Тоталитарная архитектура

Тоталитарная архитектура — это термин, используемый для обозначения отношений между тоталитаризмом и архитектурой, часто (хотя и не всегда) в контексте предполагаемых «одобренных стилей» архитектуры в тоталитарных режимах. [1] Чаще всего этот термин используется для описания наблюдаемой фиксации неоклассицизма и реализма в рамках определенных режимов. [1] Однако такая фиксация на неоклассицизме не уникальна для тоталитарных режимов и проявляется в других политических и социальных системах исторически и глобально. [2] [3] Помимо неоклассицизма, описания архитектуры тоталитарных режимов иногда фокусируются на бруталистской архитектуре , часто в контексте Ле Корбюзье и его ассоциаций с Бенито Муссолини . [4] В отличие от этих взглядов, некоторые авторы поддержали брутализм и социалистический реализм как формы модернистского искусства, которые существуют не только как физические проявления тоталитарной идеологии. [5] [6]
Хотя многие архитекторы и историки архитектуры считают, что сходство существует в планировании и строительстве зданий в тоталитарных режимах, представление о том, что существует универсальный стиль тоталитарной архитектуры, как правило, не поддерживается, поскольку этот термин применяется к различным правительствам и периодам времени. в соответствующей литературе. [7] [8]
Обзор
[ редактировать ]Терминология и применение
[ редактировать ]Термин «тоталитарная архитектура» изначально был разработан как средство сравнения архитектуры нацистской Германии и фашистской Италии с архитектурой Советского Союза . [9] Большая часть исследований архитектуры тоталитарных режимов и связанной с ней терминологии была разработана после Второй мировой войны , когда люди начали примиряться с сохранившимися зданиями, которые напоминали тоталитарные идеалы, спустя много времени после падения связанных с ними режимов. [10] Реконструкция городов, предполагающая масштабный снос прежних зданий, часто осуществлялась тоталитарными режимами как способ физического преобразования общества в соответствии с желаниями зарождающихся тоталитарных государств и их лидеров. [11]
Архитектор и историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий писал, что концепция тоталитарной архитектуры обычно связана со сталинским неоклассицизмом и что она «стремится символизировать абстрактную идею архитектурными средствами. Обычно это идея величия государственности и власти». [12] Елизавета Лихачева , искусствовед, директор Музея архитектуры им. Щусева , отметила, что концепция тоталитарной архитектуры получила широкое распространение в искусствоведении и публицистике, но «не все серьезные исследователи воспринимают ее как правильную концепцию». [13] Не существует истинного определения единого стиля «тоталитарной архитектуры», и этот термин обычно рассматривается как описание тенденций в архитектуре тоталитарных режимов в Европе, а не как архитектурная школа сама по себе. [7] [8]
В отличие от его использования в качестве общего термина для архитектуры различных тоталитарных правительств, Тони Уорд описал тоталитарную архитектуру как проявление традиционной роли архитектора, когда он коррумпирован в отчужденном по своей сути обществе. В этом контексте под тоталитарной архитектурой понимают архитектурные приложения, предназначенные для того, чтобы отвести людям максимально нечеловеческую роль, часто проявляющуюся в офисах правительственных учреждений или в американских тюрьмах. [14]
Имперский стиль Японии иногда также группируют под ярлыком тоталитарной архитектуры. [15] [16] Однако историк искусства Ю Судзуки утверждал, что тоталитарный стиль в Японии не был таким единообразным, как в Германии или Италии, из-за отсутствия прямого контроля над архитекторами. [16]
Анализ
[ редактировать ]Поскольку вся архитектура по своей сути является продуктом общества, в котором она была построена, архитектура тоталитарных режимов может использоваться для сбора информации об идеалах и желаниях ее создателей, что делает ее популярным предметом анализа историков архитектуры. [17] Архитектуру тоталитарных режимов часто рассматривают с точки зрения того, как она проявляет доминирующую государственную пропаганду . [18] [19] [20] В то время как архитектура фашистской Италии, Германии, Португалии и Испании часто вызывала идеи расового превосходства , колониализма и христианского превосходства, сталинская архитектура (например, Выставка достижений народного хозяйства ) часто подчеркивала культурное разнообразие Советского Союза, представляя идеалистический образ коллективизации в этнически разнообразных регионах. [10]
Цели тоталитарных режимов при строительстве мемориалов своим лидерам и эстетические качества религиозной архитектуры часто сравниваются, например, Мавзолей Ленина, напоминающий форму пирамиды Джосера . [21] Архитектурные типологии других гробниц, таких как мавзолей Хо Ши Мина и мавзолей Георгия Димитрова , также были описаны как примеры архитектуры, пропагандирующей тоталитаризм как политическую религию . [21] [22] [23] [24]
Остатки архитектуры европейских тоталитарных режимов можно рассматривать как часть европейского культурного наследия . По мнению Совета Европы , «изучение архитектуры тоталитарных режимов Европы... является способом укрепить европейскую идентичность в ее единстве и разнообразии. Идея Европы возникла из ран Второй мировой войны и падения фашизма и Нацизм вступил в новую фазу после падения коммунизма, открыв путь к более широкой и всеобъемлющей идее Европы, основанной на фундаментальных ценностях, таких как политическая свобода, свобода выражения мнений и собраний, демократия и верховенство закона». [25] Европейская культурная организация ATRIUM собирает фотографии заброшенных зданий, переживших режимы, построившие их, и «которые до сих пор остаются памятниками другого времени». [26]
Ряд зданий и мемориалов, созданных тоталитарными режимами, были снесены, особенно в Польше и Украине , на основании таких законов, как Закон о запрете распространения коммунизма или любой другой тоталитарной системы через названия всех общественных зданий, сооружений и объектов. . [27] [28] вопрос сноса Дворца культуры и науки в Польше. Обсуждался [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тоталитарная архитектура, автор: Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , Джеймс Стивенс Керл, Оксфордский справочник.
- ^ Дордан, Деннис П. (2002). Архитектура двадцатого века . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс . п. 106. ИСБН 0810906058 .
- ^ Адам, Питер (1992). Искусство Третьего Рейха . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс . п. 223. ИСБН 0810919125 . Адам утверждает: «Неоклассицизм [...] ни в коем случае не был свойственен исключительно Германии или тоталитарным системам».
- ^ Далримпл, Теодор (осень 2009 г.). «Архитектор как тоталитарист. Губительное влияние Ле Корбюзье» . Городской журнал . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Международный совет по памятникам и достопримечательностям (2013 г.). Социалистический реализм и социалистический модернизм: предложения всемирного наследия из Центральной и Восточной Европы . Берлин: Бесслер. ISBN 978-3-930-38890-5 .
- ^ Хаймор, Бен (2017). Искусство брутализма: спасение надежды от катастрофы в Британии 1950-х годов . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-22274-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хёкерберг, Хокан (2018). Архитектура как пропаганда в тоталитарных режимах двадцатого века . Эдизиони Полистампа. ISBN 978-8859618355 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мийолла-Меллор, Софи; Тунджел, Гёкче (2019). «Существует ли тоталитарная архитектура?» . Актуально . 146 .
- ^ Mzhelsky, Viktor (2019-08-28). "К Вопросу Об Изменениях В Стилистике Советской Архитектуры 1930-Х Годов" [Changes in Soviet Architectural Styles in the 1930s]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Arkhitekturno-stroitel'nogo Universiteta. Journal of Construction and Architecture (in Russian). 21 (4): 125–137. doi : 10.31675/1607-1859-2019-21-4-125-137 . ISSN 2310-0044 . S2CID 203300570 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урбанизм, архитектура и диктатура. «Память в переходном периоде» , Харальд Боденшац, The Routledge Companion по итальянской фашистской архитектуре
- ^ Мария де Бетания Кавальканти Тоталитарные государства и их влияние на форму города - на примере Бухареста . Журнал архитектурных и планировочных исследований Vol. 9, № 4, 1992 г.
- ^ Khmelnitsky, Dmitry (2007). Архитектура Сталина. Психология и стиль [ Stalin's architecture. Psychology and style ] (in Russian). Progress Publishers . p. 362. ISBN 978-5-89826-271-6 .
- ^ Likhacheva, Elizaveta (2020-06-15). "Тоталитарная архитектура. Часть I" [Totalitarian architecture. Part I]. culture.ru (in Russian) . Retrieved 2021-07-21 .
- ^ Тоталитаризм, архитектура и совесть Тони Уорда, Журнал архитектурного образования
- ^ Konovalova, Nina (2020). "Японская Архитектура 1930-Х Годов: В Поисках Национальной Идентичности" [Japanese Architecture of the 1930s: Choosing National Identity]. Questions of the History of World Architecture (in Russian) (1): 269. doi : 10.25995/NIITIAG.2020.50.58.013 . ISSN 2500-0616 . S2CID 245920517 – via eLibrary.Ru.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Suzuki, Yu (2014-02-28). "Архитектура тоталитарной эпохи 1930-1940-х годов в Японии" [Architecture of Totalitarian Epoch in 1930s - 1940s in Japan]. Observatory of Culture (in Russian) (1): 75–81. doi : 10.25281/2072-3156-2014-0-1-75-81 . Retrieved 2021-07-22 .
- ^ Тоталитарная архитектура и городское планирование. История и наследие , редакционная статья Esempi di Architettura , ISSN (печать): 2384-9576
- ^ Антощишин, Марек (2017). «Манипуляции тоталитарной нацистской архитектурой» . Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия . 245 (5): 052062. Бибкод : 2017MS&E..245e2062A . дои : 10.1088/1757-899X/245/5/052062 . ISSN 1757-8981 .
Тоталитарная архитектура. В целом ее можно определить как архитектуру, созданную в рамках тоталитарной деятельности государства и под его строгим контролем из-за тщательного характера политики с целью укрепления и распространения его идеологии.
- ^ Уа Каспари (12 января 2017 г.). «Цифровые медиа как украшение современных архитектурных фасадов: их историческое измерение» . Стивен Монтейро (ред.). Читатель экранных медиа: культура, теория, практика . Издательство Блумсбери. п. 143. ИСБН 978-1-5013-1167-3 .
Тоталитарная архитектура, например, использовала для своих целей особые пропагандистские и символически насыщенные изображения».
- ^ Антощишин, М. (2016). «Манипуляции архитектурой власти; Новая рейхсканцелярия Германии в Берлине 1938–1939 годов Альберта Шпеера» . Технические проблемы . № 3 . ISSN 2392-3954 .
Тоталитарная архитектура должна была достичь политических выгод благодаря некоторым сознательно скрытым в ней перцептивным кодам.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прослеживание религии и культа в архитектуре европейских тоталитарных режимов XX века , Саша С. Лозанова и Стела Б. Ташева, Дизайн. Искусство. Промышленность (DAI) . Выпуск 5, ссылка
- ↑ Мавзолей Георгия Димитрова как место памяти Марии Тодоровой, Журнал современной истории , том 78, номер 2
- ↑ В России, раздираемой прошлым, некоторые приходят прославлять Ленина, некоторые – чтобы его похоронить , Питер Форд, The Christian Science Monitor
- ^ Посткоммунистическая Румыния в двадцать пять лет: связывая прошлое, настоящее и будущее. Под редакцией Лавинии Стэн и Дайан Ванси. Лэнхэм: Lexington Books , 2015, стр. 48, обзор.
- ^ «АТРИУМ – архитектура тоталитарных режимов ХХ века в городской памяти Европы» . Культурный маршрут Совета Европы . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Шваб, Кэтрин (9 сентября 2016 г.). «Охота за архитектурными реликвиями тоталитаризма» . Компания Фаст . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Чаппл, Амос (23 октября 2020 г.). «Тогда и сейчас: советские памятники исчезают в соответствии с польским законом о декоммунизации» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «От принятия к отрицанию: как относятся к советским военным мемориалам в Европе» . Realnoevremya.com . 12.11.2019 . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Движение за снос самого высокого здания Варшавы» . сайт nextcity.org .