Геноцидальное изнасилование
Часть серии о |
Геноцид |
---|
![]() |
Проблемы |
Связанные темы |
Категория |
Геноцидное изнасилование , форма сексуального насилия во время войны , представляет собой действие группы, которая совершила акты массового и группового изнасилования против своего врага во время войны в рамках кампании геноцида . [1] Во время Геноцида армян , [2] греческий геноцид , [3] [4] [5] ассирийский геноцид , [6] [7] вторая китайско-японская война , Холокост , [8] Бангладеш Освободительная война , [9] [10] [11] [12] Боснийская война , [13] геноцид в Руанде , [10] [14] Геноцид черкесов , конголезские конфликты , гражданская война в Южном Судане , геноцид езидов и геноцид рохинджа , массовые изнасилования, которые были неотъемлемой частью этих конфликтов, привели к тому, что концепция геноцида изнасилований приобрела международную известность. [15] Хотя изнасилование во время войны было постоянным явлением в конфликтах на протяжении всей истории человечества , его обычно рассматривали как побочный продукт конфликта, а не как неотъемлемую часть военной политики. [16]
Дебаты о геноциде
Некоторые ученые утверждают, что в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него должно быть указано, что массовое изнасилование является преступлением геноцида. [17] Другие ученые утверждают, что изнасилование с целью геноцида уже включено в определение, содержащееся в статье второй. [Примечание 1] конвенции. [15] [18] Кэтрин Маккиннон утверждает, что жертвы геноцидного изнасилования используются как замена всей этнической группы, что изнасилование используется как инструмент, целью которого является уничтожение всей этнической группы. [19]
Шивон Фишер утверждает, что геноцидом является насильственное зачатие , а не само изнасилование. Она говорит: «Само по себе неоднократное изнасилование по-прежнему остается «просто» изнасилованием, но изнасилование с намерением оплодотворить — это нечто большее». [9] [20] Лиза Шарлах утверждает, что это определение слишком узкое, поскольку эти массовые изнасилования не следует определять как геноцид, основанный исключительно на том, что изнасилованные были насильственно оплодотворены. [9]
Изнасилование как геноцид
Согласно Резолюции 1820 Совета Безопасности ООН (объявленной в 2008 году), изнасилование и другие формы сексуального насилия могут представлять собой военные преступления, преступления против человечности или конститутивный акт в отношении геноцида. [21]
По данным Amnesty International , использование изнасилований во время войны не является побочным продуктом конфликтов, а скорее заранее спланированной и преднамеренной военной стратегией. [22] За последнюю четверть века большинство конфликтов перешло от войн между национальными государствами к межгосударственным и межгосударственным гражданским войнам . Во время этих конфликтов использование изнасилований в качестве оружия против гражданского населения государственными и негосударственными субъектами участилось. Журналисты и правозащитные организации задокументировали кампании геноцида изнасилований во время конфликтов в бывшей Югославии , Сьерра-Леоне , Руанде, Либерии, Судане, Уганде, а также во время гражданской войны в Демократической Республике Конго . [23]
Стратегические цели этих массовых изнасилований двояки. Первая заключается в том, чтобы посеять террор среди гражданского населения с намерением насильственно изгнать его с его земли. [Примечание 2] [24] Целенаправленное изнасилование также использовалось, чтобы заставить подчиниться тех, кто мог сопротивляться геноциду. [25] Во-вторых, снизить шансы на возможное возвращение и восстановление путем унижения и позора целевой группы населения, а также снизить социальную сплоченность целевой группы. Эти последствия стратегически важны для негосударственных субъектов, поскольку им необходимо изгнать целевое население с земли. Изнасилование как геноцид хорошо подходит для кампаний, которые включают этнические чистки и геноцид , поскольку цель состоит в том, чтобы уничтожить или насильственно переселить целевую группу населения и гарантировать, что она не вернется. [23]
Одной из целей геноцидного изнасилования является принудительная беременность, так что агрессор вторгается не только на территорию целевого населения, но также на его родословную и семьи. Однако те, кто не может иметь детей, также подвергаются сексуальному насилию. Возраст жертв может варьироваться от детей до женщин старше восьмидесяти лет. [26] [27]
Документированные экземпляры

Изнасилования были широко распространены во время Геноцида армян , который совершили турки-османы. Во время маршей смерти армянских мирных жителей через Анатолию в 1915 году турецкие солдаты часто насиловали и убивали армянских женщин и детей. Во многих случаях в этих преступлениях также участвовали турецкие и курдские гражданские лица. [29] Турки брали армянских женщин и девушек в сексуальное рабство или принуждали их вступать в брак. Эти женщины, которых принудили выйти замуж, также должны были принять ислам. [30] Некоторые преступники считали, что женщины и девочки могут быть успешно ассимилированы в мусульманскую турецкую культуру, в отличие от мужчин и мальчиков. [31] После окончания геноцида женщины и девушки, которых принудили выйти замуж, зачастую не могли вернуться к прежней жизни. У них не осталось ни семьи, ни источника дохода, или они боялись клейма, связанного с браком с турком. [32] Кроме того, турки публично насиловали жен, дочерей и других родственниц важных армянских мужчин. Помимо дегуманизации жертв, эти целенаправленные изнасилования запугали руководство Армении, заставили его подчиниться и отговорили их от сопротивления. [25] Некоторые армянские женщины и девушки были проданы в сексуальные рабыни. Турецкие солдаты раздели их донага и выставили на аукцион. Их нагота в консервативном обществе еще больше дегуманизировала их и лишила свободы воли. Многих заставили вступить в брак или заняться проституцией. [33]
Во время геноцида греков , еще одного позднего османского геноцида, турецкие войска и мирные жители похищали греческих деревенских женщин и насиловали их в течение нескольких часов или дней. Жители турецкой деревни насиловали одну женщину восемь дней подряд; вскоре она умерла. Один мужчина, протестовавший против насилия над своей женой, был изнасилован. [34] В районе Понтоса банды разбойников под предводительством Топала Османа ходили из деревни в деревню, грабя, насилуя женщин и убивая по своему желанию. [3] Как и в случае с геноцидом армян, турецкие войска обычно убивали мужчин и насиловали женщин; женщины часто умирали позже во время долгих маршей в Сирию. Резня была особенно распространена на побережье Черного моря, когда русские вторглись , а турецкие войска отступили. В одной понтийской деревне десятки женщин и девочек прыгнули в реку, чтобы избежать изнасилования. Турецкие войска окружили женщин в монастыре Вазелон , греческом православном монастыре, и изнасиловали их, а затем убили. [35] Многие женщины и девочки также были изнасилованы во время маршей смерти в Сирию. [4]
Во время Сайфо , или ассирийского геноцида, турецкие солдаты следовали той же схеме: они убивали молодых людей и депортировали женщин, детей и стариков. Многие женщины были изнасилованы во время депортации или проданы гражданским мусульманам в качестве сексуальных рабынь. [36] Женщин похищали и заставляли принять ислам. [37] В Урмии , где до геноцида проживало большое ассирийское население, как турецкие, так и курдские гражданские лица насиловали или похищали ассирийских девушек. [38] В одной деревне преступники подвергали изнасилованию восьмилетних девочек; [39] в другом изнасиловали девочек шести или семи лет, прятавшихся на крыше. [7] Многие жертвы изнасилования позже умерли. Турецкие нерегулярные формирования изнасиловали нескольких умирающих женщин. [40]
в Демократической Республике Конго (ДРК) только в 2011 году было совершено 400 000 изнасилований. По оценкам, [41] В ДРК изнасилования, направленные на геноцид, направлены на разрушение семьи и общества. В интервью с выжившим рассказали о групповом изнасиловании, насильственном каннибализме плода, взятого у выпотрошенной женщины, и убийстве детей. [42]
1971 года Во время Освободительной войны Бангладеш военнослужащие Пакистана и поддерживающие ополченцы Бихари и Разакера изнасиловали около 200 000 человек. [43] и 400 000 [44] Бангладешские женщины участвуют в систематической кампании геноцида изнасилований. Некоторых женщин могли изнасиловать до восьмидесяти раз за ночь. [45]
В ходе продолжающегося геноцида в Дарфуре совершали ополченцы Джанджавид действия , которые называют геноцидным изнасилованием, при этом насилуются не только женщины, но и дети, а также забиваются до смерти младенцы, а сексуальные увечья жертв являются обычным явлением. [46]
Во время Второй китайско-японской войны Императорская японская армия во время битвы при Нанкине осуществила то, что стало известно как « Изнасилование Нанкина описал », которое политолог Адам Джонс как «один из самых жестоких случаев геноцидальное изнасилование». В результате насилия десятки тысяч женщин были изнасилованы и убиты. [47] По оценкам Международного военного трибунала на Дальнем Востоке, было изнасиловано 20 000 женщин, включая младенцев и пожилых людей. [48]
Большая часть этих изнасилований была систематизирована в ходе процесса, когда солдаты обыскивали молодых девушек по домам, при этом многие женщины попадали в плен и подвергались групповому изнасилованию . [49] Женщин часто убивали сразу после изнасилования, часто путем явного нанесения увечий. [50] или вонзив во влагалище штык, длинную бамбуковую палку или другие предметы. Маленькие дети не были освобождены от этих зверств, и их разрезали, чтобы японские солдаты могли их изнасиловать. [51]
19 декабря 1937 года преподобный Джеймс М. МакКаллум записал в своем дневнике: [52]
Я не знаю, чем закончить. Никогда я не слышал и не читал такой жестокости. Изнасилование! Изнасилование! Изнасилование! По нашим оценкам, за ночь регистрируется не менее 1000 случаев, а днем многие. В случае сопротивления или чего-то похожего на неодобрение - это штык или пуля... У людей истерика... Женщин уносят каждое утро, день и вечер. Вся японская армия, кажется, может свободно ходить и приходить, когда ей заблагорассудится, и делать все, что ей заблагорассудится.
Во время геноцида в Руанде насилие приняло гендерно-специфическую форму: женщины и девочки стали объектом систематической кампании сексуального насилия. По оценкам, от 250 000 до 500 000 человек стали жертвами изнасилования. [53] [41] Те, кто пережил геноцидное изнасилование, подверглись стигматизации, и многие также обнаружили, что они инфицированы ВИЧ. Это привело к тому, что этим женщинам было отказано в правах на собственность и наследство, а также были ограничены их возможности трудоустройства. [54] Первой женщиной, обвиненной и осужденной за изнасилование с целью геноцида, была Полин Ньирамасухуко . [55]
В 1996 году Беверли Аллен написала книгу «Война изнасилований: скрытый геноцид в Боснии и Герцеговине и Хорватии» , в которой впервые был введен термин «геноцидное изнасилование». Она использовала этот термин для описания действий сербских вооруженных сил, которые проводили политику изнасилований с целью геноцид. [56] В своей книге она сравнивает геноцидное изнасилование с биологической войной . [57] Во время конфликта в Боснии Аллен дал определение геноцидного изнасилования как «военной политики изнасилования с целью геноцида, которая в настоящее время практикуется в Боснии и Герцеговине и Хорватии югославской армией, силами боснийских сербов и нерегулярными сербскими силами, известными как четники». [58]
Освещение массовых изнасилований во время этнических чисток, проведенных сербскими силами в 1990-х годах, положило начало анализу использования изнасилований как части геноцида. Кэтрин Маккиннон утверждает, что массовые изнасилования во время конфликта «были одновременным выражением женоненавистничества и геноцида», и утверждает, что изнасилование может использоваться как форма истребления. [Примечание 3] [9] [59]
Акты насилия, совершенные против женщин во время раздела Индии, также приводились в качестве примеров геноцидного изнасилования. Дайан Мазурана и другие утверждали, что « практика изнасилований и сексуального насилия, осуществляемая [во время Тыграйской войны ] со стороны ENDF , EDF и региональной милиции и спецназа Амхары против тыграйского гражданского населения, согласуется с актами геноцида, потенциально проводимыми с намерением уничтожения народа Тыграя». [60]
См. также
Сноски
- ^ «...любое из следующих действий, совершенное с намерением уничтожить , полностью или частично , национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
- а) убийство членов группы;
- (b) причинение тяжкого телесного или психического вреда членам группы;
- в) умышленное создание условий жизни группы, рассчитанных на полное или частичное ее физическое уничтожение;
- d) введение мер, направленных на предотвращение рождаемости внутри группы;
- (e) Принудительный перевод детей из группы в другую группу. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, статья 2"
- ^ «В контексте геноцида [...] насилие в отношении женщин может быть направлено наразрушение целостности группы через ее женщин, воплощающих ее генетическуюи культурная преемственность».
- ^ «Это также изнасилование до смерти, изнасилование как резня, изнасилование с целью убить и заставить жертв желать смерти. Это изнасилование как инструмент принудительного изгнания, изнасилование, чтобы заставить вас покинуть свой дом и никогда не хотеть возвращаться. Это изнасилование, которое можно увидеть, услышать, посмотреть и рассказать другим: изнасилование как зрелище. Это изнасилование, чтобы вбить клин в обществе, разрушить общество, уничтожить народ. Это изнасилование как геноцид».
Ссылки
- ^ Тоттен и Бартроп 2007 , с. 159–160.
- ^ Барсумян, Нанор (7 декабря 2011 г.). « Дьявольские метки» и изнасилования во времена геноцида» . Армянский еженедельник . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ширинян, Георгий (2017). «Предпосылка позднего османского геноцида». Геноцид в Османской империи: армяне, ассирийцы и греки, 1913-1923 гг . Книги Бергана. п. 55. ИСБН 9781785334337 .
...смертоносные банды четов (организованных разбойников), особенно те, что возглавлялись Топалом Османом , постоянно расстреливали, грабили и насиловали беззащитных греческих жителей Понта. При поддержке Кемаля они активизировали свою кампанию с целью изгнания греков из региона путем резни греческого населения в таких городах, как Трапезунд, Амасья, Пафра, Мерзифон и многих других.
- ^ Jump up to: а б Моррис и Зееви 2019 , с. 390.
- ^ Моррис и Зееви 2019 , с. 499.
- ^ Гонт, Атто и Бартома, 2017 , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Якуб 2016 , с. 42.
- ^ «Сексуальное насилие во время Холокоста: перспективы гетто и лагерей в Украине | Фонд Генриха Бёлля | Киев – Украина» . Фонд Генриха Бёлля .
- ^ Jump up to: а б с д Шарлах 2000 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Саджад 2012 , с. 225.
- ^ Гадбиан 2002 , с. 111.
- ^ Мукерджи 2012 , с. 68.
- ^ Хайден, Роберт М. (2000). «Изнасилования и предотвращение изнасилований в этнонациональных конфликтах: сексуальное насилие в лиминализованных государствах» . Американский антрополог . 102 (1): 27–41. дои : 10.1525/aa.2000.102.1.27 . JSTOR 683536 .
- ^ Шарлах 2000 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2009 , с. 53.
- ^ Фишер 1996 , стр. 91–133.
- ^ Шарлах 2000 , стр. 89–102.
- ^ Тоттен и Бартроп 2007 , с. 159.
- ^ Маккиннон 2006 , стр. 209–233.
- ^ Бисаз 2012 , стр. 90–91.
- ^ «Резолюция 1820 (2008), принятая Советом Безопасности на его 5916-м заседании 19 июня 2008 года» (PDF) . Объединенные Нации. 19 июня 2008 года . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Смит-Спарк 2012 .
- ^ Jump up to: а б Лининг, Бартельс и Мовафи, 2009 , с. 174.
- ^ Дердериан 2005 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Дердериан 2005 , стр. 5–6.
- ^ «Наблюдение за геноцидом: десять стадий геноцида» . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Смит 2013 , с. 94.
- ^ Ихриг, Стефан (2016). Оправдание геноцида: Германия и армяне от Бисмарка до Гитлера . Издательство Гарвардского университета. стр. 200–201. ISBN 978-0-674-50479-0 .
- ^ Барсумян, Нанор (7 декабря 2011 г.). « Дьявольские метки» и изнасилования во времена геноцида» . Армянский еженедельник . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Дердериан 2005 , с. 2.
- ^ Дердериан 2005 , с. 4.
- ^ Дердериан 2005 , стр. 13–14.
- ^ Дердериан 2005 , стр. 10–11.
- ^ Моррис и Зееви 2019 , с. 386.
- ^ Моррис и Зееви 2019 , с. 389.
- ^ Моррис и Зееви 2019 , с. 372.
- ^ Гонт, Атто и Бартома, 2017 , с. 25.
- ^ Моррис и Зееви 2019 , с. 378.
- ^ Якуб 2016 , с. 158.
- ^ Гонт, Атто и Бартома, 2017 , стр. 156.
- ^ Jump up to: а б Полони-Штаудингер и Ортбалс 2012 , с. 21.
- ^ Джоден-Форги 2010 , с. 74.
- ^ Сайкиа 2011b , с. 157.
- ^ Ридель 2011 , с. 10.
- ^ Браунмиллер 1975 , с. 83.
- ^ Роте 2009 , с. 53.
- ^ Джонс 2006 , с. 329.
- ^ Параграф 2, с. 1012, Решение Международного военного трибунала по Дальнему Востоку .
- ^ «Японский империализм и резня в Нанкине: Глава X: Широко распространенные случаи изнасилований» . Сайт Museums.cnd.org . Проверено 6 марта 2011 г.
- ^ «Долг крови: рассказ очевидца варварских действий японских захватчиков в Нанкине», 7 февраля 1938 г., Dagong Daily, Уханьское издание Museums.cnd.org
- ^ Гао Синцзу; У Шимин; Ху Юнгун; Ча Руйчжэнь. Японский империализм и резня в Нанкине . Глава X: Широко распространенные случаи изнасилования. Museums.cnd.org . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ Хуа-лин Ху, Американская богиня во время изнасилования в Нанкине: Мужество Минни Вотрен , 2000, стр.97
- ^ Eftekhari 2004 , p. 7.
- ^ Де Брауэр 2010 , с. 19.
- ^ Филдинг 2012 , с. 25.
- ^ Карта 2008 , стр. 176–189.
- ^ Аллен 1996 , с. 131.
- ^ Ветлесен 2005 , стр. 196–200.
- ^ Рассел-Браун 2003 , с. 1.
- ^ Мазурана, Дайан; Меконен, Хайелом К.; Конли, Бриджит; де Ваал, Алекс ; Бернс, Делия (10 августа 2021 г.). «Что на самом деле означает« изнасилование как оружие войны »в Тыграе» . Всемирный фонд мира . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
Библиография
- Аллен, Беверли (1996). Война изнасилований: скрытый геноцид в Боснии и Герцеговине и Хорватии . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0816628186 .
- Аскин, Келли Доун (1997). Военные преступления против женщин: судебное преследование в международных трибуналах по военным преступлениям . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 978-90-411-0486-1 .
- Бисаз, Корсин (2012). Концепция групповых прав в международном праве: группы как оспариваемые правообладатели, субъекты и юридические лица . Мартинус Нийхофф. ISBN 978-9004228702 .
- Браунмиллер, Сьюзен (1975). Против нашей воли: мужчины, женщины и изнасилования . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-449-90820-4 .
- Кард, Клаудия (2008). «Парадокс геноцидального изнасилования, направленного на принудительную беременность». Южный журнал философии . С1 (46): 176–189. дои : 10.1111/j.2041-6962.2008.tb00162.x .
- Де Брауэр, Анн-Мари (2010). "Введение". В Анн-Мари Де Брауэр, Сандра Ка Хон Чу (ред.). Мужчины, которые меня убили: руандийцы, пережившие сексуальное насилие . Дуглас и Макинтайр. ISBN 978-1553653103 .
- Дердериан, Кэтрин (2005). «Общая судьба, разный опыт: гендерные аспекты Геноцида армян 1915-1917 гг.». Исследования Холокоста и геноцида . 19 (1): 1–25. дои : 10.1093/hgs/dci001 . ПМИД 20684092 .
- Эфтехари, Шива (2004). Руанда, Борьба за выживание: препятствия на пути к правосудию для жертв изнасилования в Руанде . Хьюман Райтс Вотч.
- Филдинг, Лейла (2012). Геноциды женщин: какова была природа и мотивы женщин хуту . ГРИН Верлаг. ISBN 978-3656324409 .
- Фишер, Шивон К. (1996). «Оккупация утробы матери: насильственное зачатие как геноцид» . Юридический журнал герцога . 46 (1): 91–133. дои : 10.2307/1372967 . JSTOR 1372967 .
- Гонт, Дэвид; Атто, Наурес; Бартома, Сонер А. (2017). Пусть они не вернутся: Сайфо – Геноцид ассирийских, сирийских и халдейских христиан в Османской империи . Книги Бергана. ISBN 9781785334993 .
- Гадбиан, Наджиб (2002). «Политический ислам: инклюзия или насилие?». В Кенте Вустере; Салли А. Берманзон; Марк Унгар (ред.). Насилие и политика: парадокс глобализации . Рутледж. ISBN 978-0-415-93111-3 .
- Джоден-Форги, Элиза Фон (2010). «Гендер и геноцид». В Дональде Блоксхэме, А. Дирке Мозесе (ред.). Оксфордский справочник по исследованиям геноцида . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199232116 .
- Джонс, Адам (2006). Геноцид: всестороннее введение . Рутледж. ISBN 978-0415353847 .
- Склоняясь, Дженнифер; Бартельс, Сьюзен; Мовафи, Хани (2009). «Сексуальное насилие во время войны и вынужденная миграция». В Сьюзен Форбс Мартин, Джон Тирман (ред.). Женщины, миграция и конфликты: разорвать смертельный порочный круг . Спрингер. стр. 173–199. ISBN 978-9048128242 .
- Миллер, Сара Кларк (2009). «Зверства, вред и сопротивление». Андреа Велтман, Кэтрин Норлок (ред.). Зло, политическое насилие и прощение: очерки в честь Клаудии Кард . Лексингтон. стр. 53–76. ISBN 978-0739136508 .
- Маккиннон, Кэтрин А. (2006). «Изнасилование во время геноцида отличается от изнасилования во время войны» . Центр права и глобализации . Архивировано из оригинала 19 сентября 2015 года.
- Моррис, Бенни; Зеэви, Дрор (24 апреля 2019 г.). Тридцатилетний геноцид: уничтожение Турцией своих христианских меньшинств . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674916456 .
- Мукерджи, Наяника (2012). «Массовые изнасилования и признание гендерного и расового доминирования во время войны в Бангладеш 1971 года». У Рафаэля Бранша ; Фабрис Виргили (ред.). Изнасилование в военное время . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-36399-1 .
- Полони-Штаудингер, Лори; Ортбалс, Кэндис Д. (2012). «Изнасилование как оружие войны и геноцида». Терроризм и насильственные конфликты: женское участие, лидерство и ответные меры . Спрингер. ISBN 978-1461456407 .
- Ридель, Брюс О. (2011). Смертельные объятия: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада . Брукингский институт. ISBN 978-0-8157-0557-4 .
- Роте, Рассвет (2009). Государственная преступность: преступление всех преступлений . Лексингтон. ISBN 978-0739126721 .
- Руби Рид-Каннингем, Эллисон (2008). «Изнасилование как оружие геноцида». Исследования и предотвращение геноцида . 3 (3): 279–296. дои : 10.3138/gsp.3.3.279 . S2CID 146514994 .
- Рассел-Браун, Шерри Л. (2003). «Изнасилование как акт геноцида» . Беркли Журнал международного права . 21 (2).
- Сайкиа, Ясмин (2011b). «Война как история, человечество в насилии: женщины, мужчины и воспоминания о 1971 году, Восточный Пакистан/Бангладеш». В Элизабет Д. Хейнеман (ред.). Сексуальное насилие в зонах конфликтов: от древнего мира до эпохи прав человека . Издательство Пенсильванского университета. стр. 152–170. ISBN 978-0-8122-4318-5 .
- Саджад, Тазрина (2012). «Период после геноцида и его влияние на женщин». В Сэмюэле Тоттене (ред.). Тяжелое положение и судьба женщин во время и после геноцида (переиздание). Сделка. стр. 219–248. ISBN 978-1412847599 .
- Шотт, Робин Мэй (2011). «Военное изнасилование, рождение и геноцид». Журнал исследований геноцида . 13 (1–2): 5–21. дои : 10.1080/14623528.2011.559111 . ПМИД 21941691 . S2CID 23484933 .
- Шарлах, Лиза (2000). «Изнасилование как геноцид: Бангладеш, бывшая Югославия и Руанда». Новая политическая наука . 1 (22): 89–102. дои : 10.1080/713687893 . S2CID 144966485 .
- Смит, Роджер В. (2013). «Геноцид и политика изнасилований». В Джойс Апсель, Эрнесто Вердея (ред.). Геноцид имеет значение: текущие проблемы и новые перспективы . Рутледж. стр. 82–105. ISBN 978-0415814966 .
- Смит-Спарк, Лаура (8 декабря 2004 г.). «Как изнасилование стало оружием войны?» . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 29 декабря 2013 г.
- Тоттен, Сэмюэл; Бартроп, Пол Р. (2007). Словарь геноцида . Гринвуд. ISBN 978-0313329678 .
- Ветлесен, Арне Йохан (2005). Зло и человеческая деятельность: понимание коллективных злодеяний . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521673570 .
- Якуб, Джозеф (2016). Год Меча: Геноцид ассирийских христиан: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190633462 .