Jump to content

Мадонна (искусство)

(Перенаправлено с Мадонны с младенцем )
Мадонна книги Сандро Боттичелли , 1480 г.
Матерь Неустанная Помощь, Икона Богородицы, 16 век. Монастырь Святой Екатерины на Синае.
Икона Salus Populi Romani , закрашенная в 13 веке, но восходящая к основному оригиналу, датированному 5 или 6 веком.
Мадонна с Младенцем Филиппо Липпи (15 век)

В искусстве Мадонна ( Итальянский: [maˈdɔnna] ) — изображение Марии , одной или со своим ребенком Иисусом . Эти изображения являются центральными иконами как католической , так и православной церкви. [1] Это слово происходит от итальянского ma donna «моя леди» (архаичное). Тип Мадонны с Младенцем очень распространен в христианской иконографии , разделен на множество традиционных подтипов, особенно в восточно-православной иконографии , часто известный по местонахождению примечательных икон этого типа, таких как Владимирская Богородица , Агиосоритисса , Влахернитисса и т. д. или описательная изображаемая поза, как у Одигитрии , Элевсы и др.

Термин «Мадонна» в значении «изображение или статуя Девы Марии» входит в английский обиход в 17 веке, прежде всего в отношении произведений итальянского Возрождения . В восточно-православном контексте такие изображения обычно известны как Богородица . «Мадонна» обычно может использоваться для изображений Марии с младенцем Иисусом или без него, где она является фокусом и центральной фигурой изображения, возможно, в окружении ангелов или святых. Другие типы изображений Марии, имеющие повествовательный контекст, изображающие сцены из Жизни Богородицы , например, Благовещение Марии , обычно не называются «Мадонной».

Самые ранние изображения Марии относятся к раннехристианскому искусству (II-III веков, найдены в катакомбах Рима ). [2] Они находятся в повествовательном контексте. Классические образы «Мадонны» или «Богородицы» развиваются с V века, когда преданность Марии приобрела большое значение после того, как Эфесский собор официально подтвердил ее статус « Богородицы» или Богородицы («Богоносицы») в 431 году. [3] Иконография Богородицы в том виде, в каком она развивалась в VI-VIII веках, приобрела большое значение в период высокого средневековья (XII-XIV века) как в восточно-православной, так и в латинской сферах.

Согласно традиции, впервые зафиксированной в VIII веке и до сих пор сильной в Восточной Церкви, иконография изображений Марии восходит к портрету, нарисованному с натуры Лукой Евангелистом , с рядом икон (таких как Панагия Портаитисса ) утверждал, что либо представляет собой эту оригинальную икону, либо является ее прямой копией. В западной традиции изображения Мадонны были значительно разнообразны такими мастерами эпохи Возрождения, как Дуччо , Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль , Джованни Беллини , Караваджо и Рубенс (а также некоторыми модернистами, такими как Сальвадор Дали и Генри Мур ), в то время как Восточно-православная иконография более тесно придерживается унаследованных традиционных типов.

Терминология [ править ]

Литургия, изображающая Марию как могущественную заступницу (например, акафист ), была перенесена из греческой в ​​латинскую традицию в VIII веке. Греческий титул Δεσποινα ( Деспоина ) был принят как латинское Domina «Леди». Средневековая итальянская Мадонна. произносится [maˈdɔnna] («Моя Леди») отражает Mea Domina , в то время как Nostra Domina (δεσποινίς ἡμῶν) было принято во французском языке как Nostre Dame «Богоматерь». [4]

Эти имена свидетельствуют как о возросшей важности культа Богородицы, так и о выдающемся значении искусства, служащего преданности Марии, в период позднего средневековья. В XIII веке, особенно в связи с растущим влиянием рыцарства и аристократической культуры на поэзию, песню и изобразительное искусство, Мадонна изображалась как Царица Небесная, часто восседающая на троне. [5] [6] например, Мадонна Оньиссанти . Мадонна была призвана больше напомнить людям о теологической концепции, которая придает такое большое значение чистоте и девственности. Об этом также свидетельствует цвет ее одежды. Синий цвет символизировал чистоту, девственность и королевскую власть. [7] [8] Ультрамарин обычно использовался только для самых важных заказов, таких как синие одежды Девы Марии в Жерара Давида «Мадонне с младенцем и святыми женщинами» .

Хотя итальянский термин «Мадонна» соответствовал английскому «Богоматерь» в позднесредневековом поклонении Марии, он был импортирован как искусствоведческий термин в английский обиход в 1640-х годах, обозначая конкретно Марианское искусство итальянского Возрождения . В этом смысле слова «Мадонна» или «Мадонна с Младенцем» используются в отношении конкретных произведений искусства, исторически в основном итальянских. «Мадонну» альтернативно можно назвать «Дева» или «Богоматерь», но «Мадонна» обычно не применяется к восточным произведениям; например, Владимирскую Богородицу по-английски можно назвать «Владимирская Богоматерь», хотя реже, но не редкость, называть ее «Владимирской Мадонной». [9]

Способы представления [ править ]

Есть несколько различных типов изображения Мадонны.

  • Один тип Мадонны изображает Марию одну (без младенца Иисуса) и стоящую, обычно прославленную и с жестом молитвы, благословения или пророчества. Этот тип изображения встречается в ряде древних апсидальных мозаик .
  • Стоящие изображения Мадонны в полный рост чаще включают младенца Иисуса, который поворачивается к зрителю или поднимает руку в благословляющем жесте. Самое известное византийское изображение « Одигитрия» изначально было именно такого типа, хотя большинство копий имеют поясную длину. Этот тип изображения часто встречается в скульптуре и может быть найден в хрупкой резьбе по слоновой кости, в известняке на центральных дверных косяках многих соборов, а также в полихромных деревянных или гипсовых слепках почти в каждой католической церкви. Есть ряд известных картин, на которых Мадонна изображена в такой манере, особенно « Сикстинская Мадонна Рафаэля » .
  • «Мадонна на троне» — это тип изображения, который датируется византийским периодом и широко использовался во времена Средневековья и Возрождения. Эти изображения Мадонны с Младенцем часто имеют форму больших алтарных образов. Они также встречаются в виде фресок и апсидальных мозаик. В средневековых образцах Мадонну часто сопровождают ангелы, поддерживающие трон, или ряды святых. В живописи эпохи Возрождения, особенно в живописи Высокого Возрождения, святые могут быть неформально сгруппированы в композицию, известную как Sacra conversazione .
  • Мадонна смирения относится к изображениям, на которых Мадонна сидит на земле или на низкой подушке. Младенца Иисуса . Возможно, она держит на коленях [10] Этот стиль был продуктом францисканского благочестия. [11] [12] и, возможно, благодаря Симоне Мартини . Он быстро распространился по Италии и к 1375 году экземпляры начали появляться в Испании, Франции и Германии. Он был самым популярным среди стилей раннего художественного периода Треченто . [13]
  • Мадонны в пояс — это форма, которую чаще всего принимают нарисованные иконы Восточной Православной Церкви, где тема четко сформулирована, так что каждая картина выражает один конкретный атрибут «Богородицы». Поясные картины Мадонны с Младенцем также распространены в живописи итальянского Возрождения , особенно в Венеции .
  • Сидящая «Мадонна с Младенцем» — это стиль изображения, который стал особенно популярен в 15 веке во Флоренции и копировался в других местах. Эти изображения обычно небольшого размера и подходят для небольшого алтаря или домашнего использования. Обычно они изображают Марию, держащую младенца Иисуса в неформальной и материнской манере. Эти картины часто включают символическую ссылку на Страсти Христовы .
  • «Поклоняющаяся Мадонна» — тип, популярный в эпоху Возрождения. На этих изображениях, обычно небольших и предназначенных для личного поклонения, изображена Мария, стоящая на коленях в поклонении Младенцу Христу. Многие такие изображения были выполнены как из глазурованной терракоты, так и красками. Примеры включают «Мадонну, поклоняющуюся спящему младенцу Христу» и «Мадонну, поклоняющуюся младенцу с пятью ангелами» (Боттичелли) .
  • Мадонна Кормящая , Дева Лактанс или Мадонна Лактанс — это иконография Мадонны с Младенцем, в которой Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса. » Леонардо да Винчи Примеры включают «Мадонну Литту .
  • Иконография Женщины Апокалипсиса с течением времени применялась к портретам Мариан по-разному, в зависимости от интерпретации соответствующего библейского отрывка. [14]
  • Одигитрия , или Богородица Одигитрия, — иконографическое изображение Богородицы (Девы Марии), держащей на своей стороне Младенца Иисуса и указывающей на него как на источник спасения человечества. В Западной Церкви этот тип иконы иногда называют Богоматерью Пути .
  • Икона Елеуса , Елеуса (или Елеуса ; греч . Ἐλεούσα умиление или милосердие ) — тип изображения Девы Марии на иконах, на которых Младенец Христос прижимается к ее щеке. В Западной Церкви этот образ часто называют Девой Нежности .
  • «Отдых на пути в Египет» — сюжет христианского искусства, изображающий Марию, Иосифа и младенца Иисуса, отдыхающих во время бегства в Египет. Святое Семейство обычно изображается в пейзаже. Примеры включают «Отдых на пути в Египет» (Караваджо) , и они часто изображают Деву Лактана .
  • Термин «Черная Мадонна» или «Черная Дева» обычно относится к статуям или картинам в западном христианском мире Пресвятой Девы Марии и Младенца Иисуса, где обе фигуры изображены черными. Черную Мадонну можно найти как в католических, так и в православных странах, и она может быть связана, а может и не быть связана с теологией освобождения .
  • Мария в исламе , поскольку Марьям (Мария) является одной из самых почитаемых фигур в исламском богословии, она освобождена от аниконизма в исламе .
  • «Детство Марии» - это иконография, в которой изображена Дева Мария в детстве, часто обучающаяся рукоделию, и примеры включают «Детство Девы Марии » художника Данте Габриэля Россетти , в котором примечательно, что Мария является очевидной центральной фигурой.
  • Благовещение . Пресвятой Богородицы - это иконография, показывающая объявление ангела Гавриила Марии о том, что она зачнет и родит сына через непорочное зачатие Примеры включают Ecce Ancilla Domini .
  • Смерть Богородицы , Успение Девы Марии в искусстве , Коронация Богородицы, хотя доктрина избегает указания, была ли Мария жива или мертва, когда она была телесно вознесена на Небеса, в искусстве она обычно изображается также живой. Изображение коронации Марии как Царицы Небесной ее сыном Иисусом Христом, иногда сочетаемое с Успением Марии, является традицией, известной с XII века. На них часто изображаются птицы, как подходящий образ Бога как Святого Духа.
  • Святое Семейство — это иконография Марии, Иосифа и Иисуса. Пример Святого Семейства со святыми Анной и Иоанном Крестителем (Мантенья) изображает представление Иисуса в храме и включает в себя других Святых.
  • Явление Марии Нуэстра - Сеньора -де-Гуадалупе — самая посещаемая католическая святыня в мире, а почитаемая икона представляет собой солнечную вспышку прямых и волнистых золотых лучей, чередующихся, выступающих позади Девы и заключенных в мандорлу .

История [ править ]

Картина «Мадонна с младенцем» анонимного итальянца, первая половина XIX века.

Самым ранним изображением Мадонны с Младенцем может быть настенная роспись в Катакомбах Присциллы в Риме, на которой сидящая Мадонна кормит Младенца, который поворачивает голову, чтобы посмотреть на зрителя. [15]

Самые ранние последовательные изображения Матери и Дитя были разработаны в Восточной Империи, где, несмотря на иконоборческое напряжение в культуре, отвергавшей физические изображения как « идолов », уважение к почитаемым образам выражалось в повторении узкого круга весьма традиционализированных типов. повторяющиеся изображения, известные как иконы ( греч. «образ»). Во время посещения Константинополя в 536 году папу Агапета обвинили в том, что он выступает против почитания Богородицы и изображения Ее образа в церквях. [16] Восточные примеры показывают Мадонну на троне, даже в закрытой византийской короне, инкрустированной жемчугом и подвесками, с Младенцем Христом на коленях. [17]

На Западе в раннем средневековье внимательно следовали иератическим византийским моделям, но с возросшим значением культа Богородицы в XII и XIII веках появилось широкое разнообразие типов, чтобы удовлетворить поток более личностных форм благочестия. . В обычных готических и ренессансных формулах Дева Мария сидит с Младенцем Иисусом на коленях или обнимает ее. В более ранних изображениях Дева восседает на троне, и Ребенок может полностью осознавать это, поднимая руку, чтобы предложить благословение. В итальянской вариации XV века на нее смотрит младенец Иоанн Креститель . Так называемая Мадонна делла Седжола изображает их обоих: Богородица обнимает младенца Иисуса рядом с Иоанном Крестителем.

Поздние готические скульптуры Богородицы с младенцем могут изображать стоящую деву с младенцем на руках. Иконография варьируется между публичными изображениями и частными изображениями, представленными в меньшем масштабе и предназначенными для личного поклонения в камере: Богоматерь, кормящая Младенца (например, Мадонна Литта ), — это изображение, которое в основном ограничивается частными религиозными иконами.

Ранние изображения [ править ]

Икона на престоле, Богородицы с Младенцем святыми и ангелами и Рукой Божией наверху, VI век, монастырь Святой Екатерины , возможно, самое раннее из сохранившихся иконических изображений этого предмета.

произошло Большое расширение культа Марии после Эфесского собора в 431 году, когда был подтвержден ее статус Богородицы («Богоносицы»); До этого момента это было предметом некоторых споров, хотя в основном по причинам, связанным со спорами о природе Христа . На мозаиках в Санта-Мария-Маджоре в Риме, датируемых 432–440 годами, сразу после собора, она еще не изображена с нимбом , и в вертепах ее в эту дату она также не изображена, хотя она включена в Поклонение Волхвы .

К следующему столетию утвердилось иконическое изображение Богородицы на троне, несущей младенца Христа, как, например, из единственной сохранившейся группы икон этого периода в монастыре Святой Екатерины в Египте . Этот тип изображения с слегка меняющимися акцентами остается основой изображений Марии и по сей день. Образу на горе Синай удается объединить два аспекта Марии, описанные в Магнификате , ее смирение и возвышение над другими людьми, а наверху изображена Рука Бога , на которую смотрят архангелы. Ранняя икона Богородицы как царицы находится в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме и датируется 705–707 годами по коленопреклоненной фигуре Папы Иоанна VII , известного пропагандиста культа Богородицы, к которой достигает младенец Христос. его рука. Этот тип долгое время был ограничен Римом. Примерно полдюжины различных икон Богородицы с Младенцем в Риме VI–VIII веков составляют большинство изображений, сохранившихся с этого периода; «Отдельные изображения Мадонны с Младенцем... настолько распространены... до сих пор в католической и православной традиции, что трудно восстановить ощущение новизны таких изображений в раннем Средневековье, по крайней мере в Западная Европа». [18]

В этот период иконография Рождества принимала форму, сосредоточенную на Марии , которую она сохранила до наших дней в восточном православии и на которой западные изображения оставались основанными до высокого средневековья . другие повествовательные сцены для византийских циклов о Житии Богородицы Разрабатывались и , опираясь на апокифические источники, чтобы заполнить ее жизнь до Благовещения Марии . К этому времени политический и экономический крах Западной Римской империи означал, что западная, латинская церковь не могла конкурировать в развитии такой сложной иконографии и во многом полагалась на византийские разработки.

Самое раннее сохранившееся изображение Мадонны с Младенцем в западной происходит иллюминированной рукописи из Келлской книги около 800 г. [19] (аналогичное резное изображение есть на крышке гроба святого Катберта 698 года), и, хотя оно великолепно украшено в стиле островного искусства , рисунок фигур можно охарактеризовать лишь как довольно грубый по сравнению с византийскими работами того периода. На самом деле это было необычное включение в Евангелие , и изображения Богородицы медленно появлялись в больших количествах в рукописях, пока часослов в 13 веке не был изобретен .

Мадонна смирения Доменико ди Бартоло , 1433 год, считается одним из самых новаторских религиозных образов раннего Возрождения . [20]

Византийское влияние на Запад [ править ]

XIII века Мадонна с Младенцем в итало-византийском стиле.

Сохранилось очень мало ранних изображений Девы Марии, хотя изображение Мадонны уходит корнями в древние живописные и скульптурные традиции, которые послужили основой для первых христианских общин по всей Европе, Северной Африке и Ближнему Востоку. Важную роль в итальянской традиции играют византийские иконы , особенно те, которые были созданы в Константинополе (Стамбуле), столице древнейшей и устойчивой средневековой цивилизации, чьи иконы участвовали в гражданской жизни и прославлялись своими чудодейственными свойствами. Византия (324–1453) считала себя истинным Римом , хотя и грекоязычной , христианской империей с колониями итальянцев, живущих среди ее граждан, участвовавших в крестовых походах на границах ее земель и, в конечном счете, грабящих ее церкви, дворцы и монастыри. многие из его сокровищ. Позже, в средние века , критская школа была основным источником икон для Запада, и художники там могли при необходимости адаптировать свой стиль к западной иконографии .

Хотя воровство является одним из способов проникновения византийских изображений на Запад в Италию, отношения между византийскими иконами и итальянскими изображениями Мадонны гораздо более богаты и сложны. Византийское искусство играло важную роль в Западной Европе, особенно когда византийские территории включали части Восточной Европы, Греции и большую часть самой Италии. Византийские рукописи, слоновая кость, золото, серебро и роскошные ткани распространялись по всему Западу. В Византии обычным титулом Марии было Богородица или Богородица, а не Дева Мария, и считалось, что спасение было даровано верующим в момент воплощения Бога . Эта богословская концепция обретает образную форму в образе Марии, держащей на руках своего маленького сына.

Однако самое важное для византийского наследия Мадонны двоякое. Во-первых, самые ранние из сохранившихся независимых изображений Девы Марии найдены в Риме, центре христианства на средневековом Западе. Одним из них является ценное владение Санта-Мария-ин-Трастевере , одной из многих римских церквей, посвященных Деве Марии. Другой, расколотый, перекрашенный призрак своего прежнего «я», почитается в Пантеоне , великом архитектурном чуде Древней Римской империи , который был повторно посвящен Марии в знак триумфа Церкви. Оба отсылают к византийской традиции с точки зрения техники и материалов картин, поскольку изначально они были написаны темперой (яичный желток и молотые пигменты) на деревянных панелях. В этом отношении они разделяют древнеримское наследие византийских икон. Во-вторых, у них общая иконография или тематика. Каждое изображение подчеркивает материнскую роль, которую играет Мария, представляя ее по отношению к своему маленькому сыну. Трудно оценить даты группы этих более ранних изображений, однако, похоже, это в основном произведения VII и VIII веков.

Поздний средневековый период [ править ]

Лишь после возрождения монументальной панно в Италии в XII и XIII веках образ Мадонны приобрел известность за пределами Рима, особенно по всей Тоскане . Хотя члены нищенствующих орденов францисканцев являются одними из первых, кто заказал панели, представляющие эту и доминиканцев тему, такие работы быстро стали популярными в монастырях, приходских церквях и домах. Некоторые изображения Мадонны были оплачены мирскими организациями, называемыми братствами, которые собирались, чтобы воспевать Богородицу в часовнях, расположенных в недавно реконструированных просторных церквях, которые иногда посвящались ей. Плату за такую ​​работу можно также рассматривать как форму преданности. Его стоимость заключается в использовании тонких листов настоящего сусального золота во всех частях панели, не покрытых краской, что является визуальным аналогом не только дорогих ножен, которыми средневековые ювелиры украшали алтари, но и средством окружения алтарей. изображение Мадонны с освещением масляными лампами и свечами. Еще более ценной является ярко-синяя мантия, окрашенная лазурит , камень, привезенный из Афганистана.

Так обстоит дело с одной из самых известных, новаторских и монументальных работ, которые Дуччо выполнил для Лаудези в Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Часто масштаб произведения во многом указывает на его первоначальную функцию. Панно, часто называемое Мадонной Ручеллии (ок. 1285 г.), возвышается над зрителем, предлагая членам братства Лаудези визуальный фокус, которые могут собраться перед ним и воспевать изображение. Дуччо создал еще более грандиозное изображение Мадонны на троне для главного алтаря собора Сиены, его родного города. Изображение, известное как Маэста (1308–1311), представляет пару как центр густонаселенного двора в центральной части сложного плотницкого произведения, которое поднимает двор на пределлу (постамент алтаря) с повествовательными сценами и стоящими фигурами. пророков и святых. В свою очередь, изображение Мадонны скромных размеров в виде поясной фигуры, держащей на руках сына, в незабываемо интимном изображении можно найти в Национальной галерее Лондона. Это явно сделано для личного благочестия христианина, достаточно богатого, чтобы нанять одного из самых выдающихся итальянских художников своего времени.

Привилегированному владельцу не нужно идти в церковь, чтобы помолиться или просить о спасении; все, что ему или ей нужно было сделать, это открыть ставни скинии в акте личного откровения. Дуччо и его современники унаследовали ранние изобразительные условности, которые поддерживались, отчасти, для того, чтобы связать их собственные работы с авторитетом традиции.

Несмотря на все нововведения художников Мадонны XIII и XIV веков, Марию обычно можно узнать по ее одежде. Обычно, когда ее изображают молодой матерью своего новорожденного ребенка, она носит насыщенно-синюю мантию поверх красной одежды. Эта мантия обычно покрывает ее голову, где иногда можно было увидеть льняную, а позже и прозрачную шелковую вуаль. Она держит Младенца Христа, или Младенца Иисуса, который разделяет ее ореол и царственную осанку. Часто ее взгляд устремлен на зрителя, служа заступницей или проводником молитв, идущих от христианина к ней, и только потом к ее сыну. Однако позднесредневековые итальянские художники также следовали тенденциям византийской иконописи, разрабатывая свои методы изображения Мадонны. Иногда сложная связь Мадонны с ее крошечным ребенком принимает форму близкого, интимного момента нежности, пропитанного печалью, когда она смотрит только на него.

Хотя в настоящее время основное внимание в этой статье уделяется изображению Мадонны на панно, ее образ также появляется во фресках, будь то мозаика или фресковая живопись на экстерьере и интерьере священных зданий. Она находится высоко над апсидой или восточной частью церкви, где на западе совершается литургия. Ее также можно найти в скульптурной форме, будь то небольшие изделия из слоновой кости для личного поклонения или большие скульптурные рельефы и отдельно стоящие скульптуры. Как участница священной драмы, ее образ вдохновил один из самых важных циклов фресок во всей итальянской живописи: повествовательный цикл Джотто в капелле Арены, рядом с дворцом семьи Скровеньи в Падуе. Эта программа датируется первым десятилетием 14 века.

Итальянские художники, начиная с 15 века, обязаны традициям, заложенным в 13 и 14 веках, в изображении Мадонны.

Ренессанс [ править ]

В то время как 15 и 16 века были временем, когда итальянские художники расширили свой репертуар, включив в него исторические события, независимые портреты и мифологические сюжеты, христианство сохраняло сильное влияние на их карьеру. Большинство произведений искусства этой эпохи священны. Хотя круг религиозных тем включал сюжеты Ветхого Завета и изображения святых, культы которых возникли после кодификации Библии, Мадонна оставалась доминирующим предметом в иконографии Возрождения.

Среди наиболее выдающихся итальянских художников XVI века, обратившихся к этой теме, были Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль , [примечание 1] Джорджоне , Джованни Беллини и Тициан . Они развивались на основе изображений Марии 15-го века Фра Анджелико , Фра Филиппо Липпи , Мантеньи и Пьеро делла Франческа , в частности, среди бесчисленного множества других. Этот предмет был одинаково популярен в живописи ранних Нидерландов и остальной части Северной Европы.

Сюжетом, сохранявшим наибольшую власть над всеми этими мужчинами, оставались материнские узы, хотя другие сюжеты, особенно Благовещение , а позже и Непорочное зачатие , привели к появлению большего количества картин, на которых была изображена одна Мария, без ее сына. В качестве памятного изображения Пьета стала важным предметом, недавно освободившимся от своей прежней роли в повествовательных циклах, отчасти являясь результатом популярных религиозных статуй в Северной Европе. Традиционно Мария изображается выражающей сострадание, горе и любовь, обычно в очень заряженных, эмоциональных произведениях искусства, хотя самые известные ранние работы Микеланджело подавляют признаки траура. Нежность, которую обычная мать может испытывать к своему любимому ребенку, запечатлена, напоминая момент, когда она впервые взяла на руки своего маленького сына Христа . В конце концов, зритель призван сочувствовать, разделять отчаяние матери, держащей на руках тело своего распятого сына.

Современные образы [ править ]

Богоматерь с лилиями , Бугро , 1899 г.

В некоторых европейских странах, таких как Германия, Италия и Польша, скульптуры Мадонны можно найти снаружи городских домов и построек или вдоль дорог в небольших вольерах.

В Германии такая статуя, установленная снаружи здания, называется Хаусмадонна . Некоторые из них датируются средневековьем, а некоторые производятся и сегодня. Обычно их находили на уровне второго этажа или выше, а часто и на углу дома, такие скульптуры в большом количестве встречались во многих городах; В Майнце предполагалось, что их будет более 200 , например, до Второй мировой войны . [23] Разнообразие таких статуй столь же велико, как и других изображений Мадонны; можно найти Мадонн с виноградом (в отношении Песни Песней 1:14, переведенной как «Мой возлюбленный для меня гроздь цветков хны» в NIV ), «безупречных» Мадонн в чистом, совершенно белом цвете, без детей и аксессуаров, и Мадонны с розами, символизирующими ее жизнь, определенную тайнами веры. [24]

В Италии придорожная Мадонна — обычное явление как на обочинах зданий, так и вдоль дорог в небольших вольерах. Ожидается, что они принесут духовное облегчение людям, которые их пройдут. [25] Некоторые статуи Мадонны размещаются вокруг итальянских городов и деревень в целях защиты или в ознаменование сообщаемого чуда. [26]

В 1920-х годах « Дочери американской революции» разместили статуи под названием « Мадонна Тропы Тропы» от побережья до побережья, отмечая путь старой Национальной дороги и тропы Санта-Фе . [27]

На протяжении всей своей жизни художник Рэй Мартин Абейта создавал работы, вдохновленные стилем живописи Мадонны школы Куско, создавая гибрид традиционных и современных латиноамериканских сюжетов, представляющих колониалистские встречи между европейцами и мезоамериканцами. [28] [29]

В 2015 году иконописец Марк Дьюкс создал икону Фергюсонской Богоматери , изображающую Мадонну с младенцем, в связи с расстрелом Майкла Брауна в Фергюсоне, штат Миссури . [30]

Исламский взгляд [ править ]

Мария и Иисус в персидской миниатюре

Говорят, что первая важная встреча ислама с образом Мадонны произошла во время Мухаммедом пророком завоевания Мекки . В кульминации своей миссии, в 629 году нашей эры, Мухаммед завоевал Мекку с мусульманской армией, причем его первым действием было «очищение» или «очищение» Каабы , при этом он удалил все доисламские языческие изображения и идолов. изнутри храм. Согласно сообщениям, собранным Ибн Исхаком и аль-Азраки , Мухаммед, однако, защитно приложил руку к картине Марии и Иисуса и фреске Авраама , чтобы они не были стерты. [31] [32] По словам историка Барнаби Роджерсона , «Мухаммед поднял руку, чтобы защитить икону Богородицы с Младенцем и картину Авраама, но в остальном его товарищи очистили внутреннее пространство от беспорядка из вотивных сокровищ, культовых принадлежностей, статуэток и висящих амулетов. ." [33]

Исламский ученый Мартин Лингс так описал это событие в своей биографии Пророка : «Христиане иногда приходили оказать честь Святилищу Авраама, и их приветствовали, как и всех остальных. Более того, одному христианину разрешили и даже поощряли рисовать икона Девы Марии и младенца Христа на внутренней стене Каабы, где она резко контрастировала со всеми остальными изображениями. Но курайшиты были более или менее нечувствительны к этому контрасту: для них это был просто вопрос увеличения. множество идолов у еще двух; и отчасти именно их терпимость сделала их такими непроницаемыми... За исключением иконы Девы Марии и младенца Иисуса, а также изображения старца, которого называют Авраамом , стены внутри были покрыты изображениями языческих божеств . Прикрывая икону рукой, Пророк велел Усману проследить, чтобы все остальные изображения, кроме изображения Авраама, были стерты». [34]

искусства Индийского в истории Представления субконтинента

В истории искусства Индийского субконтинента можно обнаружить поразительное сходство между изображениями Мадонны и Младенца Христа, а также Яшоды или Деваки и Кришны , как индуистских , так и христианских образов «вечного ребенка». [35] изображены тепло обнимающимися на коленях у матери. [36]

Существует также храм в Гоа , храм Шри Девакикришны в Марселе, где, увидев идола Кришны-Деваки, португальцы не разрушили храм, поскольку он напоминал им о Деве Марии-Иисусе. [37]

«Впечатляющий идол Деваки, несущий на своей талии младенца-повелителя, стоит во внутреннем святилище храма. Изображение необычно, потому что, хотя в стране существует множество храмов, посвященных Кришне, изображения Деваки нет» . [36] [37] Историк Анант Дхуме в своей книге «Культурная история Гоа с 10 000 г. до н. э. по 1352 г. н.э.» сравнивает идола с образом Мадонны и младенца Христа из-за сходства. [38]

В книге Дхуме уточняет: «Однако интересен кумир Девкикришны, родом с острова Чодан, Тисвади Талука, перенесенный во время приставаний христианских миссионеров в деревню Машела (Марсела по-португальски) деревни Оргаон, Понда Талука.. История гласит, что Васко да Гама в преклонном возрасте был назначен вице-королем всех колоний Дальнего Востока в знак почета. Однажды он посетил остров Чодан. Увидев этого идола через главный вход, он сразу же отдал честь. образ и встал на колени, считая его образом Матери Марии с младенцем Иисусом...» [38]

Резные предметы из слоновой кости из Гоа, 18-19 века. В настоящее время хранится в Национальном музее в Дели, Индия .

Во время правления португальцев в Гоа, начиная с 16 века, индо-португальские статуэтки из слоновой кости отражали такое сходство. [39] «Португальцы обосновались с целью доминировать в торговле пряностями и распространять свою христианскую веру, и эти маленькие переносные статуи из слоновой кости украшали церковные алтари и дома Гоа, а также были перевезены за границу, чтобы реализовать свой более поздний проект. Эти фигурки были вырезаны индийскими художниками под руководством иезуитов». [36] Историк искусства Говен Александр Бейли отмечает, что художественные комиссии иезуитов «были... партнерством, в котором поощрялись и поощрялись собственные интерпретации сакрального искусства художниками». [39] Иезуиты привозили из Европы небольшие картины, гравюры и скульптуры для индийских скульпторов, чтобы они могли использовать их в качестве эталонов, а местные художники использовали свои собственные традиции для создания таких фигур. Одним из наиболее ярких примеров этой синкретической формы является фигура под названием «Скала Доброго Пастыря» (также известная как Гора Доброго Пастыря или Бом Пастор), которая «демонстрирует объединение культур как в своей иконографии, так и в своих особенностях, воплощая в себе то, как гоанские скульпторы создал образы божественного, которые являются католическими, европейскими и южноазиатскими». [36] [39] Детская форма Христа на этой фигуре с круглым лицом и гладкой кожей, возможно, была заимствована из скульптур младенца Кришны. [40] [39] [36]

Иконы Наваниты-Кришны или Кришны, Похитителя масла, ходившие в Южной Индии в XVI веке, такие как статуя из медного сплава из Тамил Наду (слева) и статуя из слоновой кости из южной Карнатаки (справа), обе в настоящее время находятся в LACMA , использовались Христианские художники в Гоа, находящемся под властью Португалии, создают иконы младенца Христа.

А в Бенгалии Художественная студия Чоре Баган, Художественная студия Кансарипара и Художественная студия Калькутты производили домашние гравюры примерно во второй половине девятнадцатого века. Эти художники находились под влиянием различных изображений Христа в европейских гравюрах, проникших на рынок того времени. И, возможно, самая тесная связь, которую они смогли установить, была между младенцем Христом и Кришной. [41] Джйотиндра Джайн комментирует: «... Художественная студия Чоре Баган опубликовала популярную картину под названием «Рождение Кришны», которая почти полностью была основана на лубочных гравюрах «Рождение Иисуса Христа», вплоть до того, что присутствие трех мудрецов из В этой работе также буквально подражали Востоку». [41]

Такие художники, как Джамини Рой, также переняли этот образ, а Иисус и Мария будут фигурировать на полотнах Тайба Мехты , Кришнена Кханны , Мадхви Пареха и других таким образом, чтобы дать комментарий и дать представление о социальной жизни Индии. [41] В церквях Индии, таких как Святилище Богоматери Вайланканни в Тамил Наду, которое в 1962 году Римско-католическая церковь считала базиликой размещались , также идолы Марии, одетые в традиционное сари . [41] «Они остаются примерами того, как сливаются традиции в искусстве и вере, а также символы и образы, порождая синкретические культуры, свидетельствующие о разрушительных последствиях общественной ненависти, искусственных различий и ортодоксальных интерпретаций». [36] Нирендранат Чакраборти , один из лучших современных поэтов Бенгалии, развивая образ матери и ребенка, написал знаменитое стихотворение под названием «Колькатар Джишу» (Иисус из Калькутты). [42]

Вечная нежность фигуры матери и ребенка, материнства и безусловная связь любви и тепла, которую поддерживают эти отношения, «которую символизирует ребенок Христос на коленях Мадонны и отражается в образе Кришны-Яшоды или Деваки, возможно, и есть то, что знаменует культуру любви», [36] и оправдывает различные интерпретации этого символа в искусстве и поэзии, встречающиеся на субконтиненте.

типы и Известные работы отдельные

Черная Мадонна Ченстохова , Польша.

имеется большое количество статей об отдельных произведениях разного рода В категории: Дева Мария в искусстве и ее подкатегории . См. также неполный Список изображений Богородицы с Младенцем . Термин «Мадонна» часто применяется к изображениям Марии, созданным не итальянцами. Небольшая подборка примеров включает в себя:

Картины [ править ]

Статуи [ править ]

Рукописи и обложки [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Согласно WH Wackenroder , некоторые сочинения Браманте показывают, что Рафаэль рассказал ему, что он открыл, как рисовать своих Мадонн, в призрачном сне, который он увидел после молитвы Богородице. [22]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Донигер, Венди, Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine , 1999 г., ISBN   0-87779-044-2 стр. 696.
  2. ^ Мэри в западном искусстве. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine Тимоти Вердоном, Филиппо Росси, 2005 г. ISBN   0-9712981-9-X с. 11
  3. Берк, Раймонд, Мариология: Руководство для священников, дьяконов, семинаристов и посвященных в сан людей. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine , 2008 г. ISBN   1-57918-355-7 [ нужна страница ]
  4. ^ Йоханнес Шнайдер, Virgo Ecclesia Facta , 2004, с. 74. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine .Майкл О'Кэрролл, Богородица: Богословская энциклопедия Пресвятой Девы Марии , 2000, с. 127. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine .
  5. ^ «Мадонна с Младенцем на изогнутом троне» .
  6. ^ «Мадонна с Младенцем на троне и четырьмя святыми» .
  7. ^ «История синего цвета: от Древнего Египта до новейших научных открытий» . 12 февраля 2018 г.
  8. ^ «Почему Иисус и Мария в истории искусства всегда носят красное и синее» . 19 декабря 2018 г.
  9. ^ «Мадонна Владимирская», например, у Ганса Белтинга, Эдмунда Джефкотта; Эдмунд Джефкотт (пер.) Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства , University of Chicago Press, 1996, стр. 289.
  10. ^ Искусство эпохи Возрождения: актуальный словарь Ирен Эрлс, 1987 г. ISBN   0-313-24658-0 стр. 174
  11. ^ История идей и образов в итальянском искусстве Джеймса Холла, 1983 г. ISBN   0-06-433317-5 стр. 223
  12. ^ Иконография христианского искусства Гертруды Шиллер , 1971 ASIN   B0023VMZMA с. 112
  13. ^ во Флоренции и Сиене после Черной смерти, 1979 г. Картина Милларда Мейсса ISBN   0-691-00312-2 стр. 132–133.
  14. ^ Ротен, Иоганн. «Полумесяц: Значение: Дейтонский университет, штат Огайо» . udayton.edu .
  15. ^ Виктор Лазарефф, «Исследования иконографии Богородицы» The Art Bulletin 20.1 (март 1938 г., стр. 26–65 [стр. 27f]).
  16. ^ м. Манделл, «Украшение монофизитской церкви» Иконоборчество (Бирмингем), 1977, с. 72.
  17. ^ Как и во фрагментах фрески нижней базилики Сан-Клементе , Рим: см. Джон Л. Осборн, «Раннесредневековая живопись в Сан-Клементе, Рим: Мадонна с младенцем в нише» Gesta 20.2 (1981), стр. 299–310.
  18. ^ Нис, Лоуренс. Искусство раннего средневековья , 143–145, цитата 144, Oxford University Press, 2002, ISBN   0-19-284243-9 , ISBN   978-0-19-284243-5
  19. ^ Вернер, Мартин (1972). «Миниатюра Мадонны с Младенцем в Келлской книге: Часть I» . Художественный вестник . 54 (1): 1–23. дои : 10.2307/3048928 . JSTOR   3048928 .
  20. ^ Искусство и музыка раннего Нового времени Франки Тринкьери Камиз, Кэтрин А. МакИвер ISBN   0-7546-0689-9 стр. 15 [1]
  21. ^ «Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия» Архивировано из оригинала 26 июля 2014 г. . Проверено 8 июля 2014 г.
  22. ^ Салми, Марио ; Бехеруччи, Луиза; Маработтини, Алессандро; Темпести, Анна Форлани; Марчини, Джузеппе; Бекатти, Джованни ; Кастаньоли, Фердинандо ; Гольцио, Винченцо (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 622.
  23. ^ Верлин, Аннетт; Люзи Братнер; Марлен Хёбель; Хилтрауд Лаубах; Энн Мадлен Плам (2008). Дом Мадонн в Майнце . Ингельхайм: тропа. ISBN  978-3-937782-70-6 .
  24. Анн-Мадлен Плам, «Мадонна с крестом на скипетре - Виноград Сайпера в плодотворной речи» и «Мария, таинственная роза», в Верлине, Mainzer Hausmadonnen , стр. 49–54, 55–57.
  25. ^ Томас Сингер, 2004 г. Культурный комплекс. ISBN   1-58391-913-9 стр. 68
  26. ^ Марк Пирсон, Италия из рюкзака , 2006 г. ISBN   0-9743552-4-0 стр. 219
  27. ^ « Мадонна Тропы » . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 9 декабря 2009 г.
  28. ^ Уильямс, Стивен П. (5 августа 2007 г.). «Искусство поражает, как и автомобили» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2019 г.
  29. ^ Робертс, Кэтэлин (29 июня 2014 г.). «Музей истории Нью-Мексико представляет редкие колониальные картины Марии» . Журнал Альбукерке . Проверено 9 апреля 2019 г.
  30. ^ Молитва и преданность. Архивировано 30 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
  31. ^ Гийом, Альфред (1955). Жизнь Мухаммеда. Перевод Исхака «Сират Расул Аллах» . Издательство Оксфордского университета. п. 552. ИСБН  978-0196360331 . Проверено 8 декабря 2011 г. Курайшиты поместили в Каабе изображения, в том числе два изображения Иисуса, сына Марии и Марии (мир им обоим!). ... Апостол приказал стереть изображения, кроме изображений Иисуса и Марии.
  32. ^ Локоть, Джош; Добродетельный, Аарон (2011). Идол Тревога . Издательство Стэнфордского университета. п. 47. ИСБН  978-0804781817 . Когда Мухаммед приказал своим людям очистить Каабу от выставленных там статуй и изображений, он пощадил изображения Богородицы с Младенцем и Авраама.
  33. ^ Роджерсон, Барнаби (2003). Пророк Мухаммед: Биография . Паулист Пресс. п. 190. ИСБН  978-1587680298 .
  34. ^ Мартин Лингс, Мухаммед: Его жизнь, основанная на древнейших источниках (Рочестер: Внутренние традиции, 1987), стр. 17, 300.
  35. ^ "Рабиндранат Тагор - Стихи - Светлячки - 26 (Дитя вечно обитает)" . www.tagoreweb.in . Проверено 06 апреля 2023 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г в путиI (23 декабря 2022 г.). «На коленях матери» . На пути к истории Индии . Проверено 06 апреля 2023 г.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Когда Деваки встретила своего сына» . Таймс оф Индия . 2017-10-29. ISSN   0971-8257 . Проверено 06 апреля 2023 г.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закончен, Анант Рамкришна Синай (2009). Культурная история Гоа с 10000 г. до н.э. по 1352 г. н.э. Нандкумар Камат, Рамеш Анант С. Дхум (2-е изд.). Опубликовано: Бродвейский книжный центр. ISBN  978-81-905716-7-8 . OCLC   693684216 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Христианское искусство в Индии: индо-португальские статуэтки из слоновой кости (статья)» . Ханская академия . Проверено 06 апреля 2023 г.
  40. ^ Гоа и Шри-Ланка МАРША Г. ОЛСОН (2016). «Мария на Луне: статуэтки Девы Марии из слоновой кости» . В Хаттоне, Дебора С.; Браун, Ребекка М. (ред.). Переосмысление места в южноазиатском и исламском искусстве, с 1500 г. по настоящее время . дои : 10.4324/9781315456058 . ISBN  9781315456058 .
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Индийская Пьета» . Минтлаунж . 2019-12-23 . Проверено 06 апреля 2023 г.
  42. ^ «Поэзия Бенгалии — Йешунирендранат Чакраборти из Калькутты» . Banglarkobita.com . Проверено 06 апреля 2023 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d2215062609d019825b13ad9230c3b9__1718314500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/b9/1d2215062609d019825b13ad9230c3b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madonna (art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)