Лузитанцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2009 г. ) |
Лузитанцы [1] были индоевропейскоязычным народом, жившим на крайнем западе Пиренейского полуострова , в современной центральной Португалии , Эстремадуре и Кастилии и Леоне в Испании . После завоевания римлянами эта земля впоследствии была включена в состав римской провинции, названной в их честь ( Лузитания ).
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Фронтин упоминает лидера лузитанцев Вириата как лидера кельтиберов в их войне против римлян. [2] Греко-римский историк Диодор Сицилийский сравнил их с другим кельтским племенем: «Те, кого называют лузитанцами, храбрее всех, подобных кимврам » . Лузитанцев называли также белитанцами, по словам прорицателя Артемидора . [3] [4] Страбон отличал лузитанцев от иберийских племен и считал их кельтиберами, были известны как эстримини . которые в древние времена [5] [6] [7] Однако, судя по археологическим находкам, лузитанцы и веттоны , похоже, были в основном докельтскими индоевропейскими популяциями, которые переняли кельтские культурные элементы по близости. С другой стороны, Плиний Старший и Помпоний Мела отличали лузитанцев от соседних кельтских групп, таких как артабрийцы . в своих географических трудах [8]
Первоначальная римская провинция Лузитания на короткое время включала территории Астурии и Галлеции , но вскоре они были переданы под юрисдикцию Тарраконской провинции на севере, в то время как юг оставался Провинцией Лузитания и Веттонес . Позже Галлеция станет отдельной провинцией (занимая большую часть современной Галисии и Северной Португалии). После этого северная граница Лузитании проходила по реке Дору, а восточная граница проходила через Салмантику и Цезаробригу до реки Анас ( Гвадиана ).
Войны с Римом
[ редактировать ]Лузитанские наемники сражались за Карфаген между 218 и 201 годами до нашей эры, во время Второй Пунической войны против Рима. Силий Италикус описывает их как объединенных с галлаками и возглавляемых командиром по имени Вириат (не путать с вождем с таким же именем). [9] По словам Ливия , лузитанская и кельтиберийская кавалерия совершала набеги на север Италии всякий раз, когда местность была слишком пересеченной для знаменитой нумидийской кавалерии Ганнибала . [10]
С 193 г. до н.э. лузитанцы воевали с римлянами в Испании. В 150 г. до н. э. они потерпели поражение от претора Сервия Гальбы: устроив коварную ловушку, он убил 9 000 лузитанцев, а затем продал еще 20 000 в рабство в Галлию (современная Франция ). Эту резню не забудет Вириат , который три года спустя (147 г. до н.э.) станет лидером лузитанцев и нанес серьезный ущерб римскому правлению в Лузитании и за ее пределами. В 139 г. до н. э. Вириат был предан и убит во сне тремя его товарищами (которые были посланы в качестве эмиссаров к римлянам), Аудаксом, Диталком и Минуром , подкупленными Марком Попиллием Лаэном (хотя они были товарищами-воинами Вириата , но не были Сами лузитанцы, они, кажется, были турдетанцами , или от другого народа, который не был лузитанцем). Однако, когда все трое вернулись, чтобы получить награду от римлян, консул Квинт Сервилий Цепион приказал их казнить, заявив: «Рим не платит предателям».
Романизация
[ редактировать ]После смерти Вириата лузитанцы продолжали сражаться под предводительством Тавтала , но постепенно усваивали римскую культуру и язык; Лузитанские города, как и города остальной части романизированного Пиренейского полуострова , в конечном итоге получили статус «граждан Рима».
Культура
[ редактировать ]

Классификация лузитанской культуры в целом, включая язык, оказывается сложной и спорной. Некоторые полагают, что это была по существу докельтская иберийская культура с существенным кельтским влиянием, в то время как другие утверждают, что это была по существу кельтская культура. [12] культура с сильными местными докельтскими влияниями, связанными с культурой кубков .
Религия
[ редактировать ]Лузитанцы поклонялись различным богам в весьма разнообразном многобожии , принося в жертву животных . Они изображали своих богов и воинов в элементарной скульптуре.
Эндовеликус был самым важным богом для лузитанцев. Его считают возможным богом кредита на баскском языке. [13] некоторые, однако, по мнению таких ученых, как Хосе Лейте де Васконселос , слово Endovellicus изначально было кельтским , [14] Андевелликос .
Эндовеликус сравнивают с валлийскими и бретонскими именами, придавая ему значение «Очень Добрый Бог», тот же эпитет ирландского бога Дагды . Даже римляне поклонялись ему за его способность защищать. Его культ в конечном итоге распространился по всему Пиренейскому полуострову и за его пределами, на остальную часть Римской империи, и его культ сохранялся до пятого века; он был богом общественного здоровья и безопасности.

богиня Атаегина Особой популярностью на юге пользовалась ; как богиня возрождения (весны), плодородия, природы и исцеления, ее отождествляли с Прозерпиной в римскую эпоху .
Лузитанская мифология находилась под сильным влиянием кельтской мифологии или была связана с ней . [15] [16]
В надписях также хорошо засвидетельствованы имена Бандуа. [17] [18] [19] (один из вариантов Борво ) [20] часто второе имя связано с таким местом, как Бандуа Этобрико и Набия , [21] богиня рек и ручьев. [15] [22]
По словам Страбона, лузитанцы были склонны приносить жертвы; они практиковали гадание на жертвенном приношении, исследуя его жизненно важные органы и вены.
Они также приносили в жертву человеческие жертвы, военнопленных, нанося им удары под грубыми одеялами и наблюдая, как они падали. Они отрезали своим пленникам правые руки, которые те предложили богам.
Язык
[ редактировать ]Лузитанский язык был палеоиспанским языком , явно принадлежащим к индоевропейской семье.Точная принадлежность лузитанского языка к индоевропейской семье до сих пор остается предметом споров: есть те, кто утверждает, что это паракельтский язык с очевидной кельтской принадлежностью к большей части лексикона, по многим антропонимам и топонимам. [23] Вторая теория связывает лузитанский язык с курсивными языками ; [24] основан на именах лузитанских божеств с другими грамматическими элементами местности. [25]
Лузитанский язык на самом деле мог быть базальным итало-кельтским , ветвью, независимой от кельтского и италийского языков , и рано отделившейся от прото-кельтского и прото-курсивного населения, которое распространилось из Центральной Европы в Западную Европу после новых ямных миграций в долину Дуная. . [26] [27] [28] [29] С другой стороны, европейская ветвь индоевропейских диалектов, называемая «северо-западным индоевропейским» и связанная с культурой кубков, могла быть предком не только кельтского и италийского языков, но также германского и балто-славянского языков. [30] Эллис Эванс считает, что галлекский и лузитанский языки были одним языком (а не отдельными языками) кельтского варианта «P». [31] [32]
Племена
[ редактировать ]
Лузитанцы — народ, образованный несколькими племенами , жившими между реками Дору и Тежу , на большей части сегодняшних регионов Бейра и Эстремадура в центральной Португалии, а также в некоторых районах региона Эстремадура (Испания).
Это была племенная конфедерация, а не единое политическое образование; каждое племя имело свою территорию, было независимым и состояло из более мелких кланов . Однако у них было культурное чувство единства и общее название племен.
Каждое племя управлялось своей племенной аристократией и вождем. Многие представители лузитанской племенной аристократии были воинами , как и у многих других доримских народов железного века .
Только когда возникла внешняя угроза, различные племена политически объединились, как это произошло во время завоевания их территории римлянами, когда Вириат стал единственным вождем лузитанских племен. Пуник , Кауцен и Цезарь были другими важными лузитанскими вождями до римского завоевания. Они правили лузитанцами (до Вириата ) в течение некоторого времени, возглавляя племена в сопротивлении римским попыткам завоевания, и добились успеха.
Известными лузитанскими племенами были:
- Арабригенсы
- Араоцеленсы
- Арави
- Койларни/Коларни
- Интерамнианцы
- LANcienses
- Города Лансиенс
- LAncienses Транскудани
- Lancienses Ocelenses (может быть таким же, как Oppidani)
- Медубригенсы
- Паэсури - Дору и Вога (Португалия)
- Паланти (среди ученых нет единого мнения, были ли они веттонами или лузитанцами) [33]
- Калонтиенсы
- Нагревать
- Коэренсы
- Петравиай
- Плакать
- Талуры
- Веаминикоры
- Виссайеичи
Еще неизвестно, были ли Турдули Ветерес , Турдули Оппидани , Турдули Бардили и Турдули лузитанскими племенами (прибрежными племенами), родственными кельтским народам или вместо этого были связаны с турдетанами ( кельтскими , докельтскими индоевропейскими или иберийцами). ) и пришел с юга. Название Турдули Ветерес (более древние или древние Турдули), племени, проживавшего в сегодняшнем районе Авейру , по-видимому, указывает на то, что они пришли с севера, а не с юга (вопреки тому, что предполагается на карте). Некоторые народы турдули, возможно, были племенами каллечи , которые первоначально пришли с севера на юг вдоль побережья, а затем мигрировали вглубь страны по долинам Тежу и Анас ( река Гвадиана ).
Если были и другие лузитанские племена, их имена неизвестны.
Война
[ редактировать ]
Историки считали, что лузитанцы особенно искусны в партизанской войне . Сильнейшие из них были выбраны для защиты населения в горных районах. [34] Они использовали крючковатые копья или сауны из железа, а также мечи и шлемы , как у кельтиберов . Они бросали дротики с некоторого расстояния, но часто попадали в цель и глубоко ранили цель. Будучи активными и ловкими воинами, они преследовали своих врагов и обезглавливали их.
«В узком проходе 300 лузитанов столкнулись с 1000 римлянами; в результате боя погибло 70 первых и 320 вторых. Когда победившие лузитани отступили и уверенно рассеялись, один из них, пеший, отделился и был окружен отряд преследующей конницы Одинокий воин пронзил копьем коня одного из всадников и ударом меча отсек римлянину голову, наведя такой ужас на остальных, что они благоразумно отступили под его высокомерным и презрительным взглядом. "
- Орозий , Семь книг истории против язычников , 5.4.
В мирное время у них был особый стиль танца, требовавший большой ловкости и ловкости ног и бедер. Во время войны они шли вовремя, пока не были готовы атаковать врага. [35]
Аппиан утверждает, что, когда претор Брут разграбил Лузитанию после смерти Вириата, женщины доблестно сражались рядом со своими мужчинами как женщины-воины . [3]
Современный смысл
[ редактировать ]Хотя лузитанцы не говорили на романском языке, в настоящее время лузитанский язык часто используется как метоним для португальского народа , а португалоязычный язык используется для обозначения по-португальски говорящего в Португалии , Бразилии , Макао , Тиморе-Лешти , Анголе или за ее пределами . Мозамбик , Кабо-Верде , Сан-Томе и Принсипи , Гвинея-Бисау и другие территории и страны.
См. также
[ редактировать ]- История Португалии
- Хронология истории Португалии
- Бейра Альта
- Бейра Байша
- Рибатехо
- Алентежу
- Эстремадура
- Эмерита Августа , столица римской провинции Лузитания ( Lusitaniae et Vetoniae )
- Испания
- Лузитания (римская провинция)
- Доримские народы Пиренейского полуострова
- Список кельтских племен
- Список кельтских топонимов в Португалии
- Список древних народов Португалии
- Национальный археологический музей (Португалия)
- Римская империя
Примечания
[ редактировать ]- ^ ( латинский : Lusitani , португальский : Lusitanos )
- ^ https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Frontinus/Strategemata/2*.html%7CSextus Юлий Фронтин. Стратагемы: Книга II. V. О засадах
- ^ Перейти обратно: а б Лучано Перес Вилатела. Лузитания: история и этнология , с. 14, в Google Книгах (на испанском языке) . [Sl]: Королевская академия истории, 2000. 33 стр. том. 6 Bibliotheca Archaeologica Hispana, v. 6 Изданий Кабинета древностей.
- ^ Андре де Резенде. Древности Лузитании , с. 94, в Google Книгах (на португальском языке) . [Sl]: Университет Пресс. из Коимбры. 94 с.
- ^ Риско, Мануэль (1779). «Священная Испания. Географо-исторический театр церкви Испании. Происхождение, разделение и пределы всех ее провинций. Древность, переводы, древнее и современное состояние ее кафедр во всех владениях Испании и Португалии. С несколькими диссертациями. критика, чтобы проиллюстрировать церковную историю Испании ... Его автор, премьер-министр о. Энрике Флорес, ордена Сан-Августина ... Том 1. [-51!: Священная Испания, том 32. Предварительный трактат Васконии. Святые церкви Калаорры и Памплоны: ... Его автор отец Мануэль Риско из ордена Сан-Августина» .
- ^ География Страбона: английский перевод с введением и примечаниями . 29 мая 2014 г. ISBN 9781139952491 .
- ^ Фрайле, Хосе Мария Гомес (1999). " "Понятия "Иберия" и "Иберон" у Страбона" " . SPAL: Журнал предыстории и археологии Севильского университета (на испанском языке). 8 (8): 159–188. дои : 10.12795/spal.1999.i8.09 .
- Среди них престамарки, супертамарки, нерии, артабри и вообще все люди, живущие на берегу моря, за исключением грови южной Галиции и северной Португалии, небисов, миниусов, чья фамилия забвения — Лимия. Сама река охватывает город Ламбрию и впадает в реки Лаэрон и Уллу. Выделяющаяся часть населена пресамарками, и через них протекают реки Тамарис и Сарс, недалеко от их истока, Тамарис - по порту Эбора, Сарс - рядом с башней Августа. Остальные живут над Тамариками и Нериками на этом последнем участке. Пока они принадлежат берегам, обращенным на запад. Затем на север вся земля поворачивается от Кельтского мыса к Пиренеям. Его непрерывное побережье, за исключением небольших углублений и небольших мысов, почти прямо направлено в сторону Кантабрии. В нем сначала Артабри все еще принадлежат к кельтской расе, затем Астиры». Помпоний Мела, Хорография, III.7-9.
- ^ Силий Италикус , Пунический , 3
- ^ Дейли, Грегори (август 2005 г.). Канны: Опыт сражения во Второй Пунической войне . Рутледж . ISBN 978-11-345071-2-2 .
- ^ Пиггот 1965 , с. 101.
- ^ см . Водтко 2010: 355–362.
- ^ Энкарнасао, Хосе д' (2015). Коренные божества под римским правлением в Португалии [ Коренные божества под римским правлением в Португалии ] (на португальском языке) (Второе изд.). Коимбра: Университет Коимбры.
- ^ Кельтские мифы и религия на Пиренейском полуострове и в Великобритании: общее происхождение?
- ^ Перейти обратно: а б Педреньо, Хуан Карлос Оливарес (2005). «Кельтские боги Пиренейского полуострова» . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ Кинтела, Марко В. Гарсиа (2005). «Кельтские элементы на северо-западе Испании в доримские времена» . Центр кельтских исследований Университета Висконсин-Милуоки . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ Опись кельтских божеств древности , L'Arbre Celtique
- ^ Эдуардо Перальта Лабрадор (2003). Кантабрийцы перед Римом . Королевская академия истории. ISBN 9788489512597 .
- ^ ЦИЛ II, *00215.
- ^ Маккалок, Джон Арнотт (январь 2003 г.). Религия древних кельтов . ISBN 9780486427652 .
- ^ ТИ - ГЛАВАAU – Лемос, ФранцискоПГ - 1 января 2008 г.СП - 122ЭП-211T1 – Культура Кастреха в Минью. Ядерное пространство крупных городов на северо-западе полуострова.скорая помощь -
- ^ Тайер, Роман Э. «Книга III, Глава 3» . Страбон География . Чикагский университет . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Водтко, Дагмар С. (2010). Кельты с Запада Глава 11: Проблема Лузитанцев . Оксфорд, Великобритания: Oxbow Books. стр. 335–367. ISBN 978-1-84217-410-4 .
- ^ Тамбурелли, Марко; Браска, Лиссандер (2018). «Возвращаясь к классификации галло-курсива: диалектометрический подход» . Цифровая стипендия в области гуманитарных наук . стр. 442–455. дои : 10.1093/llc/fqx041 .
- ^ Проспер, Бланка Мария (2003). «Возвращение к надписи Кабесо дас Фрагуас. Лузитанское и альтеропайшское население на западе Пиренейского полуострова». Труды Филологического общества . 97 (2): 151–184. дои : 10.1111/1467-968X.00047 .
- ^ Мэллори 1999 , стр. 108 f..
- ^ Мэллори 1999 , стр. 108, 244–250.
- ^ Энтони 2007 , с. 360.
- ^ Вязание крючком 2015 .
- ^ Мэллори, Джеймс П. (2013). «Индоевропеизация Атлантической Европы» . В Кохе, Дж. Т.; Канлифф, Б. (ред.). Кельтский с Запада 2: переосмысление бронзового века и приход индоевропейцев в Атлантическую Европу . Оксфорд: Книги Оксбоу. стр. 17–40.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2020 года . Проверено 13 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Кельтская культура: A-Celti . 2006. ISBN 9781851094400 .
- ^ Аларкао, Хорхе де (2001). «Новые взгляды на лузитанцев (и другие миры)» ( PDF) . Португальский журнал археологии (на португальском языке). 4 (2): 293–349 [стр. 312 и далее]. ISSN 0874-2782 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2013 года.
- ^ «Историческая библиотека Диодора Сицилийского» . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ Hispaniae: Испания и развитие римского империализма, 218-82 до н.э. , стр. 100, в Google Книгах
Ссылки
[ редактировать ]- Анхель Монтенегро и др. , История Испании 2 - колонизации и формирование доримских народов (1200–218 до н.э.) , Редакция Gredos, Мадрид (1989) ISBN 84-249-1386-8
- Аларкао, Хорхе де, Римское владычество в Португалии , Europa-América Publications, Лиссабон (1988) ISBN 972-1-02627-1
- Аларкао, Хорхе де и другие , От Улисса до Вириата - Первое тысячелетие до нашей эры , Национальный музей археологии, Португальский институт музеев, Лиссабон (1996) ISBN 972-8137-39-7
- Амарал, Жоау Феррейра ду и Амарал, Аугусту Феррейра ду, Древние народы Португалии - палеонтология современной территории Португалии , Кетсаль Эдиреш, Лиссабон (1997) ISBN 972-564-224-4
- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета.
- Хаак, Вольфганг (2015), «Массовая миграция из степи была источником индоевропейских языков в Европе», Nature , 522 (7555): 207–211, arXiv : 1502.02783 , Bibcode : 2015Natur.522..207H , doi : 10.1038/nature14317 , PMC 5048219 , PMID 25731166
- Мэллори, JP (1999). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф (переиздание). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27616-7 .
- Пиггот, Стюарт (1965). Древняя Европа от истоков сельского хозяйства до классической античности: обзор . Чикаго: Олдин.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амилкар Герра, О понятиях «Лузитано» и «Лузитания» , Paleohispanica, 10, 81–98, Institución Fernando el Católico, Сарагоса (2010). ISSN 1578-5386 - [2]
- Беррокаль-Рангель, Луис, Los pueblos célticos del soroeste de la Peninsula Ibérica , Editorial Complutense, Мадрид (1992) ISBN 84-7491-447-7
- Бурильо Мозота, Франциско, Лос-Сельтиберос, этнические группы и государства , Критика, Барселона (1998, исправленное издание 2007 г.) ISBN 84-7423-891-9
- Кардим Рибейро, Хосе (2009). «Подлежали ли определенные палеолатиноамериканские теонимы (псевдо-) этимологическим интерпретациям во времена Римской империи, которые могли быть отражены в их соответствующих культах?» Acta Paleohispanica X — Paleohispanica . 9 : 247–270. ISSN 1578-5386 .
- Энкарнасан, Хосе д' (2010). «Коренные божества под римским правлением в Португалии, 35 лет спустя». Палеоиспаника . 10 :525–535. ISSN 1578-5386 . .
- Лоррио Альварадо, Альберто Хосе, Лос-Сельтиберос , Мадридский университет Комплутенсе, Мурсия (1997) ISBN 84-7908-335-2
- Лухан, Эухенио (2019). «Язык и письменность у лузитанцев». Палеоиспанские языки и эпиграфика . Издательство Оксфордского университета . стр. 304–334. дои : 10.1093/oso/9780198790822.003.0011 . ISBN 9780191833274 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробная карта доримских народов Иберии (около 200 г. до н.э.)
- Текст неизвестного древнего автора (о Юлии Цезаре в Испании) De Bello Hispaniensi (Испанская война).
- Плиний Старший, текст Naturalis Historia (Естественная история), книги 3–6 (География и этнография).
- Страбона Текст De Geographica («О географии»).