Музыкальная история Португалии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Португалия имеет долгую музыкальную историю, начавшуюся примерно в 600 году нашей эры, которая сопровождала и вносила большой вклад в развитие истории музыки в Европе.
Средневековая музыка
[ редактировать ]Литургический репертуар
[ редактировать ]На заре католической церкви возникло несколько местных литургий, таких как Галликанская во Франции, Сарум в Англии, античная римская в Риме и Амвросианский обряд в Милане. Вестготский совет Толедо организовал латиноамериканский обряд ( вестготский или мосарабский — варианты терминов) в 633 году.
Основным источником латиноамериканского обряда является Леонский Антифонарий (десятый век), который, скорее всего, был скопирован с оригинала, собранного в Бежа (ныне Алентежу , южная Португалия). В регионе Бежа находится одно из самых ранних упоминаний о музыканте. В деятельности Андре Принцепса Канторума (489–525).Самая старая рукопись (одиннадцатый век) португальской литургической музыки в латиноамериканской нотации Толеда хранится в Генеральной библиотеке Университета Коимбры . В большинстве других существующих документов используются обозначения Аквитана. С середины тринадцатого века обозначения представляют собой типично португальские вариации; эта португальская запись использовалась до пятнадцатого века, когда были приняты современные нотоносные обозначения.
Однако вскоре церковь начала беспокоиться по поводу увеличения количества литургий. В результате смешения галицийской литургии с античной римской возникла, традиционно при папе Григории I (540–604), современная римская литургия, также известная как григорианская литургия, включающая григорианское пение . Это станет официальной литургией католической церкви и постепенно заменит местные. На Пиренейском полуострове Совет Бургоса постановил о замене латиноамериканского обряда современным римским в 1080 году. Эта мера была смягчена тем фактом, что во время Реконкисты большинство епископов были французами (Жерар, Морис Бурден, Жан Пекулье, Бернар, Хьюз).
Ненормативная музыка
[ редактировать ]В Португалии, по крайней мере с момента обретения независимости (1139 г.), культивировался аристократический поэтически-музыкальный жанр, тексты которого хранятся в трех основных сборниках (Cancioneiros): Cancioneiro da Ajuda (13 век), Cancioneiro da Biblioteca Nacional (16 век, по оригиналам). с 14-го), Cancioneiro da Vaticana (16-е, по оригиналам 14-го).Стихи 1680 года, хранящиеся в Cancioneiros, разделены на три формы: cantigas de amigo (песни о друге), cantigas de amor (песни о любви) и cantigas de escárnio e maldizer (песни насмешки). Связь с музыкой хорошо видна в Cancioneiro da Ajuda, где нотоносцы нарисованы, но мелодии не написаны.
Единственный известный до недавнего времени музыкальный источник принадлежал книготорговцу в Мадриде, который в начале 20 века нашел пергамент с семью Cantigas de Amigo Мартина Кодакса, шесть из которых содержали соответствующие мелодии. Кодакс был галисийским трубадуром при дворе короля Португалии Диниша I. В 1990 году профессор Харви Л. Шаррер (Калифорнийский университет в Санта-Барбаре) обнаружил в Торре-ду-Томбо в Лиссабоне средневековый документ ( Пергаминью Шаррер ) с семью Cantigas de Amor короля Дома Диниша, включая его музыкальное оформление.
Развитие полифонии
[ редактировать ]Мало что известно о введении полифонии в Португалии. Полифония использовалась в близлежащих местах, таких как Сантьяго-де-Компостела в Галисии (Испания) , и на хорошо развитой стадии она была импортирована в Португалию. Жеан Симон де Хаспре был известным композитором и защитником ars subtilior и способствовал популяризации полифонии, находясь при дворе Фернандо I Португальского .
Основными центрами португальского музыкального развития в этот период были королевская капелла , монастыри ( монастырь Санта-Крус в Коимбре и монастырь Алкобаса ), королевский двор , соборы (особенно собор Эворы ) и университет .
Королевская часовня
[ редактировать ]Королевская часовня Capela Real была основана Д. Динишем в 1299 году. Д. Дуарте (1391–1438) разработал полку (Ordenaçam) капеллы, что указывает на то, что стандартной практикой было трехголосное пение. Его сын, Афонсу V (1432–1481), послал местре де Капела (магистра капеллы) Альваро Афонсу ко двору английского Генриха VI (1421–1471), чтобы получить копию устава полка. и литургия практиковалась в английской королевской часовне. Подробное описание, написанное Уильямом Сэем, до сих пор хранится в Эворе.
Суд
[ редактировать ]Как и в случае с поэзией тровадорески, мы храним важные коллекции текстов XV и XVI веков (например, Cancioneiro Geral, составленные Гарсией де Резенде), но музыкальных документов меньше. Основными источниками придворной музыки в периоды Возрождения и маньеризма являются: Cancioneiro de Elvas (Библиотека Públia Hortênsia, в Элвасе), Cancioneiro de Lisboa (Национальная библиотека, Лиссабон), Cancioneiro de Paris (Национальная школа изящных искусств, Париж). ), Cancioneiro de Belém (Национальный музей археологии и этнологии, Лиссабон)
Поэтические формы — виланцете (или вилланчико), кантига и романс. Первые две, подобные французскому «вирелай» и итальянской баллате , в основном посвящены любовной тематике, хотя не исключены сатира и социальная критика. Они имеют общую структуру припева и строф. Романс посвящен историческим событиям, применяя один и тот же музыкальный текст ко всем строфам стихотворения.
Соборы
[ редактировать ]Кардиналы-принцы Д. Афонсу (1509–1540) и Д. Энрике (1512–1580), сыновья Д. Мануэля I Португальского (1469–1521), управляли основными португальскими епархиями в 16 веке. Афонсу управлял епархиями Эворы и Лиссабона до своей смерти. Энрике последовательно был архиепископом Браги, Лиссабона и Эворы, а также главой португальской инквизиции. Он стал королем Португалии, когда его внучатый племянник Себастьян I (1554–1578) умер в Алькасер-Кибире (1578). Будучи князьями, они имели свои личные часовни и проводили великолепную литургию в соборах, которыми управляли.
В Эворе Д. Афонсу привлек для строительства собора высококлассных музыкантов (таких как Матеуш де Аранда, местре де Капела с 1528 по 1544 год), установив значительную заработную плату; Педро ду Порту (также известный как Педро Эскобар, El Portugués), кантор капеллы Изабеллы I Кастильской , католической королевы, и руководитель хора мальчиков в Севилье, приезжает в Эвору как местре де Капела. Он является автором древнейшего полифонического произведения португальского автора (трехголосного Магнификата ), а также древнейшей полифонической обработки Реквиема на Пиренейском полуострове. Д. Афонсу также основал школу для мальчиков-хористов, позволившую им учиться после смены голоса; многие из этих мальчиков стали профессиональными музыкантами. Эта школа в Эворе более 150 лет воспитывала музыкантов высокого уровня.Помимо Эворы, особое внимание к литургии проявляют Брага и Коимбра. Самая древняя версия мессы португальского автора принадлежит кантору собора Коимбры Фернау Гомешу Коррейе (работал в 1505–1532 гг.).
Основные монастыри
[ редактировать ]В важнейших монастырях совершалась торжественная литургия. Из них монастырь Санта-Крус особое значение имел в Коимбре. Основанная в XII веке Д. Афонсу Энрикешем , это была первая школа высшего образования в Португалии ( там учился святой Антоний Падуанский или Лиссабонский). В 16 веке несколько монахов отличались музыкальными дарованиями, например Д. Хелиодоро де Пайва и Д. Франсиско де Санта-Мария. Музыкальные выступления в Санта-Крусе конкурировали с выступлениями в Эль-Эскориале и получили высокую оценку за сочетание полифонии и уважения к священным текстам.
Университет
[ редактировать ]Португальский университет был основан в Лиссабоне Д. Динишем в 1290 году, и уже в 1323 году в нем работал преподаватель музыки. После нескольких переводов между Коимброй и Лиссабоном король Жуан III (1502–1557) окончательно основал его в Коимбре в 1537 году. За Коимброй последовала реорганизация в 1544 году, в ходе которой сам король предложил Матеуса де Аранду (Местре де Капела в Эворе после Педру ду Порту) учителем музыки. Преподавателем музыки был также местре де Капела из университета.
Период маньеризма (2-я половина 16-17 веков)
[ редактировать ]Исторический контекст
[ редактировать ]К концу 16 века обстоятельства привели к исчезновению светской музыки в Португалии и ее приходу на смену пришла религиозная музыка. Существуют экономические и политические факторы, такие как проблемы с сохранением португальских завоеваний в Марокко и конкуренция, которую ведут венецианцы и турки (позже голландцы и англичане) в торговле пряностями, что приводит к закрытию португальских фейторий (которые были своего рода «супермаркет специй») в Антверпене. В культурном плане влияние Контрреформации в Португалии огромно: i) Жуан III вводит инквизицию в Португалии в 1536 году; его брат Энрике станет первым Генеральным инквизитором; 2) иезуиты приезжают в Португалию в 1540 году и вскоре начинают преподавать в своих колледжах в Коимбре и Лиссабоне. В 1555 году они возглавляют Колледж искусств в Коимбре (самая престижная высшая школа Португалии) после изгнания инквизицией его самых известных учителей (таких как Андре де Гувейя ); iii) Португальская церковь активно участвовала в Трентского собора , а в 1564 году Португалия становится единственной католической страной, где решения совета (а именно те, которые касаются музыкальной практики в церкви) полностью публикуются в виде законов.
В этом контексте светская музыка пришла в упадок при дворе Жуана III и его внука Себастьяна I. В 1578 году, после смерти Себастьяна I, кардинал Энрике становится королем Португалии. После его смерти в 1580 году Португалия теряет свою независимость, так как трон унаследовал Фелипе II , король Испании (1527–1598). С исчезновением суда в Лиссабоне аристократия удалилась в свои дома в сельской местности, и светская музыка почти исчезла. Таким образом, развитие португальской музыки конца XVI в. происходит главным образом в области священной полифонии.
Кульминация школы Эворы
[ редактировать ]В 1575 году кардинал Энрике привез Мануэля Мендеса (1547–1605), местре де Капела в Порталегре, в Эвору, где он занял должность местре де Клаустра. Помимо своих композиторских качеств, Мануэль Мендес замечателен как педагог. Он сформировал большую часть чрезвычайно компетентных профессиональных музыкантов, которые в ближайшие десятилетия займут самые известные музыкальные позиции в Португалии. Среди его учеников в Эворе есть наиболее известные полифонисты следующего поколения: о. Мануэль Кардозу (1566–1650), Филипе де Магальяйнс (– 1652) и Дуарте Лобо (1564/69–1646) [6]. Они продолжили педагогическую деятельность своего учителя, за что его называли «mestre de toda boa musica deste reino» («учитель всякой хорошей музыки в этом королевстве») и «el Mendes Sonoroso que de Musicos llena toda a Europa» («el Mendes Sonoroso que de Musicos llena toda a Europa» звук Мендеса, который пополняет Европу музыкантами»).
Другие центры музыкальной деятельности 17 века.
[ редактировать ]Санта-Крус в Коимбре
[ редактировать ]Главные композиторы 17 века — Д. Педро де Кристо, Д. Педро да Эсперанса и Д. Габриэль де Сан-Жуан. Рукописи, хранящиеся в Генеральной библиотеке Университета Коимбры, раскрывают инновационные полифонические практики, такие как полихоральность, сопровождаемая монодия и облигато инструментов.
Королевская часовня
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие короля, он остается важным центром, где проживают такие мастера де Капела, как Франсиско Гарро, Филипе де Магальяйнс и Маркос Соареш Перейра.
Часовня герцогов Брагансских в Вила-Висоза
[ редактировать ]Во время испанского господства герцог Браганса удалился в свой дворец в Вила-Висоза . В герцогской часовне проводилась великолепная литургия, а в 1609 году Теодосио II основал колледж Сантос-Рейс-Магос, работавший аналогично школе Эворы. Роберто Торнар, местре де Капела в Вила-Висоза, стал музыкальным учителем молодого герцога Барселуша Д. Жуана (впоследствии Д. Жуана IV , короля Португалии). Этот король как до, так и после вступления на португальский престол значительно расширил музыкальную библиотеку своего отца, превратив ее в крупнейшую музыкальную библиотеку того времени в Европе. Кроме того, Жуан IV сам был композитором и теоретиком, а также преданным покровителем Жоау Лоуренсу Ребелу (1610–1661), чьи произведения он отправлял для печати в Рим. Робело, некоторые из произведений которого были выпущены на компакт-дисках, написаны в новаторском стиле, используя богатое полихоральное письмо а-ля Джованни Габриэли и сочетая его с более консервативной идиомой Палестрины .
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Именно в области органной музыки, поскольку орган сам по себе является по преимуществу литургическим инструментом , португальские композиторы XVI и XVII веков достигли особенно высоких стандартов. Португальские органы, как и испанские, обычно имели всего одно руководство , без педалборда . (Или, если в комплект был включен педалборд, он был очень простым и запрещал любую мелодическую сложность, которую немецкие композиторы органной музыки начала 16 века, такие как Арнольт Шлик , считали само собой разумеющимися в своих собственных педальных партиях.) Тем не менее, сохранившаяся музыка, написанная для этих органов, часто демонстрирует значительную контрапунктическую изобретательность в том, что касается письма для клавишных инструментов.
Некоторые органные механизмы культивировались на Пиренейском полуострове больше, чем где-либо еще. Например, эти органы часто включали в себя устройство, известное как мейо-регисто («полустоп»), которое при активации разделяло клавиатуру на две отдельные части с резкими контрастами по тембру, создавая эффект двух руководств вместо одного. Еще одной заметной особенностью как в Португалии, так и в Испании было горизонтальное размещение ( em chamada , как называли это португальцы) особенно мощных, резких язычковых стопов, очень полезных для имитации трубных фанфар.
В 16 веке Антониу Каррейра был главным португальским органистом-композитором (его значение для Португалии напоминает значение его немного более старшего современника Антонио де Кабесона для Испании). Но работы Каррейры ни разу не были опубликованы при его жизни. Первый печатный том португальской инструментальной музыки появился только в 1620 году: Flores de Música para o Instrumento de tecla e harpa («Музыкальные цветы для клавишного инструмента и арфы») Мануэля Родригеша Коэльо , который умер примерно в 1635 году. Он содержит только священные композиции. Коэльо работал органистом в соборах Бадахоса, Элваша и Лиссабона.
В 17 веке в Браге возникла известная школа органистов. Главными фигурами в этом отношении были Гаспар душ Рейс, работавший в соборе Браги; Педро де Араужо; и священник-композитор Диогу да Консейсан.
Двумя выдающимися жанрами ранней португальской органной музыки были Tento de Meio-Registo (Полустоп Тенто) и Баталья (Битва). Эта последняя форма восходит к одному из самых известных произведений Клемана Жанкена : La bataille de Marignan ou La Guerre , в котором имитируются характерные звуки битвы. Иберийские композиторы часто цитировали целые фразы из оригинала Жанекена, добавляя к этим фразам характерную клавишную фигуру.
Период барокко и итальянское влияние
[ редактировать ]Жуан V Великодушный
[ редактировать ]Примерно в конце 17 века португальские композиторы постепенно перешли к новому музыкальному языку, который привел к современному тонализму. Правительство Жуана V (1706–1750 гг.) знаменует собой глубокий переход в португальском обществе и культуре. После окончательного мира с Испанией монарх попытается модернизировать португальскую экономику и привести страну к схеме развития, аналогичной французскому абсолютизму Людовика XIV . Основная оригинальность абсолютизма Д. Жуана V заключается в том, что ему удалось, используя свое влияние на Папу, противостоять огромной политической, экономической и культурной мощи Церкви, реорганизовав ее с целью укрепить ее единство и дисциплину, а затем поставив ее в тупик. под королевской властью. Жуан V очень хитроумно добился для своей часовни достоинства Патриаршей базилики, разделив Лиссабонские архиепархии. Капеллан стал кардиналом. Затем он добился воссоединения епархий под началом царского капеллана. Итак, кардинал-патриарх, архиепископ Лиссабонский был всего лишь капелланом короля Португалии...Жуан V уделял особое внимание литургии в своей часовне, которая, как он хотел, была такой же монументальной, как папская часовня в Риме. Он добился этого, каким-то образом повторив формулу кардинала Д. Афонсу двести лет назад: нанимать профессиональных музыкантов высокого уровня и создавать структуры для адекватного образования португальских музыкантов. Таким образом, он заключил контракт с блестящим мастером Капеллы Джулии в Риме. Доменико Скарлатти в роли Местре да Капела Реал и учителя музыки принцессы Д. Марии Магдалены Барбары основал в 1713 году специализированную школу, пристройку к Патриаршей базилике: Патриаршую семинарию, которая стала главной музыкальной школой в Португалии и сформировала поколения профессиональных музыкантов. выдающегося качества до основания Национальной консерватории в 1835 году. Наиболее одаренные студенты Патриаршей семинарии были отправлены в Рим за счет короля. Таковы были, в частности, Антониу Тейшейра, Жуан Родригеш Эстевес и Франсиско Антониу де Алмейда, которые, таким образом, сформировались в римской церковной школе барокко и имели возможность познакомиться с римской оперной традицией.
Опера и ее начало
[ редактировать ]Первое исполнение «Дона Чишотте делла Мансия» на музыку Скарлатти состоялось в 1728 году во дворце Рибейра в Лиссабоне. Это было первое представление в оперном стиле в Португалии, за ним в последующие годы последовали другие спектакли оперы-буффа в Королевском дворце. Однако они имели мало влияния на музыкальную жизнь не только потому, что доступ публики был крайне ограничен, но и потому, что король не обращал на них особого внимания. Именно в театре Триндаде в 1735 году труппа Алессандро Пагетти получила разрешение исполнить первую оперную серию для более широкой (аристократической) публики. Успех был огромен, и труппа продолжала выступать до 1742 года, теперь уже в театре Руа-дос-Кондес . серия представлений на португальском языке пьес Антониу Хосе да Силвы началась В то же время в театре Байрру-Алту (о Иудеу) (1733 г.) на музыку Антониу Тейшейры . Аудитория этих пьес стала еще шире. Однако в 1742 году Д. Жуан V заболел, и мистицизм, окружавший его в последние годы жизни, привел к запрету всех театральных представлений до его смерти.
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Несомненно, самым выдающимся португальским клавишником того времени является Хосе Антониу Карлуш Сейшас (1704–1742). Сын Франсиско Ваза, органиста собора Коимбры, Карлос Сейшас, будучи всего шестнадцатилетним, но уже очень знаменитым, отправляется в Лиссабон, где его назначают органистом Патриаршего собора. Там он вскоре был назначен вице-местром де Капела (местре де Капела был сам Скарлатти, а Сейшас был в то время единственным португальским членом Королевской капеллы). Сейшас оставил нам 105 двухчастных барочных сонат (или токат) для клавишных инструментов. Он также писал религиозную и оркестровую музыку. Однако его самым оригинальным произведением является Концерт для клавесина и струнных, один из первых примеров этой формы в Европе.
Опера и духовная музыка под управлением Д. Хосе I и Д. Марии I.
[ редактировать ]При Д. Хосе I (1714–1777) снова возобновляется оперная деятельность. Неаполитанец Давид Перес (1711–1778), один из самых известных итальянских оперных композиторов, был принят на работу в 1752 году. Кульминацией деятельности Переса станет открытие в марте 1755 года монументальной Opera do Tejo с оперой «Алессандро Нелл». Инди. Но землетрясение в Лиссабоне 1 ноября 1755 года разрушило новое здание вместе с центром Лиссабона. Исчез и королевский дворец, а вместе с ним и музыкальная библиотека Д. Жуана IV.После землетрясения были восстановлены общественные театры, такие как театр Руа-дос-Кондес и театр Байрру-Алту (но не Опера-ду-Теху). Уже при Д. Марии I будут построены Театр Сан-Карлос (ныне Национальный театр Сан-Карлос ) в Лиссабоне (1792 г.) и Театр Сан-Жуан в Порту (1798 г.). Неаполитанское влияние огромно, и под руководством Д. Хосе и Д. Марии одаренных студентов-музыкантов Патриархата отправляют в консерваторию Санто Онофре в Неаполе. Впоследствии эти ученики отличились как в неаполитанском оперном стиле, так и в духовной музыке. Между ними у нас есть Жоау де Соуза Карвалью (1745–1798), ученик школы Вила Висоза и, пожалуй, самый выдающийся композитор 2-й половины XVIII века. Помимо создания оперной и духовной музыки, его также можно считать самым выдающимся клавишным композитором того времени.Другими значимыми португальскими композиторами того времени являются Херонимо Франсиско де Лима, Лусиано Ксавьер душ Сантуш, Хосе Жоаким душ Сантуш, Хосе душ Сантуш Маурисио, Антониу Леал Морейра и, в частности, Маркос Португал , возможно, португальский композитор с самой успешной международной карьерой за всю историю.
19 век
[ редактировать ]После вторжения Наполеона королевская семья отправляется в Бразилию, а суд обосновывается в Рио-де-Жанейро . Это присутствие способствовало бы независимости этой колонии (1822 г.), а также было бы полезно для развития бразильской музыки (первый известный бразильский композитор - Хосе Маурисио Нуньес Гарсия , член королевской капеллы в Рио-де-Жанейро). . Тем временем провозглашается конституционный режим (1820 г.), и король Д. Жуан VI (1767–1826) вынужден вернуться. Необратимо снижается деятельность Королевского камерного оркестра (основанного Д. Жуаном V), бывшего в прошлом веке одним из важнейших камерных оркестров Европы. Однако на рубеже 19 века обобщается традиция любительских академий, исполняющих современную инструментальную музыку. Распространение публичных концертов связано с Жоау Домингушом Бомтемпо (1775–1842), виднейшим музыкальным деятелем первой половины 19 в.Бомтемпо, сын итальянского музыканта придворного оркестра, учился у патриарших мастеров. В отличие от большинства своих современников, он не интересовался оперой и в 1801 году вместо поездки в Италию едет в Париж, начиная карьеру пианиста-виртуоза. В 1810 году он переезжает в Лондон и знакомится с либеральными кругами. В 1822 году он возвращается в Лиссабон и основывает филармонию для содействия публичным концертам современной музыки. После гражданской войны между либералами и абсолютистами Бомтемпо становится учителем музыки королевы Д. Мария II (1819–1853) и первый директор Национальной консерватории, созданной в 1835 году и заменившей старую Патриаршую семинарию, исчезнувшую из-за либерального режима. Как композитор Бомтемпо написал огромное количество концертов, сонат, вариаций и фантазий для фортепиано. Две его известные симфонии — первые, написанные португальским композитором. Шедевром Бомтемпо является его Реквием памяти Луиса де Камоэнса .
20 век
[ редактировать ]На рубеже 20-го века
[ редактировать ]На протяжении 19 века наблюдается рост концертных обществ. Бернардо Морейра де Са (1853–1924) из Порту является директором, среди прочего, Общества «Квартет» и формирует «Квартет Морейра де Са», которому предстоит сделать международную карьеру. Он окажет решающее влияние на создание консерватории Порту (1917 г.). Однако опера оставалась любимым занятием португальских композиторов, хотя творческая деятельность медленно перемещалась в сторону симфонической и камерной музыки. Двумя наиболее значительными композиторами-лириками являются Альфредо Кейл (1850–1907) и Аугусто Мачадо (1845–1924). Хосе Вианна да Мотта (1868–1948) и Луиш де Фрейтас Бранку (1890–1955) занимают особое место в музыкальной жизни Португалии на рубеже ХХ века.
Вианна да Мотта
[ редактировать ]Вианна да Мотта поступила в консерваторию Шарвенка в Берлине в 1882 году на средства короля Португалии Фернандо II . Он также посещал классы Листа в Веймаре в 1885 году, а также Ганса фон Бюлова . В Германии он начал карьеру концертиста и исключительную интерпретацию Баха, Бетховена и Листа. Во время Первой мировой войны преподавал в Женевской консерватории. В 1917 году он вернулся в Португалию, став директором Национальной консерватории. Как композитор он очень близок немецкому романтизму и посвящает себя созданию национального стиля, включая и воссоздавая национальный фольклор. Его самое знаковое произведение — Большая симфония «À Pátria» (1895).
Луис де Фрейтас Бранко
[ редактировать ]Луиша де Фрейтаса Бранку (1890–1955) обычно называют «новатором модернизма в Португалии» за его решающую роль в сближении португальской музыки с наиболее новаторской европейской эстетикой, а именно с атонализмом Шенберга и французским импрессионизмом. Ученик Аугусто Мачадо и Томаса Борбы, он учился у бельгийского органиста и композитора Дезире Паке , а в 1910 году отправился в Берлин, чтобы учиться у Хампердинка . Там он посетил исполнение « Дебюсси Пеллеаса и Мелизанды» , которое сыграло решающую роль в его эстетической ориентации. К его ранним произведениям относятся симфонические поэмы «Ватек» и «Искусственный рай», а также несколько фортепианных пьес. Его плодотворное творчество включает пять симфоний, скрипичный концерт и множество вокальных произведений.
Другие композиторы
[ редактировать ]На рубеже 20-го века другими значимыми композиторами являются Франсиско де Ласерда (1869–1934), Оскар да Силва (1870–1958), Луис Коста (1879–1960) и Антониу Фрагосо (1897–1918). Ласерда был также известным режиссером-специалистом французского и русского репертуара. Он стал ассистентом Винсента д'Инди в Schola Cantorum в Париже. Его музыкальный язык очень близок языку Форе и Дебюсси.
Режим Estado Novo
[ редактировать ]Военный переворот 1926 года установил в Португалии диктатуру (самоназванную Estado Novo , «новое государство»), которая определяла жизнь Португалии на протяжении почти полувека. В русле европейского фашизма понятие культуры заменяется понятием пропаганды. Эта пропаганда достигла своего максимального апогея к столетнему юбилею национальности в 1940 году; Затем театр Сан-Карлос был вновь открыт после реставрации оперой полуофициального композитора режима Рюя Коэльо. Любопытно, что самой важной фигурой португальской музыкальной жизни того периода является композитор, который открыто оспаривал режим и его эстетические ориентации и который, как следствие, был вынужден осуществлять всю свою деятельность вне институциональных рамок: Фернандо Лопиш Граса.
Лопес Граса
[ редактировать ]Фернандо Лопес Граса (1906–1995) учился у Томаса Борбы, Луиса де Фрейтаса Бранко и Вианны да Мотта в Национальной консерватории и закончил Высший курс композиции в 1931 году. Он пытался получить должность в этом учреждении, но был арестован по политическим причинам, и это место ему не было уступлено.Некоторое время он преподавал в Музыкальной академии в Коимбре, а в 1937 году на свои средства поехал в Париж, где изучал музыковедение. Там он сочинил первые произведения своей музыкальной зрелости (2-я соната для фортепиано, квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано). Вернувшись в Португалию в 1939 году, Лопиш Граса преподавал в Музыкальной академии в Лиссабоне. Из его произведений стоит упомянуть многочисленные гармонизации или адаптации популярных португальских песен для хора или солиста, песни для голоса и фортепиано на стихи самых выдающихся португальских поэтов, многочисленные политические песни, а также симфоническую музыку, камерную музыку. производство музыки и фортепианной музыки. Лопес Граса вместе с корсиканским этнологом Майклом Джакометти предпринял систематическое исследование португальской народной музыки, которую он усвоил и тщательно использовал в своей музыкальной речи. Его взгляд на фольклор далек от режимного буколического или живописного взгляда, скорее усиливая суровые аспекты сельской жизни.Современники Лопеса Грасы обычно выбирают более миролюбивый консервативный «неоклассический» стиль: это были случаи Армандо Хосе Фернандес (1906–1983), Хорхе Кронер де Васконселос (1910–1974), Фредерико де Фрейтас (1902–1980), Жоли Брага Сантос (1924–1988) и Клаудио Карнейро (1895–1963).
Современные тенденции
[ редактировать ]Переворот 25 апреля 1974 года восстановил демократию в Португалии. С тех пор страна пережила большое развитие, особенно после присоединения к Европейскому экономическому сообществу (ныне Европейский Союз) в 1986 году. Интеллектуальная и культурная жизнь претерпела особые улучшения. Музыка также выиграла от увеличения числа консерваторий и высших специализированных школ в контексте свободы, а также от распространения музыкальных фестивалей. Роль Фонда Галуста Гюльбенкяна (основанного в 1953 году) имела выдающееся значение во всех аспектах культурной жизни, особенно в музыкальной.
Ссылки
[ редактировать ]- Нери, Руй Виейра и Кастро, Паулу Феррейра де, История музыки, 2-е издание, «Синтез португальской культуры», Лиссабон: Imprensa Nacional Casa da Moeda (1999).
- Бранку, Жоау де Фрейтас, História da Música Portuguesa, 3-е издание, Лиссабон: Publicações Europa-América (1995)