Русский национализм

Флаг России
Памятник « Тысячелетие России» , построенный в 1862 году в честь тысячелетия российской истории.

Русский национализм ( русский : Русский национализм ) — это форма национализма , которая продвигает российскую культурную идентичность и единство. Русский национализм впервые приобрел известность как панславянское XIX века явление в Российской империи и подвергался репрессиям во время раннего правления большевиков . Русский национализм был ненадолго возрожден благодаря политике Иосифа Сталина во время и после Второй мировой войны , которая имела много общего с мировоззрением ранних евразийских идеологов. [1]

После распада Советского Союза русский национализм стал ассоциироваться с евразийством , получившим новую жизнь благодаря Евразийскому движению российского философа Александра Дугина . Неоевразийская социально-политическая программа получила широкое признание в путинистской России ; книги, трактаты и лекции Дугина пропагандируются в университетах, школах, военных институтах, полицейских академиях и других правительственных организациях как часть принятия правительством Путина авторитаризма и осуждения либеральной демократии . [2] [3]

Определение русской национальной идентичности в русском национализме характеризовалось по-разному. В этническом плане один из них включает утверждение, что те, кого идентифицируют как этнических русских, являются русской нацией, другой — это концепция общероссийской нации, разработанная в Российской империи , согласно которой русские имеют внутри себя три субнациональные группы, включая великороссов (тех, кого обычно называют этнические русские сегодня), малороссы ( украинцы ) и белорусские ( белорусы ). Русские националисты идентифицируют Россию как главного преемника Киевской Руси и обычно рассматривают возникновение отдельных национальных идентичностей белорусов и украинцев как отрыв от русской национальной идентичности. С евразийской точки зрения, Россия представляет собой особую цивилизацию, отдельную как от Европы, так и от Азии, и включает в себя этнических нерусских тюркских и азиатских культур .

История [ править ]

Имперский русский национализм

Аллегория триединой общероссийской нации , которая рассматривает российскую нацию как имеющую внутри себя три субнации: великороссов (тех, кого сегодня обычно называют этническими русскими ), малороссов ( украинцев ) и белороссов ( белорусов ) начала 20 века. плакат.

Русский девиз « Православие, самодержавие и народность » был придуман графом Сергеем Уваровым и принят императором Николаем I в качестве официальной идеологии . [4] Тремя компонентами триады Уварова были:

Славянофильское движение стало популярным в России 19 века. Славянофилы выступали против присутствия западноевропейского влияния в России и в результате были полны решимости защитить русскую культуру и традиции. Алексею Хомякову , Ивану Киреевскому и Константину Аксакову приписывают сооснователей движения. [ неправильный синтез? ]

Русский плакат времен Первой мировой войны, призывающий покупать военные облигации

Заметное народное возрождение в русском искусстве было во многом связано со славянофилией. [6] множество работ по русской истории , мифологии и сказкам Появилось . Оперы Николая Римского-Корсакова , Михаила Глинки и Александра Бородина ; картины Виктора Васнецова , Ивана Билибина и Ильи Репина ; и стихи Николая Некрасова , Алексея Константиновича Толстого и других считаются [ кем? ] шедевры русского романтического национализма .

Панславизм , идеал единства всех славянских православных народов, приобрел популярность в середине-конце 19 века. Одним из главных ее идеологов был Николай Данилевский . Панславизм подпитывался, а также был топливом для многочисленных войн России против Османской империи , которые Россия вела с целью освобождения православных национальностей, таких как болгары, румыны, сербы и греки, от мусульманского правления. Конечной целью был Константинополь; Российская империя все еще считала себя « Третьим Римом » и считала, что ее долг требует от нее преемника « Второго Рима », завоеванного Османской империей . [7] Панславизм также сыграл ключевую роль во вступлении России в Первую мировую войну , поскольку против Сербии в 1914 году война Австро -Венгрии вызвала ответную реакцию России. [ нужна ссылка ]

Ультранационализм века начала 20

В начале 20 века в России возникли новые националистические и правые организации и партии, такие как Русское собрание , Союз русского народа , Союз архангела Михаила («Черные сотни») и другие.

Национализм в советское время [ править ]

Большевистский пропагандистский плакат времен Гражданской войны в России с намеком на Святого Георгия и Дракона , где Красной Армии лидер Лев Троцкий был фигурой Святого Георгия, убивавшей дракона, который олицетворял контрреволюцию . Символ Георгия Победоносца, поражающего дракона, был и остается национальным символом России.
Белый русский плакат антисоветский , ок. 1932 год , изображающее женское олицетворение России, известное как Мать-Россия.

Под взглядами международного коммунизма , которые были особенно сильны в то время, Владимир Ленин отделил патриотизм на то, что он определил как пролетарский , социалистический патриотизм, от буржуазного национализма . [8] Ленин отстаивал право всех наций на самоопределение и право на единство всех трудящихся внутри наций, но он также осуждал шовинизм и утверждал, что существует как оправданное, так и неоправданное чувство национальной гордости. [9] Ленин открыто осудил традиционный русский национализм как « великорусский шовинизм », а его правительство стремилось приспособиться к многочисленным этническим группам страны, создавая республики и субреспубликанские образования, чтобы предоставить нерусским этническим группам автономию и защиту от российского господства. [10] Ленин также стремился сбалансировать этническое представительство в руководстве страны, продвигая нерусских чиновников в Коммунистической партии Советского Союза, чтобы противостоять большому присутствию русских в партии. [10] Однако даже в этот ранний период советской истории советское правительство обращалось к русскому национализму, когда оно нуждалось в поддержке, особенно на советских границах в первые годы существования Советского Союза. [10]

Поскольку русский патриотизм служил легитимирующей опорой старого порядка, большевистские лидеры стремились подавить его проявления и обеспечить его окончательное исчезновение. Они официально осуждали русский национализм и остатки имперского патриотизма, такие как ношение военных наград, полученных до Гражданской войны. Некоторые из их последователей не согласились; на нерусских территориях власть большевиков часто рассматривалась как обновленный российский империализм в период с 1919 по 1921 год. В 1922 году был образован Советский Союз, объединивший его членов, но Россия была самым крупным и густонаселенным членом. После 1923 года, следуя идеям Ленина, была принята политика коренизации , обеспечившая государственную поддержку нерусской культуры и языков внутри нерусских республик. [11] Однако эта политика не соблюдалась строго из-за доминирования русских в Советском Союзе. [12] [13] :  394 [14] :  24 Ленин и другие официально критиковали это господство в царской империи как великорусский шовинизм . [15] [13] :  8 Томас Виндерл писал: «СССР стал в определенном смысле больше тюрьмой наций, чем когда-либо была старая Империя. [...] Центр, в котором доминируют русские, установил несправедливые отношения с этническими группами, которые он добровольно помог построить. " [15] Различные ученые акцентировали внимание на националистических особенностях, существовавших уже в ленинский период. [15] :  43 :  48 [16] [14] :  24 Многонациональное построение коренизации ослабло во время правления Сталина. Политика Сталина привела к явному сдвигу в сторону русского национализма, начиная с идеи о том, что русские были «первыми среди равных» в Советском Союзе, и заканчивая «депортациями национальностей». [13] :  453 [17] По словам ученого Джона К. Чанга, большевики «никогда не отказывались полностью от националистических, популистских и примордиалистских убеждений царской эпохи». [17] : 7  Российский историк Андрей Савин заявил, что в 1930-е годы политика Сталина сместилась от интернационализма к национал-большевизму . В отличие от ликвидации классовых врагов, репрессии по национальному признаку объявляли контрреволюционными врагами целые этнические группы, хотя обычно добавлялись «классовые догмы», объявляющие целевые национальности идеологически противоположными Советам. [18]

Сталин отменил большую часть предыдущей интернационалистской политики своего предшественника, подписав приказы о изгнании нескольких отдельных этнических и языковых групп , которые были заклеймены как «предатели», включая балкарцев , крымских татар , чеченцев , ингушей (см. Депортация чеченцев и ингушей ), карачаевцев , . калмыки », что официально означало , корейцы и турки-месхетинцы , которые были коллективно депортированы в Сибирь или Среднюю Азию, где по закону они были обозначены как « спецпоселенцы что они были гражданами второго сорта с ограниченными правами и также содержались в пределах небольшой периметр. [19] [ нужна страница ] [17] Различные историки рассматривают сталинские депортации национальных меньшинств и диаспоры как свидетельство русского национализма советского государства при Сталине. [19] [ нужна страница ] [13] [ нужна страница ] [20] : 143  Чанг писал, что советские депортации корейцев (и других диаспор, депортированных народов, таких как немцы, финны, греки и многих других) иллюстрируют тот факт, что в целом эссенциализированные взгляды на расу , то есть примордиализм , были перенесены из русского национализма царская эпоха . Эти советские штампы и предубеждения превратили корейцев (и китайцев) в явно немарксистскую советскую « желтую опасность ». Существование расизма заключалось в том, что других иногда можно было рассматривать или судить в соответствии с классовой линией, или их можно было видеть или судить на индивидуальной основе, а корейцев - нет. [17] : 32–34  Норман М. Наймарк считал, что сталинские «депортации национальностей» были формой национально-культурного геноцида. Депортации, по крайней мере, изменили культуру, образ жизни и мировоззрение депортированных народов, поскольку большинство из них было отправлено в советскую Среднюю Азию и Сибирь. [21] По словам историка Джереми Смита , «пока Сталин был жив... национальная политика подвергалась произвольным колебаниям. Самой тревожной особенностью этого периода был рост официального антисемитизма », включая кампанию против « безродных космополитов ». Смит заметил, что «выступления и газетные статьи подняли призрак международного еврейского заговора с целью свержения советской власти», приведшего к чисткам Еврейского антифашистского комитета и заговору врачей , который был связан с преследованием московских врачей-евреев в запланированном шоу. испытания. Если бы Сталин не умер тогда, предполагаемый заговор врачей привел бы к депортации евреев в Сибирь. Между тем, оборона страны во время Второй мировой войны привела к возникновению новой волны национальной гордости в нерусских республиках, что привело к чисткам в этих республиках. [20] : 143–145 

По мнению Евгения Добренко , «Поздний сталинизм» после Второй мировой войны представлял собой трансформацию советского общества от марксизма с целью демонизации идеи космополитизма . Он утверждал, что действия Советского Союза до 1945 года все еще можно в какой-то мере объяснить ленинским интернационализмом, но что Советский Союз в послевоенные годы превратился в российское националистическое образование. Благодаря широкому изучению советской литературы он обнаружил значительный рост националистических тем, культурного пуританства и паранойи в публикациях за этот восьмилетний период, что сделало «сталинизм сердцем советскости» намного позже смерти Сталина. [22] :  9–14 [23] Историк Дэвид Бранденбергер противопоставляет характерный для этой эпохи руссоцентризм русскому национализму. По его мнению, этническая гордость и пропаганда русской национальной идентичности не переступали порога национализма, поскольку «партийная иерархия никогда не одобряла идею российского самоопределения или сепаратизма и решительно подавляла всех, кто это делал, сознательно проводя грань между позитивный феномен формирования национальной идентичности и злокачественность полномасштабных националистических амбиций». Чтобы определить «прагматическое» сочетание продвижения русской национальной идентичности в марксистско-ленинской пропаганде и «символически отказавшегося» раннего пролетарского интернационализма, Бранденбергер описывает сталинский режим термином «национал-большевизм». [24] : 2, 6 

Создание международного коммунистического государства под контролем рабочих воспринималось некоторыми как осуществление русских националистических мечтаний. [25] Поэт Павел Коган так описал свои чувства советского патриотизма накануне Второй мировой войны : [26]

Я патриот. Я люблю русский воздух и русскую землю.
Но мы достигнем реки Ганг,
и мы умрем в боях,
чтобы наша Родина сияла
из Японии в Англию

По словам Николая Бердяева :

Русский народ не осуществил свою древнюю мечту о Москве, Третьем Риме . Церковный раскол 17 века выявил, что Московское царство не является Третьим Римом... Мессианская идея русского народа приняла либо апокалиптическую форму, либо революционную; и тогда произошло удивительное событие в судьбе русского народа. Вместо Третьего Рима в России был создан Третий Интернационал , и многие черты Третьего Рима переходят к Третьему Интернационалу. Третий Интернационал — это тоже священная империя, и он тоже основан на ортодоксальной вере. Третий Интернационал — это не интернациональная, а русская национальная идея. [27]

В 1944 году Советский Союз отказался от своего коммунистического гимна «Интернационал» и принял новый государственный гимн, в первой строфе которого выражалась ориентированная на Россию национальная гордость: «Нерушимый союз свободных республик, Великая Россия скрепила навсегда». [28] [29]

Хотя Хрущев восстал во время сталинизма, его речь «О культе личности и его последствиях и десталинизации» означала отход от официального антисемитизма и великорусского шовинизма. Большинству, хотя и не всем национальностям, депортированным Сталиным, было разрешено вернуться при Хрущеве, и Советский Союз в некоторой степени возобновил политику культивирования местного национального развития. [14] :  46 Среди национальностей, которым не разрешили вернуться, были корейцы. [19] и крымские татары . [20] : 162  Кремль при Хрущеве, в целом поддерживая русификацию, предпринял несколько вариантов национальной политики, отдавая предпочтение коренизации (коренизации) в Центральной Азии, не распространяя привилегии на русских. Однако в Латвии региональные коммунистические элиты пытались восстановить местную коренизацию 1957-1959 годов, но Хрущев подавил эти усилия, выслав Эдуарда Берклавса и расширив привилегии русским в Латвии. [30] Тем не менее, во время относительно более толерантной администрации Хрущева русский национализм превратился в несколько оппозиционное явление внутри советских элит. Александр Шелепин , сторонник жесткой линии Коммунистической партии и председатель КГБ, призвал к возврату к сталинизму и политике, более соответствующей русскому культурному национализму, как и консервативные писатели, такие как Сергей Викулов . Руководство комсомола также приняло у себя нескольких видных националистов, таких как Сергей Павлович Павлов , союзник Шелепина, а « Молодая гвардия» опубликовала многочисленные неосталинистские и националистические произведения. [14] : 52–53 

После распада Советского Союза [ править ]

Первый « Государственный флаг » Российской империи (1858–1896) используется некоторыми русскими националистами и монархистами.
Марш около 7000 человек, размахивающих националистическими флагами, скандирующих антииммигрантские лозунги и несущих большой баннер с надписью «Вернем Россию русским» ( Вернём России русским ) в Москве, 4 ноября 2011 г.

Многие националистические движения, как радикальные, так и умеренные, возникли после распада Советского Союза . Одной из старейших и самых популярных является Владимира Жириновского правопопулистская « Либерально-демократическая партия Советского Союза , а затем и Либерально-демократическая партия России , которая была членом Государственной Думы с момента ее создания в 1993 году. Родина» была популярной левая националистическая партия под руководством Дмитрия Рогозина , которая в конечном итоге отказалась от своей националистической идеологии и объединилась с более крупной российской социалистической националистической партией «Справедливая Россия» . [ нужна ссылка ]

Одним из наиболее радикальных ультранационалистических движений было «Русское национальное единство » — крайне правая группа, которая организовывала военизированные бригады из своих молодых членов до того, как была запрещена в 1999 году. [31] [32] По оценкам, до распада в конце 2000 года «Русское национальное единство» насчитывало примерно от 20 000 до 25 000 членов. [33] Другие включают БОРН (Воинствующую организацию русских националистов), которая была причастна к убийству Станислава Маркелова , [34] неомонархическая «Память» , Союз православных знаменосцев и Движение против нелегальной иммиграции , возродившие лозунг « Россия для русских ». Эти партии организовали ежегодный митинг под названием « Русский марш» . [ нужна ссылка ]

Экстремистский национализм [ править ]

Экстремистский национализм в России используется по отношению ко многим крайне правым и некоторым крайне левым ультранационалистическим движениям и организациям. В России термин «национализм» часто используется по отношению к экстремистскому национализму. Однако в России его часто путают с « фашизмом ». Хотя значение этой терминологии не совсем соответствует формальным определениям фашизма , общим знаменателем является шовинизм . Во всем остальном позиции варьируются в широком спектре. Некоторые движения придерживаются политической позиции, согласно которой они считают, что государство должно быть инструментом национализма (например, Национал-большевистская партия , возглавляемая Эдуардом Лимоновым ), тогда как другие (например, Русское национальное единство ) пропагандируют использование тактики бдительности против предполагаемых «врагов России», не участвуя в политике. [ нужна ссылка ]

Антисоветская Русская фашистская партия , вдохновленная итальянским фашизмом , в первой половине 20 века. Лозунг «Получим нашу Родину!» также используется современными крайне правыми в России .

Исторически первыми прообразами таких группировок были « Черная сотня» в императорской России , Русская фашистская организация и Российская фашистская партия (две организации, базировавшиеся в Маньчжоу-Го ). К более поздним антисемитским , организациям, выступающим за превосходство белой расы, неофашистским и неонацистским относится Российская национал-социалистическая партия . [ нужна ссылка ]

По оценкам Московского антифашистского центра в 1997 году, в России действовало 40 (националистических) экстремистских группировок. [35] Тот же источник сообщил о 35 экстремистских газетах, крупнейшей из них является «Завтра» . Несмотря на репрессии со стороны властей, в стране утвердилось крайне правое экстремистское движение. Россия. [36]

Неоязычество и арийский миф [ править ]

После распада Советского Союза арийский миф получил широкую огласку в России. Издаются многочисленные серии сборников сочинений популяризаторов арийской идеи ( «Тайны земли русской» , «Правдивая история русского народа » и др.). Их можно приобрести в российских книжных магазинах, а также в муниципальных и университетских библиотеках. Эти произведения не маргинальны: они имеют тираж в десятки тысяч экземпляров (или миллионы, например, книг Александра Асова ), их содержание участвует в формировании мировоззренческой основы слоя населения относительно древней истории. .

Авторы, развивающие арийскую тему, зачастую являются сотрудниками новых любительских академий и геополитических институтов. Лишь немногие из них имеют высшее историческое образование. Большинство из них имели образование в области техники и точных наук. [37]

«Арийская» идея в версии славянского неоязычества (происхождение славян от «ариев» из Гипербореи или Средней Азии, называемых также «расой белых богов»; связь славян с Индией; древние до -христианские славянские «рунические» книги; происхождение от «славяно-ариев» древних цивилизаций; неоязыческий символ « Коловрат » как вариант инопланетного происхождения «ариев-гиперборейцев»; популяризирован в «документальных» программах телесети РЕН ТВ , в том числе в передачах Игоря Прокопенко и Олега Шишкина. [38]

В ряде направлений русского национализма «арийская» идея используется для обоснования права на территорию современной России или бывшего Советского Союза, которая объявляется местом обитания древних «славяно-ариев». В ряде постсоветских стран «арийство» культивируется неоязыческими движениями, не удовлетворенными реальной историей своих народов. Дохристианское прошлое идеализируется, что позволяет представить своих предков как великий народ-победитель. Выбор падает на язычество, поскольку, по мнению этих идеологов, оно наделено «арийским героическим принципом» и не отягощено христианской моралью, призывающей к милосердию и игнорирующей идею приоритета «крови и почвы».

Христианство рассматривается неоязычниками как препятствие для успешной «расовой борьбы». Отказ от христианства и возврат к «этнической религии», «вере предков», по мнению неоязычников, помогут преодолеть раскол нации и вернуть ей утраченные нравственные «арийские» ценности, которые могут привести к это выход из кризиса. Неоязычники призывают вернуться к «арийскому мировоззрению» во имя общественного здравоохранения, разрушаемого современной цивилизацией. лозунги консервативной революции В рамках этого дискурса вновь становятся популярными 1920-х годов. Объявляя себя «арийцами», радикалы стремятся бороться за «спасение белой расы», что приводит к нападениям на «мигрантов» и других представителей нетитульных национальностей . [39] [ нужна страница ]

Во многих областях славянского неоязычества (родноверия) славянам или русским приписывают историческое и культурное или расовое превосходство над другими народами. Эта идеология включает в себя русский мессианизм, при котором русский народ рассматривается как единственная сила, способная противостоять мировому злу и возглавить остальной мир. [39] [ нужна страница ] «Арийская» идея ставит перед Россией задачу построения аналога « Четвертого Рейха », новой «арийской» империи в мировом масштабе. [37] Русско-арийский миф отвергает любые территориальные споры, поскольку русский народ на всей территории Евразии изображается абсолютно автохтонным.

Менее распространенной является модель этнонационального государства, связанная с сепаратизмом отдельных российских регионов . раздробленность России на несколько русских национальных государств, лишенных этнических меньшинств Предполагается . В обоих случаях считается, что сплоченность общества в новом государстве должна строиться на единой « родной вере ». [39] [ нужна страница ]

Современное российское неоязычество оформилось во второй половине [40] 1970-х годов и связан с деятельностью антисемитских сторонников московского арабиста Валерия Емельянова (неоязыческое имя - Велемир) и бывшего диссидента и неонацистского активиста Алексея Добровольского (неоязыческое имя - Доброслав). [41] [42]

Современный национализм [ править ]

Владимира Путина и Владимира Жириновского считают русскими националистами.
Митинг в поддержку Новороссии в Москве 11 июня 2014 г.

Кремль провел кампанию против радикальных националистов в 2010-х годах, и в результате многие из них в настоящее время находятся в тюрьме, по словам российского политолога и старшего приглашенного научного сотрудника Университета Джорджа Вашингтона Института европейских, российских и евразийских исследований Марии Липман . [43] В то же время евразийство стало доминирующим националистическим нарративом в путинской России . В опросе, проведенном Левада-центром в 2021 году, 64% россиян идентифицируют Россию как неевропейскую страну; в то время как только 29% считали Россию частью Европы. [44]

Социолог Марсель Ван Херпен писал, что «Единая Россия» все чаще опиралась на русский национализм в качестве поддержки после российской военной интервенции в Украину в 2014 году . [45] Националистическая политическая партия «Родина» развивала связи с евроскептиками , крайне правыми и крайне левыми политическими движениями, поддерживая их финансово и приглашая на евразийские конференции в Крыму и Санкт-Петербурге. [46]

Однако, по словам Липмана, Кремль снизил уровень национализма из-за опасений, что такие видные деятели, как Игорь Гиркин, начали действовать независимо после короткого периода активизма, в результате которого российские мужчины добровольно пошли воевать на Донбассе в 2014 и 2015 годах, по словам Липмана. По мнению Липмана, цель Кремля - ​​предотвратить эмоции, которые "могут выйти из-под контроля, и побудить людей действовать самостоятельно". [43]

Академики Роберт Хорват и Антон Шеховцов описали, как Кремль использует крайне правые группы для продвижения русских националистических и антизападных взглядов в России и за рубежом. По словам Хорвата, Кремль культивирует неонацистов, отвергающих демократические институты, и вводит ограничения на основных националистов, которые могут поддерживать свободные выборы. [47] [48] (См. также «Путинизм § Отношение к крайне правым ».)

В ноябре 2018 года Владимир Путин назвал себя «самым эффективным националистом», объяснив, что Россия — многоэтническое и многорелигиозное государство и сохранение его как такового отвечает интересам этнических русских. Он отметил, что русского этноса когда-то не существовало, а сформировали его многочисленные славянские племена . [49]

По словам Майкла Хирша , старшего корреспондента Foreign Policy :

Грэм и другие эксперты по России заявили, что было бы ошибкой рассматривать Путина просто как разгневанного бывшего КГБ аппаратчика , расстроенного распадом Советского Союза и НАТО вторжением после холодной войны , как его часто изображают западные комментаторы. Сам Путин ясно дал это понять в своей речи 21 февраля, когда он отрекся от советского наследия, обрушившись на ошибки, допущенные бывшими лидерами Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным, предоставившими Украине хотя бы частичную автономию. ... Путин - скорее мессианский русский националист и евразийец , чьи постоянные ссылки на историю , восходящую к Киевской Руси , какими бы благовидными они ни были, являются лучшим объяснением его взгляда на то, что Украина должна быть частью сферы влияния России, говорят эксперты. В своем эссе в июле прошлого года Путин даже предположил, что формирование отдельной демократической украинской нации «по своим последствиям сравнимо с применением против нас оружия массового уничтожения ». [50]

Взгляды Путина со временем менялись. В своем выступлении 18 июня 2004 года на международной конференции «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации» Путин сказал о проблемах, тормозящих интеграцию: «Я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. властный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения, и, наконец, это просто глупость, глупость обычных пещерных людей». [51]

Послание Путина к нации 24 февраля 2022 года. [52] Через несколько минут после заявления Путина российское вторжение в Украину . началось

Примерно с 2014 года режим Путина принял русский национализм и великодержавный шовинизм в качестве своей основной политики. [53] [54] В июле 2021 года Путин опубликовал эссе « Об историческом единстве русских и украинцев» , в котором заявляет, что белорусы, украинцы и русские должны быть в одной общероссийской нации как части Русского мира и являются «одним народом», который «силы, которые всегда стремились подорвать наше единство», хотели «разделять и властвовать». [55]

В своем выступлении 21 февраля 2022 года , после эскалации российско-украинского кризиса 2021–2022 годов , [56] Путин сделал ряд заявлений об украинской и советской истории, в том числе заявил, что современная Украина была создана большевиками в 1917 году в рамках коммунистического умиротворения национализма этнических меньшинств в бывшей Российской империи , в частности, обвинив Владимира Ленина в «отделении Украины от Россия". [57] Путин говорил об «исторических, стратегических ошибках», которые были допущены, когда в 1991 году СССР «предоставил суверенитет» другим советским республикам на «исторически русской земле», и назвал весь этот эпизод «поистине фатальным». [58] Он назвал Украину превращенной Западом в «антироссию». [59]

Русский национализм и этнические меньшинства [ править ]

евразийства Идеолог Александр Дугин считается самым влиятельным российским националистическим теоретиком XXI века.
Празднование Дня России в Мирном, Республика Саха , 12 июня 2014 г.

Проблема русского национализма в отношении отношений России с ее этническими меньшинствами широко изучалась со времени быстрого расширения России, начиная с 16 века. [60] Поскольку в английском языке нет слова, которое разграничивало бы значение слова «русский», в русском языке оно используется либо как термин для обозначения этнического народа («Русский» – этнический русский), либо как термин для обозначения жителей. России («Русинин» – гражданин России). [61]

Завоевание русскими мусульманской Казани считается первым событием, превратившим Россию из почти однородной нации в многоэтническое общество. [62] [63] С течением времени и благодаря территориальной базе, полученной в Казани, России удалось завоевать Сибирь и Маньчжурию , а также распространиться на Кавказ . В какой-то момент России удалось аннексировать большую территорию Восточной Европы , Финляндии , Средней Азии , Монголии , а в других случаях она вторгалась на территории Турции, Китая, Афганистана и Ирана. Различные этнические меньшинства становятся все более вирусными и интегрируются в основное российское общество, и в результате они создают неоднозначную картину расовых отношений в современном российском националистическом мышлении. Работу по пониманию различных этнических меньшинств в отношении Российского государства можно проследить до работы Филиппа Йохана фон Страленберга , шведского военнопленного, который поселился в царской России и стал географом.

Эту концепцию хорошо понимают различные меньшинства в России. Волжские татары и башкиры , два основных мусульманских народа в России, уже давно считаются образцовыми меньшинствами в России, и исторически они воспринимались русским националистическим движением более позитивно. Более того, татарские и башкирские имамы работали над распространением русской националистической идеологии в соответствии с их исламской верой. [64] [65]

Карта, показывающая этнические республики Российской Федерации , а также аннексированный Крым , пришедшие на смену национальным территориям РСФСР (до 1990 г.)

На Кавказе Россия получила значительную поддержку со стороны осетин , одного из немногих христианских народов, живущих в этом горном регионе. [66] Была также сильная поддержка России среди армян и греков , и это мнение во многом было связано с тем, что армяне, греки и православное правительство России придерживались схожих религий. [67] [68]

Корё -сарам (корейцы) также считались образцовым меньшинством в России, и в результате их поощряли колонизировать малонаселенные части России. Эта политика была впервые реализована в царскую эпоху и продолжает применяться до сих пор. реализован сегодня, поскольку корейцы не были враждебны русскому национализму. Хотя корейская диаспора на Дальнем Востоке России была лояльна к Советскому Союзу, а также подверглась культурной русификации, корейцы были депортированы в Среднюю Азию советским правительством (1937–1938) на основании ошибочного обвинения в их принадлежности к японцам. Когда Хрущев разрешил депортированным национальностям вернуться на родину, корейцы остались под ограничениями и не были реабилитированы. [69] 26   апреля 1991 года Верховный Совет Российской Социалистической Федеративной Советской Республики под председательством Бориса Ельцина принял закон « О реабилитации репрессированных народов» , статья 2 которого осуждала все массовые депортации как «сталинскую политику диффамации и геноцида ». [70]

Украинцы в России в значительной степени интегрированы, и большинство из них присягнули на верность России, в то время как некоторым украинцам удалось занять значительные позиции в российской истории. Богдан Хмельницкий — один из самых знаменитых деятелей России, который привел Украину в состав Российского Царства на всей территории Переяславской Рады . [71] Украинский князь Александр Безбородко был ответственным за проявление современной дипломатии России во времена правления Екатерины Великой . [72] Советские лидеры Никита Хрущев , Леонид Брежнев , Константин Черненко и Михаил Горбачев также имели некоторые наследственные связи с Украиной. [73] [74] [75] Кроме того, крупнейший российский оппозиционный лидер Алексей Навальный также имеет украинское происхождение по отцовской линии и является потенциальным российским националистом. [76]

Главный редактор RT Маргарита Симоньян , армянка по происхождению, выступила против антивоенных протестов 2022 года в России , заявив, что «если вам сейчас стыдно быть русским, не волнуйтесь, вы не русский». [77]

Ахмад Кадыров и его сын Рамзан перешли в Россию во время Второй чеченской войны , поклявшись в лояльности Путину, сохраняя при этом определенную степень автономии Чеченской Республики и используя эту возможность для обеспечения финансирования своего режима из российских федеральных денег. [78] Владислав Сурков , чеченец по происхождению, был главной фигурой, инициировавшей идею российской управляемой демократии , в которой национализм является частью идеологии. [79]

Грузины в России не относятся положительно к русскому национализму, и в результате подавляющее большинство из них придерживаются нейтрального или отрицательного мнения. [80] Однако российская экспансия в Кавказские горы была инициирована грузинскими деятелями, такими как Павел Цицианов , который инициировал завоевание Кавказа. [81] Петр Багратион был еще одним грузином, ставшим впоследствии одним из самых знаменитых героев России. Превращение Советского Союза в сверхдержаву было делом рук еще одного обрусевшего грузина, Иосифа Сталина , у которого были сложные отношения с русским национализмом. [82]

Некоторые из почитаемых деятелей Дагестана уже давно пользуются уважением среди русских националистов, например, Расул Гамзатов , который является одним из самых уважаемых поэтов России, несмотря на свое аварское происхождение. [83] Рост популярности и известности Хабиба Нурмагомедова вызвал разногласия среди россиян и дагестанцев. [84] Сторонник Путина Рамзан Кадыров сделал противоречивые заявления, нападая на легендарного дагестанского лидера Имама Шамиля , который возглавлял вооруженное сопротивление кавказского имамата российскому империализму во время Мюридской войны . Это вызвало волну критики со стороны дагестанцев, которые опасаются, что кадыровцы стремятся контролировать Кизлярский и Ботлихский районы Дагестана. Комментарии Кадырова широко рассматриваются как часть попыток правительства унизить религиозных и национальных лидеров мусульманского меньшинства России, которые защищали свою родину от имперской России . [85]

Немцы в России долгое время пользовались привилегиями при царском правительстве, и многие немцы стали видными в российской политике, образовании и экономике, включая Царский Дом Романовых , в который также входили многие немецкие деятели, в первую очередь Екатерина Великая . [86] [87] [88] Многие немцы участвовали в Гражданской войне в России и считали себя русскими националистами. [ нужна ссылка ] Балтийско -немецкое дворянство было в значительной степени лояльно по отношению к Российской империи, но было устойчиво к национализму до русской революции, идентифицируя себя в основном как представители российского дворянства . [89]

Ряд критиков считают, что подъем русского национализма запоздал. Причина – пассивное отношение россиян к другим народам, населяющим Россию. Пассивность возникла из-за огромного количества народов России, которые по численности были значительно меньше русских. Их было легко доминировать и подчинять. [90] : 251  [91] В то же время рост представительства евреев, узбеков, немцев, армян и других представителей нерусских народов в элитах России порождает недовольство и русский «запоздалый» национализм. [ нужна ссылка ] По мнению Бориса Березовского , русский национализм представляет собой огромную опасность, с которой во все возрастающих масштабах будет сталкиваться все нерусское население России. [92]

Партии и организации [ править ]

Политическая партия Тип Статус Годы существования
Либерально-демократическая партия России Ультранационалист, Ксенофоб Зарегистрировано, входит в состав Государственной Думы 1989 – настоящее время
Коммунистическая партия Российской Федерации Левый национализм Зарегистрировано, входит в состав Государственной Думы 1993 – настоящее время
Партия национального суверенитета России националист Отказано в регистрации 2000–2012
Великая Россия националист Отказано в регистрации 2007 – настоящее время
Другая Россия Ультранационалист, Ирредентист Отказано в регистрации 2010 – настоящее время
Pamyat Ультранационалист, Монархист Несуществующий 1980–1990-е годы
Фронт национально-революционного действия Неонацисты Несуществующий 1991-1999
Российский Всенародный Союз националист Несуществующий 1991–2001
Русский Национальный Союз Неонацисты Несуществующий 1993–1998
Народная национальная партия Неонацисты Несуществующий 1994–2006
Семья националист Несуществующий 2003–2006
Российская национал-социалистическая партия Неонацисты Несуществующий Н/Д
Русское Национальное Единство Неонацисты Запрещено 1990–2000
Российский общенациональный союз Ультра-националист Запрещено 1990–2011
Фронт национального спасения Левый национализм, Правый национализм Запрещено 1992–1993
Национал-большевистская партия Ультранационалист, Ксенофоб Запрещено 1994–2007
Национально-освободительное движение националист
Славянский Союз Неонацисты Запрещено 1999–2010
Движение против нелегальной иммиграции Неонацисты Запрещено 2002–2011
Национал-социалистическое общество Неонацисты Запрещено 2004–2010
Северное Братство Неонацисты Запрещено 2006–2012
русские Националистический, Ксенофобский Запрещено 2011–2015
Национал-большевистский фронт националист 2006 – настоящее время
Держава (Russian party) националист Запрещено
Партия Евразия националист Запрещено
Трудовая Россия Левый национализм Запрещено
Национально-республиканская партия России националист Запрещено 1991 - 1998
Патриоты России националист Запрещено
Народный Союз (Россия) националист Запрещено

См. также [ править ]

Библиография [ править ]

Английский
  • Афзал, Амина. Возрождение русского национализма . Стратегические исследования 27, вып. 4 (2007): 53–65.
  • Айтамурто, Каарина. Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Лондон: Рутледж, 2016.
  • Блан, Эрик. Революционная социал-демократия: политика рабочего класса в Российской империи . Книги Хеймаркет, 2022.
  • Бояновская, Эдита М. Николай Гоголь: между украинским и русским национализмом . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2007.
  • Бойцун, Марко. Рабочее движение и национальный вопрос на Украине 1897-1918 гг . Лейден: Брилл, 2021.
  • Брудный, Ицхак М. Новое изобретение России: русский национализм и советское государство, 1953–1991 . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1999.
  • Косгроув, С. (2004). Русский национализм и политика советской литературы: на примере «Нашего Современника», 1981–1991 . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Дружников Юрий. Узник России: Александр Пушкин и политическое использование национализма . Нью-Брансуик: Рутледж, 1999.
  • Дункан, Питер Дж. С. (март 2005 г.). « Современная российская идентичность между Востоком и Западом ». Исторический журнал . 48 (1): 277–294.
  • Данлоп, Дж. Б., Лица современного русского национализма . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1983.
  • Данлоп, Дж.Б., Новый русский национализм , Прегер, 1985* Эли, Кристофер, Джонатан Смил и Майкл Меланкон. Русский популизм: история . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic, 2022.
  • Фролова-Уокер, Марина. Русская музыка и национализм: от Глинки до Сталина . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008.
  • Хелмерс, Рутгер. Недостаточно русский?: Национализм и космополитизм в русской опере девятнадцатого века . Рочестер: Издательство Рочестерского университета, 2014.
  • Хиллис, Фейт. Дети Руси: Правобережная Украина и возникновение русской нации . Итака: Издательство Корнельского университета, 2013.
  • Хорват, Роберт. Путинские фашисты: Русский образ и политика управляемого национализма в России . Нью-Йорк: Рутледж, 2020.
  • Колстё, Пол и Хельге Блаккисруд, ред. Новый русский национализм: империализм, этничность и авторитаризм 2000–2015 . Издательство Эдинбургского университета, 2016.
  • Лакер, Уолтер. Русский национализм . Иностранные дела 71, вып. 5 (1992): 103–16.
  • Ларюэль, Марлен. Российское евразийство: идеология империи . Вашингтон, округ Колумбия: Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2008.
  • Ларюэль, Марлен. Русский национализм: воображение, доктрины и поля политических сражений . Лондон: Рутледж, 2018.
  • Мотыль, Александр Дж. (2001). Энциклопедия национализма, том II. Академическая пресса. ISBN 0-12-227230-7.
  • Пайпс, Ричард. Образование Советского Союза: коммунизм и национализм, 1917-1923 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1964.
  • Плохий, Сергей. Затерянное королевство: В поисках империи и становление российской нации . Нью-Йорк: Основные книги, 2017.
  • Рясановский, Николай V. Николай I и официальная национальность в России 1825–1855 гг . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1959.
  • Шенфилд, Стивен Д. Русский фашизм: традиции, тенденции, движения . Лондон: Рутледж, 2000.* Саблин, Иван. Взлет и падение Дальневосточной республики России, 1905–1922 годы: национализмы, империализмы и регионализмы в Российской империи и после нее . Лондон: Рутледж, 2018.
  • Саймон, Герхард. Национализм и политика в отношении национальностей в Советском Союзе: от тоталитарной диктатуры к постсталинскому обществу . Перевод Карен Форстер и Освальда Форстера. Лондон: Рутледж, 2019.
  • Синявский, Андрей и Дейл Э. Петерсон. Русский национализм . Массачусетс Обзор 31, вып. 4 (1990): 475–94.
  • Стрикленд, Джон. Создание Святой Руси: Православная церковь и русский национализм до революции . Джорданвилль: Типография преподобного Иова Почаевского, 2013.
  • Туминес, Астрид С. Русский национализм с 1856 года: идеология и формирование внешней политики Лэнхэм: Rowman & Littlefield Publishers, 2000.
  • Верховский, Александр (декабрь 2000 г.). « Ультранационалисты в России в начале правления Путина ». Национальные документы . 28 (4): 707–722.
  • Вегрен, Россия Стивена К. Путина . Восьмое издание. Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield, 2022.
  • Вегрен, Россия Стивена К. Путина: прошлое несовершенное, будущее неопределенное . Седьмое издание. Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield, 2018.
Русский

Ссылки [ править ]

  1. ^ Нуграха, Арианта (февраль 2018 г.). «Неоевразийство во внешней политике России: отголоски прошлого или компромисс с будущим?» . Журнал Global & Strategis . 9 (1): 99–100. дои : 10.20473/jgs.9.1.2015.95-110 . Архивировано из оригинала 6 июля 2023 г. – через Global Strategis.
  2. ^ Гарман, Лиам (26 мая 2022 г.). «Неоевразийство – ставя Россию на путь столкновения с Западом» . Оборонное соединение . Архивировано из оригинала 19 ноября 2022 г.
  3. ^ Льюис, Лалл, Александра, Мари (04 июля 2023 г.). «От деколонизации к авторитаризму: использование деколониальной программы в высшем образовании правыми националистическими элитами в России и Индии» . Высшее образование . дои : 10.1007/s10734-023-01074-0 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Рясановский, Николай Васильевич (1959). Николай I и официальное гражданство в России, 1825–1855 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0520010659 .
  5. ^ Хатчингс, Стивен К. (2004). Русская литературная культура в эпоху фотоаппарата: Слово как образ . Рутледж. п. 86.
  6. ^ Тэйден, Эдвард К. (1954). «Начало романтического национализма в России». Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 13 (4): 500–521. дои : 10.2307/2491619 . JSTOR   2491619 .
  7. ^ Grigorieva, Tatyana. "Откуда пошло выражение "Москва – третий рим"?" [How did the saying "Moscow – the Third Rome" emerge?]. Culture.rf (in Russian) . Retrieved 2022-08-05 .
  8. ^ Текущий дайджест советской прессы, Том 39, выпуски 1-26 . Американская ассоциация содействия развитию славистики, 1987. Стр. 7.
  9. ^ Кристофер Рид. Ленин: революционная жизнь . Издание для цифровой печати. Оксон, Англия, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Routledge, 2006. Стр. 115.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мотыль, 2001, стр. 501.
  11. ^ Тимо Вихавайнен: Национализм и интернационализм. Как большевики справились с национальными чувствами? в Chulos & Piirainen 2000 .
  12. ^ Закон, Ян. Красный расизм: расизм в коммунистическом и посткоммунистическом контекстах. Спрингер, 2016, с. 19
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мартин, Терри Дин. Империя позитивных действий: нации и национализм в Советском Союзе, 1923–1939 гг . Издательство Корнельского университета, 2001.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д О'Коннор, Кевин (2008). Интеллектуалы и аппаратчики: русский национализм и революция Горбачева . Лексингтонские книги. ISBN  978-0739131220 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бекус, Нелли (2010). «Национализм и социализм: советский случай». Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «белорусскость» . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 41–50. ISBN  978-9639776685 .
  16. ^ «Советская политика в отношении национальностей, 1920–1930-е годы - приключения в советском воображении: Библиотека Чикагского университета» . www.lib.uchicago.edu . Проверено 31 августа 2022 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чанг, Джон К. «Царская преемственность в советской национальной политике: случай корейской территориальной автономии на советском Дальнем Востоке, 1923–1937» . Журнал Общества евразийских исследований Великобритании и Европы . 3 .
  18. ^ Савин, Андрей (январь 2017 г.). «Этнификация сталинизма? Национальные операции и приказ НКВД № 00447 в сравнительной перспективе» . Этнические и религиозные меньшинства в сталинском Советском Союзе: новые аспекты исследования. Под редакцией Андрея Котлярчука и Олле Сундстрема. Стокгольм : 62. Выбор «неблагонадежных наций» в качестве внутреннего врага и «пятой колонны», а также сдвиг национальной политики сталинского режима 1930-х годов от интернационализма к русификации и «национал-большевизму» в целом согласуется с теорией этнизации сталинизма.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чанг, Джон К. (2018). Утомленные солнцем: корейцы Дальнего Востока России (изд. В мягкой обложке). Гонолулу. ISBN  978-0824876746 . OCLC   1017603651 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Смит, Джереми (2013). Красные нации . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521111317 .
  21. ^ Наймарк, Норман М. (2010). Сталинские геноциды . Издательство Принстонского университета. п. 135. ИСБН  978-0691152387 .
  22. ^ Добренко, Евгений (2020). Поздний сталинизм: эстетика политики . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300252842 .
  23. ^ Лайт, Феликс (24 октября 2021 г.). «Поздний сталинизм Евгения Добренко: эстетика политики пересматривает историю ХХ века» . «Москва Таймс» . Проверено 2 сентября 2022 г.
  24. ^ Бранденбергер, Дэвид (2002). Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование современной российской национальной идентичности, 1931–1956 . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0674009066 .
  25. ^ Бенедикт Сарнов , Наш советский новояз: Краткая энциклопедия реального социализма. , стр. 446–447. Москва: 2002, ISBN  5856460596 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.)
  26. ^ Резников, Кирилл (2017). Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири . Litres. ISBN  978-5457554610 . [ нужна страница ]
  27. ^ Цитируется из книги Бенедикта Сарнова « Наш советский новояз: Краткая энциклопедия реального социализма». , стр. 446–447. Москва: 2002, ISBN  5856460596 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.)
  28. ^ «Новый национальный гимн» . Семнадцать мгновений советской истории . 18 июня 2015 г. Проверено 31 августа 2022 г.
  29. ^ «История гимна» . веб-сайт Stanford.edu . Проверено 31 августа 2022 г.
  30. ^ Коммерсио, Мишель Э. (6 июня 2011 г.). Политика русского меньшинства в постсоветской Латвии и Кыргызстане: преобразующая сила неформальных сетей . Издательство Пенсильванского университета. стр. 42–43, 46. ISBN.  978-0-8122-0470-4 .
  31. ^ Сондерс, РА; Струков, В. (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Пугало Пресс. п. 69. ИСБН  978-0810874602 . Проверено 9 марта 2022 г.
  32. ^ Екатерина, Иванова; Андрей, Кинякин; Сергей, Степанов (30 мая 2019 г.). «Европейские и российские ультраправые как политические акторы: сравнительный подход» . Журнал политики и права . 12 (2): 86. дои : 10.5539/jpl.v12n2p86 . S2CID   189962172 .
  33. ^ Бламирес, К.; Джексон, П. (2006). Мировой фашизм: А–К . Мировой фашизм: Историческая энциклопедия. АВС-КЛИО. ISBN  978-1576079409 . Проверено 2 апреля 2022 г. РНЕ имело значительную организационную силу до своего распада в конце 2000 года и, по оценкам, накануне распада насчитывало от 20 000 до 25 000 членов.
  34. ^ «Лидера «Кремлёвского проекта» признали виновным в убийствах ультранационалистов BORN :: khpg.org» . khpg.org . Проверено 17 июля 2015 г.
  35. ^ «Хронология событий – НУПИ» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г.
  36. Расистское насилие и неонацистские движения в России , Роберт Куше, Дрезден, август 2013 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Laruelle, Marlène (2010). "Арийский миф — русский взгляд / Перевод с французского Дмитрия Баюка. 25.03.2010" . Vokrug sveta .
  38. ^ Beskov, Andrey (2017). "Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья)" . Colloquium Heptaplomeres (4): 7–19. ISSN  2312-1696 .
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шнирельманн, Виктор (2015). Арийский миф в современном мире . Новый литературный обзор. ISBN  9785444804223 .
  40. ^ Shizhensky, Roman (2020). "Современное "родноверие": реперные точки" . Доклад на круглом столе: «Славянское язычество XXI века: проблемы генезиса и развития», прошедшем 15 февраля 2020 года в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина.
  41. ^ Shizhensky, Roman (2021). "Неоязычество и средний класс" (in Russian). Lecture hall "Krapivensky 4". 02/03/2021.
  42. ^ Шнирельманн, Виктор (2015). Арийский миф в современном мире . Новый литературный обзор. ISBN  9785444804223 .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чотинер, Исаак (8 июня 2022 г.). «У Путина проблемы с патриотизмом» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 8 июня 2022 г.
  44. ^ «Россия и Европа» . Левада-центр . 2021-03-22. Архивировано из оригинала 1 мая 2023 г.
  45. ^ Ван Херпен, Марсель Х. (2014). Путинские войны: подъем нового российского империализма . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 116–117. ISBN  978-1442231375 .
  46. ^ Макс Седдон (22 марта 2015 г.). «Расисты, неонацисты, ультраправые стекаются в Россию на совместную конференцию» . БаззФид . Проверено 23 марта 2015 г.
  47. ^ Хорват, Роберт (21 марта 2022 г.). «Путинские фашисты: долгая история российского государства по взращиванию доморощенных неонацистов» . Разговор .
  48. ^ Шеховцов, Антон (27.10.2017). «Обычные партнеры: российская пропагандистская машина и западные крайне правые» . Еврозин .
  49. ^ "Путин назвал себя самым эффективным националистом" . RBK Group . 2018-10-18 . Retrieved 2022-04-03 .
  50. ^ «Тысячелетняя война Путина» . Внешняя политика . 2022-03-12.
  51. ^ «Путин: Препятствиями для интеграции являются великодержавный шовинизм, личные амбиции некоторых политиков и просто глупость» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г.
  52. ^ «Полный текст: Объявление Путиным войны Украине» . Зритель . 24 февраля 2022 г.
  53. ^ Симпсон, Джеффри (05 марта 2014 г.). «Возвращение великорусского шовинизма» . Глобус и почта .
  54. ^ Кесслер, Марио (26 февраля 2022 г.). «Антибольшевистские фантазии Путина могут стать его крахом» . Якобинец . Проверено 11 марта 2022 г.
  55. ^ Путин, Владимир (12 июля 2021 г.). «Статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» » . Кремль . Правительство России . Архивировано из оригинала 25 января 2022 г.
  56. ^ «Путин направляет войска на восток Украины для выполнения «миротворческих обязанностей» » . Хранитель . 21 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 г.
  57. ^ Готев, Георгий (22 февраля 2022 г.). «Мир Путина: Избранные цитаты из тревожной речи –» . Euractiv.com.
  58. ^ ЖОФФРЕ, ЦВИ (09.06.2022). «Российский парламент ставит под сомнение независимость Литвы новым законопроектом» .
  59. ^ «Чего Запад никогда не поймет в одержимости Путина Украиной» . Время . 2022-01-22.
  60. ^ «Современный русский национализм между Востоком и Западом | Веб-сайт IWM» .
  61. ^ "What is the difference between "русские" and "россиянин"? "русские" vs "россиянин"?" . 2024-01-11.
  62. ^ Дэвис, Брайан Л. (2014). «Завоевание Московией Казани» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 15 (4): 873–883. дои : 10.1353/kri.2014.0050 . S2CID   159827537 .
  63. ^ «Казань: в поисках рецепта своего плавильного котла | Центр Вильсона» .
  64. ^ Шайхутдинов, Ренат (2019). «Поволжские татары: сохранение устойчивости в эпоху неопределенности». Справочник Пэлгрейва по этнической принадлежности . стр. 315–330. дои : 10.1007/978-981-13-2898-5_148 . ISBN  978-981-13-2897-8 . S2CID   239374960 .
  65. ^ Емельянова, Галина М. (1999). «Волжские татары, русские и Российское государство на рубеже XIX века: взаимоотношения и представления». Славянское и восточноевропейское обозрение . 77 (3): 448–484. JSTOR   4212902 .
  66. ^ «Осетинский неверендум – Европейский совет по международным отношениям» . Сентябрь 2016.
  67. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1973). «Армения и Кавказ в генезисе советско-турецкой Антанты». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 4 (2): 129–147. дои : 10.1017/S0020743800027409 . JSTOR   162238 . S2CID   162360397 .
  68. ^ Стивен, Ригг (май 2016 г.). Притязания на Кавказ: имперская встреча России с армянами, 1801–1894 гг. (Диссертация). Библиотеки Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. дои : 10.17615/e59p-c227 .
  69. ^ Чанг, Джон К. (2016). Утомленные солнцем: корейцы Дальнего Востока России . Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0824856786 .
  70. ^ Перович, Джероним (2018). От завоевания к депортации: Северный Кавказ под властью России . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190934675 .
  71. ^ Плохий, Сергей (2001). «Призраки Переяслава: российско-украинские исторические дебаты в постсоветскую эпоху». Европа-Азиатские исследования . 53 (3): 489–505. дои : 10.1080/09668130120045906 . JSTOR   826545 . S2CID   144594680 .
  72. ^ "Как сын украинского писаря стал ближайшим соратником Екатерины II" . 2019-03-19.
  73. ^ Китинг, Джошуа (25 февраля 2014 г.). «Виновите Хрущева в новейшем кризисе в Украине» . Сланец .
  74. ^ «Как украинцы строили коммунизм | Украинская неделя» .
  75. ^ «Международный фонд социально-экономических и политических исследований (Горбачев-Фонд) – Михаил Горбачев – Биография» .
  76. ^ Портников, Виталий (2021-02-09). "Алексей Навальный и украинцы" . Радио Свобода .
  77. ^ Попов, Максим (26 февраля 2022 г.). «Российское антивоенное лобби выходит в Интернет» . «Москва Таймс» .
  78. ^ Рассел, Джон (сентябрь 2008 г.). «Рамзан Кадыров: коренной ключ к успеху путинской стратегии чеченизации?». Национальные документы . 36 (4): 659–687. дои : 10.1080/00905990802230605 . S2CID   154611444 .
  79. ^ Казула, Филипп (май 2013 г.). «Суверенная демократия, популизм и деполитизация в России: власть и дискурс во время первого президентства Путина» (PDF) . Проблемы посткоммунизма . 60 (3): 3–15. дои : 10.2753/PPC1075-8216600301 . S2CID   152713348 .
  80. ^ Зинам, Олег (1974). «Грузины в царской России и в СССР». Национальные документы . 2 (2): 39–60. дои : 10.1080/00905997408407758 . S2CID   129148706 .
  81. ^ Моршедлоо, Джавад (23 августа 2019 г.). «Двойная идентичность в пользу колониальной стратегии: Павел Цицианов и основание российского колониализма на Южном Кавказе (1803–1806)» . Историческое исследование войны . 3 (2): 129–150.
  82. ^ Рис, Э.А. (1998). «Сталин и русский национализм». Русский национализм в прошлом и настоящем . стр. 77–106. дои : 10.1007/978-1-349-26532-9_6 . ISBN  978-1349265343 .
  83. ^ Данлоп, Джон Б. (2014). Лица современного русского национализма . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1400853861 .
  84. ^ «Очерк: Хабиб Нурмагомедов и роль культурной цензуры в Дагестане» . 05.03.2019.
  85. ^ «Имам Шамиль: спорное наследие, которое до сих пор находит отклик на Кавказе» .
  86. ^ «Любовный роман России с Германией» . 27 августа 2015 г.
  87. ^ «Немцы из Одессы и Черного моря» .
  88. ^ «Музей истории русско-германской культуры – история русских-немцев» .
  89. ^ Брюггеманн, Карстен; Везель, Катя (2019). «Национально безразличные или ярые националисты? О возможностях быть немцами в прибалтийских провинциях России, 1905–17» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 20 (1): 39–62. дои : 10.1353/kri.2019.0002 . ISSN   1538-5000 . S2CID   166388878 .
  90. ^ Se-ho, Zhang (2008). "Предпосылки и причины возникновения современного русского национализма" . Politex . 4 (3): 246–258.
  91. ^ Хо, Чжан Се (2009). Современный русский национализм в условиях глобализации: генезис, характеристика, политическая роль (Thesis).
  92. ^ "за всю свою историю Россия не прошла в полной мере через националистическую идею. Через идею национализма проходила Франция, Англия, Турция (не упоминаемая Березовским), евреи и другие. Березовский утверждал, что Россия будет проходить через националистическую идею, однако он не знает как это ударит для остальных нерусских (по евреям, татарам, кавказским народам). Все нерусское население безусловно столкнется с этим. Утверждал, что нерусские сталкивались с национализмом в 1990ые годы. По словам Березовского националистическая идея это огромная опасность, с которой все нерусское население России столкнется и в возрастающем масштабе будет сталкиватся в дальнешем. (from 41 min 00 se)" . YouTube (in Russian) . Retrieved 2023-01-24 .

Дальнейшее чтение [ править ]