Изнасилование во время освободительной войны Бангладеш
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( январь 2024 г. ) |
1971 года Во время Освободительной войны Бангладеш военнослужащие пакистанских вооруженных сил и формирований Разакар военизированных изнасиловали от 200 000 до 400 000 бенгальских женщин и девочек в рамках систематической кампании геноцида изнасилований . [1] [2] [3] [4] Большинство жертв изнасилований пакистанской армии и ее союзников были индуистскими женщинами. [5] Некоторые из этих женщин умерли в плену или покончили жизнь самоубийством, а другие переехали из Бангладеш в Индию. [6] Имамы и мусульманские религиозные лидеры объявили женщин «военной добычей». [7] [8] Активистов и лидеров исламских партий также обвиняют в причастности к изнасилованиям и похищениям женщин. [8]
Пакистанская элита считала, что за восстанием стоят индуисты и что, как только будет найдено решение «индуистской проблемы», конфликт разрешится. Для пакистанцев насилие против индусов было стратегической политикой. [9] Пакистанские мужчины-мусульмане считали, что жертвоприношение индуистских женщин необходимо для устранения национального недуга. [10] Неофициальные данные свидетельствуют о том, что имамы и муллы поддерживали изнасилования, совершенные пакистанской армией, и издавали фетвы, объявляющие женщин военной добычей. В фетве Западного Пакистана во время войны утверждалось, что женщин, отобранных у бенгальских индусов, можно считать военной добычей. [8] [11] Эти изнасилования, очевидно, стали причиной тысяч беременностей, рождения детей на войне , абортов, детоубийств, самоубийств и остракизма жертв. Часто утверждается, что это один из самых жестоких случаев сексуального насилия во время войны . [12] Зверства закончились после в декабре 1971 года и поддержки ополченцев Разакара. капитуляции пакистанских вооруженных сил [13] [14]
Во время войны бенгальские националисты также совершили массовые изнасилования женщин- мусульманок по национальности Бихари , поскольку мусульманская община Бихари поддерживала Пакистан. [15] Ясмин Сайкиа в Бангладеш неоднократно получала информацию о том, что пакистанские, бенгальские и бихарские мужчины насиловали индуистских женщин во время войны. Ученая [16]
В 2009 году, почти через 40 лет после событий 1971 года, Комитет по установлению фактов о военных преступлениях Бангладеш опубликовал доклад, в котором 1597 человек были обвинены в военных преступлениях, включая изнасилования. С 2010 года Международный трибунал по преступлениям (ICT) предъявил обвинения, судил и приговорил нескольких человек к пожизненному заключению или смертной казни за действия во время конфликта. Истории жертв изнасилования рассказаны в фильмах и литературе, а также изображены в искусстве.
Термин Бирангана был впервые введен в 1971 году шейхом Муджибуром Рахманом для обозначения жертв изнасилования во время Освободительной войны Бангладеш в попытке предотвратить их изгнание со стороны общества. [17] признает жертв изнасилований во время войны бирангонами, или «героинями войны». С 1972 года правительство Бангладеш [17] [18]
Фон

После раздела Индии и создания Пакистана восточное и западное крыло разделились не только географически, но и культурно. Власти Запада считали бенгальских мусульман на Востоке «слишком бенгальскими », а применение ими ислама - «неполноценным и нечистым», и это делало их ненадежными. В этом смысле Запад начал стратегию насильственной культурной ассимиляции бенгальцев. [19] Бенгальцы Восточного Пакистана были в основном мусульманами, но среди них было значительное индуистское меньшинство. Очень немногие говорили на урду, который в 1948 году был объявлен национальным языком Пакистана. [20] Чтобы выразить свое несогласие, активисты в Восточном Пакистане основали движение за бенгальский язык . Ранее, в 1949 году, другие активисты основали Авами Лигу как альтернативу правящей Мусульманской лиге в Западном Пакистане. [21] В следующие полтора десятилетия бенгальцы постепенно разочаровались в балансе сил в Пакистане, который большую часть этого времени находился под военным правлением; в конце концов некоторые начали призывать к отделению. [22] [23] К концу 1960-х годов сложилось мнение, что жители Восточного Пакистана являются гражданами второго сорта. Не помогло и то, что генерал А.А.К. Ниязи , командующий пакистанскими войсками в Восточном Пакистане, назвал Восточный Пакистан «низменной землей низких, лежащих людей». [24]
В Западном Пакистане также существовала оппозиция военному правлению. В конце концов военные уступили, и в декабре 1970 года были проведены первые в истории выборы . К удивлению многих, «Авами Лига» Восточного Пакистана, возглавляемая шейхом Муджибуром Рахманом , получила явное большинство. Истеблишмент Западного Пакистана был недоволен результатами. [25] В Дакке после выборов генерал сказал: «Не волнуйтесь, мы не позволим этим черным ублюдкам править нами». [26] [27] Вскоре президент Яхья Хан запретил Авами Лигу и объявил военное положение в Восточном Пакистане. [28] [29]
С целью подавления бенгальского национализма пакистанская армия начала операцию «Прожектор» . 25 марта 1971 года [30] По словам Эрика Хайнце, пакистанские силы преследовали как бенгальских мусульман, так и индуистов. [31] В последовавшем за этим геноциде в Бангладеш в 1971 году армия стала причиной гибели до 3 миллионов человек, создала до 10 миллионов беженцев, бежавших в Индию, и переместила еще 30 миллионов человек в Восточном Пакистане. [32]
Рунак Джахан заявляет о наличии элементов расизма в пакистанской армии, которая, по его словам, считает бенгальцев «низшей в расовом отношении — невоенной и физически слабой расой», и обвиняет армию в использовании организованных изнасилований в качестве оружия войны. [33] [34] По словам политолога Р. Дж. Раммеля , пакистанская армия смотрела на бенгальцев как на «недочеловеков» и рассматривала индусов «как евреев для нацистов: отбросов и паразитов, которых лучше всего уничтожить». [35] Этот расизм затем выразился в том, что бенгальцы, будучи неполноценными, должны были «исправить» свой генофонд посредством насильственного оплодотворения. [36] Белен Мартин Лукас назвала изнасилования «этнически мотивированными». [37]
Действия пакистанской армии
Атаки возглавил генерал Тикка Хан , который был архитектором операции «Прожектор» и за свои действия получил от бенгальцев прозвище «Бенгальский мясник». Хан сказал - когда 27 марта 1971 года ему напомнили, что он руководит провинцией с большинством голосов, - «Я сокращу это большинство до меньшинства». [38] [39] Бина Д'Коста считает, что анекдот, использованный Ханом, имеет важное значение, поскольку он доказывает, что массовые изнасилования являются преднамеренной стратегией. Сообщается, что в Джессоре во время разговора с группой журналистов Хан сказал: «Pehle inko Mussalman Karo» ( букв. « Сначала сделайте их мусульманами » ). Д'Коста утверждает, что это показывает, что в высших эшелонах вооруженных сил бенгальцы воспринимались как нелояльные мусульмане и непатриотичные пакистанцы. [40]
Джессика Ли Рехман называет изнасилование в 1971 году примером религиозного терроризма. Она сказала: «Пакистанская армия — это исламская организация, ее солдаты — воины Бога и… они насилуют во имя Бога. Поэтому изнасилование девочек и женщин, насильственные телесные нарушения и нанесение увечий считаются триумфом для хороший." [41] Бенгальцев дегуманизировали, а бенгальских женщин воспринимали как проституток, приглашающих к сексу. Считалось, что они имели индуистские черты, которые исключали любые мысли об их «мусульманском» статусе, которые могли бы предотвратить жестокие действия преступника. Фейсал, пакистанский офицер, побывавший в Восточном Пакистане, изображает бенгальскую культуру с точки зрения различий между женщинами Восточного и Западного Пакистана, продвигая открытую дискриминацию бенгальских женщин: «Женщины моются открыто, чтобы проходящие мимо мужчины могли их видеть, и они носят сари, которые одним рывком спадают с тела, как индийцы. Они очень привязаны к музыке, как индусы, и заставляют своих дочерей танцевать для гостей, они гордятся этим танцем и музыкой, как проститутки. танцуйте, как и моя жена. Эта музыка и танцы не исламские. Наши дамы не проститутки, как бенгальцы». [41] Бенгальская мусульманка Фердоуси Приябхашини рассказывает, что изнасиловавшие ее солдаты сказали ей: «Ты индуска! Ты шпионка», потому что она носила сари и бинди. [42]
Преступники проводили ночные рейды, нападая на женщин в их деревнях. [43] часто на глазах у своих семей в рамках террористической кампании. [44] Жертв также похищали и содержали в специальных лагерях , где они неоднократно подвергались нападениям. Многие из содержавшихся в лагерях были убиты или покончили жизнь самоубийством. [45] [46] некоторые покончили с собой, повесившись на волосах; В ответ на эти самоубийства солдаты отрезали женщинам волосы. [40] Журнал Time сообщил о 563 девушках, похищенных и удерживаемых военными; все они были на третьем-пятом месяце беременности, когда военные начали их освобождать. [47] Некоторых женщин насильно использовали в качестве проституток . [48] Хотя правительство Пакистана оценивает количество изнасилований в сотни, [49] по другим оценкам, колеблется от 200 000 [50] и 400 000. [51] Правительство Пакистана пыталось подвергнуть цензуре сообщения, поступающие из региона, но сообщения СМИ о зверствах дошли до общественности во всем мире и вызвали широкую международную общественную поддержку освободительного движения. [52]
В ходе того, что Йеннеке Аренс описала как преднамеренную попытку уничтожить этническую группу, многие из подвергшихся нападению были изнасилованы, убиты, а затем заколоты штыками гениталии. [53] Адам Джонс , политолог, заявил, что одной из причин массовых изнасилований было подрыв бенгальского общества посредством «позора» бенгальских женщин и что некоторых женщин насиловали до тех пор, пока они не умерли, или были убиты в результате неоднократных нападений. [54] [55] Международная комиссия юристов пришла к выводу, что зверства, совершенные вооруженными силами Пакистана, «были частью преднамеренной политики дисциплинированных сил». [56] Писатель Мулк Радж Ананд сказал, что изнасилования были слишком широко распространены и систематичны, чтобы быть чем-то иным, кроме сознательной военной политики, «спланированной западными пакистанцами в намеренной попытке создать новую расу» или подорвать бенгальский сепаратизм. [57] Амита Малик , репортаж из Бангладеш после капитуляции пакистанских вооруженных сил, написала, что один солдат из Западного Пакистана сказал: «Мы уходим. Но мы оставляем свое семя позади». [58]
Не все пакистанские военные поддержали насилие: генерал Сахабзада Якуб Хан , который советовал президенту воздержаться от военных действий, [59] и майор Икрам Сегал подали в отставку в знак протеста, как и маршал авиации Асгар Хан . Гаус Бахш Бизенджо , белуджский политик, и Хан Абдул Вали Хан , лидер Национальной партии Авами , выразили протест по поводу действий вооруженных сил. В число заключенных за инакомыслие в отношении насилия входили Сабихуддин Гаузи и И.А. Рахман, которые оба были журналистами, лидер синдхов Г.М. Сайед , поэт Ахмад Салим , Анвар Пирзадо, который был военнослужащим ВВС, профессор М.Р. Хасан, Тахера Мажар и Имтиаз Ахмед. [60] Малик Гулам Джилани, который также был арестован, открыто выступал против вооруженных действий на Востоке; письмо, которое он написал Яхье Хану, получило широкую огласку. Альтаф Хусейн Гаухар, редактор газеты Dawn , также был заключен в тюрьму. [61] В 2013 году Джилани и Фаиз Ахмад Фаиз были удостоены чести правительства Бангладеш за свои действия. поэт [62]
Ополченцы
По словам Питера Томсена , политолога, пакистанская секретная служба Управление межведомственной разведки совместно с политической партией Джамаат-и-Ислами сформировала такие ополчения, как Аль-Бадр («Луна») и Аль-Шамс. («солнце») для проведения операций против националистического движения. [63] [64] Эти ополченцы преследовали мирных жителей и совершали изнасилования и другие преступления. [65] местные коллаборационисты , известные как Разакары В зверствах также принимали участие . С тех пор этот термин стал уничижительным, сродни западному термину « Иуда ». [66]
Члены Мусульманской лиги , такие как «Низам-и-Ислам» , «Джамаат-и-Ислами» и «Джамиат Улема Пакистан», проигравшие выборы, сотрудничали с военными и выступали для них в качестве разведывательной организации. [67] Члены «Джамаат-и-Ислами» и некоторые из ее лидеров сотрудничали с пакистанскими силами в изнасилованиях и целенаправленных убийствах. [68] Зверства Аль-Бадра и Аль-Шамса привлекли внимание информационных агентств всего мира; широко сообщалось о массовых убийствах и изнасилованиях. [64]
Международная реакция

Существует академический консенсус, что события девятимесячного конфликта были геноцидом . [69] [70] Зверства в Восточном Пакистане стали первыми случаями изнасилования во время войны , привлекшими внимание международных средств массовой информации. [71] а Салли Дж. Шольц написала, что это был первый геноцид, привлекший внимание средств массовой информации. [72] Женская правозащитная организация Бангладеш Махила Паришат приняла участие в войне, освещая зверства, творимые пакистанской армией. [73]
Из-за масштабов зверств сотрудники посольства США разослали телеграммы, свидетельствующие о том, что происходит геноцид. Одна, которая стала известна как телеграмма Блада , была отправлена Арчером Бладом , генеральным консулом США в Дакке, и была подписана им, а также официальными лицами США из USAID и USIS, которые в то время служили в Дакке. В нем подписавшиеся стороны осудили американское «соучастие в геноциде ». [74] [75] В интервью 1972 года Индира Ганди , премьер-министр Индии, оправдала применение военного вмешательства, сказав: «Должны ли мы сидеть и смотреть, как насилуют их женщин?» [76] События широко обсуждались в британской Палате общин . Джон Стоунхаус предложил предложение, поддержанное еще 200 членами парламента, осуждающее зверства, совершаемые пакистанскими вооруженными силами. [77] Хотя это предложение дважды было представлено в парламенте, правительство не нашело времени для его обсуждения. [78]
Еще до окончания войны международное сообщество начало оказывать большую помощь беженцам, проживающим в Индии. Хотя гуманитарная помощь была предоставлена, судебные процессы по делам о военных преступлениях, которые Бангладеш предложила в конце войны, не получили особой поддержки. [79] Критики Организации Объединенных Наций использовали зверства 1971 года, чтобы доказать, что военное вмешательство было единственным способом остановить массовые убийства. [80] В письме The New York Times группа женщин заявила в ответ на то, что их избегают семьи и мужья: «Немыслимо, чтобы невинные жены, чьи жизни были фактически разрушены войной, теперь полностью уничтожаются их собственными мужьями». Международная помощь также была получена в связи с проблемой изнасилований во время войны. [81]
Индуистские жертвы
Пакистанская элита считала, что за восстанием стоят индуисты и что, как только будет найдено решение «индуистской проблемы», конфликт разрешится. Для пакистанцев насилие против индусов было стратегической политикой. [9] Пакистанские мужчины-мусульмане считали, что жертвоприношение индуистских женщин необходимо для устранения национального недуга. [10] Неофициальные данные свидетельствуют о том, что имамы и муллы поддерживали изнасилования, совершенные пакистанской армией, и издавали фетвы, объявляющие женщин военной добычей. В фетве Западного Пакистана во время войны утверждалось, что женщин, отобранных у бенгальских индусов, можно считать военной добычей. [8] [11]
Солдаты, в основном пенджабцы, ненавидели все, что связано с индуизмом. [82] Крайнюю ненависть пакистанцев к индуистам можно увидеть в их особенно жестоком насилии против индуистов, когда пакистанская армия и ее местные союзники насиловали и убивали индуистских женщин. Для бенгальских женщин, каким-либо образом связанных с «индуистской» идентичностью, подразумевалось изнасилование военными. Женщин захватывали и отправляли в лагеря, созданные по всей стране. [83] В этих военных лагерях и лагерях пакистанские солдаты держали пленников в качестве сексуальных рабынь. [84] [85]
Пленницы-индуистки были изнасилованы в лагерях пакистанской армии. [86] Пакистанская армия совершила массовое изнасилование индуистских женщин, потому что они были индуистками, и армия намеревалась разрушить их веру, социальное положение и самооценку. [87] Политика изнасилования пленников-индуистов была направлена на изменение родословной общины. [86] Общий эффект массового сексуального насилия в отношении индуистских женщин продемонстрировал существование акта геноцида reas . [88] В деле Акайесу Трибунал Бангладеш подчеркнул, что насилие в отношении индуистских женщин было совершено не только против них лично, но и из-за их принадлежности к своей общине. [88]
Бина Д'Коста беседовала со многими респондентами, которые особенно отметили жестокость пакистанской армии в «обращении» с индусами. Члены индуистской общины, с которыми она общалась, твердо верили в преследование индуистов со стороны пакистанской армии и Разакара во время войны. Индуистских женщин, похищенных пакистанской армией, больше никогда не видели; в основном их убивали после изнасилования. Бина Д'Коста пообщалась с семьями двух индуистских женщин, которых забрали «пенджабские» военные, и ни одна из них не вернулась в свои дома после войны. [89] Обри Менен, военный корреспондент, написал о 17-летней индуистской невесте, которую, по словам ее отца, изнасиловали шесть пакистанских солдат.
Двое вошли в комнату, построенную для молодоженов. Остальные остались с семьей, один из них прикрывал их из пистолета. Они услышали громкий приказ и протестующий голос жениха. Потом наступила тишина, пока невеста не закричала... Через несколько минут вышел один из солдат в беспорядке в форме. Он ухмыльнулся своим товарищам. Его место в дополнительной комнате занял другой солдат. И так до тех пор, пока все шестеро не изнасиловали деревенскую красавицу. Затем все шестеро поспешно ушли. Отец нашел свою дочь лежащей на веревке без сознания и истекающую кровью. Ее муж скорчился на полу, стоя на коленях над своей рвотой. [90]
Последствия

Сразу после войны одной из насущных проблем стало очень большое количество нежелательных беременностей у жертв изнасилований. По оценкам, число беременностей, приведших к родам, колеблется от 25 000. [71] к цифре правительства Бангладеш в 70 000 человек, [91] в то время как одна публикация Центра репродуктивного права и политики дала в общей сложности 250 000 человек. [92] Утвержденная правительством программа помощи жертвам была создана при поддержке Всемирной организации здравоохранения и Международной федерации планирования семьи , среди целей которой была организация центров по проведению абортов , чтобы помочь жертвам изнасилования прервать нежелательную беременность. Врач реабилитационного центра в Дакке сообщил о 170 000 прерываниях беременности, вызванных изнасилованиями, и о рождении 30 000 военных младенцев в течение первых трех месяцев 1972 года. [93] Доктор Джеффри Дэвис , австралийский врач и специалист по абортам, работавший в программе, подсчитал, что было зарегистрировано около 5000 случаев самопроизвольных абортов . [94] Он также рассказал, что во время работы слышал о многочисленных детоубийствах и самоубийствах жертв. По его оценке, общее число жертв изнасилований составило 400 000, что вдвое превышает официальную оценку в 200 000, приведенную правительством Бангладеш. [95] Большинство жертв также заразились половыми инфекциями. [96] Многие страдали от чувства сильного стыда и унижения, а некоторые подверглись остракизму со стороны своих семей и общин или покончили жизнь самоубийством. [73]
Писательница-феминистка Синтия Энло написала, что некоторые беременности были запланированы солдатами, а возможно, и их офицерами. [92] В отчете Международной комиссии юристов говорится: «Какими бы ни были точные цифры, команды американских и британских хирургов, делающих аборты, и широкомасштабные усилия правительства, направленные на то, чтобы убедить людей принять этих девочек в общество, свидетельствуют о масштабах изнасилований. ". [97] Комиссия также заявила, что пакистанские офицеры не только позволяли своим мужчинам насиловать, но и сами порабощали женщин. [98]
После конфликта жертвы изнасилования стали рассматриваться как символ «социального загрязнения» и позора. Из-за этого немногие смогли вернуться в семьи или старые дома. [99] Шейх Муджибур Рахман назвал жертв бирангоной («героиней»), но это послужило напоминанием о том, что эти женщины теперь считались социально неприемлемыми, поскольку они были «опозорены». [а] [99] и этот термин стал ассоциироваться с барангоной («проститутка»). [100] Официальная стратегия выдачи женщин замуж и поощрения того, чтобы их считали героинями войны, провалилась, поскольку мало мужчин выступили, а те, кто это сделал, ожидали, что государство предоставит большое приданое . [101] С женщинами, вышедшими замуж, обычно плохо обращались, а большинство мужчин, получив приданое, бросали своих жен. [102]
18 февраля 1972 года государство сформировало Совет по реабилитации женщин Бангладеш, которому было поручено помогать жертвам изнасилований и помогать с программой усыновления. [103] В программе усыновления приняли участие несколько международных агентств, например, « Матери Терезы » Сестры милосердия . Большинство младенцев войны были усыновлены в Нидерландах и Канаде, поскольку государство хотело убрать напоминания о Пакистане из вновь образованной страны. [104] Однако не все женщины хотели, чтобы их ребенка забрали, а некоторых насильно забрали и отправили на усыновление - практику, которую поощрял Рахман, который сказал: «Я не хочу, чтобы в этой стране была эта загрязненная кровь [sic]». [105] В то время как многие женщины были рады программе абортов, поскольку им не нужно было рожать ребенка, зачатого в результате изнасилования, другим приходилось вынашивать полный срок, наполненный ненавистью к ребенку, которого они вынашивали. Другие, чьи дети были усыновлены, чтобы вернуться к «обычной жизни», не смотрели на своего новорожденного таким, каким его у них забрали. [106] В 1990-е годы многие из этих детей вернулись в Бангладеш в поисках своих биологических матерей. [107] В 2008 году Д'Коста попытался найти усыновленных, однако откликнулись очень немногие, один из тех, кто это сделал, сказал: «Я ненавидел быть ребенком, и я злюсь на Бангладеш за то, что она не позаботилась обо мне, когда я нуждался в этом больше всего. у меня нет корней, и это заставляет меня плакать. Вот почему я пытаюсь узнать больше о том, где я родился». [40]
Спустя сорок лет после войны две изнасилованные сестры дали интервью Deutsche Welle . Алейя заявила, что ее забрала пакистанская армия, когда ей было тринадцать, и в течение семи месяцев ее неоднократно подвергали групповому изнасилованию. Она утверждает, что ее пытали и она вернулась домой на пятом месяце беременности. Ее сестра Лейли говорит, что была беременна, когда ее забрали вооруженные силы, и потеряла ребенка. Позже она сражалась вместе с Мукти Бахини. Оба говорят, что государство подвело бирангону и что все, что они получили, — это «унижения, оскорбления, ненависть и остракизм». [108]
Реакция правительства Пакистана
После конфликта правительство Пакистана приняло решение проводить политику молчания в отношении изнасилований. [50] Они создали Комиссию Хамудура Рахмана — судебную комиссию для подготовки отчета об обстоятельствах поражения Пакистана в войне 1971 года. Комиссия резко критиковала армию. [109] Начальники штабов армии и ВВС Пакистана были отстранены от своих должностей за попытку помешать работе комиссии. [110] Комиссия основывала свои отчеты на интервью с политиками, офицерами и старшими командирами. Окончательные отчеты были представлены в июле 1972 года, но впоследствии все они были уничтожены, за исключением одного, принадлежавшего Зульфикару Али Бхутто , президенту Пакистана. Результаты так и не были обнародованы. [111]
В 1974 году комиссия была вновь открыта и опубликовала дополнительный отчет, который оставался засекреченным в течение 25 лет, пока не был опубликован в журнале India Today . [112] В отчете говорится, что 26 000 человек были убиты, изнасилования исчисляются сотнями и что повстанцы Мукти Бахини участвовали в широкомасштабных изнасилованиях и других нарушениях прав человека. [49] Сумит Гангули Политолог считает, что пакистанский истеблишмент еще не смирился с совершенными злодеяниями, заявив, что во время визита в Бангладеш в 2002 году Первез Мушарраф выразил сожаление по поводу зверств, вместо того чтобы принять на себя ответственность. [113]
Преследование за военные преступления

В 2008 году, после 17-летнего расследования, Комитет по установлению фактов о военных преступлениях опубликовал документацию, в которой были указаны 1597 человек, принимавших участие в зверствах. В список вошли члены «Джамаат-и-Ислами» и Националистической партии Бангладеш — политической группы, основанной в 1978 году. [114] В 2010 году правительство Бангладеш создало Международный трибунал по преступлениям (ICT) для расследования злодеяний той эпохи. Хотя Хьюман Райтс Вотч поддержала трибунал, [115] он также критиковал сообщения о преследовании адвокатов, представляющих обвиняемых. Брэд Адамс , директор азиатского отделения Human Rights Watch, заявил, что обвиняемым должна быть предоставлена полная защита закона, чтобы избежать риска того, что судебные процессы не будут восприняты всерьез. [116] а Ирен Хан , правозащитница, выразила сомнение в том, что массовые изнасилования и убийства женщин будут решены. [117] Хан сказала о реакции своего правительства:
Консервативное мусульманское общество предпочло набросить завесу пренебрежения и отрицания этой проблемы, позволило процветать тем, кто совершил гендерное насилие или вступил в сговор с ним, и оставило женщин-жертв бороться анонимно и стыдно, без особой поддержки со стороны государства или общества. [117]
Заместителю лидера «Джамаат-и-Ислами» Делвару Хоссейну Сайеди , первому человеку, которому были предъявлены обвинения, связанные с конфликтом, было предъявлено обвинение ИКТ по двадцати пунктам военных преступлений, включая убийства, изнасилования и поджоги. Он отверг все обвинения. [118] 28 февраля 2013 года Сайиди был признан виновным в геноциде, изнасиловании и религиозном преследовании и приговорен к смертной казни через повешение. [119] Четверо других членов Джамаат-и-Ислами Бангладеш, в том числе Мотиур Рахман Низами , также были обвинены в военных преступлениях. [118] Абул Калам Азад , член Разакаров, был первым человеком, осужденным за преступления во время войны. Он был заочно признан виновным в убийстве и изнасиловании и приговорен к смертной казни. [120] [121] Мухаммаду Камаруззаману , старшему помощнику генерального секретаря Бангладеш Джамаат-и-Ислами , предъявлено семь обвинений в военных преступлениях, включая планирование и консультирование по изнасилованию женщин в деревне Шохагпур 25 июля 1971 года. [122] ICT приговорил его к смертной казни через повешение 9 мая 2013 года. [123] В июле 2013 года Гулам Азам был приговорен к девяносто годам лишения свободы за изнасилование и массовые убийства во время конфликта. [124] Абдул Кадер Молла , член ополчения Разакар во время войны, был обвинен в пособничестве пакистанской армии и активном участии в зверствах Бангладеш 1971 года : изнасилованиях (включая изнасилование несовершеннолетних ) и массовых убийствах бангладешцев в районе Мирпур в Дакке во время Освободительная война Бангладеш . [125] После того как правительство внесло поправки в закон о военных преступлениях, позволяющие обжаловать приговор на основании смягчения наказания, прокуратура обратилась в Верховный суд Бангладеш с просьбой смягчить приговор Молле с пожизненного заключения до смертной казни. [126] 17 сентября 2013 года Верховный суд принял апелляцию и приговорил Моллу к смертной казни. [127] Наконец, его повесили в центральной тюрьме Дакки 12 декабря 2013 года в 22:01. [128] [129]
В литературе и СМИ

«Орунодоер Огнишахи» ( «Обещание новому рассвету »), первый фильм о войне, был показан в 1972 году во время первого празднования Дня независимости Бангладеш . [132] Он основан на опыте актера по имени Альтаф. Пытаясь добраться до убежища в Калькутте, он встречает изнасилованных женщин. Изображения этих бирангонов , обнаженных и с пустыми глазами из-за травмы, используются как свидетельство нападения. Другие жертвы, которых встречает Альтаф, совершают самоубийство или теряют рассудок. [133]
В 1995 году Гита Сахгал выпустила документальный фильм «Досье военных преступлений» , который был показан на канале Channel 4 . [134] В 2011 году фильм «Мехерджаан» был показан на Международном кинофестивале в Гувахати. В нем война исследуется с двух точек зрения: с точки зрения женщины, которая любила пакистанского солдата, и с точки зрения человека, рожденного в результате изнасилования. [135]
книга Ами Бирангана Болчи» ( «Голоса героинь войны ») Нилимы Ибрагим « В 1994 году вышла . Это сборник показаний очевидцев семи жертв изнасилования, которые Ибрагим задокументировал во время работы в реабилитационных центрах. [136] Рассказы выживших в этой работе резко критикуют неспособность послевоенного общества Бангладеш поддержать жертв изнасилования. [137]
Опубликованная в 2012 году книга « Восстание из пепла: женские рассказы 1971 года» включает устные свидетельства женщин, пострадавших в Освободительной войне. Помимо рассказа Тарамон Биби , которая воевала и была награждена Бир Протиком (Символом доблести) за свои действия, есть девять интервью с женщинами, подвергшимися изнасилованию. Публикация книги на английском языке к сорокалетию войны была отмечена в The New York Times как «важная устная история». [117]
В фильме 2014 года « Дети войны» показано сексуальное насилие во время войны. Фильм Мритьюнджая Девврата, в главных ролях которого, среди прочего, Фарук Шейх , Виктор Банерджи , Райма Сен и другие, призван «вызвать дрожь по спине зрителей. Мы хотим сделать его настолько отталкивающим, чтобы никому даже не пришла в голову мысль о помиловании насильников, даже если в одиночку совершил преступление. Стрельба сказалась на всех нас». [138]
Сноски
- ^ «Изнасилование может быть особенно эффективным как тактика геноцида, когда оно используется против женщин из сообществ, которые позорят жертву изнасилования, а не насильника. В таких сообществах изнасилование навсегда наносит ущерб социальному положению выжившей. Бенгальские девушки и женщины, которые Перенесшим геноцидное изнасилование пришлось иметь дело не только со своими физическими травмами и травмами, но и с обществом, враждебным по отношению к подвергшимся насилию женщинам. Вина за потерю чести ложится не на насильника, а на изнасилованного». [58]
Ссылки
- ^ Шарлах 2000 , стр. 92–93.
- ^ Саджад 2012 , с. 225.
- ^ Гадбиан 2002 , с. 111.
- ^ Мукерджи 2012 , с. 68.
- ^ Бартроп, Пол Р .; Джейкобс, Стивен Леонард , ред. (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО . п. 1866. ISBN 978-1-61069-364-6 .
- ^ Ислам 2019 , с. 175: «Пакистанская оккупационная армия и ее местные пособники преследовали в основном индуистских женщин и девочек для изнасилования и сексуального насилия. Многие жертвы изнасилования были убиты в плену, а другие мигрировали в Индию или покончили жизнь самоубийством»
- ^ Сиддики 1998 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Д'Коста 2011 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Д'Коста 2011 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Ясмин Сайкиа , Женщины, война и становление Бангладеш: Вспоминая 1971 год, стр. 52
- ^ Jump up to: а б Сиддики 1998 , стр. 208–209: «Когда-то во время войны фетва, возникшая в Западном Пакистане, назвала бенгальских борцов за свободу «индуистами» и заявила, что «богатство и женщины», которые будут получены в результате войны с ними, могут рассматриваться как добыча. [Сноска, на стр. 225:] С.А. Хоссейн, «Фетва в исламе: взгляд на Бангладеш», Daily Star (Дакка), 28 декабря 1994 г., 7.
- ^ Шафкат 2007 , с. 593: «Освободительную войну Бангладеш часто называют одним из самых ужасных примеров изнасилований во время войны».
- ^ Кабия 2008 , с. 13.
- ^ Уиллер 2000 , с. 13.
- ^ Д'Коста 2011 , с. 104.
- ^ Сайкиа, Ясмин (2017). «Нации, соседи и человечество: разрушенные и восстановленные в результате войны и насилия». Мельбурнский исторический журнал . 44 (1): 23–40.
- ^ Jump up to: а б Мукерджи, Наяника (июнь 2006 г.). « 'Помнить, чтобы забыть': государственная тайна и память о сексуальном насилии во время войны в Бангладеш 1971 года» . Журнал Королевского антропологического института . 12 (2): 433–450. дои : 10.1111/j.1467-9655.2006.00299.x . ISSN 1359-0987 .
- ^ Мукерджи, Наяника (2 ноября 2021 г.). «Историзация Бирангоны: анализ политики чествования памяти об изнасиловании во время войны 1971 года в контексте 50-летия Бангладеш» . Стратегический анализ . 45 (6): 588–597. дои : 10.1080/09700161.2021.2009663 . ISSN 0970-0161 . S2CID 246760529 .
- ^ Мукерджи 2009 , с. 51.
- ^ Томпсон 2007 , стр. 42.
- ^ Весна 2004 г. , с. 217.
- ^ Хоссейн и Толлефсон 2006 , стр. 345.
- ^ Ридель 2011 , с. 9.
- ^ Джонс 2010 , стр. 227–228.
- ^ Рой 2010b , с. 102.
- ^ Мидларский 2011 , стр. 257.
- ^ Мерфи 2012 , с. 71.
- ^ Сиссон и Роуз 1992 , с. 141.
- ^ Хагерти и Гангули 2005 , с. 31.
- ^ Саутвик 2011 , с. 119.
- ^ Хайнце 2009 , с. 79.
- ^ Тоттен, Бартроп и Джейкобс 1998 , стр. 34.
- ^ Джахан 2008 , с. 248.
- ^ Джахан 2008 , с. 250.
- ^ Раммель 1997 , с. 335.
- ^ Мохаиемен 2011 , с. 47.
- ^ Мартин-Лукас 2010 , с. 158.
- ^ Мел и Йонассон 1990 , с. 369.
- ^ Готэм 1971 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Д'Коста 2008 .
- ^ Jump up to: а б Джессика Ли Рехман, Изнасилование как религиозный терроризм и геноцид, Война 1971 года между Восточным и Западным Пакистаном (2012)
- ^ Ясмин Сайкиа , Женщины, война и становление Бангладеш: Вспоминая 1971 год, стр. 134
- ^ Томас и Ральф 1998 , с. 204.
- ^ Томас и Ральф 1994 , стр. 82–99.
- ^ Джахан 2004 , стр. 147–148.
- ^ Браунмиллер 1975 , с. 82.
- ^ Коггин 1971 , с. 157.
- ^ Браунмиллер 1975 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Рахман 2007 , стр. 29, 41.
- ^ Jump up to: а б Сайкиа 2011b , с. 157.
- ^ Ридель 2011 , с. 10.
- ^ Диксит 2002 , с. 183
- ^ Аренс 2010 , стр. 128.
- ^ Джонс 2010 , с. 343.
- ^ Мукерджи 2012 , стр. 73–74.
- ^ Линтон 2010 , стр. 191–311.
- ^ Браунмиллер 1975 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2000 , с. 95.
- ^ Друг 2011 , с. 62.
- ^ Мохаиемен 2011 , с. 42.
- ^ Ньюберг 2002 , с. 120.
- ^ Рассвет 2013 .
- ^ Шмид 2011 , с. 600.
- ^ Jump up to: а б Томсен 2011 , с. 240.
- ^ Сайкиа 2011a , с. 3.
- ^ Мукерджи 2009a , с. 49.
- ^ Хаккани 2005 , с. 77.
- ^ Шехабуддин 2010 , с. 93.
- ^ Паяслян .
- ^ Симмс 2011 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Шольц 2006 , с. 277.
- ^ Шольц 2011 , с. 388.
- ^ Jump up to: а б Сиддики 2008 , с. 202.
- ^ Khondker 2006 , p. 244.
- ^ Бисвас 2012 , с. 163.
- ^ Мукерджи 2006 , с. 73.
- ^ Хансард 1971 , с. 819.
- ^ Смит 2010 , стр. 85–86.
- ^ Джахан 2004 , с. 150.
- ^ Болл 2011 , с. 46.
- ^ Браунмиллер 2007 , с. 89.
- ^ Д'Коста 2010 , стр. 101–102.
- ^ Д'Коста 2011 , с. 102.
- ^ Герлах 2010 , с. 155.
- ^ Наяника Мукерджи (23 октября 2015 г.). Призрачная рана: сексуальное насилие, публичные воспоминания и война в Бангладеш 1971 года . Издательство Университета Дьюка. стр. 159–. ISBN 978-0-8223-7522-7 .
- ^ Jump up to: а б Ислам 2019 , с. 177.
- ^ Ислам 2019 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Ислам 2019 , с. 176–177.
- ^ Бина Д'Коста, Национальное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии (2011), стр. 139
- ^ Бина Д'Коста, Национальное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии (2011), стр. 121-122.
- ^ Дебнат 2009 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Энлоэ 2000 , с. 340.
- ^ Мохсин 2005 , стр. 223.
- ^ Браунмиллер 2007 , с. 92.
- ^ Мукерджи 2012 , с. 77.
- ^ Д'Коста 2010a .
- ^ Международная комиссия юристов 1972 , стр. 40–41.
- ^ Гадбиан 2002 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Сиддики 1998 , с. 209.
- ^ Рой 2010c , с. 37.
- ^ Герлах 2010 , с. 157.
- ^ Сайкиа 2011a , с. 57.
- ^ Рахман и Бакстер 2002 , с. 52.
- ^ Сайкиа 2011a , с. 260.
- ^ Герлах 2010 , стр. 157–158.
- ^ Мукерджи 2007 , с. 344.
- ^ Мукерджи 2007 , стр. 344–345.
- ^ 2011 год .
- ^ Джонс 2003 , с. 266.
- ^ Малик 2010 , с. 90.
- ^ Сайкиа 2011a , с. 63.
- ^ Винбрандт 2009 , с. 203.
- ^ Гангули 2010 , с. 93.
- ^ Альфрам 2009 , с. 11.
- ^ Адамс 2011a .
- ^ Адамс 2011b .
- ^ Jump up to: а б с Рой 2010а .
- ^ Jump up to: а б Хук 2011 , с. 463.
- ^ Аль-Джазира 2013 .
- ^ Минегар 2013 .
- ^ Мустафа 2013 .
- ^ Новости BD 24 2013 .
- ^ Ахмед и др. 2013 .
- ^ Садистский 2013 .
- ^ Тахмима Анам (13 февраля 2013 г.). «Протестующие Шахбага против Мирпурского мясника» . Хранитель . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 26 февраля 2013 г.
«Молла улыбнулся, потому что для него, человека, осужденного за обезглавливание поэта, изнасилование 11-летней девочки и расстрел 344 человек во время войны за независимость Бангладеш 1971 года – обвинения, которые принесли ему прозвище Мирпурский мясник.
- ^ «Исламисту Бангладеш в последнюю минуту отложили казнь» . NDTV.com . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ «История болезни» . Верховный суд. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^ «Бангладеш казнит лидера оппозиции» . Аль Джазира. 12 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^ «Квадер Молла наконец-то повешен за военные преступления» . bdnews24.com . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 12 декабря 2013 г.
- ^ Таллох и Блад 2010 , с. 513.
- ^ Таллох и Блад 2012 , стр. 54–55.
- ^ Мукерджи 2009a , стр. 48–49.
- ^ Мукерджи 2006 , с. 80.
- ^ Сахгал 2011 .
- ^ Ассам Трибьюн 2011 .
- ^ Мукерджи 2009b , с. 78.
- ^ Сайкиа 2011a , с. 56.
- ^ «Изнасилования 1971 года» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 11 мая 2014 года . Проверено 11 мая 2014 г.
Библиография
- Адамс, Брэд (18 мая 2011 г.). «Письмо премьер-министру Бангладеш относительно Закона о международных преступлениях (трибуналах)» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 12 августа 2013 г.
- Адамс, Брэд (2 ноября 2011 г.). «Бангладеш: прекратить преследование защиты в военном трибунале» . Фонд Томсон Рейтер . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года.
- Ахмед, Таним; Хак, Квази Шахрин; Нилой, Соломон; Друбо, Голам Музтаба (9 мая 2013 г.). «Уничтожение, чтобы повесить» . Новости БД 24 . Проверено 13 августа 2013 г.
- Альфрам, Хенрик (2009). Игнорирование казней и пыток: безнаказанность сил безопасности Бангладеш . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 978-1-56432-483-2 .
- Аренс, Дженнеке (2010). «Геноцид в горном районе Читтагонг, Бангладеш» . У Сэмюэля Тоттена; Роберт К. Хичкок (ред.). Геноцид коренных народов . Сделка. стр. 117–142 . ISBN 978-1-4128-1495-9 .
- Болл, Ховард (2011). Геноцид: Справочник . Азбука Клио. ISBN 978-1-59884-488-7 .
- «Сегодня будет показан бангла-фильм «Мехерджан»» . Ассам Трибьюн . 10 февраля 2011 года . Проверено 13 августа 2013 г.
- «Лидер Бангладешского Джамаата приговорен к смертной казни» . Аль Джазира. 28 февраля 2013 года . Проверено 12 августа 2013 г.
- Бартроп, Пол Р.; Джейкобс, Стивен Леонард (2014). Современный геноцид: исчерпывающий сборник ресурсов и документов . АВС-КЛИО. стр. 1866–. ISBN 978-1-61069-364-6 .
- Бисвас, Раджив (2012). Будущая Азия: Новая золотая лихорадка на Востоке . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-02721-4 .
- Браунмиллер, Сьюзен (2007). «Против нашей воли». В Уильяме Ф. Шульца (ред.). Феномен пыток: материалы для чтения и комментарии . Издательство Пенсильванского университета. стр. 88–94. ISBN 978-0-8122-1982-1 .
- Браунмиллер, Сьюзен (1975). Против нашей воли: мужчины, женщины и изнасилования . Баллантайн. ISBN 978-0-449-90820-4 .
- Мел, Фрэнк; Йонассон, Курт (1990). История и социология геноцида: анализ и тематические исследования (3-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04446-1 .
- Коггин, Дэн (1971). «Восточный Пакистан: даже небеса плачут» . Время . Том. 98. с. 157.
- Дас, Биджойета (28 июня 2011 г.). «Жертвы изнасилования или герои войны: женщины войны в Бангладеш» . Немецкая волна .
- Д'Коста, Бина (2010). Государственное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии . Рутледж. ISBN 978-0-415-56566-0 .
- Д'Коста, Бина (декабрь 2008 г.). «Молчание Победы» . Журнал Химал .
- Д'Коста, Бина (2011). Государственное строительство, гендер и военные преступления в Южной Азии . Рутледж. ISBN 978-0-415-56566-0 .
- Д'Коста, Бина (15 декабря 2010 г.). «1971: Изнасилование и его последствия» . bdnews24.com . Проверено 22 июля 2012 г.
- Дебнат, Анджела (2009). «Геноцид в Бангладеш: тяжелое положение женщин» . В Сэмюэле Тоттене (ред.). Бедственное положение и судьба женщин во время и после геноцида . Сделка. стр. 47–66 . ISBN 978-1-4128-0827-9 .
- «Награда BD Фаизу Малику Джилани» . Рассвет . Пакистан. 9 марта 2013 г.
- Диксит, Джьотиндра Натх (2002). Индия-Пакистан в войне и мире . Рутледж. ISBN 978-0-415-30472-6 .
- Энло, Синтия Х. (2000). Маневры: международная политика милитаризации женской жизни . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22071-3 .
- Друг, Теодор (2011). Женщина, мужчина и Бог в современном исламе . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6673-8 .
- Гангули, Сумит (2010). «Пакистан: Ни государство, ни нация». У Жака Бертрана; Андре Лалиберте (ред.). Многонациональные государства в Азии: примирение или сопротивление . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-14363-9 .
- Герлах, Кристиан (2010). Чрезвычайно жестокие общества: массовое насилие в мире двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-70681-0 .
- Гадбиан, Наджиб (2002). «Политический ислам: инклюзия или насилие?». В Кенте Вустере; Салли А. Берманзон; Марк Унгар (ред.). Насилие и политика: парадокс глобализации . Рутледж. ISBN 978-0-415-93111-3 .
- Готам, Начикета (1971). Предатели Пакистана . Агентство печати и публикаций. OCLC 657534665 .
- Хагерти, Девин Т.; Гангули, Шумит (2005). Страшная симметрия: индийско-пакистанский кризис в тени ядерного оружия . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98635-7 .
- «Дело дома» . Хансард . 819 . Палата общин. 17 июня 1971 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
- Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и армией . Карнеги. ISBN 978-0-87003-214-1 .
- Хайнце, Эрик (2009). Ведение гуманитарной войны . СУНИ. стр. 350–358. ISBN 978-0-7914-7695-6 .
- Хоссейн, Таня; Толлефсон, Джеймс В. (2006). «Языковая политика в образовании в Бангладеш». В Эми Цуй; Джеймс В. Толлефсон (ред.). Языковая политика, культура и идентичность в азиатском контексте . Рутледж. ISBN 978-0-8058-5693-4 .
- Хук, М. Захурул (2011). «Дело против Делвара Хоссейна Саиди». У Майкла Н. Шмитта; Луиза Аримацу; Т. МакКормак (ред.). Ежегодник международного гуманитарного права – 2010: 13 . Спрингер. стр. 100-1 462 ф. ISBN 978-90-6704-810-1 .
- Международная комиссия юристов (1972 год). События в Восточном Пакистане, 1971 год: юридическое исследование . Секретариат Международной комиссии юристов Женева. OCLC 842410 .
- Ислам, М. Рафикуль (2019). Национальные судебные процессы по международным преступлениям в Бангладеш: переходное правосудие, отраженное в судебных решениях . БРИЛЛ. стр. 175–. ISBN 978-90-04-38938-0 .
- Джахан, Рунак (2004). «Геноцид в Бангладеш». В Сэмюэле Тоттене (ред.). Преподавание геноцида: проблемы, подходы и ресурсы . Информационный век. ISBN 978-1-59311-074-1 .
- Джахан, Рунак (2008). «Геноцид в Бангладеш». У Сэмюэля Тоттена; Уильям С. Парсонс (ред.). Век геноцида: критические очерки и свидетельства очевидцев (3-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-415-99084-4 .
- Джонс, Адам (2010). Геноцид: всестороннее введение . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-48618-7 .
- Джонс, Оуэн Беннетт (2003). Пакистан: Глаз бури (2-е исправленное изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10147-8 .
- Кабиа, Джон М. (2008). Гуманитарная интервенция и разрешение конфликтов в Западной Африке: от ЭКОМОГ к ЭКОМИЛ . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-7444-3 .
- «Камаруззаман: Обвинения» . Новости БД 24 . 9 мая 2013 года . Проверено 12 августа 2013 г.
- Хондкер, Хабибул Хак (2006). «Американский империализм и бенгальский национализм». В Веди Р. Хадис (ред.). Империя и неолиберализм в Азии . Рутледж. ISBN 978-0-415-39080-4 .
- Ли, Стивен П. (2011). Этика и война: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-72757-0 .
- Линтон, Сюзанна (2010). «Завершение круга: ответственность за преступления Освободительной войны Бангладеш 1971 года». Уголовно-правовой форум . 21 (2): 191–311. дои : 10.1007/s10609-010-9119-8 . hdl : 10722/124770 . S2CID 143939929 .
- Малик, Анас (2010). Политическое выживание в Пакистане: за пределами идеологии . Рутледж. ISBN 978-0-415-77924-1 .
- Мартин-Лукас, Белен (2010). «Мама – это Слово». В Сорча-Гунне; Зои Бригли (ред.). Феминизм, литература и рассказы об изнасилованиях: насилие и нарушения . Рутледж. ISBN 978-0-415-80608-4 .
- Мидларский, Манус И. (2011). Истоки политического экстремизма: массовое насилие в двадцатом веке и за его пределами . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87708-4 .
- Минегар, Бенджамин (21 января 2013 г.). «Трибунал Бангладеш по военным преступлениям приговорил члена Джамаат-и-Ислами к смертной казни» . Юрист . Проверено 21 октября 2013 г.
- Мукерджи, Наяника (2006). «Муктир Ган, изнасилованная женщина и личности мигрантов во время войны в Бангладеш». Во имя брака Бехера (ред.). Гендер, конфликты и миграция . Мудрец. ISBN 978-0-7619-3455-4 .
- Мукерджи, Наяника (2007). «Доступное материнство: правовые технологии, «чрезвычайное положение» и уничтожение «детей войны» в Бангладеш». Детство . 14 (339): 339–355. дои : 10.1177/0907568207079213 . S2CID 144568760 .
- Мукерджи, Наяника (2009). «Практика разоблачения и конститутивная роль сотрудничества в войне в Бангладеш». В Шарика Тиранагама; Тобиас Келли (ред.). Предатели: подозрения, близость и этика государственного строительства . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4213-3 .
- Мохаиемен, Наим (2011). «Полет вслепую: в ожидании настоящего расплаты в 1971 году». Экономический и политический еженедельник . XLVI (36): 40–52.
- Мохсин, Амена (2005). «Гендерная нация, гендерный мир: исследование Бангладеш». У Самира Кумара Даса (ред.). Мирные процессы и мирные соглашения . Мудрец. ISBN 978-0-7619-3391-5 .
- Молла, Гясуддин (2004). «Авами Лига: от харизматического лидерства к политической партии». У Майка Энската; Субрата К. Митра, Клеменс Шписс (ред.). Политические партии в Южной Азии . Прегер. ISBN 978-0-275-96832-8 .
- Мукерджи, Наяника (2009a). «Обличительная практика и конститутивная роль сотрудничества в войне в Бангладеш». В Шарика Тиранагама; Тобиас Келли (ред.). Предатели: подозрения, близость и этика государственного строительства . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4213-3 .
- Мукерджи, Наяника (2009b). «Дружба и встречи с левыми политическими силами в Бангладеш». В Хайди Армбрустер; Анна Лаерке (ред.). Принимая сторону: этика, политика и полевые исследования в антропологии . Берган. ISBN 978-1-84545-701-3 .
- Мукерджи, Наяника (2012). «Массовые изнасилования и признание гендерного и расового доминирования во время войны в Бангладеш 1971 года». У Рафаэля Бранша; Фабрис Виргили (ред.). Изнасилование в военное время . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-36399-1 .
- Мерфи, Имон (2012). Становление терроризма в Пакистане: исторические и социальные корни экстремизма . Рутледж. ISBN 978-0-415-56526-4 .
- Мустафа, Сабир (21 января 2013 г.). «Переломный момент военных преступлений в Бангладеш» . Новости Би-би-си . Проверено 12 августа 2013 г.
- Нарине, Шон (2009). «Международные права человека». У Джозефа Масчулли; Михаил Александрович Молчанов; В. Энди Найт (ред.). «Эшгейтский исследовательский компаньон по политическому лидерству» . Эшгейт. стр. 335–357. ISBN 978-0-7546-7182-4 .
- Ньюберг, Паула Р. (2002). Судить о государстве: суды и конституционная политика в Пакистане . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89440-1 .
- Паяслян, Саймон (2012). «Геноциды ХХ века» . Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/OBO/9780199743292-0105 . ISBN 9780199743292 . Проверено 21 октября 2013 г.
Среди ученых сложился консенсус, что геноциды в ХХ веке охватывали (хотя и не ограничивались) следующие случаи: гереро в 1904–1907 годах, геноцид армян в Османской империи в 1915–1923 годах, Голодомор на территории бывшей советской Украины в 1932–1933 годы, еврейский Холокост в 1938–1945 годах, Бангладеш в 1971 году, Камбоджа в 1975–1979 годах, Восточный Тимор в 1975–1999 годах, Босния в 1991–1995 годах и Руанда в 1994 году.
- Рахман, Хамудур (2007). Комиссия Хамудура Рахмана по расследованию индийско-пакистанской войны 1971 года, дополнительный отчет . Усадьба Арк. ISBN 978-1-60450-020-2 .
- Рахман, Сайдур; Бакстер, Крейг (2002). Исторический словарь Бангладеш . Пугало. ISBN 978-81-7094-588-8 .
- Ридель, Брюс О. (2011). Смертельные объятия: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада . Брукингский институт. ISBN 978-0-8157-0557-4 .
- Рой, Ниланджана С. (24 августа 2010 г.). «Потери женщин в войне в Бангладеш все еще не обсуждаются» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 августа 2013 г.
- Рой, Ритупарна (2010b). Художественная литература о разделе Южной Азии на английском языке: от Кхушванта Сингха до Амитава Гоша (1-е изд.). Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-8964-245-5 .
- Рой, Шрила (2010c). «Раны и лекарства в гендерной политике и политике памяти в Южной Азии». В Ханне Брэдби; Джиллиан Левандо Хундт (ред.). Глобальные перспективы войны, гендера и здоровья . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-7523-5 .
- Раммель, Р.Дж. (1997). Смерть от правительства: геноцид и массовые убийства с 1900 года . Сделка. ISBN 978-1-56000-927-6 .
- Садик, Махфуз (15 июля 2013 г.). «Бангладешский исламист Гулам Азам признан виновным в военных преступлениях» . Новости Би-би-си . Проверено 13 августа 2013 г.
- Сахгал, Гита (18 декабря 2011 г.). «Мертвая расплата: исчезающие истории и доказательства» . Дейли Стар .
- Шафкат, Сахар (2007). «Пакистан (1971)». В ДеРуане Карл-младший; Хи, Великобритания (ред.). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . Том. II. АВС-КЛИО. стр. 584–599. ISBN 978-1-85109-919-1 .
- Сайкиа, Ясмин (2011a). Женщины, война и становление Бангладеш: вспоминая 1971 год . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-5038-5 .
- Сайкиа, Ясмин (2011b). «Война как история, человечество в насилии: женщины, мужчины и воспоминания о 1971 году, Восточный Пакистан/Бангладеш». В Элизабет Д. Хейнеман (ред.). Сексуальное насилие в зонах конфликтов: от древнего мира до эпохи прав человека . Издательство Пенсильванского университета. стр. 152–170. ISBN 978-0-8122-4318-5 .
- Саджад, Тазрина (2012) [Впервые опубликовано в 2009 г.]. «Период после геноцида и его влияние на женщин». В Сэмюэле Тоттене (ред.). Бедственное положение и судьба женщин во время и после геноцида . Издатели транзакций. стр. 219–248. ISBN 978-1-4128-4759-9 .
- Шмид, Алекс, изд. (2011). Справочник Routledge по исследованию терроризма . Рутледж. ISBN 978-0-415-41157-8 .
- Шольц, Салли Дж. (2006). «Изнасилование во время войны бросает вызов справедливой теории войны». Стивен Ли (ред.). Интервенция, терроризм и пытки: современные вызовы теории справедливой войны . Спрингер. ISBN 978-1-4020-4677-3 .
- Шольц, Салли Дж. (2011). «Геноцид». В Дин К. Чаттерджи (ред.). Энциклопедия глобальной справедливости . Спрингер. ISBN 978-1-4020-9159-9 .
- Шарлах, Лиза (2000). «Изнасилование как геноцид: Бангладеш, бывшая Югославия и Руанда». Новая политическая наука . 22 (1): 89–102. дои : 10.1080/713687893 . S2CID 144966485 .
Это также изнасилование до смерти, изнасилование как массовое убийство, изнасилование с целью убить и заставить жертв желать смерти. Это изнасилование как инструмент принудительного изгнания, изнасилование, чтобы заставить вас покинуть свой дом и никогда не хотеть возвращаться. Это изнасилование, которое нужно видеть, слышать, смотреть и рассказывать другим: изнасилование как зрелище. Вбить клин в общество, разрушить общество, уничтожить народ — это изнасилование. Это изнасилование как геноцид
- Шехабуддин, Элора (2010). «Гражданское общество Бангладеш и исламистская политика». В Риазе, Али ; Фэйр, К. Кристина (ред.). Политический ислам и управление в Бангладеш . Рутледж. ISBN 978-0-415-57673-4 .
- Сиддики, Дина М. (1998). «Таслима Насрин и другие: борьба за гендерные вопросы в Бангладеш». У Герберта Л. Бодмана; Найере Исфахлани Тохиди (ред.). Женщины в мусульманских обществах: разнообразие внутри единства . Линн Риннер. ISBN 978-1-55587-578-7 .
- Сиддики, Дина М. (2008). Бонни Дж. Смит (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 201 ф . ISBN 978-0-19-514890-9 .
- Симмс, Брендан (2011). «К истории гуманитарной интервенции». В Брендане Симмсе; DJB Trim (ред.). Гуманитарная интервенция: история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19027-5 .
- Сиссон, Ричард; Роуз, Лео Э. (1992). Война и отделение: Пакистан, Индия и создание Бангладеш . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07665-5 .
- Смит, Карен Э. (2010). Геноцид и европейцы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-13329-6 .
- Саутвик, Кэтрин (2011). «Люди, говорящие на урду в Бангладеш: незаконченная история обеспечения соблюдения прав гражданства». В Брэде К. Блице; Морин Джессика Линч (ред.). Безгражданство и гражданство: сравнительное исследование преимуществ гражданства . Издательство Эдварда Элгара. стр. 115–141. ISBN 978-1-78195-215-3 .
- Томас, Дороти К.; Ральф, Риган Э. (1994). «Изнасилование на войне: вызов традиции безнаказанности». Обзор САИС . 14 (1): 82–99. дои : 10.1353/sais.1994.0019 . S2CID 154604295 .
- Томас, Дороти К.; Ральф, Рейган Э. (1998). «Изнасилование на войне: случай Боснии». В Сабрине П. Рамет (ред.). Гендерная политика на Западных Балканах: женщины и общество в Югославии и государствах-преемниках Югославии . Государственный университет Пенсильвании. ISBN 978-0-271-01802-7 .
- Томпсон, Ханне-Рут (2007). «Бангладеш». В Эндрю Симпсоне (ред.). Язык и национальная идентичность в Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926748-4 .
- Томсен, Питер (2011). Войны в Афганистане: мессианский терроризм, племенные конфликты и неудачи великих держав . Связи с общественностью. ISBN 978-1-58648-763-8 .
- Тоттен, Сэмюэл; Бартроп, Пол Роберт; Джейкобс, Стивен Л. (1998). Словарь геноцида: АЛ . Том. 1. Гринвуд. ISBN 978-0-313-32967-8 .
- Таллох, Джон; Кровь, Ричард Уорвик (2010). «Знаковая фотожурналистика и отсутствующие изображения: демократизация и воспоминания о терроре». В Стюарте Аллане (ред.). The Routledge Companion по новостям и журналистике . Рутледж. стр. 507–519. ISBN 978-0-415-66953-5 .
- Таллох, Джон; Кровь, Ричард Уорвик (2012). Иконы войны и террора: образы СМИ в эпоху международного риска . Рутледж. ISBN 978-0-415-69804-7 .
- Вайс, Томас Джордж (2005). Военно-гражданские взаимодействия: гуманитарные кризисы и ответственность по защите . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8476-8746-6 .
- Уиллер, Николас Дж. (2000). Спасение незнакомцев: гуманитарная интервенция в международном обществе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-829621-8 .
- Винбрандт, Джеймс (2009). Краткая история Пакистана (1-е изд.). Факты в файле. ISBN 978-0-8160-6184-6 .
Внешние ссылки

- Геноцид в Бангладеш 1971 года
- Преступления против женщин
- Нарушения прав человека
- Военная история Пакистана
- Пакистанская армия
- Изнасилование в Бангладеш
- Сексуальное насилие во время войны в Азии
- Антииндуистское насилие в Бангладеш
- Геноцидальное изнасилование
- Пакистанские военные преступления
- Военные скандалы Пакистана
- Насилие в отношении женщин в Бангладеш
- Преследование бенгальских индуистов
- Сексуальное насилие во время войны