Jump to content

Лузитанцы

Послушайте эту статью
(Перенаправлено с Лузитани )

Лузитанцы [1] были индоевропейскоязычным народом, жившим на крайнем западе Пиренейского полуострова , в современной центральной Португалии , Эстремадуре и Кастилии и Леоне в Испании . После завоевания римлянами эта земля впоследствии была включена в состав римской провинции, названной в их честь ( Лузитания ).

Происхождение

[ редактировать ]
Этнографическая и лингвистическая карта Пиренейского полуострова около 300 г. до н.э. (до карфагенских завоеваний).

Фронтин упоминает лидера лузитанцев Вириата как лидера кельтиберов в их войне против римлян. [2] Греко-римский историк Диодор Сицилийский сравнил их с другим кельтским племенем: «Те, кого называют лузитанцами, храбрее всех, подобных кимврам » . Лузитанцев называли также белитанцами, по словам прорицателя Артемидора . [3] [4] Страбон отличал лузитанцев от иберийских племен и считал их кельтиберами, были известны как эстримини . которые в древние времена [5] [6] [7] Однако, судя по археологическим находкам, лузитанцы и веттоны , похоже, были в основном докельтскими индоевропейскими популяциями, которые переняли кельтские культурные элементы по близости. С другой стороны, Плиний Старший и Помпоний Мела отличали лузитанцев от соседних кельтских групп, таких как артабрийцы . в своих географических трудах [8]

Первоначальная римская провинция Лузитания на короткое время включала территории Астурии и Галлеции , но вскоре они были переданы под юрисдикцию Тарраконской провинции на севере, в то время как юг оставался Провинцией Лузитания и Веттонес . Позже Галлеция станет отдельной провинцией (занимая большую часть современной Галисии и Северной Португалии). После этого северная граница Лузитании проходила по реке Дору, а восточная граница проходила через Салмантику и Цезаробригу до реки Анас ( Гвадиана ).

Войны с Римом

[ редактировать ]
Пиренейский полуостров, около 200 г. до н.э. [1]. Архивировано 26 февраля 2011 г. в Wayback Machine .

Лузитанские наемники сражались за Карфаген между 218 и 201 годами до нашей эры, во время Второй Пунической войны против Рима. Силий Италикус описывает их как объединенных с галлаками и возглавляемых командиром по имени Вириат (не путать с вождем с таким же именем). [9] По словам Ливия , лузитанская и кельтиберийская кавалерия совершала набеги на север Италии всякий раз, когда местность была слишком пересеченной для знаменитой нумидийской кавалерии Ганнибала . [10]

С 193 г. до н.э. лузитанцы воевали с римлянами в Испании. В 150 г. до н. э. они потерпели поражение от претора Сервия Гальбы: устроив коварную ловушку, он убил 9 000 лузитанцев, а затем продал еще 20 000 в рабство в Галлию (современная Франция ). Эту резню не забудет Вириат , который три года спустя (147 г. до н.э.) станет лидером лузитанцев и нанес серьезный ущерб римскому правлению в Лузитании и за ее пределами. В 139 г. до н. э. Вириат был предан и убит во сне тремя его товарищами (которые были посланы в качестве эмиссаров к римлянам), Аудаксом, Диталком и Минуром , подкупленными Марком Попиллием Лаэном (хотя они были товарищами-воинами Вириата , но не были Сами лузитанцы, они, кажется, были турдетанцами , или от другого народа, который не был лузитанцем). Однако, когда все трое вернулись, чтобы получить награду от римлян, консул Квинт Сервилий Цепион приказал их казнить, заявив: «Рим не платит предателям».

Романизация

[ редактировать ]

После смерти Вириата лузитанцы продолжали сражаться под предводительством Тавтала , но постепенно усваивали римскую культуру и язык; Лузитанские города, как и города остальной части романизированного Пиренейского полуострова , в конечном итоге получили статус «граждан Рима».

Культура

[ редактировать ]
Лузитанская лунула из Миранды-ду-Корву ( Португалия )
Общее распространение и перемещение культур колокольчиков. [11]

Классификация лузитанской культуры в целом, включая язык, оказывается сложной и спорной. Некоторые полагают, что это была по существу докельтская иберийская культура с существенным кельтским влиянием, в то время как другие утверждают, что это была по существу кельтская культура. [12] культура с сильными местными докельтскими влияниями, связанными с культурой кубков .

Лузитанцы поклонялись различным богам в весьма разнообразном многобожии , принося в жертву животных . Они изображали своих богов и воинов в элементарной скульптуре.

Эндовеликус был самым важным богом для лузитанцев. Его считают возможным богом кредита на баскском языке. [13] некоторые, однако, по мнению таких ученых, как Хосе Лейте де Васконселос , слово Endovellicus изначально было кельтским , [14] Андевелликос .

Эндовеликус сравнивают с валлийскими и бретонскими именами, придавая ему значение «Очень Добрый Бог», тот же эпитет ирландского бога Дагды . Даже римляне поклонялись ему за его способность защищать. Его культ в конечном итоге распространился по всему Пиренейскому полуострову и за его пределами, на остальную часть Римской империи, и его культ сохранялся до пятого века; он был богом общественного здоровья и безопасности.

Атаегина работы Педро Роке Идальго (20 век), Музей мрамора, Вила Висоза , (Португалия).

богиня Атаегина Особой популярностью на юге пользовалась ; как богиня возрождения (весны), плодородия, природы и исцеления, ее отождествляли с Прозерпиной в римскую эпоху .

Лузитанская мифология находилась под сильным влиянием кельтской мифологии или была связана с ней . [15] [16]

В надписях также хорошо засвидетельствованы имена Бандуа. [17] [18] [19] (один из вариантов Борво ) [20] часто второе имя связано с таким местом, как Бандуа Этобрико и Набия , [21] богиня рек и ручьев. [15] [22]

По словам Страбона, лузитанцы были склонны приносить жертвы; они практиковали гадание на жертвенном приношении, исследуя его жизненно важные органы и вены.

Они также приносили в жертву человеческие жертвы, военнопленных, нанося им удары под грубыми одеялами и наблюдая, как они падали. Они отрезали своим пленникам правые руки, которые те предложили богам.

Лузитанский язык был палеоиспанским языком , явно принадлежащим к индоевропейской семье.Точная принадлежность лузитанского языка к индоевропейской семье до сих пор остается предметом споров: есть те, кто утверждает, что это паракельтский язык с очевидной кельтской принадлежностью к большей части лексикона, по многим антропонимам и топонимам. [23] Вторая теория связывает лузитанский язык с курсивными языками ; [24] основан на именах лузитанских божеств с другими грамматическими элементами местности. [25]

Лузитанский язык на самом деле мог быть базальным итало-кельтским , ветвью, независимой от кельтского и италийского языков , и рано отделившейся от прото-кельтского и прото-курсивного населения, которое распространилось из Центральной Европы в Западную Европу после новых ямных миграций в долину Дуная. . [26] [27] [28] [29] С другой стороны, европейская ветвь индоевропейских диалектов, называемая «северо-западным индоевропейским» и связанная с культурой кубков, могла быть предком не только кельтского и италийского языков, но также германского и балто-славянского языков. [30] Эллис Эванс считает, что галлекский и лузитанский языки были одним языком (а не отдельными языками) кельтского варианта «P». [31] [32]

Карта, показывающая основные доримские племена в Португалии и их основные миграции: движение турдули - красным, кельты - коричневым и лузитанцы - синим; от них зависело большинство соседних с лузитанцами племен. Имена на латыни.

Лузитанцы — народ, образованный несколькими племенами , жившими между реками Дору и Тежу , на большей части сегодняшних регионов Бейра и Эстремадура в центральной Португалии, а также в некоторых районах региона Эстремадура (Испания).

Это была племенная конфедерация, а не единое политическое образование; каждое племя имело свою территорию, было независимым и состояло из более мелких кланов . Однако у них было культурное чувство единства и общее название племен.

Каждое племя управлялось своей племенной аристократией и вождем. Многие представители лузитанской племенной аристократии были воинами , как и у многих других доримских народов железного века .

Только когда возникла внешняя угроза, различные племена политически объединились, как это произошло во время завоевания их территории римлянами, когда Вириат стал единственным вождем лузитанских племен. Пуник , Кауцен и Цезарь были другими важными лузитанскими вождями до римского завоевания. Они правили лузитанцами (до Вириата ) в течение некоторого времени, возглавляя племена в сопротивлении римским попыткам завоевания, и добились успеха.

Известными лузитанскими племенами были:

  • Арабригенсы
  • Араоцеленсы
  • Арави
  • Койларни/Коларни
  • Интерамнианцы
  • LANcienses
    • Города Лансиенс
    • LAncienses Транскудани
    • Lancienses Ocelenses (может быть таким же, как Oppidani)
  • Медубригенсы
  • Паэсури - Дору и Вога (Португалия)
  • Паланти (среди ученых нет единого мнения, были ли они веттонами или лузитанцами) [33]
    • Калонтиенсы
    • Нагревать
    • Коэренсы
  • Петравиай
  • Плакать
  • Талуры
  • Веаминикоры
  • Виссайеичи

Еще неизвестно, были ли Турдули Ветерес , Турдули Оппидани , Турдули Бардили и Турдули лузитанскими племенами (прибрежными племенами), родственными кельтским народам или вместо этого были связаны с турдетанами ( кельтскими , докельтскими индоевропейскими или иберийцами). ) и пришел с юга. Название Турдули Ветерес (более древние или древние Турдули), племени, проживавшего в сегодняшнем районе Авейру , по-видимому, указывает на то, что они пришли с севера, а не с юга (вопреки тому, что предполагается на карте). Некоторые народы турдули, возможно, были племенами каллечи , которые первоначально пришли с севера на юг вдоль побережья, а затем мигрировали вглубь страны по долинам Тежу и Анас ( река Гвадиана ).

Если были и другие лузитанские племена, их имена неизвестны.

Статуя Вириата , лузитанского лидера во время Лузитанской войны (155–139 гг. до н.э.).

Историки считали, что лузитанцы особенно искусны в партизанской войне . Сильнейшие из них были выбраны для защиты населения в горных районах. [34] Они использовали крючковатые копья или сауны из железа, а также мечи и шлемы , как у кельтиберов . Они бросали дротики с некоторого расстояния, но часто попадали в цель и глубоко ранили цель. Будучи активными и ловкими воинами, они преследовали своих врагов и обезглавливали их.

«В узком проходе 300 лузитанов столкнулись с 1000 римлянами; в результате боя погибло 70 первых и 320 вторых. Когда победившие лузитани отступили и уверенно рассеялись, один из них, пеший, отделился и был окружен отряд преследующей конницы Одинокий воин пронзил копьем коня одного из всадников и ударом меча отсек римлянину голову, наведя такой ужас на остальных, что они благоразумно отступили под его высокомерным и презрительным взглядом. "

- Орозий , Семь книг истории против язычников , 5.4.

В мирное время у них был особый стиль танца, требовавший большой ловкости и ловкости ног и бедер. Во время войны они шли вовремя, пока не были готовы атаковать врага. [35]

Аппиан утверждает, что, когда претор Брут разграбил Лузитанию после смерти Вириата, женщины доблестно сражались рядом со своими мужчинами как женщины-воины . [3]

Современный смысл

[ редактировать ]

Хотя лузитанцы не говорили на романском языке, в настоящее время лузитанский язык часто используется как метоним для португальского народа , а португалоязычный язык используется для обозначения по-португальски говорящего в Португалии , Бразилии , Макао , Тиморе-Лешти , Анголе или за ее пределами . Мозамбик , Кабо-Верде , Сан-Томе и Принсипи , Гвинея-Бисау и другие территории и страны.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ( латинский : Lusitani , португальский : Lusitanos )
  2. ^ https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Frontinus/Strategemata/2*.html%7CSextus Юлий Фронтин. Стратагемы: Книга II. V. О засадах
  3. ^ Перейти обратно: а б Лучано Перес Вилатела. Лузитания: история и этнология , с. 14, в Google Книгах (на испанском языке) . [Sl]: Королевская академия истории, 2000. 33 стр. том. 6 Bibliotheca Archaeologica Hispana, v. 6 Изданий Кабинета древностей.
  4. ^ Андре де Резенде. Древности Лузитании , с. 94, в Google Книгах (на португальском языке) . [Sl]: Университет Пресс. из Коимбры. 94 с.
  5. ^ Риско, Мануэль (1779). «Священная Испания. Географо-исторический театр церкви Испании. Происхождение, разделение и пределы всех ее провинций. Древность, переводы, древнее и современное состояние ее кафедр во всех владениях Испании и Португалии. С несколькими диссертациями. критика, чтобы проиллюстрировать церковную историю Испании ... Его автор, премьер-министр о. Энрике Флорес, ордена Сан-Августина ... Том 1. [-51!: Священная Испания, том 32. Предварительный трактат Васконии. Святые церкви Калаорры и Памплоны: ... Его автор отец Мануэль Риско из ордена Сан-Августина» .
  6. ^ География Страбона: английский перевод с введением и примечаниями . 29 мая 2014 г. ISBN  9781139952491 .
  7. ^ Фрайле, Хосе Мария Гомес (1999). " "Понятия "Иберия" и "Иберон" у Страбона" " . SPAL: Журнал предыстории и археологии Севильского университета (на испанском языке). 8 (8): 159–188. дои : 10.12795/spal.1999.i8.09 .
  8. Среди них престамарки, супертамарки, нерии, артабри и вообще все люди, живущие на берегу моря, за исключением грови южной Галиции и северной Португалии, небисов, миниусов, чья фамилия забвения — Лимия. Сама река охватывает город Ламбрию и впадает в реки Лаэрон и Уллу. Выделяющаяся часть населена пресамарками, и через них протекают реки Тамарис и Сарс, недалеко от их истока, Тамарис - по порту Эбора, Сарс - рядом с башней Августа. Остальные живут над Тамариками и Нериками на этом последнем участке. Пока они принадлежат берегам, обращенным на запад. Затем на север вся земля поворачивается от Кельтского мыса к Пиренеям. Его непрерывное побережье, за исключением небольших углублений и небольших мысов, почти прямо направлено в сторону Кантабрии. В нем сначала Артабри все еще принадлежат к кельтской расе, затем Астиры». Помпоний Мела, Хорография, III.7-9.
  9. ^ Силий Италикус , Пунический , 3
  10. ^ Дейли, Грегори (август 2005 г.). Канны: Опыт сражения во Второй Пунической войне . Рутледж . ISBN  978-11-345071-2-2 .
  11. ^ Пиггот 1965 , с. 101.
  12. ^ см . Водтко 2010: 355–362.
  13. ^ Энкарнасао, Хосе д' (2015). Коренные божества под римским правлением в Португалии [ Коренные божества под римским правлением в Португалии ] (на португальском языке) (Второе изд.). Коимбра: Университет Коимбры.
  14. ^ Кельтские мифы и религия на Пиренейском полуострове и в Великобритании: общее происхождение?
  15. ^ Перейти обратно: а б Педреньо, Хуан Карлос Оливарес (2005). «Кельтские боги Пиренейского полуострова» . Проверено 12 мая 2010 г.
  16. ^ Кинтела, Марко В. Гарсиа (2005). «Кельтские элементы на северо-западе Испании в доримские времена» . Центр кельтских исследований Университета Висконсин-Милуоки . Проверено 12 мая 2010 г.
  17. ^ Опись кельтских божеств древности , L'Arbre Celtique
  18. ^ Эдуардо Перальта Лабрадор (2003). Кантабрийцы перед Римом . Королевская академия истории. ISBN  9788489512597 .
  19. ^ ЦИЛ II, *00215.
  20. ^ Маккалок, Джон Арнотт (январь 2003 г.). Религия древних кельтов . ISBN  9780486427652 .
  21. ^ ТИ - ГЛАВАAU – Лемос, ФранцискоПГ - 1 января 2008 г.СП - 122ЭП-211T1 – Культура Кастреха в Минью. Ядерное пространство крупных городов на северо-западе полуострова.скорая помощь -
  22. ^ Тайер, Роман Э. «Книга III, Глава 3» . Страбон География . Чикагский университет . Проверено 12 октября 2019 г.
  23. ^ Водтко, Дагмар С. (2010). Кельты с Запада Глава 11: Проблема Лузитанцев . Оксфорд, Великобритания: Oxbow Books. стр. 335–367. ISBN  978-1-84217-410-4 .
  24. ^ Тамбурелли, Марко; Браска, Лиссандер (2018). «Возвращаясь к классификации галло-курсива: диалектометрический подход» . Цифровая стипендия в области гуманитарных наук . стр. 442–455. дои : 10.1093/llc/fqx041 .
  25. ^ Проспер, Бланка Мария (2003). «Возвращение к надписи Кабесо дас Фрагуас. Лузитанское и альтеропайшское население на западе Пиренейского полуострова». Труды Филологического общества . 97 (2): 151–184. дои : 10.1111/1467-968X.00047 .
  26. ^ Мэллори 1999 , стр. 108 f..
  27. ^ Мэллори 1999 , стр. 108, 244–250.
  28. ^ Энтони 2007 , с. 360.
  29. ^ Вязание крючком 2015 .
  30. ^ Мэллори, Джеймс П. (2013). «Индоевропеизация Атлантической Европы» . В Кохе, Дж. Т.; Канлифф, Б. (ред.). Кельтский с Запада 2: переосмысление бронзового века и приход индоевропейцев в Атлантическую Европу . Оксфорд: Книги Оксбоу. стр. 17–40.
  31. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2020 года . Проверено 13 мая 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  32. ^ Кельтская культура: A-Celti . 2006. ISBN  9781851094400 .
  33. ^ Аларкао, Хорхе де (2001). «Новые взгляды на лузитанцев (и другие миры)» ( PDF) . Португальский журнал археологии (на португальском языке). 4 (2): 293–349 [стр. 312 и далее]. ISSN   0874-2782 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 ноября 2013 года.
  34. ^ «Историческая библиотека Диодора Сицилийского» . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
  35. ^ Hispaniae: Испания и развитие римского империализма, 218-82 до н.э. , стр. 100, в Google Книгах

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Амилкар Герра, О понятиях «Лузитано» и «Лузитания» , Paleohispanica, 10, 81–98, Institución Fernando el Católico, Сарагоса (2010). ISSN   1578-5386 - [2]
  • Беррокаль-Рангель, Луис, Los pueblos célticos del soroeste de la Peninsula Ibérica , Editorial Complutense, Мадрид (1992) ISBN   84-7491-447-7
  • Бурильо Мозота, Франциско, Лос-Сельтиберос, этнические группы и государства , Критика, Барселона (1998, исправленное издание 2007 г.) ISBN   84-7423-891-9
  • Кардим Рибейро, Хосе (2009). «Подлежали ли определенные палеолатиноамериканские теонимы (псевдо-) этимологическим интерпретациям во времена Римской империи, которые могли быть отражены в их соответствующих культах?» Acta Paleohispanica X — Paleohispanica . 9 : 247–270. ISSN   1578-5386 .
  • Энкарнасан, Хосе д' (2010). «Коренные божества под римским правлением в Португалии, 35 лет спустя». Палеоиспаника . 10 :525–535. ISSN   1578-5386 . .
  • Лоррио Альварадо, Альберто Хосе, Лос-Сельтиберос , Мадридский университет Комплутенсе, Мурсия (1997) ISBN   84-7908-335-2
  • Лухан, Эухенио (2019). «Язык и письменность у лузитанцев». Палеоиспанские языки и эпиграфика . Издательство Оксфордского университета . стр. 304–334. дои : 10.1093/oso/9780198790822.003.0011 . ISBN  9780191833274 .
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 11 минут )
Продолжительность: 10 минут 49 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 10 ноября 2018 г. ( 2018-11-10 ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 155198ce6c02bb1ad34b09a07f7ade33__1721077620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/33/155198ce6c02bb1ad34b09a07f7ade33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lusitanians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)