Николай Каптерев
Каптерев Николай Федорович (8 июля 1847 — 31 декабря 1917) — церковный историк, профессор Церковной Академии, член-корреспондент Императорской Академии наук . Особенно известен своими публикациями, опровергающими теорию Русской государственной церкви о причинах раскола 1666–67 . На многие его произведения ссылаются старообрядцы при объяснении и защите своей точки зрения на раскол в Русской Православной Церкви .
Николай Федорович Каптерев начал обучение в Звенигородском церковном институте и продолжил обучение во Внифанской церковной академии. В этой Академии он получил свою первую степень, написав диссертацию о мирских помощниках архиепископов в древней Руси. Затем он устроился преподавателем на исторический факультет Московской церковной академии. В это время он вел интенсивную исследовательскую работу в архивах. В 1883 году он приступил к изданию монографии «Характер взаимоотношений России с православным Востоком в XVI и XVII веках». Фактически он планировал написать свою вторую диссертацию по этой теме. В этой монографии автор, ссылаясь на это тщательное исследование в архивах, пришел к выводу, что "у русских... были... причины подозрительно относиться к тогдашнему греческому благочестию и даже к самому греческому православию" и что « патриарх Никон не должен был так сильно верить греку, приехавшему в Москву и советовавшему ему исправить наши старые обряды и книги». Для того времени это было сенсационное заявление. Лишь после вмешательства митрополита Московского Иоаникия монография Каптерева смогла быть опубликована. Каптереву была присвоена степень доктора, а в 1885 г. его монография была издана в виде книги. Профессор Н. И. Субботин (1827–1905), защитник «официального» русского православия, сообщил председателю Святейшего Синода К. П. Победоносцеву о том, что Каптерев и его публикация и докторская степень были аннулированы Святейшим Синодом.
В 1887 году Каптерев начал публиковать в «Православном дайджесте» статью «Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники». Эти публикации встретили яростные нападки со стороны проф. Субботина, которые были опровергнуты Каптеревым, указавшим на многие ошибки и заведомые неправды в аргументации Субботина. Каптерев пытался защитить докторскую степень, представив эту публикацию в качестве диссертации, но Священный Синод отклонил ее. Это может стать понятным, если учесть тот факт, что Каптерев фактически уничтожил научную основу теории о расколе 1666-67 годов, которой придерживалась официальная Русская Православная Церковь. Он доказал, что обряды, преданные анафеме в результате церковных реформ, как-то крестное знамение двумя перстами, дважды аллилуйя и др.), на самом деле были обрядами древней Вселенской Христианской Церкви и что новые обряды ( крестное знамение тремя перстами, трижды аллилуйя и др.) появилось у греков в 15-16 вв.
В русских академических кругах научные достижения Каптерева высоко ценились; в 1888 г. был удостоен Малой Уваровской премии Императорской Академии наук за «Характер взаимоотношений России с православным Востоком в XVI и XVII веках». Одновременно появились и другие публикации, развивающие научные исследования Каптерева по истории Русской Церкви. В 1891 году он опубликовал «Отношения Досифея, Патриарха Иерусалимского, с русским правительством», за что ему наконец была присвоена степень доктора. В 1896 г. ему была присвоена степень «ординарного профессора», в 1898 г. он стал «заслуженным профессором». После Билля 1905 г. вышло множество изданий, до сих пор не прошедших цензуру. В 1906 году Каптерев опубликовал «Царь и Московские соборы XVI и XVII века», в 1909-1912 годах последовало фундаментальное исследование в двух томах «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович », в котором Каптерев указывает на причины, приведшие к Церковные реформы. Это издание было встречено с большой признательностью прогрессивной частью российского общества. В 1910 году Каптерев был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук.
Каптерев был также политически активен: с 1912 по 1917 год он был членом Государственной думы как депутат от прогрессивной партии.
Несмотря на некоторые обвинения в пристрастности, Каптерев не принадлежал ни к одной из старообрядческих конфессий. На самом деле старообрядцы не согласны со всеми выводами Каптерева, особенно относительно протоиерея Аввакума , к Каптереву относились довольно отрицательно.
Источники и ссылки
[ редактировать ]- Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря, Москва 1996 / Vurgaft S.G., Ušakov I.A. Old Believers. Persons, Events, Objects and Symbols. Attempt to an Encyclopedian Dictionary. Moscow, 1996
- Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковныx обрядов, Москва 1913 / Kapterev N.F. "Patriarch Nikon and his opponents in the correction of church rituals", Moscow 1913
- Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв., Москва 1914/Kapterev N.F. Character of the Relationships between Russia and the Orthodox East in the 16th and 17th centuries, Moscow 1914