История цыганского народа
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Цыгане , , также называемые рома , синти или кале , в зависимости от подгруппы, представляют собой индоарийскую этническую группу которая в основном проживает в Европе. Цыгане, возможно, мигрировали из современного индийского штата Раджастхан . [1] мигрировавших на северо-запад ( регион Пенджаб Индийского субконтинента ) около 250 г. до н.э. [1] Сейчас считается, что их последующая миграция на запад, возможно волнистая, произошла примерно с 500 года нашей эры. [2] Было также высказано предположение, что эмиграция из Индии могла произойти в контексте набегов Махмуда Газни . Когда эти солдаты потерпели поражение, их вместе со своими семьями переселили на запад, в Византийскую империю . [3]
Автор Ральф Лилли Тернер выдвинул теорию центральноиндийского происхождения цыган с последующей миграцией на северо-запад Индии, поскольку цыганский язык разделяет ряд древних изоглосс с центрально-индоарийскими языками в отношении реализации некоторых звуков древнеиндоарийского языка. Ариан . Это подтверждается еще и тем, что он имеет точно такую же модель северо-западных языков, таких как кашмирский и шина, за счет принятия косых энклитических местоимений в качестве маркеров личности. Общая морфология предполагает, что цыгане участвовали в некоторых важных событиях, приведших к появлению новых индоарийских языков , что указывает на то, что проторомы покинули Индийский субконтинент только в конце второй половины первого тысячелетия. [4] [5]
Источник
[ редактировать ]Существует множество различных теорий о происхождении цыган, например, о том, что они пришли из Синда . [6]
описала цыган Диана Мьюир Аппельбаум как уникальный народ, поскольку они никогда не идентифицировали себя с какой-либо территорией. У них нет традиций древней и далекой родины, с которой мигрировали их предки, и они не претендуют на право на национальный суверенитет ни на одной из земель, где они проживают. Скорее, цыганская идентичность связана с идеалом свободы, частично выражающимся в отсутствии связей с родиной. [7] Отсутствие письменной истории означало, что происхождение и ранняя история цыган долгое время оставались загадкой. Индийское происхождение было предложено на лингвистических основаниях еще в конце 18 века. [8]
На языке рома «ром» означает муж/мужчина, а «ромни» означает жена/женщина, и, таким образом, «ром» означает «мужья/люди». Некоторые теории предполагают, что предки цыган служили в армии северной Индии . Одна современная теория утверждает, что во время вторжений Махмуда Газни побежденные солдаты были переселены на запад со своими семьями, в Византийскую империю , между 1000 и 1030 годами нашей эры. [9]
Генетические данные выявили индийское происхождение цыган. [10] [2] Это делает цыган потомками людей, эмигрировавших из Южной Азии в Среднюю Азию в средневековый период. [11]
Лингвистическое происхождение
[ редактировать ]До середины-конца XVIII века теории о происхождении цыган были в основном спекулятивными. В 1782 году Иоганн Кристиан Кристоф Рюдигер опубликовал результаты своего исследования, в которых указал на родство между цыганским языком и хиндустани . [12] Последующие работы подтвердили гипотезу о том, что цыганский язык имеет общее происхождение с индоарийскими языками северной Индии. [13]
Домар и римские языки
[ редактировать ]Домари когда-то считалось «братским языком» цыганского языка, и что эти два языка разделились после того, как цыгане покинули субконтинент , но, основываясь на результатах более поздних исследований, их следует считать двумя отдельными языками в Центральной зоне (хиндустани). ) Сарайская языковая группа, так как различия между ними значительны. Таким образом, дом и ром, вероятно, являются потомками двух разных групп людей, мигрировавших с Индийского субконтинента двумя разными волнами с разницей в несколько столетий. [14] [9]
В следующей таблице представлены цифры на языках цыган , домари и ломаврен , а также соответствующие термины на санскрите , хинди , одиа и сингальском языках , чтобы продемонстрировать сходство. [15] Обратите внимание, что цыганские цифры от 7 до 9 заимствованы из греческого языка .
Языки Числа | РИМЛЯНАМ | Приручить | Ломаврен | санскрит | Неа | Одия | сингальский |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | один, один | круглый | да, да | эка | здание | в здании | к |
2 | газ | д | его | два | делать | два | дека |
3 | шаг | грызущий | пот | разум | олово | много | тунец/три |
4 | Звезда | Звезда | Ишдор | катварах | машина | Карьера | отец/сатара |
5 | и т. д. | и т. д. | Пендж | панка | Пак | Панча | возможно |
6 | шоу | осока | Пятница | сат | отец | чаа | привет/я |
7 | ифта | верхняя часть | имел | он задыхается | Суббота | вот и все | хата/сатха |
8 | оксто | хаишт | хашт | ашта | атх | атха | минуты |
9 | собака | уже | нет | нава | мой | сейчас | беспроводной |
10 | дождь | принадлежащий | тот | падать | тот | затем | десять |
20 | пчела | мудрости | отображается | вимшати | будет | Корие | он предупредил |
100 | он пошел | потому что | потому что | одежда | или | видеть | Дай это мне |
Генетические доказательства
[ редактировать ]Дополнительные доказательства южноазиатского происхождения цыган появились в конце 1990-х годов. Исследователи, проводившие анализ ДНК, обнаружили, что цыганское население несет в себе большие частоты определенных Y-хромосом (наследуемых по отцовской линии) и митохондриальной ДНК (мтДНК) (наследуемой по материнской линии), которые в остальном существуют только в популяциях из Южной Азии .
47,3% цыганских мужчин несут Y-хромосомы гаплогруппы H-M82 , что редко встречается за пределами Южной Азии. [16] Митохондриальная гаплогруппа M , наиболее распространенная у индийцев и редко встречающаяся за пределами Южной Азии, составляет почти 30% цыган. [16] Более детальное изучение польских цыган показывает, что они принадлежат к линии М5, характерной для Индии. [17] форма наследственного заболевания – врожденная миастения Более того, у цыган встречается . Вызванный мутацией 1267delG, он известен только у лиц индийского происхождения. Это считается лучшим свидетельством индийского происхождения цыган. [18]
Цыган описывали как «конгломерат генетически изолированных популяций-основателей». [19] Число распространенных генетических нарушений, обнаруженных среди цыган со всей Европы, указывает на «общее происхождение и эффект основателя ». [19]
Исследование 2001 года, проведенное Gresham et al. предполагает «ограниченное число родственных основателей, совместимых с небольшой группой мигрантов, отделившихся от отдельной касты или племенной группы». [20] В исследовании также отмечается, что « генетический дрейф , а также различные уровни и источники примесей, по-видимому, сыграли роль в последующей дифференциации популяций». [20] То же исследование показало, что «одна линия... обнаруженная в цыганском населении, составляет почти одну треть цыганских мужчин». [20]
Исследование 2004 года, проведенное Мораром и соавт. пришел к выводу, что цыгане произошли от «основательной популяции общего происхождения, которая впоследствии распалась на множество социально различающихся и географически разбросанных цыганских групп». [18] То же исследование показало, что эта популяция «была основана примерно 32–40 поколений назад, а вторичные и третичные события-основатели произошли примерно 16–25 поколений назад». [18]
Существуют генетические свидетельства массового смешения с балканскими народами во времена Османской империи . [21]
Связь с бурушо и памирцами
[ редактировать ]У бурушо из Хунзы отцовской линии есть генетический маркер , который группируется с памирцами из Афганистана и Таджикистана, а также с этнической группой синти . Эта находка общих генетических гаплогрупп может указывать на происхождение цыган в этих регионах или вокруг них. [22]
Возможная связь с народом домба
[ редактировать ]Согласно генетическому исследованию филогеографии гаплогруппы H1a1a-M82 Y-хромосомы, проведенному в 2012 году, предки нынешних зарегистрированных каст и зарегистрированных племен северной Индии, традиционно называемых кома , являются вероятными предковыми популяциями современных европейских цыган. [23]
Цыганское происхождение на основе аутосомных и митохондриальных данных
Исследования гаплотипов митохондрий или Y-хромосомы предоставляют ценную информацию, но ограничением этих типов исследований является то, что каждое из них представляет собой только один экземпляр генеалогического процесса. Аутосомные данные позволяют одновременно анализировать несколько линий, что может предоставить новую информацию об истории популяции. Согласно генетическому исследованию аутосомных данных, двумя популяциями, имеющими самое близкое родство с цыганами, были пенджабцы и кашмирцы , которые также имеют самое большое западно-евразийское происхождение среди жителей Южной Азии. [24] Однако, согласно исследованию полногеномных данных, опубликованному в 2019 году, предполагаемое происхождение протоцыган включает пенджабскую группу с низким уровнем западноевразийского происхождения. [25] Классические генетические маркеры и маркеры мтДНК позволили предположить наибольшую близость цыган к популяциям раджпутов и пенджабцев северо-западной Индии. [26]
Ранние записи
[ редактировать ]Ранние записи о странствующем населении из Индии начинаются еще в период Сасанидов . Британский лингвист Дональд Кенрик отмечает первое зарегистрированное присутствие Зотта в Багдаде в 820 году нашей эры, Ханакина - в 834 году нашей эры. [27]
Современные ученые предполагают, что одно из первых письменных упоминаний о цыганах под термином Ацингани (происходит от греческого ἀτσίγγανοι – ацинганой ) относится к византийской эпохе во время голода в 9 веке. В 800 году нашей эры святая Афанасия дала пищу «иноземцам, называемым Ацинганами» близ Фракии . Позже, в 803 году нашей эры, Феофан Исповедник писал, что император Никифор I воспользовался помощью ацинганов , чтобы подавить бунт с помощью их «знаний магии». Однако Ацингани были манихейской сектой, исчезнувшей из летописей в 11 веке. Ацинганой использовался для обозначения странствующих гадалок, чревовещателей и волшебников, которые посетили императора Константина IX в 1054 году. [28]
Скелетные останки цыган, эксгумированные в Castle Mall в Норидже, Великобритания, были датированы радиоуглеродным методом с помощью жидкостной сцинтилляционной спектрометрии. [ нужны разъяснения ] примерно до 930–1050 гг. [29]
Прибытие в Европу
[ редактировать ]Цыгане впервые прибыли в Европу из северной Индии через Иран , Армению и Турцию . [30]
В 1323 году Симон Симеонис , ирландский монах-францисканец, описал людей по подобию «ацингани», живущих на Крите : «Мы также видели вне этого города [ Кандии ] племя людей, которые поклоняются по греческому обряду и самоутверждаются быть из рода Каина . Эти люди редко или никогда не останавливаются на одном месте более тридцати дней, но всегда, как бы проклятые Богом, являются кочевниками и изгоями. После тридцатого дня они скитаются с поля на поле с малыми, продолговатые, черные и низкие палатки, как у арабов , и от пещеры к пещере, потому что место, где они обитают, по истечении тридцати дней становится настолько полным паразитов и прочей нечистоты, что невозможно жить по соседству с ними. " [31]
В 1350 году Людольф фон Судхайм упомянул похожий народ с уникальным языком, которого он назвал Мандаполос , слово, которое, по некоторым предположениям, возможно, произошло от греческого слова Мантиполос – Μαντιπόλος. [32] « бешеный » от богомола – μάντις (что означает « пророк , гадалка ») и полео – πολέω .
Около 1360 года была основана вотчина (называемая Feudum Acinganorum на Корфу ) . В основном он использовал крепостных-цыган, а цыгане на острове были в подчинении. [33] [34]
К 14 веку цыгане достигли Балкан и Богемии ; к 15 веку — Германия, Франция, Италия, Испания и Португалия; а к 16 веку - Россия, Дания, Шотландия и Швеция. [27] (хотя данные ДНК из скелетов середины 11-го века в Норидже предполагают, что по крайней мере несколько человек могли прибыли раньше, возможно, из-за порабощения викингами цыган из восточного Средиземноморья или связей с варягами [35] ).
Некоторые цыгане мигрировали из Персии через Северную Африку , [36] достигнув Европы через Испанию в 15 веке. [37] Романи начали иммигрировать в Соединенные Штаты в колониальные времена небольшими группами в Вирджинии и французской Луизиане . [38] Более масштабная иммиграция началась в 1860-х годах с группами Ромнихалов из Великобритании. [38] Наибольшее количество иммигрировало в начале 20 века, в основном из группы Влакс из Кальдераша . Многие цыгане также поселились в Латинской Америке . [39]
По словам историка Нормана Дэвиса , закон 1378 года, принятый губернатором Науплиона на греческом Пелопоннесе и подтверждающий привилегии «ацингани», является «первым документально подтвержденным упоминанием цыган-цыган в Европе». Подобные документы, снова представляющие цыган как группу, изгнанную из Египта, свидетельствуют о том, что они достигли Брашова , Трансильвания , в 1416 году; Гамбург , Священная Римская империя , в 1418 году; и Париж в 1427 году. Летописец парижского журнала описал их как одетых так, как парижане считали неряшливым, и сообщил, что церковь заставила их покинуть город, потому что они занимались хиромантией и гаданием. [40]
Их ранняя история вызывает неоднозначный прием. Хотя 1385 год стал первой зарегистрированной сделкой с цыганским рабом в Валахии выдал ему охранную грамоту , в 1417 году Сигизмунд из Священной Римской империи . [27] Цыганам было приказано изгнать из региона Мейсен в Германии в 1416 году, Люцерна в 1471 году, Милана в 1493 году, Франции в 1504 году, Арагона в 1512 году, Швеции в 1525 году, Англии в 1530 году (см. Закон о египтянах 1530 года ) и Дании в 1536 году. [27] В 1510 году любому цыгану, обнаруженному в Швейцарии, было приказано казнить, а в 1554 году в Англии был принят закон, обязывающий всех цыган в стране покинуть страну или подвергнуться казни. Аналогичный закон был принят во многих европейских странах, включая Данию в 1589 году, Швецию в 1637 году, тогда как Португалия начала депортацию цыган в свои колонии в 1538 году. [27]
Однако позже английский статут 1596 года предоставил цыганам особые привилегии, которых не было у других странников; Франция приняла аналогичный закон в 1683 году. Екатерина Великая из России объявила цыган «корональными рабами» (статус выше крепостных ), но также не допускала их в определенные части столицы . [40] В 1595 году Штефан Рэзван преодолел рождение в рабстве и стал воеводой (князем) Молдавии . [27]
В Валахии , Трансильвании и Молдавии цыгане находились в рабстве в течение пяти столетий, пока не были отменены в середине 19 века. [41]
В конце 19 века цыганская культура вдохновила соседей на создание множества художественных произведений. Среди наиболее заметных работ — «Кармен» и «Жизнь богемы» . [40]
Османская империя
[ редактировать ]В империи Османской цыганам-мусульманам предпочтение отдавалось , в отличие от цыган-христиан. Цыгане-мусульмане были расселены в Румелии (Балканы) из Анатолии, например Арлие , или Кипра, как Гурбети . Были также случаи обращения в ислам, чтобы улучшить условия жизни под властью Османской империи. Санджак Чингене был учрежден для цыган-мусульман в Румелии и просуществовал с 1520 года до конца Османской империи. Цыгане-мусульмане могли мигрировать из одной части страны в другую в пределах Османской империи. Племя Заргари мигрировало в Персидскую империю. [42]
Принудительная ассимиляция
[ редактировать ]В 1758 году Мария Терезия Австрийская начала программу ассимиляции, направленную на превращение цыган в уймадьяров (новых венгров). Правительство построило постоянные хижины вместо мобильных палаток, запретило передвижение и насильно забрало детей у родителей, чтобы их воспитывали нецыгане. [27] К 1894 году большинство цыган, учтенных в венгерской национальной переписи населения, вели оседлый образ жизни. В 1830 году цыганских детей в Нордхаузене забрали из семей на воспитание немцы. [27]
Россия также поощряла оседлость всех кочевников в 1783 году, а поляки ввели закон о поселениях в 1791 году. Болгария и Сербия запретили кочевничество в 1880-х годах. [27]
В 1783 году расовое законодательство против цыган было отменено в Соединенном Королевстве, а в 1822 году был принят специальный «Закон о магистралях», запрещающий кочевникам разбивать лагеря на обочинах дорог, что было усилено Законом о шоссе 1835 года. [27]
Преследование
[ редактировать ]В 1530 году Англия издала Закон о египтянах , который запрещал цыганам въезд в страну и требовал от живущих в стране покинуть страну в течение 16 дней. Несоблюдение этого требования может привести к конфискации имущества, тюремному заключению и депортации. В этот закон были внесены поправки Законом о египтянах 1554 года , который предписывал цыганам покинуть страну в течение месяца. Неподчинившиеся цыгане были казнены. [43]
В 1538 году первое антицыганистское (антицыганское) законодательство было издано в Моравии и Богемии , находившихся под властью Габсбургов . Три года спустя, после серии пожаров в Праге, ответственность за которые возложили на цыган, Фердинанд I приказал их изгнать. В 1545 году сейм Аугсбурга заявил, что «тот, кто убьет цыгана, не будет виновен ни в каком убийстве». Последовавшая за этим массовая серия убийств побудила правительство в конечном итоге вмешаться и «запретить топить цыганских женщин и детей». [44]
запретил цыганам проживать во Франции В 1660 году Людовик XIV . [45]
В 1685 году Португалия депортировала цыган в Бразилию . [45]
В 1710 году Иосиф I издал указ об истреблении цыган , приказав, чтобы «все взрослые мужчины были повешены без суда, а женщины и молодые мужчины должны были быть подвергнуты порке и изгнаны навсегда». Кроме того, им должны были отрезать правое ухо в Королевстве Богемия и левое ухо в Моравии. [45] В 1721 году Карл VI , брат и преемник Иосифа, внес поправки в указ, включив в него казнь взрослых цыганок, а детей «помещать в больницы для обучения». [46]
Довоенная организация
[ редактировать ], Словения) состоялось национальное собрание цыган В 1879 году в венгерском городе Кишфалу (ныне Пордашинчи . Цыгане в Болгарии провели конференцию в 1919 году, пытаясь потребовать предоставления им права голоса, а в 1923 году был основан цыганский журнал « Истикбал» («будущее»). [27]
В Советском Союзе в 1925 году был организован Всероссийский союз цыган, а журнал «Роми зоря» два года спустя вышел («Цыганская заря»). Писательский кружок Роменгиро Лав («цыганское слово») поощрял произведения таких авторов, как Николай Александрович Панков и Нина Дударова . [27]
Генеральная ассоциация цыган Румынии была создана в 1933 году после проведения национальной конференции и публикации двух журналов: «Нямул Цыганеск» («Цыганская нация») и «Тимпул » «Время»). была организована «международная» конференция . в Бухаресте В следующем году [27]
издание цыганского журнала « Романо Лил» . В Югославии с 1935 года началось [27]
Пораймос
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны и Холокоста нацисты убили от 220 000 до 500 000 цыган в ходе геноцида , известного как Пораймос . Как и евреи, их изолировали и заставляли переселяться в гетто , а затем отправляли в концентрационные лагеря или лагеря смерти . Их часто убивали на месте айнзацгруппы , особенно на Восточном фронте . 25% европейских цыган погибли в результате геноцида. [47]
Послевоенная история
[ редактировать ]В коммунистической Центральной и Восточной Европе цыгане столкнулись со схемами ассимиляции и ограничениями их культурной свободы. Публичное общение на цыганском языке и исполнение цыганской музыки были запрещены в Болгарии. В Чехословакии десятки тысяч цыган из Словакии, Венгрии и Румынии были переселены в приграничные районы чешских земель, а их кочевой образ жизни был запрещен. В Чехословакии, где их считали «социально деградировавшим слоем», цыганских женщин стерилизовали в рамках государственной политики по сокращению их населения. Эта политика проводилась с использованием крупных финансовых стимулов, угроз удержания будущих социальных выплат, дезинформации и принудительной стерилизации . [48] [49]
В начале 1990-х годов Германия депортировала десятки тысяч мигрантов в Центральную и Восточную Европу. Шестьдесят процентов из примерно 100 000 румынских граждан, депортированных по договору 1992 года, были цыганами. [50]
В 2005 году было начато Десятилетие интеграции ромов в девяти странах Центральной и Юго-Восточной Европы в попытке улучшить социально-экономический статус и повысить социальную интеграцию цыганского меньшинства во всем регионе. [51] Проект инициировал важные процессы по включению рома в Европу и послужил стимулом для усилий под руководством ЕС по охвату аналогичной темы – Рамочной программы ЕС для национальных стратегий интеграции рома до 2020 года (Рамочная программа ЕС). [52]
Америка
[ редактировать ]Цыгане начали иммигрировать в Соединенные Штаты в колониальные времена , при этом небольшие группы поселились в Вирджинии и французской Луизиане . Более масштабная иммиграция началась в 1860-х годах с группами Ромнихалов из Великобритании. [53] [54]
1997 чешско-канадский исход
[ редактировать ]В августе 1997 года чешский телеканал TV Nova показал документальный фильм о положении цыган, эмигрировавших в Канаду. [55] В кратком отчете утверждалось, что они жили комфортно при поддержке государства и были защищены от расовой дискриминации и насилия. [56] В то время жизнь многих цыган в Чехии была особенно трудной. В результате распада Чехословакии многие цыгане остались без гражданства ни в Чехии, ни в Словакии. [57] После сильного наводнения в Моравии в июле 1997 года многие цыгане остались без крова и нежеланными гостями в других частях страны. [55]
Почти сразу же появились сообщения о том, что цыгане готовятся эмигрировать в Канаду. 5 тысяч человек из города Острава По одним данным, переехать намеревались . Мэры некоторых чешских городов поощряли исход, предлагая помочь оплатить авиабилеты, чтобы цыгане могли уехать. На следующей неделе посольство Канады в Праге ежедневно получало сотни звонков от цыган, а билеты на рейсы между Чехией и Канадой были распроданы до октября. [55] В 1997 году 1285 человек из Чехии прибыли в Канаду и потребовали статуса беженцев , что является довольно значительным скачком по сравнению с 189 чехами, которые сделали это в прошлом году. [57]
Люси Чермакова, представитель посольства Канады в Праге, раскритиковала программу, заявив, что она «представляет только одну сторону вопроса и выделяет только бессмысленные идеи». Мария Юрковичова, представитель посольства Чехии в Оттаве, предположила, что «программа была полна полуправды, которая сильно искажала реальность и практически способствовала исходу больших групп чешских цыган. Она скрывала ряд фактов». [55]
До этого момента передвижение цыган в Канаду было довольно легким, поскольку визовые требования для чешских граждан были отменены канадским правительством в апреле 1996 года. от 8 октября 1997 г. [58]
цыганский национализм
[ редактировать ]Существует небольшое цыганское националистическое движение. [59]
Первый Всемирный цыганский конгресс состоялся недалеко от Лондона, Англия, в 1971 году и частично финансировался Всемирным советом церквей и правительством Индии. На нем присутствовали представители Индии и двадцати других стран. На съезде зелено-синий флаг, развернутый на конференции 1933 года, украшенный красной шестнадцатиспицевой чакрой , был подтвержден в качестве национальной эмблемы цыганского народа, а песня « Гелем, гелем » была принята в качестве их национального герба. государственный гимн. [60] [61]
Международный союз цыган был официально создан в 1977 году, а в 1990 году четвертый Всемирный конгресс объявил 8 апреля Международным днем рома , днем, чтобы прославить цыганскую культуру и повысить осведомленность о проблемах, затрагивающих цыганское сообщество. [62]
В 2000 году V Всемирный цыганский конгресс опубликовал официальную декларацию, в которой заявил, что цыганский народ является нетерриториальной нацией. [63]
См. также
[ редактировать ]- Хронология истории цыган
- Антииндийские настроения
- Демография Индии
- Индийский народ
- Раджастханский народ
- Имена цыганского народа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Маринов, Александр Г. (3 октября 2019 г.). Взгляд внутрь: влияние миграции на романипе с точки зрения цыган . Книги Бергана. п. 31. ISBN 978-1-78920-362-2 .
Неясно, что заставило этот народ покинуть Индийский субконтинент, но обычно считается, что они произошли из центральной Индии, возможно, из современного индийского штата Раджастхан, и мигрировали на северо-запад около 250 г. до н.э.
- ^ Перейти обратно: а б Бхану, Синдия Н. (10 декабря 2012 г.). «Геномное исследование прослеживает путь цыган до Северной Индии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ Хэнкок, Ян Ф; Дауд, Шивон; Джурич, Райко (2004). Дороги цыган: ПЕН-антология цыганских писателей . Хэтфилд, Соединенное Королевство: Издательство Хартфордширского университета. стр. 14–15. ISBN 978-0-900458-90-3 .
- ^ Матрас, Ярон (2006). «Цыгане» (PDF) . В Брауне, Кейт (ред.). Энциклопедия языка и лингвистики . Оксфорд: Эльзевир. стр. 656–658. дои : 10.1016/B0-08-044854-2/04471-0 . ISBN 9780080448541 . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ Тейлор, Бекки (2014). Другая тьма, другой рассвет . Лондон: Книги реакции. п. 22. ISBN 978-1-78023-257-7 .
- ^ «Хайдарабад: цыгане родом из Синда, утверждает доктор Кази» . Рассвет . 25 сентября 2006 г.
- ^ Аппельбаум, Диана (1 марта 2011 г.). «Безродный цыган» . Американский интерес . Том. 6, нет. 4.
- ^ Фрейзер 1995
- ^ Перейти обратно: а б Хэнкок, Ян (2007). «О цыганском происхождении и идентичности» . Цыганский центр архивов и документации . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
- ^ Мендисабаль, Изабель; Лао, Оскар; Маригорта, Урко М.; Вольштейн, Андреас; Гужман, Леонор; Ферак, Владимир; Иоана, Михай; Иорданова, Албена; Канева, Радка; Куваци, Анастасия; Кучинскас, Вайдутис; Макух, Галина; Метспалу, Андрес; Нетя, Михай Г.; де Пабло, Росарио; Памджав, Хоролма; Радойкович, Драгица; Роллстон, Сара Дж. Х.; Сертик, Ядранка; Мацек, Милан; Комас, Дэвид; Кайзер, Манфред (декабрь 2012 г.). «Реконструкция истории населения европейских цыган на основе общегеномных данных» . Современная биология . 22 (24): 2342–2349. Бибкод : 2012CBio...22.2342M . дои : 10.1016/j.cub.2012.10.039 . hdl : 10230/25348 . ПМИД 23219723 . S2CID 13874469 .
- ^ Хэнкок, Ян (2002). Мы – цыганский народ: Ame sam e Rromane džene . Хэтфилд: Издательство Хартфордширского университета. п. 13. ISBN 1-902806-19-0 .
- ^ Рюдигер, Иоганн Кристиан Кристоф (1996) [первоначально опубликовано в 1782 году]. «Об индийском языке и происхождении цыган» (PDF) . Перевод Приего Тиммеля, Мануэля; Бернхардт, Карл; Монреаль, Аннет. Университет Манчестера. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2006 года.
- ^ Халвакс, Дитер В. (21 апреля 2004 г.). «Цыгане – попытка обзора» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2005 года . Проверено 26 августа 2007 г.
- ^ «Что такое Домари?» . Романский проект . Университет Манчестера . Проверено 23 июля 2008 г.
- ^ Хэнкок, Ян (2007). «О цыганском происхождении и идентичности» . РАДОК.net . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Калайджиева, Люба; Морар, Бхарти; Ше, Рафаэль; Тан, Хуа (октябрь 2005 г.). «Недавно обнаруженная популяция-основатель: цыгане / цыгане». Биоэссе . 27 (10): 1084–1094. doi : 10.1002/bies.20287 . ПМИД 16163730 .
- ^ Малярчук Б.А.; Гжибовский, Т.; Деренко, М.В.; Чарни, Дж.; Мишицка-Сливка, Д. (март 2006 г.). «Разнообразие митохондриальной ДНК у польских цыган». Анналы генетики человека . 70 (2): 195–206. дои : 10.1111/j.1529-8817.2005.00222.x . ПМИД 16626330 . S2CID 662278 .
- ^ Перейти обратно: а б с Морар, Бхарти; Грешем, Дэвид; Ангеличева, Дора; Турнев, Ивайло; Гудинг, Ребекка; Гергельчева, Велина; Шмидт, Кэролайн; Абихт, Анжела; Лохмюллер, Ганс; Тордай, Аттила; Кальмар, Лайош; Надь, Мелинда; Каркаги, Вероника; Жанпьер, Марк; Герцегфалви, Агнес; Бисон, Дэвид; Венкатараман, Вишванатан; Уорик Картер, Ким; Рив, Джефф; де Пабло, Росарио; Кучинская, Вайдути; Калайджиева, Люба (октябрь 2004 г.). «История мутаций цыган/цыган» . Американский журнал генетики человека . 75 (4): 596–609. дои : 10.1086/424759 . ПМК 1182047 . ПМИД 15322984 .
- ^ Перейти обратно: а б Калайджиева, Люба; Грешем, Дэвид; Калафель, Франческ (декабрь 2001 г.). «Генетические исследования ромов (цыган): обзор» . BMC Медицинская генетика . 2 (1): 5. дои : 10.1186/1471-2350-2-5 . ПМК 31389 . ПМИД 11299048 .
- ^ Перейти обратно: а б с Грешем, Дэвид; Морар, Бхарти; Андерхилл, Питер А.; Пассарино, Джозеф; Лин, Алиса А.; Мудрая, Шерил; Ангеличева, Дора; Калафель, Франческ; Офнер, Питер Дж.; Шен, Пейдун; Турнев, Ивайло; де Пабло, Росарио; Кучинска, Вайдути; Перес-Лесун, Анна; Марушякова, Елена; Попов, Веселин; Калайджиева, Люба (декабрь 2001 г.). «Происхождение и расхождение цыган (цыган)» . Американский журнал генетики человека . 69 (6): 1314–1331. дои : 10.1086/324681 . ПМЦ 1235543 . ПМИД 11704928 .
- ^ Банфай, Жолт; Мелег, Белла И.; Шумеги, Екатерина; Хаджиев, Кинга; Мисета, Аттила; Каслер, Миклош; Мелег, Бела (13 июня 2019 г.). «Выявление генетического воздействия османской оккупации на этнические группы Восточной и Центральной Европы и на цыганское население региона» . Границы генетики . 10 :558 дои : 10.3389/fgene.2019.00558 . ПМЦ 6585392 . ПМИД 31263480 .
- ^ Уэллс, Р. Спенсер; Юлдашева, Надира; Рузибакиев Руслан; Андерхилл, Питер А.; Евсеева Ирина; Блю-Смит, Джейсон; Джин, Ли; Су, Бинг; Питчаппан, Рамасами; Шанмугалакшми, Садагопал; Балакришнан, Каруппиа; Прочтите, Марк; Пирсон, Натаниэль М.; Зержал, Татьяна; Вебстер, Мэтью Т.; Жолошвили, Ираклий; Джамарджашвили, Елена; Гамбаров, «Спартак»; Никбин, Бехруз; Достиев, Ашур; Акназаров, Огоназар; Заллуа, Пьер; Цой, Игорь; Китаев Михаил; Миррахимов, Мирсаид; Чариев, Ашир; Бодмер, Уолтер Ф. (28 августа 2001 г.). «Евразийский Хартленд: континентальный взгляд на разнообразие Y-хромосомы» . Труды Национальной академии наук . 98 (18): 10244–10249. Бибкод : 2001PNAS...9810244W . дои : 10.1073/pnas.171305098 . ПМК 56946 . ПМИД 11526236 .
- ^ Рай, Нирадж; Чаубей, Гьянешвер; Таманг, Ракеш; Патхак, Аджай Кумар; Сингх, Випин Кумар; Кармин, Моника; Сингх, Манвендра; Рани, Дипа Селви; Анугула, Шарат; Ядав, Бриджеш Кумар; Сингх, Ашиш; Шринивасаган, Рамкумар; Ядав, Анита; Кашьяп, Манджу; Навария, Сапна; Редди, Алла Г.; Дрим, Джордж ван; Андерхилл, Питер А.; Виллемс, Ричард; Кивисилд, Тоомас; Сингх, Лалджи; Тангарадж, Кумарасами (28 ноября 2012 г.). «Филогеография гаплогруппы Y-хромосомы H1a1a-M82 показывает вероятное индийское происхождение европейского цыганского населения» . ПЛОС Один . 7 (11): е48477. Бибкод : 2012PLoSO...748477R . дои : 10.1371/journal.pone.0048477 . ПМК 3509117 . ПМИД 23209554 .
- ^ Мурджани, Прия; Паттерсон, Ник; Лох, По-Ру; Липсон, Марк; Кисфали, Питер; Мелег, Бела И.; Бонин, Майкл; Кадаши, Людевит; Рисс, Олаф; Бергер, Бонни; Райх, Дэвид; Мелег, Бела (13 марта 2013 г.). «Реконструкция истории цыган на основе общегеномных данных» . ПЛОС ОДИН . 8 (3): e58633. arXiv : 1212.1696 . Бибкод : 2013PLoSO...858633M . дои : 10.1371/journal.pone.0058633 . ПМЦ 3596272 . ПМИД 23516520 .
- ^ Фонт-Портериас, Неус; Арауна, Лара Р.; Поведа, Алаитц; Бьянко, Эрика; Ребато, Эстер; Прата, Мария Жуан; Калафель, Франческ; Комас, Дэвид (23 сентября 2019 г.). «Европейские цыганские группы демонстрируют сложные следы западно-евразийской примеси и общее южноазиатское генетическое происхождение» . ПЛОС Генетика . 15 (9): e1008417. дои : 10.1371/journal.pgen.1008417 . ПМК 6779411 . ПМИД 31545809 .
- ^ Мендисабаль, Изабель; Валенте, Кристина; Гужман, Альфредо; Алвес, Синтия; Гомес, Вероника; Гойос, Ана; Парсон, Вальтер; Калафель, Франческ; Альварес, Луис; Аморим, Антониу; Гужман, Леонор; Комас, Дэвид; Прата, Мария Жуан (10 января 2011 г.). «Реконструкция индийского происхождения и расселения европейских цыган: взгляд на материнскую генетику» . ПЛОС ОДИН . 6 (1): e15988. Бибкод : 2011PLoSO...615988M . дои : 10.1371/journal.pone.0015988 . ПМК 3018485 . ПМИД 21264345 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Кенрик, Дональд (2007). Исторический словарь цыган (цыган) (2-е изд.). Пугало Пресс.
- ^ Фокс, Джетан (2003). «Затерянные племена Индии » Кувиям Архивировано из оригинала 1 ноября.
- ^ Тёпф, Ана Л; Хёлзель, А. Рус (22 сентября 2005 г.). «Цыганский митохондриальный гаплотип в Англии за 500 лет до их зарегистрированного прибытия в Британию» . Письма по биологии . 1 (3): 280–282. дои : 10.1098/rsbl.2005.0314 . ПМК 1617141 . ПМИД 17148187 . /
- ^ «Цыгане в Европе: 11 вещей, которые вы всегда хотели знать, но боялись спросить» . 23 апреля 2015 г.
- ^ «Путешествие Симона Семениса из Ирландии в Святую Землю» . Корпус электронных текстов . Университетский колледж Корка. 2017.
- ^ Харрис, Марк. «Цыгане-сообщение» . Флорилегиум Стефана . Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Фрейзер 1995 , стр. 50–51.
- ^ Кейл, Чарльз; Блау, Дик; Киль, Анжелики В.; Фельд, Стивен (2002). Яркое балканское утро: жизнь цыган и сила музыки в греческой Македонии . Издательство Уэслианского университета. п. 108. ИСБН 978-0-8195-6488-7 .
- ^ Питтс, М. (2006). «ДНК-сюрприз: цыгане в Англии на 440 лет раньше» . Британская археология . 89 (9).
- ^ Бэнкстон, Карл Леон (16 марта 2019 г.). Расовые и этнические отношения в Америке: этническое предпринимательство . Салем Пресс. ISBN 9780893566340 – через Google Книги.
- ^ Благородный, Джон; Форсайт, Сьюзен (2001). Андалусия . Одинокая планета. ISBN 978-1-86450-191-9 – через Интернет-архив.
цыгане достигли Испании 15 века.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Дэвид Джеймс (2016). Только лошади из дикой природы . Лулу Пресс. ISBN 978-1-365-19773-4 – через Google Книги.
- ^ Чилева, Дружемира (27 мая 2004 г.). «Новые цыганские голоса из Латинской Америки» . Европейский центр по правам цыган .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис, Норман (1997). «Христианский мир в кризисе» . Европа: История (2-е изд.). Случайный дом. стр. 387–388. ISBN 978-1-4070-9179-2 . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ Валахия и Молдавия
- ^ «Османская империя. Информационные бюллетени по истории цыган» . rm.coe.int . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Ли, Джефф (сентябрь 2010 г.). «Цыган в семье» . Ассоциация наследия Милтона Кейнса . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Кроу 2004 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Кнудсен, Марко Д. «История цыган: 2.5.4: 1647–1714» . Die Geschichte der Roma . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Кроу 2004 , стр. XI, 36–37.
- ^ Ром-Раймер, Сими (2011). «Рома в Холокосте» . Момент .
- ^ Сильверман, Кэрол (июнь 1995 г.). «Преследования и политизация: цыгане Восточной Европы» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 19 (2).
- ^ Борьба за этническую идентичность: цыгане Чехословакии, находящиеся под угрозой исчезновения . 1992. ISBN 978-1-56432-078-0 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) [ нужна страница ] - ^ «Германия и Румыния в пакте о депортации» . Нью-Йорк Таймс . 24 сентября 1992 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2011 года.
- ^ «Десятилетие интеграции цыган: борьба с расовой дискриминацией посредством развития» . un.org . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Рамочная программа ЕС по национальной стратегии интеграции рома до 2020 года (Отчет). Европейская комиссия. 4 мая 2011 г. COM(2011)173.
- ^ Шефер, Ричард Т.; Зеллнер, WW (2011). Необыкновенные группы: исследование нетрадиционного образа жизни . Нью-Йорк: Стоит. ISBN 978-1-4292-3224-1 .
- ^ Линг, Хупин (2008). Новые голоса: опыт недостаточно представленных американцев азиатского происхождения . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-4341-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Клима, Йозеф (26 февраля 2000 г.). «Исход цыган в Канаду» . Рома в Чехии . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года.
- ^ «Массовый исход цыган в Канаду» . Европейский центр по правам цыган . 15 августа 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Цыгане в Канаде: земля обетованная?» . ЦБК . Декабрь 1997 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2002 г.
- ^ Тот, Юдит (ноябрь 2010 г.). Непонятный поток цыган, ищущих убежища, из Чехии и Венгрии в Канаду (PDF) . Центр исследований европейской политики. ISBN 978-94-6138-063-0 .
- ^ Ян Ф. Хэнкок (2002). Мы – цыганский народ . п. 116.
- ^ Лондон, 1971: Первый Всемирный конгресс цыган.
- ^ Международное объединение цыганской молодежи: 50 лет после Первого Всемирного цыганского конгресса.
- ^ «Международный день цыган – Европейский парламент» (PDF) .
- ^ «Претензии цыган на статус нетерриториальной нации: признание с международно-правовой точки зрения» .
Источники
[ редактировать ]- Тейлор, Бекки (15 апреля 2014 г.). Другая тьма, другой рассвет: история цыган, цыган и путешественников .
- Берли, Майкл (1996). Противостояние нацистскому прошлому: новые дебаты о современной истории Германии . Лондон: Коллинз и Браун. ISBN 978-0-312-16353-2 .
- Кроу, Дэвид (2004). История цыган Восточной Европы и России . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-312-08691-1 .
- Фонсека, Изабель (1996). Похороните меня стоя: цыгане и их путь . Нью-Йорк: Винтажные книги . ISBN 978-0-679-73743-8 .
- Фрейзер, Ангус (1995). Цыгане . Народы Европы (2-е изд.). Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-19605-1 .
- Гай, Уилл (2001). Между прошлым и будущим: цыгане Центральной и Восточной Европы . Хэтфилд: Издательство Хартфордширского университета. ISBN 978-1-902806-07-5 .
- Хэнкок, Ян (1987). Синдром изгоя: рассказ о цыганском рабстве и преследованиях . Анн-Арбор: Издательство Карома. ISBN 978-0-89720-079-0 .
- Хэнкок, Ян (2010). Карант, Дилип (ред.). Опасность! Образованный цыган: Избранные очерки . Издательство Хартфордширского университета. ISBN 978-1-907396-02-1 .
- Кенрик, Дональд (1993). Из Индии в Средиземноморье: миграция цыган . Париж: Центр цыганских исследований, Университет Рене Декарта. ISBN 978-2-86565-082-8 .
- Колев, Деян (2004). Формирование современной идентичности: социальные и этнические изменения в цыганской общине Болгарии в коммунистический период (магистерская диссертация). Будапешт: Центральноевропейский университет.
- Леви, Гюнтер (2000). Преследование цыган нацистами . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512556-6 .
- Марушякова, Елена; Попов, Веселин (2001). Цыгане в Османской империи: вклад в историю Балкан . Хэтфилд: Издательство Хартфордширского университета . ISBN 978-1-902806-02-0 .
- Раденес, Жюльен (2016). «Вклад в историю цыган Европы» . Мужчины и миграции (на французском языке) (1314 г.): 151–155. doi : 10.4000/hommemigrations.3660 .
- Рамануш, Николас (2012). За невидимой стеной: верования, традиции и цыганский активизм (на португальском языке).
- Тхакур, Хариш К. (27 октября 2009 г.). «Тихие течения Дуная» . Хвойные .
- Тхакур, Хариш К. (1 октября 2013 г.). «Теории происхождения цыган и бенгальских связей» . Средиземноморский журнал социальных наук . 4 (10). дои : 10.5901/mjss.2013.v4n10p22 .
- Тернер, Ральф (1926). «Положение цыган в индоарийцах». Журнал Цыганского краеведческого общества . 5 (4): 145–189. OCLC 884343280 . ПроКвест 1299017883 .