Jump to content

Тоталитарная архитектура

Историческая фотография Новой Рейхсканцелярии в Берлине , Германия.

Тоталитарная архитектура — это термин, используемый для обозначения отношений между тоталитаризмом и архитектурой, часто (хотя и не всегда) в контексте предполагаемых «одобренных стилей» архитектуры в тоталитарных режимах. [1] Чаще всего этот термин используется для описания наблюдаемой фиксации неоклассицизма и реализма в рамках определенных режимов. [1] Однако такая фиксация на неоклассицизме не уникальна для тоталитарных режимов и проявляется в других политических и социальных системах исторически и глобально. [2] [3] Помимо неоклассицизма, описания архитектуры тоталитарных режимов иногда фокусируются на бруталистской архитектуре , часто в контексте Ле Корбюзье и его ассоциаций с Бенито Муссолини . [4] В отличие от этих взглядов, некоторые авторы поддержали брутализм и социалистический реализм как формы модернистского искусства, которые существуют не только как физические проявления тоталитарной идеологии. [5] [6]

Хотя многие архитекторы и историки архитектуры считают, что сходство существует в планировании и строительстве зданий в тоталитарных режимах, представление о том, что существует универсальный стиль тоталитарной архитектуры, как правило, не поддерживается, поскольку этот термин применяется к различным правительствам и периодам времени. в соответствующей литературе. [7] [8]

Терминология и применение

[ редактировать ]

Термин «тоталитарная архитектура» изначально был разработан как средство сравнения архитектуры нацистской Германии и фашистской Италии с архитектурой Советского Союза . [9] Большая часть исследований архитектуры тоталитарных режимов и связанной с ней терминологии была разработана после Второй мировой войны , когда люди начали примиряться с сохранившимися зданиями, которые напоминали тоталитарные идеалы, спустя много времени после падения связанных с ними режимов. [10] Реконструкция городов, предполагающая масштабный снос прежних зданий, часто осуществлялась тоталитарными режимами как способ физического преобразования общества в соответствии с желаниями зарождающихся тоталитарных государств и их лидеров. [11]

Архитектор и историк архитектуры Дмитрий Хмельницкий [ ru ; Великобритания ; де ] писал, что концепция тоталитарной архитектуры обычно связана со сталинским неоклассицизмом и что она «стремится символизировать абстрактную идею архитектурными средствами. Обычно это идея величия государственности и власти». [12] Елизавета Лихачева [ ru ] , искусствовед, директор Музея архитектуры им. Щусева , отметила, что концепция тоталитарной архитектуры получила широкое распространение в искусствоведении и публицистике, но «не все серьезные исследователи воспринимают ее как правильную концепцию». [13] Не существует истинного определения единого стиля «тоталитарной архитектуры», и этот термин обычно рассматривается как описание тенденций в архитектуре тоталитарных режимов в Европе, а не как архитектурная школа сама по себе. [7] [8]

В отличие от его использования в качестве общего термина для архитектуры различных тоталитарных правительств, Тони Уорд описал тоталитарную архитектуру как проявление традиционной роли архитектора, когда он коррумпирован в отчужденном по своей сути обществе. В этом контексте под тоталитарной архитектурой понимают архитектурные приложения, предназначенные для того, чтобы отвести людям максимально нечеловеческую роль, часто проявляющуюся в офисах правительственных учреждений или в американских тюрьмах. [14]

Имперский стиль Японии иногда также группируют под ярлыком тоталитарной архитектуры. [15] [16] Однако историк искусства Ю Судзуки утверждал, что тоталитарный стиль в Японии не был таким единообразным, как в Германии или Италии, из-за отсутствия прямого контроля над архитекторами. [16]

Поскольку вся архитектура по своей сути является продуктом общества, в котором она была построена, архитектура тоталитарных режимов может использоваться для сбора информации об идеалах и желаниях ее создателей, что делает ее популярным предметом анализа историков архитектуры. [17] Архитектуру тоталитарных режимов часто рассматривают с точки зрения того, как она проявляет доминирующую государственную пропаганду . [18] [19] [20] В то время как архитектура фашистской Италии, Германии, Португалии и Испании часто вызывала идеи расового превосходства , колониализма и христианского превосходства, сталинская архитектура (например, Выставка достижений народного хозяйства ) часто подчеркивала культурное разнообразие Советского Союза, представляя идеалистический образ коллективизации в этнически разнообразных регионах. [10]

Цели тоталитарных режимов при строительстве мемориалов своим лидерам и эстетические качества религиозной архитектуры часто сравниваются, например, Мавзолей Ленина, напоминающий форму пирамиды Джосера . [21] Архитектурные типологии других гробниц, таких как мавзолей Хо Ши Мина и мавзолей Георгия Димитрова , также были описаны как примеры архитектуры, пропагандирующей тоталитаризм как политическую религию . [21] [22] [23] [24]

Остатки архитектуры европейских тоталитарных режимов можно рассматривать как часть европейского культурного наследия . По мнению Совета Европы , «изучение архитектуры тоталитарных режимов Европы... является способом укрепить европейскую идентичность в ее единстве и разнообразии. Идея Европы возникла из ран Второй мировой войны и падения фашизма и Нацизм вступил в новую фазу после падения коммунизма, открыв путь к более широкой и всеобъемлющей идее Европы, основанной на фундаментальных ценностях, таких как политическая свобода, свобода выражения мнений и собраний, демократия и верховенство закона». [25] Европейская культурная организация ATRIUM собирает фотографии заброшенных зданий, переживших режимы, построившие их, и «которые до сих пор остаются памятниками другого времени». [26]

Ряд зданий и мемориалов, созданных тоталитарными режимами, были снесены, особенно в Польше и Украине , на основании таких законов, как Закон о запрете распространения коммунизма или любой другой тоталитарной системы через названия всех общественных зданий, сооружений и объектов. . [27] [28] вопрос сноса Дворца культуры и науки в Польше. Обсуждался [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тоталитарная архитектура, автор: Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , Джеймс Стивенс Керл, Оксфордский справочник.
  2. ^ Дордан, Деннис П. (2002). Архитектура двадцатого века . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс . п. 106. ИСБН  0810906058 .
  3. ^ Адам, Питер (1992). Искусство Третьего Рейха . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс . п. 223. ИСБН  0810919125 . Адам утверждает: «Неоклассицизм [...] ни в коем случае не был свойственен исключительно Германии или тоталитарным системам».
  4. ^ Далримпл, Теодор (осень 2009 г.). «Архитектор как тоталитарист. Губительное влияние Ле Корбюзье» . Городской журнал . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 7 августа 2020 г.
  5. ^ Международный совет по памятникам и достопримечательностям (2013 г.). Социалистический реализм и социалистический модернизм: предложения всемирного наследия из Центральной и Восточной Европы . Берлин: Бесслер. ISBN  978-3-930-38890-5 .
  6. ^ Хаймор, Бен (2017). Искусство брутализма: спасение надежды от катастрофы в Британии 1950-х годов . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-22274-6 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хёкерберг, Хокан (2018). Архитектура как пропаганда в тоталитарных режимах двадцатого века . Эдизиони Полистампа. ISBN  978-8859618355 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мийолла-Меллор, Софи; Тунджел, Гёкче (2019). «Существует ли тоталитарная архитектура?» . Актуально . 146 .
  9. ^ Mzhelsky, Viktor (2019-08-28). "К Вопросу Об Изменениях В Стилистике Советской Архитектуры 1930-Х Годов" [Changes in Soviet Architectural Styles in the 1930s]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Arkhitekturno-stroitel'nogo Universiteta. Journal of Construction and Architecture (in Russian). 21 (4): 125–137. doi : 10.31675/1607-1859-2019-21-4-125-137 . ISSN  2310-0044 . S2CID  203300570 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урбанизм, архитектура и диктатура. «Память в переходном периоде» , Харальд Боденшац, The Routledge Companion по итальянской фашистской архитектуре
  11. ^ Мария де Бетания Кавальканти Тоталитарные государства и их влияние на форму города - на примере Бухареста . Журнал архитектурных и планировочных исследований Vol. 9, № 4, 1992 г.
  12. ^ Khmelnitsky, Dmitry (2007). Архитектура Сталина. Психология и стиль [ Stalin's architecture. Psychology and style ] (in Russian). Progress Publishers . p. 362. ISBN  978-5-89826-271-6 .
  13. ^ Likhacheva, Elizaveta (2020-06-15). "Тоталитарная архитектура. Часть I" [Totalitarian architecture. Part I]. culture.ru (in Russian) . Retrieved 2021-07-21 .
  14. ^ Тоталитаризм, архитектура и совесть Тони Уорда, Журнал архитектурного образования
  15. ^ Konovalova, Nina (2020). "Японская Архитектура 1930-Х Годов: В Поисках Национальной Идентичности" [Japanese Architecture of the 1930s: Choosing National Identity]. Questions of the History of World Architecture (in Russian) (1): 269. doi : 10.25995/NIITIAG.2020.50.58.013 . ISSN  2500-0616 . S2CID  245920517 – via eLibrary.Ru.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Suzuki, Yu (2014-02-28). "Архитектура тоталитарной эпохи 1930-1940-х годов в Японии" [Architecture of Totalitarian Epoch in 1930s - 1940s in Japan]. Observatory of Culture (in Russian) (1): 75–81. doi : 10.25281/2072-3156-2014-0-1-75-81 . Retrieved 2021-07-22 .
  17. ^ Тоталитарная архитектура и городское планирование. История и наследие , редакционная статья Esempi di Architettura , ISSN (печать): 2384-9576
  18. ^ Антощишин, Марек (2017). «Манипуляции тоталитарной нацистской архитектурой» . Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия . 245 (5): 052062. Бибкод : 2017MS&E..245e2062A . дои : 10.1088/1757-899X/245/5/052062 . ISSN   1757-8981 . Тоталитарная архитектура. В целом ее можно определить как архитектуру, созданную в рамках тоталитарной деятельности государства и под его строгим контролем из-за тщательного характера политики с целью укрепления и распространения его идеологии.
  19. ^ Уа Каспари (12 января 2017 г.). «Цифровые медиа как украшение современных архитектурных фасадов: их историческое измерение» . Стивен Монтейро (ред.). Читатель экранных медиа: культура, теория, практика . Издательство Блумсбери. п. 143. ИСБН  978-1-5013-1167-3 . Тоталитарная архитектура, например, использовала для своих целей особые пропагандистские и символически насыщенные изображения».
  20. ^ Антощишин, М. (2016). «Манипуляции архитектурой власти; Новая рейхсканцелярия Германии в Берлине 1938–1939 годов Альберта Шпеера» . Технические проблемы . № 3 . ISSN   2392-3954 . Тоталитарная архитектура должна была достичь политических выгод благодаря некоторым сознательно скрытым в ней перцептивным кодам. {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прослеживание религии и культа в архитектуре европейских тоталитарных режимов XX века , Саша С. Лозанова и Стела Б. Ташева, Дизайн. Искусство. Промышленность (DAI) . Выпуск 5, ссылка
  22. Мавзолей Георгия Димитрова как место памяти Марии Тодоровой, Журнал современной истории , том 78, номер 2
  23. В России, раздираемой прошлым, некоторые приходят прославлять Ленина, некоторые – чтобы его похоронить , Питер Форд, The Christian Science Monitor
  24. ^ Посткоммунистическая Румыния в двадцать пять лет: связывая прошлое, настоящее и будущее. Под редакцией Лавинии Стэн и Дайан Ванси. Лэнхэм: Lexington Books , 2015, стр. 48, обзор.
  25. ^ «АТРИУМ – архитектура тоталитарных режимов ХХ века в городской памяти Европы» . Культурный маршрут Совета Европы . Проверено 22 июля 2021 г.
  26. ^ Шваб, Кэтрин (9 сентября 2016 г.). «Охота за архитектурными реликвиями тоталитаризма» . Компания Фаст . Проверено 22 июля 2021 г.
  27. ^ Чаппл, Амос (23 октября 2020 г.). «Тогда и сейчас: советские памятники исчезают в соответствии с польским законом о декоммунизации» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 22 июля 2021 г.
  28. ^ «От принятия к отрицанию: как относятся к советским военным мемориалам в Европе» . Realnoevremya.com . 12.11.2019 . Проверено 22 июля 2021 г.
  29. ^ «Движение за снос самого высокого здания Варшавы» . сайт nextcity.org .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f7ff5d417efb752695be0559efbd6f5__1714016700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/f5/2f7ff5d417efb752695be0559efbd6f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Totalitarian architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)