Арнольд Шлик
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2022 г. ) |
Арнольд Шлик (18 июля?, [1] в. 1455–1460 — после 1521) — немецкий органист , лютнист и композитор эпохи Возрождения . Он принадлежит к числу композиторов, известных как Колористы . Скорее всего, он родился в Гейдельберге и к 1482 году зарекомендовал себя как придворный органист Пфальцского курфюршества . Высоко уважаемый как своим начальством, так и коллегами, Шлик играл на важных исторических событиях, таких как избрание Максимилиана I королем римлян , и на протяжении всей своей карьеры пользовался большим спросом в качестве консультанта по органам. Последние известные упоминания о нем относятся к 1521 году; обстоятельства его смерти неизвестны.
Шлик был слеп большую часть своей жизни, возможно, с рождения. Однако это не помешало ему публиковать свои работы. Он наиболее известен благодаря Spiegel der Orgelmacher und Organisten (1511 г.), первому немецкому трактату о строительстве органов и игре на них. Эта работа, имевшая большое влияние в XVI веке, была переиздана в 1869 году и сегодня считается одной из самых важных книг такого рода. [2] Среди сохранившихся сочинений Шлика — Tabulaturen etlicher lobgesang (1512), сборник органной и лютневой музыки, а также несколько рукописных произведений. Пьесы для лютни — в основном настройки популярных песен — являются одними из первых опубликованных; но органная музыка Шлика имеет еще большее историческое значение. Он отличается сложной техникой cantus Firmus , множеством действительно независимых линий (до пяти, а в одном случае и десяти голосов) и широким использованием имитации. Таким образом, он примерно на сто лет предшествует развитию музыки барокко , что делает Шлика одним из самых важных композиторов в истории клавишной музыки. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Записи о ранней жизни Шлика скудны: он жил и работал в Гейдельберге , который был почти полностью разрушен во время Войны Великого Альянса , поэтому со времени рождения Шлика почти не сохранилось записей. Тем не менее лингвистический анализ его сочинений показал, что Шлик, скорее всего, был родом из окрестностей Гейдельберга. [4] а недавние исследования показали, что Шлик, скорее всего, родился в семье гейдельбергского мясника, чья фамилия, возможно, была Сликсупп. Если родители Шлика следовали современному немецкому обычаю называть детей в честь святого, в день которого они родились, Шлик, должно быть, родился 18 июля, в день святого Арнольда . Что касается года рождения, поскольку Шлик женился в 1482 году и к 1520 году назвал себя «стариком», то он, вероятно, родился между 1455 и 1460 годами. [1] Шлик был слепым большую часть своей жизни и, возможно, родился слепым.
Никаких документов об ученичестве Шлика не сохранилось. Его учителями могли быть Иоганнес фон Зост и никому не известный «Петрус Органиста де Оппенгейм», как и Конрад Пауман , хотя бы на короткое время, когда он (возможно) посетил Гейдельберг в 1472 году. [5] Самое раннее упоминание о месте работы Шлика содержится в его брачном контракте: в 1482 году он женился на Барбаре Штруплерин, служанке сыновей курфюрста Филиппа , и в контракте он указан как придворный органист. Шлик и его семья жили в доме на Бургвег, дороге, ведущей к Гейдельбергскому замку (хотя к 1482 году Шлик уже унаследовал дом своего отца в Гейдельберге). [6]
Карьера
[ редактировать ]Шлик, очевидно, пользовался большим уважением у начальства. К 1509 году он был самым высокооплачиваемым музыкантом при дворе с зарплатой почти вдвое выше, чем у следующего по величине музыканта, и сравнимой с зарплатой придворного казначея . [7] Очевидно, эта позиция утвердилась уже к 1486 году, когда Шлик выступал на выборах эрцгерцога Максимилиана королем римлян во Франкфурте 16 февраля того же года (Шлик, возможно, также выступал на коронации Максимилиана шестью неделями позже). [8] Именно на этих выборах Шлик, должно быть, впервые встретился с Полем Хофхаймером . То ли в 1489, то ли в 1490 году (точный год неизвестен) Шлик отправился в Нидерланды : он упоминает об этом путешествии в своем предисловии к Tabulaturen etlicher lobgesang , но его причины остаются неясными. Недавние исследования выявили доказательства выплат Электората Пфальца властями Утрехта другим музыкантам , и хотя никаких упоминаний о поездке двора в Утрехт в 1489–1490 годах обнаружено не было, вполне возможно, что такое путешествие действительно имело место. Более старая версия мотивов Шлика заключалась в том, что он отправился в Нидерланды, чтобы спастись от чумы , опустошавшей тогда территорию Гейдельберга. [9]
В октябре 1503 года король Кастилии Филипп I посетил Гейдельберг, приведя с собой большое толпу, в которую входили композиторы Пьер де ла Рю и Александр Агрикола , а также органист Генри Бредемерс . Шлик почти наверняка встречался с этими музыкантами и, вероятно, играл на органе во время мессы, состоявшейся во время визита Филиппа. [10] Следующий известный современный отчет, в котором упоминается Шлик, датирован 23 февраля 1511 года, когда он играл на свадьбе Людовика V, курфюрста Палатина и Сивиллы Баварской. О других выступлениях Шлика ничего определенного неизвестно. Мы знаем, что он присутствовал на одной из диет в Вормсе либо в 1509 году, либо на знаменитой диете 1495 года . присутствие неназванного придворного гейдельбергского лютниста в Базеле в 1509 году, и, поскольку Шлик был опытным лютнистом, это мог быть он. Задокументировано [11] В 1516 году Шлик посетил Торгау по неизвестным причинам ; возможно, он играл там на органе и, по-видимому, снова встретил Хофаймера, поскольку последний в то время был придворным органистом Торгау. [12]
В 1511 году был опубликован органный трактат Шлика « Spiegel der Orgelmacher und Organisten» («Зеркало строителей органов и органистов»). Книга была издана в Шпейере ; это первый известный немецкий трактат по строению и исполнению органов, который оказал большое влияние в Германии. [13] Также в 1511 году сын Шлика Арнольд Младший умолял своего отца опубликовать хотя бы часть его музыки; отец подчинился и в следующем году опубликовал Tabulaturen etlicher lobgesang und Lidlein uff die orgeln un lauten (« Табулатуры [нескольких] песнопений и песен для органа и лютни»), сборник органной и лютневой музыки. Некоторые биографические подробности можно найти в предисловии к последней работе (которое представляет собой письмо Арнольта Младшего к отцу) и ответе Шлика. Шлик пишет, например, о своем путешествии в Нидерланды и о ссоре, которую он имел с Себастьяном Вирдунгом либо в 1495, либо в 1509 году. Шлик, по-видимому, встретил Вирдунга в Вормсе в 1495 или 1509 году и каким-то образом помог ему. Несколько лет спустя в своем трактате Musica getutscht (1511) Вирдунг высмеивал приверженность Шлика мнению, что черные клавиши следует считать musica ficta , и делал грубые замечания по поводу слепоты композитора. В предисловии к Tabulaturen etlicher lobgesang Шлик парирует с упоминанием многочисленных ошибок Вирдунга в музыкальных примерах из Musica gotutscht и осуждает неблагодарность Вирдунга. [14] [15] Шлик также упоминает о своих планах опубликовать еще один музыкальный сборник, но никаких следов такой публикации не известно. [16]
На протяжении всей своей жизни Шлик пользовался большим спросом как консультант по органам. Самое раннее упоминание о его деятельности в этой области относится к 1491 году, когда он осматривал инструменты Страсбургского собора . О таких поездках сохранилось еще двенадцать отчетов: среди прочего, Шлик вынес суждения об органах в церкви Св. Георгия, Хагенау , Шпейерском соборе и Штифтскирхе, Нойштадт-ан-дер-Вайнштрассе . [17] Последнее упоминание о Шлике относится к 1521 году, когда он исследовал орган в церкви Святого Георгия в Агно. Эта работа, по-видимому, выполнялась в период с декабря 1520 по январь 1521 года, и примерно того же времени сохранилось письмо от Шлика Бернардо Клезио , епископу Трентскому ; Шлик прислал Клезио два набора хоральных настроек. После этого Шлик исчезает из истории. В 1524 году вместо него был нанят другой органист. [18]
Сочинения
[ редактировать ]Трактат Шлика об органостроении и игре на органе « Spiegel der Orgelmacher und Organisten» («Зеркало строителей органов и органистов») был опубликован в 1511 году в Шпейере Питером Драхом. До наших дней сохранилось всего два экземпляра. [19] но книга уже давно признана одной из самых важных в своем роде. « Шпигель» — самый ранний немецкий органный трактат. [14] а также первая книга по музыкальным вопросам, пользовавшаяся императорской привилегией (выпущенная императором Максимилианом для защиты прав Шлика). [20] Он имел широкое влияние в империи Максимилиана, но устарел к 17 веку из-за достижений в области изготовления органов. После многих лет забвения « Шпигель» был переиздан в 1869 году, и с тех пор интерес к нему растет: краткое изложение его содержания на современном языке появилось в 1870 году, полный перевод на современный немецкий язык появился в 1931 году, а частичный английский перевод впервые появился в 1869 году. стал доступен в журнале Organ Institute Quarterly , опубликованном между 1957 и 1960 годами, а полный английский перевод последовал в 1980 году. Факсимильные издания трактата появились еще в 1959 году. [21]
Книга Шлика начинается с предисловия, состоящего из трех частей: композитор сначала благодарит своих покровителей, затем кратко обсуждает природу музыки и, наконец, описывает цель «Шпигеля» : он не был предназначен для органистов и/или производителей органов, как может показаться. из титула, а для тех церковных и монастырских начальств, которые хотели купить орган или доверили ему его попечение. [22] Замечания Шлика о природе музыки аналогичны замечаниям в других музыкальных трактатах того времени: он цитирует, как и многие другие авторы того периода, Библию , Аристотеля , Боэция , Асклепиада из Вифинии и Гвидо из Ареццо . Цитаты из этих источников подтверждают собственные взгляды Шлика: музыка оказывает глубокое воздействие на слушателей и может исцелить как тело, так и дух. Шлик также хвалит орган как лучший музыкальный инструмент, аргументируя это тем, что обширная полифония, состоящая из шести или семи частей, может быть исполнена на органе одним человеком. [23]
За предисловием следуют десять глав, которые охватывают практически все аспекты изготовления органов: настройку, конструкцию клавиш, изготовление ящиков, мехов, упоров и т. д.; обсуждается даже положение инструмента в церкви и его украшения (точка зрения Шлика состоит в том, что чрезмерные украшения нежелательны). Среди прочего Шлик описывает свой «идеальный» орган, который представляет собой двухмануальный инструмент с восемью-десятью стопами для Hauptwerk, четырьмя для Rückpositiv и четырьмя педальными : [24]
Основная работа | Обратный позитив |
Директор 2-го и более ранга | Главный (деревянные трубы) |
«длинная октава» | маленький драгоценный камень |
«широкий драгоценный камень», на октаву выше основных частот. | маленькая смесь |
Зимбель | Зимбель без Тиерса |
большая смесь припева | |
Рид перестань "подражать шауму " | Педаль |
Хюльце Глетчер | Директор (из Хауптверка) |
Цинк или Корнетт | Октаф |
Флажоле, ? из 2' | Октава и смесь (из «Хауптверка») |
Царственная остановка | Труба или тромбон |
Он подчеркивает, что каждая остановка должна иметь отчетливое звучание, легко отличающееся от всех остальных, и что исполнителям следует эффективно использовать контрастные оформления. [25] Некоторые из остановок, упомянутых Шликом, трудно точно определить из-за возраста трактата и изменений, произошедших в органостроении с 16 века. Пожалуй, самым загадочным является hůltze gletcher , упор с ударным звуком, которым Шлик восхищался и сравнивал с «миской, по которой праздные подмастерья ударяют ложками». [26] Однако описания других остановок, сделанные Шликом, также требуют интерпретации; например, он описывает Rückpositiv Zimbel словами «кишки поводья Zymmelein» , «хороший чистый Zimbel», из чего более поздние авторы делают вывод об отсутствии рангов Tierce. [27] Объяснения Шлика о своем «идеальном» органе также многое говорят о современных музыкальных взглядах. Например, он рекомендует компас Фа'', чтобы дать «хорошую независимую басовую партию», и заявляет, что педаль не должна состоять исключительно из низких субоктавных стопов, поскольку это, по-видимому, «перевернуло бы гармонию». ссылка на возросшую роль педали в исполнении мелодии cantus Firmus , которая считалась теноровой линией, теперь освобожденной от средневекового подчинения. [28]
Самая обсуждаемая часть « Шпигеля» — его вторая глава, посвященная органной высоте . Чтобы проиллюстрировать, как следует настраивать орган, Шлик указывает длину трубы, произнося «фа» — нижнюю ноту своего компаса. Для этого на полях печатается линия, а длина трубы равна 16-кратной длине этой линии. В прошлом предлагались многочисленные оценки, и некоторые ученые (в первую очередь Артур Мендель) действительно сомневались в том, правильно ли длина рассматриваемой линии отображалась во время печати. Сегодня большинство ученых сходятся во мнении, что трубка будет издавать звук чуть более чем на целый тон ниже современной фа. [29] Темперамент , который защищает Шлик, является нерегулярным, близким к среднему ; основные трети немного шире, чем чистые. [30] Шлик отказался от клавиатур с разделенными случайностями . [31]
Музыка
[ редактировать ]Органная музыка
[ редактировать ]Органная музыка Шлика сохранилась в двух источниках: печатном сборнике Tabulaturen etlicher lobgesang (1512 г.) и письме, которое Шлик отправил Бернардо Клезио около 1520–1521 гг. Tabulaturen содержит десять композиций для органа: постановку Salve Reginа (пять куплетов), Pete quid vis , Hoe Loseleck , Benedictus , Primi toni , Maria zart , Christe и три постановки Dapacem . Из них Salve Reginа и Dapacem полностью аутентичными являются только настройки . Большая часть остальной музыки стилистически неотличима от современных вокальных произведений других композиторов; следовательно, некоторые произведения могут быть интабуляциями произведений других композиторов. [32] Однако по состоянию на 2009 год модели ни одного из произведений неизвестны, поэтому авторство Шлика остается неоспоримым. [14]
Декорация «Сальве Регина» — одна из самых важных работ Шлика. В отличие от большинства предшествующих и современных органных композиторов, Шлик имеет тенденцию использовать четыре голоса, а не три, и в первом куплете есть случаи использования двух голосов на педали - неслыханная для того времени техника. Сеттинг Шлика также выделяется тем, что в значительной степени полагается на имитацию, последовательность и фрагментацию мотивов - приемы, которые редко так последовательно использовались в органной музыке того времени. Первая часть начинается с подражательного изложения оригинальной темы с необычайно широким (для подражательной темы) диапазоном двенадцатой части и переходит к свободному контрапункту с примерами фрагментов исходной темы. Части 2 и 3 ( Ad te clamamus и Eya ergo ) начинаются с подражательной обработки cantusfirmus , а начало Eya ergo представляет собой один из самых ранних примеров предварительной имитации:
Эта техника, в которой мотив, обработанный подражательно, «предвещает» вход cantusfirmus, позже сыграла важную роль в развитии органного хорала. [33] Методы Шлика по созданию дополнительных мотивов также обращены к гораздо более поздней стадии эволюции, а именно к методам, использованным Яном Питерсооном Свелинком . [33] Исследователь старинной музыки Вилли Апель , автор самого раннего комплексного анализа клавишной музыки Шлика, пишет:
Шлика «Бальзам» — один из поистине величайших шедевров органного искусства, возможно, первый, заслуживающий такого ранга. В нем еще дышит строгий дух Средневековья, породившего столько замечательных произведений, но уже действуют новые силы, придающие этому сочинению новую полноту выражения и звучания. [34]
Шлика Три настройки темпа Da не называет их циклом также смотрят в будущее, потому что, хотя Шлик нигде в Табулатурне , расположение cantusfirmus предполагает, что эти три настройки являются частью большого плана. Антифон находится в дисканте в первой настройке, в теноре во второй и в басе в третьей. Подобные планы наблюдаются в хоральных вариациях Свелинка и более поздних композиторов. Технически настройки Шлика демонстрируют технику контрапункта, аналогичную технике Сальве Регина . [35]
Шлика «Бенедикт» и «Христа» — это трехголосные постановки массовых движений. Первый был назван «первым органным ричеркаром ». [36] из-за того, что он использовал подражание поистине фугомальным образом, [37] но остается неясным, является ли эта композиция оригинальным произведением Шлика или интабуляцией вокального произведения другого композитора. [38] Произведение состоит из трех частей, первая из которых начинается фугальной экспозицией, а вторая представляет собой канон между внешними голосами. Шлика «Христос» построен более свободно: хотя имитация используется повсюду, в ней нет фугальных экспозиций или канонических техник. Пьеса начинается с длинной двухголосной части. В других органных пьесах Табулатурена используются различные методы, большинство из которых основаны на имитации (за заметным исключением Primi toni , название которого также необычно и которое просто указывает на тон, но не на cantus Firmus). Например, установка Шлика « Марии зарт» (немецкая песня, которую Якоб Обрехт использовал для «Мисса Мария зарт» , одной из самых длинных когда-либо написанных полифонических настроек «Мессы Ординарии») делит мелодию на тринадцать фрагментов, обрабатываемых подражательно один за другим. [39] Подобная процедура, только с использованием более длинных фрагментов мелодии, используется в Hoe Loseleck , пьесе, основанной на песне, которая, возможно, имела светский характер. Pete quid vis , произведение неизвестного происхождения и назначения, состоит из большого количества различных обработок одной темы, которые либо трактуются подражательно сами по себе, либо сопровождаются независимо придуманными подражательными отрывками. [40]
Письмо Шлика Бернардо Клезио содержит его единственные известные поздние работы: набор из восьми настроек последовательности стиха Gaude Dei genitrix (из рождественской последовательности Natus ante saecula ) и набор из двух настроек Вознесения антифона Ascendo ad Patrem meum . [41] Оба набора имеют дидактические цели. Настройки Gaude Dei genitrix устанавливают различные способы усиления двухголосной настройки, в которой пение сопровождается умеренно орнаментированным контрапунктом, путем дублирования обеих строк в параллельных третях, четвертях или шестых долях. Пьесы, которые, возможно, предназначались для голосов, а не для органа. [42] диапазон настроек от трех до пяти голосов. Сам Шлик отметил дидактический аспект, написав, что он «нашел и установил для каждой обстановки отдельные правила, которые настолько ясны, что будет легко установить все песнопения одинаково». Его настройки Ascendo ad Patrem meum служат другой цели, но также представляют собой миниатюрную энциклопедию: первая настройка двухголосная (и, следовательно, самая базовая из всех возможных настроек), тогда как вторая - десятиголосная (и, следовательно, самая продвинутая). всех возможных настроек). Десятиголосное произведение уникально в органном репертуаре как по полифоническому размаху, так и по педальной технике. [43]
Настройки лютни
[ редактировать ]Tabulaturen etlicher lobgesang - самый ранний обширный источник немецкой лютневой музыки, а также один из первых известных опубликованных сборников лютневой музыки. [44] Всего пятнадцать лютневых пьес, двенадцать из которых — дуэты для голоса и лютни. Произведения организованы по сложности, что отражает дидактический аспект Табулатурена . [45] Любопытно, что Шлик не включает инструкции по выполнению, которые являются обычным явлением в большинстве более поздних немецких публикаций. [45] и более того, никаких текстов не включено, хотя большую часть можно найти в современных источниках — есть только три песни, уникальные для Tabulaturen ( Meinlieb ist weg , Philips zwolffpot и All Ding mit radt ). Почти все песни представляют собой настройки немецких полифонических песен на светские тексты. Есть два исключения. Первый, Мецкин Исаак , может быть нидерландского происхождения, и есть вероятность, что Шлик выучил эту пьесу из Петруччи » «Harmonice Musices Odhecaton . Это означало бы, что Шлик позаимствовал идею подать заявку на получение императорской привилегии для «Шпигеля» и «Табулатурена» у Петруччи. [46] Вторым исключением является All Ding mit radt , который отличается от любого другого произведения в Tabulaturen : он опирается не на фразовую структуру песни, как другие настройки, а скорее на мотивные и гармонические принципы. Кроме того, в отличие от других настроек лютни, здесь не используется тактовая форма . [47]
В большинстве настроек Шлик использует смешанную систему обозначений: верхняя часть обозначается мензурально , а нижняя часть дается в виде табулатуры. [49] В то время эта практика редко использовалась в Германии, но она появляется во многих современных французских и итальянских источниках, таких как коллекции фроттол Франциска Боссиненсиса (1509–1511) или Маркетто Кара (около 1520 г.), а также Пьера Аттаньяна публикации . (конец 1520-х гг.). [50] Еще одним важным отклонением от немецкой нормы является склонность Шлика помещать cantusfirmus в самую высокую часть, Discantus, тогда как нормой для немецкой Lieder была cantus Firmus в теноре.
Как это обычно бывает с лютневыми интабуляциями , ни одна из настроек Шлика не соответствует полностью своим моделям. Изменения варьируются от добавления скромных орнаментов, как в Nach lust или Vil Hinderlist , до вставок нового материала, как в Mein M. ich hab и Weg wart dein art . [51] Одно особенно важное изменение происходит в интабуляции Шлика Hertzliebstels pild , в которой Шлик пытается создать своего рода словесную живопись : слова «mit reichem Schall» («с богатым звуком / великолепием») иллюстрируются усилением ритмической активности. [52] Все три настройки лютни соло выполнены в трех голосах и представляют собой три различных способа трехголосной интабуляции. All Ding mit radt содержит множество двухголосных отрывков и, таким образом, служит введением в исполнение трехголосной музыки. Wer gnad durch klaff — одна из самых простых интабуляций Шлика, в которой большая часть исходного материала использована без изменений. Наконец, Weg wart dein art представляет собой свободную интабуляцию с многочисленными орнаментами, фигурами и другими украшениями. [53] Подавляющее большинство лютневых пьес Шлика не являются исключительно виртуозными, и их несколько легче исполнять, чем почти современную лютневую музыку Ганса Нойсидлера и Ганса Юденкенига ; однако произведения в « Табулатуране» не могут использоваться в качестве основы для оценки техники Шлика, поскольку книга имела дидактический аспект, и Шлик планировал второй том с более сложной и трудной музыкой. [54]
Влияние
[ редактировать ]Шлик имел огромное значение в ранней истории органной музыки в Германии. Он был очень востребованным консультантом по органам, и, хотя его слепота не позволяла ему выполнять большую часть строительства, он был тесно связан с производителями органов в качестве консультанта; он тестировал новые органы, широко выступал и пользовался сильным влиянием среди других композиторов того времени. Его метод переплетения контрапунктических линий вокруг cantus Firmus , заимствованный из хоральной мелодии, можно рассматривать как предзнаменование развития хоральной прелюдии в более позднем возрасте. Шлика можно рассматривать как первую фигуру в длинном пути развития, кульминацией которого стала музыка И.С. Баха более двухсот лет спустя.
Список работ
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]- Табулатуры нескольких песнопений и песен для органа и лютни («Табулатуры нескольких песнопений и песен для органа и лютни», Майнц, 1512 г.):
- Органные произведения: Слава королеве , Мы взываем к тебе , Eya ergo advocata , Opia , О сладкая Мария , Спрашивай, что хочешь , Hoe Loseleck , Бенедикт , Primi toni , Maria zart , Christe , Дай мир (1), Дай мир (2) ), Дайте мир (3).
- Работает для лютни: Мой М. У меня есть , Купидон есть , Hertzliebstes pild , Я хочу этого , Вил хинтерлист , Хотелось бы, чтобы это было , Моя дорогая ушла , Я кричу и ругаюсь , Мецкин Исаак , Philips двенадцатифпот , Теперь у меня есть все мои день слышал , Мария нежная , всё с радотом , кто зияет с изяществом , так было твое искусство .
- Письмо Бернардо Клезио (конец 1520 – начало 1521 г.):
- Я восхожу к моему Отцу из 2, для органа
- Я поднимаюсь к своему Отцу в 10, для органа
- Gaude Dei genitrix , 8 настроек по 3–5, для органа
- 2 песни, 4вв
- Ми-ми , фрагмент, возможно, из утраченной массовой установки [55] (при 3-х (или более) голосах сохраняются только партии сопрано и баса)
Сочинения
[ редактировать ]- Зеркало органщиков и органистов, Шпейер, 1511 г.
Примечания, цитаты и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кейл 1989, 110–11.
- ^ Оуэн 1999, 24: называет трактат «бесценным». Словарь Нью-Гроува (Оуэн, Уильямс, Гроув) посвящает ему целую главу.
- ^ Апель 1972, 91: «Он выступает [...] как один из величайших мастеров, оставивших свой след в истории органной музыки [...] творчество, которое уступает Фрескобальди или Баху только в количестве».
- ^ Питч 1963, 686–87, 694–95.
- ^ Кейл 1989, 112.
- ^ Кейл 1989, 111–12.
- ^ Кейл 1989, 135–36.
- ^ Кейл 1989, 113–17.
- ^ Кейл 1989, 118–19.
- ^ Кейл 1989, 120.
- ^ Кейл 1989, 122–23.
- ^ Кейл 1989, 126.
- ^ Оуэн, Уильямс, Гроув.
- ^ Перейти обратно: а б с Маркс, Гроув.
- ^ Для получения дополнительной информации о полемике между Вирдунгом и Шликом см. Lenneberg 1957.
- ^ Кейл 1989, 237.
- ^ Кейл 1989, 128–29.
- ^ Кейл 1989, 141.
- ^ Кейл 1989, 161.
- ^ Кейл 1989, 162–63.
- ^ Кейл 1989, 155–56.
- ^ Кейл 1989, 173.
- ^ Кейл 1989, 169–171.
- ^ Следующая таблица адаптирована из книги Оуэна, Уильямса, Гроува.
- ^ Кейл 1989, 189–198.
- ^ Кейл 1989, 193.
- ^ Уильямс, Питер (1980). Новая история органа . Фабер и Фабер. п. 72. ИСБН 0-571-11459-8 .
- ^ Уильямс, Питер (1980). Новая история органа . Фабер и Фабер. стр. 73–74. ISBN 0-571-11459-8 .
- ^ Кейл 1989, 184–187.
- ^ Кейл 1989, 201: резюмирует Линдли 1974.
- ^ Кейл 1989, 201.
- ^ Кейл 1989, 293.
- ^ Перейти обратно: а б Обращение 1972, 85.
- ^ Апелляция 1972, 87.
- ^ Кейл 1989, 326.
- ^ Это описание было дано Готхольдом Фротшером в его «Истории игры на органе и органной композиции» (Берлин: Макс Гессе, 1935), том 1, стр. 100
- ^ Апелляция 1972, 88.
- ^ Кейл 1989, 329–330. Апель 1972, 88: произведение «по всей вероятности [...] является транскрипцией»; причина претензии не указана.
- ^ Апелляция 1972, 89.
- ^ Кейл 1989, 337–338.
- ^ Кейл 1989, 378–379.
- ^ Кейл 1989, 381–382.
- ^ Апелляция 1972, 89–91.
- ^ Кейл 1989, 231.
- ^ Перейти обратно: а б Кейл 1989, 238.
- ^ Кейл 1989, 246.
- ^ Кейл 1989, 248.
- ^ Кейл 1989, 123; об этом факте упоминает сын Шлика.
- ^ Кейл 1989, 232.
- ^ Кейл 1989, 276.
- ^ Кейл 1989, 252.
- ^ Кейл 1989, 261–262.
- ^ Кейл 1989, 262–264.
- ^ Кейл 1989, 270.
- ^ Питч 1963, 694.
Цитируемые источники и другие источники
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Кейл, Стивен Марк. 1989. Арнольд Шлик и инструментальная музыка около 1500 года . Дисс. Университет Дьюка.
- Леннеберг, Ганс. 1957. Раскритикованный критик: Себастьян Вирдунг и его полемика с Арнольдом Шликом , JAMS, x, стр. 1–6.
- Линдли, Марк. 1974. Клавишные темпераменты начала 16 века , MD 28, стр. 129–139.
- Маркс, Ганс Иоахим. 1980. Арнольд Шлик , в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd. ISBN 1-56159-174-2
- Оуэн, Барбара. 1999. Регистрация органной музыки в стиле барокко . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21085-2
- Оуэн, Барбара и Уильямс, Питер (2001). «Орган. Т. 3: «Spiegel der Orgelmacher» Арнольта Шлика ». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Лунелли, Ренато. 1949. Вклад Трентино в музыкальные отношения между Италией и Германией в эпоху Возрождения . Acta Musicologica, 21, стр. 41-70 ( https://doi.org/10.2307/931534 ; https://www.jstor.org/stable/931534 )
- Пицш, Герхард. 1963. Источники и исследования по истории музыки в Избирательном Пфальцском суде Гейдельберга до 1622 года . Академия наук и литературы, трактаты по классу гуманитарных и социальных наук, 1963 год, № 6. Майнц: Издательство Академии наук и литературы в Майнце. (на немецком языке)
- Риз, Гюстав . 1954. Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co. ISBN 0-393-09530-4