Железный мост
Железный мост | |
---|---|
![]() Железный мост (февраль 2019 г.) | |
Координаты | 52 ° 37'38 "N 2 ° 29'08" W / 52,62735 ° N 2,48550 ° W |
несет | Пешеходное движение |
Кресты | Река Северн |
Местный | Ущелье Айронбридж возле Коулбрукдейла |
Владелец | Совет Телфорда и Рекина |
Характеристики | |
Дизайн | чугунный арочный мост |
Самый длинный пролет | 100 футов 6 дюймов (30,63 м) |
История | |
Дизайнер | Уилкинсон |
Построено | Авраам Дарби III |
Изготовление | Авраам Дарби III |
Начало строительства | ноябрь 1777 г. |
Окончание строительства | июль 1779 г. |
Открыто | 1 января 1781 г. |
Статистика | |
Потери | Бесплатный публичный доступ с 1950 года. |
Официальное название | Железный мост [1] |
Назначен | 18 января 1934 г [1] |
Справочный номер. | 1015325 [1] |
Внесенное в список памятников архитектуры - уровень I | |
Официальное название | Железный мост [2] |
Назначен | 8 апреля 1983 г [2] |
Справочный номер. | 1038659 [2] |
Расположение | |
![]() |
Железный мост — чугунный арочный мост , пересекающий реку Северн в Шропшире , Англия. Открытый в 1781 году, это был первый крупный мост в мире, сделанный из чугуна . Его успех вдохновил на широкое использование чугуна в качестве конструкционного материала, и сегодня мост считается символом промышленной революции .
География глубокого ущелья Айронбридж , образовавшегося в результате ледникового воздействия во время последнего ледникового периода , означала, что здесь имеются промышленно полезные залежи угля , железной руды , известняка и шамотной глины, присутствующие вблизи поверхности, где их легко добывают. в этом месте сложно построить мост через реку. Чтобы справиться с неустойчивостью берегов и необходимостью поддерживать судоходное русло на реке, Томас Фарнолс Притчард предложил однопролётный железный мост . После первоначальной неуверенности в использовании железа строительство велось в течение двух лет, а Авраам Дарби III за металлические конструкции отвечал . Мост пересекает ущелье Айронбридж с основным пролетом 100 футов 6 дюймов (30,63 м), что обеспечивает достаточный зазор для прохода лодок под ним.
В 1934 году он был объявлен памятником архитектуры и закрыт для движения автотранспорта. Плата за проезд с пешеходов взималась до 1950 года, когда мост был передан в государственную собственность. Большую часть своего существования мост находился в плохом состоянии, но обширные реставрационные работы, проведенные во второй половине 20 века, защитили мост. Мост, прилегающее поселение Айронбридж и ущелье Айронбридж входят в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]образовалось Ущелье Айронбридж в конце последнего ледникового периода в результате разлива озера Лэпворт , в результате чего обнажились полезные залежи ресурсов, таких как уголь , железная руда , шамотная глина и известняк, вблизи поверхности, где их легко добывали. [3] Поскольку река служила транспортным средством, этот район стал важным центром зарождающейся промышленной революции . [4]
Авраам Дарби I впервые переплавил местную железную руду с коксом, полученным из угля Коулбрукдейла , в 1709 году, и в последующие десятилетия Шропшир стал центром промышленности из-за низкой цены на топливо из местных шахт. [5] Река Северн использовалась как ключевой торговый путь, но она также была препятствием для путешествия по глубокому ущелью Айронбридж, особенно между важными в то время промышленными округами Брозли и Мэдли , ближайший мост находился в Билд, в 2 милях (3,2 км) от него. . [6] [7] Поэтому было предложено построить Железный мост, чтобы связать промышленный город Брозли с меньшим шахтерским городком Мэдли и промышленным центром Колбрукдейл. Использование реки для судоходства и крутые склоны ущелья означали, что любой мост в идеале должен быть однопролетным и достаточно высоким, чтобы под ним могли проходить высокие корабли. [7] [8] Крутизна и неустойчивость берегов затрудняли строительство моста, и не было точки, где дороги на противоположных берегах реки сходились. [9]
Железный мост был первым построенным в своем роде, хотя и не первым, который рассматривался, и не первым железным мостом любого типа. Железный мост был частично построен в Лионе в 1755 году, но от него отказались по соображениям стоимости. [10] длиной 72 фута 10 дюймов (22,2 м) а пешеходный мост из кованого железа над декоративным водным путем был построен в Кирклисе , Йоркшир , в 1769 году. [11] [12]
Предложение
[ редактировать ]В 1773 году архитектор Томас Фарнолс Притчард написал своему «железному безумцу» другу и местному железа мастеру Джону Уилкинсону из Брозли, предлагая построить мост из чугуна . [13] [14] Хотя он специализировался на проектировании каминов и других предметов внутреннего убранства, а также погребальных памятников, ранее он также проектировал как деревянные, так и каменные мосты. [15] [16]
Зимой 1773–74 годов местные газеты опубликовали предложение обратиться к парламенту с просьбой разрешить строительство железного моста с одним пролетом длиной 120 футов (37 м). [17] В 1775 году подписка собрала средства в размере от 3000 до 4000 фунтов стерлингов (что эквивалентно от 372 000 до 496 000 фунтов стерлингов в 2016 году), а казначеем проекта был назначен Авраам Дарби III , внук Авраама Дарби I и мастер по металлу, работающий в Коулбрукдейле. . [17]
В марте 1776 года Акт о строительстве моста получил королевское одобрение . Его подготовили Томас Адденбрук, секретарь попечителей, и Джон Харрис, лондонский адвокат. [я] затем представленный Палате общин Чарльзом Болдуином , депутатом от Шропшира . [18] Аврааму Дарби III было поручено отлить и построить мост. [7] [19] В мае 1776 года попечители отозвали комиссию Дарби и вместо этого рекламировали планы строительства одноарочного моста из «камня, кирпича или дерева». [20] Никакого удовлетворительного предложения сделано не было, и попечители согласились продолжить работу над проектом Притчарда, но сохранялась неопределенность в отношении использования железа, и были установлены условия в отношении стоимости и продолжительности строительства. [20] В июле 1777 года пролет моста был уменьшен до 90 футов (27 м), а затем снова увеличен до 100 футов 6 дюймов (30,6 м), возможно, для того, чтобы разместить буксирную дорожку . [21] [ii]
Строительство
[ редактировать ]Место, расположенное рядом с местом, где курсировал паром между Мэдли и Бенталлом , было выбрано из-за высоких подходов с каждой стороны и относительной прочности почвы. [7] В парламентском акте описывалось, как мост должен был быть построен от точки в приходе Бенталл возле дома Сэмюэля Барнетта до точки на противоположном берегу возле дома Томаса Крамптона. [22] Причард умер 21 декабря 1777 года в своем доме в башне в Эйтоне на Северне , всего через месяц после начала работы, проболев более года. [13] [23]
Мост построен из пяти секционных чугунных ребер, длина пролета которых составляет 100 футов 6 дюймов (30,6 м). [24] При строительстве моста было использовано 378 длинных тонн 10 центнеров (847 800 фунтов или 384,6 т) железа, а также почти 1700 отдельных компонентов, самый тяжелый из которых весит 5 длинных тонн 5 центнеров (11 800 фунтов или 5,3 т). [25] Компоненты были отлиты индивидуально, чтобы соответствовать друг другу, а не иметь стандартные размеры, с расхождениями до нескольких сантиметров между «идентичными» компонентами в разных местах. [26]
Кладка и устои были построены между 1777 и 1778 годами, а ребра были подняты на место летом 1779 года. [27] [24] Мост впервые перекинулся через реку 2 июля 1779 года и был открыт для движения 1 января 1781 года. [28] [29]
акварель Элиаса Мартина музее была обнаружена В 1997 году в стокгольмском , на которой был изображен строившийся в 1779 году мост. [28] На картине изображены передвижные деревянные леса, состоящие из опор вышки , стоящих в русле реки и используемых в качестве крана для установки полуребер моста, который был доставлен на место на лодке с литейного завода Дарби в 500 метрах (1600 футов) ниже по течению. . была построена копия основной секции моста в половинном размере Используя подход, изображенный на картине, в 2001 году в рамках исследования для программы BBC Timewatch . , которая была показана в следующем году, [28] [30]
Дизайн
[ редактировать ]
Декоративные кольца и выступы между структурными ребрами моста позволяют предположить, что окончательный проект принадлежал Притчарду, поскольку те же элементы присутствуют в беседке, которую он перестроил. [27] [31] Бригадир литейного завода Томас Грегори нарисовал детальный проект элементов, в результате чего были использованы такие детали столярных соединений, как пазовые и шиповые соединения, а также соединения «ласточкин хвост» . [7] [24] [32]
На двух внешних ребрах выгравированы слова: «Этот мост был отлит в Колбрук-Дейл и построен в году MDCCLXXIX» ( римские цифры обозначают 1779 год).
Две дополнительные арки аналогичной чугунной конструкции несут тропинку на южном берегу, а также действуют как арки для наводнения . [29] Каменная арка с кирпичным сводом ведет на северный (городской) берег небольшую тропинку. [1]
Материал
[ редактировать ]Железный мост изготовлен из чугуна. Он чрезвычайно прочен при сжатии, но работает хуже, чем сталь и кованое железо, когда подвергается растяжению или изгибающим моментам , из-за своей хрупкости и более низкой прочности на разрыв . [33] Анализ арки и стойки Железного моста выявил следующие элементные составы: [34]
Элемент | Пропорция | |
---|---|---|
Арка | Стойка | |
Углерод | 2.65% | 3.25% |
Кремний | 1.22% | 1.48% |
Марганец | 0.46% | 1.05% |
сера | 0.102% | 0.037% |
Фосфор | 0.54% | 0.54% |
Наличие 0,1% серы в чугуне находится на верхней границе допустимого, но наличие достаточного количества марганца приводит к образованию безвредного сульфида марганца . [34] [iii]
Кованое железо было гораздо лучшим конструкционным материалом, чем чугун, но не было широко доступно до 1800 года и в конечном итоге стало предпочтительным материалом для мостов, рельсов, кораблей и зданий, пока новые процессы производства стали, такие как бессемеровский процесс в конце 19 века не были разработаны . . [35]
Расходы
[ редактировать ]Дарби согласилась построить мост с бюджетом в 3250 фунтов стерлингов (что эквивалентно 426 353 фунтам стерлингов в 2023 году). [iv] и это было поднято подписчиками проекта, в основном из Брозли. Хотя фактическая стоимость моста неизвестна, современные записи показывают, что она достигала 6000 фунтов стерлингов (787 113 фунтов стерлингов в 2023 году). [iv] , и Дарби, у которого уже была задолженность по другим предприятиям, согласилась покрыть излишек. [36] Однако к середине 1790-х годов мост стал очень прибыльным, и плата за проезд приносила акционерам ежегодные дивиденды в размере 8 процентов. [37]
Более поздняя история
[ редактировать ]Открытие моста привело к изменению структуры расселения в ущелье, а дороги вокруг моста были улучшены за годы после его строительства. [38] Город Айронбридж , получивший свое название от моста, возник на северной оконечности. [38] Попечители, а также владельцы местных отелей и операторы автобусов способствовали повышению интереса к мосту среди представителей высшего общества. [38]
Ремонт
[ редактировать ]В июле 1783 года была построена стена длиной 35 ярдов (32 м), чтобы предотвратить сползание северного берега в реку. [39] В декабре 1784 года в каменной сухопутной арке на южной стороне были обнаружены трещины, а соседний устой имел признаки движения. [24] Ущелье очень подвержено оползням, более 20 из них зарегистрированы в Национальной базе данных оползней Британской геологической службы в этом районе. [40] Предполагалось, что стороны ущелья движутся к реке, сталкивая подножия арки друг к другу, в связи с чем ремонт проводился в 1784, 1791 и 1792 годах. [24] [39]
Это был единственный мост на реке Северн, который не пострадал от наводнения февраля 1795 года благодаря своей прочности и небольшому профилю перед паводковыми водами. [41] Средневековый мост в Билдуасе был заменен чугунным мостом Томаса Телфорда , которому, благодаря превосходной конструкции, требовалось вдвое меньше железа, несмотря на более длинный пролет - 128 футов (39 м). [42] [43] Мост Билдвас просуществовал до 1906 года. [42] Вопреки распространенному заблуждению , Телфорд не нес ответственности за строительство самого моста. [44] [45]
В 1800 году попечители заказали продолжавшийся несколько лет ремонт, заключавшийся в замене каменных наземных арок деревянными, чтобы уменьшить нагрузку на главный пролет. [24] [39] Предложение построить жесткую опору между опорами, чтобы разделить их, оказалось невозможным при имеющихся технологиях, но было реализовано во время более поздней реставрации моста в 1970-х годах. [46] охарактеризовал его конструкцию как «очень плохую» В 1812 году Чарльз Хаттон и предсказал, что она прослужит недолго, «хотя и не из-за каких-либо недостатков в железной конструкции», а из-за трещин, появившихся в каменной кладке. . [47] Деревянные арки были заменены чугунными в декабре 1820 года, и дальнейший ремонт требовался на протяжении оставшейся части XIX века. [24] [48]
Примерно в 1870 году «сэр Б. Бейкер заявил, что ремонт требовался в течение девяноста лет, потому что арка и высокие боковые арки не могли работать вместе. Расширение и сжатие разрушили высокую арку и соединения между арками. Когда она сломалась, они ловили рыбу. это. [v] Потом болты срезались или металлическая конструкция ломалась на новом месте. Он сообщил, что нет ничего опасного; оно было совершенно сильным, а напряжение в жизненно важных частях – умеренным. Осталось только выловить сломанные ребра высоких арок, проделать в рыбках овальные отверстия и не закрутить болты слишком туго». [49]
24 августа 1902 года парапет длиной 30 футов (9,1 м) рухнул в реку, а в июле 1903 года с моста упала часть палубной плиты весом около 5 длинных центнеров (250 кг). [48] Открытие бесплатного бетонного моста в 1909 году вызвало беспокойство у попечителей, но им продолжали пользоваться транспортные средства и пешеходы. [50] [51]
Закрытие транспортных средств
[ редактировать ]В отчете инженерных консультантов Мотта, Хэя и Андерсона за 1923 год говорилось, что, если не считать лакокрасочного покрытия, основной пролет моста находился в хорошем состоянии. Было высказано предположение, что металлическое настил моста опасно тяжел и что после снятия собственного веса мост следует снова открыть для транспортных средств массой не более 2 тонн и ограничить движение по центру проезжей части. [52] Было введено ограничение по весу в 4 тонны, но жилищный бум 1930-х годов означал, что водители, распространяющие плитку, произведенную в Джекфилде, настаивали на том, чтобы им разрешили пользоваться мостом, поэтому попечители приняли решение закрыть его для автомобильного движения с эффектом. с 18 июня 1934 г. [52] Плата за проезд с пешеходов взималась до 1950 года, когда право собственности на мост было передано Совету графства Шропшир . [53] Собранные сборы лишь незначительно покрыли стоимость сбора, не оставив бюджета на консервацию, а мост не чистили и не красили в течение многих лет. [52] Из-за его плохого состояния в период с 1940-х по 1970-е годы был сделан ряд предложений снести и заменить мост или перенести его в другое место. В 1956 году совет графства выступил с предложением снести мост и заменить его новым, но этот план не был реализован. [8] был Музейный фонд ущелья Айронбридж основан в 1967 году с целью защиты промышленного наследия в ущелье Айронбридж и смог получить финансирование от совета для проведения ремонта. [54]
Реставрация
[ редактировать ]При финансовой поддержке Совета графства Шропшир, Совета исторических зданий Англии и зарождающегося Фонда музеев ущелья Айронбридж в период с 1972 по 1975 год была проведена программа ремонта фундамента моста стоимостью 147 000 фунтов стерлингов. [54] [55] Инженеры-консультанты Сэндфорд, Фосетт, Уилтон и Белл решили разместить под рекой железобетонную перевернутую арку , чтобы противодействовать движению опор моста внутрь. [24] [56] Арку строила компания Tarmac Construction Company , начиная с весны 1973 года, но необычно сильные летние паводки захлестнули перемычку, разрушив надежды на то, что работы можно будет выполнить за одно лето. [57] С южного устоя был снят пломбировочный материал для уменьшения его веса, а арка через него была армирована бетоном. [58] Дорожное покрытие заменили на более светлое асфальтовое покрытие , обновили камень устоев, а пункт взимания пошлины превратили в информационный центр. [59] В 1980 году сооружение было расписано впервые в ХХ веке, а работы были завершены к двухсотлетию открытия, которое отмечалось 1 января 1981 года. [60]
В период с 1999 по 2000 год мост был возведен в леса, чтобы его можно было осмотреть организацией English Heritage . Также мост был перекрашен и проведен мелкий ремонт. [61] В январе 2017 года English Heritage объявила о проекте реставрации Железного моста стоимостью 1,2 миллиона фунтов стерлингов, который начнется в сентябре 2017 года, и станет «крупнейшим когда-либо природоохранным проектом», предпринятым English Heritage. [62] В 2018 году стоимость была указана в 3,6 миллиона фунтов стерлингов, при этом компания English Heritage описала ее как «амбициозную консервацию ребер и арок, каменной кладки и настила». [63] Проект был создан после того, как обширные исследования местности показали, что историческое сооружение находится под угрозой из-за напряжений в железных конструкциях первоначальной постройки, движения грунта на протяжении веков и землетрясения в 19 веке. Помимо структурной реставрации, мосту также был возвращен из сине-серого цвета его первоначальный красно-коричневый цвет после того, как судебно-медицинская экспертиза показала, что именно так мост выглядел при первом возведении. [64] [65]
(изображение сделано в 2003 году)
(изображение сделано в 2004 году)
Проект частично финансировался за счет краудфандинга, в результате которого было собрано 47 545 фунтов стерлингов. [66] Он также получил пожертвование в размере 1 000 000 евро от Фонда Германа Реемтсма , немецкого фонда, который в основном продвигает культурные и социальные проекты в северной Германии. Это также будет первое финансирование фонда в Соединенном Королевстве. [67] После работ мост был вновь открыт 6 декабря 2018 года. [68]
Признание
[ редактировать ]Мост, прилегающее к нему поселение Айронбридж и ущелье Айронбридж образуют ЮНЕСКО Айронбридж-Ущелье объект Всемирного наследия , который был создан в 1986 году. [69] Мост является памятником архитектуры I категории . [2] и принадлежит Совету Телфорда и Рекина . [7]
В 1934 году он был признан включенным в список древних памятников . [1] [24] а в 1979 году мост был признан Американским обществом инженеров-строителей международным памятником гражданского строительства . [70]
В 2020 году работы по консервации и реставрации моста были отмечены премией European Heritage Awards/Europa Nostra Awards , которая включает в себя до 30 наиболее выдающихся проектов наследия из всех частей Европы, входящих в ЕС и ЕЭЗ . [71] [72]
Влияние на конструкцию моста
[ редактировать ]Мост, как первый мост значительных размеров, построенный из металла, оказал «значительное влияние на развитие технологий и архитектуры». [69] Успешное использование чугуна в 1781 году положило начало выбору этого материала для многих последующих мостов, а чугунные арки значительного пролета были построены в конце 18 - начале 19 века. [49]
- В 1786 году революционный писатель и эрудит Томас Пейн построил модели, демонстрирующие использование чугуна для мостов, и представил их Академии наук в Париже и Королевскому обществу в Англии. Далее он изготовил и установил «полное ребро размахом 90 футов и высотой 5 футов от хорды до центра арки» весом три тонны. За этим последовал полный мост с пятью ребрами и пролетом 210 футов (64 м), который он построил на поле в Паддингтоне , но без контрфорсов он предназначался просто для демонстрации и был разобран через год. [73]
- В 1793–96 годах был построен Уэрмутский мост пролетом 235 футов (72 м), построенный из чугуна в виде литых вуссуаров , чем-то похожих на вуссуары каменного моста. [49] Для строительства моста использовалось некоторое количество железа с моста Пейна, которое было возвращено на литейный завод в Ротереме . [74]
- В 1795 году сильное наводнение на Северне смыло все близлежащие мосты, кроме Железного моста, открытая конструкция которого позволяла проходить паводковым водам. Томас Телфорд в то время был инспектором общественных работ в Шропшире. [75] Его проект нового моста в Билдвасе включал в себя высокую арку, подобную Железному мосту, но он имел пролет на 30 футов (9,1 м) шире и использовал менее половины количества железа. [76] Телфорд спроектировал серию чугунных мостов, самым старым из которых является сохранившийся мост Крейгеллачи . [77]
- В 1799 году Коулпортский мост был перестроен после наводнения как однопролетный с тремя чугунными ребрами. Эта версия 1799 года была переработана в 1818 году с двумя дополнительными ребрами и сохранилась до наших дней. [78]
- Уэрмутский мост (1793–96)
- Мост Билдвас , Томас Телфорд (1795–1796 гг.)
- Мост Коулпорт (1818 г.), включающий три ребра 1799 года и еще два ребра 1818 года.
- Мост Крейгеллачи (1814 г.) Телфорда
Художественные изображения
[ редактировать ]
Более пятидесяти художников и граверов приехали в район Колбрукдейла между 1750 и 1830 годами, чтобы стать свидетелями и запечатлеть подъем промышленности и изменение ландшафта. [27] Одним из первых художников, изобразивших мост, был Уильям Уильямс , которому в октябре 1780 года Дарби заплатила 10 гиней (что эквивалентно 1254 фунтам стерлингов в 2016 году) за рисунок моста. [79] Гравюра Майкла Анджело Рукера оказалась популярной, а копия была куплена Томасом Джефферсоном и выставлена в столовой Монтичелло . [80]
В 1979 году Королевская академия художеств провела выставку «Вид с Железного моста», посвященную двухсотлетию моста. [81]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Харрис, возможно, был родственником местного преподобного Харриса. [18]
- ^ Более полное описание предыстории строительства моста см. Cossons & Trinder 2002 , стр. 9–18.
- ^ Дополнительную информацию об обработке железа, используемого в мосте, см. Tylecote, RF (1992). История металлургии , второе издание. Лондон: Издательство Мани.
- ^ Jump up to: а б По данным инфляционного калькулятора Банка Англии. Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Перекрытие трещины, прикрепив к ней пару «рыбных пластин».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Историческая Англия . «Железный мост (1015325)» . Список национального наследия Англии . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Историческая Англия . «Железный мост (1038659)» . Список национального наследия Англии . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Уиллс, ЖЖ (1924). «Развитие долины Северн в окрестностях Айрон-Бридж и Бриджнорт» . Дж. Геол. Соц. 80 (1–4): 274–308. дои : 10.1144/GSL.JGS.1924.080.01-04.15 . S2CID 130464410 .
- ^ «План управления объектом всемирного наследия «Ущелье Айронбридж»» (PDF) . Совет Телфорда и Рекина . Февраль 2017 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Коссонс и Триндер (2002) , с. 3.
- ^ Коссонс и Триндер (2002) , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «История и исследования: Железный мост» . Английское наследие. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Джон Уилкинсон и Железный мост» . Брозли Краеведческое общество . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 4–5
- ^ Чарльтон 2002 , с. 11
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 9
- ^ «Железные мосты рядом с домом» . Галифакс Курьер . 3 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2018 г. . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Томас Фарнолс Притчард» . Ironbridge.org.uk. Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Беггс-Хамфрис 2013 , с. 26
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 10–11
- ^ «Притчард, Томас Фарнолс». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/37866 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б Коссонс и Триндер (2002) , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Коссонс и Триндер (2002) , с. 23.
- ^ «Зачем строить Железный мост в Колбрукдейле?» . Фонд музея ущелья Айронбридж. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Коссонс и Триндер 2002 , с. 15
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 16
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 23
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 17
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Железный мост» . Engineering-timelines.com . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 24
- ^ «Тайны прошлого: Как строился Айронбридж» . Sean.co.uk. Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1979 , с. 4
- ^ Jump up to: а б с де Хаан, Дэвид (17 февраля 2011 г.). «Железный мост – как он был построен?» . Би-би-си . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Железный мост» . Английское наследие . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ «Разгадана – тайна Айронбриджа» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Историческая Англия . "Беседка в саду №5 (в комплект не входит) (1219113)" . Список национального наследия Англии . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Тилли (2002) , с. 167.
- ^ Дайк, Шон Ван (2004). История кованого и чугуна (магистерская диссертация). Университет Теннесси.
- ^ Jump up to: а б Тайлекот 1992 , с. 123
- ^ Массачусетс 1995 г.
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 29
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 30
- ^ Jump up to: а б с Коссонс и Триндер 2002 , стр. 31–33
- ^ Jump up to: а б с Коссонс и Триндер (2002) , с. 47.
- ^ «Оползни в ущелье Айронбридж, Шропшир» . Британская геологическая служба . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ Петроски (1996) , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Лэй (1992) , с. 272.
- ^ Пауэлл (2013) , с. 57.
- ^ Бернс, Марк (3 июля 2018 г.). «Телфорду 50 лет: так это все еще новый город?» . Би-би-си . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «7 вещей, которые вы не знали о Железном мосте» . Английское наследие . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Коссонс и Триндер (2002) , с. 48.
- ^ Хаттон (1812) , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Коссонс и Триндер (2002) , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм (1911) , с. 542.
- ^ «Краткая информация о наблюдении на Фри-Бридж, Джекфилд, Шропшир» (PDF) . shropshirehistory.org.uk . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Коссонс и Триндер (2002) , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б с Коссонс и Триндер 2002 , с. 51
- ^ Бриггс 1979 , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Эмма Каспржак (26 ноября 2011 г.). «Железный мост, возможно, сдан в слом » . Новости Би-би-си . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Ущелье Айронбридж получило правительственный грант в размере 12 миллионов фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 4 октября 2012 года . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 52
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 53–54
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 52–53
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 54
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 54–55
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , с. 55
- ^ «Скоро начнутся работы над Железным мостом в Шропшире» . Шропшир Стар . 3 января 2017 года . Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ Блумфилд, Пол (март 2018 г.). «Внимание». Журнал членов английского наследия . п. 25.
- ^ Jump up to: а б «Эксперты английского наследия раскрывают первоначальный цвет Железного моста» . Английское наследие . Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Гроукотт, Мэт (31 августа 2018 г.). «Истинный цвет Железного моста оказался красным» . Шропшир Стар . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Проект «Железный мост»: спасение индустриальной иконы» . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Проект «Железный мост» получает финансирование от немецкого фонда» . Новости Би-би-си . 13 ноября 2017 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Смит, Роб (6 декабря 2018 г.). «Железный мост вновь открывается после реставрации» . Шропшир Стар . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Список всемирного наследия: Ущелье Айронбридж» . ЮНЕСКО . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «Железный мост» . Американское общество инженеров-строителей . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Победители» . www.europeanheritageawards.eu . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ «Проект «Железный мост» English Heritage получил премию European Heritage Award / Europa Nostra Award» . europanostra.org.uk . 18 июня 2020 г. Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Томас Пейн. «Строительство железных мостов: письмо Конгрессу США от июня 1803 года» . Национальная историческая ассоциация Томаса Пейна . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Армитедж, WHG (1951). «Томас Пейн и Уокеры: ранний эпизод англо-американского сотрудничества». История Пенсильвании: журнал среднеатлантических исследований . 18 (1): 16–30. JSTOR 27769176 .
- ^ «Телфорд – строитель Британии» . Би-би-си . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ «Строительный мост, сайт» . инженерные сроки . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Хьюберт Ширли-Смит; Дэвид П. Биллингтон; Филип Н. Биллингтон (20 февраля 2020 г.). «Мостовая инженерия» . Британская энциклопедия . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Коулпортский мост» . Руководство Грейс . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 33–34
- ^ Коссонс и Триндер 2002 , стр. 35–36
- ^ Смит 1979
Источники
[ редактировать ]- Бриггс, Аса (1979). Железный мост в Хрустальный дворец: влияние и образы промышленной революции . Темза и Гудзон в сотрудничестве с Фондом музеев Айронбридж-Гордж. ISBN 978-0-500-01222-2 .
- Беггс-Хамфрис, Мэри (2013). Промышленная революция . Рутледж. ISBN 978-1-136-61331-9 .
- Чарльтон, Томас. М. (2002). История теории структур в девятнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52482-7 .
- Коссонс, Нил ; Триндер, Барри Стюарт (2002) [1979]. Железный мост: символ промышленной революции . Филлимор. ISBN 978-1-86077-230-6 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Хаттон, Чарльз (1812). Трактаты по математическим и философским предметам, включающие среди многочисленных важных статей «Теорию мостов» с несколькими планами недавних улучшений . Том. 1.
- Лэй, МГ (1992). Пути мира: история дорог мира и транспортных средств, которые их использовали . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2691-1 .
- Миса, Томас Дж. (1995). Нация стали: создание современной Америки 1965-1925 гг . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-6502-2 .
- Петроски, Генри (1996). Изобретение по замыслу: как инженеры переходят от мысли к делу . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-46368-4 .
- Пауэлл, Джон (2013). Ущелье Айронбридж сквозь время . Издательство Эмберли. ISBN 978-1-4456-2896-7 .
- Смит, Стюарт (1979). Вид с Железного моста . Фонд музея ущелья Айронбридж. ISBN 0-903971-09-7 .
- Тилли, Грэм (2002). Сохранение мостов . ЦРК Пресс. ISBN 978-0-419-25910-7 .
- Тайлекот, Рональд. Ф. (1992). История металлургии, второе издание . Лондон: Издательство Maney Publishing, Институт материалов. ISBN 978-0-901462-88-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Железный мост и платный дом - Фонд музеев ущелья Айронбридж
- Железный мост на сайте English Heritage
- Виртуальный тур от BBC ( VRML требуется плагин , затем используйте PgUp/PgDn для перемещения между точками обзора)
- Геологическая оценка оползней в ущелье Айронбридж, Шропшир (Отчет). Архивировано 6 сентября 2014 г. в Wayback Machine.
- BBC One Show: Официальное открытие Железного моста на YouTube
- Железный мост в Structurae
- Археологические памятники в Шропшире
- Мосты через реку Северн
- Шропшир: Мосты
- Чугунные арочные мосты в Англии
- Объекты английского наследия в Шропшире
- Памятники I степени в Шропшире
- Исторические достопримечательности гражданского строительства
- Промышленная революция в Англии
- Телфорд и Рекин
- Запланированные памятники в Шропшире
- Мосты построены в 1779 году.
- Шропшир: Музеи
- Ущелье Айронбридж
- Технологические музеи в Соединенном Королевстве
- Фонд музея ущелья Айронбридж
- Бывшие платные мосты в Англии
- Мосты I степени внесены в список
- 1779 заведений в Англии