Алжирский национализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |
История Алжира |
---|
Алжирский национализм — это гордость за алжирскую идентичность и культуру. Исторически на него повлияли конфликты между Дейликом Алжира и европейскими странами, французское завоевание Алжира и последующее французское колониальное правление в Алжире, Алжирская война , а с момента обретения независимости арабский социализм , исламизм и арабский национализм . [1] [2]
Ранние проявления
[ редактировать ]Формирование алжирской идентичности
[ редактировать ]Трудно определить, когда сформировалась алжирская идентичность. Средневековые исламские летописцы разделили регион Магриба на три различных географических и культурных региона до того, как было установлено Регентство Алжира (Давла аль-Джазаир). [3]
- Магриб аль-Акса (Западный Магриб, примерно современное Марокко)
- Магриб аль-Аусат (Центральный Магриб, примерно современный Алжир)
- Магриб аль-Адна (Восточный Магриб, Ифрикия или современные Тунис и Триполитания )
Точные границы этих регионов в то время были гибкими и не были фиксированными. [3] После распада халифата Альмохадов империя была разделена на 3 династии: Меринидов в Аль-Аксе (Марокко, за исключением региона Мулуйя), Заянидов в Аль-Аусате (между рекой Мулуя и западной Кабилией ) и наконец, Хафсиды в Ифрикии (от Беджая до Триполи ), [3] [4] но раньше существовали династии, контролирующие эти регионы, и границы между этими тремя конкурирующими династиями постоянно менялись.
Территория Центрального Магриба (Магриб аль-Аусат) или то, что можно рассматривать как предшественника Алжира, определялась как расположенная между рекой Мулуя на западе и Аннабой на востоке. большинством средневековых летописцев, таких как Ибн Халдун , [5] хотя это было не всегда так и некоторые определяли для этого разные границы. [6]
О жители Тлемсена, разве вы не знаете, что эта земля [Магриб аль-Аусат] является страной наших отцов и наших предков, которую мы унаследовали из поколения в поколение со времен Ягмурасана ибн Заяна до сегодняшнего дня? Хайр ад-Дин не остановится, пока каждый год не будет посылать послов угрожать нам и захватывать нашу собственность. Разве не было правдой, что провинция Алжир находилась в нашем владении и что наша власть распространялась на Мсилу, как было упомянуто о наших предках среди королей?Дело теперь касается Хайр ад-Дина, которого ветры изгнания перенесли из земель чужеземцев в наши земли. Он надеется отобрать у нас то, что находится в наших руках, и изгнать нас из царства наших отцов и предков.
- Абу Хамму III , султан Заянидов, Рукопись Сират аль-Муджахид Хайр ад-Дин, стр. 34
Регентство Алжира (1515-1830)
[ редактировать ]Переход от «Центрального Магриба» к «алжирской» идентичности начался в начале 16 века с созданием Регентства Алжира («Давлат Аль-Джазаир» или «Государство Алжир» по-арабски). В эту эпоху было создано несколько патриотических произведений, таких как « Сират аль-Муджахид Хайр ад-Дин» , и именно в эту эпоху действительно сформировались алжирская идентичность и патриотизм. [7] Государство Алжир, первоначально независимое, перешло под власть Османской империи в 1520 году и с годами получало значительную автономию, пока не стало фактически независимым в 1710 году. [8] [9] В ту эпоху на алжирский патриотизм в то время в основном влияли конфликты с соседними Марокко и Тунисом , а также конфликты с европейскими государствами, главным образом с Испанией и Францией , при этом такие высказывания, как «Алжир защищен Аллахом», стали чрезвычайно популярными после неудавшейся алжирской экспедиции. в 1541 году . В целом власти Алжира разделили людей на 5 основных групп: [7]
- Мавры (ساراكينوس, или «Саракинус»). Что касается городского населения, то оно часто происходило или смешивалось с мавританскими беженцами из Аль-Андалуса .
- Бедуины (بدوي, или «Бадави»). Имеются в виду различные арабские или арабизированные берберские кочевые племена Алжира.
- Кабилы (القبايل, или «аль-Кабайель»). Относится ко всем берберским народам региона, что означает «племена».
- Турки (الأتراك, или «Аль-Атрак»). Общая классификация всех жителей Османской империи, включая турков , албанцев и греков .
- Евреи (اليهود, или «Яхуд»). Имеются в виду в основном евреи -сефарды и мизрахи Алжира.
Самая ранняя из сохранившихся националистических алжирских работ была написана Хамданом бен Османом Ходжем , бывшим дипломатом Регентства, через 3 года после его краха в 1833 году. [7] Идеологические разногласия еще существовали в эту эпоху. , хотели, чтобы Регентство Алжира ушло и вместо этого было создано полностью независимое алжирское государство, Многие местные лидеры, такие как Мухеддиен аль-Хассани и его сын Абделькадер ибн Мухиддин и в стране существовала напряженность в отношении модернизации. Регентство Алжира рухнуло в 1830 году после вторжения в Алжир Франции .
...Моя голова не спокойна, напротив, несчастья моей страны беспокоят меня постоянно; чертя их, мне часто приходилось останавливать перо и давать слезам течь, хотя моя работа представляет собой исторический отчет, она написана для чтения снисходительными и чувствительными людьми.
...Читатель не должен удивляться разнообразию нравов и обычаев различных регионов, составляющих Алжирское Регентство, таких как страны Сахары, страны Телля, а также страны гор и больших городов. Если вы путешествуете по части Швейцарии, Италии, Венгрии и Германии, вы также обнаружите в этих странах удивительное разнообразие, даже в отношении законов.
Все, что произошло в Алжире за последние три года, налагает на меня священную обязанность: рассказать о реальном состоянии этой страны до и после [французского] вторжения, чтобы привлечь внимание людей к государству. этой части земного шара; и для того, чтобы донести до них наши знания [о нашей стране] и просветить их в некоторых вопросах, о которых они, вероятно, не знают. Могут ли они проявить сочувствие к нам, алжирцам, учитывая наше положение?- Хамдан бен Осман Ходжа, Зеркало, 1833 г.
Эмират Абделькадер
[ редактировать ]Через 2 года после начала французского завоевания Алжира , в 1832 году, местные племена вокруг Маскары , региона, который все еще был независимым от французов и нуждался в лидере после краха администрации провинции Оран , губернаторства Редженци заявил о лояльности эмиру Абделькадеру ибн Мухеддиену , который, в свою очередь, объявил джихад за освобождение Алжира. [10] Абделькадер воевал против французов в течение 15 лет до 1847 года и возглавил коалицию, состоящую из арабских, кабильских , ченуа , шауи и рифийских племен, с ним в качестве эмира или султана. [11] Он хотел создать современное полностью независимое национальное государство в Алжире и создал современную армию, вложив средства в образование и экономику своей страны. [12] Его эмират простирается от современной мароккано-алжирской границы на западе до регионов Кабилии и Мсилы на востоке. [13] Единственным регионом, не находящимся под контролем Абделькадера, был Константинуа , который контролировался Ахмедом беем бен Мохамедом Шерифом (который вел джихад за восстановление регентства Алжира против французов), прежде чем он был взят французами в 1837 году.
Вы игнорируете тот факт, что наша страна простирается от Уджды до Туниса, Джерида, Телля и Сахары и что женщина может бродить по этим огромным просторам одна, не опасаясь, что ее кто-нибудь потревожит, в то время как ваше влияние распространяется только над землей, покрытой ногами твоих солдат.
- Эмир Абделькадер, из письма, отправленного генералу Бюжо.
Начало 1900-х годов
[ редактировать ][14] Новое поколение мусульман появилось в Алжире во время Первой мировой войны и достигло зрелости в 1920-х и 1930-х годах. Он состоял из небольшого, но влиятельного класса évolués , других алжирцев, чье восприятие себя и своей страны было сформировано опытом военного времени, а также группы религиозных реформаторов и учителей. Некоторые из этих людей были членами немногих богатых мусульманских семей, которым удалось проникнуть в колониальную систему в 1890-х годах и которым с трудом удалось получить для своих сыновей французское образование, к которому стремились прогрессивные алжирцы. Другие были среди примерно 173 000 алжирцев, служивших во французской армии во время Первой мировой войны, или еще нескольких сотен тысяч, которые помогали французским военным усилиям, работая на фабриках. Многие алжирцы остались во Франции после 1918 года и отправляли заработанные там деньги своим родственникам в Алжире. Во Франции они осознали уровень жизни, более высокий, чем тот, который они знали дома, и демократические политические концепции, которые французы во Франции считали само собой разумеющимися. колоны , солдаты и бюрократы отказались обращаться к мусульманскому большинству в Алжире. Некоторые алжирцы также познакомились с панарабским национализмом растущим на Ближнем Востоке .
Политические движения
[ редактировать ][14] Одним из первых движений за политические реформы была интеграционистская группа « Молодые алжирцы» ( Jeunese Algérienne ). Ее члены были выбраны из небольшой либеральной элиты хорошо образованных представителей среднего класса , которые требовали возможности доказать, что они не только мусульмане, но и французы. В 1908 году они передали премьер-министру Франции Жоржу Клемансо петицию, в которой выразили несогласие в рамках существующего положения дел с предложенной политикой призыва алжирцев-мусульман во французскую армию . Однако если государство предоставит мусульманам полное гражданство, говорится в петиции, противодействие призыву на военную службу будет прекращено. В 1911 году, помимо требования преференций для «интеллектуальных элементов страны», группа призвала положить конец неравному налогообложению, расширить избирательные права, увеличить количество школ и защитить собственность коренных народов. Молодые алжирцы внесли весомый вклад в реформистское движение против французской колониальной политики, которое началось в 1892 году и продолжалось до начала Первой мировой войны. Отчасти для того, чтобы вознаградить мусульман, которые сражались и погибли за Францию, Клемансо назначил реформаторски настроенного Шарля Жонара губернатором. общий. Реформы, провозглашенные в 1919 году и известные как Джоннарт Лоу увеличил число мусульман, которым разрешено голосовать, примерно до 425 000. Закон также исключил всех избирателей из-под юрисдикции унизительного Кодекса коренного населения .
Самым популярным мусульманским лидером в Алжире после войны был Халид ибн Хашим, внук Абд аль-Кадира и член организации «Молодые алжирцы», хотя он расходился с некоторыми членами группы по поводу принятия Закона Джоннарта. Некоторые молодые алжирцы были готовы работать в рамках, установленных реформами, но Эмир Халид, как его называли, продолжал настаивать на полной программе «Молодой Алжир». Ему удалось одержать победу на выборах в Алжире и оживить политический дискурс своими призывами к реформам и полной ассимиляции, но к 1923 году он устал от борьбы и покинул Алжир, в конце концов уехав в Дамаск.
Некоторые из молодых алжирцев в 1926 году сформировали Федерацию избранных коренных жителей ( Fédération des Élus Indigènes , FEI), поскольку многие из бывших членов группы присоединились к кругу мусульман, имеющих право занимать государственные должности. Целями федерации была ассимиляция эволюций во французское сообщество с полным гражданством, но без отказа от своего личного статуса мусульман, а также возможная интеграция Алжира как полноценной провинции Франции. Другие цели включали равную оплату за равный труд для государственных служащих, отмену ограничений на поездки во Францию и обратно, отмену Кодекса коренного населения (который был восстановлен ранее) и избирательную реформу.
Первой группой, которая призвала к независимости Алжира, была Звезда Северной Африки ( Étoile Nord-Africain , известная как Звезда). Первоначально группа представляла собой группу солидарности, созданную в 1926 году в Париже для координации политической деятельности североафриканских рабочих во Франции и защиты «материальных, моральных и социальных интересов североафриканских мусульман». В лидеры входили члены Французской коммунистической партии и ее рабочей конфедерации, и в первые годы борьбы за независимость партия оказывала материальную и моральную поддержку. Ахмед Мессали Хадж , генеральный секретарь «Стар», изложил требования группы в 1927 году. Помимо независимости от Франции, «Стар» призывала к свободе прессы и объединений, парламенту, избранному на основе всеобщего избирательного права, конфискации крупных поместий и учреждению арабского школы. Впервые «Звезда» была запрещена в 1929 году и действовала подпольно до 1933 года, когда она была воссоздана президентом Мессали Хаджем , генеральным секретарем Имаче Амаром и Белкацемом Раджефом. Казначей. Тираж газеты El Ouma достиг 43 500 экземпляров. Под влиянием арабских националистических идей ливанского друза Шакиба Арслана Мессали отвернулся от поддержки коммунистов и перешел к более националистическим взглядам, за что Коммунистическая партия Франции напала на «Стар». Он вернулся в Алжир, чтобы организовать городских рабочих и крестьян-фермеров, а в 1937 году основал Алжирскую народную партию ( Parti du Peuple Algérien , PPA), чтобы мобилизовать алжирский рабочий класс дома и во Франции для улучшения его положения посредством политических действий. Для Мессали Хаджа, который железной рукой правил ПНА, эти цели были неотделимы от борьбы за независимый Алжир, в котором социалистические и исламские ценности должны были объединиться.
Иностранное вдохновение
[ редактировать ][14] Исламское реформаторское движение в Алжире черпало вдохновение у египетских реформаторов Мухаммада Абдо и Мухаммада Рашида Риды и подчеркивало арабские и исламские корни страны. Начиная с 1920-х годов реформаторские улемы , религиозные ученые, способствовали очищению ислама в Алжире и возвращению к Корану и сунне , или традиции Пророка. Реформаторы выступали за принятие современных методов исследования и отвергали суеверия и народные обычаи сельской местности, действия, которые привели их к конфронтации с марабутами . Реформаторы издавали свои собственные периодические издания и книги и основали бесплатные современные исламские школы, в которых упор делался на арабский язык и культуру как альтернативу школам для мусульман, которыми многие годы управляли французы. Под динамичным руководством шейха Абд аль-Хамида Бен Бадиса реформистские улемы организовали в 1931 году Ассоциацию алжирских мусульманских улемов ( Association des Uléma Musulmans Algériens , AUMA). Хотя их поддержка была сосредоточена в районе Константина, AUMA вызвала отклик. среди мусульманских масс, с которыми она имела более тесные связи, чем другие националистические организации. По мере того как исламские реформаторы приобретали популярность и влияние, колониальные власти в ответ в 1933 году отказали им в разрешении проповедовать в официальных учреждениях. мечети . Этот шаг и подобные ему спровоцировали несколько лет спорадических религиозных волнений.
Европейское влияние оказало определенное влияние на политические движения коренных мусульман, поскольку Ферхат Аббас и Мессали Хадж, даже придерживаясь противоположных взглядов, по сути, искали во Франции свои более светские идеологические модели. Бен Бадис , однако, считал, что «Ислам — наша религия, арабский — наш язык, Алжир — наша родина». Аббас дошел до того, что подытожил философию либеральных интеграционистов, чтобы противостоять притязаниям националистов, отрицая в 1936 году наличие у Алжира отдельной идентичности. Однако Бен Бадис ответил, что он тоже посмотрел в прошлое и обнаружил, «что эта алжирская нация не является Францией, не может быть Францией и не хочет быть Францией… [но] имеет свою культуру, свои традиции и свои особенности». , хороший или плохой, как и любая другая нация на земле». Он был противником французского колониального правления. [2]
Колонны , со своей стороны, отвергали любое движение к реформам, будь то спровоцированное интеграционистскими или националистическими организациями. Реакция в Париже на националистов разделилась. В 1930-е годы французские либералы рассматривали только « эволюэ» как возможный канал распространения политической власти в Алжире, очерняя Мессали Хаджа за демагогию и АУМА за религиозное мракобесие. Однако во все времена французское правительство сталкивалось с монолитной непримиримостью лидеров европейского сообщества в Алжире, выступавших против любой передачи власти мусульманам, даже в основном профранцузским « эволюциям» . также У колонов были могущественные союзники в Национальном собрании Франции , бюрократии, вооруженных силах и бизнес-сообществе, и их сопротивление было усилено почти полным контролем над алжирской администрацией и полицией.
С 1954 по 1962 год алжирские националисты нашли значительную поддержку в Германии, что оказало решающее влияние на усилия Франции по борьбе с повстанцами во время войны в Алжире. В этой связи была изучена деятельность ФНО за пределами Франции и Алжира. Роль антиколониальных движений подчеркивает проблемное взаимодействие между различными службами безопасности и разведкой во время холодной войны . [15]
План Виолетты
[ редактировать ]Нарастающий социальный, политический и экономический кризис в Алжире впервые побудил старые и вновь возникшие классы коренного общества участвовать в период с 1933 по 1936 год в многочисленных акциях политического протеста. Правительство отреагировало введением более ограничительных законов, регулирующих общественный порядок и безопасность. В 1936 году французский социалист Леон Блюм стал премьер-министром правительства Народного фронта и назначил Мориса Виоллетта своим государственным министром. Улемы и в июне 1936 года «Звезда Мессали», почувствовав новое отношение в Париже, которое благоприятствовало их программе, осторожно объединили усилия с FEI.
Представители этих групп и члены Алжирской коммунистической партии ( Parti communite Algérien , PCA) встретились в Алжире в 1936 году на первом Алжирском мусульманском конгрессе . Конгресс разработал обширную Хартию требований, которая призывала к отмене законов, допускающих введение режима исключений , политической интеграции Алжира и Франции, сохранению личного правового статуса мусульман, приобретающих французское гражданство, слиянию европейского и мусульманского образования. системы в Алжире, свобода использования арабского языка в образовании и прессе, равная оплата за равный труд, земельная реформа, создание единой коллегии выборщиков и всеобщее избирательное право.
Блюм и Виолетта тепло встретили делегацию конгресса в Париже и отметили, что многие из их требований могут быть выполнены. Тем временем Виоллетта подготовила для правительства Блюма предложение о распространении французского гражданства с полным политическим равенством на определенные классы мусульманской «элиты», включая выпускников университетов, выборных должностных лиц, армейских офицеров и специалистов. Мессали Хадж видел в плане Виолетты новый «инструмент колониализма… для раскола алжирского народа путем отделения элиты от масс». Участники конгресса — улемы, FEI и коммунисты — были воодушевлены этим предложением и оказали ему различную поддержку. Мохамед Бенджеллул и Аббас, как представители évolués , которые могли бы получить наибольшую выгоду от этой меры, сочли этот план важным шагом на пути к достижению своих целей и удвоили свои усилия через либеральную FEI, чтобы заручиться широкой поддержкой политики интеграции Алжира. с Францией. Однако неудивительно, что двоеточия высказали бескомпромиссное возражение против Предложение Блюма-Виоллетты . Хотя проект немедленно предоставил бы французское гражданство и избирательные права лишь примерно 21 000 мусульманам, с возможностью добавления еще нескольких тысяч каждый год, представители колонов подняли вопрос о призраке поглощения европейского электората мусульманским большинством. Администрация Колона и их сторонники создавали процедурные препятствия на пути принятия закона, а правительство оказывало ему лишь вялую поддержку, что привело к его окончательному провалу.
Однако, хотя «План Виолетты» все еще оставался актуальной проблемой, Мессали Хадж совершил драматическое возвращение в Алжир и добился значительных успехов на местном уровне в привлечении людей к «Звезде». Знаком его успеха стал тот факт, что в 1937 году правительство распустило «Звезду». В том же году Мессали Хадж сформировал НПА, у которой была более умеренная программа, но он и другие лидеры НПА были арестованы после крупной демонстрации в Алжире. Хотя Мессали Хадж провел много лет в тюрьме, его партия пользовалась самой широкой поддержкой среди всех оппозиционных групп, пока она не была запрещена в 1939 году.
Разочарованный провалом плана Виоллетты, получившего одобрение в Париже, Аббас перешел от позиции поддержки ассимиляции эволюций и полной интеграции с Францией к призывам к развитию мусульманского Алжира в тесной связи с Францией, но сохраняя «свою собственную физиономию». , ее язык, ее обычаи, ее традиции». Его более непосредственной целью было большее политическое, социальное и экономическое равенство мусульман с двоеточиями . К 1938 году сотрудничество партий, входивших в съезд, начало распадаться.
Поляризация и политизация во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Алжирские мусульмане сплотились на стороне Франции в начале Второй мировой войны, как они это сделали во время Первой мировой войны. Однако быстрое поражение Франции нацистской Германией и установление коллаборационистского режима Виши , к которому колоны в целом симпатизировали. , не только увеличило трудности мусульман , но и создало зловещую угрозу евреям в Алжире . Алжирская администрация энергично соблюдала антисемитские законы, введенные Виши, которые лишили алжирских евреев французского гражданства. Потенциальные лидеры оппозиции как в европейской, так и в мусульманской общинах были арестованы.
Высадка союзников была произведена в Алжире и Оране 70-тысячным британским и американским солдатом 8 ноября 1942 года в координации с высадкой в Марокко. В рамках операции «Факел» под общим командованием генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра Алжир и Оран были взяты под контроль два дня спустя после решительного сопротивления французских защитников. 11 ноября адмирал Франсуа Дарлан , главнокомандующий французскими войсками Виши, приказал прекратить огонь в Северной Африке. Алжир предоставил базу для последующей кампании союзников в Тунисе .
После падения режима Виши в Алжире генерал Анри Жиро , Свободной Франции главнокомандующий в Северной Африке, медленно отменил репрессивные законы Виши, несмотря на противодействие со стороны экстремистов- колонистов . Он также призвал мусульманское население предоставить войска для военных действий союзников. Ферхат Аббас и двадцать четыре других мусульманских лидера ответили, что алжирцы готовы сражаться вместе с союзниками за освобождение своей родины, но потребовали права созвать конференцию представителей мусульман для развития политических, экономических и социальных институтов для коренного населения «в рамках по существу французская основа». Жиро, которому удалось собрать 250-тысячную армию для участия в итальянской кампании, отказался рассматривать это предложение, объяснив это тем, что «политика» должна подождать до конца войны.
Первый крупный алжирский националистический протест состоялся в 1945 году. [16]
Манифест алжирского народа
[ редактировать ]В марте 1943 года Аббас, отказавшийся от ассимиляции как жизнеспособной альтернативы самоопределению , представил французской администрации Манифест алжирского народа, подписанный пятьдесят шестью алжирскими националистическими и международными лидерами. Излагая предполагаемые прошлые и нынешние проблемы колониального правления, манифест конкретно требовал принятия конституции Алжира, которая гарантировала бы немедленное и эффективное политическое участие и юридическое равенство для мусульман. Он призывал к аграрной реформе, признанию арабского языка официальным языком наравне с французским , признанию всего спектра гражданских свобод и освобождению политических заключенных всех партий. [14]
Французский генерал-губернатор создал комиссию, состоящую из видных мусульман и европейцев, для изучения манифеста. Эта комиссия разработала дополнительную программу реформ, которая была направлена генералу Шарлю де Голлю , лидеру движения «Свободная Франция». Де Голль и его недавно назначенный генерал-губернатор в Алжире генерал Жорж Катру , признанный либерал, рассматривали манифест как свидетельство необходимости развития взаимовыгодных отношений между европейским и мусульманским сообществами. Сообщается, что Катру был шокирован «ослепленным духом социального консерватизма» колонов, но он не считал манифест удовлетворительной основой для сотрудничества, поскольку чувствовал, что он погрузит европейское меньшинство в мусульманское государство. Вместо этого французская администрация в 1944 году ввела пакет реформ, основанный на «Плане Виоллетты» 1936 года, который предоставил полное французское гражданство определенным категориям «заслуженных» алжирских мусульман – военным офицерам и награжденным ветеранам, выпускникам университетов, правительственным чиновникам и членам Легион Почетного легиона , насчитывавший около 60 000 человек.
Требование автономии от Франции
[ редактировать ]Новым фактором, повлиявшим на реакцию мусульман на повторное введение плана Виоллетты, который к тому времени даже многие умеренные отвергли как неадекватный, стал сдвиг в позиции Аббаса от поддержки интеграции к требованию создания автономного государства в составе федерации с Францией. Аббас заручился поддержкой AUMA и сформировал «Друзей Манифеста и Свободы» ( Amis du Manifeste et de la Liberté , AML), чтобы работать на алжирскую автономию с равными правами как для европейцев, так и для мусульман. За короткое время газета AML «Эгалите » набрала 500 000 подписчиков, что свидетельствует о беспрецедентном интересе к независимости. К этому времени более 350 000 алжирских мусульман (из общей численности мусульманского населения Алжира в девять миллионов человек) работали во Франции, чтобы поддержать своих родственников в Алжире, и еще многие тысячи работали в городах. Мессали и его НПА по-прежнему отвергали все, кроме независимости. [14]
Зимой 1944–45 годов социальные волнения усилились, отчасти вызванные неурожаем пшеницы, нехваткой промышленных товаров и серьезной безработицей. В Первомайский день подпольная НПА организовала демонстрации в двадцати одном городе по всей стране, участники марша требовали свободы Мессали Хаджа и независимости Алжира. Насилие вспыхнуло в некоторых местах, включая Алжир и Оран, в результате чего многие были ранены и трое убиты.
Националистические лидеры решили отметить приближающееся освобождение Европы демонстрациями, призывающими к собственному освобождению, и было ясно, что столкновение с властями неизбежно. Напряженность между мусульманами и общинами колонии взорвалась 8 мая 1945 года, в День Победы , в результате такой вспышки насилия, которая сделала их поляризацию полной, если не непоправимой. Полиция сообщила местным организаторам, что они могут маршировать в Сетифе только в том случае, если они не будут вывешивать националистические флаги или плакаты. Они проигнорировали предупреждения, марш начался, в результате чего была перестрелка, в результате которой было убито несколько полицейских и демонстрантов. Участники марша неистовствовали, в результате чего были убиты 103 европейца. Слухи распространились по сельской местности, и жители деревни атаковали поселения колонов и правительственные здания.
Армия и полиция отреагировали проведением длительной и систематической облавы (буквально разгребания) предполагаемых центров инакомыслия. Кроме того, военные самолеты и корабли атаковали мусульманские населенные пункты. По официальным французским данным, в результате этих контрмер погибло 1500 мусульман. По другим оценкам, число убитых варьируется от 6 000 до 45 000 человек.
После насилия Сетифа борьба с отмыванием денег была объявлена вне закона, и 5460 мусульман, включая Аббаса и многих членов НПА, были арестованы. Аббас выразил сожаление по поводу восстания, но заявил, что его подавление вернуло Алжир «во времена крестовых походов». В апреле 1946 года Аббас еще раз подтвердил требования манифеста и основал Демократический союз Алжирского манифеста ( Union Démocratique du Manifeste Algérien ), UDMA. Аббас призвал к созданию свободного, светского и республиканского Алжира, свободно федерированного с Францией. После освобождения из-под пятилетнего домашнего ареста Мессали Хадж вернулся в Алжир и сформировал Движение за триумф демократических свобод ( Mouvement pour le Triomphe des Libertés Démocratiques , MTLD), которое быстро привлекло сторонников из широких слоев общества. Будучи приверженцем однозначной независимости, МТЛД решительно выступил против предложения Аббаса о федерации. Однако некоторые бывшие члены НПА, убежденные, что независимость можно получить только военным путем, продолжали действовать тайно и иметь ячейки в горах Аурес и Кабили, сохраняя при этом членство в МТЛД. В 1947 году они сформировали ( Organization spéciale , OS), свободно действующая в рамках MTLD и возглавляемая Хосином Айт Ахмедом . Их целью было проведение террористических операций, поскольку политический протест по законным каналам был подавлен колониальными властями. Позднее Айта Ахмеда на посту главы ОС сменил Ахмед Бен Белла , один из первых алжирских националистических лидеров.
Национальное собрание одобрило предложенный правительством Органический статут Алжира в августе 1947 года. Этот закон предусматривал создание Алжирской ассамблеи , в которой одна палата представляла бы европейцев и «заслуженных» мусульман, а другая представляла оставшиеся более 8 миллионов мусульман. Статут также заменил смешанные коммуны выборными местными советами, отменил военное правительство в алжирской Сахаре, признал арабский язык официальным наряду с французским и предложил предоставить избирательные права мусульманским женщинам. Депутаты -мусульмане и депутаты двоеточия одинаково воздерживались или голосовали против закона, но по диаметрально противоположным причинам: мусульмане, потому что он не оправдал их ожиданий, а двоеточия, потому что он зашел слишком далеко.
Ошеломляющая победа МТЛД Мессали Хаджа на муниципальных выборах 1947 года напугала колоны , политические лидеры которых с помощью мошенничества и запугивания пытались добиться более благоприятного для них результата на первом голосовании в Алжирской ассамблее в следующем году. Термин élection algérienne стал синонимом фальсифицированных выборов. MTLD было предоставлено девять мест, UDMA Аббаса — восемь, а одобренным правительством «независимым» — пятьдесят пять мест. Эти результаты, возможно, убедили некоторых жителей колоний в том, что националисты были отвергнуты мусульманской общиной, но выборы убедили многих мусульман, что мирное решение проблем Алжира невозможно.
На первой сессии Алжирской ассамблеи, контролируемой колонией , делегат MTLD был арестован у дверей, что побудило других представителей мусульман выйти в знак протеста. Просьба Аббаса дать слово была отклонена. Разочарованные этими событиями, националистические партии, к которым присоединилась СПС, сформировали общий политический фронт, который обязался аннулировать результаты выборов. Французские социалисты и умеренные пытались инициировать официальное расследование сообщений о фальсификациях голосов, но им помешали европейские делегаты ассамблеи, которые убедили генерал-губернатора , что расследование нарушит мир. Новые выборы 1951 года подверглись той же фальсификации, которая характеризовала голосование 1948 года.
В 1952 году антифранцузские демонстрации, спровоцированные ОС, привели к аресту и депортации Мессали Хаджа во Францию. Внутренние разногласия и нападения властей серьезно ослабили МТЛД, истощив его энергию. Экстремисты из Колона использовали любую возможность, чтобы убедить французское правительство в необходимости принятия драконовских мер против зарождающегося движения за независимость.
Бен Белла создал новый подпольный комитет действий взамен ОС, который был разогнан французской полицией в 1950 году. Новая группа, Революционный комитет единства и действия ( Comité Révolutionnaire d'Unité et d'Action , CRUA), базировалась в Каире , куда Бен Белла бежал в 1952 году. Известные как «исторические вожди », девять первоначальных лидеров группы — Хосин Айт Ахмед , Мохамед Будиаф , Белкасем Крим , Рабах Битат , Ларби Бен М'Хиди , Мурад Дидуш. Мустафа Бен Булайд , Мохамед Хидер и Бен Белла — считались лидерами Алжирской войны за независимость.
Алжирский национализм и война за независимость
[ редактировать ]Политическая мобилизация
[ редактировать ]В период с марта по октябрь 1954 года CRUA организовал военную сеть в Алжире, состоящую из шести военных округов (называемых в то время вилаятом ; единственное число: вилайя ). Лидеров этих регионов и их последователей стали называть «внутренними». Бен Белла , Мохаммед Хидер и Хосин Айт Ахмед сформировали внешнюю делегацию в Каире . [17] Поощряемые, например, президентом Египта Гамалем Абдул Насером (годы правления 1954–71), их роль заключалась в том, чтобы заручиться иностранной поддержкой восстания и приобрести оружие, припасы и средства для командиров вилайев. В октябре КРУА переименовал себя в Фронт национального освобождения ( Front de Libération Nationale , FLN), который взял на себя ответственность за политическое руководство революцией. Армия национального освобождения ( Armée de Libération Nationale , ALN), военное подразделение ФНО, должна была вести Войну за независимость на территории Алжира. ФНО и АЛН распространили гражданско-военные отношения, и армия оставалась присутствующей на протяжении всего конца войны и после нее, хотя в конечном итоге победа в конечном итоге была бы политической, а не военной. [18] ФНО прибегал к популистской риторике и использовал символические лозунги, такие как, например, «один единственный герой: народ», однако во время войны они оставались несколько дистанцированными от населения. Частично это было следствием неспособности класса, достаточно сильного, чтобы возникнуть и сформулировать заслуживающий доверия и всеобъемлющий консенсус относительно стратегий революционного сопротивления под гнетом колониальной системы. ФНО был сложной организацией, влекущей за собой гораздо больше, чем казалось на первый взгляд. Они характеризовались антиинтеллектуализмом и убежденностью в том, что страна (а значит, и абстрактные массы) должна быть освобождена жестокой группой преданных своему делу революционеров. . [18] Одновременно их руководство боролось с внутриэлитными идеологическими конфликтами, и на протяжении всей истории ФНО одновременно сдерживал как либералов , марксистов , так и исламистов . [19]
Определение нации
[ редактировать ]Многочисленные и разнообразные события освободительной войны в Алжире (см. Алжирская война ) между 1954 и 1962 годами, одной из самых длительных и кровавых битв за деколонизацию, по-разному сформировали прошлые и настоящие представления об алжирской нации. [20] Обе воюющие стороны широко прибегали к насилию, и коллективная память о пытках во время войны за независимость Алжира до сих пор сильно сохраняется в национальной идентичности Алжира.
Через некоторое время ФНО стал более или менее доминирующей организацией в национальной борьбе против Франции, однако поддержка национального освобождения частично опиралась на краеугольный камень запугивания, направленный на содействие подчинению коренного населения. Если вас будут воспринимать как профранцузского мусульманина – « béni-oui-oui » – это может повлечь за собой немедленное возмездие. [20] Подстегиваемый внутренними политическими беспорядками, отчасти вызванными огромным присутствием французской армии и результатом голосования по особым полномочиям Национального собрания, ФНО в конце 50-х годов находился под сильным давлением. Нация разрывалась между чрезвычайно агрессивным колонизатором и ФНО, который утверждал, что воплощает борьбу народа. [21] До, во время и после алжирской войны алжирский национализм находился под сильным влиянием панарабизма и арабского национализма . [22] Эти идеологии распространились с Ближнего Востока и продвигались популярными зарубежными арабскими националистическими деятелями, такими как Гамаль Абдель Насер . [23] ФНО, особенно после обретения независимости, поддержал арабизм и начал процесс арабизации страны как способ борьбы с «колониальными разногласиями», созданными Францией, что, однако, привело к отчуждению берберских территорий и беспорядкам. [24]
Диссонансная роль женщины в алжирском национализме
[ редактировать ]Женщины сыграли важную, но разнообразную роль в войне за независимость Алжира (см. « Женщины в алжирской войне ») как в качестве физических участников, так и в качестве символического противостояния. Войну можно было в каком-то смысле рассматривать как битву за завоевание сердец и умов людей, а тело и идеи мусульманской женщины были ареной серьезной конфронтации между французами и ФНО. С одной стороны, французское правление было оправдано (как и во многих других конфликтах и контекстах), указывая на то, что исламские семейные правила являются проблематичными и отсталыми и требуют исправления и регулирования. "может решить. [25] Более того, считалось, что обращение к мусульманке было единственным способом «завоевать сердца и умы семьи в целом». В ответ (часто сельская) мусульманка в чадре стала символом алжирского сопротивления, аллегорией чистоты и непроницаемости религии. [25]
Однако националистический дискурс ФНО о женщинах был построен аналогично французскому дискурсу и в некоторой степени, возможно, был направлен на международную аудиторию, а не на (сельских) женщин, которые были объектами пропаганды. [26] Они старались распространять изображения женщин, носивших оружие и участвовавших в войне, и утверждали, что только освобождение от колониального правления приведет к такому абсолютному освобождению женщин. Аббас однажды сказал, вдохновленный работами Фанона, что «Женщины являются символом нового общества и должны принимать участие в формировании новых обществ». [26] Этот образ освобожденной алжирской женщины противодействовал расовым стереотипам и мешал Франции оправдывать продолжающийся колониализм.
30 сентября 1956 года три женщины-члена ФНО, Зора Дриф , Джамиля Бухиред и Самия Лахдари, заложили бомбы в двух кафе в кварталах французских поселенцев в ответ на более раннюю бомбу, заложенную подразделениями французской полиции в мусульманском квартале. [20] Им удалось проникнуть на французский контрольно-пропускной пункт, имитируя «французскую внешность» - позже, однако, было отмечено, что многие женщины, которые были частью городских сетей взрывов ФНО, часто были студентками, которые уже были одеты по западной моде, и то, что было замаскировано, было тем самым их политическая вовлеченность, а не их физическая идентичность. [27] Говорят, что это событие послужило толчком к битве за Алжир (1956–57) . Джамила и политическое участие женщин в войне за независимость были изображены в египетском фильме «Джамила, алжирка» (1958) – фильме, которому удалось мобилизовать огромную поддержку алжирского движения сопротивления во всем арабском мире. Позже трио также сыграло важную роль в фильме «Битва за Алжир», снятом в 1966 году. Популярная культура навязала идеализированный образ эмансипированного алжирского моджахеда . Эти три женщины, вместе, например, с тремя Джамилями ( Джамилой Бухиред (снова), Джамилой Буазза и Джамилой Бупаша ) стали важными фигурами, к которым можно было прибегнуть в построении алжирского самосознания.
Обращение и пытки с этими женщинами и другими пленными, взятыми во время битвы за Алжир, также сыграли большую роль в подрыве легитимности Франции как морального авторитета. В то же время (частично выбранная ими) деполитизация их собственных действий способствовала рассредоточению гендерного порядка. [28]
ФНО как символ национального освобождения
[ редактировать ]Битва за Алжир (1956–1957 гг.) была фазой войны, которую можно было охарактеризовать как выигранную в военном отношении французами, но политически выигранную ФНО. [20] Французская стратегия, возглавляемая Шарлем де Голлем и генералом Морисом Шалле , оттолкнула население и привела к международному осуждению жестокости французского метода. Впервые право алжирцев на самоопределение было признано в речи де Голля 16 сентября 1959 года. [29] Хотя французская политика со временем менялась и, кроме того, была сильно фрагментирована из-за идеологических разногласий между поселенческим населением, правительством материковой Франции и ОАГ ( Секретная армейская организация ), откровенной политической целью ФНО оставалась национальная независимость. Это позволило им в некоторой степени создать образ единства и общей цели, каким-то образом сумев воплотить голос народа в своем официальном дискурсе. Несмотря на то, что им не удалось сформулировать широкомасштабные национальные цели и стратегии для их достижения, они оставались символом национального освобождения, чем-то, что до сегодняшнего дня, возможно, во многом способствовало их легитимности. [29]
Эволюция алжирского национализма после обретения независимости
[ редактировать ]В 1963 году Закон о гражданстве определял алжирство на основе этнокультурных терминов, а это означало, что на бумаге участие человека в войне за независимость было показателем его национальности. Помимо прочего, это означало, что даже европейцы, сражавшиеся на стороне Алжира в войне, могли заслужить право стать алжирцами. [30]
Алжир – Мекка революционеров
[ редактировать ]В 1962 году Бен Белла после нескольких бурных месяцев был назначен президентом независимого Алжира и, опираясь на во многом мифическое и выдуманное прошлое, попытался амбициозно управлять постколониальной реальностью. [31] Отношения между лидерами и простыми людьми в первые годы независимости были, казалось бы, эгалитарными, опираясь на социальное выравнивание, присутствовавшее в алжирском национализме еще со времен Мессали Хаджа . [31] Бен Белла внес свой вклад в изображение Алжира как образцовой страны в борьбе против колониального и имперского правления, а также в изображение Алжира как новой формы социалистического общества. Вскоре после обретения независимости границы Алжира были открыты для «братьев по оружию» из современных освободительных движений, например, из Намибии, Родезии, Бретани, Конго и Мозамбика. Самым известным, пожалуй, является убежище, предложенное Нельсону Манделе и движению АНК в Южной Африке. Его поездки на Кубу, где он встречался как с Фиделем Кастро , так и с Че Геварой, чтобы обсудить коммунистические революции, еще больше усилившие социалистическую принадлежность правительства, были важными показателями природы алжирского «я». Вдохновение и поддержка, которые были предложены многими странами Восточной Европы, а также дипломатические отношения с Россией, Китаем, рядом стран Северной Африки и Ближнего Востока и даже с Соединенными Штатами, также подчеркнули, что Алжир больше не собирается быть зависимости от одного-единственного имперского государства. Алжир и, в частности, Алжир стали воплощением панарабизм и панафриканизм превратились в центральную точку — и превратились в «Мекку революционеров». [21]
Воплощением социалистического и революционного проекта национального строительства Алжира стал PANAF ( Панафриканский фестиваль в Алжире ), первый панафриканский культурный фестиваль огромного размера, который состоялся в 1969 году. [ мнение ] Под руководством Бумедьена город продолжал играть роль столицы освободительных движений, хотя в осуждении антиисламского «коммунистического влияния» Бен Белла обвинялся в подверженности ему. [32] Фестиваль стал важным событием в продолжающемся строительстве национальной идентичности и частично способствовал восстановлению некоторой его привлекательности для молодежи Алжира. Фестиваль принял форму огромного двухдневного карнавала, на котором проходили представления, выставки, а также интеллектуальные конференции. слились. Он принимал важных деятелей со всего африканского континента, а также из африканской диаспоры, таких как Мириам Макеба , Арчи Шепп , Нина Симоне , Майя Анжелу , члены « Черных пантер» и члены Патриса Лумумбы конголезского движения за независимость . Во многих отношениях первый PANAF был подрывным и временным пространством, которого никогда раньше не было и который, возможно, никогда не повторится. [ мнение ] В ходе большого обзора Бумедьен затронул три основных вопроса, которые в значительной степени сформировали дискурс вокруг фестиваля, и указал на роль культуры в формировании как национальной, так и панафриканской идентичности. [33] Во-первых, реальность африканской культуры, во-вторых, роль африканской культуры в национально-освободительной борьбе и в упрочении африканского единства, и, в-третьих, роль африканской культуры в будущем социальном развитии Африки. Националистический проект Бумедьена был сформулирован как двойной путь, в том смысле, что он был направлен на возвращение к традиционным ценностям и нормам, но в то же время на прогресс и развитие в современном мире науки и техники. [32]
Разнообразные 1970-е и 80-е годы
[ редактировать ]В 1970-е и 80-е годы в алжирском обществе произошло многое. Вначале Бумедьен предпринял усилия по укреплению национального имиджа, подчеркнул независимость от внешнего мира и национализировал нефть и газ. Несмотря на то, что идея коллективной независимости сохранялась, множество идентичностей все чаще конкурировали за патент на то, что значит быть алжирцем. Культурная битва между французами, берберами и арабами процветала, и политическая элита отдавала предпочтение арабизации за счет, например, берберской культуры и того, что можно было считать западным. [34] Одним из последствий арабизации стало принятие Алжирского Семейного кодекса — закона, основанного на прочтении исламского права, который сильно ущемлял права женщин. «Освобождение», которое некоторые женщины испытали во время войны за независимость, постепенно прекращалось или прекращалось. прошлое Тем не менее , моджахадное некоторых женщин все еще могло легитимизировать кампании некоторых активистов по вопросам прав женщин в 80-х годах и позже, поскольку их доказанная принадлежность к нации могла (по крайней мере частично) предоставить доказательство того, что их идеи не были просто следствием вестернизации. [28]
«Черное десятилетие» и разрыв коллективного алжирского «я»
[ редактировать ]В период перехода от 1980 к 1990 годам политическая культура в Алжире бурно развивалась. На международном уровне коммунистический восточный блок только что распался, а исламизм находился на подъеме. Тем временем в стране продолжалась демократизация и планировались первые многопартийные выборы, на которых, ФИС ( Фронт исламского спасения ). похоже, победил [35] В этом контексте расцвела поляризация, политический климат ужесточился и материализовался в насилии, и стало все труднее обсуждать разногласия в устной форме. Кульминацией ситуации стала гражданская война в Алжире между многочисленными исламистскими группировками и военными, которые взяли под свой контроль правительство, когда ФНО, казалось, потерпело поражение. В очередной раз алжирское общество испытало масштабное и безжалостное насилие, кульминацией которого стал конец 1990-х годов. [36] По сути, алжирское Entre-soi было разорвано на части. [37] В 1999 году Абдельазиз Бутефлика , член ФНО, был избран президентом, и ряд законов об амнистии позволили многим бывшим исламистам сложить оружие, одновременно начав масштабные контртеррористические атаки, которые вынудили большое количество повстанцев покинуть страну. [38] Насилие продолжалось, но постепенно меняло форму, и к 2006 году единственная исламистская отколовшаяся группировка, GSPC, присоединилась к Аль-Каиде и интернационализировала свою цель. Ранее заявив, что они хотят «построить исламское государство с законами шариата в Алжире», позже они заявили, что идеологически движутся в сторону глобального джихада Аль-Каиды и стремятся создать исламское государство во всем Магрибе. [39]
Молодое поколение и падение Бутефлики
[ редактировать ]Нынешние демонстрации против Бутефлики в Алжире ( «Манифестации 2019 года в Алжире» или «Алжирские протесты 2019 года» ) были, особенно вначале, крайне осторожными, чтобы не отождествлять их с исламистской гражданской войной 1990-х годов или с арабской весной начала 2010 года. протесты были огромными и повторялись каждую пятницу, но долгое время оставались мирными. Более поздние протесты привели к увеличению присутствия военных, которые имеют долгую историю вмешательства в политику Алжира. [40]
Однако некоторые важные символы, происходящие из более ранних периодов истории Алжира, появились в движении позже. Например, на улицах вновь можно увидеть лозунг «Один герой – народ». [41] Движение также назвало независимость 62 года «освобождением государства», указав тем самым на нынешние проявления как на способ добиться «освобождения народа». Более того, отчасти из-за того, что одна из первых пятничных демонстраций совпала с Международным женским днем, в демонстрациях очень быстро приняли участие и женщины. [41]
Алжиризм
[ редактировать ]Термин «алжиризм» имел два значения в истории: одно во времена французской колонии, а другое после обретения Алжиром независимости .
Во французскую эпоху алжиризм был литературным жанром с политическим подтекстом, зародившимся среди французских алжирских писателей (см. Алжирскую литературу ), которые надеялись на общую будущую алжирскую культуру, объединяющую французских поселенцев и коренных алжирцев. Термин «алжирист» впервые был использован в романе Роберта Рандау «Алжирцы» 1911 года. [42] был Алжирский круг создан во Франции в 1973 году Пьед-Нуаром и имел несколько местных отделений. Его цель – «охранить культурное наследие, рожденное в результате французского присутствия в Алжире». [43]
В современной политике Алжира алжирист - это политический ярлык, присвоенный алжирским националистам, политика которых больше ориентирована на единство национального государства Алжира , выходя за рамки региональных особенностей.
В современном арабском языке есть два разных слова, которые можно перевести на английский как « национализм »: qawmiyya قومية, происходящее от слова qawm (означающее «племя, этническая национальность»), и wataniyya وطنية, происходящее от слова watan (означающее «родина»). , родная страна»). Слово кавмийя использовалось для обозначения панарабского национализма, в то время как ватания использовалась для обозначения патриотизма на более местном уровне (иногда его пренебрежительно называют «регионализмом» те, кто считает панарабизм единственной истинной формой арабского национализма ). . [44] Алжиризм — это алжирский патриотизм, направленный против панарабского национализма и различных форм регионализма.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шацмиллер, Майя (29 апреля 2005 г.). Национализм и идентичности меньшинств в исламских обществах . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 978-0-7735-7254-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс МакДугалл. История и культура национализма в Алжире . Кембридж, Англия, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2006. Стр. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мейнье, Гилберт (2010). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода (698-1518 гг.) . Париж : Открытие. ISBN 978-2-7071-5231-2 .
- ^ Ама, Азиз; Амма, Азиз; Аль-Азме, профессор Азиз (1982). Ибн Халдун, Очерк реинтерпретации . Психология Пресс. ISBN 978-0-7146-3130-1 .
- ^ Меруш, Лемнуар (15 сентября 2002 г.). Исследование Алжира в период Османской империи I: Монеты, цены и доходы, 1520–1830 гг. (на французском языке). Издания Бушен. ISBN 978-2-35676-054-8 .
- ^ Валериан, Доминик (03 мая 2013 г.), «Глава 1. Бужи, главный полюс политического пространства Магриба» , Бужи, порт Магриба, 1067–1510 гг ., Библиотека французских школ Афин и Рима, Рим: Публикации Французская школа Рима, стр. 35–101, ISBN 978-2-7283-1000-5 , получено 18 сентября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хаваджа, Хамдан ибн Усман (2005). Зеркало: исторический и статистический обзор регентства Алжира (на французском языке). Издания АНЕП. ISBN 978-9947-21-231-8 .
- ^ Жерар, Сесиль Жюль Б. (1857). «Убийца львов» .
- ^ Хатт, Грэм (01 января 2019 г.). Северная Африка . Имрэя, Лори, Нори и Уилсон Лтд. ISBN 978-1-84623-883-3 .
- ^ Черчилль, Швейцария (05.11.2021). Жизнь Абдель Кадера: бывшего султана арабов Алжира . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-7525-3383-5 .
- ^ Топерич, Саша; Букайла, Сами; Робертс, Джонатан (29 января 2019 г.). Алжир и трансатлантические отношения . Издательство Брукингского института. ISBN 978-0-9600127-0-1 .
- ^ Маккенна, Эми (2010). История Северной Африки . Нью-Йорк: Британская образовательная. ISBN 978-1-61530-397-7 . OCLC 681405732 .
- ^ Гранден, Леонс (1898). Генерал Бурбаки (на французском языке). Бергер-Левро и компания.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Оригинальный текст взят из: Библиотека Конгресса, 1994 г. «Страновое исследование: Алжир», номер телефона Библиотеки Конгресса DT275.A5771, 1994 г. Доступно по адресу: https://web.archive.org/web/20130115052428/http://lcweb2 . .loc.gov/frd/cs/dztoc.html
- ^ Фон Бюлов, Матильда (2016). Западная Германия, Европа холодной войны и война в Алжире . Кембридж, Великобритания. ISBN 978-1-316-66103-1 . OCLC 958455630 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лоуренс, Адриа К. (2013). Имперское правление и политика национализма: антиколониальный протест во Французской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 34. дои : 10.1017/cbo9781139583732 . ISBN 978-1-107-03709-0 .
- ^ Библиотека Конгресса, 1994. «Страновое исследование: Алжир», номер телефона Библиотеки Конгресса DT275.A5771, 1994 г. Доступно по адресу: https://web.archive.org/web/20130115052428/http://lcweb2.loc. gov/frd/cs/dztoc.html
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс, Джон и Мартин Эванс. Алжир: гнев обездоленных. Издательство Йельского университета, 2007. стр.64.
- ^ Руди, Джон. Современный Алжир: истоки и развитие нации. 2-е исправленное издание. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2005.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Филлипс, Джон и Мартин Эванс. Алжир: гнев обездоленных. Издательство Йельского университета, 2007. стр.58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс, Джон и Мартин Эванс. Алжир: гнев обездоленных. Издательство Йельского университета, 2007.
- ^ Бергер, Анн-Эммануэль (2002). Алжир на чужих языках . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3919-3 .
- ^ Ватикиотис, П.Дж. (30 сентября 2022 г.). Насер и его поколение . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-72639-8 .
- ^ Платто, Жан-Филипп (6 июня 2017 г.). Инструментализированный ислам . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-15544-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винс, Наталья. Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг. Издательство Манчестерского университета, 2015. стр.73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винс, Наталья. Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг. Издательство Манчестерского университета, 2015. стр.73.
- ^ Винс, Наталья. Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг. Издательство Манчестерского университета, 2015. стр.82.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винс, Наталья. Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг. Издательство Манчестерского университета, 2015. стр.66.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс, Джон и Мартин Эванс. Алжир: гнев обездоленных. Издательство Йельского университета, 2007. стр.62.
- ^ Винс, Наталья. Наши боевые сестры: нация, память и пол в Алжире, 1954–2012 гг . Издательство Манчестерского университета, 2015. с. 66
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс, Джон и Мартин Эванс. Алжир: гнев обездоленных . Издательство Йельского университета, 2007. с. 74
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филлипс, Джон и Мартин Эванс. Алжир: гнев обездоленных. Издательство Йельского университета, 2007. стр.74.
- ^ Панафриканский культурный фестиваль, Африканская культура: симпозиум в Алжире, 21 июля - 1 августа 1969 г.: первый панафриканский культурный фестиваль., Алжир, SNED [Национальная издательская и распространяющая компания], 1969 г.
- ^ Хафид, Гафаити. Язык и де/реконструкция национальной идентичности в постколониальном Алжире (под ред. Бергера. Алжир - на чужом языке.
- ^ Малика Рахал. Многопартийность, исламизм и скатывание к гражданской войне, в Алжире: нация, культура и транснационализм, 1988–2015 гг., Под редакцией Патрика Кроули, Liverpool University Press, 2017.
- ^ UCDP (Программа данных о конфликтах в Уппсале). Алжир. 2019.
- ^ Малика Рахал. Многопартийность, исламизм и спуск к гражданской войне, в Алжире: нация, культура и транснационализм, 1988–2015 гг ., Под редакцией Патрика Кроули, Liverpool University Press, 2017.
- ^ Уильям Торнберри и Жаклин Леви, 2011, Аль-Каида в странах исламского Магриба, Программа внутренней безопасности и борьбы с терроризмом, Проект транснациональных угроз, Тематическое исследование номер 4
- ^ Терроризм_Организации_Аль-Каиды_в_Землях_Исламского_Магриба_-_АКИМ. Национальная безопасность Австралии. «Аль-Каида в странах исламского Магриба». 2017.
- ↑ Аомар Уали, командующий армией Алжира, стал главной мишенью на 10-й неделе протестов, Washington Post.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малика Рахал в «Присутствии прошлого». Малика Рахал вновь посещает алжирскую почтовую службу Mediapart. 2019.
- ^ переиздано изданием Tchou, сборник. «Счастливый Алжир», 1979 год. ISBN 2-7107-0195-2
- ^ Французский : Алжирский кружок, созданный в 1973 году, направлен на защиту культурного наследия, рожденного в результате французского присутствия в Алжире. , Веб-сайт Алжирского кружка, Спасение культуры в опасности. Архивировано 30 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Села, Авраам . «Арабский национализм». Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . Эд. Села. Нью-Йорк: Континуум, 2002. стр. 151–155.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хорн, Алистер. (1977). Жестокая мирная война: Алжир, 1954–1962 гг . Викинг Пресс.
- Макдугалл, Джеймс. (2017). История Алжира . Издательство Кембриджского университета.
- Макдугалл, Джеймс. (2006). История и культура национализма в Алжире . Издательство Кембриджского университета.