Пол Хофхаймер

Пауль Хофхаймер (25 января 1459–1537) был австрийским органистом и композитором. Он был особенно одарён импровизацией , считали его лучшим органистом своего времени , и многие писатели, включая Вадиана и Парацельса ; кроме того, он был одним из двух немецкоязычных композиторов того времени ( вторым был Генрих Исаак ), имевших репутацию в Европе за пределами немецкоязычных стран. Он принадлежит к числу композиторов, известных как Колористы .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Радштадте , недалеко от Зальцбурга. Источники о его молодости несколько противоречивы: Вадиан утверждает, что он был самоучкой, а нюрнбергский гуманист Конрад Селтес утверждает, что он приобрел свою технику при дворе императора Фридриха III . Хофхаймер отправился в Инсбрук в 1478 году и настолько впечатлил эрцгерцога Сигизмунда Тироля, что в 1480 году ему дали пожизненное назначение придворным органистом. Он почти наверняка хорошо знал Генриха Исаака, пока тот был в Инсбруке, поскольку позже в том же десятилетии Исаак стал там придворным композитором.
В 1489 году он начал служить Максимилиану I в качестве органиста, но делал это в дополнение к службе в Инсбруке. В 1498 году, после нескольких лет путешествий, во время которых он посетил саксонский двор курфюрста Фридриха Мудрого , он переехал в Пассау, а в 1507 году перебрался в Аугсбург, где мог быть ближе к Максимилиану. Максимилиан и король Польши сделали его рыцарем и дворянином в 1515 году, присвоив ему титул «Первого органиста императора». Последний переезд Хофхаймера был в Зальцбург, где он оставался органистом Зальцбургского собора до своей смерти.
Жизнь странствующего музыканта при странствующем императорском дворе была суровой. Хофхаймеру приходилось часто передвигаться между Аугсбургом, Веной, Инсбруком и другими городами. Музыканты даже столкнулись со смертельной опасностью, сопровождая императора во время его военных походов. Позже, в 1524 году, когда он уже поступил на службу к архиепископу Зальцбургскому, Хофхаймер в письме к Вадиану утверждал: Ich dannck got, das ich nymmer wye ayn zigeyner umraysen bedorff. [Я благодарю Бога, что мне больше не придется путешествовать, как цыгану.] [ 1 ] [ 2 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Хофхаймер был чрезвычайно одаренным импровизатором, и свидетели свидетельствовали о его непревзойденном даре; он мог играть часами, ни разу не повторяясь: «Можно было бы задаться вопросом не столько о том, как океан получает столько воды, чтобы питать реки, сколько о том, как этому человеку приходят идеи для всех его мелодий». [ 3 ] Однако он был не только музыкантом-исполнителем, но и учителем целого поколения немецких органистов: и знаменитая школа немецких органистов эпохи барокко во многом ведет свое происхождение от Хофхаймера. Кроме того, некоторые из органистов, которых он обучал, отправились в Италию, например, Дионисио Мемно, который стал органистом собора Святого Марка в Венеции, и там передал технику, полученную от Хофхаймера, органистам, которые были частью ранней венецианской школы .
Хотя он был наиболее плодовитым композитором для органа, мало что из этой музыки сохранилось в своем первоначальном виде. Большинство сохранившихся произведений представляют собой либо интабуляции трех- или четырехголосные песни, либо аранжировки ( ) их для клавишных или лютни . Большое количество сохранившихся копий его песен из разных мест Европы, обычно в аранжировках, свидетельствует об их популярности. Несколько сохранившихся пьес для органа демонстрируют дар Хофхаймера составлять полифонические линии вокруг cantus Firmus .
Его немецкий лидер типичен для того времени и обычно имеет тактовую форму , причем одна часть является полифонической, а другая - более аккордовой . Он редко использовал гладкую полифоническую текстуру, которую тогда культивировали франко-фламандские композиторы, такие как Жокен или Гомбер , стиль, с которым он, вероятно, впервые столкнулся в Инсбруке в музыке Исаака.
Хофхаймер был также хорошо известен как консультант по органам и часто давал советы по изготовлению и обслуживанию органов.
День памяти
[ редактировать ]С 1969 года (450-летие со дня смерти императора Максимилиана I) город Инсбрук вручает премию Пауля Хофхаймера за интерпретации органных произведений старых мастеров. На эту премию каждые три года проводится международный конкурс. [ 4 ] [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хойбергер, Рихард Франц Йозеф; Ботстибер, Хьюго; Рейтлер, Йозеф (1906). Музыкальная книга из Австрии (на немецком языке). К. Благочестивый. п. 8 . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Коффи, Хелен (28 мая 2021 г.). «В центре внимания: жизнь императорского музыканта» . Музыкальная жизнь в позднем средневековье в австрийском регионе (на немецком языке) . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Оттмар Лускиниус , цитируется в Манфред Шулер (2001). «Хофхаймер [Хофхаймер, Хоффхаймер, Хоффхаймер, Хофхамер], Пауль [Паулюс, Мейстер Паулс]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.13167 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ «Поль-Хофхаймер-Прейс» . www.innsbruck.gv.at . Город Инсбрук . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Дрексел, Курт; Финк, Моника, ред. (2001). Музыкальная история Тироля (на немецком языке). Том 3. Издательство Университета Вагнера. п. 247. ИСБН 978-3-7030-0451-3 . Проверено 12 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Тобиас Калински: Катулл в изображении и звуке , WBG, Дармштадт 2021, 311–333
Внешние ссылки
[ редактировать ]