Панкельтизм
Панкельтизм ( ирландский : Pan-Cheilteachas , шотландский гэльский : Pan-Cheltaghys , бретонский : Pan-Keltaidd , валлийский : Pan-Geltaidd, корнуэльский : Pan-Keltaidh, мэнский : Pan-Cheltaghys ), также известный как кельтизм или кельтский национализм политическое, социальное и культурное движение, выступающее за солидарность и сотрудничество между кельтскими народами (как британской , так и гэльской ветвями) и современными кельтами Северо -Западной Европы . [1] Некоторые панкельтские организации выступают за отделение кельтских наций от Соединенного Королевства и Франции и совместное формирование собственного отдельного федеративного государства, в то время как другие просто выступают за очень тесное сотрудничество между независимыми суверенными кельтскими нациями, такими как бретонцы , корнуэльцы , ирландцы , мэнцы , Шотландский и валлийский национализм .
Как и другие паннационалистические движения, такие как панамериканизм , панарабизм , пангерманизм , паниспанизм , паниранизм , панлатинизм , панславизм , пантуранизм и другие, панкельтское движение росло. из романтического национализма и специфического для себя кельтского возрождения . Панкельтское движение было наиболее заметным в 19 и 20 веках (примерно с 1838 по 1939 год). Некоторые ранние панкельтские контакты имели место через Горседд и Эйстедвод , а ежегодный Кельтский Конгресс был инициирован в 1900 году. С этого времени Кельтская Лига стала видным лицом политического панкельтизма. Инициативы, в основном ориентированные на культурное кельтское сотрудничество, а не на чисто политику, такие как фестивали музыки, искусства и литературы, обычно называются межкельтскими .
Терминология
[ редактировать ]ведутся некоторые разногласия Вокруг термина «кельты» . Одним из таких примеров был Кельтской лиги галисийский кризис . [1] Это были дебаты о том, испанский регион Галисия следует ли признать . Заявка была отклонена из-за отсутствия кельтского языка. [1]
Некоторые австрийцы утверждают, что у них есть кельтское наследие, которое романизировалось под римским правлением, а затем германизировалось после германских вторжений. [2] Австрия является местом возникновения первой характерно кельтской культуры. [2] После аннексии Австрии нацистской Германией в 1938 году, в октябре 1940 года писатель ирландской прессы взял интервью у австрийского физика Эрвина Шредингера , который говорил о кельтском наследии австрийцев, сказав: «Я считаю, что между нами, австрийцами, и кельтами существует более глубокая связь. Говорят, что многие места в Австрийских Альпах имеют кельтское происхождение». [3] Современные австрийцы гордятся своим кельтским наследием, а Австрия обладает одной из крупнейших коллекций кельтских артефактов в Европе. [4]
Такие организации, как Кельтский конгресс и Кельтская лига, используют определение, согласно которому «кельтская нация» — это нация с недавней историей традиционного кельтского языка. [1]
История
[ редактировать ]Современное представление о кельтских народах
[ редактировать ]До Римской империи и возникновения христианства люди жили в Британии и Ирландии железного века, говоря на языках, от которых произошли современные гэльские языки (включая ирландский , шотландский гэльский и мэнский ) и британские языки (включая валлийский , бретонский и корнуоллский ). Эти люди, наряду с другими жителями континентальной Европы , которые когда-то говорили на ныне вымерших языках той же индоевропейской ветви (таких как галлы , кельтиберы и галаты ), задним числом в коллективном смысле назывались кельтами , особенно в широком смысле. распространение с начала XVIII века. Вариации термина «кельт», такие как «келтои» , использовались в древности греками и римлянами для обозначения некоторых групп этих людей, например, Геродотом использование его по отношению к галлам.
Современное использование слова «кельт» по отношению к этим культурам росло постепенно. Пионером в этой области был Джордж Бьюкенен , шотландский ученый XVI века, гуманист эпохи Возрождения и наставник короля Шотландии Якова IV . Бьюкенен, выходец из шотландской семьи, говорящей на гэльском языке , в своей книге «Rerum Scoticarum Historia » (1582 г.) рассмотрел сочинения Тацита , который обсуждал сходство между языком галлов и языком древних бриттов. Бьюкенен пришел к выводу, что если галлы были кельтами , как их описывали в римских источниках, то бритты были кельтами тоже . Он начал видеть закономерность в географических названиях и пришел к выводу, что британцы и ирландские гэлы когда-то говорили на одном кельтском языке , который позже разошелся. Лишь столетие спустя эти идеи получили широкую популяризацию; сначала бретонским ученым Полем-Ивом Пезроном в его книге «Antiquité de la Nation et de la langue celtes autrement appelez Gaulois» (1703), а затем валлийским ученым Эдвардом Люйдом в его «Британской археологии: отчет о языках, истории и обычаях Коренные жители Великобритании (1707).
К тому времени, когда возникла современная концепция кельтов как народа, их состояние существенно ухудшилось, захваченное германцами . Во-первых, кельтские бритты субримской Британии были затоплены волной англосаксонских поселений начиная с пятого века и уступили им большую часть своей территории. Впоследствии их стали называть валлийцами и корнуоллцами . Группа из них вообще покинула Великобританию и поселилась в континентальной Европе, в Арморике , став бретонским народом . Гэлы Альбу на какое-то время фактически расширились, вытеснив Ирландию, чтобы завоевать Пиктленд в Британии, основав к девятому веку. Начиная с 11 века, прибытие норманнов вызвало проблемы не только у англичан, но и у кельтов. Норманны вторглись в валлийские королевства (основав Княжество Уэльс ), ирландские королевства (установив светлость Ирландии ) и взяли под свой контроль шотландскую монархию посредством смешанных браков. Это продвижение часто осуществлялось совместно с католической церкви , Григорианская реформа которая централизовала религию в Европе.
Зарождение ранней современной Европы повлияло на кельтские народы таким образом, что они увидели, какую небольшую часть независимости они оставили в твердом подчинении формирующейся Британской империи , а в случае герцогства Бретани - Королевства Франции . Хотя и короли Англии ( Тюдоры ), и короли Шотландии ( Стюарты ) того времени заявляли о кельтском происхождении и использовали это в культурных мотивах эпохи Артура , чтобы заложить основу британской монархии («Британская», предложенная елизаветинцем Джоном Ди ), обе династии продвигали централизованную политику англицизации . Гэлы Ирландии уступили свои последние королевства Королевству Ирландия после бегства графов в 1607 году, в то время как Статуты Ионы попытались де-гэличизировать горных шотландцев в 1609 году. Эффекты этих посвященных были неоднозначными, но взяты из Гаэлы — их природный лидерский элемент, покровительствовавший их культуре.
Под англоцентрическим британским правлением кельтскоязычные народы превратились в маргинализированных, в основном бедных людей, мелких фермеров и рыбаков, цепляющихся за побережье Северной Атлантики. После промышленной революции 18 века большее количество людей было англизировано и бежало в диаспору вокруг Британской империи в качестве промышленного пролетариата. Дальнейшая де-гэлизация произошла для ирландцев во время Великого голода и для горных шотландцев во время « Выселения в Хайленд» . Аналогично и для бретонцев, после Французской революции якобинцы Бонапарта очень требовали большей централизации, вопреки региональной идентичности и францизации , принятой Французской Директорией в 1794 году. Однако Наполеона привлекал романтический образ кельта, который частично основывался на о Жан-Жаком Руссо прославлении благородного дикаря и популярности сказок Джеймса Макферсона по оссианских всей Европе. Племяннику Бонапарта, Наполеону III , позже будет поставлен памятник Верцингеториксу. воздвигнут в честь кельтского галльского лидера. [5] Действительно, во Франции фраза «nos ancêtres les Gaulois» (наши предки галлы) использовалась националистами-романтиками. [5] обычно в республиканской манере, для обозначения большинства людей, в отличие от аристократии (утверждающей, что она имеет франко -германское происхождение).
Зарождение панкельтизма как политической идеи
[ редактировать ]После угасания якобитизма как политической угрозы в Британии и Ирландии, с прочным утверждением Ганноверской Британии в рамках либеральной, рационалистической философии Просвещения , в конце XVIII века произошла обратная реакция романтизма , и «кельт» был реабилитирован в литературы, в движении, которое иногда называют «кельтоманией». Наиболее видными местными представителями начальных этапов этого кельтского возрождения были Джеймс Макферсон , автор «Стихов Оссиана» (1761) и Иоло Моргануг , основатель Горседда . Образы «кельтского мира» также вдохновляли английских и шотландских поэтов, таких как Блейк , Вордсворт , Байрон , Шелли и Скотт . В частности, друиды вызывали восхищение у посторонних, поскольку английские и французские антиквары, такие как Уильям Стьюкли , Джон Обри , Теофиль Коррет де ла Тур д'Овернь и Жак Камбри , начали ассоциировать древние мегалиты и дольмены с друидами. [номер 1]
В 1820-х годах начали развиваться ранние панкельтские контакты, сначала между валлийцами и бретонцами, когда Томас Прайс и Жан-Франсуа Ле Гонидек вместе работали над переводом Нового Завета на бретонский язык. [6] Эти двое мужчин были поборниками своих языков и оба имели большое влияние в своих странах. Панкельтский конгресс Кимрейгиддиона и Фенни в Именно в этом духе в 1838 году на ежегодном Эйстедводе Абергавенни состоялся , на котором присутствовали бретонцы. Среди этих участников был Теодор Эрсарт де Ла Вильмарк , автор книги Макферсона-Моргана, оказавший влияние на Барзаза Брейза , который импортировал Горседа идею в Бретань . Действительно, бретонские националисты были бы самыми ярыми панкельтиками. [6] выступая в роли связующего звена между различными частями; «Оказавшись в ловушке» в другом государстве (Франции), это позволило им черпать силу у родственных народов по ту сторону Ла-Манша, а также они разделяли сильную привязанность к католической вере с ирландцами .
По всей Европе современные кельтские исследования развивались как академическая дисциплина. Немцы лидировали в этой области, выпустив индоевропейского лингвиста Франца Боппа в 1838 году, а затем Иоганна Каспара Зейсса « Grammatica Celtica» (1853). Действительно, по мере того как мощь Германии росла в соперничестве с Францией и Англией, кельтский вопрос представлял для них интерес, и они смогли заметить сдвиг в сторону кельтского национализма. Генрих Циммер , профессор кельтского языка в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине (предшественник Куно Мейера ), говорил в 1899 году о мощном волнении на « кельтской окраине богатого пальто Соединенного Королевства» и предсказал, что панкельтизм станет политической силой. столь же важно для будущего европейской политики, как и гораздо более устоявшиеся движения пангерманизма и панславизма . [7] Среди других академических трактовок - Эрнеста Ренана » «Поэзия кельтских рас (1854 г.) и » Мэтью Арнольда ( «Изучение кельтской литературы 1867 г.). Внимание, уделяемое Арнольдом, было палкой о двух концах; он восхвалял кельтские поэтические и музыкальные достижения, но делал их женственными и предполагал, что им нужен цемент трезвого и упорядоченного англосаксонского правления.
Среди некоторых европейских филологов возникла концепция, особенно сформулированная Карлом Вильгельмом Фридрихом Шлегелем , согласно которой «забота о национальном языке является священным долгом». [8] или проще говоря: «нет языка – нет нации». Это изречение было также принято националистами кельтских народов, особенно Томасом Дэвисом из движения « Молодая Ирландия» , который, в отличие от более раннего католического активизма «гражданских прав» Дэниела О'Коннелла , утверждал ирландский национализм там, где язык ирландский снова стать гегемоном. По его словам, «народ без собственного языка — это лишь половина нации». [8] В менее явном политическом контексте возникли группы сторонников языкового возрождения, такие как Общество по сохранению ирландского языка , которое позже стало Гэльской лигой . В панкельтском контексте Шарль де Голль (дядя более известного генерала Шарля де Голля ), который участвовал в бретонском автономизме и выступал за кельтский союз в 1864 году, утверждал, что «до тех пор, пока побежденный народ говорит на другом языке, чем их побеждает, лучшая часть из них остается свободной». Де Голль переписывался с людьми в Бретани, Ирландии, Шотландии и Уэльсе, утверждая, что каждому из них необходимо сотрудничать в духе кельтского единства и, прежде всего, защищать свои родные языки, иначе их положение как кельтской нации исчезнет. было основано Панкельтское обозрение В 1873 году товарищем де Голля Анри Гайдосом , известное как Revue Celtique .
В 1867 году де Голль организовал первое панкельтское собрание в Сен-Брие , Бретань. Ни один ирландец не присутствовал, а гостями были в основном валлийцы и бретонцы. [9] : 108
Т. Э. Эллис , лидер Симру Фидда , был сторонником панкельтизма, заявляя: «Мы должны работать над объединением кельтских реформаторов и кельтских народов. Интересы ирландцев, валлийцев и [шотландских] крофтеров почти идентичны. Их прошлая история очень похожа. похожи, их нынешние угнетатели те же, и их непосредственные потребности те же. [9] : 78
Панкельтский конгресс и эпоха Кельтской ассоциации
[ редактировать ]Первый крупный Панкельтский конгресс был организован Эдмундом Эдвардом Фурнье д'Альбе и Бернардом Фицпатриком, 2-м бароном Каслтауном , под эгидой их Кельтской ассоциации и состоялся в августе 1901 года в Дублине . Это последовало за более ранними настроениями панкельтских настроений на Национальном айстедводе Уэльса , проходившем в Ливерпуле в 1900 году. Другим влиянием было посещение Фурнье Feis Ceoil в конце 1890-х годов, которое привлекло музыкантов из разных кельтских народов. Два лидера образовали своего рода своеобразную пару; Фурнье, француз по происхождению, увлекся ярой гибернофилией и выучил ирландский язык , в то время как ФитцПатрик происходил из древней ирландской королевской семьи ( Мак Джолла Фадрайг из Осрейджа ), но служил в британской армии и ранее был членом парламента от консервативной партии (действительно, первоначальный Панкельтский конгресс был отложен на год из-за Второй англо-бурской войны ). [10] Главным интеллектуальным органом Кельтской ассоциации был «Сельтия»: панкельтский ежемесячный журнал под редакцией Фурнье, который выходил с января 1901 по 1904 год и был ненадолго возрожден в 1907 году, а затем окончательно прекратил свое существование в мае 1908 года. Его создание приветствовал Бретон. Франсуа Жафренну . [11] Несвязанное издание «The Celtic Review» было основано в 1904 году и просуществовало до 1908 года. [11]
Историк Джастин Долан Стовер из Университета штата Айдахо описывает это движение как имеющее «неравномерный успех». [11]
Всего Кельтской ассоциации удалось организовать три Панкельтских конгресса: Дублинский (1901 г.), Кернарфонский (1904 г.) и Эдинбургский (1907 г.). Каждый из них открывался тщательно продуманной неодруидской церемонией с закладкой Лиа Синейл («Камень расы»), вдохновленный Лиа Файл и Камнем Сконе . Камень был пять футов высотой и состоял из пяти гранитных блоков, на каждом из которых была выгравирована буква соответствующей кельтской нации на их собственном языке (т.е. «E» для Ирландии, «A» для Шотландии, «C» для Уэльса). . [номер 2] При закладке камня верховный друид Эйстедвода Хвфа Мон трижды произносил по-гэльски, держа частично обнаженный меч: «Есть ли мир?» на что люди ответили: «Мир». [12] Присущая этому символика должна была представлять собой противовес ассимилирующему в Британской империи англосаксонизму , сформулированному такими людьми, как Редьярд Киплинг . [13] Панкельты представляли себе восстановленную «кельтскую расу», но в которой каждый кельтский народ будет иметь свое собственное национальное пространство, не ассимилируя всех в однообразие. Лия Синейл также задумывалась как фаллический символ , отсылающий к древним мегалитам, исторически связанным с кельтами, и опровергающий «феминизацию кельтов их саксонскими соседями». [13]
Ответ наиболее развитого и воинствующего национализма «кельтского» народа; ирландский национализм ; был смешанным. Панкельты были высмеяны Д. П. Мораном в книге «Лидер » под названием « Панкельтский фарс ». [12] Особенно высмеивались народные костюмы и друидская эстетика, между тем Моран, связывавший ирландскую национальность с католицизмом, с подозрением относился к протестантизму как Фурнье, так и Фитцпатрика. [12] Участие последнего в качестве « Томми Аткинса » против буров (которых ирландские националисты поддерживали с помощью ирландской Трансваальской бригады ) также было названо необоснованным. [12] Моран пришел к выводу, что панкельтизм был «паразитом» ирландского национализма, созданного «иностранцем» (Фурнье), и стремился направить ирландскую энергию в неправильное русло. [12] Другие были менее полемичны; Мнения в Гэльской лиге разделились, и хотя они решили не посылать официального представителя, некоторые члены все же присутствовали на заседаниях Конгресса (в том числе Дуглас Хайд , Патрик Пирс и Майкл Дэвитт ). [14] Более восторженной была леди Грегори , которая представляла себе «Панкельтскую империю» под руководством Ирландии, в то время как Уильям Батлер Йейтс также присутствовал на встрече в Дублине. [14] Выдающиеся активисты Гэльской лиги, такие как Пирс, Эдвард Мартин , Джон Сент-Клер Бойд , Томас Уильям Роллстон , Томас О'Нил Рассел , Максвелл Генри Клоуз и Уильям Гибсон, все внесли финансовый вклад в Панкельтский конгресс. [15] Руарид Эрскин был помощником. Сам Эрскин был сторонником «гэльской конфедерации».между Ирландией и Шотландией. [16]
Дэвид Ллойд Джордж , который позже станет премьер-министром Соединенного Королевства, произнес речь на Кельтском конгрессе 1904 года. [17]
Бретонского союза регионалистов Основатель Режис де л'Эстурбейон присутствовал на конгрессе 1907 года, возглавил бретонскую фракцию процессии и возложил бретонский камень на Лию Синей. Генри Дженнер , Артур Уильям Мур и Джон Крайтон-Стюарт, четвертый маркиз Бьют, также присутствовали на конгрессе 1907 года. [18]
Эрскин предпринял попытку создать «союз валлийцев, шотландцев и ирландцев с целью действовать от имени кельтского коммунизма ». Он написал Томасу Гвинну Джонсу с просьбой посоветовать пригласить валлийцев в Лондон на встречу по организации такого мероприятия. Неизвестно, состоялась ли когда-либо такая встреча. [19]
Джон де Курси Мак Доннелл в 1908 году основал в Бельгии Кельтский союз, который организовал четвертый Панкельтский конгресс в рамках Брюссельской международной выставки 1910 года . [20] выставки метания проводились Там и неподалеку в Фонтенуа в память об участии ирландской бригады в битве 1745 года . [21] Кельтский союз проводил дальнейшие мероприятия вплоть до пятого Панкельтского конгресса 1913 года в Генте/Брюсселе/Намюре. [20]
В Париже в 1912 году была основана «Французская кельтская лига» и журнал «La Poetique», в котором публиковались новости и литература со всего кельтского мира. [11]
Панкельтизм после Пасхального восстания
[ редактировать ]Кельтский национализм значительно усилился после Ирландского пасхального восстания 1916 года, когда группа революционеров, принадлежащих к Ирландскому республиканскому братству, нанесла воинственный удар против Британской империи во время Первой мировой войны, чтобы утвердить Ирландскую республику . Частью их политического видения, основанного на более ранней ирландско-ирландской политике, была повторная гэльизация Ирландии : то есть деколонизация англо-культурной, языковой и экономической гегемонии и восстановление родной кельтской культуры. После первоначального восстания их политика в Ирландии объединилась вокруг Шинн Фейн . В других кельтских странах были созданы группы, придерживавшиеся схожих взглядов и выражавшие солидарность с Ирландией во время ирландской войны за независимость : в их число входили бретонский журнал Breiz Atao , Шотландская национальная лига Руараида Эрскина и различные деятели в Уэльсе, которые позже перешли к нашел Пледа Камри . Присутствие Джеймса Коннолли и Октябрьская революция в России, происходившие в то же время, также заставили некоторых представить себе кельтскую социализм или коммунизм ; идея, связанная с Эрскином, а также с революционерами Джоном Маклином и Уильямом Гиллисом . Эрскин утверждал, что « коллективистский дух кельтского прошлого» был «подорван англосаксонскими ценностями жадности и эгоизма».
Надежды некоторых кельтских националистов на то, что полунезависимая Ирландия сможет стать плацдармом для Ирландской республиканской армии (эквивалента их собственных стран) и «освобождения» остальной части кельтосферы, обернутся разочарованием. Воинственный шотландский добровольческий отряд, основанный Гиллисом « Фианна на Альба» ; которые, как и Oglaigh na hÉireann, выступали за республиканизм и гэльский национализм; был разочарован Майклом Коллинзом , который сообщил Гиллису, что британское государство в Шотландии сильнее, чем в Ирландии, и что общественное мнение настроено более против них. После Ирландского свободного государства создания правящие партии; Фине Гаэль или Фианна Файл ; были довольны участием в межправительственной дипломатии с британским государством, стремясь вернуть графства Северной Ирландии, а не поддерживать кельтских националистических боевиков внутри Великобритании. Ирландское государство, особенно под руководством Иамона де Валеры, действительно предприняло некоторые усилия на культурном и языковом фронте в отношении панкельтизма. Например, летом 1947 года ирландцы Таосич де Валера посетил остров Мэн и встретился с жителем острова Мэн Недом Мэддреллом . Находясь там, он поручил Ирландской фольклорной комиссии сделать записи последних старых носителей мэнского гэльского языка , включая Мэддрелла.
Послевоенные инициативы и Кельтская лига
[ редактировать ]Группа под названием «Aontacht na gCeilteach» (Кельтское единство) была создана для продвижения панкельтского видения в ноябре 1942 года. Ее возглавил Иамонн Мак Мурчадха. МИ-5 полагала, что это секретный фронт ирландской фашистской партии Ailtiri na hAiseirghe и должна была служить «точкой сплочения ирландских, шотландских, валлийских и бретонских националистов». Группа имела тот же почтовый адрес, что и партия. При своем основании группа заявила, что «нынешняя система совершенно противоположна кельтской концепции жизни», и призвала к новому порядку, основанному на «особой кельтской философии». Сама Ailtiri na hAiseirghe придерживалась панкельтских взглядов и установила контакты с политической партией, выступающей за независимость Уэльса, Plaid Cymru и шотландской активисткой за независимость Венди Вуд . Однажды вечеринка покрыла Южный Дублин плакатами с надписью «Rhyddid i Gymru» («Свобода Уэльсу»). [22] [23] [24] [25] Ризиарт Тал-е-бот , бывший президент Молодёжного Европейского свободного альянса . Членом организации является [26] [23] [27]
Возрождение ирландского республиканизма в послевоенный период и во время Смуты послужило источником вдохновения не только для других кельтских националистов, но и для воинствующих националистов из других «малых наций», таких как баски из ЭТА . Действительно, это было особенно актуально для сепаратистского национализма Испании, поскольку эпоха франкистской Испании подходила к концу. Помимо этого, в 1960-х и 1970-х годах возобновился интерес ко всему, что связано с кельтами. Менее воинственным образом элементы галисийского национализма и астурийского национализма начали ухаживать за панкельтизмом, посещая Интеркельтский фестиваль в Лорьяне и Панкельтский фестиваль в Килларни , а также присоединяясь к Международной секции Кельтской лиги. [28] Хотя этот регион когда-то находился под властью иберийских кельтов , имел сильный резонанс в гэльской мифологии (т. е. Бреоган ) и даже в раннем средневековье имел небольшой анклав кельтских британских эмигрантов в Британии (аналогично случаю с Бретанью), ни один кельтский регион не находился под властью иберийских кельтов. на языке там говорили с восьмого века, и сегодня они говорят на романских языках . [29] Во время так называемого «Галицкого кризиса» 1986 г. [28] галисийцы были приняты в Кельтскую лигу как кельтская нация (Пол Моссон выступал за их включение в Карн с 1980 года). [28] Впоследствии в следующем году это решение было отменено, поскольку Кельтская лига подтвердила, что кельтские языки являются неотъемлемым и определяющим фактором того, что является кельтской нацией. [30]
21 век
[ редактировать ]После референдума по Брекситу раздались призывы к панкельтскому единству. В ноябре 2016 года первый министр Шотландии заявила , Никола Стерджен что идея «Кельтского коридора» острова Ирландия и Шотландии ей понравилась. [31]
В январе 2019 года лидер валлийской националистической «Плейд Камру» партии Адам Прайс высказался за сотрудничество между кельтскими народами Великобритании и Ирландии после Брексита. Среди его предложений были создание Кельтского банка развития для совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов в сфере энергетики, транспорта и коммуникаций в Ирландии, Уэльсе, Шотландии и на острове Мэн, а также создание кельтского союза, структура которого уже существует в Соглашение Страстной пятницы в соответствии с ценой. В беседе с RTÉ, ирландской национальной телекомпанией, он предложил Уэльсу и Ирландии работать вместе над продвижением языков коренных народов каждой нации. [32]
Блогер Оуэн Донован опубликовал в своем блоге State of Wales свои взгляды на кельтскую конфедерацию, «добровольный союз суверенных национальных государств – между Ирландией, Северной Ирландией, Шотландией и Уэльсом. Остров Мэн, предположительно, будет кандидатом на включение». Корнуолл и Бретань также могут быть добавлены в качестве будущих членов, если они смогут достичь определенной степени самоуправления». Он также рассматривал возможность создания Кельтского совета - аналогичного сотрудничества, предложенного Адамом Прайсом. [33] Журналист Джейми Далджети также предложил концепцию кельтского союза с участием Шотландии и Ирландии, но предполагает, что отсутствие поддержки независимости Уэльса может означать, что гэльско-кельтский союз с участием может быть более подходящим. [34] Преподаватель и журналист Бангорского университета Ифан Морган Джонс предположил, что «краткосрочным решением проблемы Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии могла бы стать более высокая степень сотрудничества друг с другом, как союз внутри союза». он также предположил, что «если они смогут найти способ работать вместе в своих общих интересах, это будет достаточной степенью совокупного влияния, особенно если следующие всеобщие выборы приведут к «зависшему» парламенту». [35]
Антикельтизм
[ редактировать ]Движение среди некоторых археологов, известное как «кельтоскептицизм», возникло с конца 1980-х по 1990-е годы. [36] Эта школа мысли, инициированная Джоном Коллисом, стремилась подорвать основы кельтизма и поставить под сомнение легитимность самой концепции или любого использования термина «кельты». Это направление мысли было особенно враждебно ко всему, кроме археологических свидетельств. [37] Отчасти в ответ на рост кельтских деволюционистских тенденций эти ученые были против того, чтобы описывать жителей Британии железного века как кельтских британцев, и даже не любили использование фразы «кельтский» при описании кельтской языковой семьи. [ нужна ссылка ] Коллис, англичанин из Кембриджского университета , был враждебен методологии немецкого профессора Густава Коссинны и был враждебен кельтам как этнической идентичности, объединяющейся вокруг концепции наследственного происхождения, культуры и языка (утверждая, что это «расизм»). Помимо этого, Коллис враждебно относился к использованию классической литературы и ирландской литературы в качестве источника по периоду железного века, примером чего являются кельтские ученые, такие как Барри Канлифф . На протяжении всей дискуссии об историчности древних кельтов Джон Т. Кох заявлял, что это «научный факт о кельтской семье языков, которая невредимой пережила кельтоскептические споры». [38]
Коллис был не единственной фигурой в этой области. Двумя другими наиболее выдающимися фигурами в этой области были Малкольм Чепмен с его книгой «Кельты: построение мифа» (1992) и Саймон Джеймс из Университета Лестера с его книгой «Атлантические кельты: древние люди или современное изобретение?» (1999). [39] В частности, Джеймс участвовал в особенно ожесточённой беседе с Винсентом Мего (и его женой Рут) на страницах «Античности» . [40] The Megaws (вместе с другими, такими как Питер Берресфорд Эллис ) [41] подозревал политически мотивированную повестку дня; движимый английским националистическим негодованием и беспокойством по поводу Британской империи упадка ; в целом предпосылка кельтоскептиков (таких как Чепмен, Ник Мерриман и Дж. Д. Хилл) и что антикельтская позиция была реакцией на формирование шотландского парламента и валлийской ассамблеи . Со своей стороны, Джеймс выступил вперед, чтобы защитить своих собратьев-кельтоскептиков, заявив, что их отказ от кельтской идеи был политически мотивирован, но ссылался на « мультикультурализм » и стремился деконструировать прошлое и представить его как более «разнообразное», а не как кельтское единообразие. . [40]
Попытки идентифицировать отдельную кельтскую расу были предприняты «Гарвардской археологической миссией в Ирландии» в 1930-х годах под руководством Эрнеста Хутона , которая сделала выводы, необходимые ее правительству-спонсору. Результаты были расплывчатыми, не выдерживали проверки и не изучались после 1945 года. [42] [43] Генетические исследования Дэвида Райха предполагают, что в кельтских регионах произошло три крупных изменения населения и что последняя группа железного века, говорившая на кельтских языках, прибыла примерно в 1000 году до нашей эры, после строительства таких знаковых предположительно кельтских памятников, как Стоунхендж. и Ньюгрейндж . [44] Райх подтвердил, что индоевропейский корень кельтских языков отражает изменение численности населения, а не просто лингвистическое заимствование.
Проявления
[ редактировать ]Панкельтизм может действовать на одном или всех следующих уровнях, перечисленных ниже:
Лингвистика
[ редактировать ]Лингвистические организации способствуют развитию языковых связей, в частности, «Горсед» в Уэльсе, Корнуолле и Бретани , а также ирландским правительством спонсируемая «Инициатива Колумбы» между Ирландией и Шотландией. Часто здесь наблюдается раскол между ирландцами, шотландцами и мэнцами, которые используют Q-кельтские гойдельские языки , и валлийцами, корнуэльцами и бретонцами, говорящими на P-кельтских бриттских языках .
Музыка
[ редактировать ]Наш цветок красный, как кровь жизни, которую мы пролили.
За дело Свободы против чужих законов
Когда Лохиел , О'Нил и Ллевелин вытащили сталь
За благополучие Альбы, Эрин и Камбрии.
Цветок свободы, вереск, вереск
Бретонцы, шотландцы и ирландцы вместе
Мэнцы, валлийцы и корнуэльцы навсегда
Шесть наций, мы все кельты и свободны!
Музыка - примечательный аспект кельтских культурных связей. Межкельтские фестивали набирают популярность, и некоторые из наиболее известных включают фестивали в Лорьяне , Килларни , Килкенни , Леттеркенни и Celtic Connections в Глазго. [45] [46]
Кухня
[ редактировать ]Панкельтская кухня
[ редактировать ]Панкельтская кухня, как ее определил шеф-повар Колбин МакЭочайд на веб-сайте Pan Celtic Cuisine, относится к кулинарным традициям, общим для кельтских стран, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс, Бретань, Корнуолл и остров Мэн. Этот кулинарный стиль характеризуется богатым разнообразием вкусов, включающим местные ингредиенты, традиционные методы приготовления и культурные влияния, уникальные для каждого региона.
Характеристики
[ редактировать ]Акцент на местные ингредиенты
[ редактировать ]Панкельтская кухня уделяет большое внимание местным ингредиентам, что отражает разнообразие ландшафтов кельтских народов. Основные продукты питания, такие как овес, морепродукты, молочные продукты, корнеплоды и мясо дичи, составляют основу многих блюд.
Традиционные методы приготовления
[ редактировать ]Кухня включает традиционные методы приготовления, в том числе открытый огонь, запекание, варку и медленное приготовление. Многие блюда демонстрируют простоту и надежность кельтского кулинарного наследия.
Общие ингредиенты
[ редактировать ]Обычно используемые ингредиенты панкельтской кухни включают:Овес. Блюда на основе овса, такие как каша и овсяные лепешки, широко распространены в кельтской кухне.Морепродукты: учитывая близость к морю, морепродукты играют важную роль: блюда из рыбы, моллюсков и морских водорослей.Молочные продукты Молоко и молочные продукты, особенно сыры, являются неотъемлемой частью кельтских рецептов.Корнеплоды Картофель, репа и морковь часто занимают видное место.
Региональные вариации
[ редактировать ]Ирландская кухня
Ирландская кухня известна сытными и уютными блюдами, в том числе ирландским рагу, колканноном и содовым хлебом.
Шотландская кухня
Шотландская кухня включает такие блюда, как хаггис, нипы и тэтти, а также шотландский бульон.
Валлийская кухня
Валлийская кухня включает такие фирменные блюда, как валлийский раритет, коул и бара брит.
Бретонская кухня
Бретонская кухня, основанная на прибрежном расположении, делает упор на морепродукты, блины и галеты.
Современные интерпретации
В последние годы шеф-повара и кулинарные энтузиасты переосмыслили панкельтскую кухню, сочетая традиционные рецепты с современными технологиями и глобальными влияниями. Это привело к созданию динамичной кулинарной среды, которая прославляет кельтское наследие и одновременно использует инновации.
Продвижение и осведомленность
[ редактировать ]Усилия по продвижению панкельтской кухни включают кулинарные мероприятия, фестивали и сотрудничество между шеф-поварами из разных кельтских регионов. Кроме того, онлайн-платформы и публикации способствуют распространению рецептов и прославлению кельтского кулинарного разнообразия.
Спорт
[ редактировать ]Борьба
[ редактировать ]В кельтских стилях борьбы есть сходство, и многие комментаторы предполагают, что это указывает на то, что они происходят из общего стиля. [47]
Известно, что в средние века «чемпионы с Изумрудного острова (Зеленого острова или Ирландии) регулярно встречались с корнуоллцами, чтобы бороться». [47] Ирландский стиль известен как борьба на локтях и воротнике, используется «куртка» и в нем, как и в борьбе Корнуолла, . Это было актуально и в 1800-х годах, когда ирландские чемпионы регулярно приезжали в Лондон, чтобы сразиться с чемпионами Корнуолла и Девона. [48] [49] [50] [51]
Корнуолл и Бретань имеют схожие стили борьбы ( Корнуоллская борьба и Гурен соответственно). На протяжении веков между борцами в этих стилях проводились поединки. Например, в 1551 году между солдатами Корнуолла, участвовавшими в Эдуарда VI награждении Генриха II Орденом Подвязки , и бретонскими «фермерами». [47] Существует фольклор, согласно которому рыболовные споры между корнуэльскими и бретонскими рыбаками разрешались с помощью борцовских поединков. [47]
Более формально межкельтские чемпионаты между Корнуоллом и Бретанью начались в 1928 году, но с 1980-х годов стали менее частыми. [47] [52] [53]
Чемпионат кельтской борьбы начался в 1985 году и включал борьбу Гурена и Шотландского Бэкхолда или Камберленда и Вестморленда , а иногда и другие стили, такие как борьба Корнуолла . [47]
В чемпионате Селтика по борьбе участвовали следующие команды:
- Бретань
- Канарские острова
- Корнуолл
- Англия
- Фрыслан
- Исландия
- Ирландия
- Леон
- Зальцбург
- Сардиния
- Шотландия
- Швеция [47]
Хёрлинг и Шинти
[ редактировать ]Ирландия и Шотландия играют друг с другом на по метанию / шинти международных турнирах . [54]
Гандбол
[ редактировать ]Как и Херлинг и Шинти, ирландский гандбол и валлийский гандбол ( валлийский : Pêl-Law ) имеют древнее кельтское происхождение, но на протяжении веков они превратились в два отдельных вида спорта с разными правилами и международными организациями.
Неофициальные межкельтские матчи, скорее всего, были характерной чертой промышленного южного Уэльса девятнадцатого века, где ирландские рабочие-иммигранты, как говорят, любили играть в валлийскую игру. Однако попытки провести официальные межкельтские матчи начались только после образования Уэльской гандбольной ассоциации в 1987 году. Перед ассоциацией была поставлена задача проводить международные матчи против стран со схожими видами спорта, таких как Ирландия, США ( американский гандбол ) и Англия ( пятерки). ). Чтобы облегчить международную конкуренцию, был разработан новый набор правил, и даже самый известный суд Пель-Ло Уэльса ( Корт Нельсона ) получил новую маркировку, более соответствующую ирландской игре. [55]
Значимые валлийско-ирландские матчи наконец стали реальностью в октябре 1994 года: в Дублине прошел «Чемпионат мира по игре на одной стене», а в мае следующего года на трех кортах южного Уэльса состоялся первый «Европейский турнир по гандболу на одной стене». [56] 1990-е годы стали пиком межкельтского соперничества. Успех Ли Дэвиса из Уэльса (чемпиона мира 1997 года) привлек большое количество людей и вызвал большой общественный интерес. Однако в последние годы упадок гандбола в Уэльсе привел к снижению интереса к межкельтским соревнованиям. [57]
Регби
[ редактировать ]Панкельтский турнир по регби был предметом периодических дискуссий на протяжении первых лет профессионализма. Первые существенные шаги к созданию Панкельтской лиги были сделаны в сезоне 1999–2000 годов, когда шотландские округа Эдинбург и Глазго были приглашены присоединиться к полностью профессиональному Уэльскому Премьер-дивизиону , создав Валлийско-Шотландскую лигу . В 2001 году четыре провинции присоединились к Ирландскому футбольному союзу регби (IRFU), а новый формат получил название « Селтикская лига» . [58]
Сегодня турнир известен как Объединенный чемпионат по регби , и с тех пор он распространился на Италию и Южную Африку , без каких-либо планов по расширению на другие кельтские страны. Тем не менее, межкельтское соперничество продолжается внутри лиги под официальным названием организации, проводящей соревнования Celtic Rugby DAC .
В женском союзе регби IRFU, WRU и SRU учредили соревнование Celtic Challenge в 2023 году. Хотя в первом турнире участвовало по одной команде от каждой страны (Объединенные провинции XV, Welsh Development XV и Чертополох), есть надежда, что турнир расширится до шести конкурирующих команд (по две от каждого союза) в 2024 году, а дальнейшее расширение запланировано на следующие 3–5 лет. [59] [60]
Политический
[ редактировать ]Политические группы, такие как Кельтская лига , а также Плед Камру и Шотландская национальная партия, сотрудничали на некоторых уровнях в парламенте Соединенного Королевства . [ нужна ссылка ] а Плед Симру задавал вопросы в парламенте о Корнуолле и сотрудничает с Мебионом Керноу . Региональный совет Бретани , руководящий орган региона Бретань , установил официальные культурные связи с валлийскими сенеддами , и существуют миссии по установлению фактов. Политический панкельтизм может включать в себя все: от полной федерации независимых кельтских государств до периодических политических визитов. Во время Смуты Временная ИРА приняла политику отказа от нападений в Шотландии и Уэльсе, поскольку они рассматривали только Англию как колониальную силу, оккупирующую Ирландию. [61] Возможно, на это также повлиял руководитель штаба ИРА Шон Мак Стиофайн (Джон Стивенсон), уроженец Лондона республиканец с панкельтскими взглядами. [61]
В 2023 году в Бретани прошел «Кельтский форум». Среди участников были первый министр Уэльса Марк Дрейкфорд , заместитель первого министра Шотландии, Шона Робинсон , лидер Совета Корнуолла , Линда Тейлор, посол Ирландской Республики во Франции, Найл Берджесс и Лойг Шене-Жирар , президент регионального совета Бретани. . политические представители Астурии и Галисии Также присутствовали . Дрейкфорд охарактеризовал форум как «прекрасную возможность собраться вместе кельтскими нациями и регионами, укрепить наши культурные и исторические связи и найти области для будущего сотрудничества, такие как морская энергетика». [62]
Городские побратимы
[ редактировать ]Города-побратимы распространены между Уэльсом-Бретанью и Ирландией-Бретанью, охватывая сотни общин, с обменом местными политиками, хорами, танцорами и школьными группами. [63]
Исторические связи
[ редактировать ]Королевство Дал Риата — гэльское королевство на западном побережье Шотландии с некоторой территорией на северном побережье Ирландии. В конце шестого и начале седьмого века он охватывал примерно то, что сейчас называется Аргайл, Бьют и Лочабер в Шотландии, а также графство Антрим в Северной Ирландии. [64]
Еще в XIII веке «представители шотландской элиты все еще с гордостью заявляли о своем гэльско-ирландском происхождении и считали Ирландию родиной шотландцев». [65] Шотландский король XIV века Роберт Брюс утверждал, что Ирландия и Шотландия едины. [65] Однако в более позднее средневековье интересы ирландцев и шотландцев разошлись по ряду причин, и эти два народа стали отчуждены. [66] Одним из факторов было обращение шотландцев в протестантизм . [66] Еще одним фактором была более сильная политическая позиция Шотландии по отношению к Англии. [66] Третьей причиной было несопоставимое экономическое положение этих двух стран; к 1840-м годам Шотландия была одним из самых богатых регионов мира, а Ирландия - одним из самых бедных. [66]
На протяжении веков между Ирландией и Шотландией происходила значительная миграция, в первую очередь, когда шотландские протестанты приняли участие в плантациях Ольстера в 17 веке, а затем позже, когда многих ирландцев начали выселять из своих домов, некоторые эмигрировали в шотландские города в 19 веке. века, чтобы избежать « ирландского голода ». В последнее время область ирландско-шотландских исследований значительно развилась: в 1995 году была основана Ирландско-шотландская академическая инициатива (ISAI). На сегодняшний день в Ирландии и Шотландии были проведены три международные конференции: в 1997, 2000 и 2002 годах. [67]
Организации
[ редактировать ]- Международный кельтский конгресс — неполитическая культурная организация, которая продвигает кельтский язык в шести странах: Ирландии, Шотландии, Бретани, Уэльсе, острове Мэн и Корнуолле.
- Кельтская лига — панкельтская политическая организация.
Кельтские регионы/страны
[ редактировать ]Ряд европейцев из центральных и западных регионов континента имеют кельтское происхождение. Таким образом, обычно утверждается, что «лакмусовой бумажкой» кельтизма является сохранившийся кельтский язык. [1] и именно по этому критерию Кельтский союз отверг Галисию . В следующих регионах существует сохранившийся кельтский язык, и именно по этому критерию Панкельтский конгресс 1904 года и Кельтская лига считают их кельтскими нациями . [1] [68]
Другие регионы с кельтским наследием:
- Австрия [2] – В пределах знаменитого культурного региона Гальштат – возможного дома кельтов.
- Чехия – родина бойев (Boiohaemum – Богемия )
- Англия [69]
- Фарерские острова
- Франция – ранее, в классические времена, называлась Галлия/Галлия. Классические сочинения о Галлии и ее коренных кельтских племенах представляют собой самую обширную литературу, имеющуюся у нас того времени.
- Северная Италия, известная как Цизальпийская Галлия , была населена населением кельтского происхождения.
- Португалия – дом лузитанов , галлейцев, турдетани и других кельтских племен.
- Испания. Большая часть Пиренейского полуострова была заселена кельтскими племенами. предположил, что Испания и Португалия являются местом происхождения кельтов Профессор Джон Кох из Уэльского университета . [70]
- Астурия [1] [71] – княжество Астурия было названо в честь кельтского племени Астур .
- Кантабрия . Нынешнее автономное сообщество (бывшее герцогство) было названо в честь племени Кантабри .
- Галисия [1] (с Северной Португалией [71] ) — вместе как Галлеция
- Кастилия и Леон
- Кастилия – Ла-Манча
- Эстремадура
- Сообщество Мадрида
- Андалусия ( турдетаны и другие племена)
- Словения Историческая часть кельтского королевства Норикум
Кельты за пределами Европы
[ редактировать ]Районы с населением, говорящим на кельтском языке
[ редактировать ]есть известные анклавы, говорящие на ирландском и шотландском гэльском языках В Атлантической Канаде . [72]
В регионе Патагонии в Аргентине проживает значительная часть населения, говорящего на валлийском языке. Валлийское поселение в Аргентине началось в 1865 году и известно как Y Wladfa .
Кельтская диаспора
[ редактировать ]Кельтская диаспора в Америке , а также в Новой Зеландии и Австралии достаточно значительна и организована, поэтому в крупных городах этих регионов существуют многочисленные организации, культурные фестивали и языковые курсы университетского уровня. [73] В Соединенных Штатах журнал Celtic Family Magazine — это общенациональное издание, в котором публикуются новости, искусство и история кельтского народа и его потомков. [74]
В ирландские гэльские игры по гэльскому футболу и метанию играют по всему миру и организуют Гэльскую спортивную ассоциацию шотландского игрового шинти в последнее время наблюдается рост , в то время как в Соединенных Штатах . [75]
Хронология панкельтизма
[ редактировать ]Дж. Т. Кох отмечает, что современный панкельтизм возник в борьбе с европейским романтическим паннационализмом и, как и другие паннационалистические движения, процветал главным образом перед Первой мировой войной. [76] Он считает, что усилия двадцатого века в этом отношении, возможно, являются результатом постмодернистского поиска идентичности в условиях растущей индустриализации, урбанизации и технологий.
- 1820: В Шотландии основано Королевское кельтское общество. [77]
- 1838: Первый кельтский конгресс, названный Панкельтским конгрессом , Абергавенни. [78]
- 1867: Второй кельтский конгресс, Сен-Брие. [79]
- образовано Панкельтское общество. 1888: В Дублине [80]
- 1891: Расформирование Панкельтского общества. [80]
- 1919–1922: Ирландская война за независимость , пять шестых Ирландии становятся независимыми, Северная Ирландия получает переданное правительство.
- 1939–1945: Вторая мировая война и немецкая оккупация Бретани.
- 1947: Образован Кельтский союз. [81]
- 1950: Распад Кельтского союза [81]
- 1950: В Корнуолле проходит первый кельтский конгресс. [82]
- 1961: Основана Современная кельтская лига в Росланерхругоге. [83]
- 1971: Панкельтского фестиваля в Килларни. Начало [84]
- 1997: инициативы Колумба . Начало [85]
- 1999: Парламент Шотландии [86] и валлийская ассамблея [87] открыть
- 2000: Конституционное собрание Корнуолла. Создано [88]
- 2000–2001: Конституционный съезд Корнуолла собрал более 50 000 подписей в поддержку призыва к созданию Ассамблеи Корнуолла . [88]
См. также
[ редактировать ]- Список движений в Уэльсе
- Агнес О'Фаррелли
- Алан Хьюсафф
- Оружие Британии
- Шарль де Голль
- Джон Стюарт Стюарт-Гленни
- Мона Дуглас
- Ричард Дженкин
- Рори Эрскин
- София Моррисон
- Теодор Эрсар де ла Вильмарке
Примечания
[ редактировать ]- ^ Течение нео-друидизма , зародившееся в трудах таких людей, как Уильям Стьюкли и Иоло Морганваг, возникло скорее в среде масонства , чем какая-либо прямая связь с древними кельтскими друидами и их культурой, которая сохранилась позже всего в гэльском языке. мир с фили и шончай (существующими наряду с христианством). Таким образом, неоязычество имело очень ограниченную привлекательность для большинства людей кельтских народов, вместо этого оно было в основном основано на английском и валлийском языках. Основанные в Англии квазимасонские группы, такие как Древний Орден Друидов, Иоло послужили источником вдохновения для «Горседда» . Более поздние масонские группы и писатели, такие как Годфри Хиггинс , а затем Роберта Вентворта Литтла , были основаны или базировались в Англии. Древний и археологический Орден друидов
- ^ Из-за почти полного исчезновения корнуоллского языка движение корнуоллского национализма не входило в состав Панкельтского конгресса до 1904 года, после того как Генри Дженнер и Л.К.Р. Данкомб-Джуэлл из Корнуоллского кельтского общества представили свои аргументы Кельтская ассоциация. Корнуолл («К») впоследствии был добавлен к Лиа Синейл , и с тех пор корнуоллцы были признаны шестой кельтской нацией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эллис, Питер Берресфорд (2002). Кельтский рассвет: мечта о кельтском единстве . И Лольфа. ISBN 9780862436438 . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Карл Уолдман, Кэтрин Мейсон. Энциклопедия европейских народов . Издательство «Информационная база», 2006. С. 42.
- ^ Уолтер Дж. Мур. Шрёдингер: Жизнь и мысль . Кембридж, Англия, Великобритания: Пресс-синдикат издательства Кембриджского университета, 1989. стр.373.
- ^ Кевин Даффи. Кем были кельты? Издательство Barnes & Noble, 1996. С. 20.
- ^ Jump up to: а б Фенн 2001 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Хейвуд 2014 , с. 190.
- ^ О'Доннелл 2008 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Матервей 2016 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Де Барра, Каоимхин (2018). Приход кельтов, 1860 год нашей эры: кельтский национализм в Ирландии и Уэльсе . Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 9780268103378 .
- ^ Платт 2011 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д Стовер, Джастин Долан (2012). «Современный кельтский национализм в период Великой войны: установление транснациональных связей». Материалы Гарвардского кельтского коллоквиума . 32 : 286–301. JSTOR 23630944 .
- ^ Jump up to: а б с д и Платт 2011 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Платт 2011 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Платт 2011 , с. 63.
- ^ Де Барра, Каоимхин (30 марта 2018 г.). Приход кельтов, 1862 год нашей эры: кельтский национализм в Ирландии и Уэльсе . Издательство Университета Нотр-Дам. п. 198. ИСБН 9780268103408 .
- ^ «Связи через Северный пролив: Руарайд Эрскин и ирландское влияние на недовольство Шотландии, 1906–1920 годы» . 17 апреля 2013 г.
- ^ «Кельты разделены более чем Ирландским морем» . Ирландские Таймс .
- ^ «Meriden Morning Record – Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ Де Барра, 2018 , стр. 295
- ^ Jump up to: а б
- О'Лири, Филип (1986). « Дети одной матери»: гэльские отношения с другими движениями кельтского возрождения 1882–1916». Материалы Гарвардского кельтского коллоквиума . 6 : 106. ISSN 1545-0155 . JSTOR 20557176 .
- «Юнион Селтик» (PDF) . Пан-кельтский ежеквартальный журнал (1). Брюссель: Union Celtique: 7–8. 1911 год . Проверено 4 февраля 2024 г.
- «Хроника: XIII [Панкельтский конгресс в Генте]» . Revue Celtique (на французском языке). 34 . Париж: Чемпион Оноре: 353. 1913.
- ^ Смит, Раймонд (1966). Десятилетия славы: всеобъемлющая история национальной игры . Литтл и МакКлин. п. 78.
- ↑ Архитекторы воскресения: Ailtiri na hAiserighe и фашистский «новый порядок» в Ирландии, Р. М. Дуглас (стр. 271)
- ^ Jump up to: а б Питток, Мюррей (1999). Кельтская идентичность и британский имидж . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719058264 .
- ^ «Возрождение» . 1966.
- ^ Уильямс, Дерек Р. (1 июля 2014 г.). После «An Gof»: Леонард Труран, корнуэльский активист и издатель . Корновия Пресс. ISBN 9781908878113 .
- ^ О Луайн, Катал (13 октября 2008 г.). «Кельтская лига: интервью генерального секретаря УдБ» . Агентство Бретани Пресс .
- ^ Роберт Уильям Уайт (2006). Руайри О Брадей: жизнь и политика ирландского революционера . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253347084 .
- ^ Jump up to: а б с Берресфорд Эллис 2002 , с. 27.
- ^ Берресфорд Эллис 2002 , с. 26.
- ^ Берресфорд Эллис 2002 , с. 28.
- ^ «Первый министр Шотландии поддерживает призывы к созданию «Кельтского коридора» » . Ирландская независимая газета . 29 ноября 2016 г.
- ^ Нуллан, Ирен Ни (10 января 2019 г.). «Лидер партии Уэльса призывает к созданию политического союза кельтов» . RTÉ.ie.
- ^ «Может ли Кельтский союз сработать?» . Штат Уэльс . 11 марта 2019 года . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ говорит Остин Линч (25 сентября 2021 г.). «Мысленный эксперимент: Кельтский союз» . Глазго Гардиан . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ «Может ли «Кельтский союз» стать одним из путей к изменению баланса сил внутри Великобритании?» . Нация.Cymru . 12 июня 2022 г. Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Худ, Лаура (13 июля 2015 г.). «Как «Селтик» получил плохую репутацию – и почему вас это должно волновать» . Разговор . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ «Кельтоскептицизм — удобное оправдание игнорирования неархеологических свидетельств?» . Раймунд Карл . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Уильямс, Дэниел Г. (2009). «Еще одно безнадежное дело? Панкельтизм, раса и язык». Обзор ирландских исследований . 17 : 89–101. дои : 10.1080/09670880802658174 . S2CID 143640161 .
- ^ «Взлет и падение слова на букву C (кельты)» . Ежедневная газета «Наследие» . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Академические дебаты о значении слова «кельтизм» » . Университет Лестера . Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ «Исторические заметки: действительно ли существовали древние кельты?» . Независимый . Лондон. 5 января 1999 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Кэрью М. В поисках ирландского кельта - Гарвардская археологическая миссия в Ирландию, 1932-1936 . Ирландское академическое издательство, 2018 г.
- ^ «Черепа, нацистский режиссер и поиски «настоящего» кельта» . Ирландская независимая газета . 29 апреля 2018 г.
- ^ Райх Д. Кто мы и как мы сюда попали ; Оксфордский университет, 2018 г., стр. 114–121.
- ^ «ПРЕССА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МУЗЫКИ – Кельтская музыка для «парадигмы нового мира» » . Проверено 2 января 2010 г.
- ^ «Шотландские музыкальные фестивали – великие собрания артистов» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года . Проверено 2 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гай Жауэн и Мэтью Беннетт Николс: Celtic Wrestling, The Jacket Styles , Международная федерация ассоциаций лютней (Швейцария), 2007, стр. 1-183.
- ^ Борьба , Globe, 25 сентября 1826 г., стр. 3.
- ↑ Wrestling , Weekly Dispatch (Лондон), 23 ноября 1828 г., стр. 5.
- ^ Иган, Пирс : Книга спорта, № XXI «Рестлеры» , TT & J Tegg, 1832, стр. 321-336.
- ^ Борьба , Morning Advertiser, 30 мая 1849 г., стр.3.
- ↑ Историческое событие – бретонцы приняли гостей в Корниш-Горседде , Western Mail, 27 августа 1929 г., стр. 6.
- ↑ Борьба в Бретани: как жили корнуоллцы , Cornish Guardian', 30 августа 1928 г., стр. 14.
- ^ «BBC - Спортивная нация - Первый комбинированный матч по шинти и метанию, 1897 год» . Би-би-си.
- ^ Мур, Джо (декабрь 1996 г.). «Гандбольная площадка в Нельсоне» . Зеленый Дракон . 1 (1).
- ^ Хьюз, Тони. «Чемпионат Европы по гандболу на одной стенке 1995 года» . Fivesonline.net .
- ^ Дженкинс, Джеймс О. «Пел-лоу» . Прекрасное начало .
- ^ «Кельтская лига» (на валлийском языке). Би-би-си Спорт. 28 сентября 2005 г. Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Шотландское регби, IRFU и WRU создали пилотное соревнование Celtic Challenge при поддержке World Rugby, чтобы обеспечить высокопроизводительное турнирное окно в преддверии чемпионата шести наций TikTok 2023 года» . Шотландское регби . 21 декабря 2022 г. Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «XV объединенные провинции примут участие в женском турнире Celtic Challenge» . Ольстер Регби . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Питток, Мюррей. Кельтская идентичность и британский имидж . Издательство Манчестерского университета , 1999. с. 111
- ^ Эванс, Томос. «Что такое Кельтский форум и почему лидеры встречаются в Бретани?» . Небесные новости .
- ^ «Домашняя страница Совета Кардиффа - города-побратимы Кардиффа» . Кардиффский совет. 15 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Оксфордский справочник по истории Шотландии, с. 161 162, под редакцией Майкла Линча, Oxford University Press. ISBN 978-0-19-923482-0 .
- ^ Jump up to: а б «Установление связи с Каледонией: развитие ирландских и шотландских исследований». от ТМ Devine. Научно-исследовательский институт ирландских и шотландских исследований Абердинского университета. в Radharc: Журнал ирландских исследований, том 3: 2002, стр. 4. В статье, в свою очередь, цитируется «Миф и идентичность в раннесредневековой Шотландии» Э. Дж. Коуэна, Scottish Historical Review , xxii (1984), стр. 111–135.
- ^ Jump up to: а б с д «Установление связи с Каледонией: развитие ирландских и шотландских исследований». от ТМ Devine. Научно-исследовательский институт ирландских и шотландских исследований Абердинского университета. в Радхарке: Журнал ирландских исследований, том 3: 2002, стр. 4–8.
- ^ Дивайн, Т.М. «Установление связи с Каледонией: развитие ирландских и шотландских исследований». Радхаркский журнал ирландских исследований. Нью-Йорк. Том 3, 2002.
- ^ «Кельтская лига» . celticleague.net .
- ^ «Почти все мы под кожей кельты» . Шотландец . 21 сентября 2006 г.
- ^ Кох, Джон (5 марта 2013 г.). «Тартессийский, новейший и старейший кельтский язык Европы» . История Ирландии . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «National Geographic карта кельтских регионов» . Архивировано из оригинала 7 марта 2008 года . Проверено 20 января 2010 г.
- ^ О Броин, Брайан (2011). «Анализ ирландскоязычных сообществ Северной Америки: кто они, каковы их мнения и каковы их потребности?» . Проверено 31 марта 2012 г. - через Academia.edu.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Современная ирландская лингвистика» . Университет Сиднея. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ «Валлийцы в Америке» . Обзор искусств Уэльса . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ «Шотландские сплетни четверга» . Новости Би-би-си. 20 августа 2009 года . Проверено 20 января 2010 г.
- ^ Кельтская культура: A-Celti . АВС-КЛИО. 20 августа 2006 г. ISBN. 9781851094400 – через Google Книги.
- ^ «Королевское кельтское общество» . Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Кельтские конгрессы в других странах» . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Резолюции и темы Международного кельтского конгресса» . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Хьюз, Дж. Б. (1953). «Панкельтское общество». Ирландский ежемесячник . 81 (953): 15–38. JSTOR 20516479 .
- ^ Jump up to: а б «Столица Шотландии» . Архивировано из оригинала 8 января 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Краткая история Кельтского конгресса» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Росланерхругог» . Архивировано из оригинала 1 января 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Добро пожаловать на Панкельтский фестиваль 2010» . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Инициатива Колумбы» . 16 декабря 1997 года. Архивировано из оригинала 25 января 2012 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Шотландский парламент» . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Королева и Ассамблея Уэльса» . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Кампания за собрание Корнуолла» . Проверено 5 февраля 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейлин, Бернард (2012). Незнакомцы внутри королевства: культурные окраины Первой Британской империи . Книги прессы UNC. ISBN 978-0807839416 .
- Берресфорд Эллис, Питер (1985). Кельтская революция: исследование антиимпериализма . Гостиная Арт. ISBN 978-0862430962 .
- Берресфорд Эллис, Питер (2002). Кельтский рассвет: Мечта о кельтском единстве . Гостиная Арт. ISBN 978-0862436438 .
- Каррутерс, Джерард (2003). Английский романтизм и кельтский мир . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139435949 .
- Коллинз, Кевин (2008). Католические церковники и кельтское возрождение в Ирландии, 1848-1916 гг . Пресса Четырех Судов. ISBN 978-1851826582 .
- Фенн, Ричард К. (2001). За пределами идолов: форма светского общества . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198032854 .
- Хехтер, Майкл (1975). Внутренний колониализм: кельтская окраина в британском национальном развитии, 1536–1966 гг . Рутледж. ISBN 978-0710079886 .
- Дадли Эдвардс, Оуэн (1968). Кельтский национализм . Рутледж. ISBN 978-0710062536 .
- Гаскилл, Ховард (2008). Прием Оссиана в Европе . А&С Черный. ISBN 978-1847146007 .
- Хейвуд, Джон (2014). Кельты: от бронзового века до нового века . Рутледж. ISBN 978-1317870166 .
- Дженсен, Лотте (2016). Корни национализма: формирование национальной идентичности в Европе раннего Нового времени, 1600-1815 гг . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-9048530649 .
- Мазервей, Сьюзен (2016). Глобализация исполнения ирландских традиционных песен . Рутледж. ISBN 978-1317030041 .
- О'Доннелл, Руан (2008). Влияние восстания 1916 года: среди народов . Ирландская академическая пресса. ISBN 978-0716529651 .
- О'Дрисколл, Роберт (1985). Кельтское сознание . Джордж Бразиллер. ISBN 978-0807611364 .
- О'Рахилли, Сесиль (1924). Ирландия и Уэльс: их исторические и литературные отношения . Лонгмана.
- Ортенберг, Вероника (2006). В поисках Святого Грааля: В поисках Средневековья . А&Б Черный. ISBN 978-1852853839 .
- Питток, Мюррей Г.Х. (1999). Кельтская идентичность и британский имидж . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719058264 .
- Питток, Мюррей Г.Х. (2001). Шотландская национальность . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1137257246 .
- Платт, Лен (2011). Модернизм и раса . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139500258 .
- Таннер, Маркус (2006). Последний из кельтов . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300115352 .
- Лоффлер, Мэрион (2000). Книга безумных кельтов: Джон Викенс и кельтский конгресс в Кернаруне 1904 года . Гомер Пресс. ISBN 978-1859028964 .