Сакральная архитектура
![]() | Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( сентябрь 2019 г. ) |

Сакральная архитектура (также известная как сакральная архитектура или религиозная архитектура ) — это религиозная архитектурная практика, связанная с проектированием и строительством мест поклонения или священных или преднамеренных пространств, таких как церкви , мечети , ступы , синагоги и храмы . Многие культуры посвящали значительные ресурсы своей священной архитектуре и местам поклонения. Религиозные и священные пространства являются одними из самых впечатляющих и долговечных монолитных зданий, созданных человечеством. И наоборот, сакральная архитектура как место мета-близости также может быть немонолитной, эфемерной и глубоко приватной, личной и непубличной.

Священные, религиозные и священные сооружения часто развивались на протяжении веков и были крупнейшими зданиями в мире до появления современных небоскребов. [ нужна ссылка ] Хотя различные стили, используемые в сакральной архитектуре, иногда отражали тенденции в других сооружениях, эти стили также оставались уникальными по сравнению с современной архитектурой, используемой в других сооружениях. С появлением христианства и ислама религиозные здания все чаще становились центрами поклонения , молитвы и медитации . [ нужна ссылка ]

Западная научная дисциплина история архитектуры сама по себе внимательно следит за историей религиозной архитектуры с древних времен до периода барокко , по крайней мере. Сакральная геометрия , иконография и использование сложной семиотики, такой как знаки, символы и религиозные мотивы, присущи сакральной архитектуре.
Духовные аспекты религиозной архитектуры
[ редактировать ]Священную или религиозную архитектуру иногда называют священным пространством.
Архитектор Норман Л. Кунсе предположил, что цель сакральной архитектуры — сделать «прозрачной границу между материей и разумом, плотью и духом». [ нужна ссылка ] Обсуждая сакральную архитектуру, протестантский священник Роберт Шуллер предположил, что «чтобы быть психологически здоровыми, люди должны ощутить свою естественную среду обитания — среду, для которой мы были созданы, то есть сад». [ нужна ссылка ] Между тем Рихард Кикхефер предполагает, что вход в религиозное здание — это метафора вступления в духовные отношения. Кикхефер предполагает, что сакральное пространство можно анализировать с помощью трех факторов, влияющих на духовный процесс: продольное пространство подчеркивает процесс совершения и возвращения сакраментальных действий, пространство зрительного зала предполагает провозглашение и ответ, а новые формы общественного пространства, предназначенные для сбора и возвращения, зависят от великого степень в минимальном масштабе для повышения близости и участия в богослужении. [ нужна ссылка ] Ученый-религиовед Флорин Джордж Калиан утверждает, что «священное пространство - это место, где трансцендентное становится имманентным и где верующий может получить доступ к Богу». [ 1 ]
Древняя архитектура
[ редактировать ]
Сакральная архитектура охватывает ряд древних архитектурных стилей, включая неолитическую архитектуру , древнеегипетскую архитектуру и шумерскую архитектуру . Древние религиозные постройки, особенно храмы, часто рассматривались как жилища, теменосы богов и использовались как места различных жертвоприношений. Древние гробницы и погребальные сооружения также являются примерами архитектурных сооружений, отражающих религиозные верования различных обществ. Храм Карнака в Фивах (Египет) строился на протяжении 1300 лет, и его многочисленные храмы представляют собой, возможно, самое большое религиозное сооружение, когда-либо построенное. [ нужна ссылка ] Древняя египетская религиозная архитектура очаровывала археологов и захватывала воображение общественности на протяжении тысячелетий.
Классическая архитектура
[ редактировать ]
Около 600 г. до н. э. деревянные колонны храма Геры в Олимпии были заменены каменными колоннами. С распространением этого процесса на другие святилища, на протяжении веков сохранилось несколько каменных построек. Поскольку храмы — единственные здания, которые сохранились в большом количестве, большая часть нашей концепции классической архитектуры основана на религиозных сооружениях. [ нужна ссылка ] Парфенон , который служил зданием сокровищницы , а также местом почитания божества, широко считается величайшим образцом классической архитектуры. [ мнение ]
Индийские религии
[ редактировать ]Индийская архитектура связана с историей и религиями того времени, а также с географией и геологией Индийского субконтинента. Индию пересекали торговые пути купцов из таких далеких стран, как Сираф и Китай , а также выдерживали вторжения иностранцев, что привело к множественному влиянию иностранных элементов на местные стили. Разнообразие индийской культуры представлено в его архитектуре. Индийская архитектура представляет собой смесь древних и разнообразных местных традиций с типами, формами и технологиями зданий из Западной , Центральной Азии и Европы .
буддизм
[ редактировать ]
Буддийская архитектура развивалась в Южной Азии начиная с третьего века до нашей эры. [ нужна ссылка ] связаны два типа сооружений С ранним буддизмом : вихара и ступы . Первоначально вихары представляли собой временные убежища, используемые странствующими монахами в сезон дождей, но позже эти сооружения были развиты для размещения растущего и все более формализованного буддийского монашества . [ нужна ссылка ] Существующий пример – Наланда ( Бихар ).
Первоначальной функцией ступы было почитание и сохранение реликвий Будды . Самый ранний существующий пример ступы находится в Санчи ( Мадхья-Прадеш ). В соответствии с изменениями в религиозной практике ступы постепенно включались в чайтья -грихи (залы ступ). Они достигли своего апогея в первом веке до нашей эры, примером чему служат пещерные комплексы Аджанты и Эллоры ( Махараштра ). [ нужна ссылка ]
Пагода . является развитием индийской ступы [ нужна ссылка ] Он отмечен многоярусной башней с множеством карнизов , распространенной в Китае, Японии, Корее, Непале и других частях Азии. Буддийские храмы возникли гораздо позже и за пределами Южной Азии, где буддизм постепенно приходил в упадок, начиная с первых веков нашей эры, хотя ранним примером является храм Махабодхи в Бодх-Гайе в Бихаре . Архитектурная структура ступы распространилась по всей Азии, принимая множество разнообразных форм, поскольку в общий дизайн были включены детали, характерные для разных регионов. Он был распространен в Китае и азиатском регионе Аранико , непальским архитектором в начале 13 века для Хубилай-хана .
индуизм
[ редактировать ]
Архитектура индуистского храма основана на Стхапатья Веде и многих других древних религиозных текстах, таких как Брихат Самхита , Васту Шастра и Шилпа Шастра, в соответствии с принципами проектирования и указаниями, которые, как полагают, были заложены божественным архитектором Вишвакармой . Оно развивалось на протяжении более 2000 лет. Индуистская архитектура соответствует строгим религиозным моделям, включающим элементы астрономии и сакральной геометрии . [ нужна ссылка ] В индуистской вере храм представляет собой макрокосм вселенной, а также микрокосм внутреннего пространства. Хотя основная форма индуистской храмовой архитектуры следует строгим традициям, значительные различия происходят с часто интенсивными декоративными украшениями и орнаментами.
Христианская архитектура
[ редактировать ]Византийская архитектура
[ редактировать ]
Византийская архитектура произошла от римской архитектуры. В конце концов, появился стиль, вобравший в себя влияние Ближнего Востока и план греческого креста в дизайне церкви. Кроме того, кирпич заменил камень, классический порядок соблюдался менее строго, мозаика заменила резной декор, сложные купола возводились .
Один из величайших прорывов в истории западной архитектуры произошел, когда архитекторы Юстиниана I изобрели сложную систему, обеспечивающую плавный переход от квадратного плана церкви к круглому куполу (или куполам) посредством скосов или подвесок . Ярким примером ранневизантийской религиозной архитектуры является собор Святой Софии в Стамбуле. [ нужна ссылка ]
Европейская средневековая архитектура
[ редактировать ]
Религиозная архитектура христианских церквей в средние века представляла собой план латинского креста использовалась римская базилика , в котором в качестве основной модели с последующим развитием . Он состоит из нефа , трансептов и алтаря в восточной части (см. схему собора ). Кроме того, в соборах , созданных под влиянием или по заказу Юстиниана I, использовались византийского стиля купола и греческий крест (напоминающий знак плюс), сосредотачивая внимание на алтаре в центре церкви. Церковь Покрова на Нерли – прекрасный образец русской православной архитектуры Средневековья. ( Деревянная церковь Урнес Urnes stavkyrkje ) в Норвегии является превосходным примером средневековой деревянной церкви .
Готическая архитектура
[ редактировать ]
Готическая архитектура была особенно связана с соборами и другими церквями, которые процветали в Европе в период высокого и позднего средневековья. Возникший во Франции XII века, он был известен в то время как Opus Francigenum («Французская работа»). Стиль зародился в церкви аббатства Сен-Дени в Сен-Дени , недалеко от Парижа . [ 2 ] Другие известные готические религиозные сооружения включают Нотр-Дам де Пари , собор Богоматери Амьена и Шартрский собор .
Архитектура эпохи Возрождения
[ редактировать ]
Эпоха Возрождения принесла возвращение классического влияния и новый акцент на рациональной ясности. Архитектура эпохи Возрождения представляет собой сознательное возрождение римской архитектуры с ее симметрией, математическими пропорциями и геометрическим порядком. План Филиппо Брунеллески купола Флорентийского собора в 1418 году был одним из первых важных религиозных архитектурных проектов итальянского Возрождения .
Архитектура барокко
[ редактировать ]
Эволюция от Возрождения к барокко наиболее заметно проявилась в религиозном искусстве и архитектуре. Большинство историков архитектуры считают Микеланджело проект базилики Святого Петра в Риме предшественником стиля барокко; [ нужна ссылка ] это можно узнать по более широким внутренним пространствам (заменяющим длинные узкие нефы), более игривому вниманию к свету и тени, обширному орнаменту, большим фрескам, акценту на внутреннем искусстве и часто по драматической центральной внешней проекции. Самым важным ранним примером архитектуры барокко была Санта-Сусанна Карло Мадерно . [ мнение ] Собор Святого Павла в Лондоне работы Кристофера Рена считается ярким примером довольно позднего влияния стиля барокко в Англии. [ нужна ссылка ]
Мормонские храмы
[ редактировать ]
Храмы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней предлагают уникальный взгляд на дизайн, поскольку он менялся от простой церковной структуры храма в Киртланде, построенной в 1830-х годах, до зубчатых готических стилей ранних штата Юта храмов , десятки современных храмов построены сегодня. В ранних храмах и в некоторых современных храмах был зал собраний священства с двумя кафедрами в каждом конце помещения, со стульями или скамейками, которые можно было поворачивать в любую сторону. находится узнаваемая статуя Ангела Морония В большинстве, но не во всех храмах на шпиле . Храм в Наву и храм в Солт-Лейк-Сити украшены символической каменной кладкой, представляющей различные аспекты веры.
Современная и постмодернистская архитектура
[ редактировать ]
Современная архитектура охватывает несколько стилей со схожими характеристиками, что приводит к упрощению формы и устранению орнамента. Наиболее влиятельными модернистскими архитекторами в начале-середине 20-го века являются Доминикус Бём , Рудольф Шварц и Огюст Перре . [ 3 ] Хотя светские структуры явно оказали большее влияние на развитие современной архитектуры, [ мнение ] несколько прекрасных образцов современной архитектуры можно найти в религиозных постройках 20 века. Например, Храм Единства в Чикаго — это унитарная универсалистская община, созданная Фрэнком Ллойдом Райтом . , Кадетская часовня Академии ВВС США строительство которой началось в 1954 году и завершилось в 1962 году, было спроектировано Уолтером Нетчем и является прекрасным примером современной религиозной архитектуры. Его описывают как «фалангу бойцов», перевернутую хвостами и указывающую ввысь. [ нужна ссылка ] В 1967 году архитектор Пьетро Беллуски спроектировал поразительно современный собор Успения Святой Марии (Сан-Франциско), первый католический собор в Соединенных Штатах, призванный соответствовать Второму Ватиканскому собору . [ нужна ссылка ]
Постмодернистскую архитектуру можно описать непримиримо разнообразной эстетикой, где стили сталкиваются, форма существует сама по себе, а новые способы рассмотрения знакомых стилей и пространства изобилуют. Храм в Индепенденсе, штат Миссури, был задуман японским архитектором Гё Обата на основе концепции наутилуса с камерами. [ нужна ссылка ] Католический собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес) был спроектирован в 1998 году Хосе Рафаэлем Монео в стиле постмодерна. Структура напоминает об латиноамериканском наследии этого района благодаря использованию глинобитных цветов, сочетая в себе яркую современную форму с некоторыми традиционными элементами. С другой стороны, Базилика Богоматери Лихенской представляет собой гораздо более традиционное здание. Спроектированный Барбарой Белецкой и построенный в период с 1994 по 2004 год, его форма содержит отсылки к ряду польских построек. [ нужна ссылка ] Колонны обладают стройностью и утонченностью, вдохновленными колоннами ренессансного двора Вавельского замка в Кракове , а огромный 420-футовый шпиль, который будет возведен рядом с базиликой, имеет более чем случайное сходство со шпилем в стиле барокко, украшающим Ясную гору. монастырь Ченстоховский , дом Черной Мадонны .
Шейкерские сообщества
[ редактировать ]Сообщества шейкеров имели семиотическую архитектуру. [ жаргон ] в центре компаса поднялся . [ нужна ссылка ]
ислам
[ редактировать ]Ранняя исламская архитектура
[ редактировать ]
Византийская архитектура оказала большое влияние на раннюю исламскую архитектуру с ее характерными подковообразными арками , сводами и куполами. Многие формы мечетей возникли в разных регионах исламского мира . Известные типы мечетей включают ранние мечети Аббасидов с центральным куполом , мечети Т-типа и мечети Анатолии . «арабского плана» или гипостили Самые ранние стили исламской архитектуры создавали мечети во времена династии Омейядов . Эти мечети имеют квадратную или прямоугольную форму с закрытым внутренним двором и крытым молитвенным залом. Большинство ранних гипостильных мечетей имели плоские крыши молитвенных залов, что требовало многочисленных колонн и опор . [ 4 ] Мескита . в Кордове , Испания, была построена как гипостильная мечеть, поддерживаемая более чем 850 колоннами [ 5 ] Мечети арабского плана продолжались и при династии Аббасидов .
Османская архитектура
[ редактировать ]Османы . в 15 веке ввели мечети с «центральным куполом», которые имеют большой купол в центре молитвенного зала Помимо одного большого купола в центре, часто есть купола поменьше, которые существуют вне центра над молитвенным залом или по всей остальной части мечети, в местах, где не совершаются молитвы. [ 6 ] Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме, пожалуй, самый известный пример мечети с центральным куполом. [ мнение ]

Иранская сакральная архитектура
[ редактировать ]«Иванские мечети» наиболее примечательны своими куполообразными камерами и айванами , сводчатыми помещениями, открытыми с одного конца. В айванских мечетях один или несколько айванов выходят на центральный двор, который служит молитвенным залом. Этот стиль представляет собой заимствование из доисламской иранской архитектуры и использовался почти исключительно для мечетей в Иране . Многие айванские мечети представляют собой переоборудованные зороастрийские храмы огня, внутренний двор которых использовался для хранения священного огня. [ 4 ] Сегодня айванские мечети больше не строятся. [ 6 ] Мечеть Шаха в Исфахане , Иран, является классическим примером мечети айван.
Характерные черты и стили
[ редактировать ]Общей чертой мечетей является минарет — высокая стройная башня, которая обычно расположена в одном из углов конструкции мечети. Вершина минарета всегда является самой высокой точкой в мечетях, где он есть, и часто самой высокой точкой в непосредственной близости. В первых мечетях не было минаретов, и даже в наши дни самые консервативные исламские движения, такие как ваххабиты , избегают строительства минаретов, считая их показными и ненужными. Первый минарет был построен в 665 году в Басре во время правления омейядского халифа Муавии I. Муавия поощрял строительство минаретов, поскольку они должны были поставить мечети в один ряд с христианскими церквями с их колокольнями . Следовательно, архитекторы мечети позаимствовали форму колокольни для своих минаретов, которые использовались, по сути, с той же целью – призыва верующих к молитве. [ 7 ]

Купола были визитной карточкой исламской архитектуры с VII века. С течением времени размеры куполов мечетей росли: от занимавших лишь небольшую часть крыши возле михраба до охватывающей всю крышу над молитвенным залом. Хотя купола обычно имели форму полусферы, Моголы в Индии популяризировали купола в форме луковицы в Южной Азии и Персии . [ 8 ]
В молитвенном зале, также известном как мусалла , нет мебели; в молитвенном зале отсутствуют стулья и скамьи. [ 9 ] Молитвенные залы не содержат изображений людей, животных и духовных деятелей, хотя могут быть украшены арабской каллиграфией и стихами из Корана на стенах.
Обычно напротив входа в молитвенный зал находится стена киблы , которая является визуально подчеркнутой зоной внутри молитвенного зала. Стена киблы обычно располагается перпендикулярно линии, ведущей в Мекку . [ 10 ] Верующие молятся рядами параллельно стене киблы и таким образом располагаются лицом к Мекке. В стене киблы, обычно в ее центре, находится михраб, ниша или углубление, обозначающее стену киблы. Обычно михраб тоже не занят мебелью. Иногда, особенно во время пятничной молитвы приподнятый минбар , сбоку от михраба располагается или кафедра, на которой хатиб или какой-либо другой говорящий может произнести проповедь ( хутбу ). Михраб служит местом, где имам регулярно совершает пять ежедневных молитв. [ 11 ]
мечетей часто имеются фонтаны для омовения В подъездах или во дворах или другие приспособления для мытья. Однако верующим мечетей гораздо меньшего размера часто приходится пользоваться туалетами для совершения омовения. В традиционных мечетях эта функция часто реализуется в виде отдельно стоящего здания в центре двора. [ 5 ] Современные мечети могут иметь различные удобства, доступные прихожанам и сообществу, такие как поликлиники , библиотеки и спортивные залы .
Дома поклонения бахаи
[ редактировать ]Дома поклонения бахаи или Масрикул-Адкар ( арабский : مشرق اﻻذكار «место зари поминания Бога») служат примером принципов Веры бахаи единства в многообразии, единства Бога, единства. Его пророков и религий , а также единство человечества. [ 12 ] Эти духовные принципы порождают новые формы архитектурного выражения, которые служат пространствами, в которых люди всех верований, культур и происхождения собираются вместе, медитируют, размышляют и молятся, и вокруг которых будут строиться социальные, гуманитарные, образовательные и научные объекты. учреждения. [ 13 ] Дизайн каждого Дома Поклонения Бахаи отражает объединяющие элементы окружающей среды, возникающие в результате консультаций с местным населением на низовом уровне. [ 14 ] каждая из них имеет девять сторон и девять входов, причем число девять символизирует единство. На данный момент построено восемь континентальных и два местных Дома Поклонения Бахаи. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Калиан, Флорин Джордж (01 августа 2021 г.). «Редакция РЕС 2/2021» . Обзор экуменических исследований Сибиу . 13 (2): 139–144. дои : 10.2478/ress-2021-0017 . S2CID 238206022 .
- ^ Анджей Пиотровский (2011), Архитектура мысли , Университет Миннесоты, стр. 23.
- ^ Стивен Дж. Шледер , Архитектура в общении: реализация Второго Ватиканского собора через литургию и архитектуру. (Игнатиус Пресс: 1998): 23–24 и 234–38. ISBN 0-89870-631-9 .
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд, Р. «Масджид. I. В центральных исламских землях». В Пи Джей Бирмане; Т.е. Бьянкис; CE Босворт ; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама онлайн . Академическое издательство «Брилл». ISSN 1573-3912 .
- ^ Jump up to: а б «Религиозная архитектура и исламские культуры» . Массачусетский технологический институт . Проверено 9 апреля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Словарь исламской архитектуры» . Массачусетский технологический институт. Архивировано из оригинала 24 ноября 2005 г. Проверено 9 апреля 2006 г.
- ^ Хилленбранд, Р. «Манара, Манар». В Пи Джей Бирмане; Т.е. Бьянкис; CE Босворт ; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама онлайн . Академическое издательство «Брилл».
- ^ Ашер, Кэтрин Б. (24 сентября 1992 г.). «Аурангзеб и исламизация стиля Великих Моголов». Архитектура Индии Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 256.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о мечетях» . Университет Талсы. Архивировано из оригинала 30 декабря 2004 года . Проверено 9 апреля 2006 г.
- ^ Бирман, Ирен А. (16 декабря 1998 г.). Письменные знаки: публичный текст Фатимидов . Издательство Калифорнийского университета. п. 150.
- ^ «Условия 1: Мечеть» . Институт восточной культуры Токийского университета . Проверено 9 апреля 2006 г.
- ^ «Дома поклонения | Всемирная служба новостей бахаи (BWNS)» . Всемирная служба новостей бахаи . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Дома поклонения | Всемирная служба новостей бахаи (BWNS)» . Всемирная служба новостей бахаи . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Священная архитектура бахаи» . bahai-library.com . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Дома поклонения | Всемирная служба новостей бахаи (BWNS)» . Всемирная служба новостей бахаи . Проверено 17 августа 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джин Халгрен Килд, Когда церковь стала театром: трансформация архитектуры и богослужения евангелической церкви в Америке девятнадцатого века. (Издательство Оксфордского университета: 2002). ISBN
- Майкл Э. ДеСанктис, «Строительство на основе веры: продвижение, отступление и компромисс в переделке архитектуры католической церкви». . (Литургическая пресса: 2002). ISBN
- Ричард Кикхефер, Теология в камне: церковная архитектура от Византии до Беркли. (Издательство Оксфордского университета, США: 2004 г.). ISBN
- Энн К. Лавленд и Отис Б. Уилер, От молитвенного дома до мегацеркви: материальная и культурная история. (Университет Миссури Пресс: 2003). ISBN
- Майкл С. Роуз, «Уродливые, как грех: почему они превратили наши церкви из священных мест в места для собраний - и как мы можем вернуть их обратно». (Издательство Софийского института: 2001). ISBN
- Стивен Дж. Шледер , Архитектура в общении: реализация Второго Ватиканского собора через литургию и архитектуру. (Игнатиус Пресс: 1998). ISBN 0-89870-631-9 .
- Р. Кевин Сисолц, Чувство священного: теологические основы христианской архитектуры и искусства. (Международная издательская группа Continuum: 2005) ISBN
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейн, Джордж. Кельтское искусство: методы строительства . Дувр, 1973 год. ISBN 0-486-22923-8 .
- Бэмфорд, Кристофер. Посвящение Пифагору: новое открытие священной науки , Lindisfarne Press, 1994, ISBN 0-940262-63-0 .
- Калиан, Джордж. Священные пространства в движении , RES, 2021, ISSN 2359-8107 .
- Френч, Аарон и Вальднер, Катарина. Современность и строительство священного пространства , Де Грюйтер Ольденбург, 2024.
- Кричлоу, Кейт (1970). Порядок в космосе: справочник по дизайну . Викинг. .
- Кричлоу, Кейт (1976). Исламские модели: аналитический и космологический подход . Шокенские книги. ISBN 0-8052-3627-9 .
- Хилл, Марша (2007). Дары богам: изображения из египетских храмов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9781588392312 . .
- Ямвлих ; Уотерфилд, Робин; Кричлоу, Кейт; Перевод Робина Уотерфилда (1988). Богословие арифметики: о мистическом, математическом и космологическом символизме первых десяти чисел . Фанес Пресс. ISBN 0-933999-72-0 . .
- Джонсон, Энтони: Решение Стоунхенджа, новый ключ к древней загадке . Темза и Гудзон, 2008 г. ISBN 978-0-500-05155-9 .
- Лоулор, Роберт : Сакральная геометрия: философия и практика (искусство и воображение) . Thames & Hudson, 1989 (1-е издание 1979, 1980 или 1982 гг.). ISBN 0-500-81030-3 .
- Лессер, Джордж (1957–1964). Готические соборы и сакральная геометрия . Лондон: А. Тиранти. .
- Липпард, Люси Р.: Наложение: современное искусство и искусство доисторических времен. Книги Пантеона, Нью-Йорк, 1983 г. ISBN 0-394-51812-8 .
- Мичелл, Джон . Город Откровения . Абакус, 1972. ISBN 0-349-12320-9 .
- Шлодер, Стивен Дж. , Архитектура в общении: реализация Второго Ватиканского собора через литургию и архитектуру. (Игнатиус Пресс: 1998). ISBN 0-89870-631-9 .
- Штайнер, Рудольф ; Кэтрин Кригер (2001). Четвертое измерение: сакральная геометрия, алхимия и математика . Антропософская пресса. ISBN 0-88010-472-4 . .
- Шнайдер, Майкл С.: Руководство для начинающих по конструированию Вселенной: математические архетипы природы, искусства и науки . Харпер в мягкой обложке, 1995. ISBN 0-06-092671-6 .
- Муназа Шакил: Сакральная архитектура Кашмира: синкретизм духовной философии в переосмыслении будущего, 2024.
- Пенник, Найджел: Сакральная геометрия: символизм и цель в религиозных структурах .
- Уэст, Джон Энтони, Инаугурационные строки: Сакральная геометрия у Св. Иоанна Богослова , журнал Parabola , т.8, №1, весна 1983 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Межконфессиональный форум по религии, искусству и архитектуре Американский институт архитекторов
- Архитектура, культура и духовность
- «Сакральная архитектура» Интернет-журнал