Jump to content

Изнасилование во время освободительной войны Бангладеш

Страница расширена и защищена

1971 года Во время Освободительной войны Бангладеш военнослужащие пакистанских вооруженных сил и формирований Разакар военизированных изнасиловали от 200 000 до 400 000 бенгальских женщин и девочек в рамках систематической кампании геноцида изнасилований . [1] [2] [3] [4] Большинство жертв изнасилований пакистанской армии и ее союзников были индуистскими женщинами. [5] Некоторые из этих женщин умерли в плену или покончили жизнь самоубийством, а другие переехали из Бангладеш в Индию. [6] Имамы и мусульманские религиозные лидеры объявили женщин «военной добычей». [7] [8] Активистов и лидеров исламских партий также обвиняют в причастности к изнасилованиям и похищениям женщин. [8]

Пакистанская элита считала, что за восстанием стоят индуисты и что, как только будет найдено решение «индуистской проблемы», конфликт разрешится. Для пакистанцев насилие против индусов было стратегической политикой. [9] Пакистанские мужчины-мусульмане считали, что жертвоприношение индуистских женщин необходимо для устранения национального недуга. [10] Неофициальные данные свидетельствуют о том, что имамы и муллы поддерживали изнасилования, совершенные пакистанской армией, и издавали фетвы, объявляющие женщин военной добычей. В фетве Западного Пакистана во время войны утверждалось, что женщин, отобранных у бенгальских индусов, можно считать военной добычей. [8] [11] Эти изнасилования, очевидно, стали причиной тысяч беременностей, рождения детей на войне , абортов, детоубийств, самоубийств и остракизма жертв. Часто утверждается, что это один из самых жестоких случаев сексуального насилия во время войны . [12] Зверства закончились после в декабре 1971 года и поддержки ополченцев Разакара. капитуляции пакистанских вооруженных сил [13] [14]

Во время войны бенгальские националисты также совершили массовые изнасилования женщин- мусульманок по национальности Бихари , поскольку мусульманская община Бихари поддерживала Пакистан. [15] Ясмин Сайкиа в Бангладеш неоднократно получала информацию о том, что пакистанские, бенгальские и бихарские мужчины насиловали индуистских женщин во время войны. Ученая [16]

В 2009 году, почти через 40 лет после событий 1971 года, Комитет по установлению фактов о военных преступлениях Бангладеш опубликовал доклад, в котором 1597 человек были обвинены в военных преступлениях, включая изнасилования. С 2010 года Международный трибунал по преступлениям (ICT) предъявил обвинения, судил и приговорил нескольких человек к пожизненному заключению или смертной казни за действия во время конфликта. Истории жертв изнасилования рассказаны в фильмах и литературе, а также изображены в искусстве.

Термин Бирангана был впервые введен в 1971 году шейхом Муджибуром Рахманом для обозначения жертв изнасилования во время Освободительной войны Бангладеш в попытке предотвратить их изгнание со стороны общества. [17] признает жертв изнасилований во время войны бирангонами, или «героинями войны». С 1972 года правительство Бангладеш [17] [18]

Фон

Студентки Университета Дакка маршируют в День языкового движения, 21 февраля 1953 года.

После раздела Индии и создания Пакистана восточное и западное крыло разделились не только географически, но и культурно. Власти Запада считали бенгальских мусульман на Востоке «слишком бенгальскими », а применение ими ислама - «неполноценным и нечистым», и это делало их ненадежными. В этом смысле Запад начал стратегию насильственной культурной ассимиляции бенгальцев. [19] Бенгальцы Восточного Пакистана были в основном мусульманами, но среди них было значительное индуистское меньшинство. Очень немногие говорили на урду, который в 1948 году был объявлен национальным языком Пакистана. [20] Чтобы выразить свое несогласие, активисты в Восточном Пакистане основали движение за бенгальский язык . Ранее, в 1949 году, другие активисты основали Авами Лигу как альтернативу правящей Мусульманской лиге в Западном Пакистане. [21] В следующие полтора десятилетия бенгальцы постепенно разочаровались в балансе сил в Пакистане, который большую часть этого времени находился под военным правлением; в конце концов некоторые начали призывать к отделению. [22] [23] К концу 1960-х годов сложилось мнение, что жители Восточного Пакистана являются гражданами второго сорта. Не помогло и то, что генерал А.А.К. Ниязи , командующий пакистанскими войсками в Восточном Пакистане, назвал Восточный Пакистан «низменной землей низких, лежащих людей». [24]

В Западном Пакистане также существовала оппозиция военному правлению. В конце концов военные уступили, и в декабре 1970 года были проведены первые в истории выборы . К удивлению многих, «Авами Лига» Восточного Пакистана, возглавляемая шейхом Муджибуром Рахманом , получила явное большинство. Истеблишмент Западного Пакистана был недоволен результатами. [25] В Дакке после выборов генерал сказал: «Не волнуйтесь, мы не позволим этим черным ублюдкам править нами». [26] [27] Вскоре президент Яхья Хан запретил Авами Лигу и объявил военное положение в Восточном Пакистане. [28] [29]

С целью подавления бенгальского национализма пакистанская армия начала операцию «Прожектор» . 25 марта 1971 года [30] По словам Эрика Хайнце, пакистанские силы преследовали как бенгальских мусульман, так и индуистов. [31] В последовавшем за этим геноциде в Бангладеш в 1971 году армия стала причиной гибели до 3 миллионов человек, создала до 10 миллионов беженцев, бежавших в Индию, и переместила еще 30 миллионов человек в Восточном Пакистане. [32]

Рунак Джахан заявляет о наличии элементов расизма в пакистанской армии, которая, по его словам, считает бенгальцев «низшей в расовом отношении — невоенной и физически слабой расой», и обвиняет армию в использовании организованных изнасилований в качестве оружия войны. [33] [34] По словам политолога Р. Дж. Раммеля , пакистанская армия смотрела на бенгальцев как на «недочеловеков» и рассматривала индусов «как евреев для нацистов: отбросов и паразитов, которых лучше всего уничтожить». [35] Этот расизм затем выразился в том, что бенгальцы, будучи неполноценными, должны были «исправить» свой генофонд посредством насильственного оплодотворения. [36] Белен Мартин Лукас назвала изнасилования «этнически мотивированными». [37]

Действия пакистанской армии

Атаки возглавил генерал Тикка Хан , который был архитектором операции «Прожектор» и за свои действия получил от бенгальцев прозвище «Бенгальский мясник». Хан сказал - когда 27 марта 1971 года ему напомнили, что он руководит провинцией с большинством голосов, - «Я сокращу это большинство до меньшинства». [38] [39] Бина Д'Коста считает, что анекдот, использованный Ханом, имеет важное значение, поскольку он доказывает, что массовые изнасилования являются преднамеренной стратегией. Сообщается, что в Джессоре во время разговора с группой журналистов Хан сказал: «Pehle inko Mussalman Karo» ( букв. « Сначала сделайте их мусульманами » ). Д'Коста утверждает, что это показывает, что в высших эшелонах вооруженных сил бенгальцы воспринимались как нелояльные мусульмане и непатриотичные пакистанцы. [40]

Джессика Ли Рехман называет изнасилование в 1971 году примером религиозного терроризма. Она сказала: «Пакистанская армия — это исламская организация, ее солдаты — воины Бога и… они насилуют во имя Бога. Поэтому изнасилование девочек и женщин, насильственные телесные нарушения и нанесение увечий считаются триумфом для хороший." [41] Бенгальцев дегуманизировали, а бенгальских женщин воспринимали как проституток, приглашающих к сексу. Считалось, что они имели индуистские черты, которые исключали любые мысли об их «мусульманском» статусе, которые могли бы предотвратить жестокие действия преступника. Фейсал, пакистанский офицер, побывавший в Восточном Пакистане, изображает бенгальскую культуру с точки зрения различий между женщинами Восточного и Западного Пакистана, продвигая открытую дискриминацию бенгальских женщин: «Женщины моются открыто, чтобы проходящие мимо мужчины могли их видеть, и они носят сари, которые одним рывком спадают с тела, как индийцы. Они очень привязаны к музыке, как индусы, и заставляют своих дочерей танцевать для гостей, они гордятся этим танцем и музыкой, как проститутки. танцуйте, как и моя жена. Эта музыка и танцы не исламские. Наши дамы не проститутки, как бенгальцы». [41] Бенгальская мусульманка Фердоуси Приябхашини рассказывает, что изнасиловавшие ее солдаты сказали ей: «Ты индуска! Ты шпионка», потому что она носила сари и бинди. [42]

Преступники проводили ночные рейды, нападая на женщин в их деревнях. [43] часто на глазах у своих семей в рамках террористической кампании. [44] Жертв также похищали и содержали в специальных лагерях , где они неоднократно подвергались нападениям. Многие из содержавшихся в лагерях были убиты или покончили жизнь самоубийством. [45] [46] некоторые покончили с собой, повесившись на волосах; В ответ на эти самоубийства солдаты отрезали женщинам волосы. [40] Журнал Time сообщил о 563 девушках, похищенных и удерживаемых военными; все они были на третьем-пятом месяце беременности, когда военные начали их освобождать. [47] Некоторых женщин насильно использовали в качестве проституток . [48] Хотя правительство Пакистана оценивает количество изнасилований в сотни, [49] по другим оценкам, колеблется от 200 000 [50] и 400 000. [51] Правительство Пакистана пыталось подвергнуть цензуре сообщения, поступающие из региона, но сообщения СМИ о зверствах дошли до общественности во всем мире и вызвали широкую международную общественную поддержку освободительного движения. [52]

В ходе того, что Йеннеке Аренс описала как преднамеренную попытку уничтожить этническую группу, многие из подвергшихся нападению были изнасилованы, убиты, а затем заколоты штыками гениталии. [53] Адам Джонс , политолог, заявил, что одной из причин массовых изнасилований было подрыв бенгальского общества посредством «позора» бенгальских женщин и что некоторых женщин насиловали до тех пор, пока они не умерли, или были убиты в результате неоднократных нападений. [54] [55] Международная комиссия юристов пришла к выводу, что зверства, совершенные вооруженными силами Пакистана, «были частью преднамеренной политики дисциплинированных сил». [56] Писатель Мулк Радж Ананд сказал, что изнасилования были слишком широко распространены и систематичны, чтобы быть чем-то иным, кроме сознательной военной политики, «спланированной западными пакистанцами в намеренной попытке создать новую расу» или подорвать бенгальский сепаратизм. [57] Амита Малик , репортаж из Бангладеш после капитуляции пакистанских вооруженных сил, написала, что один солдат из Западного Пакистана сказал: «Мы уходим. Но мы оставляем свое семя позади». [58]

Не все пакистанские военные поддержали насилие: генерал Сахабзада Якуб Хан , который советовал президенту воздержаться от военных действий, [59] и майор Икрам Сегал подали в отставку в знак протеста, как и маршал авиации Асгар Хан . Гаус Бахш Бизенджо , белуджский политик, и Хан Абдул Вали Хан , лидер Национальной партии Авами , выразили протест по поводу действий вооруженных сил. В число заключенных за инакомыслие в отношении насилия входили Сабихуддин Гаузи и И.А. Рахман, которые оба были журналистами, лидер синдхов Г.М. Сайед , поэт Ахмад Салим , Анвар Пирзадо, который был военнослужащим ВВС, профессор М.Р. Хасан, Тахера Мажар и Имтиаз Ахмед. [60] Малик Гулам Джилани, который также был арестован, открыто выступал против вооруженных действий на Востоке; письмо, которое он написал Яхье Хану, получило широкую огласку. Альтаф Хусейн Гаухар, редактор газеты Dawn , также был заключен в тюрьму. [61] В 2013 году Джилани и Фаиз Ахмад Фаиз были удостоены чести правительства Бангладеш за свои действия. поэт [62]

Ополченцы

По словам Питера Томсена , политолога, пакистанская секретная служба Управление межведомственной разведки совместно с политической партией Джамаат-и-Ислами сформировала такие ополчения, как Аль-Бадр («Луна») и Аль-Шамс. («солнце») для проведения операций против националистического движения. [63] [64] Эти ополченцы преследовали мирных жителей и совершали изнасилования и другие преступления. [65] местные коллаборационисты , известные как Разакары В зверствах также принимали участие . С тех пор этот термин стал уничижительным, сродни западному термину « Иуда ». [66]

Члены Мусульманской лиги , такие как «Низам-и-Ислам» , «Джамаат-и-Ислами» и «Джамиат Улема Пакистан», проигравшие выборы, сотрудничали с военными и выступали для них в качестве разведывательной организации. [67] Члены «Джамаат-и-Ислами» и некоторые из ее лидеров сотрудничали с пакистанскими силами в изнасилованиях и целенаправленных убийствах. [68] Зверства Аль-Бадра и Аль-Шамса привлекли внимание информационных агентств всего мира; широко сообщалось о массовых убийствах и изнасилованиях. [64]

Международная реакция

Телеграмма «Кровь» , отправленная 6 апреля 1971 г.

Существует академический консенсус, что события девятимесячного конфликта были геноцидом . [69] [70] Зверства в Восточном Пакистане стали первыми случаями изнасилования во время войны , привлекшими внимание международных средств массовой информации. [71] а Салли Дж. Шольц написала, что это был первый геноцид, привлекший внимание средств массовой информации. [72] Женская правозащитная организация Бангладеш Махила Паришат приняла участие в войне, освещая зверства, творимые пакистанской армией. [73]

Из-за масштабов зверств сотрудники посольства США разослали телеграммы, свидетельствующие о том, что происходит геноцид. Одна, которая стала известна как телеграмма Блада , была отправлена ​​Арчером Бладом , генеральным консулом США в Дакке, и была подписана им, а также официальными лицами США из USAID и USIS, которые в то время служили в Дакке. В нем подписавшиеся стороны осудили американское «соучастие в геноциде ». [74] [75] В интервью 1972 года Индира Ганди , премьер-министр Индии, оправдала применение военного вмешательства, сказав: «Должны ли мы сидеть и смотреть, как насилуют их женщин?» [76] События широко обсуждались в британской Палате общин . Джон Стоунхаус предложил предложение, поддержанное еще 200 членами парламента, осуждающее зверства, совершаемые пакистанскими вооруженными силами. [77] Хотя это предложение дважды было представлено в парламенте, правительство не нашело времени для его обсуждения. [78]

Еще до окончания войны международное сообщество начало оказывать большую помощь беженцам, проживающим в Индии. Хотя гуманитарная помощь была предоставлена, судебные процессы по делам о военных преступлениях, которые Бангладеш предложила в конце войны, не получили особой поддержки. [79] Критики Организации Объединенных Наций использовали зверства 1971 года, чтобы доказать, что военное вмешательство было единственным способом остановить массовые убийства. [80] В письме The New York Times группа женщин заявила в ответ на то, что их избегают семьи и мужья: «Немыслимо, чтобы невинные жены, чьи жизни были фактически разрушены войной, теперь полностью уничтожаются их собственными мужьями». Международная помощь также была получена в связи с проблемой изнасилований во время войны. [81]

Индуистские жертвы

Пакистанская элита считала, что за восстанием стоят индуисты и что, как только будет найдено решение «индуистской проблемы», конфликт разрешится. Для пакистанцев насилие против индусов было стратегической политикой. [9] Пакистанские мужчины-мусульмане считали, что жертвоприношение индуистских женщин необходимо для устранения национального недуга. [10] Неофициальные данные свидетельствуют о том, что имамы и муллы поддерживали изнасилования, совершенные пакистанской армией, и издавали фетвы, объявляющие женщин военной добычей. В фетве Западного Пакистана во время войны утверждалось, что женщин, отобранных у бенгальских индусов, можно считать военной добычей. [8] [11]

Солдаты, в основном пенджабцы, ненавидели все, что связано с индуизмом. [82] Крайнюю ненависть пакистанцев к индуистам можно увидеть в их особенно жестоком насилии против индуистов, когда пакистанская армия и ее местные союзники насиловали и убивали индуистских женщин. Для бенгальских женщин, каким-либо образом связанных с «индуистской» идентичностью, подразумевалось изнасилование военными. Женщин захватывали и отправляли в лагеря, созданные по всей стране. [83] В этих военных лагерях и лагерях пакистанские солдаты держали пленников в качестве сексуальных рабынь. [84] [85]

Пленницы-индуистки были изнасилованы в лагерях пакистанской армии. [86] Пакистанская армия совершила массовое изнасилование индуистских женщин, потому что они были индуистками, и армия намеревалась разрушить их веру, социальное положение и самооценку. [87] Политика изнасилования пленников-индуистов была направлена ​​на изменение родословной общины. [86] Общий эффект массового сексуального насилия в отношении индуистских женщин продемонстрировал существование акта геноцида reas . [88] В деле Акайесу Трибунал Бангладеш подчеркнул, что насилие в отношении индуистских женщин было совершено не только против них лично, но и из-за их принадлежности к своей общине. [88]

Бина Д'Коста беседовала со многими респондентами, которые особенно отметили жестокость пакистанской армии в «обращении» с индусами. Члены индуистской общины, с которыми она общалась, твердо верили в преследование индуистов со стороны пакистанской армии и Разакара во время войны. Индуистских женщин, похищенных пакистанской армией, больше никогда не видели; в основном их убивали после изнасилования. Бина Д'Коста пообщалась с семьями двух индуистских женщин, которых забрали «пенджабские» военные, и ни одна из них не вернулась в свои дома после войны. [89] Обри Менен, военный корреспондент, написал о 17-летней индуистской невесте, которую, по словам ее отца, изнасиловали шесть пакистанских солдат.

Двое вошли в комнату, построенную для молодоженов. Остальные остались с семьей, один из них прикрывал их из пистолета. Они услышали громкий приказ и протестующий голос жениха. Потом наступила тишина, пока невеста не закричала... Через несколько минут вышел один из солдат в беспорядке в форме. Он ухмыльнулся своим товарищам. Его место в дополнительной комнате занял другой солдат. И так до тех пор, пока все шестеро не изнасиловали деревенскую красавицу. Затем все шестеро поспешно ушли. Отец нашел свою дочь лежащей на веревке без сознания и истекающую кровью. Ее муж скорчился на полу, стоя на коленях над своей рвотой. [90]

Последствия

В Музее войны за освобождение в Дакке хранятся артефакты и записи о насилии, смерти и изнасилованиях 1971 года.

Сразу после войны одной из насущных проблем стало очень большое количество нежелательных беременностей у жертв изнасилований. По оценкам, число беременностей, приведших к родам, колеблется от 25 000. [71] к цифре правительства Бангладеш в 70 000 человек, [91] в то время как одна публикация Центра репродуктивного права и политики дала в общей сложности 250 000 человек. [92] Утвержденная правительством программа помощи жертвам была создана при поддержке Всемирной организации здравоохранения и Международной федерации планирования семьи , среди целей которой была организация центров по проведению абортов , чтобы помочь жертвам изнасилования прервать нежелательную беременность. Врач реабилитационного центра в Дакке сообщил о 170 000 прерываниях беременности, вызванных изнасилованиями, и о рождении 30 000 военных младенцев в течение первых трех месяцев 1972 года. [93] Доктор Джеффри Дэвис , австралийский врач и специалист по абортам, работавший в программе, подсчитал, что было зарегистрировано около 5000 случаев самопроизвольных абортов . [94] Он также рассказал, что во время работы слышал о многочисленных детоубийствах и самоубийствах жертв. По его оценке, общее число жертв изнасилований составило 400 000, что вдвое превышает официальную оценку в 200 000, приведенную правительством Бангладеш. [95] Большинство жертв также заразились половыми инфекциями. [96] Многие страдали от чувства сильного стыда и унижения, а некоторые подверглись остракизму со стороны своих семей и общин или покончили жизнь самоубийством. [73]

Писательница-феминистка Синтия Энло написала, что некоторые беременности были запланированы солдатами, а возможно, и их офицерами. [92] В отчете Международной комиссии юристов говорится: «Какими бы ни были точные цифры, команды американских и британских хирургов, делающих аборты, и широкомасштабные усилия правительства, направленные на то, чтобы убедить людей принять этих девочек в общество, свидетельствуют о масштабах изнасилований. ". [97] Комиссия также заявила, что пакистанские офицеры не только позволяли своим мужчинам насиловать, но и сами порабощали женщин. [98]

После конфликта жертвы изнасилования стали рассматриваться как символ «социального загрязнения» и позора. Из-за этого немногие смогли вернуться в семьи или старые дома. [99] Шейх Муджибур Рахман назвал жертв бирангоной («героиней»), но это послужило напоминанием о том, что эти женщины теперь считались социально неприемлемыми, поскольку они были «опозорены». [а] [99] и этот термин стал ассоциироваться с барангоной («проститутка»). [100] Официальная стратегия выдачи женщин замуж и поощрения того, чтобы их считали героинями войны, провалилась, поскольку мало мужчин выступили, а те, кто это сделал, ожидали, что государство предоставит большое приданое . [101] С женщинами, вышедшими замуж, обычно плохо обращались, а большинство мужчин, получив приданое, бросали своих жен. [102]

18 февраля 1972 года государство сформировало Совет по реабилитации женщин Бангладеш, которому было поручено помогать жертвам изнасилований и помогать с программой усыновления. [103] В программе усыновления приняли участие несколько международных агентств, например, « Матери Терезы » Сестры милосердия . Большинство младенцев войны были усыновлены в Нидерландах и Канаде, поскольку государство хотело убрать напоминания о Пакистане из вновь образованной страны. [104] Однако не все женщины хотели, чтобы их ребенка забрали, а некоторых насильно забрали и отправили на усыновление - практику, которую поощрял Рахман, который сказал: «Я не хочу, чтобы в этой стране была эта загрязненная кровь [sic]». [105] В то время как многие женщины были рады программе абортов, поскольку им не нужно было рожать ребенка, зачатого в результате изнасилования, другим приходилось вынашивать полный срок, наполненный ненавистью к ребенку, которого они вынашивали. Другие, чьи дети были усыновлены, чтобы вернуться к «обычной жизни», не смотрели на своего новорожденного таким, каким его у них забрали. [106] В 1990-е годы многие из этих детей вернулись в Бангладеш в поисках своих биологических матерей. [107] В 2008 году Д'Коста попытался найти усыновленных, однако откликнулись очень немногие, один из тех, кто это сделал, сказал: «Я ненавидел быть ребенком, и я злюсь на Бангладеш за то, что она не позаботилась обо мне, когда я нуждался в этом больше всего. у меня нет корней, и это заставляет меня плакать. Вот почему я пытаюсь узнать больше о том, где я родился». [40]

Спустя сорок лет после войны две изнасилованные сестры дали интервью Deutsche Welle . Алейя заявила, что ее забрала пакистанская армия, когда ей было тринадцать, и в течение семи месяцев ее неоднократно подвергали групповому изнасилованию. Она утверждает, что ее пытали и она вернулась домой на пятом месяце беременности. Ее сестра Лейли говорит, что была беременна, когда ее забрали вооруженные силы, и потеряла ребенка. Позже она сражалась вместе с Мукти Бахини. Оба говорят, что государство подвело бирангону и что все, что они получили, — это «унижения, оскорбления, ненависть и остракизм». [108]

Реакция правительства Пакистана

После конфликта правительство Пакистана приняло решение проводить политику молчания в отношении изнасилований. [50] Они создали Комиссию Хамудура Рахмана — судебную комиссию для подготовки отчета об обстоятельствах поражения Пакистана в войне 1971 года. Комиссия резко критиковала армию. [109] Начальники штабов армии и ВВС Пакистана были отстранены от своих должностей за попытку помешать работе комиссии. [110] Комиссия основывала свои отчеты на интервью с политиками, офицерами и старшими командирами. Окончательные отчеты были представлены в июле 1972 года, но впоследствии все они были уничтожены, за исключением одного, принадлежавшего Зульфикару Али Бхутто , президенту Пакистана. Результаты так и не были обнародованы. [111]

В 1974 году комиссия была вновь открыта и опубликовала дополнительный отчет, который оставался засекреченным в течение 25 лет, пока не был опубликован в журнале India Today . [112] В отчете говорится, что 26 000 человек были убиты, изнасилования исчисляются сотнями и что повстанцы Мукти Бахини участвовали в широкомасштабных изнасилованиях и других нарушениях прав человека. [49] Сумит Гангули Политолог считает, что пакистанский истеблишмент еще не смирился с совершенными злодеяниями, заявив, что во время визита в Бангладеш в 2002 году Первез Мушарраф выразил сожаление по поводу зверств, вместо того чтобы принять на себя ответственность. [113]


Преследование за военные преступления

Бангладешцы в Манчестере, Великобритания, выражают солидарность с протестом Шахбах 2013 года , который требует более строгого наказания для тех, кто был осужден за военные преступления в 1971 году.

В 2008 году, после 17-летнего расследования, Комитет по установлению фактов о военных преступлениях опубликовал документацию, в которой были указаны 1597 человек, принимавших участие в зверствах. В список вошли члены «Джамаат-и-Ислами» и Националистической партии Бангладеш — политической группы, основанной в 1978 году. [114] В 2010 году правительство Бангладеш создало Международный трибунал по преступлениям (ICT) для расследования злодеяний той эпохи. Хотя Хьюман Райтс Вотч поддержала трибунал, [115] он также критиковал сообщения о преследовании адвокатов, представляющих обвиняемых. Брэд Адамс , директор азиатского отделения Human Rights Watch, заявил, что обвиняемым должна быть предоставлена ​​полная защита закона, чтобы избежать риска того, что судебные процессы не будут восприняты всерьез. [116] а Ирен Хан , правозащитница, выразила сомнение в том, что массовые изнасилования и убийства женщин будут решены. [117] Хан сказала о реакции своего правительства:

Консервативное мусульманское общество предпочло набросить завесу пренебрежения и отрицания этой проблемы, позволило процветать тем, кто совершил гендерное насилие или вступил в сговор с ним, и оставило женщин-жертв бороться анонимно и стыдно, без особой поддержки со стороны государства или общества. [117]

Заместителю лидера «Джамаат-и-Ислами» Делвару Хоссейну Сайеди , первому человеку, которому были предъявлены обвинения, связанные с конфликтом, было предъявлено обвинение ИКТ по ​​двадцати пунктам военных преступлений, включая убийства, изнасилования и поджоги. Он отверг все обвинения. [118] 28 февраля 2013 года Сайиди был признан виновным в геноциде, изнасиловании и религиозном преследовании и приговорен к смертной казни через повешение. [119] Четверо других членов Джамаат-и-Ислами Бангладеш, в том числе Мотиур Рахман Низами , также были обвинены в военных преступлениях. [118] Абул Калам Азад , член Разакаров, был первым человеком, осужденным за преступления во время войны. Он был заочно признан виновным в убийстве и изнасиловании и приговорен к смертной казни. [120] [121] Мухаммаду Камаруззаману , старшему помощнику генерального секретаря Бангладеш Джамаат-и-Ислами , предъявлено семь обвинений в военных преступлениях, включая планирование и консультирование по изнасилованию женщин в деревне Шохагпур 25 июля 1971 года. [122] ICT приговорил его к смертной казни через повешение 9 мая 2013 года. [123] В июле 2013 года Гулам Азам был приговорен к девяносто годам лишения свободы за изнасилование и массовые убийства во время конфликта. [124] Абдул Кадер Молла , член ополчения Разакар во время войны, был обвинен в пособничестве пакистанской армии и активном участии в зверствах Бангладеш 1971 года : изнасилованиях (включая изнасилование несовершеннолетних ) и массовых убийствах бангладешцев в районе Мирпур в Дакке во время Освободительная война Бангладеш . [125] После того как правительство внесло поправки в закон о военных преступлениях, позволяющие обжаловать приговор на основании смягчения наказания, прокуратура обратилась в Верховный суд Бангладеш с просьбой смягчить приговор Молле с пожизненного заключения до смертной казни. [126] 17 сентября 2013 года Верховный суд принял апелляцию и приговорил Моллу к смертной казни. [127] Наконец, его повесили в центральной тюрьме Дакки 12 декабря 2013 года в 22:01. [128] [129]

В литературе и СМИ

Опозоренная женщина / Храбрая женщина
Фотография женщины, подвергшейся нападению, сделанная во время конфликта, представлена ​​на выставке в Лондоне. Снимок под названием «Пристыженная женщина» , но также и « Храбрая женщина» , был сделан бангладешским фотографом Наибом Уддином Ахмедом . Джон Таллох считает это изображение такой же «классической позой, как любая Мадонна с Младенцем ». [130] Одна из самых эмоциональных фотографий выставки: женщина со сжатыми руками, лицо полностью закрыто волосами. Таллох описывает этот образ как обладающий «способностью раскрывать или намекать на то, что невыразимо». [131]

«Орунодоер Огнишахи» ( «Обещание новому рассвету »), первый фильм о войне, был показан в 1972 году во время первого празднования Дня независимости Бангладеш . [132] Он основан на опыте актера по имени Альтаф. Пытаясь добраться до убежища в Калькутте, он встречает изнасилованных женщин. Изображения этих бирангонов , обнаженных и с пустыми глазами из-за травмы, используются как свидетельство нападения. Другие жертвы, которых встречает Альтаф, совершают самоубийство или теряют рассудок. [133]

В 1995 году Гита Сахгал выпустила документальный фильм «Досье военных преступлений» , который был показан на канале Channel 4 . [134] В 2011 году фильм «Мехерджаан» был показан на Международном кинофестивале в Гувахати. В нем война исследуется с двух точек зрения: с точки зрения женщины, которая любила пакистанского солдата, и с точки зрения человека, рожденного в результате изнасилования. [135]

книга Ами Бирангана Болчи» ( «Голоса героинь войны ») Нилимы Ибрагим « В 1994 году вышла . Это сборник показаний очевидцев семи жертв изнасилования, которые Ибрагим задокументировал во время работы в реабилитационных центрах. [136] Рассказы выживших в этой работе резко критикуют неспособность послевоенного общества Бангладеш поддержать жертв изнасилования. [137]

Опубликованная в 2012 году книга « Восстание из пепла: женские рассказы 1971 года» включает устные свидетельства женщин, пострадавших в Освободительной войне. Помимо рассказа Тарамон Биби , которая воевала и была награждена Бир Протиком (Символом доблести) за свои действия, есть девять интервью с женщинами, подвергшимися изнасилованию. Публикация книги на английском языке к сорокалетию войны была отмечена в The New York Times как «важная устная история». [117]

В фильме 2014 года « Дети войны» показано сексуальное насилие во время войны. Фильм Мритьюнджая Девврата, в главных ролях которого, среди прочего, Фарук Шейх , Виктор Банерджи , Райма Сен и другие, призван «вызвать дрожь по спине зрителей. Мы хотим сделать его настолько отталкивающим, чтобы никому даже не пришла в голову мысль о помиловании насильников, даже если в одиночку совершил преступление. Стрельба сказалась на всех нас». [138]

Сноски

  1. ^ «Изнасилование может быть особенно эффективным как тактика геноцида, когда оно используется против женщин из сообществ, которые позорят жертву изнасилования, а не насильника. В таких сообществах изнасилование навсегда наносит ущерб социальному положению выжившей. Бенгальские девушки и женщины, которые Перенесшим геноцидное изнасилование пришлось иметь дело не только со своими физическими травмами и травмами, но и с обществом, враждебным по отношению к подвергшимся насилию женщинам. Вина за потерю чести ложится не на насильника, а на изнасилованного». [58]

Ссылки

  1. ^ Шарлах 2000 , стр. 92–93.
  2. ^ Саджад 2012 , с. 225.
  3. ^ Гадбиан 2002 , с. 111.
  4. ^ Мукерджи 2012 , с. 68.
  5. ^ Бартроп, Пол Р .; Джейкобс, Стивен Леонард , ред. (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО . п. 1866. ISBN  978-1-61069-364-6 .
  6. ^ Ислам 2019 , с. 175: «Пакистанская оккупационная армия и ее местные пособники преследовали в основном индуистских женщин и девочек для изнасилования и сексуального насилия. Многие жертвы изнасилования были убиты в плену, а другие мигрировали в Индию или покончили жизнь самоубийством»
  7. ^ Сиддики 1998 , с. 208.
  8. ^ Jump up to: а б с д Д'Коста 2011 , с. 108.
  9. ^ Jump up to: а б Д'Коста 2011 , с. 101.
  10. ^ Jump up to: а б Ясмин Сайкиа , Женщины, война и становление Бангладеш: Вспоминая 1971 год, стр. 52
  11. ^ Jump up to: а б Сиддики 1998 , стр. 208–209: «Когда-то во время войны фетва, возникшая в Западном Пакистане, назвала бенгальских борцов за свободу «индуистами» и заявила, что «богатство и женщины», которые будут получены в результате войны с ними, могут рассматриваться как добыча. [Сноска, на стр. 225:] С.А. Хоссейн, «Фетва в исламе: взгляд на Бангладеш», Daily Star (Дакка), 28 декабря 1994 г., 7.
  12. ^ Шафкат 2007 , с. 593: «Освободительную войну Бангладеш часто называют одним из самых ужасных примеров изнасилований во время войны».
  13. ^ Кабия 2008 , с. 13.
  14. ^ Уиллер 2000 , с. 13.
  15. ^ Д'Коста 2011 , с. 104.
  16. ^ Сайкиа, Ясмин (2017). «Нации, соседи и человечество: разрушенные и восстановленные в результате войны и насилия». Мельбурнский исторический журнал . 44 (1): 23–40.
  17. ^ Jump up to: а б Мукерджи, Наяника (июнь 2006 г.). « 'Помнить, чтобы забыть': государственная тайна и память о сексуальном насилии во время войны в Бангладеш 1971 года» . Журнал Королевского антропологического института . 12 (2): 433–450. дои : 10.1111/j.1467-9655.2006.00299.x . ISSN   1359-0987 .
  18. ^ Мукерджи, Наяника (2 ноября 2021 г.). «Историзация Бирангоны: анализ политики чествования памяти об изнасиловании во время войны 1971 года в контексте 50-летия Бангладеш» . Стратегический анализ . 45 (6): 588–597. дои : 10.1080/09700161.2021.2009663 . ISSN   0970-0161 . S2CID   246760529 .
  19. ^ Мукерджи 2009 , с. 51.
  20. ^ Томпсон 2007 , стр. 42.
  21. ^ Весна 2004 г. , с. 217.
  22. ^ Хоссейн и Толлефсон 2006 , стр. 345.
  23. ^ Ридель 2011 , с. 9.
  24. ^ Джонс 2010 , стр. 227–228.
  25. ^ Рой 2010b , с. 102.
  26. ^ Мидларский 2011 , стр. 257.
  27. ^ Мерфи 2012 , с. 71.
  28. ^ Сиссон и Роуз 1992 , с. 141.
  29. ^ Хагерти и Гангули 2005 , с. 31.
  30. ^ Саутвик 2011 , с. 119.
  31. ^ Хайнце 2009 , с. 79.
  32. ^ Тоттен, Бартроп и Джейкобс 1998 , стр. 34.
  33. ^ Джахан 2008 , с. 248.
  34. ^ Джахан 2008 , с. 250.
  35. ^ Раммель 1997 , с. 335.
  36. ^ Мохаиемен 2011 , с. 47.
  37. ^ Мартин-Лукас 2010 , с. 158.
  38. ^ Мел и Йонассон 1990 , с. 369.
  39. ^ Готэм 1971 , с. 26.
  40. ^ Jump up to: а б с Д'Коста 2008 .
  41. ^ Jump up to: а б Джессика Ли Рехман, Изнасилование как религиозный терроризм и геноцид, Война 1971 года между Восточным и Западным Пакистаном (2012)
  42. ^ Ясмин Сайкиа , Женщины, война и становление Бангладеш: Вспоминая 1971 год, стр. 134
  43. ^ Томас и Ральф 1998 , с. 204.
  44. ^ Томас и Ральф 1994 , стр. 82–99.
  45. ^ Джахан 2004 , стр. 147–148.
  46. ^ Браунмиллер 1975 , с. 82.
  47. ^ Коггин 1971 , с. 157.
  48. ^ Браунмиллер 1975 , с. 83.
  49. ^ Jump up to: а б Рахман 2007 , стр. 29, 41.
  50. ^ Jump up to: а б Сайкиа 2011b , с. 157.
  51. ^ Ридель 2011 , с. 10.
  52. ^ Диксит 2002 , с. 183
  53. ^ Аренс 2010 , стр. 128.
  54. ^ Джонс 2010 , с. 343.
  55. ^ Мукерджи 2012 , стр. 73–74.
  56. ^ Линтон 2010 , стр. 191–311.
  57. ^ Браунмиллер 1975 , с. 85.
  58. ^ Jump up to: а б Шарлах 2000 , с. 95.
  59. ^ Друг 2011 , с. 62.
  60. ^ Мохаиемен 2011 , с. 42.
  61. ^ Ньюберг 2002 , с. 120.
  62. ^ Рассвет 2013 .
  63. ^ Шмид 2011 , с. 600.
  64. ^ Jump up to: а б Томсен 2011 , с. 240.
  65. ^ Сайкиа 2011a , с. 3.
  66. ^ Мукерджи 2009a , с. 49.
  67. ^ Хаккани 2005 , с. 77.
  68. ^ Шехабуддин 2010 , с. 93.
  69. ^ Паяслян .
  70. ^ Симмс 2011 , с. 17.
  71. ^ Jump up to: а б Шольц 2006 , с. 277.
  72. ^ Шольц 2011 , с. 388.
  73. ^ Jump up to: а б Сиддики 2008 , с. 202.
  74. ^ Khondker 2006 , p. 244.
  75. ^ Бисвас 2012 , с. 163.
  76. ^ Мукерджи 2006 , с. 73.
  77. ^ Хансард 1971 , с. 819.
  78. ^ Смит 2010 , стр. 85–86.
  79. ^ Джахан 2004 , с. 150.
  80. ^ Болл 2011 , с. 46.
  81. ^ Браунмиллер 2007 , с. 89.
  82. ^ Д'Коста 2010 , стр. 101–102.
  83. ^ Д'Коста 2011 , с. 102.
  84. ^ Герлах 2010 , с. 155.
  85. ^ Наяника Мукерджи (23 октября 2015 г.). Призрачная рана: сексуальное насилие, публичные воспоминания и война в Бангладеш 1971 года . Издательство Университета Дьюка. стр. 159–. ISBN  978-0-8223-7522-7 .
  86. ^ Jump up to: а б Ислам 2019 , с. 177.
  87. ^ Ислам 2019 , с. 176.
  88. ^ Jump up to: а б Ислам 2019 , с. 176–177.
  89. ^ Бина Д'Коста, Национальное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии (2011), стр. 139
  90. ^ Бина Д'Коста, Национальное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии (2011), стр. 121-122.
  91. ^ Дебнат 2009 , с. 49.
  92. ^ Jump up to: а б Энлоэ 2000 , с. 340.
  93. ^ Мохсин 2005 , стр. 223.
  94. ^ Браунмиллер 2007 , с. 92.
  95. ^ Мукерджи 2012 , с. 77.
  96. ^ Д'Коста 2010a .
  97. ^ Международная комиссия юристов 1972 , стр. 40–41.
  98. ^ Гадбиан 2002 , с. 112.
  99. ^ Jump up to: а б Сиддики 1998 , с. 209.
  100. ^ Рой 2010c , с. 37.
  101. ^ Герлах 2010 , с. 157.
  102. ^ Сайкиа 2011a , с. 57.
  103. ^ Рахман и Бакстер 2002 , с. 52.
  104. ^ Сайкиа 2011a , с. 260.
  105. ^ Герлах 2010 , стр. 157–158.
  106. ^ Мукерджи 2007 , с. 344.
  107. ^ Мукерджи 2007 , стр. 344–345.
  108. ^ 2011 год .
  109. ^ Джонс 2003 , с. 266.
  110. ^ Малик 2010 , с. 90.
  111. ^ Сайкиа 2011a , с. 63.
  112. ^ Винбрандт 2009 , с. 203.
  113. ^ Гангули 2010 , с. 93.
  114. ^ Альфрам 2009 , с. 11.
  115. ^ Адамс 2011a .
  116. ^ Адамс 2011b .
  117. ^ Jump up to: а б с Рой 2010а .
  118. ^ Jump up to: а б Хук 2011 , с. 463.
  119. ^ Аль-Джазира 2013 .
  120. ^ Минегар 2013 .
  121. ^ Мустафа 2013 .
  122. ^ Новости BD 24 2013 .
  123. ^ Ахмед и др. 2013 .
  124. ^ Садистский 2013 .
  125. ^ Тахмима Анам (13 февраля 2013 г.). «Протестующие Шахбага против Мирпурского мясника» . Хранитель . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 26 февраля 2013 г. «Молла улыбнулся, потому что для него, человека, осужденного за обезглавливание поэта, изнасилование 11-летней девочки и расстрел 344 человек во время войны за независимость Бангладеш 1971 года – обвинения, которые принесли ему прозвище Мирпурский мясник.
  126. ^ «Исламисту Бангладеш в последнюю минуту отложили казнь» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 28 августа 2014 г.
  127. ^ «История болезни» . Верховный суд. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
  128. ^ «Бангладеш казнит лидера оппозиции» . Аль Джазира. 12 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
  129. ^ «Квадер Молла наконец-то повешен за военные преступления» . bdnews24.com . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
  130. ^ Таллох и Блад 2010 , с. 513.
  131. ^ Таллох и Блад 2012 , стр. 54–55.
  132. ^ Мукерджи 2009a , стр. 48–49.
  133. ^ Мукерджи 2006 , с. 80.
  134. ^ Сахгал 2011 .
  135. ^ Ассам Трибьюн 2011 .
  136. ^ Мукерджи 2009b , с. 78.
  137. ^ Сайкиа 2011a , с. 56.
  138. ^ «Изнасилования 1971 года» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 мая 2014 года . Проверено 11 мая 2014 г.

Библиография

  • Адамс, Брэд (18 мая 2011 г.). «Письмо премьер-министру Бангладеш относительно Закона о международных преступлениях (трибуналах)» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 12 августа 2013 г.
  • Адамс, Брэд (2 ноября 2011 г.). «Бангладеш: прекратить преследование защиты в военном трибунале» . Фонд Томсон Рейтер . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года.
  • Ахмед, Таним; Хак, Квази Шахрин; Нилой, Соломон; Друбо, Голам Музтаба (9 мая 2013 г.). «Уничтожение, чтобы повесить» . Новости БД 24 . Проверено 13 августа 2013 г.
  • Альфрам, Хенрик (2009). Игнорирование казней и пыток: безнаказанность сил безопасности Бангладеш . Хьюман Райтс Вотч. ISBN  978-1-56432-483-2 .
  • Аренс, Дженнеке (2010). «Геноцид в горном районе Читтагонг, Бангладеш» . У Сэмюэля Тоттена; Роберт К. Хичкок (ред.). Геноцид коренных народов . Сделка. стр. 117–142 . ISBN  978-1-4128-1495-9 .
  • Болл, Ховард (2011). Геноцид: Справочник . Азбука Клио. ISBN  978-1-59884-488-7 .
  • «Сегодня будет показан бангла-фильм «Мехерджан»» . Ассам Трибьюн . 10 февраля 2011 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  • «Лидер Бангладешского Джамаата приговорен к смертной казни» . Аль Джазира. 28 февраля 2013 года . Проверено 12 августа 2013 г.
  • Бартроп, Пол Р.; Джейкобс, Стивен Леонард (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО. стр. 1866–. ISBN  978-1-61069-364-6 .
  • Бисвас, Раджив (2012). Будущая Азия: Новая золотая лихорадка на Востоке . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-137-02721-4 .
  • Браунмиллер, Сьюзен (2007). «Против нашей воли». В Уильяме Ф. Шульца (ред.). Феномен пыток: материалы для чтения и комментарии . Издательство Пенсильванского университета. стр. 88–94. ISBN  978-0-8122-1982-1 .
  • Браунмиллер, Сьюзен (1975). Против нашей воли: мужчины, женщины и изнасилования . Баллантайн. ISBN  978-0-449-90820-4 .
  • Мел, Фрэнк; Йонассон, Курт (1990). История и социология геноцида: анализ и тематические исследования (3-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-04446-1 .
  • Коггин, Дэн (1971). «Восточный Пакистан: даже небеса плачут» . Время . Том. 98. с. 157.
  • Дас, Биджойета (28 июня 2011 г.). «Жертвы изнасилования или герои войны: женщины войны в Бангладеш» . Немецкая волна .
  • Д'Коста, Бина (2010). Государственное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии . Рутледж. ISBN  978-0-415-56566-0 .
  • Д'Коста, Бина (декабрь 2008 г.). «Молчание Победы» . Журнал Химал .
  • Д'Коста, Бина (2011). Государственное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии . Рутледж. ISBN  978-0-415-56566-0 .
  • Д'Коста, Бина (15 декабря 2010 г.). «1971: Изнасилование и его последствия» . bdnews24.com . Проверено 22 июля 2012 г.
  • Дебнат, Анджела (2009). «Геноцид в Бангладеш: тяжелое положение женщин» . В Сэмюэле Тоттене (ред.). Бедственное положение и судьба женщин во время и после геноцида . Сделка. стр. 47–66 . ISBN  978-1-4128-0827-9 .
  • «Награда BD Фаизу Малику Джилани» . Рассвет . Пакистан. 9 марта 2013 г.
  • Диксит, Джьотиндра Натх (2002). Индия-Пакистан в войне и мире . Рутледж. ISBN  978-0-415-30472-6 .
  • Энло, Синтия Х. (2000). Маневры: международная политика милитаризации женской жизни . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-22071-3 .
  • Друг, Теодор (2011). Женщина, мужчина и Бог в современном исламе . Вм. Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-6673-8 .
  • Гангули, Сумит (2010). «Пакистан: Ни государство, ни нация». У Жака Бертрана; Андре Лалиберте (ред.). Многонациональные государства в Азии: примирение или сопротивление . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-14363-9 .
  • Герлах, Кристиан (2010). Чрезвычайно жестокие общества: массовое насилие в мире двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-70681-0 .
  • Гадбиан, Наджиб (2002). «Политический ислам: инклюзия или насилие?». В Кенте Вустере; Салли А. Берманзон; Марк Унгар (ред.). Насилие и политика: парадокс глобализации . Рутледж. ISBN  978-0-415-93111-3 .
  • Готам, Начикета (1971). Предатели Пакистана . Агентство печати и публикаций. OCLC   657534665 .
  • Хагерти, Девин Т.; Гангули, Шумит (2005). Страшная симметрия: индийско-пакистанский кризис в тени ядерного оружия . Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-98635-7 .
  • «Дело дома» . Хансард . 819 . Палата общин. 17 июня 1971 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
  • Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и армией . Карнеги. ISBN  978-0-87003-214-1 .
  • Хайнце, Эрик (2009). Ведение гуманитарной войны . СУНИ. стр. 350–358. ISBN  978-0-7914-7695-6 .
  • Хоссейн, Таня; Толлефсон, Джеймс В. (2006). «Языковая политика в образовании в Бангладеш». В Эми Цуй; Джеймс В. Толлефсон (ред.). Языковая политика, культура и идентичность в азиатском контексте . Рутледж. ISBN  978-0-8058-5693-4 .
  • Хук, М. Захурул (2011). «Дело против Делвара Хоссейна Саиди». У Майкла Н. Шмитта; Луиза Аримацу; Т. МакКормак (ред.). Ежегодник международного гуманитарного права – 2010: 13 . Спрингер. стр. 100-1 462 ф. ISBN  978-90-6704-810-1 .
  • Международная комиссия юристов (1972 год). События в Восточном Пакистане, 1971 год: юридическое исследование . Секретариат Международной комиссии юристов Женева. OCLC   842410 .
  • Ислам, М. Рафикуль (2019). Национальные судебные процессы по международным преступлениям в Бангладеш: переходное правосудие, отраженное в судебных решениях . БРИЛЛ. стр. 175–. ISBN  978-90-04-38938-0 .
  • Джахан, Рунак (2004). «Геноцид в Бангладеш». В Сэмюэле Тоттене (ред.). Преподавание геноцида: проблемы, подходы и ресурсы . Информационный век. ISBN  978-1-59311-074-1 .
  • Джахан, Рунак (2008). «Геноцид в Бангладеш». У Сэмюэля Тоттена; Уильям С. Парсонс (ред.). Век геноцида: критические очерки и свидетельства очевидцев (3-е изд.). Рутледж. ISBN  978-0-415-99084-4 .
  • Джонс, Адам (2010). Геноцид: всестороннее введение . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-415-48618-7 .
  • Джонс, Оуэн Беннетт (2003). Пакистан: Глаз бури (2-е исправленное изд.). Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10147-8 .
  • Кабиа, Джон М. (2008). Гуманитарная интервенция и разрешение конфликтов в Западной Африке: от ЭКОМОГ к ЭКОМИЛ . Эшгейт. ISBN  978-0-7546-7444-3 .
  • «Камаруззаман: Обвинения» . Новости БД 24 . 9 мая 2013 года . Проверено 12 августа 2013 г.
  • Хондкер, Хабибул Хак (2006). «Американский империализм и бенгальский национализм». В Веди Р. Хадис (ред.). Империя и неолиберализм в Азии . Рутледж. ISBN  978-0-415-39080-4 .
  • Ли, Стивен П. (2011). Этика и война: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-72757-0 .
  • Линтон, Сюзанна (2010). «Завершение круга: ответственность за преступления Освободительной войны Бангладеш 1971 года». Уголовно-правовой форум . 21 (2): 191–311. дои : 10.1007/s10609-010-9119-8 . hdl : 10722/124770 . S2CID   143939929 .
  • Малик, Анас (2010). Политическое выживание в Пакистане: за пределами идеологии . Рутледж. ISBN  978-0-415-77924-1 .
  • Мартин-Лукас, Белен (2010). «Мама – это Слово». В Сорча-Гунне; Зои Бригли (ред.). Феминизм, литература и рассказы об изнасилованиях: насилие и нарушения . Рутледж. ISBN  978-0-415-80608-4 .
  • Мидларский, Манус И. (2011). Истоки политического экстремизма: массовое насилие в двадцатом веке и за его пределами . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-87708-4 .
  • Минегар, Бенджамин (21 января 2013 г.). «Трибунал Бангладеш по военным преступлениям приговорил члена Джамаат-и-Ислами к смертной казни» . Юрист . Проверено 21 октября 2013 г.
  • Мукерджи, Наяника (2006). «Муктир Ган, изнасилованная женщина и личности мигрантов во время войны в Бангладеш». Во имя брака Бехера (ред.). Гендер, конфликты и миграция . Мудрец. ISBN  978-0-7619-3455-4 .
  • Мукерджи, Наяника (2007). «Доступное материнство: правовые технологии, «чрезвычайное положение» и уничтожение «детей войны» в Бангладеш». Детство . 14 (339): 339–355. дои : 10.1177/0907568207079213 . S2CID   144568760 .
  • Мукерджи, Наяника (2009). «Практика разоблачения и конститутивная роль сотрудничества в войне в Бангладеш». В Шарика Тиранагама; Тобиас Келли (ред.). Предатели: подозрения, близость и этика государственного строительства . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-4213-3 .
  • Мохаиемен, Наим (2011). «Полет вслепую: в ожидании настоящего расплаты в 1971 году». Экономический и политический еженедельник . XLVI (36): 40–52.
  • Мохсин, Амена (2005). «Гендерная нация, гендерный мир: исследование Бангладеш». У Самира Кумара Даса (ред.). Мирные процессы и мирные соглашения . Мудрец. ISBN  978-0-7619-3391-5 .
  • Молла, Гясуддин (2004). «Авами Лига: от харизматического лидерства к политической партии». У Майка Энската; Субрата К. Митра, Клеменс Шписс (ред.). Политические партии в Южной Азии . Прегер. ISBN  978-0-275-96832-8 .
  • Мукерджи, Наяника (2009a). «Обличительная практика и конститутивная роль сотрудничества в войне в Бангладеш». В Шарика Тиранагама; Тобиас Келли (ред.). Предатели: подозрения, близость и этика государственного строительства . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  978-0-8122-4213-3 .
  • Мукерджи, Наяника (2009b). «Дружба и встречи с левыми политическими силами в Бангладеш». В Хайди Армбрустер; Анна Лаерке (ред.). Принимая сторону: этика, политика и полевые исследования в антропологии . Берган. ISBN  978-1-84545-701-3 .
  • Мукерджи, Наяника (2012). «Массовые изнасилования и признание гендерного и расового доминирования во время войны в Бангладеш 1971 года». У Рафаэля Бранша; Фабрис Виргили (ред.). Изнасилование в военное время . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-36399-1 .
  • Мерфи, Имон (2012). Становление терроризма в Пакистане: исторические и социальные корни экстремизма . Рутледж. ISBN  978-0-415-56526-4 .
  • Мустафа, Сабир (21 января 2013 г.). «Переломный момент военных преступлений в Бангладеш» . Новости Би-би-си . Проверено 12 августа 2013 г.
  • Нарине, Шон (2009). «Международные права человека». У Джозефа Масчулли; Михаил Александрович Молчанов; В. Энди Найт (ред.). «Эшгейтский исследовательский компаньон по политическому лидерству» . Эшгейт. стр. 335–357. ISBN  978-0-7546-7182-4 .
  • Ньюберг, Паула Р. (2002). Судить о государстве: суды и конституционная политика в Пакистане . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-89440-1 .
  • Паяслян, Саймон (2012). «Геноциды ХХ века» . Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/OBO/9780199743292-0105 . ISBN  9780199743292 . Проверено 21 октября 2013 г. Среди ученых сложился консенсус, что геноциды в ХХ веке охватывали (хотя и не ограничивались) следующие случаи: гереро в 1904–1907 годах, геноцид армян в Османской империи в 1915–1923 годах, Голодомор на территории бывшей советской Украины в 1932–1933 годы, еврейский Холокост в 1938–1945 годах, Бангладеш в 1971 году, Камбоджа в 1975–1979 годах, Восточный Тимор в 1975–1999 годах, Босния в 1991–1995 годах и Руанда в 1994 году.
  • Рахман, Хамудур (2007). Комиссия Хамудура Рахмана по расследованию индийско-пакистанской войны 1971 года, дополнительный отчет . Усадьба Арк. ISBN  978-1-60450-020-2 .
  • Рахман, Сайдур; Бакстер, Крейг (2002). Исторический словарь Бангладеш . Пугало. ISBN  978-81-7094-588-8 .
  • Ридель, Брюс О. (2011). Смертельные объятия: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада . Брукингский институт. ISBN  978-0-8157-0557-4 .
  • Рой, Ниланджана С. (24 августа 2010 г.). «Потери женщин в войне в Бангладеш все еще не обсуждаются» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 августа 2013 г.
  • Рой, Ритупарна (2010b). Художественная литература о разделе Южной Азии на английском языке: от Кхушванта Сингха до Амитава Гоша (1-е изд.). Издательство Амстердамского университета. ISBN  978-90-8964-245-5 .
  • Рой, Шрила (2010c). «Раны и лекарства в гендерной политике и политике памяти в Южной Азии». В Ханне Брэдби; Джиллиан Левандо Хундт (ред.). Глобальные перспективы войны, гендера и здоровья . Эшгейт. ISBN  978-0-7546-7523-5 .
  • Раммель, Р.Дж. (1997). Смерть от правительства: геноцид и массовые убийства с 1900 года . Сделка. ISBN  978-1-56000-927-6 .
  • Садик, Махфуз (15 июля 2013 г.). «Бангладешский исламист Гулам Азам признан виновным в военных преступлениях» . Новости Би-би-си . Проверено 13 августа 2013 г.
  • Сахгал, Гита (18 декабря 2011 г.). «Мертвая расплата: исчезающие истории и доказательства» . Дейли Стар .
  • Шафкат, Сахар (2007). «Пакистан (1971)». В ДеРуане Карл-младший; Хи, Великобритания (ред.). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . Том. II. АВС-КЛИО. стр. 584–599. ISBN  978-1-85109-919-1 .
  • Сайкиа, Ясмин (2011a). Женщины, война и становление Бангладеш: вспоминая 1971 год . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-5038-5 .
  • Сайкиа, Ясмин (2011b). «Война как история, человечество в насилии: женщины, мужчины и воспоминания о 1971 году, Восточный Пакистан/Бангладеш». В Элизабет Д. Хейнеман (ред.). Сексуальное насилие в зонах конфликтов: от древнего мира до эпохи прав человека . Издательство Пенсильванского университета. стр. 152–170. ISBN  978-0-8122-4318-5 .
  • Саджад, Тазрина (2012) [Впервые опубликовано в 2009 г.]. «Период после геноцида и его влияние на женщин». В Сэмюэле Тоттене (ред.). Бедственное положение и судьба женщин во время и после геноцида . Издатели транзакций. стр. 219–248. ISBN  978-1-4128-4759-9 .
  • Шмид, Алекс, изд. (2011). Справочник Routledge по исследованию терроризма . Рутледж. ISBN  978-0-415-41157-8 .
  • Шольц, Салли Дж. (2006). «Изнасилование во время войны бросает вызов справедливой теории войны». Стивен Ли (ред.). Интервенция, терроризм и пытки: современные вызовы теории справедливой войны . Спрингер. ISBN  978-1-4020-4677-3 .
  • Шольц, Салли Дж. (2011). «Геноцид». В Дин К. Чаттерджи (ред.). Энциклопедия глобальной справедливости . Спрингер. ISBN  978-1-4020-9159-9 .
  • Шарлах, Лиза (2000). «Изнасилование как геноцид: Бангладеш, бывшая Югославия и Руанда». Новая политическая наука . 22 (1): 89–102. дои : 10.1080/713687893 . S2CID   144966485 . Это также изнасилование до смерти, изнасилование как массовое убийство, изнасилование с целью убить и заставить жертв желать смерти. Это изнасилование как инструмент принудительного изгнания, изнасилование, чтобы заставить вас покинуть свой дом и никогда не хотеть возвращаться. Это изнасилование, которое нужно видеть, слышать, смотреть и рассказывать другим: изнасилование как зрелище. Вбить клин в общество, разрушить общество, уничтожить народ — это изнасилование. Это изнасилование как геноцид
  • Шехабуддин, Элора (2010). «Гражданское общество Бангладеш и исламистская политика». В Риазе, Али ; Фэйр, К. Кристина (ред.). Политический ислам и управление в Бангладеш . Рутледж. ISBN  978-0-415-57673-4 .
  • Сиддики, Дина М. (1998). «Таслима Насрин и другие: борьба за гендерные вопросы в Бангладеш». У Герберта Л. Бодмана; Найере Исфахлани Тохиди (ред.). Женщины в мусульманских обществах: разнообразие внутри единства . Линн Риннер. ISBN  978-1-55587-578-7 .
  • Сиддики, Дина М. (2008). Бонни Дж. Смит (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 201 ф . ISBN  978-0-19-514890-9 .
  • Симмс, Брендан (2011). «К истории гуманитарной интервенции». В Брендане Симмсе; DJB Trim (ред.). Гуманитарная интервенция: история . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-19027-5 .
  • Сиссон, Ричард; Роуз, Лео Э. (1992). Война и отделение: Пакистан, Индия и создание Бангладеш . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-07665-5 .
  • Смит, Карен Э. (2010). Геноцид и европейцы . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-13329-6 .
  • Саутвик, Кэтрин (2011). «Люди, говорящие на урду в Бангладеш: незаконченная история обеспечения соблюдения прав гражданства». В Брэде К. Блице; Морин Джессика Линч (ред.). Безгражданство и гражданство: сравнительное исследование преимуществ гражданства . Издательство Эдварда Элгара. стр. 115–141. ISBN  978-1-78195-215-3 .
  • Томас, Дороти К.; Ральф, Риган Э. (1994). «Изнасилование на войне: вызов традиции безнаказанности». Обзор САИС . 14 (1): 82–99. дои : 10.1353/sais.1994.0019 . S2CID   154604295 .
  • Томас, Дороти К.; Ральф, Рейган Э. (1998). «Изнасилование на войне: случай Боснии». В Сабрине П. Рамет (ред.). Гендерная политика на Западных Балканах: женщины и общество в Югославии и государствах-преемниках Югославии . Государственный университет Пенсильвании. ISBN  978-0-271-01802-7 .
  • Томпсон, Ханне-Рут (2007). «Бангладеш». В Эндрю Симпсоне (ред.). Язык и национальная идентичность в Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-926748-4 .
  • Томсен, Питер (2011). Войны в Афганистане: мессианский терроризм, племенные конфликты и неудачи великих держав . Связи с общественностью. ISBN  978-1-58648-763-8 .
  • Тоттен, Сэмюэл; Бартроп, Пол Роберт; Джейкобс, Стивен Л. (1998). Словарь геноцида: АЛ . Том. 1. Гринвуд. ISBN  978-0-313-32967-8 .
  • Таллох, Джон; Кровь, Ричард Уорвик (2010). «Знаковая фотожурналистика и отсутствующие изображения: демократизация и воспоминания о терроре». В Стюарте Аллане (ред.). The Routledge Companion по новостям и журналистике . Рутледж. стр. 507–519. ISBN  978-0-415-66953-5 .
  • Таллох, Джон; Кровь, Ричард Уорвик (2012). Иконы войны и террора: образы СМИ в эпоху международного риска . Рутледж. ISBN  978-0-415-69804-7 .
  • Вайс, Томас Джордж (2005). Военно-гражданские взаимодействия: гуманитарные кризисы и ответственность по защите . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-8476-8746-6 .
  • Уиллер, Николас Дж. (2000). Спасение незнакомцев: гуманитарная интервенция в международном обществе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-829621-8 .
  • Винбрандт, Джеймс (2009). Краткая история Пакистана (1-е изд.). Факты в файле. ISBN  978-0-8160-6184-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32756ea72e7a07affce6bb1e4fa500c8__1719813840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/c8/32756ea72e7a07affce6bb1e4fa500c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rape during the Bangladesh Liberation War - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)