Русская Идея

« Русская идея » ( рус . Русская идея , латинизированное : Русская идея ) — совокупность понятий, выражающих историческую уникальность, особое призвание и глобальное предназначение русского народа и, как следствие, российского государства . [1] Русская идея приобрела особую актуальность после распада Советского Союза и образовавшегося после этого духовного вакуума. [2]
Русский философ Арсений Гулыга писал в 2003 году: «Сегодня Русская Идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению этого материального и духовного возрождения России. Русская Идея сегодня актуальна, как никогда, для человечества (и не только Россия) подошла к краю пропасти [...] Русская идея есть часть общечеловеческой христианской идеи, оформленной в терминах современной диалектики ». [3]
История
[ редактировать ]Предполагается, что Русская идея сформировалась в XVI веке и выразилась в идее православно-христианской монархии (идея Москвы как Третьего Рима Филофея Псковского ). [4] В то же время предполагается, что источник русской идеи зародился в еврейском мессианстве . [5]
Вопрос об уникальности России и призвании русского народа и государства впервые был поставлен философом Петром Чаадаевым . [6] однако он не дал на этот вопрос положительного ответа. Славянофилы предложили Чаадаеву свои варианты ответа (с критикой вестернизации и апологией православия ). [7] Сам термин «Русская идея» был введен Федором Достоевским в 1860 году. [8] и стал известен за рубежом после доклада «Русская идея», сделанного философом Владимиром Соловьевым в Париже в 1888 году. [9] Русский философ Арсений Гулыга писал: «Вариант Русской Идеи Достоевского представляет собой концепцию общечеловеческой морали, имеющую патриотическую форму. [10]
Термин широко использовался русскими философами, такими как Евгений Николаевич Трубецкой , Василий Розанов , Вячеслав Иванович Иванов, Семен Франк , Георгий Федотов , Лев Платонович Карсавин . В наиболее корректной форме понятие «Русская идея» определяется через идеи философов и мыслителей рубежа 20-го века, таких как Николай Бердяев , Владимир Соловьев , Иван Ильин , Николай Данилевский , а также современных мыслителей, таких как Виктор Владимирович Аксютич. , Арсений Гулага и Александр Солженицын . В их произведениях подчеркивается важность этой концепции, ее «цементирующее» качество для русского народа.Современный русский писатель Виктор Пелевин имеет свой взгляд на идею, и в наиболее полной форме этот взгляд подробно изложен в его романе « Поколение «П» .
По мнению приверженцев концепции, Русская идея выражает «замысел Божий для России». [11] т.е. священная и зачастую эсхатологическая миссия русского народа и государства. [примечание 1] Русская Идея содержит в себе идею русского народа и государства как «Богоносителя». Этим фактом подчеркивается универсальность соборность и . Русской Идеи Приверженцы Русской Идеи твердо верят, что Россия имеет глобальную цель и важна для общего христианского спасения. [12]
Критика
[ редактировать ]Геополитический аспект
[ редактировать ]Некоторые мыслители (Александр Львович Янов, 1988) полагают, что за Русской Идеей скрываются геополитические амбиции, а также идеология российского великодержавного шовинизма и империализма . В противовес точкам зрения, сходным с точкой зрения Янова и статьи в «Коммунисте» , Арсений Гулыга писал, что неудивительно, что взгляды антикоммуниста и посткоммуниста совпадают, поскольку «в обоих случаях есть желание опорочить духовную историю». России». [13]
Отношения между государством и обществом
[ редактировать ]Существует мнение, что главное противоречие между русской идеей и Западом лежит в области взаимоотношений общества и государства. [14] В то время как на Западе исторически представлен принцип «государство для людей», российский принцип – «люди объединены, живут и жертвуют ради большего блага». Некоторые отмечают, что сакральный статус государства был характерной чертой как Советский и имперский период российской истории.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно действующей Конституции Российской Федерации , Российская Федерация — светское государство с разделением церкви и государства :
Статья 14
1. Российская Федерация – светское государство. Ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цыганков, Андрей П. «Национальная идеология и теория международных отношений: три воплощения «русской идеи». Европейский журнал международных отношений, том. 16, нет. 4 декабря 2010 г., стр. 663–686.
- ^ Эйзлвуд, Робин. «Возвращение «русской идеи» в публикациях 1988-91 гг.». Славянское и восточноевропейское обозрение, вып. 71, нет. 3, 1993, стр. 490–499.
- ^ Gulyga 2003 , p. 33, ch. 1 Русская идея как постсовременная проблема (in Russian).
- ^ Стремухов, Дмитрий. «Москва Третий Рим: Истоки учения».
- ^ Силяк, Ана. Николай Бердяев и происхождение российского мессианства
- ^ «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России
- ^ Полемика славянофилов и западников. Русская идея
- ^ Достоевский, Ф. М. (1993). "<Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год>" . Собрание сочинений . Vol. 11. Л.: Наука . p. 7.
- ^ Зеньковский В.В. (1953). «Глава XVI: Владимир Соловьев». История русской философии . Том. 2.
- ^ Gulyga 2003 , p. 105, Глава 4. «Я видел истину» (Достоевский).
- ^ Русская Идея
- ^ Горелов Анатолий Алексеевич (2017). "Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм" . Знание. Понимание. Умение (in Russian) (1) (Знание. Понимание. Умение ed.): 50–66.
- ^ Gulyga 2003 , p. 12, Глава 1. Русская идея как постсовременная проблема.
- ^ «Чего хочет Россия: от холодной войны к горячей войне» , The Economist , 14 февраля 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бердяев, Николай Александрович Русская идея (1948, первоначально опубликовано на русском языке в 1946 году)
- Gulyga, Arseny Vladimirovich (2003). "Глава 4. «Я видел истину» (Достоевский)". Русская идея и ее творцы (in Russian). М.: Эксмо . pp. 106–107. ISBN 5-699-02718-1 .