Всероссийская нация

Всероссийская нация ( русский : общерусский народ , латинизированный : общерусский народ ) или триединая русская нация ( триединый русский народ , триединый русский народ ), также называемая панрусской нацией , — это термин, обозначающий имперскую русскую , а затем ирредентистскую идеологию. [1] [2] который рассматривает российскую нацию как состоящую из «тройки» субнаций: [3] [4] [5] Великая Россия , Малороссия и Белая Россия . [6] Соответственно, эти субнации контекстуально идентифицируются с русскими , украинцами (обычно включая русинов ), [7] [8] и белорусы . Прежде всего, основа идеологии инклюзивной российской идентичности сосредоточена на привлечении всех восточных славян под свою власть. [9] [10]
Имперская догма, ориентированная на государственное строительство, стала популярной в Российском царстве и Российской империи , где она закрепилась в качестве официальной государственной идеологии; чувство триединой народности «всерусского» было воспринято многими имперскими подданными, в том числе евреями и немцами , и в конечном итоге послужило основой Российской империи. [11] [12] [13]
Этимология [ править ]
В англоязычных научных трудах это понятие именуется как Greater Russia , All-russian, [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] общероссийский [15] [19] [20] [21] [22] [23] [24] или триединая русская нация . [14] [16] [25] [26] [27]
По- русски его называют народ « русский Триединый » . В XIX веке эту идею называли также общерусской (однорусской или общерусской) национальностью. [28]
В Russian , it referred to as the Tryiedynyi rosiiskyi narod ( Russian : Триединый русский народ ) [29] [30] [31] [32] [33] или панрусский народ ( украинский : панрусский народ ). [34]
По белорусски называется русский Трядзины народ - . это
Обратите внимание, что в этом контексте в трех восточнославянских языках используется слово народ , которое переводится как « народ ». [35] [36] Народ («народ») на этих языках выражает смысл «этнокультурной агломерации более низкого уровня», тогда как в английском языке слово «нация» (в использовании учеными) также относится к большой группе людей, разделяющих общие взгляды. общий язык, культура, этническая принадлежность, происхождение или история. [37]
Номенклатура [ править ]
Славяне адаптировали топоним «Малая или Малая Русь» из греческого термина, использовавшегося вселенскими патриархами Константинополя с XIV века (впервые в церковных документах он появился в 1335 году). Термины произошли от византийцев , которые определяли северную и южную части земель Руси как: Великую Русь ( Μεγάλη Ῥωσσία , Megálē Rhōssía ) и Малую Русь ( Μικρὰ Ῥωσσία , Mikrà Rhōssía ). [38] Условия носили географический характер; византийцы использовали их для разграничения юрисдикций митрополий Московской и Галицкой ; «Маленький» (или «Внутренний») относился к региону, ближайшему к Византии, Галиции ; «Большая» (или «Внешняя») — в регионы более далекие и отдаленные, Московию . [15] [38]
В русском языке слово русский ( русский : русский , русский ) является единственным прилагательным к слову Русь ( славянские языки : Русь ). [39] В период Российской империи , с 17 по 20 век, словом русский часто обозначали общерусские ( восточнославянские ) народы, в отличие от этнических русских , которых называли великороссами . [19] В этот период общероссийская (имперская) и великорусская (этническая) идентичности стали все более переплетаться и неразличимы среди русского населения. [19]
На Западе, [ когда? ] название « Малороссия » обозначало бывшие земли Руси, где жили восточные славяне (многие из которых позже стали подданными Речи Посполитой ), в число которых входили как украинцы , так и белорусы . термин Малороссия В 17 веке в русский язык был введен ; на английском языке этот термин часто переводится как Little Russia или Little Rus , в зависимости от контекста. [40] Украинцы в разных обстоятельствах называли себя русинами (альтернативно руски , русины или рутенцы ) и малороссами ( малоросами ). [15] Русины Западной Украины приняли имя «Руснак». В более позднее время термин « малоросс» стал приобретать уничижительный оттенок, обозначая как меньшую значимость, так и провинциальную отсталость; в современном украинском языке этот термин стал совершенно уничижительным и ассоциируется с человеком, которому «не хватает национального самосознания» и с теми, кто идентифицирует себя как ветвь общерусского этноса . [15] Исторически украинцы также использовали термин хохол между собой как форму этнической самоидентификации, явно отделенной от великороссов ; [19] Русские обычно используют этот термин как этническое оскорбление украинцев и часто используют его в уничижительной или снисходительной форме. [41]
В качестве различия, хотя украинцев широко называли русинами, члены украинского русофильского движения (также известного как москвофилы) были известны как «старые русины», тогда как украинофилы были известны как «старорусины». [ когда? ] как «Маладорусины». [20]
История [ править ]
Предыстория [ править ]

Распад или дробление государственного устройства Киевской Руси в XI веке привело к значительным перемещениям населения и политической, социальной и экономической перегруппировке. Результатом объединения этих сил стало заметное появление новых народов. [42] Хотя эти процессы начались задолго до падения Киева, его падение ускорило это постепенное развитие и привело к значительной языковой и этнической дифференциации среди русского народа на украинцев , белорусов и русских . [42] [43] Все это было подчеркнуто последующими государствами, в которые мигрировали эти группы: юго-западная и западная Русь, где развивалась русинская , а затем украинская и белорусская идентичности, подвергалась литовскому , а затем и польскому влиянию; [38] тогда как (великорусская) этническая идентичность, сложившаяся во Владимиро-Суздальском княжестве и на новгородском русском севере, территории, также населенной финно-угорскими , славянскими и татаро-тюркскими племенами, [номер 1] изолированы от своих русинских родственников. [42] [46]
Два государства ( Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское ) различались отношениями с другими державами, заключали союзы с разными партнерами, принадлежали к разным цивилизационным и торговым общностям и находились в более тесном контакте с соседними государствами и обществами, чем с каждым из них. другой.
— Профессор Ярослав Пеленский [47]
Московские князья считали себя законными наследниками «киевского удела» и связывали свое выживание с исполнением исторического предназначения воссоединения земель Руси. [48] Эта идеология якобы проявлялась в присвоении им титулов (великих князей и царей), которые определяли себя как правителей «всея Руси » . [38] В 1328 году Иван I Московский уговорил Феогноста киевского митрополита поселиться в Москве; с этого момента титул изменился на «Киев и [всея Русь]» - титул, который сохранялся до середины пятнадцатого века. [49] Позже, в 1341 году, Симеон Московский был назначен ханом Монгольской Золотой Орды великим князем «всея Руси» . [49] Иван III , Великое княжество Московское , считал себя наследником всех земель бывшей Киевской Руси и в 1493 году принял титул государя , или «Государа всея Руси». [50] Эта тенденция продолжала развиваться и к середине 17 века превратилась в «Царя всей Великой, Малой и Белой Руси » , а с Петром I созданием Российской империи «Малороссийский» стал демонимом для всех. жители Украины под имперским правлением. [38]
Хотя политическую реинтеграцию Руси можно увидеть в политике российского царства, « Киевский синопсис» , написанный в XVI веке архимандритом Киево-Печерского происхождения монастыря прусского Иннокентием Гизелем , содержит описание древнего единства между «Русские народы». Это видно [ кем? ] как самое раннее историческое свидетельство единой этнической идентичности Руси. [51] Между тем, в конце 16 века слово « Украина » широко использовалось для описания «пограничной» области Польши (ср. Краина ), а местные русинские (русские) жители приняли украинскую идентичность, чтобы «отличить свою национальность от польской». . [15] Предводитель украинских казаков Богдан Хмельницкий также объявил себя «правителем всей Руси » в 1648 году, после изгнания Речи Посполитой из Украины в ходе Хмельницкого восстания . [ нужна ссылка ]
18 век [ править ]
Вскоре после Екатерины II восшествия на престол она издала майский указ 1763 года, объявлявший казачье Гетманщину управляемой по «малороссийским правам». Это побудило Глуховскую Генеральную военную канцелярию Гетманщины созвать в сентябре следующего года гетманом Кириллом Разумовским , на котором совет принял имперскую (всероссийскую) версию, потребовав признания указа Петра I от 1708 года, в котором говорилось, что «никакой другой народ не имел такие привилегии, как малороссийская нация», и указывали на свое происхождение и лояльность к «малороссийской нации» (в ряды которой они включали всех, кроме крестьян). [52] Несмотря на признание этого кажущегося единства, требования Глуховского совета пытались создать «особую политическую, социальную и экономическую систему в Гетманщине» и реализовать видение украинской элиты Малой и Великой России как отдельных стран, объединенных только знакомый глава государства. [52]
Концепция «всероссийской нации» приобрела политическое значение ближе к концу 18 века как средство легитимизации российских имперских притязаний на восточные территории разделенной Речи Посполитой . [18] «Русскость» как этническое понятие подчеркивала отличия восточнославянского населения от остального. [18] Эта концепция распространялась на идеи единства в рамках « России-матушки » » и «единокровности . [21] Русская культура в этот период также ознаменовалась заимствованием многих западных идей, что делало ее привлекательной для окружающих как прогрессивную, а не отсталую. [16] Традиционные обычаи и ценности в России рассматривались западными наблюдателями XVIII и XIX веков как отсталость. [53]
19 век [ править ]

Хотя Карамзин считал, что жители того, что он называл Великой, Белой и Малой Россией, составляли единый русский народ, к началу XIX века лингвистические и этнографические исследования, а также публикация современных описаний и путевых заметок заставили многих ученых осознавать, что действительно существовали значительные различия между различными составляющими так называемого единого русского народа, в частности между великороссами и малороссами, или украинцами. Подтверждение таких различий не только подорвало бы идею единого русского народа, но также могло бы поставить под угрозу связь между средневековым Киевом и Москвой и, таким образом, сделать ненадежной всю структуру, на которой строилась российская имперская концепция истории.
- Пол Роберт Магочи 2010, «Историческое восприятие», История Украины: земля и ее народы , стр. 15.
В XIX веке территория Украины «стала объектом терминологической войны»; в России их называли «юго-западными» или «восстановленными» землями. Некоторые выступали за репрессивные меры по «очистке русской души западных окраин от чуждого польского влияния» с целью «обнаружения чистой русской природы» населения. [18] триединой русской нации считали украинский и белорусский языки диалектами ; русского языка Сторонники эта точка зрения была официальной и доминировала в общественном мнении XIX века. В терминологической битве поляки называли украинцев «русинами» ( русинами ), а (великороссов) — «москалями» ( москали ); «подчеркивая этническую разницу между ними». [18] В случае с Галичиной поляки настаивали на том, чтобы украинцы (русины) были ветвью польского народа. Между тем, в России украинцы были также известны как русины ( Руссины , «всегда с двойной буквой, чтобы подчеркнуть принадлежность к «всероссийскому единству») или чаще как малороссы ( Малороссы ); Великороссы были известны как русские , термин для всех восточных славян одной нации. [18]
В первой половине XIX века украинизм/малорусизм пользовался одобрением в русских интеллектуальных кругах. [54] Идеологи старых русинов и русофилов соглашались, что эти трое имели узнаваемые культурные и языковые различия, тогда как русофилы пошли еще дальше и выступали за общую самоидентификацию русских и использование одного литературного языка. [28] Эпоху можно охарактеризовать как эпоху конкурирующей лояльности к множественным идентичностям, в отличие от взаимоисключающих идентичностей: «для многих жителей Приднепровской Украины было совершенно нормально быть одновременно малороссийским и русским или русским из Малороссии, говорящим (укр. )"; [55] Русофилы из Галичины считали себя «малороссами из Галичины»; [28] многие другие попадут в эту плюралистическую категорию, в том числе Николай Гоголь и дворяне казачьего происхождения. [55] И наоборот, те, кто отдавал предпочтение взаимоисключающей украинской идентичности малороссийской , делали это для того, чтобы «усилить различия в восприятии». [55] «В реальном смысле эволюцию украинского национального возрождения XIX века можно рассматривать как историю конфликта между структурой множественной лояльности, с одной стороны, и системой взаимоисключающих идентичностей, с другой». [55]
Доромантическое . понимание «нации» заключалось в понимании сообщества дворян, объединенных политической лояльностью и, что более важно, исключало членство в крестьянском классе [15] и Национализм славянофилов панславистов находился под влиянием «немецкой философской традиции романтизма. Каждое из этих движений (например, движение Фёлкиш ) рассматривало нацию в культуралистском ключе, который прославлял аутентичность ее сельского жизненного мира. и его тысячелетняя верность ортодоксальности». [56] Ко второй половине XIX века русские публицисты приняли и трансформировали идеологию панславизма; «убежденные в своем политическом превосходстве, [они] утверждали, что все славяне с таким же успехом могли бы слиться с великороссами». [54] На эту идеологическую концепцию отвечает поэт эпохи романтизма Александр Пушкин : «Не сольются ли все славянские потоки в русское море?» [54] Национальный проект западной и юго-западной России конца XIX века был определен Алексеем Миллером как проект «великой русской нации»; «поддержанный и осуществленный правительством, он был призван создать одну современную российскую нацию из великих, малых и белых русских». [19] По сравнению с британским ориентализмом , «русское дворянство также считало, что украинское крестьянство в силу его православной веры, родственного языка и истории должно быть включено в трехстороннюю «русскую» нацию, состоящую из восточных славян». [15] Система «всероссийского единства» обсуждалась на основе двух моделей: французской модели национальной ассимиляции и британской модели региональных стран под общей нацией и идентичностью. [18] Сторонники проекта рассматривают его как «золотую середину» между обоими. [17]
Русские и украинские интеллектуалы начали углубляться в понимание своих национальных особенностей посредством исследования фольклора, этнографии, литературы и истории; что привело к взаимному выводу, что это разные народы. [15] «Украинцы, в частности, поставили перед собой задачу бросить вызов и подорвать идею единой русской нации». [15] Украинский историк XIX века Николай Костомаров писал о контрасте между малороссийскими и великороссийскими народами в своем знаменитом эссе: [номер 2] «Две русские национальности» , в которой говорилось о малороссийских и великорусских народах, составляющих «две русские народности» и «два русских языка». [57] В серии «Правда о Руси » он подчеркивал, что украинцы представляют собой уникальный народ; единство украинцев и русских рассматривалось «как единство равноправных независимых частей», и в ряде работ он подчеркивал федеративный характер государственного устройства Руси. [57] Позиция, которая воспринимала украинцев как «равные независимые части», могла сохраняться только до тех пор, пока украинцы Малороссии «признавали свою роль членов такой воображаемой русской нации», а после 1840-х годов большое количество украинских интеллектуалов начало отказываться общероссийская национальная идентичность, [15] в то время как украинские националисты появились и вмешались в польско-российскую терминологическую битву, введя термины Украина и украинцы в их современном значении. [18] Всероссийская национальность, будучи «имперской», во многом опиралась на ссылки на славянскую культуру и историческое государство Киевская Русь и, таким образом, требовала сотрудничества людей, населявших эту землю. [14] С подъемом украинского и белорусского национальных движений в конце XIX века оппозицию исходило не только со стороны большинства великороссов, но и многочисленных малороссийских интеллектуалов, которые настаивали на объединенной общероссийской идентичности. [18] Неприятие украинского движения было напрямую связано с поддержанием веры в триединую русскую нацию. [17] а украинские русофилы середины XIX века отказались от идеи создания отдельной украинской (старорусской) идентичности в пользу триединой национальности. [26]
После Январского восстания 1863 года российское правительство стало решительно настроено ликвидировать все проявления сепаратизма. [54] а претензии на коллективную идентичность, отдельную от общероссийской идентичности, были полностью отвергнуты русскими националистами как попытки разделить нацию. [18] Официальная политика начала полностью поддерживать идею о том, что украинского (по сравнению с малороссийским) языка и национальности не существует. [54] Обрусевшие жители Белой и Малороссии, ассимилированные с триединой русской идентичностью, не считались инородцами (этнически чуждыми) в пределах преимущественно великорусских регионов Российской империи, поскольку их отличия от собственно русских не так легко признавались. [18] На личном уровне представители Белой и Малороссии, желающие отказаться от своей идентичности и влиться в «общерусский» этнос, никогда не подвергались дискриминации по национальному признаку. [16] однако «систематические репрессии применялись ко всем лицам, которые поддерживали отчетливую украинскую идентичность, как в политической, так и в культурной сфере», а «восходящая мобильность могла быть достигнута только через приобретение русского языка и культуры». [16] Эмсский указ 1876 г. запрещал издание книг на «малорусском наречии», а также исполнение музыки и театра на этом языке; исторические источники должны были быть переведены на русскую орфографию . [54] Система образования стала основным инструментом национализации крестьянства (не принявшего малороссийскую идентичность). [19] а преподавание украинского языка было запрещено государством. Это было сделано для того, чтобы «создать благоприятные условия для триединой русской, русофильской идентичности». [19]
20 век [ править ]
К началу 20 века после Февральской революции отношение россиян к обособленности украинской идентичности было негативным. С их точки зрения, украинцы жили в Малороссии, которая для них «была неотъемлемой частью русской родины». [58] Дмитрий Лихачев , известный специалист по Киевской Руси ХХ века, лучше всего резюмировал это отношение: «На протяжении столетий после разделения на два образования Россия и Украина образовали не только политическое, но и культурно-дуалистическое единство. культура бессмысленна без украинского, как украинский без русского». [48] После революции большинство россиян (как и власти) рассматривали украинскую идентичность как поверхностное изобретение Запада, а именно Австро-Венгрии и Германии , без поддержки со стороны местного «русского» населения, за исключением «нескольких заблудших людей». интеллектуалы». [18] [58] В отличие от взглядов XVIII века, определявших малороссов как представителей дворянства, приверженцы триединой русской национальности теперь видели в крестьянстве не украинцев , а малороссов. [58] Однако этот термин не получил распространения среди украинского крестьянства. [19] и привело к дальнейшим репрессиям украинского языка («русского просторечия»), Греко-католической церкви и спровоцировало рост антироссийских настроений среди украинцев. [18]
Киевская Русь воспринималась в советской историографии как общая колыбель восточных славян. [59] а советская политика закрепила восточных славян как исторически принадлежащих к одному русскому народу ( Русскому народу ). [21] Эта национальная идентичность была продолжением плюрализма начала XIX века, когда украинец или белорус мог быть советским, а также русским. [25] Исторические тексты, написанные по заказу правительства под руководством комиссара культуры Андрея Жданова , стремились более заметно объединить религию, этническую принадлежность и государство в интерпретации истории и представить триединую российскую нацию как средоточие Советского Союза. [25] Учебники, опубликованные в 1937 году, восстановили единство Российского государства и связали историю России от Киевской Руси до Советского Союза, а также представили территориальные приобретения Украины в 17 веке как освобождение и воссоединение. [25]
После распада Советского Союза и последующей независимости России , Украины и Белоруссии концепция общероссийского или советского народа потеряла свое идеологическое значение. [ нужны разъяснения ] Вместо этого концепции [ ВОЗ? ] которые отрицают троицу или родство между этими нациями, быстро развиваются, отвечая потребностям национального строительства . [60] [ объяснить ] Однако постсоветские русские националисты продолжают говорить о «триединой русской нации » . [27] и концепция триединого русского народа сохранилась в разных формах в политической и публицистической сфере России, [61] Украина, [60] [62] и Белоруссия. [63] Также концепция Троицы рассматривается как категория [ объяснить ] из прошлого века, который необходимо обновить путем поиска новых идентичностей и новых объединяющих импульсов. [64] [ объяснить ]
В начале правления Бориса Ельцина Россия была озабочена воссозданием национальной идентичности, основанной либо на советских, либо на досоветских традициях. [14]
Илья Призель заявил в 1994 году, что
«Сегодня мало кто в России будет утверждать роль Московии как единственной преемницы Киевской Руси, но вместо этого будет утверждать, что Украина, Белоруссия и Россия — это один народ, разделенный из-за татарской и польской агрессии, и, таким образом, являются равными наследниками киевского наследия. " [47]
21 век [ править ]
Эта концепция является камнем преткновения в современных российско-украинских отношениях . Российские дипломаты, а также президент Российской Федерации Владимир Путин продолжают заявлять, что русские и украинцы «одна нация». [65] «один народ», [37] и «братский», [66] особенно в разгар Януковича противодействия правительства Соглашению об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной , за которым последовали протесты Евромайдана и Революция Достоинства . В 2013 году пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также назвал Украину «братской страной». [67] [68] Подобная риторика во многом повлияла на оправдание Путиным российско-украинской войны , включая вторжение на Украину : 21 февраля 2022 года, за три дня до начала вторжения, Путин заявил, что Украина «никогда не имела собственной подлинной государственности» и что это «неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства». [69]
Во время вторжения России в Украину Дмитрий Медведев , заместитель председателя Совета Безопасности России и бывший президент России, публично написал, что «Украина — НЕ страна, а искусственно собранные территории» и что украинский «НЕ язык», а «дворняга». диалект» русского языка. [70] Медведев также заявил, что Украина не должна существовать ни в какой форме и что Россия продолжит вести войну против любого независимого украинского государства. [71] Более того, в июле 2023 года Медведев заявил, что России пришлось бы применить ядерное оружие, если бы контрнаступление Украины в 2023 году увенчалось успехом. [72] По мнению Медведева, "существование Украины смертельно опасно для украинцев и что они поймут, что жизнь в большом общем государстве лучше, чем смерть. Их смерть и смерть их близких. И чем раньше украинцы это поймут, тем лучше". ". [73] 22 февраля 2024 года Медведев описал будущие планы России в русско-украинской войне, заявив, что российская армия пойдет дальше вглубь Украины, взяв южный город Одессу , и может снова продвинуться к украинской столице Киеву , и заявил что «Где нам следует остановиться? Я не знаю». [74] За свои заявления украинские и американские СМИ охарактеризовали Медведева как «русского рашиста (русского фашиста)». [75]
Опрос, проведенный в апреле 2022 года агентством " Рейтинг ", показал, что подавляющее большинство (91%) украинцев (без учета оккупированных Россией территорий Украины ) не поддерживают тезис о том, что "русские и украинцы - один народ". [76]
Опросы [ править ]
Общенациональный опрос, проведенный в марте 2000 года в Беларуси, показал, что 42,6% респондентов заявили, что считают белорусов ветвью триединой русской нации. [77]
По данным опроса, проведенного в 2015 году вильнюсским Независимым институтом социальных, политических и экономических исследований (НИСЭПИ), ровно две трети белорусов по-прежнему считают, что белорусы, русские и украинцы — это три ветви одной нации, при этом 27,1% респонденты считают их разными народами. [78]
Опрос, проведенный в июле 2021 года украинским социологическим центром « Рейтинг », показал, что 55% украинских респондентов (за исключением аннексированного Россией Крыма и территорий, контролируемых сепаратистами) не согласны с недавними заявлениями Путина о том, что «русские и украинцы — это один народ, принадлежащий к одному и тому же историческому народу». и духовное пространство», а 41% согласились. На востоке Украины с утверждениями согласились 65%, не согласились 30%, на юге Украины согласились 56%, не согласились 40%, в Центральной Украине согласились 36%, не согласились 60%, а на Западной Украине согласились 22%, а 75% не согласился. [79] [80]
Опрос, проведенный в апреле 2022 года агентством « Рейтинг », показал, что подавляющее большинство (91%) украинцев (без учета оккупированных Россией территорий Украины ) не поддерживают тезис о том, что «русские и украинцы — один народ». Число разделяющих это мнение составило всего 8% (в августе 2021 года — 41%, в марте 2022 года — 21%). Поддержка этой идеи по-прежнему зафиксирована у 23% жителей Востока и 13% респондентов старшего возраста. Напротив, в других макрорегионах и возрастных группах поддержки этот тезис практически не нашел. [81]
Религия [ править ]
Титул «Всея Руси » , всегда используемый российскими правителями, до сих пор используется православными патриархами как в России , так и на Украине . В данном случае российский патриарх использует титул « Патриарх Московский и всея Руси » , а украинский патриарх Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата – титул «Патриарх Киевский и всея Руси » , подразумевая конкурирующие претензии на духовное лидерство. православного народа на всей территории бывшей Киевской Руси .
Инициативой как внешней политики Кремля, так и Русской Православной Церкви является концепция « Русского мира » ( русский мир ), рассматриваемая как «воссоединение» триединого русского народа, а иногда и как главная задача XXI века. [82] Данная инициатива продвигалась совместно с российским правительством в его внешней политике с целью укрепления своих позиций на постсоветском пространстве. [83] поскольку он ставит Москву «в центр православной цивилизации родственных соседей: России, Белоруссии и Украины». [84] [85]
Статус русинов [ править ]
Общерусская идеология имела тенденцию включать носителей четвертого и единственного другого восточнославянского языка — русинов Карпатской Руси . в состав малороссов (украинцев) [7] [8] Некоторые современные русинские авторы в Соединенных Штатах предпочитали рассматривать русинов как отдельную подгруппу внутри более крупной российской нации. [86] И все-таки среди русинов никогда не отрицался тот факт, что русины были наиболее тесно связаны с малороссами. Русинских последователей общерусской концепции называли «русофилами». [87]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Еще в IX веке поселения Руси создавали небольшие земледельческие общины вдоль реки Волги , поглощая финно-угорские племена, ранее населявшие этот регион. [44] Между Окой и Белым морем до сих пор можно увидеть множество названий городов, сел и рек финно-угорского происхождения. [45]
- ↑ Дмитрий Дорошенко , ведущий украинский историк, назвал это эссе «Евангелиями украинского национализма». [57]
Ссылки [ править ]
- ^ Кусумано, Эухенио; Корб, Мэриан (2018). Гражданско-военный ответ на гибридные угрозы . Чам, Швейцария. п. 30. ISBN 9783319607986 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Реструктуризация посткоммунистической России . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . 2004. с. 178. ИСБН 9780511509995 .
- ^ Миллер, А.И. (2003). Украинский вопрос: Российская империя и национализм в XIX веке . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета . п. 21. ISBN 9789639241602 .
- ^ Суслов, Михаил (2020). Геополитическое воображение: идеология и утопия в постсоветской России . Штутгарт. п. 191. ИСБН 9783838213613 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Плохий, Сергей (2007). Украина и Россия: репрезентации прошлого . Торонто: Издательство Университета Торонто . п. 139. ИСБН 9780802093271 .
- ^ Яс, О. Малая Малороссия (МАЛА РУСЬ) . Энциклопедия истории Украины.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Польский ежеквартальный журнал международных отношений, Том 1 . п. 100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меньшинства в политике: культурные и языковые права: Братиславский симпозиум, 13-16 ноября 1991 г. п. 222.
- ^ Ильницкий, Олег С. (1996). «Культура и упадок Российской империи» . В Зезульке-Майу — Габриэль Ева Мари; Гиффорд, Джеймс (ред.). Культура + Государство: Национализмы . ЦРК Пресс . п. 127. ИСБН 9781551951492 .
- ^ Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Издательство Университета Торонто . п. 11. ISBN 9781442640856 .
- ^ Ильницкий, Олег С. (1996). «Культура и упадок Российской империи» . В Зезульке-Майу — Габриэль Ева Мари; Гиффорд, Джеймс (ред.). Культура + Государство: Национализмы . ЦРК Пресс . п. 127. ИСБН 9781551951492 .
Со второй половины XIX века поддерживаемая государством общероссийская национальная идентичность была воспринята многими имперскими подданными (евреями, немцами, украинцами) и служила основой Империи. К началу ХХ века идея триединой русской нации глубоко укоренилась среди этнических русских.
- ^ Максвелл, Александр (1 декабря 2022 г.). «Популярный и научный примордиализм: политика украинской истории во время вторжения России в Украину в 2022 году» . Журнал национализма, памяти и языковой политики . 16 (2): 152–171. дои : 10.2478/jnmlp-2022-0008 . S2CID 252877317 .
- ^ Кузио, Тарас (26 января 2022 г.). Русский национализм и русско-украинская война . Рутледж . ISBN 978-1-000-53408-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брингхерст, Роберт (1996). Элементы типографского стиля . ЦРК Пресс . п. 127. ИСБН 9781551951492 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шкандрий, Мирослав (2001). Россия и Украина: литература и дискурс империи от наполеоновских до постколониальных времен . McGill-Queen's Press . стр. 7–9. ISBN 9780773522343 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кравченко, Богдан (1987). Социальные изменения и национальное сознание в Украине двадцатого века . ЦИУС Пресс. стр. 31–32. ISBN 9780920862469 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Миллер, Алексей Иванович (2003). Украинский вопрос: Российская империя и национализм в девятнадцатом веке . Издательство Центральноевропейского университета . п. 29. ISBN 9789639241602 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Миллер, Алексей (2003). Завещание всероссийской идеи . Издательство Центральноевропейского университета . стр. 234–235. ISBN 9789639241367 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Plokhy, Serhii (2008). Украина и Россия . Toronto: University of Toronto Press . pp. 139 –141. ISBN 9780802093271 .
общероссийский.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Plokhy, Serhii (2005). Unmaking Imperial Russia . Toronto: University of Toronto Press. pp. 161-162. ISBN 9780802039378 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бугайский, Януш (2004). Холодный мир: новый империализм России . Издательская группа Гринвуд. п. 53. ИСБН 9780275983628 .
- ^ Амбрози, Томас (2013). Авторитарная реакция: российское сопротивление демократизации в бывшем Советском Союзе . Издательство Эшгейт . п. 134. ИСБН 9781409498896 .
- ^ Бэйкрофт, Тимоти; Хьюитсон, Марк (2006). Что такое нация?: Европа 1789–1914: Европа 1789–1914 . Издательство Оксфордского университета . п. 301. ИСБН 9780191516283 .
- ^ Ослунд, Андерс (1999). Россия после коммунизма . Фонд Карнеги за международный мир. п. 82. ИСБН 9780870031519 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хоскинг, Джеффри А. (2006). Правители и жертвы: русские в Советском Союзе . Издательство Гарвардского университета . п. 233 . ISBN 9780674021785 .
триединая русская нация.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Западная Украина в конфликте с Польшей и большевизмом, 1918-1923 гг . Канадский институт украинских исследований Press. 2009. с. 8. ISBN 9781894865128 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ранкур-Лаферьер, Даниэль (2000). Русский национализм с междисциплинарной точки зрения: представляя Россию . Эдвин Меллен Пресс . п. 10. ISBN 9780773476714 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Издательство Университета Торонто . п. 469. ИСБН 9781442640856 .
- ^ Nat͡sionalni interesy . Vol. 2–7. 1999. p. 36.
- ^ Украина ХХ ул., культура, идеология, политика . Том. 8. Украинский институт истории. 2005. стр. 9–10.
- ^ Украина дипломатическая, Том 4 . Дипломатическая и консульская служба Украины. 2004. с. 502.
- ^ Shtets, Mykola (1969). Literaturna mova ukraïntsiv Zakarpatti︠a︡ и Skhidnoï Slovachchyny: pisli︠a︡ 1918 . p. 70.
- ^ Идзе, Виктор Святославович (2002). Украинская диаспора в России . p. 166.
- ^ Яковенко Николай. курс подготовки к внешнему независимому оцениванию , Страна грез, 2008
- ^ «Русско-английский словарь – перевод – bab.la» . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ "ЛЮДИ – Перевод на английский – bab.la" . Retrieved 15 May 2023 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр Дж. Мотыль (11 сентября 2013 г.). «Деконструкция Путина на Украине» . Журнал мировых дел. Архивировано из оригинала 16 сентября 2013 года . Проверено 19 марта 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Университет Торонто Press. п. 73. ИСБН 9781442640856 .
- ^ Фёдор Гайда. Русские и россияне .
- ^ Работы современных ученых, которые проводят такое различие, включают:
Пол Роберт Магочи «Корни украинского национализма: Галиция как Пьемонт Украины» , University of Toronto Press (2002), ISBN 0-8020-4738-6
Сергей Плохий, «Происхождение славянских народов: домодернистские идентичности в России, Украине и Беларуси» , Cambridge University Press (2006), ISBN 0-521-86403-8 - ^ Томпсон, Ева Маевска (1991). Поиски самоопределения в русской литературе . Том. 27. Издательство Джона Бенджамина. п. 22. ISBN 9027222134 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рясановский, Николай ; Стейнберг, Марк Д. (2005). История России (7-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 61, 87. ISBN. 978-0-19-515394-1 .
- ^ Клычевский, Василий (1987). Курс русской истории . стр. 294, 295–296, 298. Сочинения: В 9 т. М., Т. Я. Курс русской истории. Ч. Я. С.
- ^ Россия (5-е изд.). Одинокая планета. 2010. с. 215. ИСБН 9781742203737 .
- ^ Столяров, Михаил (2013). Федерализм и диктатура власти в России . Рутледж. п. 10. ISBN 9781134417803 .
- ^ Стрейтберг, Бопп, Вильгельм, Франц (1917). Славяно-литовский, албанский . Брюкнер А., Штрайтберг Вильгельм. Карл Дж. Трюбнер. п. 42. ИСБН 3111446808 . OCLC 811390127 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Призель, Илья (1994). «Влияние этнической принадлежности на внешнюю политику на примере Украины» . В Шпорлюке, Роман (ред.). Национальная идентичность и этничность в России и новых государствах Евразии . Я Шарп. п. 115. ИСБН 9781563243547 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 15–16. ISBN 9781442640856 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рясановский, Николай ; Стейнберг, Марк Д. (2005). История России (7-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 91. ИСБН 978-0-19-515394-1 .
- ^ Рясановский, Николай ; Стейнберг, Марк Д. (2005). История России (7-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 97. ИСБН 978-0-19-515394-1 .
- ^ Юсова Н. Н. Древнерусской народности концепция // Энциклопедия истории Украины. В 5 т. / Редкол В. А. Смолий и др. - Институт истории Украины НАН Украины. – Киев: Научная мысль, 2003. – Т. 2. Г-Д. – С. 275–276. - 528 с. – 5000 экз. - ISBN 966-00-0405-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Plokhy, Serhii (2008). Украина и Россия . Toronto: University of Toronto Press . pp. 38 –40. ISBN 9780802093271 .
общероссийский.
- ^ Мялксоо, Лаури. «История теории международного права в России: цивилизационный диалог с Европой» (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Издательство Университета Торонто . стр. 392–395. ISBN 9781442640856 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Издательство Университета Торонто . п. 378. ИСБН 9781442640856 .
- ^ Ларуэль, Марлен (2009). Русский национализм и национальное восстановление России . Рутледж . стр. 14–15. ISBN 9781134013623 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Миллер, Алексей Иванович (2003). Украинский вопрос: Российская империя и национализм в девятнадцатом веке . Издательство Центральноевропейского университета . п. 81. ИСБН 9789639241602 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Магочи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы . Торонто: Издательство Университета Торонто . п. 540. ИСБН 9781442640856 .
- ^ Yusova, Nataliya (2008). Первое совещание по вопросам этногенеза (конец 1930-х гг.) [Впервые присутствие отождествления вопроса о этногенности (end of the 1930s)] (PDF) (в Russian). Archived from the original (PDF) on 27 September 2013: from Научные записки по украинской истории : Сборник научных трудов. - Переяслав-Хмельницкий: ГВУЗ "Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды", Issue 21, 2008; pages 240-251
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Долбилов М., Миллер А. И. Западные окраины Российской империи. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 465—502. — 606 с.
- ^ Дронов Михаил Ностальгия по Малороссии (укр.) // Украинский журнал : Информационный культурно-политический месячник для украинцев в Чехии, Польше и Словакии. – 2007. – В. 1 (19). – С. 32-33.
- ^ Marchukov, Andrei Vladislavovich (23 November 2011). Малорусский проект: о решении украинско-русского национального вопроса [Малороссийский проект: о решении украинско-русского национального вопроса] (на русском языке). regnum.ru . Проверено 26 ноября 2016 г.
- ^ Левяш И. Я. Русские в Беларуси: дома или в гостях? (рус.) // Социс : научный журнал. — 1994. — В. 8-9. — С. 139-142.
- ^ Воссоединение русского мира - главная задача на XXI век // Золотой лев : материалы Круглого стола.
- ^ Снайдер, Тимоти Д. (13 декабря 2013 г.). «Украина: Отрицание Путина» . Нью-Йоркское обозрение книг.
- ^ Хилле, Катрин (20 декабря 2013 г.). «Россия-Украина: Тест на братство» . Файнэншл Таймс .
- ^ "Песков: Россия обеспокоена событиями на Украине, но не будет вмешиваться в ее внутренние дела" . Киев Почта . 5 февраля 2014 года . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ Снайдер, Тимоти. «Выход для Украины?» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Бейкер, Шинеад (22 февраля 2022 г.). «Путин отрицает планы возрождения Российской империи после того, как заявил, что Украина не является настоящей страной, и отправил туда войска» . Бизнес-инсайдер . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Каратницкий, Адриан (19 декабря 2023 г.). «Что будет означать победа России для Украины» . Внешняя политика .
- ^ «Союзник Путина говорит, что существует «100-процентная» вероятность будущих российско-украинских войн» . Newsweek . 17 января 2024 г.
- ^ Осборн, Эндрю (30 июля 2023 г.). «Российский Медведев: Нам придется применить ядерное оружие, если украинское наступление увенчается успехом» . Рейтер .
- ^ «Россия запрещает украинцам посещать школы на оккупированной территории, Медведев опубликовал «геноцидную» тираду» . Киев Почта . 18 января 2024 г.
- ^ «Россия собирается откусить еще большую часть Украины, — говорит союзник Путина Медведев» . Рейтер . 22 февраля 2024 г.
- ^ «Российский политический клоун Медведев в своем безумном посте называет французов «лягушкоедами» и «ублюдками» . Yahoo , Новый Голос Украины . 4 января 2024 г.
- ^ "Восьмой общенациональный опрос: Украина в условиях войны (6 апреля 2022)" . Ratinggroup.ua . 6 апреля 2022.
- ^ Нелли Бекус Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «беларусскость» .
- ^ "Соцопрос: пророссийские настроения в обществе незначительно выросли" . TUT.BY . 31 March 2015. Archived from the original on 25 May 2018 . Retrieved 24 May 2018 .
- ^ "Общественно-политические настроения населения (23–25 июля 2021)" . ratinggroup.ua . 27 июля 2021.
- ^ "Общественно-политические настроения населения" (PDF) . ratinggroup.ua .
- ^ "Восьмой общенациональный опрос: Украина в условиях войны (6 апреля 2022)" .
- ^ Krutov, A. N. Воссоединение должно стать ключевым словом нашей деятельности Archived 28 September 2013 at the Wayback Machine (рус.) // Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье. : информационно-аналитический бюллетень. — Москва: Институт стран СНГ, Институт диаспоры и интеграции, 2008, 8 декабря. — В. 210. — С. 25.
- ^ «Российско-украинские противоречия на фоне годовщины христианизации Киевской Руси» . ОСВ. 7 августа 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Дженсен, Дональд Н. (13 августа 2013 г.). «Зачем Путину Украина» . Институт современной России . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «1025-летие крещения Киевской Руси» . Экономист . 30 июля 2013 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Гринвудская энциклопедия многоэтнической американской литературы: A–C . п. 393.
- ^ Религия и национальность в Западной Украине: Греко-католическая церковь и русинское национальное движение в Галичине, 1870-1900 гг . п. 10–11.