Jump to content

Гакача суд

Суды Гакачи ( Киньяруанда: [ɡɑ.t͡ʃɑ̌ː.t͡ʃɑ] ) — система правосудия переходного периода в Руанде после геноцида 1994 года . Термин «гакаса» можно перевести как «короткая трава», обозначая общественное пространство, где старейшины мужского пола (абагабо) собирались для решения местных проблем. [1] Название этой системы было затем принято в 2001 году в качестве названия новой государственной системы уголовного правосудия «Суды Гакака» (Inkiko Gacaca) для суда над лицами, признанными ответственными за геноцид в Руанде в 1994 году , когда, по оценкам, более 800 000 человек были убиты, подвергнуты пыткам и изнасилованы. . В 1994 году Совет Безопасности ООН создал Международный уголовный трибунал по Руанде для суда над высокопоставленными правительственными и армейскими чиновниками, обвиняемыми в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Суды Гакака были официально учреждены в 2001 году, начали работать на судебной основе в 2002 году и, в конечном итоге, к началу 2007 года стали действовать в качестве судебных разбирательств по всей стране. [1] Суды Гакака были представлены как метод правосудия переходного периода, который, по утверждению правительства Руанды, способствует восстановлению общин после геноцида в Руанде. [2] Руанда уделила особое внимание восстановлению общества, передав правосудие в руки доверенных граждан.

Однако система подверглась критике со стороны ряда источников, в том числе Фонда выживших , который представляет интересы выживших после геноцида, из-за опасности, которую она представляет для выживших, и был ряд сообщений о том, что выжившие стали жертвами дачи показаний. в судах. [3] Ученые показали, как суды стали важнейшим механизмом установления официальной версии правительства о геноциде, признавая только тутси жертвами, а хуту преступниками. [1] Наташа Нсабимана, доцент кафедры антропологии Чикагского университета , описывает, как система Гакака укрепила временные и социальные рамки, которые она назвала «временем геноцида», где «геноцидное насилие в прошлом рассказывается и становится действенным в настоящем через социальные взаимодействия и выбор, сделанный политическими субъектами в их социально-политическом ландшафте». Она утверждает, что такое восприятие влияет на повседневное взаимодействие и коллективную психику , что затем усложняет усилия по подлинному примирению. Более того, Нсабимана отмечает, что официальная версия, продвигаемая Гакачей, часто чрезмерно упрощает сложные личности и истории людей, группируя их в широкие категории «жертвы» и «преступники», что не обязательно отражает их жизненные реалии и личные истории. [4]

История Гакаки

[ редактировать ]

В Руанде 17 века, до колонизации, расширенная родословная или семья (умурьянго), охватывающая несколько домохозяйств (инзу), была основной единицей социальной организации внутри руандийского общества. Статус людей в семьях зависел от возраста и пола человека. Только пожилые женатые мужчины, не имеющие живых родителей, были независимыми, тогда как все остальные, особенно женщины, зависели от того, что диктовали мужчины. Семейная линия контролировала браки по расчету, традиции и церемонии предков, выплату или возврат долгов и была основным источником безопасности для людей. [5]

Этими родами правили короли ( мвами ). Внутри Руанды короли правили многими различными частями Руанды. Король в руандийском обществе олицетворял власть, справедливость и знания и был посредником в любом серьезном споре в своем регионе. Однако до того, как споры были доведены до сведения королей, их выслушивали местные мудрецы, называемые так называемыми Гакача.

Название Гачача происходит от слова umucaca на языке киньяруанда, означающего «растение, на котором так мягко сидеть, что люди предпочитают собираться на нем». Первоначально собрания Гакака были предназначены для восстановления порядка и гармонии внутри сообществ путем признания ошибок и восстановления справедливости для тех, кто стал жертвой. [5]

Однако с колонизацией Руанды и появлением западных правовых систем руандийское общество вскоре начало меняться в целом. Благодаря внедрению и использованию западных правовых систем руандийцы начали обращаться в суды для разрешения своих споров. В свою очередь, короли и мудрецы вскоре начали терять свою легитимность в руандийском обществе. И с этой потерей легитимности число судов Гакака начало сокращаться. [5]

Пост-геноцид Гакака

[ редактировать ]

После завершения геноцида тутси новое правительство Руанды столкнулось с трудностями в привлечении к ответственности примерно 130 000 предполагаемых виновников геноцида. Первоначально виновных в геноциде должен был судить МУТР (Международный уголовный трибунал по Руанде); однако из-за огромного числа преступников маловероятно, что все они будут осуждены.

Учитывая, что ресурсов для организации судов первого мира было недостаточно, системе Гакака пришлось отдать предпочтение перед единственной альтернативой системе Гакака для местных сообществ, которая могла быть местью. [6]

Для решения этой проблемы были созданы суды Гакача, целью которых было:

  • Установите правду о том, что произошло
  • Ускорить судебное разбирательство для обвиняемых в преступлениях геноцида
  • Искоренить культуру безнаказанности
  • Примирить руандийцев и укрепить их единство
  • Используйте возможности руандийского общества для решения своих проблем с помощью руандийских обычаев, основанных на справедливости.

Классификация судов Гакака в Руанде основана на концепции ячейки и сектора. Ячейка эквивалентна небольшой общине, а сектор эквивалентен небольшой группе ячеек, составляющих деревню. В рамках этих двух категорий насчитывалось 9 013 ячеек и 1 545 секторов, а также более 12 103 судов Гакака, созданных по всей стране. На заседаниях Гакака председательствуют судьи, известные как иньянгамугайо . Эти судьи избираются в совет из девяти человек. В ходе процесса Гакака имело место два этапа. Начиная с 2005 по 2006 год информация собиралась у обвиняемых из всех ячеек Гакака. Примерное число обвиняемых составило 850 000, из них около 50 000 умерли. [5]

Классификация преступлений, совершенных этими 850 000 человек, выглядит следующим образом:

Июнь 2004 г. – март 2007 г.

[ редактировать ]
Тип Категория 1 Категория 2 (1-я и 2-я) Категория 2 (3-я) Категория 3
Преступление: 1. Планировщики, организаторы, контролеры, зачинщики

2. Лица, занимавшие руководящие должности3. Известные убийцы4. Мучители5. Насильники6. Лица, совершившие бесчеловечные действия над трупом

1. «Обычные убийцы» в серьезных нападениях

2. Те, кто совершал нападения с целью убийства, но не достигая этой цели.

Те, кто совершил нападения на других, без намерения убить Лица, совершившие имущественные преступления
Суд: Обычный суд Сектор Гакака Сектор Гакака Клетка Гакака
Предложение: Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных
Без исповеди: Смертная казнь или пожизненное заключение 25-30 лет 5-7 лет Гражданское возмещение
Признание до появления в списке подозреваемых 25-30 лет 7-12 лет 1-3 года Гражданское возмещение
Признание после появления в списке подозреваемых 25–30 лет 12-15 лет 3-5 лет Гражданское возмещение
Вспомогательное предложение Вечная и полная утрата гражданских прав Постоянная потеря указанного количества гражданских прав / /

[5]

Март 2007 г. и далее

[ редактировать ]
Тип: Категория 1 Категория 2 (1-я, 2-я и 3-я) Категория 2 (4-я и 5-я) Категория 2 (6-я) Категория 3
Преступление: 1. Лица, занимавшие руководящие должности

2. Насильники

1. Известные убийцы

2. Мучители3. Лица, совершившие бесчеловечные действия над трупом

1. «Обычные убийцы» в серьезных нападениях

2. Те, кто совершал нападения с целью убийства, но не достигая этой цели.

Те, кто совершил нападения на других, без намерения убить Лица, совершившие имущественные преступления
Суд: Обычный суд Сектор Гакака Сектор Гакака Сектор Гакака Клетка Гакака
Предложение: Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных Нет данных
Без исповеди: Пожизненное заключение 30 лет или пожизненное заключение 15-19 лет 5-7 лет Гражданское возмещение
Признание до появления в списке подозреваемых 20-24 года 20-24 года 8-11 лет 1-2 года Гражданское возмещение
Признание после появления в списке подозреваемых 25-30 лет 25-29 лет 12-14 лет 3-4 года Гражданское возмещение
Вспомогательное предложение Постоянная потеря указанного количества гражданских прав Никакого признания: постоянная утрата

Признание: временная потеря перечисленного ряда гражданских прав

Никакого признания: постоянная утрата

Признание: временная потеря перечисленного ряда гражданских прав

/ /

[5]

Примерное количество людей, которых предстояло судить по этим трем категориям:

Категория 1: 77 269

Категория 2: 432 557

Категория 3: 308 739

Предшественники и партнеры в правосудии

[ редактировать ]

Спонтанное возникновение деятельности Гакака и постепенная поддержка Гакача со стороны властей были явно мотивированы тем фактом, что после геноцида обычная система правосудия практически не существовала. Гакака пришлось сделать то же, что и раньше – ослабить давление на обычные суды. Они теперь работали не медленно, как раньше, а вообще не работали. Как только они приступили к работе, они быстро были перегружены делами подозреваемых в геноциде, которые заполняли тюрьмы. [7] Эта новая форма правосудия была смелой, но не беспрецедентной: это становится очевидным, если принять во внимание растущее число комиссий по установлению истины и примирению (TRC), как, например, в Южной Африке. В основе этого предположения лежит лозунг южноафриканского TRC «Раскрытие – исцеление» и его аргумент о том, что высказывание правды выполняет «терапевтическую функцию». [8] Формат TRC был предложен правительству Руанды, но в конечном итоге они решили добиться массового правосудия через Гакаку; система, в которой их страна имела корни и знакомые.

Другой формой руандийского правосудия, которая работала вместе с Гакакой, является Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР). Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал по Руанде для «преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды и соседних государств в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года». Трибунал расположен в Аруше, Танзания, и имеет офисы в Кигали, Руанда. Апелляционная палата находится в Гааге, Нидерланды. С момента своего открытия в 1995 году Трибунал предъявил обвинения 93 лицам, которых он считал ответственными за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде в 1994 году. МУТР сыграл новаторскую роль в создании заслуживающей доверия международной системы уголовного правосудия и является первым международный трибунал, выносивший вердикты по делам о геноциде, и первый, кто интерпретировал определение геноцида, изложенное в Женевских конвенциях 1948 года. Это также первый международный трибунал, который дал определение изнасилованию в международном уголовном праве и признал изнасилование средством геноцида. [9]

МУТР вынес свое последнее судебное решение 20 декабря 2012 года по делу Нгирабатваре. После этого знаменательного события оставшаяся судебная работа Трибунала теперь возложена исключительно на Апелляционную камеру. По состоянию на октябрь 2014 года на рассмотрении Апелляционной палаты МУТР находится только одно дело, состоящее из шести отдельных апелляций. Еще одна апелляция на судебное решение МУТР была подана в декабре 2014 года по делу Нгирабатваре апелляционной палатой Механизма международных уголовных трибуналов, которая начала брать на себя ответственность за оставшиеся функции МУТР 1 июля 2012 года. Официальное закрытие МУТР запланировано на одно и то же время. с возвращением решения Апелляционной палаты по ее последней апелляции. До вынесения этого решения в 2015 году МУТР продолжит свои усилия по прекращению безнаказанности виновных в Геноциде посредством сочетания судебных, информационно-просветительских усилий и усилий по наращиванию потенциала. Благодаря этим усилиям МУТР выполнит свой мандат по восстановлению справедливости в отношении жертв Геноцида и, в процессе этого, надеется удержать других от совершения подобных злодеяний в будущем. [9]

Руандийский эксперимент по массовому правосудию на уровне общин имел неоднозначный успех. Руандийцы глубоко разделились во мнениях по поводу преимуществ Гакаки. Сторонники правительства Руанды (включая как иностранных ученых, так и местных жителей Руанды) утверждают, что это пролило свет на то, что произошло в их местных общинах в течение 100 дней геноцида в 1994 году. Многие руандийцы, не поддерживающие правительство, говорят, что это стало способом распространения «лжи». », искажая историю о том, что произошло в 1994 году. Ученые показали, что это стало средством замалчивания альтернативных мнений среди населения Руанды и эффективно сработало как форма «показательного суда». [1] Другие ученые говорят, что это помогло некоторым семьям найти тела убитых родственников, которые они наконец смогли достойно похоронить. Это также обеспечило привлечение к ответственности десятков тысяч преступников. Некоторые руандийцы говорят, что это помогло начать примирение в их общинах. [10] Большая часть похвалы Гакаке исходит от правительства Руанды и граждан Руанды, имеющих непосредственный опыт работы с этой системой. Естественно, это предвзятый источник, однако важно отметить, что именно те, кто больше всего пострадал от геноцида в Руанде, воздают хвалу, ссылаясь на чувство завершенности, принятия и прощения после судебных процессов над Гакакой. Судебные процессы в Гакаке также способствовали примирению, предоставив жертвам возможность узнать правду о смерти членов их семей и родственников. Они также дали преступникам возможность признаться в своих преступлениях, выразить раскаяние и попросить прощения перед обществом. [11]

Помимо успеха на более личном уровне, масштабность операции говорит о масштабах: более 12 000 местных судов рассмотрели более 1,2 миллиона дел по всей стране. [11]

[ редактировать ]

Случайный формат Гакаки привел к многочисленной юридической критике этого формата, которая включает в себя следующее: отсутствие права на адвоката, отсутствие права считаться невиновным, пока вина не будет доказана, отсутствие права быть информированным о предъявленных вам обвинениях, отсутствие права на время на подготовку дела/защиты, отсутствие права присутствовать на собственном суде, отсутствие права на очную ставку со свидетелями, отсутствие права против самообвинения , отсутствие права на двойное привлечение к ответственности , отсутствие права на произвольный арест и задержание , и, кроме того, существует огромное количество доказательств коррупция среди чиновников. [8] [12] "Вы должны давать деньги. Судьям Гакаса не платят, поэтому они принимают меры, чтобы получить деньги от обвиняемых", - сказал мужчина, обвиняемый в геноциде, который сказал, что дал взятку судьям Гакаса. [12] Отсутствие юридического представительства в большинстве случаев является результатом самого геноцида, жертвами которого стали подавляющее большинство людей таких профессий. Это, пожалуй, самая большая проблема Гакаки: отсутствие юридического представительства. Гакака использует «честных людей» в качестве судей, адвокатов и присяжных. Мало того, что некоторые из этих людей сами являются преступниками, отсутствие финансовой компенсации за эту должность и отсутствие подготовки делают их уязвимыми для взяточничества и проведения несправедливых судебных процессов.

Старший Хьюман Райтс Вотч советник Элисон Де Форж заявила, что отсутствие юридического представительства вызывает серьезную обеспокоенность. «По мнению властей, это квазиобычная процедура, и адвокатов никогда не было, поэтому в адвокатах сейчас нет необходимости. Проблема в том, что мало что изменилось, кроме названия. В системе официальная сторона имеет значительный вес. Прокуратура оказывает значительную помощь коллегии [судей] в вынесении решения, поэтому у вас больше нет равных условий игры». Однако, добавила она, альтернативы судам над Гакакой может и не быть. «Очевидно, что проблема отправления правосудия после геноцида является огромной проблемой. Гакака, возможно, не идеален, но на данный момент альтернативы нет... Я думаю, что официальное объяснение состоит в том, что люди не говорили открыто до процесса Гакака, а теперь Всплывает еще много обвинений. Кроме того, программа концессий, которая требует назвать имена всех тех, кто участвовал вместе с обвиняемыми [в обмен на более мягкий приговор], привела к увеличению числа имен. Основаны, какова достоверность доказательств, это очень серьезные опасения». [13]

Решение о создании судов Гакача вызывает критику и разногласия. Правозащитные группы беспокоятся о справедливости, поскольку судебные процессы проводятся без адвокатов, а это означает, что обвиняемые имеют меньшую защиту, чем в обычных судах. Кроме того, в ходе обычных судебных процессов с обеих сторон свидетелей выдвигали ложные обвинения и запугивали; вопросы мести были подняты как проблема. Уровень оправдательных приговоров составил 20 процентов, что говорит о том, что большое количество судебных процессов не были обоснованными. Кроме того, поскольку судебные процессы основаны на показаниях свидетелей, продолжительность времени между преступлением и судом увеличивает риск того, что воспоминания свидетелей окажутся ненадежными. [13]

Снятие преступлений РПФ

[ редактировать ]

По мнению Хьюман Райтс Вотч, решение правительства исключить преступления, совершенные солдатами нынешней правящей партии РПФ, из-под юрисдикции судов Гакаки, ​​привело к тому, что жертвы преступлений все еще ждут правосудия. Солдаты РПФ, положившие конец геноциду в июле 1994 года и сформировавшие нынешнее правительство, убили десятки тысяч людей в период с апреля по декабрь 1994 года. В 2004 году в закон Гакака были внесены поправки, исключающие подобные преступления, и правительство приняло меры. обеспечить, чтобы эти преступления не обсуждались в Гакаке. [12]

«Одним из серьезных недостатков «гачачи» является ее неспособность обеспечить правосудие всем жертвам тяжких преступлений, совершенных в 1994 году», - сказал Бекеле. «Выведя преступления РПФ из-под своей юрисдикции, правительство ограничило возможности судов гакака способствовать долгосрочному примирению в Руанде». [12]

«Самая большая проблема с «гашаша» — это преступления, которые мы не можем обсуждать. Нам говорят, что некоторые преступления, такие как убийства, совершенные РПФ, не могут обсуждаться в «гашаша», даже если семьям нужно поговорить. это большая проблема. Это не справедливость", - сказал родственник жертвы преступлений, совершенных солдатами нынешней правящей партии. [12]

Примирение

[ редактировать ]

Хотя правительство Руанды утверждало, что Гакака способствовал примирению, по сути, он действовал как карательный инструмент. [14] форма правосудия, которую многие ученые характеризуют как карательную по своей сути, а не примирительную по своей природе. Наказания варьировались от принудительных работ на общественных работах (TIG) до пожизненного заключения без свиданий с родственниками («специальные меры»). Несмотря на заявленный восстановительный характер, Гакака представляет собой юридический процесс, и с учетом этого наказание является основным элементом судов Гакаса. Согласно официальным данным правительства Руанды, уровень обвинительных приговоров в судах составил 86%, и было рассмотрено более миллиона подозреваемых. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Марк Энтони Джерати (2020). «Гакака, геноцид, идеология геноцида: жестокие последствия правосудия переходного периода в Новой Руанде». Сравнительные исследования в обществе и истории . 62 (3): 588–618. дои : 10.1017/S0010417520000183 . hdl : 21.11116/0000-0006-D754-9 . S2CID   225569539 .
  2. ^ «Что такое правосудие переходного периода?» . 22 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 21 июня 2011 г. Международный центр правосудия переходного периода
  3. ^ Маквей, Карен (12 марта 2006 г.). «Волна убийств препятствует стремлению Руанды к справедливости» . Лондон: Наблюдатель . Проверено 12 марта 2006 г.
  4. ^ Нсабимана, Наташа (27 сентября 2023 г.). «Время геноцида: расплата за политическое насилие в Руанде» . Американский антрополог . 125 (4): 761–770. дои : 10.1111/aman.13927 . Проверено 25 апреля 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Ингеларе, Берт (2008). «Традиционное правосудие и примирение после насильственного конфликта: уроки африканского опыта» (PDF) . Международный институт демократии и помощи в выборах, 2008 г.
  6. Вспоминая геноцид тутси , Кэтрин Вамбуа, 1 июня 2012 г., Аль-Джазира, дата обращения 2 марта 2016 г.
  7. ^ «Суды Гакака в Руанде» (PDF) . Проверено 28 апреля 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Суды Гакака и восстановительное правосудие в Руанде» . Электронные международные отношения . 15 июля 2012 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Кратко об ITCR» . Организация Объединенных Наций . Проверено 28 апреля 2015 г.
  10. ^ «Справедливость нарушена» (PDF) . Хьюман Райтс Вотч . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2016 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Справочная информация о процессе правосудия и примирения в Руанде» . Организация Объединенных Наций . Проверено 28 апреля 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и «Руанда: неоднозначное наследие общинных судов по делам о геноциде» . Хьюман Райтс Вотч . 31 мая 2011 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б Васагар, Дживан (17 марта 2005 г.). «Новое правосудие» . Хранитель . Лондон . Проверено 3 мая 2010 г.
  14. ^ Берт Ингеларе. (2016). Внутри судов Гакака в Руанде. В поисках справедливости после геноцида Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press. ISBN   978-0-299-30974-9

Источники

[ редактировать ]
  • Харрелл, Питер Э., Азартная игра Руанды: Гакака и новая модель правосудия переходного периода . Нью-Йорк: Writer's Advantage Press, 2003.
  • Хьюман Райтс Вотч. 2004. Борьба за выживание: препятствия на пути к правосудию для жертв изнасилования в Руанде. Нью-Йорк: Хьюман Райтс Вотч. Доступно: http://hrw.org/reports/2004/rwanda0904/rwanda0904.pdf .
  • Ингеларе, Берт, 2016. Внутри судов Гакаки Руанды: поиск справедливости после геноцида. Мэдисон: Университет Висконсина ( ISBN   978-0-299-30970-1 ).
  • Рейнтьенс, Филип и Стеф Вандегинсте. 2005. «Руанда: нетипичный переходный период». В книге «Пути к примирению » под редакцией Элин Скаар и др. Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books.
  • Стовер, Эрик и Вайнштейн, Харви (2004). Мой сосед, мой враг: справедливость и сообщество после массовых злодеяний . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-54264-2 .

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 072839ce10759e8eafdc474dcc8032b3__1722181380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/b3/072839ce10759e8eafdc474dcc8032b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gacaca court - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)