Арабский национализм
Арабский национализм ( араб . القومية العربية , латинизированный : аль-каумия аль-арабия ) — политическая идеология, утверждающая, что арабы составляют единую нацию . Как традиционная националистическая идеология, она продвигает арабскую культуру и цивилизацию , прославляет арабскую историю , арабский язык и арабскую литературу . Зачастую оно также призывает к объединению арабского общества . [1] Он основывается на предпосылке, что народы арабского мира — от Атлантического океана до Аравийского моря — составляют одну нацию, связанную общей идентичностью : этнической принадлежностью, языком, культурой, историей, географией и политикой . [2] [3]
Одной из основных целей современного арабского национализма является избавление арабского мира от влияния западного мира и свержение тех арабских правительств, которые считаются зависимыми от западной гегемонии . Эта форма идеологии коренится в нежелательном исходе арабского восстания ; Успешно достигнув своей главной цели — распада Османской империи , арабские повстанцы одновременно позволили разделить свое потенциальное единое арабское государство западным державам . Антизападные настроения росли по мере того, как арабские националисты концентрировались вокруг вновь обретенного палестинского дела , продвигая точку зрения, что сионизм представляет собой экзистенциальную угрозу территориальной целостности и политическому статус-кво всего региона и что возникший в результате арабо-израильский конфликт был напрямую связан с Западный империализм благодаря Декларации Бальфура . [4] [5] Арабское единство считалось необходимым инструментом «восстановления этой утраченной части» нации, что, в свою очередь, означало уничтожение «реликвий» иностранного колониализма. [6] Арабский национализм возник в начале 20 века как оппозиционное движение в арабских провинциях Османской империи, а затем превратился в подавляюще доминирующую идеологическую силу в арабском мире. [7] В последующие годы его влияние неуклонно расширялось. К 1950-м и 1960-м годам харизматичный египетский лидер Гамаль Абдель Насер отстаивал арабский национализм, а такие политические партии, как партия Баас и арабское националистическое движение, продемонстрировали замечательные способности к мобилизации, организации и тайной деятельности. Эта идеология, казалось, набирала популярность в независимых арабских государствах.
Его влияние начало ослабевать в последующие десятилетия с ростом национального национализма, который в основном продвигался каждым арабским государством, и появлением исламского радикализма, заполнившим кажущуюся пустоту. [8] Однако идеология в целом начала приходить в упадок во всем арабском мире после решающей победы Израиля в Шестидневной войне . [9] [10] Хотя панарабский национализм потерял привлекательность к 1990-м годам, он продолжал осуществлять интеллектуальную гегемонию во всем арабском мире. [11]
Известные личности и группы, связанные с арабским национализмом, включают Фейсала I из Ирака , Гамаля Абдель Насера , Арабское националистическое движение , Мишеля Афлака , Муаммара Каддафи , Саддама Хусейна , Организацию освобождения Палестины и Арабскую социалистическую партию Баас .
Идеология [ править ]
Часть серии о |
Политика арабского мира |
---|
Арабские националисты считают, что арабская нация существовала как историческое образование до возникновения национализма в 19–20 веках. Арабская нация сформировалась путем постепенного становления арабского языка как языка общения и с появлением ислама как религии и культуры в регионе. И арабский язык, и ислам служили столпами нации. По словам писателя Юсефа М. Шуейри, арабский национализм представляет собой «сознание арабами своих специфических особенностей, а также их стремление построить современное государство, способное представлять общую волю нации и всех ее составных частей». [12]
Внутри арабского националистического движения существуют три основные идеи: идея арабской нации; арабский национализм; и панарабское единство . Арабское восстание 1936–1939 годов в Палестине привело к основанию арабской националистической партии Баас , которая утверждает, что арабская нация — это группа людей, говорящих по-арабски, населяющих арабский мир и чувствующих себя принадлежащими к одной и той же нации. , идеологии, зародившиеся в Сати аль-Хурси . произведениях [13] Арабский национализм — это «сумма» характеристик и качеств, присущих исключительно арабской нации, тогда как панарабское единство — это современная идея, которая предусматривает, что отдельные арабские страны должны объединиться, чтобы сформировать единое государство в рамках одной политической системы. [14]
Местный патриотизм, сосредоточенный на отдельных арабских странах, был включен в структуру арабского национализма, начиная с 1920-х годов. Это было сделано путем позиционирования полуострова как родины семитских народов ( хананеев и арамеев Леванта ) , и ассирийцев и вавилонян Месопотамии Аравийского мигрировавших по Ближнему Востоку в древности. [15] или путем объединения других доисламских культур, таких как культуры Египта , Северной Африки и Африканского Рога , в развивающуюся арабскую идентичность . [16]
В современном арабском языке есть два отдельных слова, которые можно перевести на английский как «национализм»: qawmiyya قومية, происходящее от слова qawm (означающее «племя, этническая национальность»), и wataniyya وطنية, происходящее от слова watan (означающее «племя, этническая национальность»). Родина, родная страна»). Термин кавмия означает привязанность к арабской нации, а ватания означает лояльность к одному арабскому государству. Ватанийей как «регионализмом». Те, кто считает панарабизм единственным законным вариантом арабского национализма, иногда пренебрегают [17]
В послевоенные годы концепция кавмийи «постепенно приняла левый оттенок, призывая... к созданию революционного арабского единства». [18] Группы, разделявшие эту точку зрения, выступали за оппозицию, насильственную и ненасильственную, против Израиля и против арабов, которые не разделяли эту точку зрения. Человеком, наиболее отождествляемым с кавмией, был Гамаль Абдель Насер из Египта, который использовал как военную, так и политическую власть для распространения своей версии панарабской идеологии по всему арабскому миру. Хотя кавмийя и сегодня остается мощной политической силой, смерть Насера и поражение арабов в Шестидневной войне ослабили веру в этот идеал. В настоящее время доминирующая идеология среди арабских политиков сместилась в сторону ватанийи . [19]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
На протяжении конца XIX века, начиная с 1860-х годов, чувство верности «Отечеству» развивалось в интеллектуальных кругах, базирующихся в Леванте и Египте, но не обязательно в «арабском Отечестве». Он развился из наблюдения за технологическими успехами Западной Европы, которые они объясняли преобладанием патриотизма в этих странах. [20] В этот период сильный приток христианских миссионеров и педагогов из западных стран обеспечил то, что было названо «арабским политическим возрождением», что привело к созданию тайных обществ внутри империи.
Первое стало возможным также под влиянием интеллектуального движения, вызванного расширением журналистики с использованием объединяющего языка, созданием газет на арабском языке, а также публикацией арабского словаря и энциклопедии в конце 1860-х и начале 1860-х годов. 1870-е годы. Это позволило подвергнуть сомнению (хотя и ограниченному) власть Османской империи. [21] Соответственно, в 1860-х годах литература, созданная в Машрике (Левант и Месопотамия ), который в то время находился под контролем Османской империи, содержала эмоциональную напряженность и решительно осуждала турок-османов за «предательство ислама» и Отечества христианскому Западу. По мнению арабских патриотов, ислам не всегда находился в «печальном состоянии» и приписывали военные триумфы и культурную славу арабов появлению религии, настаивая на том, что сам европейский модернизм имеет исламское происхождение. С другой стороны, османы отклонились от истинного ислама и, таким образом, пережили упадок. В сложившейся ситуации были обвинены реформирующие правительства Османской и Египетской стран, поскольку они пытались позаимствовать у европейцев западные практики, которые считались неестественными и коррумпированными. По мнению арабских патриотов, исламские правительства должны возродить истинный ислам, что, в свою очередь, проложит путь к установлению конституционного представительного правительства и свободы, которая, хотя и была исламской по происхождению, проявлялась в то время на Западе. [22]
Арабизм и региональный патриотизм (например, в Египте или в Леванте) смешались и получили преобладание над османизмом среди некоторых арабов в Сирии и Ливане . Ибрагим аль-Язиджи , ливанский христианский философ, в 1868 году призвал арабов «вернуть утраченную древнюю жизненную силу и сбросить иго турок». Тайное общество, продвигающее эту цель, было сформировано в конце 1870-х годов под руководством аль-Язиги. как член. Группа разместила в Бейруте плакаты с призывом к восстанию против османов. Между тем, другие видные деятели Ливана и Дамаска , в основном мусульмане, сформировали аналогичные тайные движения, хотя они отличались друг от друга, поскольку христианские группы, которые не одобряли арабизм, призывали к полностью независимому Ливану, в то время как арабские мусульманские общества в целом выступали за автономную Великую Сирию , все еще находящуюся под властью Османской империи. [23]
Еще в 1870 году сирийский христианский писатель Фрэнсис Марраш провел различие между понятиями отечества и нации; применяя последнее к Великой Сирии , он указал на роль языка, помимо обычаев и веры в общие интересы, в определении национальной идентичности. [24] Это различие между отечеством и нацией было также проведено Хасаном аль-Марсафи в 1881 году. К началу 20-го века группы арабов-мусульман приняли арабское националистическое «самовоззрение», которое послужило основой арабской националистической идеологии арабского мира. 20 век.
Эта новая версия арабского патриотизма находилась под прямым влиянием исламского модернизма и возрождения Мухаммада Абду , египетского мусульманского ученого, и Джамаля ад-Дина аль-Афгани , иранского политического активиста. Они оба поделились своими мыслями о реформе исламских обществ, опубликовав их в журнале « Аль-Урва аль-Вутка» . Абдо считал, что мусульманские предки арабов наделили человечество «рациональностью и создали основы современности», заимствованные Западом. Таким образом, в то время как Европа продвинулась от принятия модернистских идеалов истинного ислама, мусульмане потерпели неудачу, развращая и отказываясь от истинного ислама. [23] Аль-Афгани обвинил в расколе между мусульманами европейское влияние. Таким образом, он выступал за панмусульманское единство как проект по возрождению ислама как сплоченной силы против западного колониализма. [13] и утверждал, что необходимы новые интерпретации ислама, чтобы ответить на вопросы, поставленные современностью. Их последователи создавали свои собственные журналы и политические партии для развития этих идей. [25] Абдо особенно повлиял на современный арабский национализм, потому что возрождение предков истинного ислама (которые были арабами) также стало бы возрождением арабской культуры и восстановлением позиции арабов как лидеров исламского мира. Один из последователей Абдуха, Абд ар-Рахман аль-Кавакиби , открыто заявил, что Османская империя должна быть одновременно турецкой и арабской, причем последняя будет осуществлять религиозное и культурное лидерство. [26] из-за их исторической роли в ранней мусульманской общине. [13]
современного Подъем национализма арабского
В 1911 году арабские интеллектуалы и политики со всего Леванта сформировали в Париже аль-Фатат («Общество молодых арабов»), арабское националистическое тайное общество и клуб. Его заявленной целью было «поднять уровень арабской нации до уровня современных стран». [27] В первые несколько лет своего существования аль-Фатат призывал к большей автономии в рамках единого Османского государства, а не к независимости арабов от империи. Аль-Фатат провел Арабский конгресс 1913 года в Париже, целью которого было обсуждение желаемых реформ с другими несогласными людьми из арабского мира. Они также потребовали, чтобы арабские призывники в османскую армию не были обязаны служить в неарабских регионах, за исключением времени войны. Однако, когда власти Османской империи расправились с деятельностью и членами организации, аль-Фатат ушел в подполье и потребовал полной независимости и единства арабских провинций. [28]
Националисты стали более заметными в последние годы османской власти, но идея арабского национализма практически не оказала влияния на большинство арабов, поскольку они считали себя лояльными подданными Османской империи. [29] Британцы, со своей стороны, подстрекали Шарифа Мекки начать арабское восстание во время Первой мировой войны. [30] Османы были побеждены, и силы повстанцев, верные сыну Шарифа Фейсалу ибн аль-Хусейну, вошли в Дамаск в 1918 году. К этому времени Фейсал вместе со многими иракскими интеллектуалами и военными присоединился к Аль-Фатату, который составил костяк вновь созданного Арабское государство, включавшее большую часть Леванта и Хиджаза . [28]
Дамаск стал координирующим центром арабского националистического движения, поскольку считался местом зарождения идеологии, резиденцией Фейсала — первого арабского «суверена» после почти 400 лет турецкого сюзеренитета — и потому что националисты всего региона Машрика были знаком с этим. Тем не менее, Иерусалим , Бейрут и Багдад оставались важными базами поддержки. После создания государства Фейсала стала заметна серьезная напряженность внутри арабского националистического движения; конфликт между высшим идеалом идеологии формирования единой независимой единицы, включающей все страны, разделяющие арабский язык и наследие, и тенденцией отдавать предпочтение местным амбициям. [31]
Еще больше усилила напряженность раскол, образовавшийся между старшими националистами из различных сирийских городских семей и в целом более молодыми националистами, которые сблизились с Фейсалом - его войсками Хиджази, иракскими и сирийскими военными офицерами, а также палестинскими и сирийскими интеллектуалами. Старшую гвардию в основном представлял Рида-паша аль-Рикаби , занимавший пост премьер-министра Фейсала, тогда как у младшей гвардии не было одного конкретного лидера. [31] Однако в феврале 1919 года молодежь внутри аль-Фатата основала Арабскую партию независимости («аль-Истикляль»). Ее целью было достижение единства и полной независимости арабов. Среди видных членов были Иззат Дарваза и Шукри аль-Куватли . С центром в Дамаске и филиалами в различных городах по всему Леванту, аль-Истикляль получал политическую и финансовую поддержку от Фейсала, но для выживания полагался на ближайшее окружение аль-Фатата. [32]
Во время войны Великобритания была основным спонсором арабской националистической мысли и идеологии, прежде всего как оружие, которое можно было использовать против мощи Османской империи. Хотя арабским силам было обещано государство, включающее большую часть Аравийского полуострова и Плодородного полумесяца , секретное Соглашение Сайкса-Пико между Великобританией и Францией предусматривало территориальное разделение большей части этого региона между двумя имперскими державами. В межвоенные годы и в период британского мандата , когда арабские земли находились под контролем Франции и Великобритании, арабский национализм стал важным антиимперским оппозиционным движением против европейского правления. [33]
Рост движения [ править ]
После установления британского и французского мандатов произошел ряд арабских восстаний против европейских держав. [34] Недовольство британским правлением достигло кульминации в иракском восстании 1920 года. Восстание, поддержанное городским населением, а также сельскими племенами Ирака, закончилось в 1921 году. После этого британцы радикально изменили свою политику в Ираке. Хотя официально мандат все еще действовал, роль Великобритании фактически свелась к консультативной. [35] В 1925 году друзы южной Сирии под предводительством султана аль-Атраша восстали против французского правления. Впоследствии восстание распространилось по всей Сирии, особенно в Дамаске, где произошло восстание граждан. Французы ответили систематическими бомбардировками города, в результате чего погибли тысячи людей. К концу года восстание было подавлено, но считается, что оно вынудило французов предпринять дополнительные шаги для обеспечения независимости Сирии. [36] В Египте недовольство британской гегемонией привело к широкомасштабным восстаниям по всей стране в 1919 году. В результате трехлетних переговоров после восстания британцы согласились предоставить официальную независимость Египта в 1922 году, но их военные силы по-прежнему имели большое влияние в Египте. страна. Политические лидеры египетской революции поддерживали египетский национализм , а не арабскую националистическую альтернативу. [37]
Относительная независимость Египта, Ирака, Саудовской Аравии и Северного Йемена побудила арабских националистов выдвинуть программы действий против колониальных держав в регионе. По словам историка Юсефа Шуейри, «первые публичные проблески» панарабского подхода произошли в 1931 году, во время съезда Всемирного исламского конгресса в Иерусалиме , который высветил опасения мусульман по поводу растущего роста сионизма в Палестине. Арабские делегаты провели отдельную конференцию, и впервые делегаты из Северной Африки, Египта, Аравийского полуострова и Плодородного полумесяца собрались вместе, чтобы обсудить арабские вопросы. Был провозглашен панарабистский пакт , основанный на трех основных статьях. [ нужна ссылка ] : арабские страны образуют единое и неделимое целое. Следовательно, арабская нация не принимает и не признает разделения любого характера, которым она подверглась, все усилия в каждой арабской стране должны быть направлены на достижение полной независимости в рамках единого единства. С любым начинанием, которое ограничивает политическую деятельность местными или региональными проблемами, следует бороться, и поскольку колониализм во всех его формах и проявлениях несовместим с достоинством и первостепенными целями арабской нации, арабская нация отвергает его и будет ему сопротивляться. всеми имеющимися в его распоряжении средствами.
Ассоциация алжирских мусульманских улемов, основанная в 1931 году, была крупным исламистским и арабским националистическим движением во Французском Алжире . Его девизом было: «Ислам — наша религия, Алжир — наша родина, арабский — наш язык». [38] и он подчеркнул арабо-исламскую национальную идентичность Алжира, став сильнейшим защитником арабской и мусульманской культуры и основным поставщиком образования на арабском языке. [39] Его основатель Абдельхамид ибн Бадис определил ислам, арабизм и национализм как три основных компонента алжирского национального характера, отличного от французского. [40] в то время как его товарищ Алим Ахмад Тауфик аль-Мадани (1889–1983) написал обширные исторические труды на арабском языке, прославляющие мусульманских и арабских предков Алжира. [41] Ассоциация также привлекла внимание алжирской общественности к тому, что происходило в Подмандатной Палестине , назвав события в Палестине в 1936 году «оскорблением всех мусульманских стран и деградацией арабизма», а события 1947 года — «испытанием, устроенным Богом для того, чтобы исследовать мусульман и веру арабов». Он также подчеркнул мнение, что Палестина принадлежит всем арабам, а не только палестинцам . [42] В 1955 году он присоединился к мятежу арабского националистического Фронта национального освобождения против Франции во время войны в Алжире . [43] [44]
Планы проведения конференции в ближайшем будущем были составлены, но так и не были реализованы из-за смерти Фейсала в 1933 году (делегаты выбрали Фейсала из Ирака своим покровителем, и он согласился оказать моральную и материальную поддержку движению) и ожесточенного сопротивления Великобритании. Однако Арабская партия независимости была сформирована палестинскими и иракскими активистами из Аль-Фатата в результате Иерусалимской конференции 13 августа 1932 года. Большая часть деятельности АИП была сосредоточена в палестинском политическом поле, но партия также работала над достижением Арабское единство и солидарность как средство усиления арабского сопротивления британскому мандату в Палестине и увеличения еврейских поселений, происходящих там. В августе 1933 года Лига националистических действий (ЛНА) была основана в Ливане профессиональными группами государственных служащих, получившими западное образование, с целью создания общего арабского рынка и промышленной базы, а также отмены таможенных барьеров между арабскими странами. [45] Предлагая аграрные реформы, направленные на ограничение власти землевладельцев, отмену того, что они считали « феодализмом », и содействие росту промышленности, ЛНА стремилась подорвать позиции отсутствующих землевладельцев в Леванте, которые были склонны поощрять местный национализм и были открыты для сотрудничества с европейскими землевладельцами. властями или еврейскими покупателями земли. ЛНА пользовалась определенной популярностью на протяжении 1930-х годов, но не дожила до 1940-х годов. [46]
После убийства лидера сирийских арабских повстанцев Изз ад-Дина аль-Кассама британскими войсками в Ябаде , арабо-еврейская напряженность в Палестине достигла апогея. Антисионистские настроения достигли точки кипения 15 апреля 1936 года, когда вооруженная группа арабов убила мирного еврея, перехватив его машину возле деревни Бала . После того, как евреи в ответ убили двух арабских фермеров недалеко от Яффо , это спровоцировало арабское восстание в Палестине. АИП вместе с палестинскими видными деятелями выбрала популярного лидера и Великого муфтия Иерусалима , Амина аль-Хусейни чтобы возглавить восстание. [47] Для координации восстания был создан Высший арабский комитет (AHC), национальный комитет, объединяющий арабские фракции в Палестине. В знак протеста против увеличения еврейской иммиграции , была объявлена всеобщая забастовка и вскоре последовал политический, экономический и социальный бойкот евреев. [48]
События в Палестине последовали за аналогичными антиколониальными действиями в Египте, Сирии и Алжире, которые помогли вдохновить восстание. В Египте недельные антибританские демонстрации в конечном итоге привели к восстановлению египетской конституции, а в Сирии всеобщая забастовка, проведенная в январе-феврале 1936 года, привела к серьезным переговорам о соглашении о независимости с французским правительством. [47] Британцы заняли твердую позицию против националистического восстания в Палестине, распустив AHC, вынудив аль-Хусайни покинуть страну в Ливане в 1937 году. [49] В Алжире враждебность по отношению к еврейской общине привела к нападению в Константине летом 1934 года, в результате которого несколько евреев были убиты в ответ на события в Палестине. [42] Аль-Хусейни, который больше склонялся к палестинскому национализму , сыграл важную роль в организации панарабской Блуданской конференции 9 сентября 1937 года в Сирии, на которую собрались 524 делегата со всего арабского мира, хотя сам аль-Хусейни не присутствовал. [50] По словам автора Адиба Давиши, хотя восстание было подавлено к 1939 году, оно в значительной степени «способствовало росту арабских националистических настроений» и положило начало развитию «солидарности» между арабскими правительствами. [51]
Тем временем в 1938 году в Ираке было сформировано тайное арабское националистическое общество, которое стало известно как Арабская националистическая партия (АНП). ННП обычно ограничивалась влиянием на события и лидеров в Ираке, а не возглавила массовое националистическое движение. Король Ирака Гази был одним из таких лидеров. Гази намеревался создать сильную иракскую армию и активно стремился аннексировать Кувейт . Многие арабские националистические политики из Кувейта, которые выступали за независимость, особенно после открытия там нефти в 1938 году, получили убежище в Ираке после того, как подверглись репрессиям со стороны квазиправителей шейха , семьи Аль-Сабах (Кувейт все еще был британской территорией на территории Кувейта). время). Гази погиб в автокатастрофе в 1939 году, что побудило ряд офицеров его армии заявить, что король был убит британскими войсками. [52] В том же году аль-Хусейни прибыл в Багдад после побега из Ливана, что придало моральный импульс панарабскому измерению иракской политики. Тогдашний премьер-министр Нури аль-Саид и король-регент Абд аль-Илах не питали панарабистских симпатий, которые поддерживал Гази. [50]
Рашид Али аль-Гайлани сменил аль-Саида на посту премьер-министра в марте 1940 года и занял нейтральную позицию в отношении Второй мировой войны , начав диалог с правительством Германии, которое находилось в состоянии войны с Великобританией. Под сильным давлением последнего аль-Гайлани подал в отставку 31 января 1941 года, и его место занял аль-Саид. Предполагаемое вмешательство Великобритании во внутренние дела Ирака разозлило арабских офицеров-националистов в армии, что побудило группу из них свергнуть правительство в апреле и назначить аль-Гайлани премьер-министром. [51] Чтобы противостоять британской военной реакции на переворот, аль-Гайлани заручился поддержкой Германии, но немецкие военные не прибыли, чтобы помочь арабскому националистическому правительству. Поскольку прогерманская вишистская Франция взяла под свой контроль соседнюю Сирию, Великобритания в мае повторно оккупировала Ирак, чтобы помешать ему присоединиться к державам Оси . К 1 июня аль-Гайлани и аль-Хусейни бежали в Германию, а армейские офицеры, совершившие переворот, были схвачены и казнены. [50]
Аль-Хусайни все больше знакомился с Адольфом Гитлером , нацистским лидером Германии, и другими нацистскими чиновниками и пытался координировать нацистскую и арабскую политику для решения того, что, по его мнению, было « еврейской проблемой » в Палестине. [53] В одном из выступлений муфтия он призвал арабов объединиться и «убивать евреев, где бы вы их ни нашли». [54] [55] [56] На протяжении Второй мировой войны нацистское правительство, стремясь воспользоваться широко распространенными антиимпериалистическими настроениями на Ближнем Востоке, транслировало по радио антисемитские послания, адресованные арабоязычным мусульманам на Ближнем Востоке. [57]
Конфликт в Ираке вызвал гнев и разочарование во всем арабском мире, и британцы признали быстрый рост арабских националистических чувств среди арабского населения. [58] значительная часть которых рассматривала события в Ираке как доблестную борьбу против империализма. [59] Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден официально заявил о поддержке Великобританией крепких панарабских связей в попытке ослабить антибританские настроения в регионе. [58] События в регионе повлияли на создание Клуба арабского союза в Египте в 1942 году, который призвал к развитию более тесных связей между Египтом и арабским миром. Впоследствии филиалы были открыты в Багдаде, Бейруте, Яффо и Дамаске, а премьер-министр Египта Мостафа Эль-Нахас принял ее платформу, пообещав помочь защитить «интересы и права» «братских арабских стран» и изучить «вопрос арабского единства». ." [59]
Создание Лиги арабских государств [ править ]
Соперничество за лидерство в арабском мире развернулось в основном между политическими кругами Ирака и Египта в период после провала переворота Рашида Али. Заявленная поддержка Иденом расширения арабских связей побудила Нури аль-Саида из Ирака предложить в январе 1943 года свой собственный план арабского единства, получивший название « Союз плодородного полумесяца ». В плане признавались языковые, культурные и экономические связи между государствами региона Плодородного полумесяца , а также различия между их жителями. Он стремился объединить эти государства в поэтапном процессе, в ходе которого на начальном этапе Сирия, Трансиордания, Палестина и Ливан объединятся с ограниченной автономией, предоставленной евреям в Палестине, и особыми правами христианам в Ливане. [60] После этого левантийское государство и Ирак сформируют «Лигу арабских государств», к которой смогут присоединиться другие арабские государства, которая будет курировать вопросы обороны, внешней политики, таможни, валюты и защиты меньшинств. Это предложение отражало комбинацию факторов, а именно экспансионистские амбиции хашимитов, попытку политического истеблишмента Ирака закрепить за собой мантию арабского лидерства в их соперничестве с Египтом и подлинное принятие арабской идентичности иракскими лидерами. [60]
Египетское правительство Нахас-паши выступило с конкурирующей инициативой по установлению более тесных межарабских отношений и направило делегации в несколько арабских государств. Влиятельные арабские националистические деятели в стране стремились подчеркнуть арабский характер Египта, самый известный из них, Абдул Рахман аль-Аззам , даже писал: «Египет был арабской страной до Рождества Христова». Очевидное принятие арабизма Египтом было встречено общим арабским волнением на народном уровне, и усилия Паши получили большую поддержку среди различных арабских правительств, чем предложение аль-Саида о Плодородном полумесяце. [61] Причины этого варьировались от антипатии королевской семьи Саудовской Аравии и политического истеблишмента Дамаска до лидерских амбиций конкурирующей хашимитской семьи и веры маронитской христианской общины Ливана в то, что план Египта не потребует признания будущей независимости. В период с 25 сентября по 8 октября 1944 года лидеры Ирака, Сирии, Саудовской Аравии, Ливана, Трансиордании, Йемена и палестинской арабской общины собрались в Александрии , Египет, на встречу, организованную египетским правительством, которая завершилась соглашением, известным как « Александрийский протокол ». [62]
под руководством Пик Египта
После Второй мировой войны Гамаль Абдель Насер , лидер Египта, сыграл важную роль в подъеме арабского национализма. [17] Выступая против британского контроля над зоной Суэцкого канала и обеспокоенный тем, что Египет становится полем битвы в холодной войне, Насер настаивал на заключении пакта о коллективной арабской безопасности в рамках Лиги арабских государств . Ключевым аспектом этого была необходимость экономической помощи, которая не зависела бы от мира с Израилем и создания американских или британских военных баз в арабских странах. Насер национализировал Суэцкий канал и напрямую бросил вызов доминированию западных держав в регионе. В то же время он открыл Египет как зону холодной войны, получая помощь и поставки оружия из стран советского блока, которые не зависели от договоров, баз и мирных соглашений. Однако из-за доминирования в регионе времен холодной войны Египет также получил помощь от США, которые стремились продвигать зарождающийся арабский национализм как барьер на пути к коммунизму . [ нужна ссылка ]
Гамаль Абдель Насер был главным сторонником движения за независимость Алжира, чья смесь арабского национализма и революции понравилась арабам Северной Африки. [63] Он оказывал финансовую, дипломатическую и военную поддержку Фронту национального освобождения и основал временное правительство Алжира в Каире. [64] Это сыграло важную роль в решении Франции начать против него войну во время Суэцкого кризиса 1956 года . [65] Альбер Камю в эссе под названием «Алжир 1958» утверждал, что алжирский национализм тесно связан с насеризмом и панарабизмом. [66] Президент Алжира Хуари Бумедиен , проводивший арабскую социалистическую и панарабистскую политику, в 1976 году разработал новую конституцию Алжира, в которой провозглашалось, что «единство арабского народа записано в общности судеб этих людей. Когда будут созданы условия для единства, основанного на освобождении народных масс, Алжир будет заниматься продвижением формул союза, интеграции или слияния, которые могут полностью отвечать законным и глубоким чаяниям арабского народа». [67] Как и его предшественник Ахмед Бен Белла , он провозгласил арабский социализм государственной идеологией и объявил ислам государственной религией. [68] однако он был более настойчив, чем Бен Белла, в проведении арабизации , чтобы обратить вспять французскую колонизацию, особенно в период с 1970 по 1977 год. [69]
Вопрос о Палестине и противостоянии сионизму стал объединяющим фактором для арабского национализма как с религиозной, так и с военной точки зрения. Тот факт, что сионисты были евреями, придал ксенофобской риторике религиозный оттенок и укрепил ислам как определяющую черту арабского национализма. Унизительное поражение в арабо-израильской войне 1948 года укрепило решимость арабов объединиться в пользу панарабского националистического идеала. [17] С возрождением палестинского националистического движения развернулись дебаты между теми, кто считал, что панарабское единство приведет к разрушению Израиля (точка зрения, которую отстаивает арабское националистическое движение ) или приведет ли разрушение Израиля к панарабскому единству. (точка зрения, которую отстаивает ФАТХ ). [70]
Панарабизм изначально был светским движением. [71] Арабские националисты в целом отвергали религию как основной элемент политической идентичности и продвигали единство арабов независимо от их религиозной принадлежности. Однако тот факт, что большинство арабов были мусульманами, использовался некоторыми как важный строительный блок в создании новой арабской национальной идентичности. Примером этого был Мишель Афлак , основатель вместе с Салахом ад-Дином аль-Битаром и Заки аль-Арсузи партии Баас в Сирии в 1940-х годах. [17] Афлак, считавший себя христианином, рассматривал ислам как свидетельство «арабского гения» и однажды сказал: «Мухаммед был воплощением всех арабов. Так пусть все арабы сегодня будут Мухаммедом». Поскольку арабы достигли своей наибольшей славы благодаря распространению ислама, ислам рассматривался как универсальное послание, а также как выражение светского гения со стороны арабских народов. Ислам подарил арабам «славное прошлое», которое сильно отличалось от «позорного настоящего». По сути, проблемы арабского присутствия были вызваны тем, что арабы отошли от своего «вечного и совершенного символа» - ислама. Арабам нужно было «воскресение» ( баас по-арабски). После баасистских военных переворотов в Ираке и Сирии в 1960-х годах баасисты «внесли очень мало вклада в развитие общеарабского национализма, который был его первоначальным смыслом существования ». [18]
Еще одним примером случайного смешения арабского национализма и исламских возрожденческих настроений был Хасан аль-Банна , основатель самой ранней и крупнейшей возрожденческой организации « Братья-мусульмане» . Хотя теоретически исламские возрожденцы (например, Сайид Кутб ) [72] были непримиримыми противниками национализма как европейского загрязнения, направленного на ослабление исламского единства, аль-Банна «рассматривал передачу власти неарабам после первых четырех « праведных » халифов как истинную причину упадка ислама». [73] [74]
Тем временем король Саудовской Аравии Фейсал стремился противостоять влиянию арабского национализма и коммунизма в регионе, продвигая панисламизм в качестве альтернативы. Он призвал к созданию Всемирной мусульманской лиги и посетил несколько мусульманских стран, чтобы пропагандировать эту идею. Он также участвовал в пропагандистской и информационной войне с Насером. [ нужна ссылка ]
и национализм Женщины
Женщины были активными участниками националистических мобилизаций. Арабский национализм стал для женщин возможностью появляться в общественных местах, традиционно предназначенных для мужчин, не только в качестве протестующих, но и в качестве основателей собственных союзов и организаций. Одним из примеров является Хода Шарави , которая вместе с другими женщинами маршировала во время революции 1919 года против британцев и затем создала Египетский феминистский союз . [75] (Мужчина) Исламские модернисты Мухаммад Абду и Джамал ад-Дин аль-Афгани, а также египетский судья и интеллектуал Касим Амин считаются предшественниками женской идеологической дискуссии из-за их размышлений о роли женщин в исламских реформах. [76] Однако сами женщины также внесли свой вклад в интеллектуальные основы идеологии, публикуя статьи, в которых они выдвигали требования, например, расширения образования, в журналах, посвященных арабской истории и культуре. [77] Хинд Науфаль первый арабский женский журнал « Аль-Фатат» основала в Египте . Это издание стало прародителем последующей группы изданий, которые стали известны как женские журналы. [78]
В этом контексте утверждалось, что участие женщин использовалось арабским национализмом в качестве идеологического инструмента. Их считали «носителями нации», поскольку они не только обладали биологической способностью рождать будущие поколения, но и их собственная подготовка означала лучшее образование для их детей. [79] Первое было следствием создания «матерналистской рамки» национальных и исторических символов, которую сами женщины использовали для построения своей активности. [80] Нермин Аллам предлагает термин «приручение женской общественной храбрости», чтобы обозначить, как участие женщин сократилось в воображаемой борьбе за ограничение их сомнений в иерархии. [81]
Женщины играли важную роль в движении в отношении семейной ячейки. Но участие женщин в националистических стремлениях имело решающее значение, учитывая, что «построение национального государства требует мобилизации всего населения, как мужчин, так и женщин». [82] Первую можно также увидеть в Палестине, где женщины участвовали в демонстрации против большого потока сионистских иммигрантов в 1921 году, или с их постепенным участием в войне за независимость Алжира в качестве медсестер, поваров и даже ношения бомб. [83] В июле 1957 года Джамилю Бухиред предстали перед судом по обвинению в взрыве кафе, в результате которого погибли 11 мирных жителей. Более того, участие женщин в политической жизни рассматривается некоторыми авторами как необходимое измерение арабского национализма, поскольку, по сути, это «гендерный дискурс». Сообщество, которое представлялось националистическим группам, во многом зависело от статуса, который они приписывали женщинам: националисты-модернисты считали их включение в общественное пространство необходимой мерой для достижения современности, в то время как консервативные националисты хотели отстоять свою традиционную роль как символов исламской культуры. [84]
Модернисты конца девятнадцатого и начала двадцатого века считали положение женщин в арабском обществе симптомом отсталости. Следовательно, новая интерпретация исламских текстов, предложенная с возрождением арабской культуры, также включала вопрос о женщинах. Это было возможно до того, как национализм стал прямо противоположным европейской модели. [85] В этом смысле связь «идеальной арабской женщины» с концепциями современности сделала женщин «маркерами культурных границ». [86] Этой логике соответствовало бы обсуждение вопроса об обнажении женщин, которое в начале двадцатого века в Египте стало использоваться как символ прогресса. Кроме того, тунисские женщины впервые протестовали против его использования в 1920-х и 1930-х годах. Однако этот образ «... мало чем отличался от образа трактора, промышленного комплекса или новой железной дороги, символизируя современность, развитие, прогресс»; [87] его ценность не была связана с каким-либо понятием эмансипации.
Вопрос о женщинах стал более сложным, поскольку требование участия женщин в политической жизни стало необходимо сосуществовать с преемственностью традиций. Когда арабский национализм напрямую бросил вызов культурному влиянию Запада, соблюдение женщинами арабских ценностей было ключом к тому, чтобы отличиться от Европы или не стать западноподобными. [88] Примером первого может служить то, как использование чадры было вновь введено в качестве националистического символа во время Алжирской войны за независимость , в ответ на сильную французскую кампанию против ее использования в 1930-х годах. [89] Некоторые авторы утверждают, что существует связь между противодействием вестернизации и усилением роли внутри страны по защите арабской идентичности. Надже Аль-Али и Бет Барон называют это процессом гендеризации национализма , когда арабский националистический дискурс воспроизводит самые консервативные концепции женственности. [90] Следуя этой логике, законы, регулирующие частную сферу, стали более строгими или ужесточенными. [91] И наоборот, это утверждение было уточнено Денизом Кандиоти, утверждавшим, что отношения между исламом и правами женщин «политически конвергентны» и не должны ни обобщаться, ни упрощаться без надлежащего изучения каждого случая. [92]
Из-за этого расширение политических и экономических прав женщин было достигнуто при националистических режимах, но этого было недостаточно, когда дело дошло до сомнений в их внутренних ограничениях, таких как полигамия, развод и минимальный возраст для вступления в брак. [93] В Египте Конституция 1956 года впервые в истории предоставила женщинам право голоса, а также право на образование и трудоустройство. Насер также гарантировал экономические права рабочему классу и крестьянству независимо от пола. Конституция Алжира также признавала равные права для всех граждан, но до 1984 года не было внесено никаких изменений в кодексы личного статуса, а отношение общества к женщинам, получающим образование выше начального уровня или идущим на работу, было ограничительным. С этим связан феномен государственного феминизма , который означает, что государство кооптирует женскую повестку дня для достижения политической легитимности и ограничения женской мобилизации. Эту стратегию использовал Нассер, который запретил создание автономных организаций и сформулировал требования женщин как вопросы социального обеспечения, что привело к спаду египетского феминистского активизма. [94]
Отклонить [ править ]
После поражения арабской коалиции от Израиля в Шестидневной войне 1967 года , которую правящий лидер арабских националистов Насер назвал аль-Марака аль-Масирия (битва судьбы), арабское националистическое движение, как говорят, пострадало. «необратимое» скатывание к «политической маргинальности». [95]
С середины 1960-х годов движение еще больше ослабло из-за фракционного раскола и идеологической борьбы. Бывшее пронасеровское арабское националистическое движение публично отказалось от насеризма в пользу марксизма-ленинизма и вскоре распалось. В 1966 году Арабская социалистическая партия Баас раскололась на конкурирующие фракции, базирующиеся в Багдаде и Дамаске соответственно. [ нужна ссылка ]
Историк Адид Давиша отмечает, что снижение популярности отчасти произошло из-за устранения многих политических факторов, которые разжигали националистические страсти в арабском мире в 1950-х и начале 1960-х годов. [96] в то время как Фред Холлидей ссылается на «неспособность светского государства в его экономической, социальной и государственной роли, а также во внешней политике, которая привела к отказу от национализма и связанных с ним идей социализма и революции во многих странах мира». арабский мир». [97]
Другие факторы, приводящие к снижению, включают в себя: [ нужна ссылка ] региональные привязанности, такие как политика президента Ирака Абд аль-Карима Касима «Ирак прежде всего», подозрения в отношении арабского единства со стороны групп меньшинств, таких как курды в Ираке, которые не были арабами, или арабы- шииты в Ираке, которые боялись арабского национализма, на самом деле были « Суннитский проект» по установлению «суннитской гегемонии», исламского возрождения , которое росло по мере упадка арабского национализма и чьи исламистские приверженцы были очень враждебно настроены по отношению к национализму в целом, полагая, что ему нет места в исламе, и отсутствие интереса со стороны движения к плюрализму. , разделение властей , свобода политического выражения и другие демократические концепции, которые могли бы «реанимировать» идеологию в момент ее слабости.
Однако Холлидей отмечает, как многие идеи и цели зарождающихся исламистских движений напоминали и даже заимствовали программы более ранних светских националистов. По его словам, «исламистские движения были бенефициарами и наследниками светской националистической программы». [98]
В 21 веке, после « арабской весны» , поддержка арабских и даже большинства местных националистических движений еще больше снизилась. [99] Давиша заявляет, что «нерелевантность светского национализма проблемам двадцать первого века проложила путь к все более жесткой конкуренции между государством и политическим исламом за лояльность, а также за сердца и умы арабских граждан». [100] наблюдение за арабским национализмом не играет никакой роли в этой борьбе. [101]
Попытки единства [ править ]
В 1940-х годах такие правители, как Абдалла I из Иордании и Нури аль-Саид из Ирака, стремились создать расширенную арабскую империю, построенную из более мелких национальных государств, которые были созданы в период действия мандата. Мечтой Абдуллы было стать королем Великой Сирии , в то время как мечтой Ас-Саида было создание Федерации Плодородного Полумесяца . Однако эти стремления были непопулярны и вызвали подозрения в странах, которые они стремились завоевать. Создание Лиги арабских государств и ее настойчивое требование территориальной целостности и уважения суверенитета каждого государства-члена, убийство Абдаллы и революция 14 июля ослабили политическую осуществимость этих идей. [17]
На протяжении большей части 20-го века соперничество между Сирией и Насером в Египте за то, кто возглавит союз, подрывало усилия по формированию единого арабского государства. [102] В 1958 году Египет и Сирия временно объединились, чтобы создать Объединенную Арабскую Республику . Это сопровождалось попытками включить Ирак и в союз Северный Йемен . Именно это мероприятие, укрепив положение Египта в центре арабской политики, привело к ослаблению Сирии. [ нужна ссылка ]
Поскольку в том же году в Ираке произошла революция 14 июля , западные державы опасались последствий мощного арабского национализма в регионе. Иностранные державы были не только обеспокоены возможным распространением подобных революционных движений в других арабских государствах, но и обеспокоены потерей контроля и монополии над природными нефтяными ресурсами региона. Однако из-за недовольства гегемонией Египта и после переворота в Сирии, который привел к власти более радикальное правительство, Объединенная Арабская Республика распалась в 1961 году. Термин « Объединенная Арабская Республика» продолжал использоваться в Египте до 1971 года, после смерти Насера. [ нужна ссылка ]
Еще одна неудачная попытка объединения произошла в 1963 году. В этом году к власти в Сирии и Ираке пришла арабская националистическая партия Баас, и были проведены переговоры об объединении двух стран с Египтом. 17 апреля было подписано соглашение об объединении стран, но лидеры Баас выразили недовольство, по их мнению, «покровительственным и запугивающим тоном» президента Египта Насера и его настойчивым требованием создания единой централизованной партийной структуры под его руководством. [103] В Сирии пронасеристы были изгнаны из сирийской армии и правительства. вспыхнули крупные беспорядки в поддержку Насера В ответ в Дамаске и Алеппо , но они были подавлены, в результате чего было убито 50 участников беспорядков. Пронасеровская попытка государственного переворота 18 июля 1963 года в Сирии также закончилась неудачно. Сотни людей были убиты или ранены при попытке захватить радиостанцию Дамаска и штаб армии, а 27 офицеров повстанцев были казнены без суда и следствия. Затем Насер официально вышел из союзного соглашения, назвав сирийских баасистов «фашистами и убийцами». [103]
В 1964 году Египет, Ирак и Северный Йемен сформировали Единое политическое командование , чтобы подготовить постепенное слияние в новую Объединенную Арабскую Республику , однако оба проекта провалились в 1966 и 1967 годах. В 1971 и 1972 годах Муаммар Каддафи пытался объединить Ливию, Египет. , Судан и Сирия образуют Федерацию арабских республик . [104] Этот рыхлый союз просуществовал до 1977 года, когда он раскололся из-за политических и территориальных споров между руководством республик. В 1974 году Муаммар Каддафи и Хабиб Бургиба попытались создать Арабскую Исламскую Республику . План был отвергнут Буржибой из-за его осознания единства государств Магриба . Позже это станет Союзом арабского Магриба . [ нужна ссылка ]
В октябре 1978 года президент Ирака Ахмед Хасан аль-Бакр начал тесно сотрудничать с президентом Сирии Хафезом аль-Асадом, чтобы сорвать Кэмп-Дэвидские соглашения . В Багдаде они подписали хартию совместных национальных действий, которая предусматривала «теснейшую форму связей единства», включая «полное военное единство», а также «экономическое, политическое и культурное объединение». [105] Соглашение об объединении двух государств должно было вступить в силу в июле 1979 года. Однако вице-президент Ирака Саддам Хусейн опасался потерять свою власть в пользу Асада (который должен был стать заместителем лидера в новом союзе) и заставил аль-Бакра на пенсию под угрозой насилия. [106] [107] Хотя переговоры о единстве между Асадом и Саддамом продолжались после июля 1979 года, Асад отверг требования Ирака о полном слиянии двух государств и о немедленном вводе иракских войск в Сирию. Вместо этого Асад, возможно, опасаясь иракского доминирования и новой войны с Израилем, выступал за поэтапный подход. Переговоры о единстве были в конечном итоге приостановлены на неопределенный срок после предполагаемого раскрытия сирийского заговора с целью свержения Саддама Хусейна в ноябре 1979 года. [105]
арабские Известные националисты
- Мишель Афлак
- Хусейн бин Али, король Хиджаза
- Джордж Антониус
- Абдул Рахман Ариф
- Абдул Салам Ариф
- Заки аль-Арсузи
- Хафез аль-Асад
- Ахмед Хасан аль-Бакр
- Аллал аль-Фасси
- Ахмед Бен Белла
- Салах ад-Дин аль-Битар
- Иззат Дарваза
- Фейсал I Ирака
- Муаммар Каддафи [18]
- Рашид Али аль-Гайлани
- Гази Ирака
- Джордж Хабаш
- Сати аль-Хусри
- Саддам Хусейн [1]
- Амин аль-Хусейни
- Неправильный Джадид
- Камаль Джумблат
- Абд ар-Рахман аль-Кавакиби
- Гамаль Абдель Насер
- Джаафар Нимейри
- Аднан Пачачи
- Самир аль-Касим
- Шукри аль-Куватли
- Амин Рихани
- Хамдин Сабахи
- Джурджи Зайдан
- Константин Зурейк
См. также [ править ]
- Панарабизм
- Арабский социализм
- Баасизм
- Иракский национализм
- Иорданский национализм
- Ливанский национализм
- Ливийский национализм
- насеризм
- Палестинский национализм
- Сирийский национализм
- Тунисский национализм
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Реквием по арабскому национализму », Адид Давиша, Middle East Quarterly , зима 2003 г.
- ^ Чарльз Смит, Арабо-израильский конфликт, в книге « Международные отношения на Ближнем Востоке» , Луиза Фосетт, стр. 220.
- ^ Деревни, 151
- ^ Сайег, Анис (1970). Палестина и арабский национализм (PDF) . Бейрут: Исследовательский центр Организации освобождения Палестины. стр. 20, 21, 42.
- ^ Крамер, Мартин (1993). «Арабский национализм: ошибочная идентичность» . Дедал . 122 (3): 177. ISSN 0011-5266 . JSTOR 20027188 .
- ^ Омар, Салех (1992). «Арабский национализм: ретроспективная оценка» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 14 (4): 24. ISSN 0271-3519 . JSTOR 41858027 .
- ^ Рассвет, К. Эрнест (1988). «Формирование панарабской идеологии в межвоенные годы» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 20 (1): 67–91. ISSN 0020-7438 .
- ^ «АРАБСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ» .
- ^ « Реквием по арабскому национализму » Адида Давиши, Middle East Quarterly , зима 2003 г.
- ^ Чарльз Смит, Арабо-израильский конфликт, в книге « Международные отношения на Ближнем Востоке» , Луиза Фосетт, стр. 220.
- ^ Рубин, Барри (1991). «Панарабский национализм: идеологическая мечта как непреодолимая сила» . Журнал современной истории . 26 (3/4): 535–551. ISSN 0022-0094 .
- ^ Припев, стр.23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тиби, Басам (1990). Арабский национализм: критическое исследование (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. стр. 161–177. ISBN 978-1-349-20804-3 .
- ^ Припев, стр.25.
- ^ Гурвиц, Нимрод (декабрь 2006 г.). «Семитская волновая теория Мухибб ад-Дина аль-Хатиба и панарабизм». Ближневосточные исследования . 29 (1).
- ^ Шуэйри, стр.26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Села, 153
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Села, 154
- ^ Деревни, 154–155.
- ^ Халиди, стр.6.
- ^ Азиз, Массачусетс (2009). «Истоки арабского национализма» . Пакистанский горизонт . 62 (1): 60. ISSN 0030-980X . JSTOR 24711051 .
- ^ Халиди, с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халиди, с. 8.
- ^ Сулейман, Ясир (2003). Арабский язык и национальная идентичность: исследование идеологии . Издательство Эдинбургского университета. п. 114 .
- ^ Андерсон, Бетти С. (2016). История современного Ближнего Востока: правители, повстанцы и негодяи . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 119–120. ISBN 978-0-8047-9875-4 .
- ^ Халиди, стр.9.
- ^ Синдима, Харви Дж. (2017). Основные проблемы ислама: вызовы внутри и снаружи . Книги Гамильтона. ISBN 9780761870173 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шуэйри, стр. 166–168.
- ^ Карш, Исламский Империализм , 229.
- ^ Карш, Исламский Империализм , 8–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шуэйри, стр. 171–173.
- ^ Шуэйри, стр. 175–176.
- ^ Крамер, «Арабский национализм: ошибочная идентичность», стр. 184-185.
- ^ Шуэйри, стр.92.
- ^ Додж, стр. 8–10.
- ^ Кавандиш, стр.126-127.
- ^ Гершони и Янковский, стр. 40–41.
- ^ «Ассоциация улемов, защитников национальной личности» . Пресс-служба Алжира . 17 апреля 2021 г.
- ^ Сулейман, Ясир (16 декабря 2013 г.). Арабская социолингвистика: проблемы и перспективы . Рутледж. п. 35. ISBN 978-1-136-77937-4 .
- ^ Шахин, Эмад Элдин (23 февраля 2018 г.). Политический подъем: современные исламские движения в Северной Африке . Рутледж. ISBN 978-0-429-97788-6 .
- ^ Кроули, Патрик (2017). Алжир: нация, культура и транснационализм, 1988–2015 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 246. ИСБН 978-1-78694-021-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сулейман, Халид А. (1984). Палестина и современная арабская поэзия . Книги Зеда. п. 44. ИСБН 978-0-86232-238-0 .
- ^ Куррей, Шарлотта (29 июня 2022 г.), «Улемы после обретения Алжиром независимости: доминирование в религиозной сфере, доминирование в политической сфере (1962-1978)» , Алжир улемов: история современного Алжира (1931 г.) -1991) , Историческая библиотека стран ислама (на французском языке), Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 247–318, ISBN 979-10-351-0682-9 , получено 26 декабря 2023 г.
- ^ Фрэнк Тачау (1994) Политические партии Ближнего Востока и Северной Африки , Greenwood Press, стр. 4–5.
- ^ Шуэйри, стр.93.
- ^ Шуэйри, с. 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нафи, с. 192–193.
- ^ Нафи, с. 194.
- ^ Шуэйри, стр.97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шуэйри, с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Давиша, с. 117.
- ^ Шуэйри, стр. 95–96.
- ^ Израильско-арабский читатель: документальная история ближневосточного конфликта Уолтера Лакера, Барри М. Рубина 2001, стр. 51.
- ^ Далин, Дэвид Г. и Ротманн, Джон Ф. (2008). Икона зла: гитлеровский муфтий и рост радикального ислама . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . п. 4. ISBN 978-1-4000-6653-7 . Проверено 18 марта 2011 г.
- ^ Израильтяне не приветствуются в заброшенном отеле в Иерусалиме , Дуглас Гамильтон, Reuters , 26 марта 2010 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ «История показывает, что истинный мир с арабами невозможен» , Джошуа П. Фейлер, The Palm Beach Post , 9 мая 1994 г. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Херф, Джеффри. «Нацистская пропаганда для арабского мира». Гугл Книги . 30 января 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шуэйри, стр.99.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Давиша, с. 118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Давиша, с. 119.
- ^ Давиша, с. 122.
- ^ Давиша, с. 123.
- ^ Ватикиотис, П.Дж. (30 сентября 2022 г.). Насер и его поколение . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-72639-8 .
- ^ Ватикиотис, П.Дж. (30 сентября 2022 г.). Насер и его поколение . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-72639-8 .
- ^ Анас, Абдулла; Хусейн, Там (2019). В горы: Моя жизнь в джихаде, от Алжира до Афганистана . Издательство Оксфордского университета. п. 13. ISBN 978-1-78738-011-0 .
- ^ Ахлувалия, Пал (5 апреля 2010 г.). Из Африки: колониальные корни постструктурализма . Рутледж. ISBN 978-1-135-16179-8 .
- ^ Ранеллетти, Андреа (28 сентября 2018 г.). Укрепление регионального управления и многостороннего сотрудничества в Магрибе . Новые издания культуры. п. 120. ИСБН 978-88-3365-076-0 .
- ^ Салих, М. (28 сентября 2009 г.). Интерпретация исламских политических партий . Спрингер. ISBN 978-0-230-10077-0 .
- ^ Эннаджи, Моха (16 апреля 2014 г.). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Рутледж. ISBN 978-1-317-81362-0 .
- ^ Карш, Война Арафата , 35–36.
- ^ Тиби, Басам (1997). Арабский национализм: между исламом и национальным государством (3-е изд.). Лондон: Макмиллан. п. 205. ИСБН 978-0-230-37654-0 .
- ^ Сайид Кутб. Вехи (Маалим 'ала Аль-Тарик (PDF) . стр. 61 . Проверено 29 марта 2023 г. Таким
образом, ислам - это единственный Божественный образ жизни, который выявляет самые благородные человеческие качества, развивая и используя их для построения человеческое общество по сей день остается уникальным. Те, кто отклоняется от этой системы и хочет какой-то другой системы, будь то на основе национализма, цвета кожи и расы, классовой борьбы или подобных коррумпированных теорий, являются поистине врагами человечества. !
- ^ Ричард Митчелл, Общество братьев-мусульман (Лондон, 1969), стр.210.
- ^ цитируется в Рутвен, Малис (2006) [1984]. Ислам в мире . Издательство Оксфордского университета. п. 318. ИСБН 978-0-19-530503-6 . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Гуссуб, Май (1987). «Феминизм – или вечная мужественность – в арабском мире» . Новый левый обзор . Я (161): 8.
- ^ Аль-Али, Надже С. (2002). «Женские движения на Ближнем Востоке: тематические исследования» (PDF) . Научно-исследовательский институт социального развития ООН : 4.
- ^ Андерсон, История современного Ближнего Востока , стр.118.
- ^ Хо, Анчи (2017), Ее журнал, Ее голос: праматери женских журналов в Африке и на Ближнем Востоке
- ^ Пепичелли, Рената (2017). «Переосмысление гендера в арабском национализме: женщины и политика современности в создании национальных государств. Примеры Египта, Туниса и Алжира» . Ориенте Модерно . 97 (1): 204. дои : 10.1163/22138617-12340145 . ISSN 0030-5472 . JSTOR 48572297 .
- ^ Аллам Нермин. Женщины и египетская революция: участие и активизм во время арабских восстаний 2011 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 33.
- ^ Аллам, Женщины и египетская революция , с. 34.
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 203.
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 205.
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 205.
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 206.
- ^ Кампос, Камила Пастор де Мария (2014). «Женщины и восстания в арабском мире: история и ориентализм» . Международный форум . ЛИВ (3): 537. ISSN 0185-013X .
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 210
- ^ Кампос, «Женщины и восстания в арабском мире», стр. 537
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 210
- ^ Кампос, «Женщины и восстания в арабском мире», стр. 538
- ^ Гуссуб, «Феминизм – или вечная мужественность – в арабском мире», стр. 11
- ^ Аль-Али, «Женские движения на Ближнем Востоке», стр. 4
- ^ Пепичелли, «Переосмысление гендера в арабском национализме», стр. 212
- ^ Аль-Али, «Женские движения на Ближнем Востоке», стр. 8
- ^ Давиша, А.И. (2003). Арабский национализм в ХХ веке: от триумфа к отчаянию . Интернет-архив. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 282. ИСБН 978-0-691-10273-3 .
- ^ Давиша, Адид (зима 2003 г.). «Реквием по арабскому национализму» . Ближний Восток Ежеквартальный . Ближневосточный форум . Проверено 23 июля 2011 г.
- ^ Холлидей, Фред (2013). «Национализм в арабском мире с 1945 года». В Брейи, Джон (ред.). Оксфордский справочник по истории национализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 445. ИСБН 978-0-19-876820-3 .
- ^ Холлидей, Фред (2013). «Национализм в арабском мире с 1945 года». В Брейи, Джон (ред.). Оксфордский справочник по истории национализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 445. ИСБН 978-0-19-876820-3 .
- ^ «В чем смысл Лиги арабских государств?» . Экономист . 29 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
- ^ Давиша, Арабский национализм в двадцатом веке , стр.317.
- ^ Давиша, Арабский национализм в двадцатом веке , стр.330.
- ^ Чарльз Смит. «Арабо-израильский конфликт». ( Международные отношения на Ближнем Востоке Луизы Фосетт), с. 220.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил, Патрик, Асад, Борьба за Ближний Восток , University of California Press, 1989, стр.83.
- ^ Деревни, 155
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маоз, 153 года
- ^ Давиша, 214
- ^ Макдональд, 128
Библиография [ править ]
- Абу-Укса, Ваэль (2016). Свобода в арабском мире: концепции и идеологии в арабской мысли девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета.
- Шуейри, Юсеф (2000). Арабский национализм – история: нация и государство в арабском мире . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-21729-9 .
- Давиша, Адид (2009). Ирак: политическая история от независимости до оккупации . Издательство Принстонского университета. п. 214 . ISBN 978-0-691-13957-9 .
- Давиша, Адид (2016). Арабский национализм в двадцатом веке: от триумфа к отчаянию . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16915-6 .
- Хиннебуш, Раймонд (2003). Международная политика Ближнего Востока . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-5346-7 .
- Халиди, Рашид (1993). Истоки арабского национализма . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-07435-3 .
- Хиро, Дилип . «Арабский национализм». Словарь Ближнего Востока . Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1996. стр. 24–25.
- Хамфрис, Р. Стивен (2005). Между памятью и желанием: Ближний Восток в тревожный век . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-93258-6 .
- Карш, Эфраим . Война Арафата: человек и его битва за завоевание Израиля . Нью-Йорк: Grove Press, 2003.
- Карш, Эфраим. Исламский империализм: история . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006.
- Села, Авраам . «Арабский национализм». Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . Эд. Села. Нью-Йорк: Континуум, 2002. стр. 151–155.
- Маоз, Моше (1995). Сирия и Израиль: от войны к миротворчеству . Издательство Оксфордского университета. п. 153. ИСБН 978-0-19-159086-3 .
- Макдональд, Мишель (2009). Поцелуй Саддама . Университет Квинсленда Пресс. п. 128. ИСБН 978-0-7022-4359-2 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Исламская критика арабского национализма» Мухаммада Яхья, Аль-Таухид , Том III, № 2, 1986.
- «Арабский национализм: ошибочная идентичность» Мартина Крамера , Дедал , лето 1993 г., стр. 171–206.
- «Реквием по арабскому национализму» Адида Давиши, Middle East Quarterly , зима 2003 г., стр. 25–41.
- «Рост арабского национализма в Судане», Мохамед Хасан Фадлалла, Codex Online SA