Jump to content

Влахернитисса

Икона хранящаяся Божией Матери, в Москве с 1653 года и считающаяся Влахернитиссой (46×37,5×4 см; Третьяковская галерея ).

Влахернитисса также , — энкаустическая Богоматерью Влахернской называемая Богородицей Влахернской или изображающая VII века, икона Пресвятую Богородицу и Марию Приснодеву , . Это также название церкви , построенной в честь Девы Марии во Влахернском районе Константинополя . Название Влахерны, возможно, произошло от имени влаха (иногда записываемого как Блах или Блази), пришедшего в Константинополь с нижнего Дуная. [ 1 ]

Византийский палладий

[ редактировать ]

Богородица считалась заступнической защитницей в первую очередь Константинополя ( и, по сути, всей Восточной Римской империи называемой некоторыми современными западными учеными «Византией»). Влахернитисса необычна среди православных икон тем, что она не плоская, а выполнена в виде барельефа . Согласно Священному Преданию , икона Влахернитисса была сделана из воска , соединенного с прахом христианских мучеников , убитых в VI веке. Церковь Святой Марии Влахернской (в которой хранилась икона) располагалась недалеко от Влахернского императорского дворца .

Новое появление

[ редактировать ]

Считалось, что икона была утеряна после пожара, уничтожившего церковь 29 февраля 1434 года, хотя в последующие века ее исчезновение стали связывать с падением Константинополя в 1453 году. Как и многие святыни византийской традиции, Влахернитисса ( или ее копия) вновь появился на Афоне в середине 17 века.

Является ли это та же самая икона, которая хранилась во Влахернах, является предметом научных дискуссий, поскольку считается, что древняя икона относилась к типу Орана , тогда как афонская икона принадлежит к стилю, называемому Одигитрия (буквально: «Та, которая возглавляет способ"). [ 2 ] Было высказано предположение, что афонская икона возникла во Влахернском квартале и, возможно, даже находилась в церкви Святой Марии, прежде чем была перенесена на Афон по «соображениям безопасности». [1] [2] [3]

В 1653 году икона была отправлена ​​афонскими монахами в Москву в дар царю Алексию . Константинопольский купец Димитриос Костинари привез ее в Москву 16 октября 1653 года с грамотой патриарха Паисия I , подтверждающей подлинность иконы. [ 3 ] Его встретил царь лично, [ 4 ] и Алексий поместил икону в главном храме Москвы, Успенском соборе , напротив защитницы России, Владимирской Богородицы .

Почитание в Московии

[ редактировать ]

Павел Алеппский , сопровождавший Антиохийского Патриарха в Москву в начале 1655 года, был впечатлен благоговением, с которым относились к иконе. По его словам, Влахернитисса предстает так, «если бы у нее была телесная форма» и «так сильно выделяется на фоне», что зритель проникается трепетом. [ 5 ] Он был заключен в роскошную ризу, сверкавшую золотом и драгоценными камнями, так что оставались видны только руки и лик Богородицы. Павел продолжает описывать, как царь положил его перед своим сиденьем в сани и взял с собой в Смоленский поход .

1650-е годы были временем, когда Русская Церковь, возглавляемая Патриархом Никоном , начала придавать большое значение возобновлению связей со старшими членами Пентархии . Этот акцент четко соответствовал преобладающей доктрине Третьего Рима , которая рассматривала Москву как преемницу Константинополя . [ 6 ] Помня об этом, подворье отправило вновь обретенную византийскую реликвию в Москву и получило «щедрое вознаграждение» в виде 800 динаров из царской казны.

Исследование и реставрация

[ редактировать ]

При помещении в Кремль икона пришла в запустение от старости и использования, так что Симона Ушакова и Никиту Павловца пришлось вызвать на «ремонт» в 1674 году. Из-за этого и последующих реставраций Никодим Кондаков не смог определить возраст иконы. , который включал некоторое перекрашивание, но был достаточно уверен, что «композиция была древней». [ 7 ]

Резная горельефная икона имеет сходство с комплектом икон святого Георгия XIII века из Крыма , Охрида и Кастории . Оригинальная греческая надпись, недавно обнаруженная под слоем восковых красок, имеет параллель со свинцовой печатью монастыря Трапезунт , также датируемой XIII веком. [ 8 ] Таким образом, наиболее вероятной датой создания иконы считается 13 век. [ 9 ]

Влахернитисса так и не достигла той высоты почитания, которую Русская Православная Церковь оказывает Казанской Богородице или даже Иверской Богородице — афонской иконе, копию которой заказал Патриарх Никон. После падения Никона и смерти Алексия икона находилась в таком запустении, что не была эвакуирована из Кремля во время наполеоновской оккупации и подверглась опасности во время Великого пожара 1812 года .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Илие Гергель, (1920). (Румынский) Некоторые соображения относительно значения слова «Влах». Бухарест: Литературные беседы, стр.4-8.
  2. ^ "Икона Богородицы Влахернитиссы", Art UK.
  3. ^ Nikolay Kapterev . Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Moscow, 1885. P. 85-87.
  4. ^ Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). Moscow, 1844. P. 299-300.
  5. ^ Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским. Moscow, 1898. Vol. 3, part 7, p. 11.
  6. ^ Фонкич Б.Я. Греческо-русские культурные связи в XV–XVII веках. Moscow: Nauka, 1979. P. 198.
  7. ^ Nikodim Kondakov . Памятники христианского искусства на Афоне. Saint Petersburg, 1902. Pp. 142, 148–151, 156.
    Kondakov. Иконография Богоматери. Petrograd, 1915. Vol. 2. Pp. 185, 187–189.
  8. ^ Nikolai Likhachev . Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. St. Petersburg, 1911. P. 53.
  9. ^ Irina Sokolova. Икона “Богоматерь Влахернская” из Успенского собора Московского Кремля. Archived September 15, 2008, at the Wayback Machine // Mir Bozhii, 1999.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 390febd4e9829228a0cf23281f6fb95e__1707063240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/5e/390febd4e9829228a0cf23281f6fb95e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blachernitissa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)