Список региональных характеристик романских церквей
Романский стиль — это архитектура Европы, которая возникла в конце 10 века и превратилась в готическую архитектуру в 12 веке. Романский стиль в Англии более традиционно называют норманнской архитектурой .
Этот стиль можно идентифицировать по всей Европе, а некоторые важные архитектурные особенности встречаются повсюду. Есть и другие характеристики, которые сильно различаются от региона к региону.
Большинство сохранившихся зданий — это церкви, некоторые из которых представляют собой очень большие монастырские церкви и соборы. Большинство из них все еще используются, некоторые из них существенно изменились за столетия. [1]
В этом списке представлено сравнение романских церквей, аббатств и соборов разных стран. Во втором разделе описаны архитектурные особенности, которые можно идентифицировать на изображениях основных архитектурных элементов.
Романская архитектура, региональные особенности
[ редактировать ]Особенности романской архитектуры, встречающиеся в разных регионах Европы.
[ редактировать ]- Небольшие церкви, как правило, без приделов, с выступающей апсидой.
- Большие церкви базилики с нефом, окруженным проходами и разделенным аркадой. [2]
- В церквях и соборах аббатства часто были трансепты. [2]
- Круглые арки в аркадах, окнах, дверях и сводах. [3]
- Массивные стены. [3]
- Башни. [2]
- Пирс. [3]
- Толстые колонны. [3]
- Контрфорсы пологого выступа. [3]
- Паховый свод. [3]
- Порталы со скульптурой и лепниной. [3]
- Декоративные аркады как внешний элемент, а зачастую и внутренний. [3]
- Капители подушек. [3]
- Фрески. [3]
Особенности, которые разнообразны по регионам
[ редактировать ]Эти особенности часто имеют сильные местные и региональные традиции. Однако перемещение высшего духовенства, каменщиков и других мастеров привело к тому, что эти традиционные элементы иногда можно было найти в отдаленных местах.
- План земли. [2]
- Фасад.
- Расположение и количество башен. [2]
- Форма башен. [2]
- Наличие и форма шпилей.
- Форма восточного конца. [2]
- Форма колонн. [2]
- Форма пирсов. [2]
- Строительный материал. [2]
- Местное разнообразие декоративных деталей, зависевшее от местных мастеров.
Романские церкви в Италии
[ редактировать ]- Атриум базилики Сант-Амброджо в Милане
- Фасад базилики Сан-Микеле-Маджоре в Павии .
- Пизанский собор с полихромией, галереями, куполом (завершенным позже) и отдельно стоящей колокольней.
- Сан-Дзено, Верона, с четко выраженным фасадом, крыльцом и колесным окном.
- Западный фасад собора Трани с колокольней
- Фасад базилики Сан-Никола в Бари
Влияния
[ редактировать ]- Прероманский стиль демонстрируется в Италии строительством церквей с толстыми стенами из необработанного камня, очень маленькими окнами и массивным крепостным характером.
- Раннехристианская и итальянская византийская архитектура образовала стилистическую связь с архитектурой Древнего Рима , через которую были переданы план базилики и классическая форма колонны. [2]
- Архитектура Северной Италии имеет общие черты с французским и немецким романским стилем. [2]
- Архитектура Южной Италии и Сицилии находилась под влиянием как норманнской , так и исламской архитектуры . [2]
- Строительный камень был доступен в горных регионах, а кирпич использовался для большинства зданий в речных долинах и на равнинах. Наличие мрамора оказало глубокое влияние на отделку зданий. [4]
- Существование и продолжение местного, а не единого правления означало строительство и дальнейшее существование многих романских гражданских зданий и большого количества соборов.
- Сохранилось очень много религиозных построек этого периода, многие из них мало изменились. Другие постройки включают укрепления, замки, гражданские здания и бесчисленные жилые постройки, которые часто сильно перестраиваются.
- Собор Модены с трехапсидальным восточным концом, неглубокими трансептами и квадратной колокольней.
- Интерьер баптистерия Святого Иоанна во Флоренции с полихромной мраморной облицовкой и золотой мозаикой.
- Собор Бари: неглубокая апсида, куполообразный переход, коринфские колонны и галерея метреум.
- Церковь Сант-Амброджо в Милане имеет купольные ребристые своды и контрастирующий красный кирпич и камень.
Характеристики
[ редактировать ]- Большие церкви часто имеют базиличную форму с выступающей апсидой. [4]
- В некоторых крупных церквях есть выступающие трансепты, как в Пизанском соборе. [5]
- Башни стоят отдельно и могут быть круглыми, как в Пизе. [5]
- Окна маленькие. [6]
- Фасад принимает две формы: ту, которая совпадает с базиликальной частью нефа и проходов, как в Пизанском соборе , и ту, которая скрывает форму, как, например, Сан-Микеле, Павия . [6]
- Галереи гномов — распространенная форма украшения фасада, как в Пизанском соборе . [4]
- Фасады и интерьеры ряда церквей облицованы полихромным мрамором, как, например, в Сан-Миниато-аль-Монте . [4] Остальная часть кирпичного фасада обычно оставалась неукрашенной, за некоторыми заметными исключениями, включая Пизанский собор. [5]
- Порталы редко были большими и были квадратными, а не круглыми, как в Сан-Миниато-аль-Монте . Декоративные тимпаны, где они существуют, представляют собой мозаику, фреску или мелкий рельеф, как в Сан-Дзено, Верона . [6]
- Неглубокая рельефная резьба по мрамору была особенностью некоторых фасадов, например, собора Сан-Дзено и Модены.
- Окна-глазки и колеса-окна обычно встречаются на фасадах, как, например, в соборе Сан-Дзено и Модены. [6]
- Порталы иногда перекрываются открытым крыльцом, поддерживаемым двумя колоннами, стоящими на спинах львов в Сан-Дзено, Верона. [4]
- Внутри большие церкви обычно имеют аркады, опирающиеся на колонны классической формы. [6]
- Вертикальным молдингам уделяется мало внимания. [6]
- Поверхность стены над аркадой покрывалась декоративным мрамором, мозаикой или фреской. [5] Галереи, подобные той, что в Пизе, были редкостью, но встречаются в монастырских церквях как галереи монахинь.
- Преобладали открытые деревянные крыши. [6]
- Ребристые своды, когда они используются, большие, квадратные и куполообразные, охватывают два залива, как в Сан-Микеле , Павии и базилике Сант-Амброджо .
- Переход часто покрыт куполом, как в соборе Бари и Пизанском соборе (где купол овальный и более поздний). [6]
- Хор может располагаться над сводчатым склепом, доступным из нефа или проходов, как в Сан-Дзено, Верона. [6]
- Отдельно стоящие многоугольные баптистерии были обычным явлением, как в Пармском соборе и баптистерии Сан-Джованни во Флоренции. [4]
- Монастыри часто имеют множество искусно изогнутых колонн и причудливое украшение мозаичной плиткой, как в романском монастыре древней базилики Святого Павла за стенами в Риме. [5]
- Большие церкви и соборы Южной Италии и Сицилии находились под влиянием нормандской архитектуры, как, например, собор Трани и собор Бари в Апулии . [4]
- Церкви на Сицилии находились под влиянием исламской архитектуры, используя остроконечную арку, как в соборе Монреале и соборе Палермо . [4]
Известные здания
[ редактировать ]- Пизанский собор и комплекс. Тоскана
- Баптистерий Флоренции , Тоскана
- Базилика Сан-Миниато-аль-Монте , Тоскана.
- Санта-Мария-делла-Пьеве , Ареццо
- Базилика Сант-Амброджо , Милан, Северная Италия
- Базилика Сан-Микеле Маджоре, Павия , Северная Италия
- Базилика Сан-Дзено, Верона , Северная Италия
- Собор Модены , Северная Италия
- Анконский собор , Северная Италия
- Сан-Витторе-алле-Кьюзе , Дженга.
- Пармский собор и комплекс, Северная Италия
- Кафедральный собор Трани , Апулия
- Кафедральный собор Бари , Апулия
- Базилика Сан-Никола , Апулия
- Кафедральный собор Палермо , Сицилия
- Монреале собор , Сицилия
- Собор Чефалу , Сицилия
Романские церкви во Франции
[ редактировать ]- Нотр-Дам-дю-Мон-Корнадор, Сен-Нектер, Пюи-де-Дом с многоугольной пересекающейся башней, как у Клюни, плоскими контрфорсами и высокой восточной апсидой с расходящимися низкими апсидами, образующими шевет.
- Аббатство Сен-Жорж, Бошервиль, очень типично для норманнской архитектуры начала XII века с этажами с одинаковыми окнами, слепыми аркадами и парными башенками. Фасад раскрывает форму нефа и проходов.
- Церковь аббатства Ла-Трините в Кане демонстрирует развитие двухбашенного и трехпортального фасада.
- Собор Ангулема имеет фасад с башенкой, который мало что дает представление о форме здания и типичен для юга Франции.
- Базилика Сен-Сернен в Тулузе является типичным примером больших паломнических церквей с двойными боковыми нефами.
Влияния
[ редактировать ]- Монашеские традиции оказали большое влияние на церковную архитектуру: церковь аббатства Клюни , основанная в 910 году нашей эры, была крупнейшей церковью в мире в то время. [7]
- Основание цистерцианского ордена в 1098 году отличалось простотой конструкции и строгостью орнамента. [8]
- В частности, на юге существование римских построек, таких как Пон-дю-Гар, сыграло роль в развитии легендарных аркад и других структурных форм. [8]
- Строительный камень был легко доступен, в том числе высококачественный известняк, пригодный для тонкой резьбы. [8]
- На протяжении большей части периода Нормандия была сравнительно крупной и мощной политической единицей и развивала последовательные стили, которые затронули большую часть северной Франции. [8]
- Церкви к югу от долины Луары демонстрировали значительное разнообразие архитектурных форм и часто не имели приделов. [8]
- Паломничество в Сантьяго-де-Компостела на севере Испании привело к открытию четырех паломнических маршрутов через Францию и созданию множества религиозных домов вдоль этих маршрутов.
- Крестовый поход и паломничество привели к контакту с исламской и византийской архитектурой , которая повлияла на формы ряда церквей, таких как Сен-Фрон, Перигё . [8]
- Развитие ребристых сводов в Сент-Этьене, Кан , и принятие ряда новых техник в одном влиятельном здании, аббатстве Сен-Дени , привели к раннему использованию готических методов строительства и стиля с 1140 года. . [7]
- К этому периоду относится множество церквей аббатства, некоторые из которых сейчас являются соборами или возведены в ранг Малой базилики и являются одними из лучших архитектурных произведений Франции. Есть также многочисленные деревенские церкви, многие из которых мало изменились.
- Церковь Сент-Этьен-Невер представляет собой три этапа нефа: аркаду, галерею и фонарь.
- Сен-Савен-сюр-Гартемп представляет собой высокую апсиду с фонарем и амбулаторию с колоннами классической формы, типичной для южной Франции.
Характеристики
[ редактировать ]- Крупные северные церкви имеют базиличную форму нефа и нефов, разделенных аркадами. [9]
- Большие церкви юга Франции могут быть без проходов, как в соборе Ангулема . [9]
- В церквях обычно есть трансепты. [9]
- Восточный конец часто имеет форму апсиды, почти такой же высоты, как и стены. [9]
- Высокую апсиду все чаще окружали амбулатории, а в более поздних романских церквях появился полностью развитый шевет с расходящимися часовнями.
- В Нормандии две башни на фасаде, обрамляющем неф, стали стандартом для больших церквей и повлияли на последующие романские и готические фасады Северной Франции, Англии, Сицилии и других зданий по всей Европе.
- В церкви аббатства Клюни, а также в парных башнях на западном фасаде было множество больших и маленьких башен. Из них восьмиугольная башня над переходом и меньшая башня-трансепт остались нетронутыми. Эта договоренность должна была повлиять на другие церкви, такие как Базилика Святого Сернина в Тулузе .
- Окна становятся все большего размера и часто совмещены, особенно в монастырях и башнях. [9]
- Фасад принимает две формы: с двумя большими башнями, как, например, в Сент-Этьене, Кан, и экранную форму с двумя небольшими боковыми башенками, как в соборе Ангулема .
- Часто бывает три портала, как в аббатстве Ла-Трините в Кане , слева.
- Убранство фасада богато и разнообразно, главной особенностью которого является центральный портал. [9]
- Большие скульптурные порталы — отличительная черта французского романского стиля. Портал глубоко утоплен, косяки украшены валами и карнизами. Обычно у них есть перемычки, поддерживающие тимпан, вырезанный горельефом. [9]
- В интерьерах для поддержки аркад обычно использовались опоры, а не колонны. Форма опор становилась все более сложной: валы и карнизы переходили в карнизы арки или свода, как в Сент-Этьене-Невере. левый [9]
- В XII веке коринфского стиля. стали использоваться цилиндрические опоры с капителями [9]
- Схема из трех этапов - свода, аркады и фонаря - была создана в 11 веке. [9]
- Каменные своды были предпочтительными для более крупных церквей и первоначально представляли собой цилиндрические или паховые своды , часто с арками, охватывающими неф между сводами. Сводчатые пролеты имеют квадратную форму. [9]
- Самый ранний ребристый высокий свод во Франции находится в Сент-Этьене, Кан (1120 г.). Широкое распространение этого метода привело к развитию готической архитектуры. [7] [9]
- Несколько церквей Аквитании и Анжу покрыты куполами и не имеют приделов, как в Ангулемском соборе . [9]
Яркие примеры
[ редактировать ]- Церковь аббатства Клюни , Клюни , Бургундия-Франш-Конте
- Аббатство Сент-Этьен, Кан , Нормандия.
- Церковь аббатства Ла-Трините , Кан, Нормандия.
- Базилика Св. Сернен , Тулуза , Окситания
- Ангулемский собор , Ангулем , Новая Аквитания
- Сен-Фрон , Перигё , Новая Аквитания
- Нотр-Дам-дю-Пюи , Ле-Пюи-ан-Веле , Овернь-Рона-Альпы
- Церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартем , Сен-Савен-сюр-Гартем , Новая Аквитания
- Аббатство Мадален , Везле , Бургундия-Франш-Конте
- Церковь Святого Филиберта , Турню , Бургундия-Франш-Конте
- Аббатство Сен-Пьер , Муассак , Окситания
- Аббатство Сен-Жорж , Сен-Мартен-де-Бошервиль , Нормандия
Романские церкви в Великобритании и Ирландии
[ редактировать ]- Церковь Святой Марии Богородицы, Иффли , 12 век, демонстрирует детальную резьбу, особенно шевроны, и боковой портал, типичный для Британии.
- Саутвеллский собор 11:08–12:50, западный фасад 11:08–11:50 (западное окно 14:50). Строгий фасад с двумя башнями с балансом вертикальных контрфорсов и горизонтальных рядов похож на Сент-Этьен в Кане. Он сохранил свои простые шпили.
- Рочестерский собор, 1115–1280 гг., Западный фасад, 1150 г. (западное окно, 1470 г.). Внутренние формы западного фасада подчеркнуты вертикалями больших остроконечных контрфорсов. Портал богато украшен резьбой с изображением Христа в Величестве.
Влияния
[ редактировать ]- Дороманская традиция архитектуры была саксонской. Толстостенные церкви без приделов имели арки, ведущие в прямоугольные алтари. Колокольни часто имели пристроенную круглую лестничную башенку. Окна часто были арочными или имели треугольные головки. [10]
- Норманнское вторжение 1066 года объединило правительство Англии. [10]
- Нормандские епископы были назначены в английских соборах, а монастыри были основаны в соответствии с правилами бенедиктинцев, клюниаков, цистерцианцев и августинцев. [10] [11]
- Монастыри были основаны в Уэльсе, Шотландии и Ирландии, подавляя местные кельтские монашеские традиции. [12]
- Многие соборы имели монастырский фундамент и выполняли двойную роль, что повлияло на их архитектуру, в частности на увеличенную длину хора и трансептов. [13]
- Строительный камень был очень разнообразен, включая известняк, новый красный песчаник, кремень и гранит. [11]
- В Англии относительная политическая стабильность привела к образованию большой епархии с небольшим количеством епископов. Соответственно, соборы были немногочисленны и велики по размеру.
- Географическая изоляция привела к развитию ярко выраженного регионального характера. [11]
- Климат привел к строительству длинных нефов для облегчения процессий в сырую погоду. [11]
- Почти все средневековые соборы были построены в этот период, а некоторые по существу остались нормандскими постройками. [14]
- В этот период было открыто множество приходских церквей. [15]
- Церкви аббатства были разрушены во время роспуска монастырей в начале 16 века, и большинство из них превратилось в руины, некоторые сохранились как приходские церкви. [11]
- Неф Даремского собора имеет цилиндрические опоры с резным декором, которые также можно найти в Данфермлинском аббатстве , Шотландия. Несмотря на нормандский характер, в здании впервые использованы заостренный ребристый свод и контрфорсы.
- Собор Питерборо, трехступенчатый неф 1155–1175 годов, имеет опоры овального сечения с прикрепленными валами. Хотя формы типично нормандские, длина больше, чем в Нормандии. Деревянный потолок оригинальный.
- Аббатство Келсо в Шотландии было основано французскими монахами и сохраняет французские особенности.
- Часовня Кормака, скала Кашел, Ирландия, с ее крутой скатной крышей и полосами слепых аркад сохраняет отчетливо ирландский характер.
Характеристики
[ редактировать ]- Для средневековых церквей Британских островов и, в частности, Англии характерно то, что они постоянно расширялись, изменялись и перестраивались. [16] Следовательно, хотя норманнских зданий много, лишь немногие из них остались нетронутыми, а в некоторых, таких как Линкольнский собор , Глостерский собор и Вустерский собор , норманнская архитектура может быть представлена только порталами, колоннами нефа или склепом. [17]
- Нормандские фасады соборов и больших аббатств следуют двум основным формам, найденным во Франции: с парными башнями, как в Саутвеллском соборе , и с обрамляющими башенками, как в Рочестерском соборе .
- Порталы обычно имеют арочную форму и украшены шевронами и другим геометрическим орнаментом, варварскими гранями и спиралями. [18] есть несколько резных романских тимпанов с изображением Христа в Величестве В Рочестерском соборе . Орнамент порталов в Ирландии имеет отличительные элементы кельтского дизайна, как, например, остроконечный портал Клонфертского собора . [12]
- Боковые веранды являются обычным явлением и часто являются обычным способом входа, а западный портал открывается только во время крупных фестивалей. [11]
- Слепая аркада используется как основной декоративный элемент, часто вокруг внутренних стен. [19]
- Окна сравнительно большие и могут быть расположены ярусами, как в трансептах собора Питерборо . В башнях встречаются парные окна. [18]
- Нефы соборов и монастырских церквей имеют большую длину, а трансепты имеют сильный выступ. [13] [14]
- Храмы соборов и монастырских церквей также очень длинные. [13]
- Алтари соборов и аббатств были круглыми и с амбулаториями во французском стиле, как указано в соборах Питерборо и Нориджа , но ни один из них не сохранился в неизмененном виде. [14]
- Характерны большие центральные башни, как в аббатстве Тьюксбери и Нориджском соборе.
- В Ирландии встречается много круглых башен. Они также встречаются в саксонской (дороманской) архитектуре Англии в виде лестничных башен, прикрепленных к более крупным башням квадратного плана.
- Неф состоит из трех этапов: аркады, галереи и фонаря. [20]
- Аркада имеет две формы: арки, опирающиеся на большие цилиндрические каменные колонны, как в соборах Глостера и Херефорда , и арки, исходящие из композитных опор, как в соборах Питерборо и Эли . Даремский собор имеет чередующиеся опоры и колонны . [21]
- Склепы имеют паховые своды, как в Кентерберийском соборе . [22]
- Почти каждая крупная норманнская церковь имеет более поздний готический высокий свод, за исключением соборов Питерборо и Эли, где сохранились деревянные ферменные потолки. [23] Своды в Дареме имеют уникальное значение: свод южного нефа является старейшим ребристым сводом в мире, а свод нефа — самым ранним заостренным ребристым сводом в мире. [22] Ребристые своды нормандского периода существуют над проходами собора Питерборо и других крупных церквей. [22]
- Бочковые своды встречаются редко, например, часовня Святого Иоанна, Лондонский Тауэр. [22] и несколько монашеских церквей XII века в Ирландии, включая часовню Кормака и ораторское искусство Святого Фланнана . [12]
Яркие примеры
[ редактировать ]- Даремский собор , Англия
- Питерборо собор , Англия
- Элиский собор , Англия
- Саутвеллский собор , Англия
- Рочестерский собор , Англия
- Аббатство Тьюксбери , Англия
- Святой Варфоломей Великий , Лондон, Англия
- Святая Мария Богородица, Иффли , Англия
- Церковь Килпек , Англия
- Часовня прокаженных, Кембридж , Англия
- Данфермлинское аббатство , Шотландия
- Аббатство Келсо , Шотландия (разрушено)
- Часовня Кормака , Ирландия
- Святая Мария Магдалина, Кэмпсолл , Англия
Романские церкви в Испании, Португалии и Андорре.
[ редактировать ]- Церковь Санта-Колома, Андорра , одна из группы таких церквей, построенная из грубого камня, иногда уложенного без раствора.
- Собор Хака в Испании имеет глубокое боковое крыльцо и башню с галереей, которые можно найти во многих испанских церквях.
- Внушительный фасад Лиссабонского собора , Португалия. Фасад имеет две колокольни в нормандском стиле и колесо-окно.
- Купол собора Саморы имеет ребристый каменный свод и освещает центр церкви.
- Старый собор Коимбры , как и Лиссабон, имеет тяжелый, крепостной вид.
Влияния
[ редактировать ]- До начала этого периода большая часть Пиренейского полуострова находилась под властью мусульман, а христианские правители контролировали лишь полосу на севере страны. [24] [25]
- К 900 году Реконкиста увеличила территорию под христианским правлением примерно до одной трети Иберии. К 1150 году эта территория расширилась примерно до половины территории и включала Галисию , Леон , Кастилию , Наварру , Арагон , Каталонию и Португалию . [24]
- Романские церкви расположены в северной половине полуострова, некоторые из них находятся в Авиле , которая была восстановлена и укреплена около 1100 года, и в Толедо в центральной Испании с 1098 года. [25]
- Многие небольшие дороманские церкви были основаны в 10 веке с характерными местными особенностями, включая своды, подковообразные арки и окна-розетки из прорезанного камня. [25]
- Многие бенедиктинские монастыри были основаны в Испании итальянскими епископами и аббатами, а затем французскими орденами клюниаков и цистерцианцев.
- В 1032 году церковь Санта-Мария-де-Риполь была построена по сложному плану с двойными нефами, вдохновленному старой базиликой Святого Петра . Церковь установила новый стандарт архитектуры в Испании. [26]
- Паломничество в Сантьяго-де-Компостела началось еще в 9 веке, а к 11 веку привлекло паломников из Англии. Путь Святого Иакова (Камино де Сантьяго) был хорошо известен к началу 12 века и способствовал основанию монастырей вдоль этого маршрута. [24]
- Большая часть территории изобилует строительным камнем, гранитом, известняком, красным песчаником и вулканическим щебнем. [24]
- Древесины было мало, поэтому для крыш ее использовали экономно. [24]
- Северная часть региона усеяна многочисленными небольшими церквями, такими как церкви Андорры и Валь-де-Бои в Каталонии . [27] [28] Есть и более крупные монастыри. В это время было начато строительство многих соборов. [29]
- Церковь Сан-Лоренцо в Саагуне, Леон, имеет многоярусные апсиды и башню-галерею кирпичных церквей этого региона.
- Западный фасад собора Санта-Мария-д'Уржель сохранил свою
- Интерьер собора Сантьяго-де-Компостела , Испания, главного места паломничества.
- Сан-Климент, Таулл , одна из каталонских романских церквей Валь-де-Бой.
Характеристики
[ редактировать ]- Как для соборов, так и для больших монастырских церквей характерно то, что они имеют множество пристроек разных периодов, особенно примыкающих к ним часовен, выполненных в более поздних стилях, часто в стиле барокко.
- Большинство церквей построено из камня. В районах, где используется кирпич, Толедо , Саагун , Куэльяр , кирпичи похожи на римские кирпичи. Внешний вид кирпичных церквей, особенно апсиды, украшен ярусами неглубоких глухих аркад и ниш с квадратными вершинами, как в церквях Сан-Тирсо и Сан-Лоренцо, Саагун.
- Небольшие церкви изобилуют по всей территории, обычно с нефом без прохода, выступающей апсидой и колокольней на одном фронтоне.
- Церкви большего размера часто имеют широкую башню, проходящую через верхний фасад, с галереей отверстий для колоколов, как в соборе Хака.
- Более крупные монашеские церкви часто имеют короткий трансепт и три восточные апсиды, большую из нефа и меньшую боковую апсиду от каждого трансепта, как в Ла-Сеу-Велья, Лерида .
- Боковые аркадные крыльца - отличительная региональная особенность небольших церквей. [29] есть такой же притвор , как в Санта-Марии, Риполе. В более крупных церквях иногда на западе
- Порталы обычно глубоко посажены, имеют закругленную вершину и украшены множеством карнизов, как в Ла Сеу Велья, Лерида , Испания. Порталы, расположенные внутри крыльца, могут быть окружены богатой фигурной резьбой, как в соборе Сантьяго-де-Компостела .
- Отдельно стоящие башни с увеличивающимися проемами на каждом этапе, как и в Италии, встречаются с небольшими церквями.
- Небольшие церкви иногда имеют цилиндрические своды и перекрыты каменными плитами, лежащими прямо на своде.
- В более широких помещениях были деревянные крыши низкого профиля, так как древесины было мало.
- Более крупные церкви, такие как собор Сантьяго-де-Компостела , имеют цилиндрические своды, иногда с поперечными арками, обозначающими заливы.
- Церкви аббатства, основанные позже во Франции, имеют ребристые своды.
- Более крупные монашеские церкви и соборы имеют нефы и приделы и следуют французскому плану, включая шеветы, как в Авильском соборе.
- Пересечение большой церкви иногда имеет восьмиугольную башню или купол, поддерживаемый скосами, как в Санта-Марии, Риполе и соборе Санта-Мария-д'Уржель .
- В Старом соборе Саламанки и соборе Саморы есть многоугольные пересекающиеся купола на подвесках, с узкими окнами и четырьмя небольшими угловыми башенками.
- Внешне многие крупные церкви похожи на крепости, например Лиссабонский собор и Старый собор Коимбры в Португалии и собор Сигуэнсы в Испании.
- Окна-розетки с пронизанным узором, подобные тем, которые встречаются в дороманских церквях Овьедо, являются особенностью некоторых фасадов, например, в монастыре Санта-Мария-де-Арментейра, Галисия.
Яркие примеры
[ редактировать ]- Собор Сантьяго-де-Компостела , Сантьяго-де-Компостела , Галисия , Испания
- Санта-Мария-де-Риполь , Риполь , Каталония , Испания
- Собор Санта-Мария-д'Уржель , Сео-де-Уржель , Каталония, Испания.
- Собор Хака , Хака , Арагон , Испания
- Монастырь аббатства Санто-Доминго-де-Силос , Санто-Доминго-де-Силос , Кастилия и Леон , Испания
- Сан-Мартин-де-Турс , Фромиста , Кастилия и Леон, Испания
- Базилика Сан-Исидоро , Леон , Кастилия и Леон, Испания
- Сан-Висенте , Авила , Кастилия и Леон, Испания
- Сан-Климент-де-Тауль , Тауль , Каталония, Испания
- Кафедральный собор Саморы , Самора, Кастилия и Леон, Испания
- Старый собор , Саламанка , Кастилия и Леон, Испания
- Лиссабонский собор , Португалия
- Старый собор Коимбры , Португалия
- Монастырь Тарифов , Повуа-де-Варзим , Португалия
Романские церкви в Германии, Бельгии и Нидерландах
[ редактировать ]- Маастрихт, Нидерланды, с изображением базилики Богоматери в Маастрихте справа и более коротких башен базилики Святого Серватия (с башней церкви Святого Яна слева)
- Сент-Гертруда , Нивель, Бельгия, крепкая церковь, скрытая за большим вестверком .
Влияния
[ редактировать ]- Большая часть Германии , Бельгии и Нидерландов были объединены под властью Карла Великого , который построил замок в Валкхофе, Неймегене , Нидерланды, и Палатинскую капеллу в Аахене . [30]
- Власть отдельных епископов и учреждение соборов и монастырей первоначально были сосредоточены на юге Германии и в Рейнской области . [30]
- В начале 10 века Германия и Ломбардия были объединены под властью Отто Великого , коронованного в церкви Карла Великого в Аахене. [30]
- Объединение при Фридрихе Барбароссе в 12 веке привело к созданию городов, императорских дворцов и церквей под императорским покровительством. [30]
- Несмотря на внутренние разногласия и угрозы со стороны Польши , Венгрии и Дании , Германия восстановила власть, и в начале 13 века Фридрих II стал императором Священной Римской империи Германии, Сицилии, Ломбардии, Бургундии и Иерусалима. [30]
- Южная Германия , Рейнская область и Бельгия располагали обилием строительного камня. [31]
- В Саксонии и Фландрии было мало камня, тогда как на большей части Нидерландов и речных равнинах северной Германии его не было, поэтому основным строительным материалом был кирпич. [30] [31]
- Древесины было много в Германии и Бельгии. [31]
- Богатые плодородные долины рек, особенно Рейна и Мааса , способствовали росту городов. [30]
- В период с 9 по 13 века возникли романские церкви. [32] Несколько важных ранних романских церквей встречаются в Саксонии в Хильдесхайме и Гернроде . Многие из наиболее заметных примеров романской архитектуры встречаются в Рейнской области, а двенадцать церквей этого периода находятся в городе Кельн .
- Вормсский собор , Германия, представляет собой двухапсидную церковь с боковым входом.
- В аббатстве Лаах в Германии есть вестверк, демонстрирующий тщательное объединение и балансировку форм, что типично для романской архитектуры в Германии.
- Собор Турне, Бельгия, южный трансепт, представляет собой сбалансированную композицию с множеством деталей.
- Шпейерский собор , Германия, императорская церковь, задавшая стиль региона и имеющая паховый свод над нефом.
Характеристики
[ редактировать ]- Наиболее отличительной особенностью больших романских церквей является преобладание апсид на обоих концах церкви, как на плане Святого Галла 9-го века , самый ранний пример которого находится в аббатстве Гернроде. Предполагаются две причины: епископ председательствовал на одном конце, а аббат — на другом, или что западная апсида служила баптистерием. [32]
- Главный портал двуапсидной церкви вынесен в боковую часть здания и может быть богато украшен резьбой. [32]
- Обе апсиды окружены парными башнями. Многие из меньших башен имеют круглую форму, как в Вормсском соборе . Там может быть множество башен разных форм и размеров. [33]
- Пересечение обычно увенчано восьмиугольной башней, как в Шпейерском соборе .
- Шпили покрыты деревом, а не камнем, и принимают самые разные формы, наиболее характерной из которых является рейнский шлем . [33] Камень иногда используется для изготовления рейнских шлемов, как, например, в восточной части базилики Богоматери в Маастрихте .
- Башни и апсида западного торца часто включаются в многоэтажный вестверк. Последние принимают самые разнообразные формы: от плоского фасада, как в Лимбургском соборе , до плоского фасада с выступающей апсидой в церкви Св. Гертруды, Нивеля , и прямоугольной выступающей конструкции в несколько этажей, выступающей за пределы башен, как в соборе Св. Сервиация в Маастрихте.
- Трансепты не сильно выступают.
- В Рейнской области внешние стены и башни опоясаны рядами, ломбардскими полосами и карликовыми галереями , служащими для подчеркивания индивидуальной массы каждой составной части целого, как в Шпейерском соборе . [33]
- В апсидах часто встречаются колесные окна, окуляры и окна с простым узором из четырехлистников, как в Вормсском соборе.
- Деревянные крыши были обычным явлением, а древний расписной потолок сохранился в церкви Святого Михаила в Хильдесхайме .
- Каменные своды использовались позже, чем во Франции, и появились над нефами в Шпейере примерно в 1060 году. [32]
Яркие примеры
[ редактировать ]- Ахенский собор , Ахен , Северный Рейн-Вестфалия , Германия (Каролингская эпоха)
- Аббатство Гернроде , Гернроде , Саксония-Анхальт , Германия
- Церковь Святого Михаила , Хильдесхайм , Нижняя Саксония , Германия (Оттон)
- Хильдесхаймский собор , Хильдесхайм, Нижняя Саксония, Германия
- Брауншвейгский собор , Брауншвейг , Нижняя Саксония, Германия
- Шпейерский собор , Шпайер , Рейнланд-Пфальц , Германия
- Вормсский собор , Вормс , Рейнланд-Пфальц, Германия
- Майнцский собор , Майнц , Рейнланд-Пфальц, Германия
- Наумбургский собор , Наумбург , Саксония-Анхальт, Германия
- Трирский собор , Трир , Рейнланд-Пфальц, Германия
- Аббатство Лаах , Андернах , Рейнланд-Пфальц, Германия
- Бамбергский собор , Бамберг , Бавария , Германия
- Лимбургский собор , Лимбург , Гессен , Германия
- Соборная церковь Святой Гертруды , Нивель , Валлония , Бельгия
- Соборная церковь Св. Варфоломея , Льеж , Валлония, Бельгия
- Собор Турне , Турне , Валлония, Бельгия
- Базилика Богоматери , Маастрихт , Лимбург , Нидерланды
- Базилика Святого Серватия , Маастрихт, Лимбург, Нидерланды
- Мюнстеркерк , Рурмонд , Лимбург, Нидерланды
- Аббатство Сустерен , Сустерен , Лимбург, Нидерланды
Романские церкви в Скандинавии
[ редактировать ]- Старая церковь Акер в Норвегии имеет очень большую башню, отделяющую неф от алтаря.
- Церковь Ниларс, Борнхольм, Дания, одна из группы церквей-ротонд, найденных в Дании.
- В церкви Аа, Борнхольм, Дания, западная башня имеет укрепленный вид и фронтоны с ступенчатыми ступенями.
- Лундский собор в Швеции имеет аркаду с парными проемами, расположенными под одной аркой, что характерно для проемов галерей, но необычно для аркад нефа.
Влияния
[ редактировать ]- Большую часть того периода Норвегия, Швеция и Дания были отдельными королевствами.
- Большая часть Норвегии была объединена с конца 9 века до 1387 года под властью Гарольда I и его преемников.
- Кнут Великий ненадолго объединил Данию, Англию, Норвегию и часть Швеции в начале 11 века.
- Король Норвегии Олаф II , известный как Святой Олав, много сделал для навязывания христианства викингам, и к концу 11 века христианство стало единственной законной религией.
- В Дании христианство пропагандировал Канут Святой в конце 11 века, когда Свейн II из Дании разделил страну на восемь епархий и основал множество церквей, соборов и монастырей примерно с 1060 года.
- Большая часть Швеции была объединена под властью Олафа Эйрикссона около 995 года, а южная часть, Гёталанд, была объединена со Свеландом шведским Сверкером I в 1130-х годах.
- Лундский собор в Швеции стал резиденцией архиепископа всей Скандинавии в 1103 году, но от 1130-х годов остался только склеп, а остальное в основном было перестроено в 19 веке. [34]
- Епископ Абсалон основал собор Роскилле в Дании в 1158 году и город Копенгаген (1160–1167).
- Архитектурное влияние пришло с духовенством, привезенным из Англии (например, Николас Брейкспир ), Ломбардии и Германии. Влияние английской нормандской архитектуры особенно заметно в Норвегии в соборе Нидарос в Тронхейме и немецкого романского стиля в соборе Лунда в Швеции. [34]
- Монахи-бенедиктинцы из Италии познакомили Данию с навыком обжига кирпича.
- Хотя большинство церквей изначально были построены из дерева, более крупные церкви были заменены каменными, причем кирпич был преобладающим материалом на большей части территории Дании, где строительного камня мало.
- Небольших романских церквей много, и они, как правило, находятся в относительно неизменном состоянии. Большие церкви редки и сильно изменены, как в Орхусском соборе , Лундском соборе и соборе Роскилле . [34]
- В Норвегии есть 25 деревянных деревянных церквей этого периода. [34] Составляя все, кроме трех, средневековые деревянные церкви мира.
- В Швеции сохранившиеся романские церкви сосредоточены в основном, но не исключительно, в трех провинциях: Готланд , Скания и Вестра-Гёталанд.
- В церкви Хусаби в Швеции массивная башня обрамлена круглыми башенками.
- Деревянная церковь Хопперстад, Норвегия (1130 г.), одна из двадцати пяти сохранившихся со времен средневековья.
Характеристики
[ редактировать ]- Деревянные деревянные церкви Норвегии представляют собой тип, который когда-то был распространен по всей Северной Европе, но в других местах был разрушен или заменен. У них деревянные каркасы, дощатые стены и черепичные крыши, которые имеют крутой скат и нависают, чтобы защитить стыки здания от непогоды. [34]
- В Дании есть семь церквей-ротонд, которые имеют круглый неф, разделенный внутри на несколько этажей, а также выступающие алтарь и апсиду, как в церкви Бьернеде и церкви Нюларс . [34] В церкви Остерларс алтарь и апсида выполнены в виде небольших пересекающихся кругов. Церкви-ротонды также встречаются в Швеции, как и Хагби . церковь
- Громоздкие западные башни со ступенчатыми фронтонами типичны для Дании и встречаются в небольших церквях, таких как церковь Хорн , церковь Себорг и церковь Аа на Борнхольме, где башня имеет парные фронтоны с вороньими ступенями с каждой стороны.
- В Дании западная башня может простираться по всей ширине церкви, образуя западверк, как в церкви Аа и церкви Хвидбьерг в Морсё , причем некоторые такие башни включают в себя большую открытую арку с лестницей, как, например, в церкви Торрильд.
- Небольшие каменные церкви в Норвегии и Швеции имеют короткий широкий неф, квадратный алтарь, апсиду и западную башню с пирамидальным шпилем из черепицы, как в церкви Хоув в Норвегии и церкви Кинневедс и церкви Вамбс в Швеции.
- Большие центральные башни встречаются в Норвегии, как в Старой церкви Акер .
- Встречаются отдельно стоящие колокольни, часто с фахверковыми верхними секциями.
- Каменные церкви, такие как церковь Аа в Дании и Лундский собор в Швеции, имеют ломбардские полосы и парные окна, похожие на церкви Ломбардии и Германии.
- Отверстия, как правило, небольшие и простые. Многие двери имеют резной тимпан, как в церкви Вестервига и соборе Рибе , Дания.
- Большинство церквей имеют нефы с деревянными крышами, но ребристые своды в небольших помещениях, таких как алтарь, являются обычным явлением. Некоторые небольшие церкви, такие как церковь Марка в Швеции, имеют паховые своды. Большие церкви, такие как собор Рибе, имеют своды.
- Аркады могут представлять собой простые прямоугольные опоры, как в Рибе, Дания, или барабанные колонны, как в соборе Ставангера , Норвегия. В Лундском соборе чередуются прямоугольные опоры и опоры с прикрепленными валами, поддерживающими свод.
- Полностью развитые романские трехступенчатые аркады встречаются в церквях, построенных под английским или немецким влиянием, как в соборе Нидарос в Тронхейме. [34]
- Большие церкви могли иметь парные башни на западном конце, как в Мариакиркене , Берген.
- Собор Висбю и церковь Хусаби в Швеции имеют высокий вестверк, обрамленный круглыми башнями. Каменный вестверк собора Рибе с юга обрамлен романской башней немецкой формы с рейнским шпилем, а с севера — более высокой готической башней из красного кирпича.
Яркие примеры
[ редактировать ]- Деревянная церковь Хопперстад , Викёйри , Вестланд , Норвегия (1130 г.)
- Деревянная церковь Боргунд , Боргунд , Вестланд, Норвегия
- Церковь Аа , Аакиркебю , Борнхольм , Дания (конец 12 века)
- Церковь Бьернеде , Соро , Зеландия , Дания
- Церковь Остерларс , Остерларс , Борнхольм, Дания
- Церковь Хорна , Фааборг , Фюн , Дания
- Церковь Вестервига , Вестервиг , Ютландия , Дания
- Роскиллеский собор , Роскилле , Зеландия, Дания (1160–1280 гг.)
- Св. Церковь Бендта , Рингстед , Зеландия, Дания (1170 г.)
- Собор Рибе , Рибе , Ютландия, Дания
- Старая церковь Акер , Осло , Норвегия (1080 г.)
- Ставангерский собор , Ставангер , Рогаланд , Норвегия
- Церковь Баттла , Баттл , Готланд , Швеция
- Церковь Хемсе , Хемсе , Готланд, Швеция
- Церковь Фардхем , Фардхем , Готланд, Швеция
- Церковь Хусаби , Хусаби , Вестергётланд , Швеция
Романские церкви в Польше, Австрии, Венгрии и Чехии.
[ редактировать ]- Церковь Святых Петра и Павла, Будеч, Чехия, одна из нескольких церквей-ротонд в регионе.
- Соборная церковь Тум , Польша, восстановленная после значительных повреждений, имеет небольшие круглые башни, обрамляющие восточные апсиды.
- Аббатство Як, Венгрия (1220-1256 гг.)
- Соборная церковь в Крушвице , Польша
- Аббатство Лебени, Венгрия (начало 13 века)
Влияния
[ редактировать ]- Остальные постройки немногочисленны, и их влияние разнообразно. [35]
- Польша стала христианской при Мешко I в 966 году, в результате чего были основаны первые дороманские церкви, в том числе Вавельский собор в Кракове, Гнезненский и Познаньский соборы. [35]
- В период 976–1248 гг. Австрией управляли маркграфы Дома Бабенбергов . Были основаны города и монастыри.
- Романский стиль был завезен в Польшу из Германии с основанием Гнезненского епископства в 1000 году. [35]
- В Венгрии Стефан I объединил мадьярские государства в 1001 году и создал два католических архиепископства. [35]
- Богемия была в значительной степени христианизирована в 10 веке при Вацлаве I. [35]
- Епископство Праги было основано в 973 году саксонским бенедиктинским епископом Титмаром. [35]
- Ордена бенедиктинцев, премонстрантов и августинцев основали монастыри и построили аббатские церкви по всей территории. [35]
- Влияние на архитектурный стиль первоначально исходило из Германии, а затем из Франции и Италии. [35]
- В церкви Святого Андрея в Кракове простой вестверк превращается в восьмиугольные башни.
- Собор Гурк в Австрии имеет удивительно мало украшений вестверка и произвольное расположение нижних окон.
Характеристики
[ редактировать ]- Есть несколько сохранившихся небольших церквей-ротонд, обычно с апсидой, как в Оску , Венгрия, и Ротонда Святого Николая в Цешине , Польша. [35]
- Церкви-ротонды иногда имеют башни, которые могут быть круглыми, как в церкви Святого Прокопия , Стшельно , Польша, или квадратными в плане, как в церкви Святых Петра и Павла, Будеч , Чехия.
- Другие небольшие церкви, найденные в этом регионе, имеют прямоугольную форму, без проходов и с квадратным алтарем. [35] или апсида, как в церкви Святого Вацлава, Грушице , Чехия. Церковь Шенграберн в Австрии имеет квадратный алтарь и выступающую апсиду.
- В более крупных церквях есть неф и приделы, каждый из которых заканчивается апсидой и без трансепта. [35] Примерами являются Печский собор , Якская церковь и базилика Успения, Тисмице , Чехия.
- В нефах иногда располагались галереи для знати. [35]
- В то время как аркады обычно поддерживаются опорами, базилика Успения, Тисмице имеет чередующиеся опоры и колонны с мягкими капителями .
- Более крупные церкви имеют парные западные башни, некоторые с украшенными центральными порталами, как в церкви Як и разрушенной церкви Жсамбек в Венгрии.
- В церкви Святого Андрея в Кракове неукрашенный фасад имеет форму вестверка с восьмиугольными башнями, возвышающимися по обе стороны. Собор Гурк в Австрии имеет такой же плоский фасад, поднимающийся до двух очень высоких квадратных башен.
- Соборная церковь в Туме имеет апсиды на обоих концах, как и многие немецкие романские церкви. [35] Западная апсида окружена квадратными башнями.
- Печский собор в Венгрии имеет четыре башни квадратного плана, как и Бамбергский собор в Германии.
- Проемы башни имеют типичную романскую парную форму, как в церкви Святых Петра и Павла в Будече, Чехия.
- Крыши обычно деревянные, со сводами.
- Используются ломбардные ленты, как в церкви Шёнграберн в Австрии, а также вокруг башен церквей Тум и Як.
- Фасад церкви Сулеёвского аббатства , основанной цистерцианцами , с остроконечным порталом и окном-розеткой, символизирует влияние французского архитектурного стиля, который должен был представить готику.
Яркие примеры
[ редактировать ]- Собор Гурк , Гурк , Каринтия , Австрия
- Церковь Шенграберн, Шенграберн, Нижняя Австрия , Австрия
- Тумская коллегиальная церковь , Тум , Польша
- Андреевская церковь , Краков , Малопольское воеводство , Польша
- Склеп Святого Леонарда в Вавельском соборе , Краков, Малая Польша, Польша
- Церковь Святого Прокопия-Ротонда , Стшельно , Куявия , Польша
- Соборная церковь Святого Мартина , Опатов , Малопольское воеводство, Польша
- Сулеювское аббатство , Сулеюв , Польша
- Церковь Святого Николая , Высочице , Малопольское воеводство, Польша
- Св. Петропавловская коллегия в Крушвице , Крушвица , Куявия , Польша
- Собор в Камени Поморской , Померания , Польша
- Доминиканская церковь и монастырь Святого Иакова в Сандомире , Сандомир , Малопольское воеводство, Польша
- Церковь Святой Троицы в Стшельно , Куявия, Польша, с уникальными резными колоннами внутри, изображающими пороки и добродетели.
- Церковь Жамбека , Жамбек , Венгрия . Фасад этой разрушенной церкви аббатства премонстратов (1220 г.) остался практически нетронутым.
- Печский собор , Печ , Венгрия. Хотя план отражает церковь 11 века, внешний вид почти полностью обусловлен реконструкцией 19 века. [36]
- Церковь Яка , Як , Венгрия, является одной из наиболее полных романских церквей в регионе.
- Церковь Святого Вацлава , Грушице , Богемия , Чехия
- Церковь Святых Петра и Павла, Будеч , Богемия, Чехия (ок. 900 г. н.э.)
- Базилика Успения, Тисмице , Богемия, Чехия
См. также
[ редактировать ]- Романская архитектура
- Романская светская и домашняя архитектура
- Список романской архитектуры
- Романское искусство
- Романская скульптура
- Испанский романский стиль
- Ренессанс 12 века.
- Архитектура романского возрождения
- Средневековая архитектура
- Мосанское искусство
- Дороманское искусство
- Оттонская архитектура
- Готическая архитектура
- Архитектура средневековых соборов Англии
- Архитектура соборов и великих церквей
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Флетчер 1996
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Флетчер 1996 , Глава VII, стр. 303–308.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Флетчер 1996 , Глава VII, стр. 308–310.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Флетчер 1996 , Глава VIII, стр. 311–319.
- ^ Jump up to: а б с д и Флетчер 1996 , Глава VIII, стр. 320–328.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Флетчер 1996 , Глава VIII, стр. 329–333.
- ^ Jump up to: а б с Флетчер 1996 , Глава IX, стр. 340–347.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Флетчер 1996 , Глава IX, стр. 335–340.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Флетчер 1996 , Глава IX, стр. 347–352.
- ^ Jump up to: а б с Флетчер 1996 , Глава XII, стр. 386–397.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Флетчер 1996 , Глава XII, стр. 379–386.
- ^ Jump up to: а б с О'Киф 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с Флетчер 1996 , Глава XII, с. 402
- ^ Jump up to: а б с Флетчер 1996 , Глава XII, с. 490
- ^ Кокс и Форд 1961 , стр. 47–48.
- ^ Клифтон-Тейлор 1986 , с. 15
- ^ Клифтон-Тейлор 1986 , стр. 29–65.
- ^ Jump up to: а б Флетчер 1996 , Глава XII, с. 496
- ^ Флетчер 1996 , Глава XII, с. 506
- ^ Флетчер 1996 , Глава XII, с. 493
- ^ Флетчер 1996 , Глава XII, с. 505
- ^ Jump up to: а б с д Флетчер 1996 , Глава XII, с. 397
- ^ Флетчер 1996 , Глава XII, с. 501
- ^ Jump up to: а б с д и Банистер Флетчер, стр. 635–639.
- ^ Jump up to: а б с Томан, Романский стиль , Бруно Кляйн, Романская архитектура в Испании и Португалии , стр. 178–179.
- ^ Бруно Кляйн, стр. 180–181
- ↑ The Romanesque , Андорра, официальный сайт (по состоянию на 13 августа 2012 г.)
- ^ Каталонские романские церкви Валь-де-Бой , Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- ^ Jump up to: а б Романский стиль в Кастилии-Леоне , Испания тогда и сейчас (по состоянию на 13 августа 2012 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Банистер Флетчер, стр. 353–357.
- ^ Jump up to: а б с Банистер Флетчер с. 570
- ^ Jump up to: а б с д Банистер Флетчер, с. 357
- ^ Jump up to: а б с Банистер Флетчер, стр. 363–364.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вишерманн 1997а
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Вишерманн 1997b
- ^ Всемирный фонд памятников : Кафедральный собор Печа
- Библиография
- Вишерманн, Хайнфрид (1997a). «Романский период в Скандинавии». В Томане, Рольф (ред.). Романский стиль: архитектура, скульптура, живопись . Кельн: Кенеманн. стр. 252–253. ISBN 3-89508-447-6 .
- Вишерманн, Хайнфрид (1997b). «Романский период в Скандинавии». В Томане, Рольф (ред.). Романский стиль: архитектура, скульптура, живопись . Кельн: Кенеманн. стр. 254–255. ISBN 3-89508-447-6 .
- Флетчер, Банистер (1996). Круикшанк, Дэн (ред.). Книга сэра Банистера Флетчера «История архитектуры на основе сравнительного метода» (20-е изд.). Лондон: Архитектурная пресса. ISBN 0-7506-2267-9 .
- Клифтон-Тейлор, Алек (1986) [1967]. Соборы Англии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0500200629 .
- О'Киф, Тадг (2003). Романская Ирландия: архитектура и идеология в двенадцатом веке . Дублин: Четыре суда. ISBN 1851826173 .
- Кокс, Джон Чарльз ; Форд, Чарльз Брэдли (1961). Приходские церкви . Лондон: Бэтсфорд. ОСЛК 1114706 . (Издание 1914 года доступно на Archive.org )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гарднер, Хелен (2005). Кляйнер, Фред С.; Мамия, Кристин Дж. (ред.). Искусство Гарднера сквозь века . Томсон/Уодсворт . ISBN 978-0-15-505090-7 .
- Холмс, Джордж, изд. (1988). Оксфорд иллюстрировал историю средневековой Европы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-820073-0 .
- Юиг, Рене (1958). Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусса . Пол Хэмлин.
- Ишер, Франсуа (1998). Строительство великих соборов . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-4017-5 .
- Певснер, Николаус (2009) [1957]. Очерк европейской архитектуры . Гиббс Смит. ISBN 978-1-4236-0493-8 .
- Беквит, Джон (1985) [1969]. Искусство Раннего Средневековья: Каролингское, Оттоновское, Романское . Темза и Гудзон. ISBN 9780500200193 .
- Кидсон, Питер (1967). Средневековый мир . Лондон: Пол Хэмлин. ОСЛК 260121688 .
- Бампус, Томас Фрэнсис (1928). Соборы и церкви Бельгии (2-е изд.). Т. Вернер Лори. (первое издание доступно на Archive.org )
- Харви, Джон Хупер (1961). Английские соборы . Лондон: Бэтсфорд. OCLC 222355466 .
- Ферни, Эрик (15 апреля 2019 г.). «Определения и объяснения романского стиля в архитектуре с 1960-х годов до наших дней». Спутник средневекового искусства . Уайли. стр. 407–416. дои : 10.1002/9781119077756.ch17 . ISBN 978-1-119-07772-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Романские церкви в Кельне, Германия
- Корпус романской скульптуры в Великобритании и Ирландии
- Обзор французского романского искусства
- Французское романское искусство в 150 местах (fr)(es)(en)
- Регион Коррез Иллюстрированная история (на французском языке)
- Итальянское, французское и испанское романское искусство (it) (fr) (es) (en)
- Испанское и романское искусство Саморы, удобная навигация{es}
- Испанское романское искусство
- Портал романского искусства Вестготики, Мосарабе и романского искусства Испании.
- Романские церкви в Португалии {en}
- Девять романских церквей Валь-де-Буа – Пиренеи – Франция {en}
- Сатана в паху - эксгибиционистская резьба на средневековых церквях.