Jump to content

Шпейерский собор

Координаты : 49 ° 19'02 "N 8 ° 26'33" E  /  49,3172 ° N 8,4424 ° E  / 49,3172; 8.4424

Шпейерский собор
Императорский собор Базилика Успения и Святого Стефана
Собор Богоматери в Шпейере
Карта
49 ° 19'02 "N 8 ° 26'33" E  /  49,3172 ° N 8,4424 ° E  / 49,3172; 8.4424
Расположение Шпейер
Страна Германия
Номинал Римско-католический
Веб-сайт www .dom-zu-speyer .из
История
Основан 1030
Основатель(и) Конрад II
Посвященный 1061
Архитектура
Функциональное состояние Кафедральный собор
Обозначение наследия Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Стиль романский
Администрация
епархия Шпейерская епархия
Духовенство
Епископ(ы) Карл-Хайнц Виземанн
Тип Культурный
Критерии ii
Назначен 1981 г. (5-я сессия )
Справочный номер. 168
Область Европа и Северная Америка
Свойство 0,558 га (1,38 акра)

Шпейерский собор , официально Императорский собор, базилика Успения и Святого Стефана , на латыни: Domus Sanctae Mariae Spirae (нем. Dom zu Unsererlieben Frau in Speyer ) в Шпейере , Германия, является резиденцией римско-католического епископа Шпейера и является резиденцией римско-католического епископа Шпейера. суфражист Римско-католической архиепархии Бамберга . Собор, посвященный Святой Марии, покровительнице Шпейера («Патрона Спиренсис») и Святого Стефана, широко известен как Kaiserdom zu Speyer (Императорский собор Шпейера). [1] Папа Пий XI возвел Шпейерский собор в ранг малой базилики Римско -католической церкви в 1925 году.

, построенная в 1030 году при Конраде II Внушительная трехнефная базилика из красного песчаника , с восточным концом и высоким сводом 1090–1103 годов, является «кульминацией проекта, который оказал чрезвычайное влияние на последующее развитие романской архитектуры в 11-м веке». и 12 века». [2] Собор считается местом захоронения императоров и королей Салиан , Штауфера и Габсбургов и считается символом императорской власти. [3] [4] Аббатство Клюни находится в руинах, но это самая большая сохранившаяся романская церковь и здание. [5] [6] Это считается «поворотным моментом в европейской архитектуре». [7] один из важнейших архитектурных памятников своего времени [8] и один из лучших романских памятников. [9] [10] [11]

В 1981 году собор был внесен в ЮНЕСКО Список культурно значимых объектов Всемирного наследия как «крупный памятник романского искусства Германской империи ». [2] [12] [13] [14]

История и архитектура

[ редактировать ]

Средний возраст

[ редактировать ]
План и интерьер
План XIX века, показывающий «двухпролётную» систему сводов.
Интерьер с видом на восток

В 1025 году Конрад II приказал построить в Шпейере самую большую церковь христианского западного мира , которая также должна была стать местом его последнего упокоения. Строительство началось в 1030 году на месте бывшей базилики, стоявшей на возвышенном плато прямо у Рейна, но защищенном от паводка. Наряду с Сантьяго-де-Компостела (начало 1075 г.), аббатством Клюни (Клюни III, начало 1085 г.) и Даремским собором (начало 1093 г.), это был самый амбициозный проект того времени. [15] Красный песчаник для здания был доставлен из гор Палатинского леса и, как полагают, был отправлен по руслу Шпейербаха , ручья, впадающего с гор в Рейн в Шпейере. [16] Ни Конрад II, ни его сын Генрих III не дожили до завершения строительства собора. Конрад II умер в 1039 году и был похоронен в соборе, когда он еще строился; Рядом с ним в 1056 году был положен Генрих III. Могилы разместили в центральном приделе перед алтарем.

Почти завершенный, собор был освящен в 1061 году. Эта фаза строительства, названная Шпейер I , состоит из Вестверка , нефа с двумя нефами и примыкающего к нему трансепта . Хор . окружали две башни Первоначальная апсида была круглой внутри и прямоугольной снаружи. Неф был покрыт плоским деревянным потолком, но нефы были сводчатыми, что делало собор вторым по величине сводчатым зданием к северу от Альп (после Аахенского собора ). Он считается самым потрясающим результатом ранней салианской архитектуры и «кульминацией проекта, который оказал чрезвычайное влияние на последующее развитие романской архитектуры в XI и XII веках». [2] [17]

Около 1090 года внук Конрада, император Генрих IV , провел амбициозную реконструкцию, чтобы увеличить собор. Он приказал снести восточные секции и укрепить фундамент на глубину до восьми метров. только нижние этажи и склеп Шпейера I. Нетронутыми остались Неф был поднят на пять метров, а плоский деревянный потолок заменен паховым сводом с квадратными пролетами, одним из выдающихся достижений романской архитектуры. [18] Каждое хранилище простирается на два пролета. Каждый второй пирс был увеличен за счет добавления широкой пилястры или доссерета , которые образовывали систему внутренних контрфорсов. Зацепленные валы появились около 1030 года в зданиях вдоль Луары ( Сен-Бенуа-сюр-Луар , Осер , Лош ), откуда техника распространилась в Нормандию и Рейнскую область. [19]

Единственный современный пример такой системы отсеков находится в церкви Сант-Висенс в Кардоне, Испания . [20] «Двухпролетная система» Шпейера, служащая опорой каменных сводов, была скопирована во многих памятниках вдоль Рейна. [21] Добавление паховых сводов сделало возможным установку окон фонаря без ослабления конструкции. «В результате получился интерьер монументальной мощи, хотя и резкий и призматический по сравнению с современными французскими зданиями, но создающий впечатление римской серьезности , впечатление, особенно подходящее для правителя с политическими претензиями Генриха IV». [22]

Архитектурные детали нефа и картины Иоганна Шраудольфа.

В ходе этих перестроек собор был оборудован внешней карликовой галереей — аркадной галереей, утопленной в толщу стен и представляющей собой естественное развитие слепой аркады . Такие глухие аркады широко использовались в качестве украшений, облицовывая внутренние и внешние стены многих романских церквей. В восточной части Шпейерского собора карликовая галерея и слепые аркады представляли собой «один из самых запоминающихся образцов романского дизайна». [23] Карликовая галерея окружает верхнюю часть апсиды, подчеркивая ее округлую форму, и проходит по всему сооружению ниже линии крыши. Эта особенность вскоре стала фундаментальным элементом романских церквей; [24] он был принят в соборах Вормса и Майнца , а также на фасадах многих церквей в Италии (подробности см. В галерее ниже). «Собор вновь приобрел более скульптурный стиль, типичный для расцвета романского периода». [17] «Трансепт, квадрат хора, апсида, центральная башня и боковые башни были объединены способом и размером, превосходящими все, что было сделано раньше. Все поверхности и края возвышаются без ступеней. Основные элементы внутри комбинации остаются независимыми. ... Шпейер стал образцом для многих других церковных зданий, но был непревзойденным по своему великолепию». [4]

Расширенный собор Шпейер II был завершен в 1106 году, в год смерти Генриха IV. Имея длину 444 римских фута (134 метра) и ширину 111 римских футов (43 метра), это было одно из крупнейших зданий своего времени. [4] Строительство стало политическим вопросом: расширение собора в маленькой деревне Шпейер с населением всего около 500 человек стало откровенной провокацией для папства. Император претендовал не только на светскую, но и на церковную власть, и великолепием и великолепием этого собора подчеркивал это смелое требование. Целью строительства, которая уже была сильным мотивом для Конрада, была «претензия императора на представительную имперскую римскую архитектуру» в свете продолжающейся борьбы с Папой Григорием VII . Таким образом, Шпейерский собор также рассматривается как символ спора об инвеституре . Всего через пять лет после его смерти отлучение Генриха IV было отменено, и его тело было захоронено в соборе в 1111 году. [25]

В последующие столетия собор оставался относительно неизменным. На рисунке 1610 года ​​готическая к северному нефу добавлена часовня, а на рисунке около 1650 года есть еще одно готическое окно в северной стороне Вестверка. На рисунке 1750 г., изображающем собор с разрушенной средней частью, последнее окно отсутствует. Файл:

Вид с юго-запада
Вид на оригинальную западную работу 1606 года.
Новая западная работа Генриха Хюбша, 1854–1858 гг.

Последний правитель был похоронен в соборе в 1308 году, завершив список из восьми императоров и королей, а также ряда их жен:

(Примечание: все восемь этих правителей были королями Германии. Однако, чтобы получить титул императора Священной Римской империи, они должны были быть коронованы папой. Когда отношения между папой и немецким королем были хорошими, их короновали «Imperator Romanum». «или император Священной Римской империи. Когда отношения были напряженными, папы отказались короновать короля как императора. Таким образом, по сути, это были все восемь императоров Священной Римской империи, но четверо из них были «некоронованы».)

Помимо этих правителей, собор является местом упокоения нескольких жен правителя и многих епископов Шпейера.

Современная эпоха

[ редактировать ]

Несмотря на то, что город и собор неоднократно были оккупированы и разграблены, они пережили Тридцатилетнюю войну (1618–1648) с небольшими повреждениями. Во время Девятилетней войны (Пфальцская война за наследство 1688–1697 гг.) жители Шпейера принесли в собор мебель и имущество, сложив все на несколько метров в высоту, надеясь спасти их от французских войск Людовика XIV, мародерствовавших в городе. Но 31 мая 1689 года ворвались солдаты, разграбили императорские могилы и все подожгли. В тот день сгорел почти весь город Шпейер. В пылу пожара обрушилась западная часть нефа, а элементы поздней готики были уничтожены. [12]

Венский рисунок (Венский эскиз, 1610 г.), показывающий готическое дополнение северной стороны.

Во время большого пожара принцы-епископы в стиле барокко Шпейера лишились своей резиденции, и рассматривался план строительства новой резиденции на месте собора. Из-за враждебности жителей Шпейера к епископу было решено построить дворец в Брухзале .

Почти столетие только восточная часть собора была охраняема и использовалась для богослужений. Под руководством Франца Игнаца М. Неймана, сына известного архитектора в стиле барокко Бальтазара Неймана , здание реставрировалось с 1748 по 1772 год. Романский неф был реконструирован, а западная часть перестроена в стиле барокко в оставшейся нижней части. Средств не хватило, чтобы перестроить весь собор в стиле того времени.

Шпейер до 1750 года, обнаруживающий ущерб, нанесенный в 1689 году.

В 1792 году Шпейер был снова оккупирован, на этот раз французскими революционными войсками, и собор снова был разграблен. Во время наполеоновских войн (1803–1815 гг.) собор использовался как конюшня и склад для фуража и других материалов. В 1806 году французы планировали снести здание и использовать его в качестве карьера, чему помешал только епископ Майнца Йозеф Людвиг Кольмар. После побед Наполеона над прусской и русской армиями в битвах при Гроссгершене и Лютцене в 1813 году в Шпейер прибыло около 4000 раненых солдат. После битвы под Лейпцигом их стало еще больше и собор понадобился как армейский госпиталь. [25]

В результате Венского конгресса (1815 г.) Шпейер и Пфальц перешли к Баварии . По повелению короля Людвига I Баварского Иоганн фон Шраудольф и Йозеф Шварцман украсили внутренние стены собора фресками в назарейском стиле (1846–1853). С 1854 по 1858 год преемник Людвига, король Максимилиан II , заменил западную стену в стиле барокко на неороманскую , с двумя высокими башнями и восьмиугольным куполом, напоминающими утраченные, тем самым восстановив общий романский вид собора. Крыши были опущены и покрыты медью. Только готическая ризница сохранила шиферную крышу. Эдуард Роттманнер был органистом церкви с 1839 по 1843 год.

24 сентября 1861 года тогдашний принц Уэльского Соединенного Королевства, принц Альберт Эдвард, который позже станет королем Эдуардом VII , впервые встретил свою жену датского происхождения, принцессу Александру (позже королеву Александру) в Шпейерском соборе.

При проектировании фасада западной конструкции Генрих Хюбш, архитектор раннего историзма , создал неороманский дизайн, который опирался на особенности оригинальной западной конструкции и некоторых других романских зданий, по-разному масштабируя окна и вводя фронтон на фасаде. ряд статуй над главным порталом и полихромная каменная кладка желтого и ржавого цвета песчаника. Эти реставрации совпали с развитием романтизма и немецкого национализма, во время которого многие здания были восстановлены в романском и готическом стиле Священной Римской империи . Шпейерский собор был возведен в ранг национального памятника.

Шпейерский собор с юга

Внутреннее убранство и новая западная конструкция считались выдающимся достижением XIX века. Людвиг I придерживался мнения, что ничего большего, чем эти картины, не было создано. Однако к началу XX века настроения изменились. В 1916 году Георг Дехио был убеждён, что среди всех несчастий, постигших собор, переделки XIX века были не самыми маленькими. немецкий искусствовед [26]

Могилы императоров и королей первоначально располагались в центральном проходе перед алтарем. С течением веков знание точного местоположения было утеряно. В ходе больших раскопок 1900 года могилы были обнаружены и вскрыты, а личности правителей были установлены. Некоторое содержимое, например одежду, можно увидеть в Историческом музее Пфальца рядом с собором. В 1906 году восстановленные гробы были перенесены в недавно построенный склеп, открытый для публики под главным алтарем.

Реставрация собора, начавшаяся в 1957 году, «была направлена ​​как на закрепление конструкции, так и на воссоздание первоначальной атмосферы внутреннего убранства». [17] Часть штукатурки и картин XIX века со стен была снята. Сохранился лишь цикл из 24 сцен из жизни Богородицы между окнами нефа. Фронтоны, которые были удалены из трансепта и хора в эпоху барокко, были заменены с использованием гравюр и образцов в соответствующих зданиях. Изменения в переходе также были отменены, но меры барокко остались в силе по структурным причинам. Также сохранилась изогнутая крыша в стиле барокко на восточном куполе. [25]

Текущее состояние

[ редактировать ]
Шпейерский собор
Восточный конец апсиды, показывающий окружающую галерею.

Шпейерский собор сохранил общую форму и размеры сооружения XI века и, несмотря на значительные потери оригинальной ткани и последовательные реставрации, представляет собой законченное и единое романское здание. Проект во многом соответствует плану, который был разработан в церкви Св. Михаила в Хильдесхайме и установил стандарт, который должен был быть общепринятым в Рейнской области . [2] Он представлял собой высокий сводчатый неф с проходами и куполообразным переходом на востоке, заканчивающимся апсидным алтарем. Горизонтальная ориентация уже указывает на развитие готической архитектуры. Западный конец заканчивается сложной конструкцией, известной как «Ветверк», включая главный портал, что типично для многих романских церквей. Другие немецкие романские церкви, такие как Вормсский собор, имеют апсиду на обоих концах. Внешне силуэт здания уравновешивается двумя парами высоких башен, которые обрамляют неф на западном конце и алтарь на востоке и образуют скульптурную массу с куполом на каждом конце, создавая «равновесие между восточным и западные блоки». [2] Большинство его особенностей снаружи остались прежними, но интерьер претерпел множество обновлений, поддерживающих фундамент, но значительно изменивших интерьер.

Внешний облик собора объединяет правильность размеров проемов. В Шпейере есть самый ранний в Германии пример с колоннадой карликовой галереи , которая окружает все здание, чуть ниже линии крыши. Такая же галерея украшает восточный и западный купола. Проемы в галерее соответствуют размерам парных окон в башнях. Оба купола восьмиугольные, крыша восточного слегка яйцевидная. Башни увенчаны шпилями «Рейнского шлема». Неф, башни и купола покрыты медью, которая со временем приобрела бледно-зеленый цвет, в отличие от розовато-красного строительного камня и полихромии Вестверка.

Внутри неф состоит из двух открытых ступеней с простыми полукруглыми романскими проемами. Аркада имеет опоры простой формы, к каждому из которых прикреплен широкий вал, чередующиеся валы несут каменную арку высокого свода. Образовавшиеся таким образом квадратные ниши имеют паховые своды и оштукатурены. Хотя большая часть штукатурки XIX века была удалена со стен, широкий простор каменной кладки между аркадой и фонарем содержит серию красочных фресок, изображающих Жизнь Богородицы .

Недавно в соборе была проведена фундаментальная реставрация, стоимость которой составила около 26 миллионов евро. Кроме того, фрески Иоганна Шраудольфа , которые были удалены в 1950-х годах, были отреставрированы и теперь выставлены в «Кайзерзале» собора.

Объект всемирного наследия

[ редактировать ]

В апреле 1981 года Шпейерский собор был внесен в ЮНЕСКО Всемирного наследия список культурно важных объектов . Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС) обосновал включение: «Собор Шпейера, а также соборы Вормса и Майнца ( Майнц ) являются крупным памятником романского искусства в Германской империи. В силу своих пропорций он является самым большим и важным; в силу своей истории с чем оно связано – салические императоры сделали его местом своего захоронения». [2] [14] ИКОМОС также считает, что это здание важно для демонстрации эволюции отношения к реставрации с 17 века как в Германии, так и во всем мире. [2]

  • Общая длина: 134 м (от ступенек у входа до внешней стены восточной апсиды)
  • Внешняя ширина нефа (с проходами): 37,62 м (от наружной стены до наружной стены)
  • Внутренняя ширина нефа: 14 м.
  • Высота нефа по вершине сводов: 33 м.
  • Высота восточных шпилей: 71,20 м.
  • Высота западных шпилей: 65,60 м.
  • Длина склепа: восток-запад 35 м; север-юг 46 м Высота: от 6,2 м до 6,5 м
План склепа Шпейерского собора
Склеп Шпейерского собора

На протяжении веков склепы превращались из крошечных комнат в большие полуподземные и очень четко сформулированные склепы залов , которые стали стандартными формами в Италии и Германии, иногда простираясь под трансептами, а также под алтарем. Монументальный склеп Шпейерского собора, освященный в 1041 году, является крупнейшим в Европе склепом с колонными залами в романском стиле, его площадь составляет 850 м. 2 (9149 кв. футов) и высотой ок. 7 м. Сорок два крестовых свода поддерживаются двадцатью цилиндрическими колоннами с простыми подушкообразными капителями. Блоки из песчаника чередуются по цвету между желтым и ржавым, что является типичным дизайном эпохи Салиан и Штауфер и обеспечивает контекст цветовой гаммы фасада XIX века. «Архитектурная ясность совершенно исключительна благодаря точному исполнению базовых карнизов и капителей, а также выразительной системе поперечных арок ». [27] (подробнее см. ниже)

Двойная часовня Святого Эммерама и Святой Екатерины, верхний уровень с проемом вниз.

На южной стороне собора находится двойная часовня (Doppelkapelle) Святого Эммерама (Сен- Мартена ) и Святой Екатерины . Концепция двойной часовни прочно утвердилась к концу 11 века, восходя к временам Карла Великого и широко использовавшаяся в императорских и епископальных часовнях. [28] Строительство часовни в Шпейере началось уже около 1050 года. Часовня Святой Екатерины была построена по случаю дня рождения дочери Генриха III 25 ноября и названа в честь Святой Екатерины Александрийской , одной из Четырнадцати Святых Помощниц . В 1961 году часовня была восстановлена ​​в первоначальном виде как двойная часовня. Две часовни, расположенные друг над другом, соединены отверстием в центре. Сегодня Святой Эммерам представляет собой баптистерий.

На северной стороне собора находится часовня Святой Афры , названной в честь раннехристианской мученицы. Генрих IV построил часовню в ее честь, потому что он родился в день ее памяти. Останки святой Афры были обнаружены в Аугсбурге около 1064 года. Генрих IV был похоронен в неосвященной часовне с 1106 по 1111 год, когда папа Пасхалис II отменил запрет, действовавший с 1088 года. Во время реставрационных работ в 1971 году была найдена страница пергамента. найден в часовне, которая является частью Библии Вульфилы, написанной около 500 г. Сегодня часовня Святой Афры представляет собой скинию .

Первоначально на северной стороне собора было еще пять часовен: Святого Павла , Святой Агнессы , Святого Бернара , Святого Генриха и Святой Марии. Часовня Святой Марии была пристроена к северной стороне собора епископом Матиасом фон Раммунгом в 1475 году. Их руины были разобраны уже в 18 веке. [25]

Колокола

[ редактировать ]

Звон собора состоит из девяти колоколов, из которых четыре больших были отлиты в 1822 году Питером Линдеманном ( Цвайбрюккен ), а пять меньших — в 1963 году Фридрихом Вильгельмом Шиллингом ( Гейдельберг ). Все они содержатся в звоннице собора, расположенной в западном куполе. В Германии колокола всегда нумеруются от большего к меньшему, колокол 1 всегда тенор или бурдон . Четыре самых больших колокола также служат колоколами часов; Колокола 4 и 3 звонят попеременно каждые четверть часа, а колокола бьют 2 и 1 подряд, каждый номер полного часа.

Нет. Имя Номинальный Диаметр
(мм)
Масса
(кг)
1 Максимилиан Иосиф Флавий (Император Белл) Г 0 5350 208
2 Фридерика Вильгельмина Каролина B♭ 0 2600 175
3 Луи Чарльз D♭ 1 1650 147
4 Маттеус де Шандель Ф 1 600 115
5 Колокол Святой Марии A♭ 1 601 95.5
6 Колокол Святого Иосифа B♭ 1 494 90.3
7 Колокол Святой Анны D♭ 2 440 83.3
8 Колокол Святого Пирмина E♭ 2 312 75
9 Отто Ф 2 217 66.7
  • Общая длина: 134 м (от ступенек у входа до внешней стены восточной апсиды)
  • Внешняя ширина нефа (с проходами): 37,62 м (от наружной стены до наружной стены)
  • Внутренняя ширина нефа: 14 м.
  • Высота нефа по вершине сводов: 33 м.
  • Высота восточных шпилей: 71,20 м.
  • Высота западных шпилей: 65,60 м.
  • Длина склепа: восток-запад 35 м; север-юг 46 м Высота: от 6,2 м до 6,5 м

Окружение

[ редактировать ]
Хит Тауэр

Первоначально собор был окружен многочисленными постройками. С юга к нему примыкал монастырь со скульптурой Елеонской горы в центре. На северной стороне располагалась роскошная епископская резиденция. Другие здания поблизости, например, были домом капитула, домом приходского священника, архивами, часовней Св. Николая, городскими укреплениями и т. д. Большинство зданий исчезло после Французской революции. Очертания бывшего монастыря можно рассматривать как тротуар.

Скульптура Елеонской горы была разрушена во время великого пожара 1689 года и осталась в руинах после того, как в 1820 году были разобраны обломки монастыря, чтобы создать открытое пространство. Позже его накрыли крышей, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. Скульптуры дополнил местный скульптор Готфрид Ренн. Внутри горы находится часовня, посвященная Архангелу Михаилу.

На площади в западном конце собора находится большая чаша, известная как Домнапф (букв. «Соборная чаша»). Раньше она обозначала границу между епископской и муниципальной территориями. Каждый новый епископ при своем избрании должен был наполнить чашу вином, а горожане опорожняли ее за его здоровье. [29]

Хит Тауэр

[ редактировать ]

Heidentürmchen — это остатки средневековых городских укреплений, башня и часть стены, расположенные немного восточнее собора. Когда-то он стоял прямо на берегу Рейна, на самом краю плато, к которому примыкала какая-то болотистая местность, которую раньше называли «вересковой».

Зал Антиквариата

[ редактировать ]

Зал был построен к северу от собора для размещения римских находок на территории собора. Он был возведен в стиле неоклассицизма и оказался слишком мал для своего предназначения. Позже были выставлены некоторые пушки, захваченные во время франко-прусской войны 1870/71 года. Сегодня это памятник павшим в двух мировых войнах.

Немецкие почтовые марки с изображением Шпейерского собора

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ speyer.de | Шпейерский собор. Архивировано 13 июня 2006 года в Wayback Machine . Информация с главной страницы. Проверено 5 декабря 2006 г. (на английском языке).
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Международный совет по памятникам и достопримечательностям (апрель 1981 г.). Консультативный орган по оценке Шпейерского собора . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии. Архивировано 30 октября 2020 года в Wayback Machine .
  3. ^ Máté Major: Geschichte der Architektur , Vol. 2, Akadémiai Kiadó, Будапешт, 1979, специальное немецкое издание 1988 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Атлас архитектуры dtv , Том 2, 1981, Deutscher Taschenbuch Verlag, Мюнхен, ISBN   3-423-03021-6
  5. ^ «Шпейерский собор» .
  6. ^ «Императорский собор в Шпейере – Здание» . Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 3 марта 2009 г.
  7. ^ Коул, Эмили, главный редактор, Bulfinch Press, Little, Brown and Co., 2002, Бостон, США, ISBN   0-8212-2774-2
  8. ^ Урсель, Раймонд, Стирлин, Анри: Архитектура мира , Том 4: Романский стиль , Бенедикт Ташен Верлаг, Берлин / Издательство Du Livre, Лозанна, стр. 129
  9. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , стр. 214–215
  10. ^ «Романская архитектура и искусство | Инфоплиз» .
  11. ^ «Романская архитектура и искусство | Энциклопедия.com» .
  12. ^ Перейти обратно: а б «Императорский собор в Шпейере – цифры, названия, факты для тех, кто спешит» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 1 марта 2009 г.
  13. ^ Детард фон Винтерфельд. Романский стиль на Рейне . Штутгарт 2001, с. 66
  14. ^ Перейти обратно: а б «Шпейерский собор» . Welterbestätten Deutschland . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 года . Проверено 5 декабря 2006 г.
  15. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , стр.217.
  16. ^ Шликель, Фердинанд, Шпейер. От Сальян до наших дней, 1000 лет истории города, 2000, Герман Кляйн Ферлг, Шпейер, ISBN   3-921797-60-8
  17. ^ Перейти обратно: а б с "Dombauverein Speyer eV – Dombauverein Speyer eV" Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 8 мая 2006 г.
  18. ^ «Романское искусство и архитектура – ​​девятемсн Энкарта» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Проверено 4 июля 2014 г.
  19. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 139, 192–193
  20. ^ Рэддинг, Чарльз М. и Кларк, Уильям В.: Средневековая архитектура, Средневековое обучение: строители и мастера в эпоху романского стиля и готики, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1992, ISBN   0-300-04918-8 со ссылкой на Хорна, В.: О происхождении средневековой системы заливов, Журнал Общества историков архитектуры 17 (1958): 2–23.
  21. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 211
  22. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 139
  23. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 197-198
  24. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 55
  25. ^ Перейти обратно: а б с д «Императорский и Мариацкий собор в Шпейере» . Иди: Рума . Проверено 7 ноября 2013 г.
  26. Шпейерский собор. Архивировано 13 июня 2006 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 151-152
  28. ^ Стэлли, Роджер: Раннесредневековая архитектура, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 1999, ISBN   0-19-210048-3 , с. 74-75
  29. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Шпили ». Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 693–694.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e88eaa60f0abc3374059bbb5eb7450ed__1713680160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/ed/e88eaa60f0abc3374059bbb5eb7450ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Speyer Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)