Британская промышленная архитектура

Британская промышленная архитектура создавалась, в основном, с 1700 года, для размещения различных отраслей промышленности в Великобритании, где произошла промышленная революция в этот период . И новые промышленные технологии, и промышленная архитектура вскоре распространились по всему миру. Таким образом, архитектура сохранившихся промышленных зданий отражает часть истории современного мира.
Некоторые отрасли промышленности можно было сразу узнать по функциональным формам зданий, например, по стеклянным конусам и бутылочным печам для гончарных изделий. Транспортная отрасль поддерживалась сначала ростом сети каналов , затем сети железных дорог , что способствовало созданию таких знаковых сооружений, как акведук Понткисиллте и виадук Рибблхед .
Новые материалы, доступные в больших количествах в новых отраслях промышленности, позволили создавать новые типы строительства, включая железобетон и сталь. Промышленные архитекторы свободно исследовали различные стили для своих зданий: от египетского возрождения до средневекового замка , от английского загородного дома до венецианской готики . Другие стремились произвести впечатление масштабом, например, высокими дымоходами, как на Индийской мельнице в Дарвене . Некоторые прямо прославляли современное, как и «героическое» [2] Электростанция, Чизвик , со статуями «Электричества» и «Передвижения». В 20-м веке длинные белые штаб-квартиры компаний в стиле «современный объезд», такие как в стиле ар-деко, здание Гувера были заметно расположены рядом с основными дорогами, ведущими из Лондона.
Промышленная революция
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]Примерно с 1700 года Авраам Дарби I сделал Коулбрукдейл центром промышленной революции благодаря производству товаров из чугуна , от кастрюль и выше. Его потомок Авраам Дарби III построил и собрал части Железного моста через ущелье Коулбрукдейл. компании Печи Бедлама были изображены на картине Филиппа де Лутербурга 1801 года «Коулбрукдейл ночью» . Железный мост оказал влияние на инженеров и архитекторов всего мира и был первым из многих крупных чугунных сооружений. Ущелье теперь является объектом Всемирного наследия . [3] [4]
- Остатки печей Бедлама Авраама Дарби, Коулбрукдейл, построенные ок. 1700
- Коулбрукдейл ночью
Филипп де Лутербург, 1801 г. - Железный мост, спроектированный Томасом Фарнолсом Притчардом , построенный в 1777–1779 годах с использованием железных секций, отлитых в Коулбрукдейле.
Рост
[ редактировать ]С 1700 года британская экономика преобразовалась благодаря индустриализации, росту торговли и многочисленным открытиям и изобретениям, что сделало ее первой страной, сделавшей этот шаг. Работающее население быстро росло, особенно на севере Англии. Промышленная революция привела к крупномасштабной выплавке чугуна с использованием кокса, лужам железа , паровым двигателям и машинному производству текстиля. Работа была организована на заводах, которые осуществляли несколько процессов на одном участке. Некоторые отрасли промышленности, такие как сталелитейная промышленность в Шеффилде и текстильная промышленность в Ланкашире , оставили после себя значительные уцелевшие здания; другие, такие как горнодобывающая промышленность и промышленная химия, оставили скудные остатки. Для переработки сельскохозяйственной продукции использовались кукурузные мельницы, солодовни , пивоварни и кожевенные заводы ; они были продвинуты технически, но не привели к созданию большого количества крупных зданий, поскольку промышленность была равномерно распределена по стране, хотя многоэтажные кукурузные мельницы появились примерно в 1800 году, когда война подняла цены на зерно. [5] Мельницы Мюррея в Манчестере были основаны в 1798 году, образуя самый длинный мельничный комплекс в мире; хлопчатобумажные фабрики были удобно размещены на канале Рочдейл , обеспечивая доступ к промышленной транспортной сети 18 века . [6]
- Многоэтажная кукурузная мельница, Стэмфорд Бридж , гр. 1800 г. [7]
- Мельницы Мюррея (для хлопка) на канале Рочдейл в Манчестере были основаны в 1798 году и затем образовали самый длинный мельничный комплекс в мире. [6]
Транспортная сеть
[ редактировать ]Промышленный рост сопровождался и способствовал быстрому развитию общенациональной сети каналов, способной перевозить тяжелые грузы всех видов. [8] Каналы были перерезаны, чтобы соединить производителей с их потребителями, например, Гламорганширский канал 1794 года , соединявший валлийский металлургический завод в Мертир-Тидфиле с гаванью в Кардиффе . Это стимулировало быструю индустриализацию долин Южного Уэльса . [9] Инженер Томас Телфорд высотой 126 футов (38 м), провел несколько крупных работ на канале, в том числе между 1795 и 1805 годами построил акведук Понткисиллте который позволяет каналу Лланголлен пересекать реку Ди в Уэльсе , а между 1803 и 1822 годами - Каледонский канал, соединяющий цепь пресноводные озера по всей Шотландии с огромной Лестницей Нептуна , серией из восьми больших шлюзов, каждый длиной 180 футов (55 м) и шириной 40 футов (12 м), которые вместе позволяют баржам подниматься на высоту 64 фута (20 м). [10]
- Акведук Понткисиллте Томаса Телфорда через реку Ди, Уэльс, 1795–1805 гг.
- Акведук Понткисиллте, выгравированный Эдвардом Фрэнсисом Финденом по рисунку Роберта Бэтти , 1823 год.
- Лестница Телфорда Нептуна из 8 шлюзов на Каледонском канале, 1803–1822 гг.
- Вид на лестницу Нептуна возле озера Лох-Линне.
Судостроение
[ редактировать ]Верфь Чатем на реке Медуэй в Кенте строила и оборудовала корабли Королевского флота со времен Генриха VIII на протяжении более 400 лет, используя самые передовые технологии для своих кораблей и промышленных зданий. [11] [12]
- Верфь Чатема: справа налево (с юга на север) на берегу реки расположены: два склада Анкор-Уорф (Веревочный дом позади); два судостроительных стапеля (и Дом комиссара с садом, а за его пределами — Парус и Цветной чердак); два сухих дока (склад Часовой башни позади); старая кузница; еще два сухих дока (а также Мачхаусы и Молдлофт); больше строительных стапелей и лодочных домиков. Вдалеке корабли, стоящие на якоре у Джиллингемского пролива. Картина Джозефа Фарингтона , 1785 год. [13]
Крытый стапель № 3 на верфи Чатема обеспечивает крышу над стапелем для судостроения, что позволяет древесине строящегося корабля оставаться сухим и прочным, в отличие от традиционной конструкции на открытом воздухе. Деревянные фермы крыши были построены в 1838 году. [11] [14] Крытая кровля № 7, построенная в 1852 году, является одной из первых металлических стропильных крыш. [11]
- Верфь Королевского военно-морского флота , Чатем: крытый стапель № 3, 1838 год, навес для хранения древесины строящегося корабля в сухости.
HMS Gannet слева. - Интерьер крытого этажа № 3 с деревянными фермами и достаточным освещением. Стапель был засыпан и стал складским помещением.
- Крытый дом № 7, ранняя металлическая стропильная крыша, 1852 г.
- Интерьер крытого стапеля №7
Функциональный дизайн
[ редактировать ]Некоторые отрасли промышленности имели легко узнаваемые архитектурные элементы, сформированные в зависимости от выполняемых ими функций, например, стеклянные конусы , стекольных заводов бутылочные печи, такие как печи Стаффордширской гончарной мастерской. [15] или фарфоровый завод Royal Worcester , [16] сужающиеся крыши печниц , сушивших хмель из хмелевых садов Кента, [17] и похожие на пагоды вентиляторы заводов по производству шотландского виски . [18]
- Отличительные стеклянные конусы завода Lemington Glass Works , Ньюкасл-апон-Тайн , гр. 1900 г.
- Бутылочная печь для обжига керамики в Музее керамики Гладстона , Сток-он-Трент. Начало 19 века.
- изделий Royal Worcester Гравюра фарфоровых рядом с Вустерским и Бирмингемским каналом , ок. 1880 г.
- Жаровни в замке Сиссингхерст в графстве Кент, используемые для сушки хмеля для пива. Два справа — обычного конического типа. Начало 19 века.
- Винокурня Strathisla , Морей , основанная в 1786 году, с вентиляторами-пагодами ок. 1872 г.
Мастерская мира
[ редактировать ]В середине XIX века Британия стала, по выражению Бенджамина Дизраэли 1838 года, «мастерской мира». [5] [19] Производство во многих отраслях быстро росло, чему способствовало развитие эффективной системы распределения на новой железнодорожной сети. Это позволило промышленности сконцентрировать производство на расстоянии от источников сырья, особенно угля. Он приводил в действие паровые двигатели для мельниц всех типов, например, освобождая хлопчатобумажные фабрики от необходимости находиться рядом с быстрой рекой и позволяя чугунолитейных и доменных печей . значительно увеличить размеры [5]
Создан, чтобы впечатлять
[ редактировать ]Богатство, созданное новыми отраслями промышленности, позволило владельцам заводов производить впечатление. Хлопковый магнат Экклс Шоррок поручил Эрнесту Бейтсу создать эффектный дизайн для своей мельницы в Индии в Дарвене , Ланкашир, с дымоходом в итальянском стиле колокольни высотой 300 футов (91 м ) . Он был построен из красного, белого и черного кирпича, увенчан каменными карнизами, декоративной урной в каждом углу и богато украшенным гребнем, состоящим из более чем 300 кусков чугуна. [20] [21]
- Индийская мельница Эклса Шоррока, Дарвен, и ее итальянская колокольня высотой 300 футов (91 м), 1867 г. [20]
Соборы прогресса
[ редактировать ]Британские железные дороги, первые в мире, изменили как повседневную жизнь, так и промышленность благодаря беспрецедентно быстрому транспорту. Железные дороги продемонстрировали свою важность с помощью архитектуры, которая одновременно отсылала к прошлому и прославляла будущее. [22] Французский поэт Теофиль Готье назвал новые железнодорожные станции «соборами нового человечества». [23] [а] Железнодорожный вокзал Ньюкасла , несмотря на изогнутые платформы, получил полностью крытую крышу в 1850 году, самую раннюю из сохранившихся в стране. Железнодорожный вокзал Бристоля Темпл-Мидс имеет внешний вид, напоминающий собор, с готическими арками и остроконечной башней, а старый вокзал 1841 года имел крышу из балок-молота , которая, как говорят, была смоделирована по образцу Вестминстер-холла . бревен [22] Великой Западной железной дороги Инженер Изамбард Кингдом Брюнель действительно описал станцию как «собор железного коня». [26] Железнодорожный вокзал Паддингтон был спроектирован Брюнелем, вдохновленным Джозефа Пакстона и Хрустальным дворцом Центральным вокзалом Мюнхена . [27]
- Гравюра открытия железнодорожного вокзала Ньюкасла , 1850 год.
- Великая Западная железная дорога Исамбарда Кингдома Брюнеля построила крышу с балками-молотами для Старого вокзала Бристоля, 1841 год.
- Станция Паддингтон , построенная в 1854 году, вид в 1904 году.
Экспериментируем со стилями
[ редактировать ]Промышленные архитекторы свободно экспериментировали с непромышленными стилями. Одним из самых ранних было египетское возрождение , стиль, возникший в ответ на завоевание Наполеоном Египта, сопровождавшееся научной экспедицией. Джозеф Бономи спроектировал офисы льняной фабрики Temple Works в Холбеке, Лидс, по образцу Маммиси храмового комплекса Дендеры в 1836–1840 годах. [28]
- Римский Маммиси в храмовом комплексе Дендеры, Египет.
- Офисы льняной фабрики Temple Works, Холбек, Лидс, спроектированные Джозефом Бономи в стиле египетского возрождения, 1836–1840 гг. [28]
В Сток-Ньюингтоне машинное отделение Столичного управления водоснабжения было построено так, чтобы выглядеть как средневековый замок с башнями и зубцами. [29] Насосная станция в Райхоупе , Сандерленд , была построена в 1869 году в более или менее якобинском стиле с изогнутыми голландскими фронтонами и восьмиугольным кирпичным дымоходом. Историк архитектуры Хьюберт Прагнелл называет его «собором из поршней и латуни, помещенным в прекрасную оболочку викторианской кирпичной кладки без каких-либо затрат». [30]
- Якобинские, голландские фронтоны:
Райхоповская насосная станция,
Сандерленд, 1869 г.
в Твидовая фабрика Bliss Чиппинг -Нортоне была спроектирована в 1872 году Джорджем Вудхаусом, архитектором фабрики из Ланкашира. Он построен из местного известняка и, несмотря на свои 5 этажей, величественно выглядит. [31] смоделирован так, чтобы напоминать Чарльза Барри типа английский загородный дом , с добавлением доминирующей дымоходной трубы, что представляет собой «сложное эстетическое решение функциональных требований». [32] Дымоход и изогнутая лестничная клетка смещены от центра здания, а углы ограждены балюстрадами и увенчаны урнами. [31] Фабрику ковров Темплтон в Глазго назвали «самым замечательным экспонатом полихромной кирпичной кладки в Великобритании». [33] Он был построен в 1892 году Уильямом Лейпером для компании «Джеймс Темплтон и сын» для ткачества аксминстерских ковров . Он был создан в стиле венецианской готики по образцу Дворца дожей в Венеции. [34]
- Венецианская готика:
Фабрика ковров Темплтон,
Глазго, 1892 г.
Знаковые сооружения
[ редактировать ]Некоторые промышленные структуры сами по себе стали достопримечательностями. Виадук Рибблхед несет железную дорогу Сеттл-Карлайл через долину Риббл в Северном Йоркшире . Он был построен Мидлендской железной дорогой по проекту Джона Сиднея Кроссли и открыт в 1876 году. Он облицован известняком и имеет почти полукруглые арки из красного кирпича, его длина составляет 440 ярдов (400 м), а высота - 104 фута (32 м). Теперь это вызывает восхищение [35] Структура, внесенная в список II степени *. [36] Газ для бытового отопления, добываемый из угля, хранился в огромных цилиндрических газгольдерах , железные каркасы которых сейчас сохранились в некоторых местах по всей стране как памятники давно исчезнувшей промышленности (например, газгольдеры Бромли-бай-Боу или овальные газгольдеры). [37]
- Виадук Рибблхед, спроектированный Джоном Сиднеем Кроссли, 1876 г.
- Газгольдеры № 4 и 5, Келвиндейл, Глазго, 1893 г. [38]
Двигаясь в сторону современности
[ редактировать ]Power House, Chiswick — электростанция, спроектированная Уильямом Кертисом Грином и Дж. Клифтоном Робинсоном в 1901 году для Лондонской объединенной компании электрического трамвая . Историк архитектуры Николаус Певснер описывает его как «монументальную в стиле свободного барокко ». композицию из кирпича и камня [2] из «ранней, героической эпохи электростанций» [2] с огромными каменными вуссуарами . Над входом находится пара больших каменных фигур: одна представляет «Электричество», ее нога стоит на земном шаре, а ее рука излучает молнии с помощью ротора генератора ; другая представляет «Локомоцию», ее нога на электрическом трамвае , а рука на крылатом колесе. [2]
- «Электричество» и «Передвижение» над дверным проемом электростанции Лондонской объединенной электрической трамвайной компании
Arthur Sanderson & Sons , внесенная в список II * степени, Фабрика по печати обоев в Чизвике была спроектирована архитектором модернистом - Чарльзом Войси в 1902 году и являлась его единственным промышленным зданием. Он облицован белым глазурованным кирпичом, причем стаффордширские синие кирпичи образуют горизонтальные полосы; постамент, обрамление дверей и окон, а также отделка выполнены из портлендского камня . Его считают «важным зданием фабрики декоративно-прикладного искусства ». [39] Он выходит на более традиционную фабрику Сандерсона из красного кирпича 1893 года через узкую улицу. [39] [40] Чарльза Холдена Модернистские здания станций лондонского метрополитена свободно сочетали цилиндры с плоскими плоскостями. Примером может служить его «футуристический» [41] 1933 года Станция метро Arnos Grove с ярко освещенным круглым кассовым залом из кирпича с плоской бетонной крышей. [42] [41]
- по печати на обоях для Sandersons Модернистские работы Чарльза Войси , Чизвик , 1902 год.
- Чарльз Холден «Футуристический» [41] Станция метро Arnos Grove, 1933 год.
Новые виды строительства
[ редактировать ]Наряду с новыми стилями архитектуры появились и новые типы строительства. Уильяма Т. Уокера 1903–1904 годов. Клемент-Тальбот Автомобильный завод [б] на Барлби-роуд, в Лэдброк-Гроув , имелся традиционный вход в офис в стиле Уильяма и Мэри, построенный из красного кирпича с каменными пилястрами, карнизом, семейным гербом Тэлботов и порт-кошером . Впечатляющий фасад открывал доступ к сводчатому вестибюлю с мраморным полом, который использовался как автосалон, а главное заводское здание позади него представляло собой раннюю железобетонную конструкцию. [43] [44] [45] Доступность новых материалов, таких как сталь и бетон, в промышленных количествах позволила создать радикально новые конструкции, такие как мост-транспортер Тис . Он имеет бетонный фундамент, залитый в шахты, вырытые с помощью кессонов , до коренной породы намного ниже отметки прилива; Конструкция моста стальная, с гранитными опорами. [46] [47]
- Автомобильный завод Клемент-Тальбот Уильяма Т. Уокера, Лэдброк-Гроув, 1903–1904 гг.
- Мост Тис-Транспортер, спроектированный Cleveland Bridge & Engineering Company и построенный сэром Уильямом Арролом и компанией , 1911 год.
Между войнами, 1914-1945 гг.
[ редактировать ]«Обходной современный»
[ редактировать ]Концепция «фабрики дневного света» с длинными гладкими зданиями и привлекательной лужайкой была привезена из Америки и началась в Траффорд-парке . У них часто были большие окна, и их размещали вдоль главных дорог, таких как Грейт-Уэст-роуд в Брентфорде , Западный Лондон, за что они получили название «современных объездных» фабрик. Хорошо известным примером является «Уоллис, Гилберт и партнеры », построенное в 1932–1935 годах здание Гувера в стиле ар-деко ; В то время его высмеивали за «откровенно коммерческий характер», но теперь он внесен в список II степени. [5] Историк архитектуры Хьюберт Прагнелл описывает его как «собор модернизма» и «икону дизайна 1930-х годов». [1]
- Здание Пирена, Грейт-Вест-роуд, Брентфорд, 1929–30 гг.
- Фабрика косметики Coty, Грейт-Вест-роуд, Брентфорд, 1932 год.
Арт Деко Египетский
[ редактировать ]Совершенно другим зданием межвоенного периода является сигаретная фабрика Carreras , построенная в 1926–1928 годах в центре города в Морнингтон-Кресент , Камден . Он был спроектирован архитекторами М.Э. Коллинзом , О.Г. Коллинзом и А.Г. Порри в сочетании стилей ар-деко и египетского возрождения. Фабрика имеет фасад длиной 550 футов (170 м) под сплошным карнизом с каннелюрными линиями, окрашенными в красный и синий цвета. Его конструкция современная, пионер предварительно напряженного бетона , но он украшен, чтобы напомнить о славе Древнего Египта после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году. Компания выбрала черную кошку в честь египетского кошачьего бога Бастет . символизировали свой бренд, и разместили пару больших фигурок кошек рядом с входной лестницей, а также меньшие кошачьи медальоны на здании. [48]
- Колонны у Панехеси могилы , ок. 1330 г. до н.э.
- Сигаретная фабрика Carreras, Камден, 1926–1928 гг.
- Пара черных кошек по образцу Бастет охраняет вход на фабрику.
Современный
[ редактировать ]Послевоенный
[ редактировать ]Со времен Второй мировой войны архитекторы создали впечатляющие промышленные здания в различных стилях модерна и постмодернизма. Одной из таких является Британская газовая исследовательская станция Grade II* в Киллингворте , построенная в 1967 году по проекту Райдера и Йейтса. Историческая Англия называет это « проявлением силы послевоенной архитектуры с преднамеренными отсылками к континентальным примерам трансформации элементов обслуживания в скульптурные формы». [5] CZWG компании В здании Aztec West в бизнес-парке Bristol West используются горизонтальные полосы кирпичной кладки, прерываемые высокими узкими окнами и белыми бетонными фасками, чтобы создать эффект пилястр, а симметричные здания с вогнутым фасадом - отголосок стиля ар-деко. [49]
- Британская газовая исследовательская станция, Киллингворт, 1967 год.
- Ацтекский Запад, Бристоль, автор CZWG, 1987 г.
21 век
[ редактировать ]Сотрудничество архитектуры и инженерии можно увидеть в Хитроу аэропорта здании Терминала 5 , открытом в 2008 году. Его длина составляет 1299 футов (396 м), ширина 577 футов (176 м) и высота 130 футов (40 м), что делает его самое большое отдельно стоящее здание в Великобритании. Крыша опирается на открытые шарнирные фермы. Архитекторами выступила компания Richard Rogers Partnership, которой помогали авиационные архитекторы Pascall+Watson , а инженерами были Arup (для наземных работ) и Mott MacDonald (подземные конструкции). [50] [51]
- Открытые фермы внутри Терминала 5 аэропорта Хитроу, 2008 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Готье заявил: «Эти соборы нового человечества — места встречи наций, центр, где все сходится, ядро гигантских звезд с железными лучами, простирающимися до концов земли» (Эти соборы нового человечества — места встречи нации, центр, где все сходится, ядро гигантских звезд с железными лучами, простирающимися до края земли). [24] Футурист Филиппо Томмазо Маринетти назвал их «cathédrales de notre temps» (соборы нашего времени). [25] Также обратите внимание на «собор железного коня» Брюнеля. [26]
- ^ Офисное здание теперь называется Sunbeam Studios; название напоминает о поглощении фабрики в 1938 году Рутсом, который переименовал ее в Sunbeam-Talbot.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прагнелл 2021 , с. 227.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Черри и Певснер 1991 , с. 405.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 13–15.
- ^ «Список всемирного наследия: Ущелье Айронбридж» . ЮНЕСКО . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Историческая Англия, 2011 г. , стр. 2–6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прагнелл, 2021 г. , стр. 62–63.
- ^ Историческая Англия . «Кукурузная мельница (1346427)» . Список национального наследия Англии . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 153–156.
- ^ Томас 1992 , с. 22.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Путеводитель . Фонд исторической верфи Чатема. 2010. стр. 1–12.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 115–123.
- ^ «Чатемская верфь» . Королевские музеи Гринвича . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Историческая Англия . «Чехол номер 3 (1378591)» . Список национального наследия Англии . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Пирсон 2016 , стр. 128–130.
- ^ Пирсон 2016 , стр. 129–130.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 202–203.
- ^ Пирсон 2016 , стр. 94–95.
- ^ «Мастерская мира» . Encyclepedia.com, из Оксфордского словаря фраз и басен . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пирсон 2016 , с. 32.
- ^ Прагнелл 2021 , с. 78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прагнелл, 2021 г. , стр. 173–179.
- ^ Парижсьен 1997 , стр. 7.
- ^ Валлес-Блед, Мите (2012). Шабо: фовист и экспрессионист, 1900–1914 . Сет, Франция: Музей Поля Валери, Editions Fil du Temps. п. 35. ISBN 978-2-91829-824-3 .
- ^ Уден, Теофиль (2016). Словарь любителей архитектуры . Площадь Редакции. ISBN 978-2-25925-263-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ньюджент, Томас. "Центральный железнодорожный вокзал Глазго :: Общее описание" . Geograph.org.uk . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Джексон 1984 , с. 396.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Оценка заповедника Хольбек» (PDF) . leeds.gov.uk . п. 3 . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Историческая Англия . «Машинный дом столичного управления водоснабжения (1226755)» . Список национального наследия Англии . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прагнелл 2021 , стр. 78, 82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Историческая Англия . «Bliss Tweed Mill (класс II*) (1198094)» . Список национального наследия Англии . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Прагнелл 2021 , с. 107.
- ^ История (11 октября 2015 г.). «Темплтон на зелени, венецианский шедевр Глазго» . Жизнь в Глазго . Архивировано из оригинала 22 января 2019 года . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ «Виадук Рибблхед» . Йоркшир-Дейлс.org.uk . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Историческая Англия . «Железнодорожный виадук Бэтти Мосс (класс II *, запланированный) (1132228)» . Список национального наследия Англии . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 49–53.
- ^ «Газгольдер № 4 и Газгольдер № 5, за исключением резервуаров и снарядов, Газгольдерная станция Темпл, Страткона Драйв, Глазго» . Британские здания, внесенные в список памятников архитектуры . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дом Войси, Хаунслоу» . Здания, внесенные в список британских памятников. Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 236–238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Прагнелл 2021 , стр. 184, 220.
- ^ Историческая Англия . «Подробности из базы данных памятников архитектуры (1358981)» . Список национального наследия Англии . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ Пирсон 2016 , с. 21.
- ^ «Солнечный луч» . Студия Санбим . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 242–243.
- ^ Историческая Англия . «Дом с лебедкой, прилегающие перила, стена, ворота и опоры, C.40M к юго-западу от Транспортерного моста (1139847)» . Список национального наследия Англии . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ Историческая Англия . «Опоры, перила и ворота у въезда на Транспортный мост (1139846)» . Список национального наследия Англии . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 232–234.
- ^ Прагнелл 2021 , стр. 238–239.
- ^ Хейлз-Даттон, Брюс (2007). «Хитроу смотрит вперед». Аэропорты мира (сентябрь – октябрь 2007 г.): 28–33.
- ^ «Терминал 5 Хитроу» . Библиотека AJ Buildings . Проверено 7 сентября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Черри, Бриджит ; Певснер, Николаус (1991). Здания Англии . Лондон 3: Северо-Запад . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-071048-9 . OCLC 24722942 .
- Историческая Англия (апрель 2011 г.). «Историческое резюме». Промышленные здания: Руководство по выбору листинга . Историческая Англия . стр. 2–6.
- Джексон, Алан (1984) [1969]. Лондонский вокзал Термини (пересмотренная редакция). Лондон: Дэвид и Чарльз . ISBN 0-330-02747-6 .
- Джонс, Эдгар (1985). Промышленная архитектура в Великобритании: 1750–1939 . Оксфорд: факты в файле . ISBN 978-0-8160-1295-4 . OCLC 12286054 .
- Париссьен, Стивен (1997). Станция за станцией . Лондон: Phaidon Press . ISBN 978-0-71483-467-2 .
- Пирсон, Линн (2016). Викторианская и эдвардианская британская промышленная архитектура . Кровуд Пресс. ISBN 978-1-78500-189-5 . OCLC 959428302 .
- Прагнелл, Хьюберт Дж. (2021) [2000]. Промышленная Британия: архитектурная история . Бэтсфорд . ISBN 978-1-84994-733-6 . OCLC 1259509747 .
- Томас, Брюс (1992). «Мертир Тидвил и ранний металлургический завод в Южном Уэльсе». В Гарнере, Джон (ред.). Город компании: архитектура и общество в раннеиндустриальную эпоху . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 17–42. ISBN 978-1-4294-0727-4 . ОСЛК 252590032 .
- Винтер, Джон (1970). Промышленная архитектура: обзор фабричного строительства . Лондон: Студия Виста. OCLC 473557982 .