаммад-хана в том же году . Услышав о присоединении Сарфараза к Маснаду , Шуджа-уд-Дин Мухаммад-хан, Диван Назим из Ориссы , двинулся во главе большой армии в сторону Муршидабада. Чтобы избежать конфликта в семье, вмешалась вдовствующая Бегум Муршид Кули-хана; и ее зять Шуджа-уд-Дин поднялся в Маснад Бенгалии. К августу 1727 года Шуджа-уд-Дин прочно утвердился и был признан вторым навабом Бенгалии.
Шуджауддин назначил Сарфараза наибом Назимом Бихара . В 1734 году Сарфараз-хан сменил своего двоюродного брата Мирзу Лутфуллу Тебризи на посту наиба Назима Джахангирнагара (Дакка) . Вместо переезда в Дакку Хан назначил Диваном Галиба Али Хана и Джасванта Рая . Во время его правления в городе Джахангирнагар наблюдался быстрый экономический рост за счет сельского хозяйства и торговли - величайший со времен губернатора Шайста-хана . [ 6 ]
Но волею судьбы обстоятельства привели к тому, что Шуджа-уд-Дин снова назначил своего сына Сарфараза своим наследником и преемником, и после того, как Шуджа-уд-Дин умер 26 августа 1739 года, Сарфараз-хан снова вознесся в Маснад в качестве наваба Бенгалии 13 года. Март 1739 года с титулом Ала-уд-Дина Хайдара Джанга . [ нужна ссылка ]
Царствование
[ редактировать ]Известный как чрезвычайно набожный, религиозный и умеренный правитель, он передал управление в руки своих назимов и наиб-назимов. Религиозные вопросы были его приоритетом. Это пренебрежение административными вопросами привело к постепенному возвышению хана назима Аливарди - Азимабада ( Патны ).
Сарфараз-хан стал Диваном Бенгалии где-то в начале правления своего отца Шуджа-уд-Дина Мухаммад-хана , а позже стал назимом Джахангира Нагара (Дакка). Сарфараз, однако, никогда не жил в Дакке и управлял им своим советником Саедом Галибом Али Ханом. Это произошло из-за его незаинтересованности в административных и экономических вопросах. Такая халатность дорого обошлась ему в конце жизни.
Сарфараз-хан был благочестивым человеком, полным внешних форм преданности и чрезвычайно регулярным в своих молитвах и омовениях. Кроме того, он постился три полных месяца, помимо благословенного месяца Рамзан , и скрупулезно совершал несколько форм поклонения, которые необходимо было совершать в разные периоды года. Ему, однако, совершенно недоставало тех великих качеств ума, которые так необходимы государям. Полностью поглощенный мелкими формами религии, он пренебрегал государственными делами и не обращал внимания на соблюдение тех обязанностей, которые необходимы человеку его высокого положения и ранга. Это правда, что он не причинил вреда личностям Рэй-Раяна, Алама Чанда, Девана своего отца, а также Джагату Сетху или Хаджи Ахмеду, двум другим своим министрам, причем последний - людям больших способностей и влияния, которые, вместе с Рэем-Райаном имел абсолютное руководство делами в конце правления; но он передал бразды правления в руки нескольких заинтересованных людей, у которых были личные обиды, чтобы отомстить.
Среди них были Хаджи Лутфуллах, Мардан Али Хан, Мир Муртаза и другие, которые, давно злясь на Хаджи Ахмеда, повсюду принижали его характер и оскорбляли его насмешливыми выражениями. Эти разгневанные дворяне, намереваясь дать волю своей вражде и ненависти к Хаджи Ахмеду, вызвали карикатуры на него и в конечном итоге вызвали в сознании Сарфараз-хана полное отчуждение к нему. Соответственно, Хаджи Ахмед был отстранен от должности Девана, которую он занимал с момента восшествия на престол Шуджа-уд-Дина Мухаммад-хана; и теперь эта должность была передана Миру Муртазе. Наместник хотел также лишить Атауллу-хана, зятя хаджи, военного командования Раджмахалом, чтобы передать его своему зятю Хасану Мухаммад-хану.
Интриги в его Дурбаре
[ редактировать ]Хаджи Ахмед, опасаясь влияния своих многочисленных врагов, старался набраться сил, чтобы противостоять им; Поэтому он писал все своему брату Аливарди-хану , чрезвычайно преувеличивая в изображении мелочи. Хаджи Ахмед также обладал искусством убедить нового наместника распустить большую часть своих войск или иным образом сократить свои расходы. Совет, столь созвучный его чувствам, был принят без колебаний; но, прислушиваясь к совету Хаджи Ахмеда о сокращении, он позволил арестовать двух сыновей Хаджи Ахмеда Зайн-уд-Дина Ахмед-хана, который был на пути из Патны (Азимабад), и Ахмед-хана, который только что прибыл. под его командованием в Рангпуре .
Сарфараз-хан теперь начал расследование управления общественными доходами Азимабада (Патны) и отозвал войска, которые его отец поставил под командование Аливарди-хана и к которым они в течение многих лет замышляли привязку. Поскольку они, по-видимому, колебались по поводу удаления, он возобновил предоставление земли, которую пожаловал им его отец Шуджа. Все эти действия были подробно описаны Хаджи Ахмедом и старательно переданы его брату Аливарди-хану с обычным преувеличением; и чтобы придать больше веса своим собственным утверждениям, он добавлял к ним показания своего сына Ахмед-хана, который в таких случаях подчинялся влиянию отцовской власти.
Заговор Аливарди-хана
[ редактировать ]Аливарди-хан ежедневно информировал об этих событиях и решил воспользоваться своим знакомством и связью со своим другом Исхаком-ханом при дворе Дели, дворянином, который теперь полностью находился в подчинении Великих Моголов императора . Он написал ему секретное письмо, в котором просил передать ему патенты трех провинций, пообещав отправить суду подарок в размере крора (десяти миллионов) рупий, помимо всего богатства Сарфараз-хана. Для этого ему потребовалась направленная ему императорская комиссия, дающая ему полномочия вырвать три провинции из рук нынешнего наместника Сарфараз-хана. Отправив эти письма, он сообщил, что намерен выступить против заминдаров Бходжпура , и под этим предлогом собрал свои войска, которые всегда держал в постоянной готовности. В то же время он обладал искусством публично уведомить Сарфараз-хана о своем проекте, хотя на самом деле он ждал, готовый воспользоваться первой возможностью для достижения своей истинной цели.
Наконец, через десять месяцев после отъезда Надир-шаха в Персию и всего через тринадцать месяцев после кончины Шуджа-уд-Дина Мухаммад-хана , он получил императорское поручение, составленное в том стиле, который он просил. Теперь, решив выступить против Сарфараз-хана, он тайно написал Джагату Сету и Фатеху Чанду, что в определенный день он начнет свой поход. В марте 1740 г.; Аливарди-хан отправился в Муршидабад в рамках экспедиции в Бходжпур и расположился лагерем на некотором расстоянии от города Патна.
Аливарди-хан в послании Сарфараз-хану предположил, что он не идет на него, а прибыл, чтобы отдать дань уважения навабу. Первоначально удовлетворенный, Сарфараз-хан в конце концов решил выступить во главе своей армии и прибыл в город Комра 9 апреля 1740 года. Тем временем Аливарди захватил перевал Телиагархи и разбил лагерь в Раджмахале . Армию наваба возглавлял опытный генерал Гаус Хан и Рэй-Райан, а также Алам Чанд. Армию повстанцев возглавлял Аливарди-хан, а его заместителями были Нандалал и Навазиш Мухаммад-хан.
Противоборствующие армии двинулись к Гирии ( Битва при Гирии ), деревне на берегу реки Бхагирати , где состоялась битва 26 апреля 1740 года.
Поражение, смерть и преемственность
[ редактировать ]Сарфаразу совершенно не повезло иметь такого противника, как Аливарди, который не только был отличным лидером даже в возрасте 70 лет, но и знал слабости Сарфараза. Сарфараз-хан потерпел поражение и был убит в битве при Гирии на берегу реки Бхагирати . Действующий Аливарди-хан , назим Азимабада ( Патны ) разгромил его в прямом конфликте. Битва была короткой, но кровопролитной и напряженной, учитывая «стандарты лояльности» того времени. Исход был решен досрочно, когда Сарфараз Хан упал от пули. Остатки его армии продолжали оказывать храброе сопротивление, но Аливарди-хан оказался для них слишком хорошим полководцем.
Основная причина этого разгрома заключалась в том, что Сарфараз так и не увидел того, что приближалось в лице Аливарди-хана, и не принял вовремя меры предосторожности. К тому же Аливарди не дал ему много времени на то, чтобы остепениться. Сарфараза больше беспокоила «большая угроза» Надир-шах , который совершал вандализм в Дели и Пенджабе . Надир действительно написал Сарфаразу, что еще больше усугубило ситуацию. Его лучше всего можно охарактеризовать как человека с мягкими манерами, который не имел ни возможности, ни исключительных заслуг, необходимых для того, чтобы оставить «след» в истории в такие смутные времена, и был отправлен на сноски истории.
Правление Сарфараз-хана длилось немногим более 13 месяцев. Династия Насири Муршид Кули-хана закончилась смертью Сарфараз-хана. У Сарфараз-хана было пять сыновей и пять дочерей, которые так и не добрались до дверей власти, таким образом, Аливарди-хан сверг насири-навабов и стал новым навабом Бенгалии. Аливарди-хан также основал династию Афшар . Он похоронен в Нагинабаге в Муршидабаде .
По данным Археологической службы Индии , гробница Наваба Сарфраз-хана в Нагинабаге является памятником, охраняемым государством (номер S-WB-80). [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ САА Ризви, Социально-интеллектуальная история шиитов Исна Ашари в Индии , Том 2, стр. 45–47, Издательство Mar'ifat, Канберра (1986).
- ^ К.К. Датта, Али Варди и его времена , гл. 4, издательство Калькуттского университета (1939).
- ^ Андреас Рик, Шииты Пакистана , стр. 3, Издательство Оксфордского университета (2015).
- ^ К.М. Карим (2012). «Шуджауддин Мухаммад Хан» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Сайид Дауд Ашраф, Пидатала Ситапати, Х. Раджендра Прасад (1980). Документы Великих Моголов: 1658-1663 гг. н. э. (2 т.) . Архивы Андхра-Прадеша. п. 19.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ К.М. Карим (2012). «Наиб Назим» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 19 августа 2024 г.
- ↑ Список памятников, охраняемых государством, согласно данным Археологической службы Индии. Архивировано 23 мая 2013 г. в Wayback Machine .