русская душа
Термин « русская душа » ( русский : русская душа , русская душа ) использовался в литературе в отношении уникальности русской национальной идентичности. [1] Этот термин также иногда обозначается как «великая русская душа» ( русский : великая русская душа , великая русская душа ), «таинственная русская душа» ( русский : загадочная русская душа , загадочная русская душа ) или «русский дух» ( русский : русский) . дух , русский дух ). Произведения многих русских писателей, таких как Николай Гоголь , Лев Толстой и Федор Достоевский, предлагают описания русской души.
Термин
[ редактировать ]Понятие русской души возникло в 1840-х годах главным образом как литературное явление. Писатель Николай Гоголь и литературный критик Виссарион Белинский совместно ввели этот термин после публикации шедевра Гоголя « Мертвые души » в 1842 году. В то время помещики часто называли своих крепостных «душами» для целей бухгалтерского учета, а название романа отсылает к схеме главного героя покупка прав на умерших крепостных. Однако помимо этого буквального значения Гоголь также задумал это название как наблюдение за душевной потерей помещиков при эксплуатации крепостных. [2]
Белинский, известный радикальный критик, пошел еще дальше в намерениях Гоголя и вывел из романа новое признание национальной души, существующей отдельно от правительства и основанной на жизни низшего класса. Действительно, Белинский несколько раз использовал термин «русская душа» в своем анализе творчества Гоголя, и с тех пор эта фраза приобрела все большую известность и в конечном итоге стала более четко определена в трудах таких авторов, как Федор Достоевский . Однако эта знаменитая разновидность национализма была результатом постоянных усилий различных классов России по определению национальной идентичности. [2] По мнению Достоевского, « самая основная, самая зачаточная духовная потребность русского народа есть потребность в страдании, всегда присутствующем и неутолимом, везде и во всем » . [3]
Гоголь и его современники сделали литературу новым любимым оружием России, инструментом, с помощью которого она могла осознать свое величие и побудить нацию занять предназначенное ей положение мирового лидера. Возможно, у Гоголя не было таких грандиозных представлений, но с помощью Белинского он проложил путь новой концепции русской идентичности – великой русской души. В отличие от предшествующего «Русского духа» ( Русский дух ), ориентированного на прошлое России, «Русская душа» была выражением оптимизма. В нем подчеркивалась историческая молодость России и ее способность, следуя крестьянской мудрости, стать спасителем мира. Действительно, хотя концепция русской души выросла на западных идеях, ее сторонники считали, что Россия сделала эти идеи своими собственными и будет использовать их, чтобы спасти Европу от самой себя. [2] Термин «русская душа» можно встретить и в русской народной культуре. [4]
Кульминация концепции
[ редактировать ]Достоевский
[ редактировать ]Русская душа развилась и вошла в западное сознание в последующие десятилетия, в первую очередь благодаря творчеству Федора Достоевского. В своих романах и рассказах Достоевский часто демонстрировал антиевропейский национализм и часто предполагал «народный дух», скрепленный «невыраженными, бессознательными идеями, которые просто сильно ощущаются». Со смертью Достоевского в 1881 году «русская душа» завершила свою эволюцию в России. [2] Достоевский имел следующее мнение о свободе и силе русской души: [5]
Страшно, насколько свободен дух русского человека, насколько сильна его воля! Никто никогда не был так сильно оторван от родной земли, как ему иногда приходилось; никто никогда не делал столь резкого поворота, как он, следуя своему убеждению!
По Достоевскому
[ редактировать ]Примерно с 1880 по 1930 годы, во многом благодаря Достоевскому, концепция «русской души» распространилась на другие страны и стала влиять на зарубежное восприятие русского народа. Для многих европейцев эта идея предложила положительную альтернативу типичному представлению о русских как отсталых, вместо этого изображая русский народ как пример невинности, которую потерял Запад. Популярность «русской души» сохранялась и в ХХ веке, но угасла по мере усиления советской власти. К 1930-м годам эта концепция канула в безвестность, но она сохранилась в трудах многочисленных авторов, которые ее разработали. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Расшифровка загадочной русской души» , интервью с профессором Майклом Хьюзом из Ланкастерского университета , 9 июня 2013 г. Архивировано 4 июля 2017 г., на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямс, Роберт С. (1970). «Русская душа: исследование европейской мысли и неевропейского национализма». Журнал истории идей . 31 (4): 573–588. дои : 10.2307/2708261 . JSTOR 2708261 .
- ^ Русский разговор: культура и разговор во время перестройки , Нэнси Райс, издательство Корнельского университета (1997), ISBN 0-801-48416-2.
- ^ Апресян, Валентина (2009). «Миф о «русской душе» сквозь зеркало языка» . Фольклорика . 14 . дои : 10.17161/folklorica.v14i0.3818 . ISSN 1920-0242 .
- ^ Beyond, Россия (29 декабря 2017 г.). «10 мастерских цитат о русской душе, которые вам нужно знать» . www.rbth.com . Проверено 30 января 2020 г.