Изнасилование во время геноцида в Руанде
Во время геноцида в Руанде 1994 года за 100 дней до полумиллиона женщин и детей были изнасилованы, подвергнуты сексуальным увечьям или убиты. Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) вынес первый приговор за использование изнасилования в качестве оружия войны во время гражданского конфликта, и поскольку целью массового насилия в отношении руандийских женщин и детей было полное или частично, в отношении определенной этнической группы, это был первый случай, когда массовое изнасилование во время войны было признано актом геноцида . [1] [а]
Массовые изнасилования были совершены ополченцами «интерахамве» и представителями гражданского населения хуту , как мужчинами, так и женщинами, руандийскими военными и президентской гвардией Руанды. Сексуальное насилие было направлено на национальном и местном уровнях политическими и военными лидерами для достижения своей цели — уничтожения этнической группы тутси . [2] [3]
Для подстрекательства к насилию в отношении женщин широко использовалась пропаганда как в печати, так и по радио, причем оба средства использовались для изображения женщин тутси как ненадежных и действующих против большинства хуту . Конфликт привел к тому, что от 2000 до 10 000 « детей войны в результате принудительного оплодотворения на свет появилось ».
Изнасилование как оружие геноцида
[ редактировать ]
В ходе конфликта экстремисты хуту освободили из больниц сотни больных СПИДом и сформировали из них «отряды изнасилований». Намерение состояло в том, чтобы заразить и вызвать «медленную, неумолимую смерть». [4] Обиджиофор Агинам утверждает, что, хотя на протяжении всей истории сексуальное насилие в отношении женщин изобиловало такими случаями изнасилования во время войны, в более поздних конфликтах использование изнасилования в качестве оружия войны стало «заметным явлением». Он считает, что о преднамеренном заражении женщин ВИЧ свидетельствуют показания выживших. Франсуаза Ндувимана задокументировала показания переживших изнасилование, пересказывая показания одной женщины: [5]
В течение 60 дней мое тело использовалось как проход для всех хулиганов, милиционеров и солдат района... Эти люди полностью меня уничтожили; они причинили мне столько боли. Они изнасиловали меня на глазах у моих шестерых детей... Три года назад я обнаружил, что у меня ВИЧ/СПИД. Я не сомневаюсь, что заразился во время этих изнасилований.
Агинам утверждает, что эти показания доказывают явное намерение насильников заразить женщин ВИЧ. [5]
Выжившие показали, что передача вируса ВИЧ была преднамеренным действием, рассказав о том, как мужчины, прежде чем изнасиловать их, говорили, что они не собирались убивать их напрямую, а скорее дать им медленную смерть от СПИДа. Две трети выборки из 1200 вдов, ставших жертвами геноцида в Руанде, дали положительный результат на ВИЧ, а уровень инфицирования в сельских районах после геноцида увеличился более чем вдвое. [6] Данных о количестве жертв СПИДа, умерших после 1994 года и заразившихся в результате изнасилования во время геноцида, нет. [7]
Хотя основной мишенью были женщины тутси, умеренные женщины хуту также подвергались изнасилованиям во время геноцида. [8] Наряду с умеренными хуту, объектом нападения стали женщины хуту, вышедшие замуж за тутси, и женщины хуту, скрывавшие тутси. [9] В своем свидетельстве Мария Луиза Ниёбухунгиро вспоминает, как местные жители и мужчины хуту наблюдали, как ее насилуют до пяти раз в день, и что, когда ее держала под присмотром женщина, она не получала ни сочувствия, ни помощи, а также была вынуждена заниматься сельским хозяйством между изнасилования. [10]
Женщины тутси также подвергались нападениям с целью разрушить их репродуктивные возможности. Сексуальные увечья иногда происходили после изнасилования и включали в себя нанесение увечий влагалищу мачете, ножами, заостренными палками, кипятком и кислотой. [11] Геноциды также неделями держали женщин в качестве сексуальных рабынь. [12]
Майор Брент Бердсли, помощник Даллэра, дал показания в МУТР. Когда его спросили о сексуальном насилии, свидетелем которого он стал, он заявил, что смертельные удары, как правило, были направлены на репродуктивные органы и что жертвам намеренно наносились порезы по груди и влагалищу. Бердсли также показал, что видел тела девочек шести и семи лет, которые были изнасилованы так жестоко, что их влагалища были разбиты и опухли в результате, очевидно, группового изнасилования. В заключение он сказал: «Резня убивает тело. Изнасилование убивает душу. И изнасилований было много. сайты». [13]
Оценки жертв
[ редактировать ]Исследования показали, что почти каждая выжившая женщина старше двенадцати лет была жертвой изнасилования. [14] По словам специального докладчика ООН Рене Дени-Сеги, «изнасилование было правилом, а его отсутствие – исключением».
По оценкам Дени-Сеги, в 1996 году число изнасилованных женщин и девочек составляло от 250 000 до 500 000. Оценка Дени-Сеги была получена после того, как он оценил задокументированные случаи изнасилования и количество детей, родившихся в результате войны. Дени-Сеги считает, что 15 700 случаев изнасилования, о которых сообщило Министерство по делам семьи и защиты женщин Руанды, скорее всего, занижены, учитывая, сколько лет понадобилось бы жертвам, чтобы сообщить о своих изнасилованиях, если бы они вообще это сделали. Он также обнаружил, что, согласно оценкам медицинского персонала, один рождение ребенка на 100 изнасилований не включает убитых женщин. Он сказал о зверствах: «Изнасилования носили систематический характер и использовались в качестве «оружия» виновниками массовых убийств. Это можно оценить по количеству и характеру жертв, а также по формам изнасилований». [15]
По оценкам Байлевелда, Морсинхофа и Смойлерса, было изнасиловано 354 440 женщин. Они исследовали показания жертв, а также количество тех, кого насильно забеременели; Затем они были добавлены к известному количеству изнасилованных, но убитых. Они заявили, что «почти все выжившие женщины тутси были изнасилованы». [15]
Использование пропаганды
[ редактировать ]
Пропаганда хуту сыграла важную роль как в геноциде, так и в гендерном насилии. В нем женщины тутси часто изображались как «сексуально соблазнительная «пятая колонна» в союзе с врагами хуту». Жестокость сексуального насилия и соучастие женщин хуту в нападениях позволяют предположить, что пропаганда была эффективной в мобилизации как женщин, так и мужчин для участия в геноциде. [16] Однако соучастие женщин хуту также можно объяснить страхом того, что они также могут стать жертвой такого насилия.
Одной из первых жертв стала Агата Увилингийимана , первая женщина, занявшая пост премьер-министра. В течение двенадцати месяцев, предшествовавших геноциду, в экстремистской политической литературе и пропаганде она изображалась как угроза нации и беспорядочная половая жизнь. [17]
В начале 1990 года было запущено более дюжины газет либо на языке киньяруанда , либо на французском языке, которые методично эксплуатировали этническую напряженность. В декабре 1990 года газета «Кангура» напечатала « Десять заповедей хуту» , четыре из которых касались женщин. [б] [19] 29 января 1992 года Кангура обвинила женщин тутси в монополии на трудоустройство как в частном, так и в государственном секторах, заявив, что они нанимают своих «сестер тутси из-за их тонких носов» (стереотипная «особенность тутси»). [19]
Кангура призвал всех хуту быть бдительными в отношении тутси, которых они называли иньензи (тараканами), а также тех, кого считали пособниками. В интервью Хьюман Райтс Вотч одна женщина-хуту заявила: «Согласно пропаганде, тутси скрывали врага. И для этого использовали их красивых женщин. Итак, все знали, что это значит». [19] Карикатуры в печатных СМИ изображали женщин тутси сексуально провокационными. На одном, напечатанном Кангурой, глава миротворческих сил ООН изображен в любовной позе с двумя женщинами тутси; подпись гласила: «Генерал Даллэр и его люди попали в ловушку роковых женщин ». На другом изображении изображены женщины тутси, занимающиеся сексом с тремя бельгийскими десантниками. [20] Используя как печатную прессу, так и Radio Télévision Libre des Mille Collines (RTLMC), пропагандисты изображали женщин тутси как «коварных соблазнительниц, которые подрывают позиции хуту». Военнослужащим было запрещено жениться на женщинах тутси, а женщины тутси изображались высокомерными, уродливыми и считали мужчин хуту неполноценными. [21]
Последствия
[ редактировать ]Выжившие подвергались стигматизации , им часто отказывали в правах на собственность и наследство, а также в возможностях трудоустройства. [22] По оценкам Национального управления народонаселения Руанды, от 2000 до 5000 детей родились в результате принудительного оплодотворения. Однако группы жертв считают, что эта цифра занижена, и их число превышает 10 000. Эти дети сами подвергаются стигматизации и называются les enfants mauvais сувенир (дети с плохой памятью) или enfants indésirés (букв. «нежеланные дети», которые М. Мукангендо называет «детьми ненависти»). [23] ).
Жертвы также страдали от чувства вины выжившего и беспокойства из-за того, что нападавшие не были привлечены к ответственности. [24] В 1995 году вдовы геноцида основали Ассоциацию вдов геноцида (AVEGA, Вдовы апрельского геноцида), чтобы заботиться о нуждах женщин, переживших геноцид, которые овдовели или были изнасилованы. [25] Масштабы изнасилований были быстро признаны правозащитными группами: один отчет « Разрушенные жизни: сексуальное насилие во время геноцида в Руанде и его последствия», написанный Бинайфером Новроджи, стал одним из наиболее цитируемых отчетов по правам человека за последние тридцать лет. [26]
Судебные процессы по военным преступлениям
[ редактировать ]
Доказательства, представленные МУТР, показали, что политические лидеры хуту приказали совершить массовые изнасилования. [27]
Жан-Поль Акайесу стал первым человеком, осужденным за использование изнасилования как формы геноцида. [28] [29] Первоначально насилие по признаку пола не было включено в обвинительное заключение против Акаесу; однако под давлением неправительственных организаций (НПО) в обвинительное заключение были внесены поправки. [30] В ходе суда над Акайесу МУТР подтвердил, что сексуальное насилие, включая изнасилование, подпадает под действие пункта B Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него , поскольку изнасилования совершались с единственной целью – уничтожить в целом или частично, конкретная группа. [31]
МУТР также установил, что сексуальное насилие в отношении женщин тутси было систематической частью геноцида. В этом смысле вывод против Акаесу о том, что изнасилование может быть актом геноцида, [32] представляет собой серьезное изменение в международной судебной практике и судебном преследовании за геноцид. [33] 2 сентября 1998 года Акаесу был приговорен к пожизненному заключению после того, как был признан виновным в геноциде и преступлениях против человечности, включая изнасилование. [34]
Первой женщиной, обвиненной в изнасиловании с целью геноцида, была Полин Ньирамасухуко , политик, которая во время конфликта была министром по делам семьи и улучшению положения женщин. [35] МУТР установил, что [4]
В период с 19 апреля по конец июня 1994 года Ньирамасухуко, Нтахобали, «Интерахамве» и солдаты отправились в БПО, чтобы похитить сотни тутси; беженцы тутси подверглись физическому насилию и изнасилованию; а беженцы тутси были убиты в различных местах коммуны Нгома.
В ходе судебного процесса Хасану Нгезе (главному редактору «Кангура»), а также Фердинанду Нахимане и Жан-Боско Бараягвизе над СМИ обвинения были предъявлены (основателям RTLMC). МУТР постановил, что « Десять заповедей хуту» и еще одна статья под названием « Воззвание к совести хуту» выражают «презрение и ненависть к этнической группе тутси и, в частности, к женщинам тутси как вражеским агентам, и призвал читателей принять все необходимые меры». остановить врага, определяемого как население тутси». [36]
См. также
[ редактировать ]- «Неосужденные» — документальный фильм 2015 года.
- Изнасилования во время гражданской войны в Конго
- Изнасилование во время гражданской войны в Сьерра-Леоне
Сноски
[ редактировать ]- ^ «...любое из следующих действий, совершенное с намерением уничтожить , полностью или частично , национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
- а) убийство членов группы;
- (b) причинение тяжкого телесного или психического вреда членам группы;
- в) умышленное создание условий жизни группы, рассчитанных на полное или частичное ее физическое уничтожение;
- d) введение мер, направленных на предотвращение рождаемости внутри группы;
- (e) Принудительный перевод детей из группы в другую группу. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, статья 2"
- ^
- Каждый хуту должен знать, что женщина тутси, где бы она ни находилась, работает в интересах своей этнической группы тутси. В результате мы будем считать предателем любого хуту, который: женится на женщине тутси; дружит с женщиной тутси; нанимает женщину тутси в качестве секретаря или наложницы.
- Каждый хуту должен знать, что наши дочери хуту более подходят и добросовестно выполняют свою роль женщины, жены и матери семейства. Разве они не красивые, хорошие секретари и не честнее?
- Женщины хуту, будьте бдительны и постарайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.
- Вооруженные силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Опыт Октябрьской войны [1990 года] преподал нам урок. Ни один военнослужащий не может жениться на тутси. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мел 2007 , с. 372.
- ^ Nowrojee 1996 , с. 1.
- ^ Лезерман 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б Друмбл 2012г .
- ^ Перейти обратно: а б Агинам 2012г .
- ^ Эльба 2002 , стр. 159–177.
- ^ Verwimp 2006 , стр. 5–22.
- ^ де Брауэр 2005 , с. 13.
- ^ Nowrojee 1996 , с. 2.
- ^ Ка Хон Ч 2010 , стр. 29–34.
- ^ Nowrojee 1996 , с. 63.
- ^ Риттнер 2009 , с. 291-305.
- ^ Nowrojee 2007 , с. 364.
- ^ Уолш 2012 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Потом 2012 год .
- ^ Джонс 2010 , стр. 138–141.
- ^ Линч и МакГолдрик 2010 , с. 111.
- ^ Singular 1999 , стр. 113–115.
- ^ Перейти обратно: а б с Новоджи 2007 , с. 366.
- ^ Тейлор 2009 , с. 131.
- ^ Nowrojee 2007 , с. 365.
- ^ Де Брауэр 2010 , с. 19.
- ^ Мукангендо 2007 , с. 40.
- ^ Лорд и Коллинз 2006 , с. 141.
- ^ Мукамана и Коллинз 2006 , стр. 101-1. 142–143.
- ^ Джонс 2011 , с. 143.
- ^ Веселый 2008 , с. 166.
- ^ Де Брауэр 2005 , стр. 105–107.
- ^ Фолькманн-Бенкерт 2009 , стр. 162–163.
- ^ Шабас 2000 , с. 164-165.
- ^ Шабас 2000 , стр. 162–163.
- ^ Эбоэ-Осудзи 2012 , стр. 159–160.
- ^ Шабас 2000 , с. 163-164.
- ^ Элтрингем 2004 , с. 28.
- ^ Филдинг 2012 , с. 25.
- ^ Грюнфельд 2007 , стр. 21–22.
Библиография
[ редактировать ]- Агинам, Обиджиофор (27 июня 2012 г.). «Изнасилование и ВИЧ как оружие войны» . Университет ООН . Проверено 29 декабря 2013 г.
- Мел, Фрэнк (2007). «Журналистика как геноцид: судебный процесс над СМИ». В Аллане Томпсоне (ред.). СМИ и геноцид в Руанде . Плутон Пресс. ISBN 978-0-7453-2625-2 .
- де Брауэр, Анн-Мари (2005). Наднациональное уголовное преследование за сексуальное насилие: МУС и практика МТБЮ и МУТР . Интерсенция. ISBN 978-90-5095-533-1 .
- Драмбл, Марк А. (2012). « «Она заставляет меня стыдиться того, что я женщина»: осуждение Полины Ньирамасухуко за геноцид, 2011 г.». Мичиганский журнал международного права . 2013 . ССНН 2155937 .
- Де Брауэр, Анн-Мари (2005). Наднациональное уголовное преследование за сексуальное насилие: МУС и практика МТБЮ и МУТР . Интерсенция. ISBN 978-90-5095-533-1 .
- Де Брауэр, Анн-Мари (2010). "Введение". В Анн-Мари Де Брауэр; Сандра Ка Хон Чу (ред.). Мужчины, которые меня убили: руандийцы, пережившие сексуальное насилие . Дуглас и Макинтайр. ISBN 978-1-55365-310-3 .
- Эбоэ-Осуджи, Чили (2012 г.). Международное право и сексуальное насилие в вооруженных конфликтах . Мартинус Нийхофф. ISBN 978-90-04-20262-7 .
- Эльба, Стефан (2002). «ВИЧ/СПИД и меняющийся ландшафт войны в Африке». Международная безопасность . 27 (2): 159–177. дои : 10.1162/016228802760987851 . JSTOR 3092146 .
- Элтрингем, Найджел (2004). Объяснение ужасных дебатов после геноцида в Руанде . Плутон Пресс. ISBN 978-0-7453-2000-7 .
- Филдинг, Лейла (2012). Геноциды женщин: какова была природа и мотивы женщин хуту . ГРИН Верлаг. ISBN 978-3-656-32440-9 .
- Грюнфельд, Фред (2007). Неспособность предотвратить геноцид в Руанде: роль сторонних наблюдателей . Брилл. ISBN 978-9004157811 .
- Джонс, Адам (2011). Гендер инклюзивно: очерки о насилии, мужчинах и феминистских международных отношениях . Рутледж. ISBN 978-0-415-66609-1 .
- Джонс, Адам (2010). «Геноцид и массовое насилие». В Лауре Дж. Шеперд (ред.). Гендерные вопросы в глобальной политике . Рутледж. стр. 127–147. ISBN 978-0-203-86494-4 .
- Ка Хон Ч, Сандра (2010). «Мэри Луиза – убежище». В Анн-Мари Де Брауэр; Сандра Ка Хон Чу (ред.). Мужчины, которые меня убили: руандийцы, пережившие сексуальное насилие . Дуглас и Макинтайр. стр. 29–34. ISBN 978-1-55365-310-3 .
- Лезерман, Джени Л. (2011). Сексуальное насилие и вооруженные конфликты . Уайли. п. 2005. ISBN 978-0745641881 .
- Линч, Джейк; Макголдрик, Аннабель (2010). «Глобальный стандарт освещения конфликтов и мира». У Ричарда Кибла; Джон Таллох; Флориан Золлма (ред.). Мирная журналистика, война и разрешение конфликтов . Питер Лэнг. ISBN 978-1-4331-0726-9 .
- Веселый, Салли Энгл (2008). Гендерное насилие: культурная перспектива . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-22359-7 .
- Мукамана, Донатилла; Коллинз, Энтони (2006). «Жертвы изнасилования во время геноцида в Руанде». Международный журнал критической психологии . 17 (Специальное издание: Критическая психология в Африке). Пэлгрейв: 140–166. ISSN 1464-0538 .
- Мукангендо, Мари Консоль (2007). «Забота о детях, рожденных в результате изнасилования в Руанде». В Р. Чарли Карпентере (ред.). Рожденный войной: защита детей жертв сексуального насилия в зонах конфликтов . Кумарян. стр. 40–52. ISBN 978-1-56549-237-0 .
- Навроджи, Бинайфер (1996). Разрушенные жизни: сексуальное насилие во время геноцида в Руанде и его последствия . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 1-56432-208-4 .
- Навроджи, Бинайфер (2007). «Утраченная возможность для правосудия: почему МУТР не преследовал по суду гендерную пропаганду?». В Аллане Томпсоне (ред.). СМИ и геноцид в Руанде . Плутон Пресс. стр. 362–374. ISBN 978-0-7453-2625-2 .
- Сай, Нэнси (8 февраля 2012 г.). «Руанда» . Женщины в осаде . Проверено 20 декабря 2013 г.
- Риттнер, Кэрол (2009). «Изнасилование, религия и геноцид: нечестивое молчание». Стивен Леонард Джейкобс (ред.). Противостояние геноциду: иудаизм, христианство, ислам . Лексингтон. стр. 291–305. ISBN 978-0-7391-3589-1 .
- Шабас, Уильям (2000). Геноцид в международном праве: преступления преступлений . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78790-1 .
- Единственное число, Мухуту (1999). «Голос экстремизма». В Джоне А. Берри (ред.). Геноцид в Руанде: коллективная память . Издательство Говардского университета. стр. 87–122 . ISBN 978-0-88258-202-3 .
- Тейлор, Кристофер С. (2009). «Видения «угнетателя» в средствах массовой информации Руанды до геноцида». У Николаса А. Робинса; Адам Джонс (ред.). Геноциды угнетенных: геноцид подчиненных в теории и практике . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-22077-6 .
- Вервимп, Филип (2006). «Мачете и огнестрельное оружие: организация массовых убийств в Руанде». Журнал исследований мира . 43 (1): 5–22. дои : 10.1177/0022343306059576 . JSTOR 27640247 .
- Фолькманн-Бенкерт, Юлия (2009). «Защита женщин от сексуального насилия в вооруженных конфликтах». В Клаусе Хоффманне-Холланде (ред.). Этика и права человека в глобализированном мире: междисциплинарный и международный подход . Мор Зибек. стр. 155–178. ISBN 978-3-16-149992-0 .
- Уолш, Аннелотта (2012). «Девочка». В Лизе Ярвуд (ред.). Женщины и правосудие переходного периода: опыт женщин как участниц . Рутледж. ISBN 978-0-415-69911-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мужчины, которые меня убили: Руандийцы, пережившие сексуальное насилие, Дуглас и Макинтайр , 2010 г. ISBN 978-1-55365-310-3