Вазелонский монастырь
![]() Вазелонский монастырь в 2014 году. | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Полное имя | Монастырь Святого Иоанна Вазелона |
Другие имена | Св. Монастырь Иоанна Продрома [ 1 ] |
Учредил | в. 270–317 |
Упразднен | 1923 |
Архитектура | |
Статус | Руины |
Сайт | |
Расположение | Район Мачка , провинция Трабзон , Турция |
Координаты | 40 ° 46' с.ш. 39 ° 32' в.д. / 40,76 ° с.ш. 39,53 ° в.д. |
Видимые останки | Часовни, три этажа комнат, несколько фресок. [ 2 ] [ 3 ] |
Монастырь Вазелон ( греч . Moni Vazelonos , латинизированный : Moni Vazelonos) [ 4 ] ) — руины, расположенные в Черноморском регионе Турции. [ 5 ] Он был построен в 270 г. [ 6 ] и находится в 40 км (25 миль) к югу от Трабзона . Юстиниан I , правитель Византийской империи, приказал отремонтировать монастырь в 565 году, и до 20 века он неоднократно ремонтировался. Нынешние постройки датируются перестройкой 1410 года. [ 2 ]
Монастырь Вазелон был центром греческой православной жизни в районе Мацука/Мачка. [ а ] сохраняя некоторый контроль над окрестными деревнями до его ликвидации. Фрески на северных внешних стенах церкви , изображающие Рай , Ад и Страшный Суд, сохранились на протяжении веков. [ 7 ]
За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям. В 500-х годах персидские захватчики Сасанидов совершили набег на монастырь и разрушили его части. Они также убили местных монахов. [ 8 ] Спустя годы, во время Первой мировой войны , турецкие войска напали на монастырь. [ 9 ] Вазелон был заброшен в 1923 году после обмена населением между Грецией и Турцией . [ 10 ] Вандализм привел к ветхому состоянию монастыря. [ 11 ]
Из архива Вазелона осталось немного предметов. Некоторые документы сейчас находятся в Ленинградском музее , другие хранятся в Турецком историческом обществе (ТТК). [ 1 ] Историки использовали эти документы, чтобы узнать о жизни в Византийской империи и Трапезундской империи .
История
[ редактировать ]
Вазелон был построен во времена Римской империи . Впервые он был использован в 270 г. [ 6 ] или в 317. [ 10 ] После разделения Римской империи в 395 году Анатолия (включая монастырь Вазелон) вошла в состав Византийской империи. [ 12 ] [ 13 ] Монастырь неоднократно подвергался нападениям и разрушениям со стороны вторгающихся войск. В VI веке он был разграблен Сасанидами, которые также убили его жителей. [ 8 ] Византийские императоры финансировали монастырь в 600-х и 700-х годах, позволяя ему расширяться. [ 14 ]
Во время Четвертого крестового похода захватчики из Европы разграбили Константинополь . [ 15 ] Это нападение 1204 года раскололо Византийскую империю. Понтийская область , к которой принадлежал Вазелон, стала Трапезундской империей. [ 16 ] Трапезунтинские императоры постоянно финансировали Вазелон на протяжении всего Средневековья. Монастырь Вазелон, наряду с другими крупными понтийскими монастырями, был «щедро одарён императорами». [ 17 ] Понтийский регион оставался под властью Трапезунтов до турецкого завоевания в 1461 году. [ 18 ] Вазелон продолжал выполнять свои религиозные функции во времена Османской империи и во время Первой мировой войны. Однако во время российской оккупации Трабзона в 1916–1917 годах некоторые монастырские документы были конфискованы. Они остаются в Санкт-Петербурге . [ 14 ]
Насилие произошло в монастыре Вазелон в последние годы Первой мировой войны. Турецкие солдаты собрали понтийцев со всего Трапезундского вилайета , привезли их в монастырь и убили. Некоторые женщины были изнасилованы, а затем убиты. [ б ] [ 9 ] Последние жители монастыря были изгнаны во время обмена греко-турецким населением в 1923 году. [ 10 ] Большинство коренных греческих православных, избежавших греческого геноцида, были вынуждены переехать в Грецию, а коренные мусульмане Греции были изгнаны в Турцию. [ 19 ] После обмена населением один монах Дионисий Амарантидис взял икону Иоанна Предтечи из монастыря Вазелон . Он перенес его в монастырь Агия Триада в Серресе , Греция. [ 14 ]
Сегодня Вазелон стоит заброшенным. Вандализм способствовал его ветхому состоянию. [ 11 ] Ленинградский музей и Турецкое историческое общество (ТТК) хранят то, что осталось от монастырских архивов. [ 1 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Монастырь Вазелон представляет собой многоэтажное каменное строение. Он лежит в руинах в Понтийских горах недалеко от Черного моря, в окружении смешанного леса. Многие реки протекают через долины в этом регионе, и в этом районе выпадает 100 см (39 дюймов) осадков в год. [ 20 ] Соседние горы могут достигать высоты около 2500 м (8200 футов). [ 21 ]
Вазелон совершенствовался и обновлялся с момента его постройки до момента его закрытия в 1923 году. Корпус монастыря выполнен из известкового раствора и местного камня, возможно, гранита. [ 10 ] Наружные стены толще, чем стены, разделяющие внутренние помещения. Крыша и полы сделаны из дерева; многое из этого со временем исчезло. Монастырь имеет четыре этажа, в том числе множество комнат. В монастыре Вазелон когда-то располагались столовая, кухня и цистерна для сбора воды. [ 22 ]
Когда-то в монастырь можно было попасть по подвесной деревянной лестнице, которую ночью вносили внутрь, чтобы предотвратить проникновение. Это было удалено в 1800-х годах. Примерно в то же время деревянная лестница Вазелона была заменена каменной. [ 22 ]
В монастыре есть две часовни. На вершине монастыря находится церковь, построенная в пещере. Когда-то в этой церкви располагалась колокольня. [ 22 ] Другая часовня стоит примерно в 30 м (98 футов) к северу от главного монастырского комплекса. Хрисантос , который был митрополитом Трапезундским в начале 1900-х годов, определил часовню. [ с ] [ 23 ] Он прочитал существующие тексты о монастыре Вазелон и решил, что часовня была посвящена Илии . Авраамические религии признают Илию пророком. [ 24 ] [ 25 ] Здание, названное в средневековых источниках «Святой Илия», возможно, датируется 1219 годом. [ 3 ] [ 23 ]
Многие исторические фрески монастыря Вазелон сохранились и по сей день. [ 7 ] На одном потолке изображен младенец Иисус в колыбели. Другие фрески изображают Страшный суд. [ 22 ] Рай и Ад. [ 7 ] В отдельной часовне, посвященной Илии, также хранится множество картин христианских религиозных деятелей. [ 26 ] [ 3 ]
Монастырь пришел в упадок после многих лет запустения, охоты за сокровищами и вандализма. [ 11 ] Многие исторические фрески были уничтожены, а колокольня, которая когда-то стояла на вершине монастыря, исчезла. [ 22 ]
Вазелон в обществе
[ редактировать ]Монастырь Вазелон имел большое значение в средневековой Анатолии благодаря своему расположению и богатству. Помимо того, что он финансировался как византийскими, так и комнатнскими императорами, [ 17 ] Вазелон находился на дороге в Трабзон, исторический торговый порт. Монастырь также находился посреди богатой, плодородной земли. [ 10 ] Он контролировал окрестные деревни; это тоже увеличило его богатство. [ 27 ] Монастырь сохранял некоторое влияние на близлежащие деревни до 1890-х годов, во времена поздней Османской империи. [ 28 ]
Монастырь Вазелон также выполнял краткую военную функцию. В ранние византийские времена император Юстиниан I использовал монастырь в качестве смотрового поста из-за его большой высоты в Понтийских горах. [ 29 ] В то время у византийцев был конфликт с Персидской империей, граница которой проходила недалеко от монастыря Вазелон. [ 30 ]
Однако основной функцией Вазелона была роль религиозного центра. Скорее всего, он был посвящен Иоанну Крестителю. [ 31 ]
Во времена Византии и Трапезунтии люди нередко жертвовали землю монастырю Вазелон. Монахини, живущие в сельской местности, иногда владели сельскохозяйственной собственностью, например, гумнами и полями; те, у кого была собственность недалеко от Вазелона, могли уступить свою землю монастырю. Взамен монахини получили молитвы, чтобы почтить память их жизни и жизни их семей. Эти женщины часто происходили из скромного происхождения. [ 32 ] [ 33 ] В целом дарители использовали землю почти так же, как и до передачи ее монастырю. [ 34 ] Хотя с монастырем сотрудничало множество женщин, они были в меньшинстве. Трапезунтинские женщины могли наследовать имущество, но большинство сделок с монастырем по-прежнему совершали мужчины. [ 35 ]
В 13 веке женщина по имени Зоя Халдена пожертвовала монастырю Вазелон какое-то имущество «во спасение [наших] душ». В результате имена Халдены и ее мужа были начертаны на монастырских диптихах . В поздневизантийские времена считалось, что такие пожертвования обеспечивают более счастливую загробную жизнь . По этой причине как богатые, так и бедные жертвовали собственность. [ 36 ] Вместо этого некоторые пожертвовали вино. [ 37 ]
Некоторые пожертвовали монастырю землю в обмен на молитвы, другие продали свои владения Вазелону. Одним из примеров был Джордж Габрас, член влиятельной семьи Габрас . Он владел недвижимостью в Мацуке и продал ее монастырю в 1344 или 1345 году. [ 38 ]
Вазелон оставался центром греческой православной жизни в регионе, пока его не покинули в 1922/3 году. Даже в 1920 году в районе Мачка в Трабзоне (Турция) было 76% христиан. Конкретная долина, в которой находится монастырь Вазелон, в то же время была на 88% понтийской. [ 39 ] [ 40 ] Вазелон также сохранял контроль над большей частью своих богатств и земель до 1923 года. [ 41 ]
Деяния Вазелона
[ редактировать ]Между 700-ми и 1800-ми годами монахи Вазелона вели сложные письменные записи. Они документировали различные журналы собственности и текущие события: сделки с землей и пожертвования монастырю, [ 42 ] взаимодействие монастыря с широкой общественностью, [ 43 ] [ 44 ] воля, [ 45 ] решения, принятые монастырем, происходящее в общественной сфере за пределами Вазелона, [ 20 ] и вооруженный конфликт в районе Вазелона. [ 46 ] Вазелон записывал волеизъявления простых людей и сделки между крестьянами. [ 37 ] Сегодня эти записи обычно называют « Деяниями Вазелона» , что можно сократить до «Деяний» .
Акты . сохранились не полностью Однако сохранились два сборника монашеских документов: один в Санкт-Петербурге, Россия, и другой в Анкаре, Турция . [ 1 ] Документы, которые сейчас находятся в Анкаре, когда-то принадлежали Константинопольскому греческому филологическому обществу; [ 1 ] однако это общество было распущено через некоторое время после 1923 года, и в начале 1930-х годов турецкое правительство перераспределило его различные исторические рукописи. [ 47 ] монастыря Турецкое историческое общество (ТТК) хранит картулярий . [ 48 ]
Сохранившиеся документы многое рассказывают современным ученым об истории Византии и Трапезунтии. Акты являются одними из немногих источников , сохранивших имена и должности крестьян в этом регионе, дающих историкам некоторую информацию о жизни обычных людей в средневековом Понте.
Этническая принадлежность в Трапезундской империи
[ редактировать ]Трапезундской империи Имена и титулы, принадлежащие различным трапезунтским гражданам, показывают этнический состав ; до 1261 года около 12% имен, написанных в Деяниях, имели негреческое происхождение. За всю историю Трапезундской империи, охватывающую 257 лет, около 60% имен, включенных в Законы, были негреческими. Эти другие имена имели армянское , картвельское , тюркское , персидское , арабское , славянское и итальянское происхождение. [ 49 ] Влияние других языков и культур сформировало современный понтийский греческий язык.
В Трапезундской империи было заметное итальянское присутствие, поскольку многие итальянцы иммигрировали в Понт и ассимилировались с местной культурой. Большинство из них были свободными крестьянами, купцами или землевладельцами. Итальянцы торговали с Трапезундской империей и к концу 1200-х годов поселились на Черном море. [ 50 ] Хотя европейцы и составляли заметное меньшинство, они не были особенно многочисленны по сравнению с азиатами; на каждого трапезунтина итальянского происхождения, записанного в Деяниях, приходилось четыре трапезунтинца персидского, турецкого, курдского, монгольского или арабского происхождения. [ 50 ]
Акты показывают , что турки поселились в центральной части Трабзона не позднее 1432 года, некоторые из которых владели собственностью. [ 51 ] Однако имена и титулы в Трапезундской империи свидетельствовали о турецком влиянии уже в 1200-х годах. Например, примерно в это время некоторые титулы при комнатском царском дворе были заимствованы из тюркских и монгольских языков. [ 52 ] Во времена Трапезунтии с монастырем Вазелон взаимодействовало множество различных этнических и религиозных групп; например, персы и турки дарили или продавали монастырю землю, а некоторые турки были официальными свидетелями земельных сделок. [ 53 ]
Внешнее давление
[ редактировать ]В то время как многие турки мирно жили в Трапезундской империи, другие жили за ее пределами. Оседлые тюрки культурно отличались от кочевых туркменских племен, живших за пределами империи. [ 54 ] Деяния Вазелона и хроника Михаила Панарета [ д ] оба фиксируют набеги на понтийские деревни этих кочевников из-за пределов империи. Набеги нанесли некоторый ущерб экономике Трапезундской Империи. Людей было мало; в результате рабы были дорогими по сравнению с землей и домашним скотом. Иногда налетчики возвращали трапезунтинцев за выкуп их семьям. В XIII веке плата за освобождение сестры иеромонаха составляла фиксированную цену в 850 асперов . Большинство трапезунтинских монастырей, даже близких к столице, были укреплены; это еще раз свидетельствует о давлении со стороны внешних сил. [ 55 ] Набеги начались еще в 1261 году. В тот год одна женщина оставила унаследованную землю Вазелону ради спасения своей души и души своих родителей. Это была типичная причина передачи земли монастырю. [ 36 ] Была у нее и еще одна причина отказаться от своей собственности: пятеро ее сыновей были похищены, и она не могла в одиночку ухаживать за землей. [ 55 ]
Трапезунтийская еда и сельское хозяйство
[ редактировать ]Законы предоставляют некоторую дополнительную информацию о продуктах питания и их экспорте из Трапезундской империи. Крестьяне-трапезунтинцы имели доступ к более широкому питанию по сравнению с другими средневековыми обществами. В 1290-х годах на прибрежных рынках продавались рис, молочные продукты, мясо, оливковое масло и разнообразные фрукты и овощи, хотя некоторые из этих товаров были доступны только высшим классам. Трапезундская империя экспортировала черное вино и фундук; [ 56 ] сегодня фундук остается ценным сельскохозяйственным продуктом на северо-востоке Турции. [ 57 ] [ 58 ]
В законах также представлена информация о сельскохозяйственных инструментах в Вазелоне. Монахи Вазелона записали завещания некоторых фермеров; один земледелец, живший в 13 веке, оставил после себя плуг и эликтрин [ и ] в их воле. Жители окрестностей Вазелона также использовали гумна. [ 59 ] и простые водяные мельницы . [ 45 ]
Вазелон сегодня
[ редактировать ]
Вазелон и его действия в последнее время вызвали интерес у историков. Энтони Брайер , британский византинист , был одним из таких историков; он сосредоточился на Трапезундской Империи, изучая Деяния Вазелона, чтобы узнать больше о ее культуре. [ 40 ]
Как уже говорилось выше, документы из Вазелона сохранились: часть в Анкаре, часть в Петербурге. [ 1 ] Религиозные произведения искусства из Вазелона также сохранились в Греции: икона Иоанна Крестителя, которую монахи взяли с собой в ссылку после обмена греко-турецким населением, теперь лежит в монастыре в Серресе, Греция. [ 14 ]
В 2014 году турецкие профессора разработали план по повышению туристического интереса к провинции Трабзон; их план включал Вазелон как потенциальное направление для «религиозного и культурного» туризма. [ 60 ] По данным турецких новостных источников, которые могут находиться под влиянием государства или подвергаться цензуре , [ 61 ] [ 62 ] Правительство Турции планирует восстановить монастырь Вазелон и сделать его туристической достопримечательностью. Это часть более крупного проекта по возрождению древних зданий Турции и развитию религиозного туризма . Реставрационные работы планировалось начать в 2020 году. [ 63 ] [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сен-Гийен и Эррен, 2016 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б «Путеводитель по Трабзону» . karalahana.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Квирини-Поплавский, Рафал (11 октября 2019 г.). «Греческие художники для доминиканцев или Треченто на Босфоре? Еще раз о стиле и иконографии настенных росписей бывшей доминиканской церкви Святого Павла в Пере» . Искусство . 8 (4): 131. doi : 10.3390/arts8040131 .
Дальнейших выводов сделать не представляется возможным, а лишь указать на сравнения с убранством внутренней части часовни св. Илии в Вазелонском монастыре близ Трапезунда, датируемой 1219 годом, где три сцены из детства Христа (Благовещение, Рождество и Сретение в Храме) показаны на южной стене, а на северной — две сцены Страстей (Распятие и Адское терзание), Успение Богородицы — во внутреннем тимпане (западная стена).
- ^ А. Пападопулос (1885). «Палеографические исследования в городе и в странах Понта» . Синграмма Периодикон (на греческом языке). 16 . Эллинское филологическое общество Константинополя: 8.
- ^ Юсель 1989 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Хионидес 1996 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б с «Трабзон» . TC Kültür ve Turizm Bakanlığı (на турецком языке). Министерство культуры и туризма. Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года.
- ^ Jump up to: а б «Монастырь Святого Иоанна Вазелона» . Понтосский мир . Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года.
- ^ Jump up to: а б Моррис и Зееви 2019 , с. 389.
- ^ Jump up to: а б с д и Демчук и Козе 2014 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б с Дарк 2014 , стр. 401.
- ^ Кэмерон 2015 , с. 20.
- ^ Маршалл Кавендиш Корпорейшн 2006 , с. 746.
- ^ Jump up to: а б с д Демчук и Козе 2014 , с. 271.
- ^ Картрайт, Марк. «1204: Разграбление Константинополя» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Васильев 1936 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б МакГилливрей Никол 1972 , с. 427.
- ^ Гудиер, Майкл. «Трапезундская империя» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Мотта 2013 , стр. 365.
- ^ Jump up to: а б Брайер 1986 , с. 55.
- ^ Брайер 1986 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и Демчук и Козе 2014 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Демчук и Козе 2014 , с. 263.
- ^ 3 Царств 18:22
- ^ Коран 6:85
- ^ Демчук и Козе 2014 , стр. 265–270.
- ^ Академия Афинон 1982 , с. 282 .
- ^ Брайер 1975 , с. 142.
- ^ Хёфельд 1994 , с. 475.
- ^ Грейтрекс 2005 , с. 478.
- ^ Эйлифф, Дубин и Гоутроп 1991 , стр. 554.
- ^ Герстель 2015 .
- ^ Герстель и Талбот 2006 , стр. 481–490.
- ^ Брайер 1980 , с. 415.
- ^ Брайер 1986 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Маринис 2016 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Брайер 1986 , с. 92.
- ^ Брайер 1980 , с. 182.
- ^ Брайер 1975 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Херрин, Джудит (23 ноября 2016 г.). «Некролог Энтони Брайера» . Хранитель .
... Монастырь Вазелон, который оставался преимущественно греческой территорией, пока не был заброшен после обмена населением в 1922–23 годах.
- ^ Брайер 1986 , с. 5.
- ^ Герстель и Талбот 2006 , с. 482.
- ^ Герстель 2015 , с. 14.
- ^ Брайер 1986 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Брайер 1986 , с. 59.
- ^ Брайер 1986 , с. 72.
- ^ « Филологикос Силлогос » . Чартофилакион . Университет Кипра.
Следы библиотеки мы снова находим лишь в 1932 году, когда турецкие власти разделили ее содержимое между различными обществами. Львиная доля досталась Турецкому историческому обществу (Türk Tarih Kurumu), основанному по инициативе Ататюрка и щедро одаренному им... Из 183 рукописей, которые, по оценкам, существуют в Библиотеке Филологического общества, 149 имеют сохранилось.
- ^ Брайер 1987 , с. 193.
- ^ Сен-Гийен и Херрен, 2016 , стр. 89–92.
- ^ Jump up to: а б Шукуров 2012 , с. 78–79.
- ^ Брайер 1975 , с. 138.
- ^ Шукуров 2016 , с. 266.
- ^ Шукуров 2016 , с. 269–270.
- ^ Шукуров 2012 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Брайер 1975 , стр. 138–139.
- ^ Брайер 1975 , с. 120.
- ^ «Фундук (в скорлупе); Урожай по регионам, Мировой список, Объем производства, 2017 г.» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Статистический отдел (ФАОСТАТ). 2018 . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Шлюп, Кристина; Беттини, Орнелла (29 сентября 2014 г.). «Италия: Ежегодник древесных орехов 2014» . Министерство сельского хозяйства США: Иностранная сельскохозяйственная служба.
Италия является вторым по величине производителем фундука в мире, опережая США, но уступая Турции, чьи огромные запасы доминируют на мировом рынке.
- ^ Герстель 2015 , с. 119.
- ^ Айылдыз и Уйгун 2014 , с. 508.
- ^ Мурат Аксера; Бану Байбарс-Хокс (2012). «СМИ и демократия в Турции: на пути к модели неолиберальной медиа-автократии» (PDF) . Ближневосточный журнал культуры и коммуникации . 5 (3): 302–321. дои : 10.1163/18739865-00503011 . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ Арсу, Себнем; Билефски, Дэн (4 января 2012 г.). «Обвинения против журналистов омрачают демократический блеск в Турции» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс.
- ^ Информационное агентство Доган (6 марта 2018 г.). «Поврежденный вандалами монастырь Вазелон в Трабзоне будет восстановлен после многих лет запустения» . Hurriyet Daily News . Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года.
- ^ «Васелон, один из старейших монастырей Анатолии, подлежит восстановлению» . Ежедневный Сабах . 1 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Академия Афинон (1982). Афинон Академии Прагматизма (на нескольких языках). Графейон Демосьуматон Академия Афинон.
- Эйлифф, Рози; Дубин, Марк Стивен; Гоутроп, Джон (1991). Настоящий гид, Турция . Прентис Холл Пресс. ISBN 9780137707362 .
- Айылдыз, Хасан; Уйгун, Хайри (15 мая 2014 г.). «Стратегия совместного маркетинга и разработка новых продуктов: пример местных туристических направлений в Трабзоне» . Глобальная междисциплинарная конференция по развитию экономики и бизнеса . Международная междисциплинарная конференция по бизнесу и экономике: Том 1. 1 . Флорида, США. дои : 10.5038/2333-4207-v1 . ISSN 2333-4207 .
- Брайер, Энтони (1975). «Греки и тюркмены: понтийское исключение» . Документы Думбартон-Окса . 29 . JSTOR: 113–148. дои : 10.2307/1291371 . JSTOR 1291371 .
- Брайер, Энтони (1980). Трапезундская и Понтийская империя . Отпечатки Вариорума. ISBN 9780860780625 .
- Брайер, Энтони (1986). Преемственность и изменения в поздневизантийском и раннем османском обществе: доклады, представленные на симпозиуме в Думбартон-Оксе в мае 1982 года . Университет Бирмингема. ISBN 9780704407480 . ОСЛК 260168166 .
- Брайер, Энтони (1987). «Хан Турали снова едет верхом» . Византийские и новогреческие исследования . 11 : 193–206. дои : 10.1179/030701387790203055 . S2CID 162254865 .
- Кэмерон, Аверил (2015). «Константинополь и Восточная империя». Средиземноморский мир в поздней античности . ISBN 9781136673061 .
- Дарк, Диана (2014). Восточная Турция . Брэдт Путеводители. ISBN 9781841624907 . Проверено 30 июля 2020 г.
- Демчук, Василе М.; Кёсе, Исмаил (июль 2014 г.). «Монастырь Вазелон (Св. Иоанна) Мачки Трапезундский» . Кодрул Косминулуй (на румынском и английском языках). 20 (1). ISSN 1224-032X .
- Герстель, Шэрон Э.Дж. (15 июля 2015 г.). Сельская жизнь и пейзажи в поздней Византии: искусство, археология и этнография . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1316297995 .
- Герстель, Шэрон; Талбот, Алиса-Мэри (2006). «Монахини в византийской деревне» . Бюллетень Христианского археологического общества . 45 : 481. дои : 10.12681/dchae.506 .
Монахиня Анисия Папагенакопулос, например, по завещанию от 13 декабря 1344 года уступила монастырю поля в районах Чулианоса, Чортокопе и других местах вместе с гумнами.
- Грейтрекс, Джеффри (2005). «19: Византия и Восток в шестом веке». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Юстиниана . Издательство Кембриджского университета. стр. 477–509. дои : 10.1017/CCOL0521817463.019 . ISBN 9781139000857 .
- Хионидес, Константин (1996). Греческие понтийцы Черного моря . Бостон, Массачусетс, США: Издательство Kyriakidis Brothers. ISBN 9789603437017 .
- Хёфельд, Волкер (1994). Турция Бедекера . Автомобильная ассоциация. ISBN 9780671896867 .
- МакГилливрей Никол, Дональд (1972). Последние столетия Византии, 1261-1453 гг . Харт-Дэвис. ISBN 9780246105592 .
- Маринис, Василейос (7 декабря 2016 г.). Смерть и загробная жизнь в Византии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316824627 .
- Корпорация Маршалла Кавендиша (2006 г.). «Турция и Кавказ». Мир и его народы: Том 1 . Корпорация Маршалл Кавендиш. ISBN 9780761475712 .
Феодосий I (годы правления 379–395 гг. н.э.) окончательно разделил Римскую империю, завещав запад своему сыну Гонорию (годы правления 395–423 гг. н.э.), а восток – своему сыну Аркадию… Первоначально Восточная империя включала Анатолию, восточное Средиземноморье, Египет, Македония, Фракия и восточные Балканы.
- Моррис, Бенни; Зеэви, Дрор (24 апреля 2019 г.). Тридцатилетний геноцид . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674240087 .
- Мотта, Джузеппе (2013). Меньше, чем нации: меньшинства Центральной и Восточной Европы после Первой мировой войны . Том. 1. Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443854610 .
- Сен-Гийен, Гийом; Херрин, Джудит, ред. (2016). Идентичность и привязанность в Восточном Средиземноморье после 1204 года . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317119135 .
- Шукуров, Рустам (2012). «Иностранцы в Трапезундской империи (на примере жителей Востока и итальянцев)». На перекрестке империй: Восточная Анатолия XIV-XV веков . Стамбул: Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2362450020 .
- Шукуров, Рустам (19 мая 2016 г.). Византийские турки, 1204-1461 гг . Брилл. ISBN 9789004305120 .
- Васильев А.А. (январь 1936 г.). «Основание Трапезундской империи (1204-1222)» . Зеркало: журнал средневековых исследований . 21 (1): 3–37. дои : 10.2307/2846872 . JSTOR 2846872 . S2CID 162791512 .
- Юсель, Эрдем (1989). Трабзон и Сумела . Издания Net Turistic. ISBN 9754790566 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мацука — административный район, или бандон , Трапезундской империи . Мачка — современное турецкое название местности.
- ↑ Это произошло в 1916 году, после того как русские войска захватили Трабзон и когда турецкие солдаты отступали из региона.
- ↑ Хрисантос более известен своей более поздней ролью архиепископа Афин.
- ↑ Панаретос был писателем из Трапезундской империи, жившим в 1300-х годах.
- ↑ Эликтрин представлял собой своего рода двустороннюю вилку. Фермеры использовали его для обработки пахотной почвы на склонах, слишком крутых для вспашки.