Jump to content

Панарабизм

(Перенаправлено с Панарабизма )

Карта арабского мира
Флаг арабского восстания первоначально использовался против турок-османов и остается выдающимся символом панарабизма. Дизайн и цвета лежат в основе флагов многих современных арабских государств .

Панарабизм ( араб . الوحدة العربية , латинизированный : al-wiḥda al-arabīyyah ) — паннационалистическая идеология, пропагандирующая объединение всего арабского народа в единое национальное государство , состоящее из всех арабских стран Западной Азии и Северной Африки. от Атлантического океана до Аравийского моря , которое называют арабским миром . [1] [2] Оно тесно связано с арабским национализмом , который утверждает, что арабы составляют единую нацию . Он зародился в конце 19 века среди арабских регионов Османской империи , а его популярность достигла пика в 1950-х и 1960-х годах. Сторонники панарабизма часто поддерживали арабские социалистические принципы и решительно выступали против политического вмешательства Запада в арабский мир. Он также стремился расширить возможности арабских государств в борьбе с внешними силами путем формирования альянсов и, в меньшей степени, экономического сотрудничества. [3]

Истоки и развитие

[ редактировать ]

Истоки панарабизма часто приписывают движению Нахда (арабское пробуждение или просвещение), которое процветало в арабских регионах Османской империи в конце 19 века. [4] Видной фигурой был Джурджи Зайдан (1861–1914), сыгравший ключевую роль в закладке интеллектуального фундамента панарабизма. [5] Зайдан оказал решающее влияние на принятие модернизированной версии коранического арабского языка ( современный стандартный арабский язык ) в качестве универсального письменного и официального языка во всем арабском мире вместо принятия местных диалектов в различных странах. В начале 20-го века Зейдан написал несколько статей, в которых подчеркивалось, что арабоязычные регионы, простирающиеся от Магриба до Персидского залива, составляют один народ с общим национальным сознанием и что эта языковая связь превосходит религиозные, расовые и конкретные территориальные связи, частично вдохновленные его статус левантийского христианского эмигранта в Египте XIX века. В своих исторических романах он также популяризировал светское понимание арабской истории, объединяющее доисламский и исламский периоды в общую историю, которую все арабы могли считать своей собственной. Панарабизм как политический проект впервые был выдвинут Шарифом Хусейном ибн Али , шерифом Мекки , который добивался независимости арабов Машрика от Османская империя и создание единого арабского государства в Машрике. В 1915 и 1916 годах переписка Хусейна-МакМагона привела к соглашению между Соединенным Королевством и Шарифом о том, что, если арабы Машрика успешно восстанут против османов, Соединенное Королевство поддержит претензии на независимость арабов Машрика. Однако в 1916 году Соглашение Сайкса-Пико между Соединенным Королевством и Францией определило, что части Машрека будут разделены между этими державами, а не станут частью независимого арабского государства. Когда Османская империя капитулировала в 1918 году, Великобритания отказалась соблюдать букву своих договоренностей с Хусейном. [6] и эти две страны взяли на себя опеку над Месопотамией, Ливаном , Палестиной и территорией, которая стала современной Сирией. стал королем только Хиджаза , на тогда менее стратегически важном юге, но потерял свой трон Халифата , когда королевство было разграблено силами Наджди Ихван саудовцев В конечном итоге Хусейн и насильственно включено в состав недавно созданного Королевства Саудовская Аравия .

Более формализованная панарабская идеология, чем идеология Хусейна, была впервые поддержана в 1930-х годах, особенно сирийскими мыслителями, такими как Константин Зурейк , Сати аль-Хусри , Заки аль-Арсузи и Мишель Афлак . Афлак и аль-Арсузи были ключевыми фигурами в создании арабской партии Баас (Возрождение) , а первый долгое время был ее главным идеологом, сочетая элементы марксистской мысли с национализмом, в значительной степени напоминающим европейскую романтическую партию XIX века. национализм. Было сказано, что Арсузи был очарован нацистской идеологией «расовой чистоты» и оказал влияние на Афлака . [7] [8] [9]

Абдалла I из Иордании мечтал объединить Сирию , Палестину и Иорданию под своим руководством в то, что он назвал Великой Сирией . Он безуспешно предложил план на этот счет Соединенному Королевству , которое контролировало Палестину в то время . Этот план не был популярен среди большинства арабов и усилил недоверие среди лидеров других стран Ближнего Востока к Абдулле. Недоверие к экспансионистским устремлениям Абдуллы было одной из основных причин основания Лиги арабских государств в 1945 году. [10] После того как Абдулла был убит в палестинским националистом 1951 году, идея Великой Сирии была исключена из повестки дня Иордании. [3]

Хотя панарабизм зародился во время Первой мировой войны , Египет (самая густонаселенная и, возможно, самая важная арабская страна) не интересовался панарабизмом до 1950-х годов. Таким образом, в 1930-х и 1940-х годах египетский национализм , а не панарабизм, был доминирующим способом выражения египетских политических активистов. Джеймс Янковски тогда писал о Египте:

Что наиболее важно, так это отсутствие арабского компонента в раннем египетском национализме. Направленность политического, экономического и культурного развития Египта на протяжении девятнадцатого века работала скорее против «арабской» ориентации, чем в пользу нее. ... Эта ситуация — ситуация расхождения политических траекторий египтян и арабов — усилилась после 1900 года. [11]

Попытки арабского союза

[ редактировать ]

Лишь после Гамаля Абдель Насера ​​арабский национализм (в дополнение к арабскому социализму ) стал государственной политикой и средством определения положения Египта на Ближнем Востоке и в мире. [12] [13] обычно формулируется по отношению к сионизму в соседнем государстве Израиль.

При президенте Египта Гамале Абдель Насере панарабизм доминировал в политике 1950-х и 1960-х годов.

Многие известные арабские лидеры предприняли несколько попыток создать панарабское государство, но все они в конечном итоге закончились неудачей. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден призывал к арабскому единству в 1940-е годы, за чем последовали конкретные предложения со стороны пробританских лидеров, в том числе короля Трансиордании Абдаллы и премьер-министра Ирака Нури аль-Саида , а также предложения Египта о более широкой группировке независимых арабских стран. Государства одержали победу с созданием Лиги арабских государств, региональной международной организации, в 1945 году. Во многом это отражает популярность, которую Насер приобрел среди масс в арабском мире после Суэцкого кризиса , Объединенная Арабская Республика (ОАР) в 1958 году. стал первым случаем фактического слияния двух ранее независимых арабских стран. Спешно сформированная под руководством президента Насера, но по инициативе сирийских лидеров, которые опасались захвата власти коммунистами или «реакционерами» и надеялись возглавить новое образование, ОАР была унитарным государством, а не федеральным союзом, и ее критики считали это едва ли возможным. больше, чем маленькая страна, аннексированная более крупной страной. Это продолжалось до 1961 года, когда офицеры сирийской армии совершили государственный переворот и вышли из союза. Поскольку политики почувствовали давление со стороны широкой общественности с целью поддержать идею единства, Египет, Сирия и Ирак в 1963 году заключили неудавшееся соглашение о создании Объединенной Арабской Республики, которая должна была быть «федеративной по структуре, оставляя каждому государству-члену свою идентичность и учреждения». [3] К 1961 году Египет стал единственным оставшимся членом, но продолжал называть себя «ОАР» (тем самым подразумевая, что он открыт для объединения с другими арабскими странами), но в конечном итоге в 1973 году он переименовал себя в «Арабскую Республику Египет». [14]

Ближний Восток в 1958 году: Объединенная Арабская Республика (красный), Соединенные Арабские Штаты (красный и светло-красный), Арабская Федерация (зеленый), Британский Кувейт (зеленая трава), другие британские протектораты в Персидском заливе (светло-зеленый).

Также в 1958 году хашимитами , возглавляемая Арабская федерация была основана между Иорданией и Ираком . Напряженность в отношениях с ОАР и революция 14 июля привели к краху Арабской федерации всего через шесть месяцев. Другая попытка — Соединенные Арабские Штаты — существовала как конфедерация между Объединенной Арабской Республикой и мутаваккилитским королевством Йемен , но распалась в 1961 году.

Две последующие попытки отражали энтузиазм Ливии в Муаммара Каддафи , Федерации арабских республик , которая просуществовала пять лет, и Арабской Исламской Республики с Тунисом , которая также стремилась включить Алжир и Марокко , но так и не была реализована на практике. Муаммар Каддафи вел переговоры с Чадли Бенджедидом в 1988 году о создании союза Алжира и Ливии. [15] Вместо этого в 1989 году был сформирован Союз арабского Магриба. Помимо насильственного объединения большей части Аравийского полуострова саудовскими правителями Неджда в 1920-е годы, единство семи арабских эмиратов , образующих Объединенные Арабские Эмираты , а также объединение Северного Йемена и Южный Йемен сегодня представляет собой редкий пример фактического объединения. Нынешнее сирийское правительство, а прежнее правительство Ирака возглавляли конкурирующие фракции партии Баас , которая продолжает поддерживать панарабизм и организована в ряде других стран. [ когда? ]

Отклонить

[ редактировать ]
Государства и территории в Лиге арабских государств

Упадок панарабизма объясняется несколькими факторами. Проблемы сохранялись по широкому кругу вопросов с момента зарождения панарабистской философии в конце 1800-х годов, которая до своего упадка удерживала панарабизм на пути к причинному провалу. К факторам относятся: пропаганда панисламизма , сектантские и социальные различия внутри различных арабских обществ; конкуренция между различными арабскими лидерами за право быть ведущим голосом арабского и исламского мира; и, в меньшей степени, военное поражение сил противника.

Продвижение панисламизма было ключевым аспектом в арабском и мусульманском обществах. Такая философия требовала единой исламской «уммы» или тесного объединения всех исламских общин для поддержания и развития сущности одной семьи, одного дела. Философия панарабизма противоречила философии панисламизма, как это разъясняли религиозные ученые и шейхи в различных арабских странах, особенно в Персидском заливе. По мнению критиков, панарабизм отделился от уммы тем, что он продвигал только арабское единство и идеалы, а не исламские. Религиозный консерватизм внутри общества подтолкнул панисламизм к победе над альтернативными идеями, такими как панарабизм.

Различные религиозные и социальные различия внутри различных арабских обществ стали еще одним фактором, способствующим упадку панарабизма. Спорадические религиозные распри между суннитами и шиитами , усугубленные внутренними и внешними факторами, вызвали в арабских кругах пересмотр вопроса о том, жизнеспособен ли панарабизм, хотя этот вопрос был религиозно ориентированным. Социальные различия действовали по той же линии. Такие страны, как Ливан и Сирия, считавшиеся светскими, привели к столкновению взглядов с такими религиозными странами, как Саудовская Аравия , чья давняя пропаганда религии противоречила, например, целям светской иерархии внутри двух левантийских стран.

Различные арабские лидеры боролись за то, чтобы стать ведущими голосами арабского и исламского мира. Такая конкуренция время от времени приводила к трениям между лидерами этих арабских стран. Объединенная Арабская Республика , созданная египетским Гамалем Абдель Насером и сирийским Шукри аль-Куватли , позиционировалась как коллективный голос арабского мира и острие панарабизма. Будучи единственным физическим воплощением панарабизма, он не получил ожидаемой похвалы со стороны других арабских стран, особенно в Персидском заливе, что еще больше способствовало упадку панарабизма.

В меньшей степени военное поражение «заклятого врага» Израиля заставило оба видных источника панарабизма пересмотреть такую ​​философию. Объединенная Арабская Республика , состоящая из Египта и Сирии , получила идеологическую нагрузку из-за неблагоприятного исхода, поставив тем самым под вопрос панарабизм. Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года и неспособность Египта и Сирии обеспечить экономический рост в той или иной форме также подорвали доверие к панарабизму. «К середине 1970-х годов», согласно Политической энциклопедии Ближнего Востока «Континуум» , «идея арабского единства становилась все менее и менее очевидной в арабской политике, хотя она оставалась желаемой целью среди масс». [3]

К концу 1980-х годов панарабизм начал затмеваться как националистической , так и исламистской идеологией. Хотя панарабизм потерял привлекательность к 1990-м годам, он продолжал осуществлять интеллектуальную гегемонию во всем арабском мире. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Рубин, Барри (1991). «Панарабский национализм: идеологическая мечта как непреодолимая сила» . Журнал современной истории . 26 (3/4): 535–551. дои : 10.1177/002200949102600310 . ISSN   0022-0094 . JSTOR   260659 .
  2. ^ «панарабизм» . Оксфордский справочник . Проверено 24 июля 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Арабское единство». Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . Эд. Авраам Села . Нью-Йорк: Континуум, 2002. стр. 160–166.
  4. ^ «Панарабизм | История, значение и возникновение | Британника» . www.britanica.com . Проверено 24 июля 2023 г.
  5. ^ Сивантос, Кристина (21 ноября 2017 г.). Загробная жизнь Аль-Андалуса: мусульманская Иберия в современных арабских и латиноамериканских повествованиях . СУНИ Пресс. п. 23. ISBN  978-1-4384-6669-9 .
  6. ^ Современная политика на Ближнем Востоке , Беверли Милтон-Эдвардс, Polity Press, 2006, с. 57-59
  7. ^ Сирийская Арабская Республика: справочник , Энн Синай, Аллен Поллак, 1976, с. 45
  8. ^ Google Книги
  9. ^ Панарабизм и арабский национализм: продолжающиеся дебаты Тауфика Фараха, издательство Westview Press, 1987, стр. 37
  10. ^ Села, Авраам . «Лига арабских государств». Села. Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . 147-150.
  11. ^ Янковский, Джеймс. «Египет и ранний арабский национализм» Рашида Халиди, изд. Истоки арабского национализма . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1990, стр. 244–45.
  12. ^ Для получения дополнительной информации см. Абуриш, Саид К. (2004), Насер, последний араб, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN   978-0-312-28683-5
  13. ^ «До Насера ​​Египет, которым управляла Великобритания с 1882 года, больше склонялся к территориальному египетскому национализму и был далек от панарабской идеологии. Египтяне часто не идентифицировали себя в первую очередь как арабы, и показательно, что когда Лидер египетских националистов Саад Заглул встретился с арабскими делегатами в Версале в 1918 году, он настаивал на том, что их борьба за государственность не связана между собой, заявляя, что проблема Египта была египетской, а не арабской проблемой». Макропулу, Ифигения. Панарабизм: что разрушило идеологию арабского национализма? Архивировано 2 октября 2018 г. в Wayback Machine . Греческий центр европейских исследований. 15 января 2007 г.
  14. ^ «Объединенная Арабская Республика (ОАР)». Села. Политическая энциклопедия Континуума Ближнего Востока . 873-874.
  15. ^ Райх, Бернард (1990). Политические лидеры современного Ближнего Востока и Северной Африки: Биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-313-26213-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 237bc2b08403bd75935b75836f258542__1721038080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/42/237bc2b08403bd75935b75836f258542.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pan-Arabism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)