Jump to content

Чугунная архитектура

Улица в Сохо в Нью-Йорке, известная своими чугунными фасадами.
Курортная колоннада в Марианских Лазнях , 1889 год. Почти каждый элемент чугунный.

Чугунная архитектура – ​​это использование чугуна в зданиях и объектах, начиная от мостов и рынков и заканчивая складами, балконами и заборами. Усовершенствования, разработанные во время промышленной революции в конце 18 века, сделали чугун относительно дешевым и пригодным для широкого спектра применений, а к середине 19 века он стал обычным конструкционным материалом (а иногда и для целых зданий), особенно для тщательно продуманных конструкций. узорчатые архитектурные элементы, такие как заборы и балконы, пока они не вышли из моды после 1900 года как декоративный материал и не были заменены современной сталью и бетоном для конструкционных целей.

Структурное использование

[ редактировать ]

Чугун не является хорошим конструкционным материалом для выдерживания растягивающих или изгибающих моментов из-за его хрупкости и относительно низкой прочности на разрыв по сравнению со сталью и кованым железом . Тем не менее, чугун действительно обладает хорошей прочностью на сжатие и успешно использовался для изготовления конструктивных элементов, которые в значительной степени находились под сжатием в хорошо спроектированных мостах и ​​зданиях. В некоторых случаях мосты и здания, построенные из чугуна, выходили из строя из-за неправильного использования.

Чугун использовался еще в 9 веке при пагод строительстве во времена династии Тан в Китае. [1] Тексты, написанные японским буддийским монахом Эннином, подробно описывают распространенные в то время в Китае чугунные пагоды и статуи. Преследование буддизма в Китае в 840-х годах привело к разрушению многих из этих сооружений. [1] Более поздняя династия Сун также строила чугунные пагоды, используя их способность быть одновременно структурными и отливать любую форму, например, имитируя древесину и плитку стандартной пагоды. 22-метровая Железная пагода в храме Юйцюань (Храм Нефритовых источников), Данъян, Хубэй, была построена во времена династии Сун в 1061 году и является наиболее выдающимся сохранившимся примером. Чугунные пагоды затем были заменены еще более сложными бронзовыми, но чугун продолжал использоваться для изготовления декоративных предметов, таких как чаши и статуи.

В Европе именно в Британии конца XVIII века новые методы производства впервые позволили производить чугун достаточно дешево и в достаточно больших количествах, чтобы его можно было регулярно использовать в крупных строительных проектах. Новые методы производства включали использование дутья с приводом от парового двигателя, что позволило повысить температуру доменной печи, что, в свою очередь, позволило использовать больше известняка, добавляемого к шихте железной руды. Более высокие температуры в печи заставили шлак, полученный с добавлением извести, течь более свободно. Кальций и магний, содержащиеся в извести, помогли связать серу, что позволило использовать кокс в качестве топлива. Более высокие температуры печи также увеличили ее производительность. [2]

Железный мост, Коулбрукдейл, Шропшир, 1781 год. Первое крупномасштабное использование чугуна в строительных целях.

Одним из первых важных проектов был Железный мост в Шропшире , открытый в 1781 году, устанавливающая прецедент конструкция, почти полностью сделанная из чугуна. Однако дизайн был сильно переусердствован, и создатели (в основном Абрахам Дарби в результате ) пострадали в финансовом отношении. Качество железа, использованного в мосту, невысокое, в нынешней конструкции видно около 80 хрупких трещин. Тем не менее, его успех привел к использованию чугуна для дальнейших мостов и конструкций литейными заводами Коулбрукдейла и другими.

Мост Искусств в Париже, построенный в 1804 году.

Инженер Томас Телфорд улучшил как конструкцию, так и качество материала мостов, например, в Билдвасе в 1796 году, вверх по течению от Коулбрукдейла , а также для акведуков, таких как всемирно известный акведук Понткисиллте в Северном Уэльсе, построенный в 1805 году, где оба арки и желоб изготовлены из чугуна. На континенте Мост Искусств 1804 года в Париже представляет собой раннее и элегантное использование чугуна для переправы через реку крупного города (металлическая конструкция нынешнего моста представляет собой почти идентичную копию, построенную в 1984 году из-за разрушения конструкции).

Еще одним ярким примером является элегантный мост Хапенни в Дублине, отлитый литейным заводом Коулбрукдейл и построенный в 1816 году. Превосходные характеристики и большие пролеты кованых, а позже и проволочных подвесных мостов вскоре вытеснили чугун для строительства мостов.

Раннее использование в зданиях

[ редактировать ]

Преимущество чугунных колонн для зданий заключалось в том, что они были чрезвычайно тонкими по сравнению с каменными колоннами, способными выдерживать аналогичный вес. Это сэкономило место на фабриках, и поэтому после того, как пятиэтажная льняная фабрика Дитерингтона 1795 года с ее чугунной внутренней конструкцией подтвердила эту концепцию, она стала повсеместной на многоуровневых фабриках северной Англии, а затем по всей Европе и Соединенным Штатам. , помогая питать промышленную революцию. Его полезность для многоэтажных зданий обеспечила его популярность для всех видов промышленных и коммерческих сооружений, а также для опор балконов в театрах и даже в церквях, пока примерно в 1900 году его наконец не заменила сталь.

Чугун также использовался некоторыми архитекторами в начале 19 века, где требовались опоры меньшего размера или пролеты большего размера (и где кованое железо было слишком дорого), особенно в Королевском павильоне в Брайтоне , спроектированном Джоном Нэшем и построенном между 1816 и 1823 годами. , где в стенах использовались чугунные колонны, а также чугунные балки для сооружения декоративных куполов; колонны на кухнях были замаскированы под пальмы. [3]

Каркасы крыши

[ редактировать ]

Сложный чугунный каркас использовался для купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1837–1838 гг.), а также для новой крыши после пожара Шартесского собора (также 1837–1838 гг.), А также для самого широкого пролета металлической крыши того времени. ). Столь же большие пролетные балки должны были поддерживать широкие крыши Вестминстерского дворца (1840–50-е годы).

Чугун также использовался в качестве основной опорной конструкции для приморских пирсов с множеством тонких колонн, способных поддерживать длинные настилы из кованого железа и дерева, а позже и большие залы и павильоны; инженер Евгений Берч построил первый пирс Маргейт в 1855 году, за ним последовали как минимум 14 пирсов в Великобритании в 1860–80-х годах и еще много в Европе.

Использование с кованым железом

[ редактировать ]

Чугун был бесполезен для изготовления натянутых изделий, таких как балки, где предпочтение отдавалось более дорогому кованому железу. Улучшения в производстве привели к снижению затрат и одновременно с ростом популярности чугуна. Процесс лужи , запатентованный в 1784 году, был относительно дешевым методом производства кованого железа конструкционного качества . Кованое железо было гораздо лучшим конструкционным материалом, его предпочитали для мостов, рельсов, кораблей и строительных балок, а также часто использовали в сочетании с чугуном, который лучше сжимался.

Сталь была даже лучшим конструкционным материалом, чем кованое железо, и в конце 19 века были разработаны новые процессы производства стали. [4] значительно снизила себестоимость продукции до уровня намного ниже стоимости кованого железа. [4] Широкое использование чугунных каркасов в многоуровневых зданиях привело к созданию зданий со стальным каркасом и стало важным шагом в развитии современных небоскребов .

Архитектурное использование

[ редактировать ]

В Европе в средние века чугун иногда использовался для архитектурных украшений, например, каминов с литыми фигурами и сценами. [5] Совершенствование технологий в конце 18 века привело к появлению более тонких отливок, что позволило массово производить декоративные предметы, такие как статуи и ювелирные изделия. После разработки материала для конструкционных целей он вскоре был адаптирован для использования как в декоративных, так и в конструкционных целях во всех видах зданий, сооружений и объектов.

Ранние балюстрады, перила и мемориалы

[ редактировать ]
Ограда Летнего сада, Санкт-Петербург, 1780-е гг.

Как только совершенствование технологий привело к созданию более тонких отливок, дизайнеры начали использовать декоративные возможности. Еще в 1775 году известный архитектор Роберт Адам объединился с металлургическим заводом Scottish Carron Company для производства балконных перил, имитирующих кованое железо, таких как перила для Адельфи в Лондоне (образец, который все еще производился в 1830-х годах). [6] Еще одним очень ранним крупномасштабным примером является изящная ограда Летнего сада в Санкт-Петербурге, спроектированная Георгом фон Фельдтеном , построенная между 1771 и 1784 годами, которая также имитировала кованое железо и считается вершиной чугунного дизайна в городе. Другие известные архитекторы были одними из первых, кто применил этот материал; Джон Нэш использовал чугун в конструкции своего знаменательного Королевского павильона 1820-х годов в Брайтоне, а немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель был одним из первых, кто с энтузиазмом применил чугун, используя чугун для таких мемориалов, как в стиле готического возрождения военный мемориал Кройцберга высотой 20 метров в 1821 году и восхитительные морские коньки и русалки на балюстраде Замкового моста 1820-х годов в Берлине.

Балюстрада Дворцового моста, Берлин, 1824 г.

В Санкт-Петербурге чугун использовался на многих мостах, иногда в качестве несущей конструкции, но особенно для декоративных перил и скульптурных украшений, включая цепной подвесной Банковский мост 1826 года с его характерными чугунными скульптурами грифонов и сложными балюстрадами, 1840 года Певческий мост , Аничков мост 1842 года (копия моста Берлинского Замка ) и еще морские коньки на Благовещенском мосту 1843–1850 годов .

Быстровозводимые и транспортабельные здания

[ редактировать ]

Поскольку его можно было использовать для всех элементов конструкции, которые будут отлиты в литейном цеху, а затем доставлены на площадку для монтажа, вскоре стало понятно, что его можно так же легко транспортировать в любую точку мира. Королевской Дом комиссара военно -морской верфи на Бермудских островах, спроектированный Эдвардом Холлом и построенный в 1820-х годах, считается первой резиденцией, в которой использовалась чугунная конструкция для веранд, каркаса пола и крыши, и это доказало концепцию сборных конструкций и перевозки на дальние расстояния. [7] [8] Дизайнеры и литейщики в Великобритании и Франции продолжали производить все виды сборных чугунных конструкций и изделий для отправки в свои колонии, от декоративных элементов до структурных компонентов и целых зданий. Во время викторианской золотой лихорадки в Австралии в 1850-х годах из Англии были отправлены сотни различных типов сборных конструкций из дерева, литого или кованого железа или их комбинации, часто с гофрированным железом для стен и крыши. В их число входили дома, магазины, три целые церкви и театр; Самая сложная из сохранившихся построек — полностью чугунная вилла Корио в Джилонге . [9] Рынки представляли собой тип структуры, пригодной для изготовления сборных изделий и доставки, например, структура Mercado Centrale в Сантьяго, Чили, которая была отправлена ​​из Глазго фирмой Laidlaw & Sons в 1869 году. Marché en Fer (Железный рынок) в Порту -о-Пренс, Гаити, построенный в Париже, по общему мнению, предназначался в качестве железнодорожной станции для Каира в 1891 году, но вместо этого был куплен правительством Гаити.

Ранним типом полностью сборных зданий были большие складские помещения на верфях. Лодочный сарай (номер 78) на военно-морских верфях Ширнесса , построенный в 1856–1860 годах, полностью построен из литых и кованых железных элементов, скрепленных в виде портальных рам, с обширными окнами и деревянными панелями заполнения, образующими внешние стены. Хотя это не полностью чугунное здание, это самое раннее сохранившееся большое здание с металлическим каркасом и пионер в разработке металлических каркасов. [10]

Отель Watson's в Мумбаи был сборным домом в Англии и построен в 1867–1869 годах с использованием кирпичных панелей в тяжелом декоративном чугунном каркасе и является старейшим зданием с полностью чугунным каркасом (в отличие от рынка или сарая) в мире. Возможно, самой большой сборной чугунной конструкцией является болгарская церковь Св. Стефана в Стамбуле, привезенная из Вены в конце 1890-х годов.

Французское использование, интегрированное с декоративной схемой

[ редактировать ]
Шоколадная фабрика Menier, Нуазель

Шоколадную фабрику Менье в Нуазиеле, построенную в 1872 году, часто называют первым зданием с выраженным металлическим каркасом. Однако это был не первый пример, представленный ранее, но один из самых привлекательных (и часть рамы скрыта кирпичами). Разработанный Жюлем Солнье , он был выражением французского подхода, который включал открытый металлический каркас как часть общей декоративной схемы, часто с использованием полихромного кирпича и плитки, а другие примеры появились позже.

Веранды и веранды

[ редактировать ]

Использование декоративного чугуна в качестве перил, заборов и балконет постепенно приобрело популярность в Британии эпохи Регентства и постнаполеоновской Франции как более дешевая альтернатива кованым перилам, которую могли себе позволить только богатые. Идея была экспортирована в колонии обеих стран с жарким климатом в виде крыльца или веранды, где она служила как украшением, так и структурой.

Чугунная « галерея » Нового Орлеана, ок. 1850-е годы

Нового Орлеана Французский квартал имеет самые известные и тщательно продуманные примеры и наибольшую концентрацию: легкие, кружевные, часто многоуровневые подъезды (известные в Новом Орлеане как галереи ) на более чем 400 зданиях, преобразовывающие этот район с 1850-х по 1880-е годы. [11] Несколько подобных крыльц можно найти в историческом районе Саванны , а также в районах Черч-Хилл и Джексон-Уорд в Ричмонде, хотя здесь они в основном используются для перил лестниц, крыльцов и балконов. Многочисленные литейные заводы во всех трех городах производили уникальные декоративные и конструкционные конструкции из чугуна.

Regatta Hotel 1886, Тувонг , Брисбен

В Австралии подобные веранды, обычно состоящие всего из одного или двух уровней, известные как веранды, украшенные «чугунным кружевом», стали стандартным элементом, затеняющим фасады почти каждого дома, дома с террасой, паба и магазина с 1850-х годов до 1850-х годов. 1900-е годы. [12] Литейные заводы в большинстве городов и ( в Мельбурне их 42) только [13] ), и многие провинциальные города начали с воспроизведения импортированных образцов в 1850-х годах, а затем разработали свои собственные, иногда с изображением австралийской фауны, такой как какаду и коалы. [14] но наиболее характерны плавные классические узоры или узоры, напоминающие виноградную лозу. После периода 1950–60-х годов, когда чугунные веранды регулярно сносились, [15] с конца 1970-х годов они возродились, и многочисленные литейные заводы до сих пор производят исторические модели на заказ. [16] [17] Декоративный чугун, используемый аналогичным образом, можно найти и в других бывших британских колониях, включая Южную Африку, Малайзию и Индию.

Чугунные фасады

[ редактировать ]
Крупный план чугунных деталей здания Ка д'Оро в Глазго, Шотландия, построенного в 1872 году.

В 1840-х годах дешевизна и податливость чугуна побудили Джеймса Богардуса из Нью-Йорка разработать идею строительства зданий с использованием чугуна для полных декоративных фасадов, которые были намного дешевле, чем традиционный резной камень, но могли быть окрашены, чтобы придать вид камень. Его первый дом был установлен в 1848 году, за ним вскоре последовали многие другие, и он продвигал эту идею в брошюре « Чугунные здания: их конструкция и преимущества» (1858 г.). Идею подхватил другой выдающийся пионер Дэниел Д. Бэджер , чей металлургический завод в Ист-Виллидж превратился в «одни из самых впечатляющих железных зданий, которые когда-либо видела эта страна». [18] в первую очередь здание EV Haughwout Building в 1857 году. Особенно популярные среди складских и промышленных зданий, а также универмагов, улицы районов Сохо и Трайбека в Нью-Йорке, а также то, что сейчас известно как Старого города район Филадельфии, вскоре были застроены сложные фасады в стиле Возрождения . [19] Складские районы в небольших городах США вскоре также увидели множество подобных примеров, но большинство из них были снесены. В Западном главном округе Луисвилля, штат Кентукки, больше всего сохранившихся примеров: около 10 на участке из трех кварталов. В историческом районе Скидмор /Старый город в Портленде, штат Орегон, также есть ряд примеров, оставшихся от некогда обширного района. В Европе чугунная архитектура никогда не была популярна, за исключением растущего промышленного города Глазго , Шотландия , где некоторые из них сохранились, например, здание Ка д'Оро 1872 года .

Теплицы, выставки и рынки

[ редактировать ]
Хрустальный дворец, Лондон, 1851 г.

Чугун также стал стандартной опорной конструкцией при строительстве больших теплиц . Английский архитектор и садовник Джозеф Пакстон экспериментировал с каркасами из дерева, чугуна и стекла в 1820-х и 30-х годах, проектируя все более крупные конструкции, часто сборные, кульминацией которых стал монументальный выставочный зал Хрустального дворца, построенный в Лондоне в 1851 году. Успех концепции породило множество подражателей, таких как выставочные залы и оранжереи, которые в XIX веке почти повсеместно были построены из чугуна (иногда в сочетании с кованым железом). Пальмовый дом в ботаническом саду Белфаста , построенный в 1840 году, является ранним сохранившимся примером.

Чугун был особенно полезен для создания всей конструкции рыночных залов с прочной крышей и открытыми сторонами или яркими окнами, и к концу 19 века почти каждый новый рынок в Европе (и большинство в Латинской Америке) был чугунным. , некоторые огромные и тщательно продуманные, такие как Ле-Аль 1850-х годов в Париже (снесен).

Интересное применение - для зимнего сада с прочной крышей, но обширными стеклянными стенами, как, например, Курортная колоннада в курортном городе Марианские Лазни в Чешской Республике, построенная в 1889 году, которая отличается сложной конструкцией крыши и обширным пространством в стиле необарокко. украшения на фасаде, все из чугуна.

Конструкция стеклянной крыши миланской галереи, 1865–1877 гг.

Чугун был быстро адаптирован, чтобы обеспечить возможность создания еще более широких стеклянных крыш в соответствии с новой на тот момент идеей торговых рядов со стеклянными крышами в Париже в первые десятилетия 19 века. Идея распространилась по Европе и Соединенным Штатам во все более грандиозных сооружениях, а самые большие образцы имели огромные арочные крыши из чугуна, такие как Галерея Витторио Эммануэля в Милане.

Крыши, купола и атриумы

[ редактировать ]
Библиотека Джорджа Пибоди, 1872 г.

Чугун использовался для строительства больших куполов, начиная с 1811 года, например, огромного купола Торговой биржи в Париже, первоначально Кукурузного рынка, облицованного медью (позже замененной стеклом). Центральный четырехэтажный круглый зал и высокий стеклянный купол. [20] Строительство давно снесенной Лондонской угольной биржи 1849 года стало первым и впечатляющим использованием этого материала как в конструкции, так и в архитектуре.

Эглиза Сен-Эжен Сент-Сесиль

Самый известный пример — купол Капитолия США , построенный в 1855–1866 годах и полностью сделанный из чугуна. Купол был спроектирован архитектором Томасом Устиком Уолтером и возведен нью-йоркским чугунолитейным заводом Janes, Fowler, Kirtland & Co. Купол состоит из почти 9 миллионов фунтов чугуна.

1872 года Библиотека Джорджа Пибоди в Балтиморе представляет собой такой же сложный атриум со стеклянной крышей, где все элементы конструкции также декоративны и изготовлены из чугуна. Высокая стеклянная крыша миланской галереи Galleria , построенной в 1865–1877 годах, представляет собой одновременно купол и торговый пассаж со стеклянной крышей, величайший из когда-либо построенных. [21] В более поздних стеклянных крышах, таких как крыша Гран-Пале в Париже, использовалось кованое железо или сталь.

Чугун позволял создавать более тонкие опоры в церквях, первый пример был в 1837 году, когда архитектор Луи Огюст Буало поддержал интерьер церкви Святой Евгении Сент-Сесиль в Париже тонкими чугунными колоннами и ребристыми сводами, имитирующими готический стиль, но тоньше, чем мог бы позволить камень.

Двумя известными примерами чугуна как опоры и украшения крыши на тонких колоннах являются две великие парижские библиотеки середины XIX века , двуарочная крыша читального зала Библиотеки Сент-Женевьев , построенная в 1843–1851 годах архитектором Анри Лабрустом. , который также спроектировал еще более элегантный многокупольный читальный зал для Национальной библиотеки Франции , построенный в 1861–1868 годах.

Уличная мебель и парковые предметы

[ редактировать ]

Чугун, прочный материал, который мог принимать любую форму, также был популярен с середины 19 века для изготовления уличной мебели . Не только парковые и строительные заборы, часто с тщательно продуманными воротами, но также фонтаны, уличные фонари, тумбы, решетки для деревьев и ограждения, а также красный почтовый ящик в Великобритании , а в Париже он использовался для сложных рекламных колонн , газетных киосков и писсуары, которыми известен город (хотя почти все они теперь представляют собой современные репродукции из других материалов). В 1870-х годах филантроп Чарльз Уоллес профинансировал установку множества богато украшенных питьевых фонтанчиков по всему Парижу, и более 100 фонтанов Уоллеса используются до сих пор. Декоративные уличные фонари из чугуна использовались во всем мире, от газовых ламп во второй половине XIX века до электрических в первых десятилетиях XX века. Коллекция примеров, использовавшихся в Калифорнии в 1920-х и 30-х годах, сегодня составляет экспозиция возле Музея искусств округа Лос-Анджелес под названием Urban Light . [22] Когда в 1890–1900-х годах были открыты поезда метро, ​​лестницы, расположенные на тротуарах, часто размещались в сложных чугунных конструкциях, в частности, в давно разрушенных входах в нью-йоркское метро (один из них сохранился на станции City Hall возле мэрии Нью-Йорка ) и знаменитые в парижское метро входы в стиле модерн работы Эктора Гимара .

По тем же причинам чугун был также популярен для конструкций в парках и садах, как общественных, так и частных, а также на общественных променадах, использовался для ограждений, сидений, фонарных столбов, больших фонтанов и питьевых фонтанчиков, статуй, декоративных мостов, крытых дорожки, беседки и эстрады. 1885 года Киоск Мориско в Мехико является особенно тщательно продуманным примером последнего (хотя он может быть кованым, а не чугунным). 1870-х годов Набережная Виктории в Лондоне представляет собой особенно богато украшенные примеры: переплетенные дельфины поддерживают сложные фонарные столбы и скамейки со сфинксами или верблюдами в качестве торцевых панелей.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Вертиме, Теодор А. (1961). Наступление стального века . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 55.
  2. ^ Тайлекот, РФ (1992). История металлургии (2-е изд.). Лондон: Maney Publishing, для Института материалов. стр. 122–125. ISBN  978-0901462886 .
  3. ^ «Королевский павильон, Брайтон» . Инженерные сроки . Архивировано из оригинала 10 ноября 2006 г. Проверено 28 декабря 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Ландес (1969) , стр. 91–93.
  5. ^ «Огненный ответ» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 20 января 2023 г.
  6. ^ «Балконная панель» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 20 января 2023 г.
  7. ^ «Карта» . Бермудский морской музей . Архивировано из оригинала 29 марта 2010 года . Проверено 12 октября 2009 г.
  8. ^ Лезер, Поль А. (nd). «Реставрация Дома комиссара» . bermudamall.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 г. Проверено 5 марта 2010 г.
  9. ^ «Вилла Корио» . База данных викторианского наследия . Проверено 20 января 2023 г.
  10. ^ «Сарай № 78, здание лодочного магазина № 78» . Историческая Англия . Проверено 9 марта 2021 г.
  11. ^ Кампанелла, Ричард (08 декабря 2018 г.). «Подпись города: теперь оплот, галереи из железного кружева давно пришли на улицы Нового Орлеана» . НОЛА.com . Проверено 25 октября 2019 г.
  12. ^ Льюис, Майлз. «Декоративный чугун» (PDF) . Австралийское здание Майлза Льюиса .
  13. ^ Браун, Дженни (30 июля 2011 г.). «Подпись города отлита из железа» . Домен . Проверено 17 октября 2019 г.
  14. ^ «Истоки кружева и дизайна балюстрад» . Чаттертонское кружево . Проверено 17 октября 2019 г.
  15. ^ «Архитектурные элементы, панели балюстрады (7), чугунное кружево, снятые в 1970-х годах с веранды дома в Глебе, Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия, изготовленные в Австралии, 1880–1890 годы» . коллекция.maas.музей . Проверено 17 октября 2019 г.
  16. ^ «Кружевные узоры» (PDF) . Чаттертон .
  17. ^ «- Чугунное кружево [L42C]» . www.perrybirdpickets.com.au . Архивировано из оригинала 19 октября 2019 г. Проверено 17 октября 2019 г.
  18. ^ Гейл, Марго (1974). Чугунная архитектура в Америке . Нью-Йорк: Дуврские книги.
  19. ^ Ли, Антуанетта Дж. «Чугунная архитектура» . Энциклопедия Большой Филадельфии . Проверено 13 марта 2022 г.
  20. ^ «Лондонская угольная биржа Дж. Б. Баннинга (1849 г.)» . www.victorianweb.org . Проверено 30 сентября 2019 г.
  21. ^ «Галерея Виктора Эммануила II (Милан, 1877 г.)» . Структуры Проверено 18 февраля 2020 г.
  22. ^ «История городского света» . Без рамки . 06 февраля 2018 г. Проверено 17 ноября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Глоаг, Джон и Бриджуотер, Дерек. История чугуна в архитектуре , Лондон: Аллен и Анвин (1948).
  • Ландес, Дэвид. С. (1969). Освобожденный Прометей: технологические изменения и промышленное развитие в Западной Европе с 1750 года по настоящее время . Кембридж: Пресс-синдикат Кембриджского университета. ISBN  0-521-09418-6 .
  • Льюис, Питер Р. Красивый железнодорожный мост Сильвери Тей: повторное расследование катастрофы на мосту Тей 1879 года , Tempus (2004) ISBN   0-7524-3160-9
  • Льюис, Питер Р. Катастрофа на Ди: Немезида Роберта Стивенсона 1847 года , Tempus (2007) ISBN   978-0-7524-4266-2
  • Гейл, Марго. Чугунная архитектура в Америке , Dover Books (1974)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f634f22ba75861f36cd1f5d4a0a3cff__1719037740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/ff/9f634f22ba75861f36cd1f5d4a0a3cff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cast-iron architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)