Пещеры Эллоры
Пещеры Эллоры | |
---|---|
![]() Храм Кайлас , Пещера 16 | |
Тип | Монолитные пещеры |
Расположение | Аурангабад , Махараштра , Индия |
Координаты | 20 ° 01'36 "N 75 ° 10'38" E / 20,0268 ° N 75,1771 ° E |
Область | Индийский |
Тип | Культурный |
Критерии | я, iii, vi |
Назначен | 1983 г. (12-я сессия ) |
Справочный номер. | 243 |
Регион ЮНЕСКО | Азиатско-Тихоокеанский регион |
Пещеры Эллоры — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в районе Аурангабад, Махараштра , Индия (теперь переименованный в Чхатрапати Самбхаджи Нагар). [1] округ). Это один из крупнейших в мире пещерных комплексов индуистских храмов , высеченных в скалах, с произведениями искусства, датируемыми периодом 600–1000 гг. н. э., включая несколько буддийских и джайнских «пещер». [2] [3] Комплекс является ярким примером индийской скальной архитектуры , и некоторые из них не являются строго «пещерами», поскольку у них нет крыши. В пещере 16 находится крупнейший в мире монолитный каменный раскоп — храм Кайлас , памятник в форме колесницы, посвященный богу Шиве . При раскопках храма Кайлаш также можно увидеть скульптуры, изображающие различных индуистских божеств, а также рельефные панели, суммирующие два основных индуистских эпоса .
На этом месте находится более 100 пещер, все они выкопаны в базальтовых скалах холмов Чаранандри, 34 из которых открыты для публики. [4] Они состоят из 17 индуистских (пещеры 13–29), 12 буддийских (пещеры 1–12) и 5 джайнских (пещеры 30–34) пещер. [5] [6] каждая группа представляет божеств и мифологию, распространенную в 1-м тысячелетии нашей эры, а также монастыри каждой соответствующей религии. [5] Они были построены близко друг к другу и иллюстрируют религиозную гармонию, существовавшую в древней Индии. [3] [7] Все памятники Эллоры были построены во времена династии Раштракута (753–982 гг. н. э.), которая построила часть индуистских и буддийских пещер, и династии Ядава (ок. 1187–1317), которая построила ряд джайнских пещер. . Финансирование строительства памятников предоставили члены королевской семьи, торговцы и богатые люди региона. [4] [8]
Хотя пещеры служили храмами и местом отдыха паломников, [6] Расположение этого места на древнем южноазиатском торговом пути также сделало его важным торговым центром в регионе Декан. [9] Это 29 километров (18 миль) к северо-западу от Аурангабада и примерно в 300 километрах (190 милях) к востоку-северо-востоку от Мумбаи . Сегодня пещеры Эллора, наряду с близлежащими пещерами Аджанта , являются главной туристической достопримечательностью Маратвада региона в Махараштре и охраняемым памятником Археологической службы Индии (ASI). [10]
Этимология
[ редактировать ]Эллора, также называемая Верул или Элура, является сокращенной формой древнего имени Эллоорпурам . [11] Более старая форма имени была найдена в древних источниках, таких как надпись Барода 812 г. н.э., в которой упоминается «величие этого здания» и что «это великое здание было построено на холме Кришнараджем в Элапуре, здание в надписи являющийся храмом Кайласа. [4] В индийской традиции каждая пещера имеет свое название и суффикс Гуха (санскрит), Лена или Лени (маратхи), что означает пещера. [4] [12]
Также считается, что оно происходит от Илвалапурама, названного в честь асура Илвалы , который правил этим регионом и был побежден Мудрецом Агастьей . [13]
Расположение
[ редактировать ]
Пещеры Эллора расположены в штате Махараштра, примерно в 29 километрах (18 милях) к северо-западу от города Самбхаджи Нагар, в 300 километрах (190 милях) к востоку-северо-востоку от Мумбаи , в 235 километрах (146 милях) от Пуны и примерно в 100 километрах (62 мили). миль) к западу от пещер Аджанты , в 2,3 км (1,42 мили) от храма Гришнешвар (Индия).
Эллора занимает относительно плоский скалистый регион Западных Гат , где древняя вулканическая активность создала многослойные базальтовые образования, известные как Деканские ловушки . Вулканическая активность, образовавшая обращенную на запад скалу, на которой расположены пещеры Эллора, произошла в меловой период. Получившаяся в результате вертикальная грань облегчила доступ ко многим слоям скальных образований, что позволило архитекторам выбирать базальт с более мелкими зернами для более детальной скульптуры. [14]
Хронология
[ редактировать ]
Строительство в Эллоре изучалось со времен британского колониального правления. Однако перекрытие стилей буддийских, индуистских и джайнских пещер затруднило установление согласия относительно хронологии их строительства. [15] Споры обычно касаются: во-первых, были ли пещеры первыми высечены в буддийских или индуистских пещерах, и, во-вторых, относительной датировки пещер в рамках определенной традиции. Сложившийся широкий консенсус основан на сравнении стилей резьбы в Эллоре с датированными другими пещерными храмами в регионе Декан, текстовыми записями различных династий и эпиграфическими свидетельствами, найденными в различных археологических памятниках недалеко от Эллоры и в других местах Махараштры, Мадхья. Прадеш и Карнатака. [16] [17] Джери Хокфилд Маландра и другие ученые [ ВОЗ? ] заявили, что в пещерах Эллоры было три важных периода строительства: ранний индуистский период (~ 550–600 гг. Н. Э.), буддийский этап (~ 600–730 гг. Н. Э.) и более поздний индуистский и джайнский период (~ 730–950 гг. Н. Э.). [16] [18] [19]
Самые ранние пещеры, возможно, были построены во времена династий Трайкутака и Вакатака , причем последняя была известна тем, что спонсировала пещеры Аджанты. Однако считается вероятным, что некоторые из самых ранних пещер, такие как Пещера 29 (индуистская), были построены Шивой вдохновленной династией Калачури , в то время как буддийские пещеры были построены династией Чалукья . [16] Более поздние индуистские пещеры и ранние джайнские пещеры были построены династией Раштракута , а последние джайнские пещеры были построены династией Ядава , которая также спонсировала другие джайнские пещерные храмы. [20] [21] [22]
Индуистские памятники: Пещеры 13–29.
[ редактировать ]Индуистские пещеры были построены в период Калачури, с середины VI до конца VIII века, в два этапа. Девять пещерных храмов были раскопаны в начале VI века. [23] [24] за ними следуют еще четыре пещеры (пещеры 17–29). Работа впервые началасьПо порядку, в пещерах 28, 27 и 19, затем в пещерах 29 и 21, раскопки которых проводились одновременно с пещерами 20 и 26. Пещеры 17 и 28 были начаты последними. [25] [26]
Более поздние пещеры, 14, 15 и 16, были построены в период Раштракута , некоторые из них датируются 8-10 веками. [27] Работы впервые начались в пещерах 14 и 15 с пещеры 16, крупнейшего в мире монолита. [ нужна ссылка ] будучи последним из трех, которые будут построены. [25] Эти пещеры были построены в 8 веке при поддержке короля Кришны I. [28] [29]
Ранние индуистские храмы: Дхумар Лена, пещера 29.
[ редактировать ]Строительство ранних индуистских пещер началось раньше, чем строительство буддийских или джайнских пещер. Эти ранние пещеры, как правило, были посвящены индуистскому богу Шиве , хотя иконография предполагает, что ремесленники оказывали другим богам и богиням индуизма выдающееся и равное почтение. Общей чертой этих пещерных храмов был высеченный в скале линга-йони внутри храма, каждый из которых был окружен пространством для обхода ( парикрама ).
Пещера 29, также называемая Дхумар Лена , является одной из самых ранних раскопок в Эллоре и одной из крупнейших. [30] Здание раннего индуистского храма в пещере, расположенное вокруг долины Ганга, природного водопада, интегрированного в памятник. [31] [26] Водопад виден с высеченного в скале балкона на юге, и его описывают как «падающий на лоб великого Шивы», особенно в сезон дождей. [31] Резные изображения в этой пещере больше натурального размера, но, по словам автора Дхаваликара, они «толстые, коренастые с непропорциональными конечностями» по сравнению с теми, что были найдены в других пещерах Эллоры. [32]
Храм Рамешвар, пещера 21.
[ редактировать ]
Пещера 21, также называемая Рамешвар Лена , — еще одна ранняя раскопка. [33] [34] строительство которого приписывают династии Калачури. Пещера была завершена до прихода к власти династии Раштракута, которая продолжила расширять пещеры в Эллоре. [4]
Хотя в пещере есть произведения, аналогичные работам в других пещерах Эллоры, в ней также есть ряд уникальных произведений, например, изображающих историю богиней Парвати преследования Шивы . В других пещерах были найдены резные фигурки, изображающие Парвати и Шиву на досуге, свадьбу Парвати с Шивой, танец Шивы и Картикею (Сканду). [35] В пещере также есть большая экспозиция Сапта Матрики , семи богинь-матерей индуистской традиции Шакти , окруженных по обе стороны Ганешей и Шивой. [35] Внутри храма находятся и другие богини, важные для традиции Шакти, например, Дурга . Вход в пещеру 21 окружен большими скульптурами богинь Ганги и Ямуны, представляющих две основные гималайские реки и их значение для индийской культуры. [36]
Пещера расположена симметрично по принципу квадрата мандапа и имеет встроенные геометрические узоры, повторяющиеся по всей пещере. [37] Шива-лингам в святилище храма находится на равном расстоянии от главных статуй богинь Ганги и Ямуны, причем все три расположены в равностороннем треугольнике. [38] По мнению Кармела Берксона, этот макет, вероятно, символизирует отношения Брахмана и Пракрити , взаимозависимость мужской и женской энергий, что является центральным в индуистской теологии . [36]
Храм Кайласа: Пещера 16.
[ редактировать ]
Пещера 16, известная как храм Кайласа , является особенно известным пещерным храмом в Индии благодаря своим размерам и архитектуре, а также тому, что она полностью высечена из одной скалы. [39] [40]
Храм Кайлаша, вдохновленный горой Кайлаша, посвящен Шиве . [41] Он построен по аналогии с другими индуистскими храмами с воротами, залом собраний, многоэтажным главным храмом, окруженным многочисленными святынями, расположенными по квадратному принципу. [42] единое пространство для обхода, гарбха-грихья (святилище), в котором находится линга-йони, и шпиль в форме горы Кайлас – все высечено из одной скалы. [40] [43] вырезанные из той же скалы, посвящены Ганге , Ямуне , Сарасвати , десяти аватарам Вишну Другие святилища , , ведическим богам и богиням, включая Индру, Агни, Ваю, Сурью и Ушу, а также неведическим божествам, таким как Ганеша, Ардханаришвара (половина Шива, наполовину Парвати), Харихара (полу Шива, наполовину Вишну), Аннапурна, Дурга и другие. [39] [40] [44] На цокольном этаже храма представлены многочисленные работы Шайвов, Вайшнавов и Шакти; Примечательный набор резных фигурок включает двенадцать эпизодов из детства Кришны , важный элемент вайшнавизма. [45]
Строение представляет собой отдельно стоящий многоуровневый храмовый комплекс, занимающий площадь в два раза больше Парфенона в Афинах . [47] По оценкам, художники извлекли три миллиона кубических футов камня весом около 200 000 тонн. [41] раскопать храм. [40]
Строительство храма приписывают Раштракута царю Кришне I (годы правления 756–773 гг. Н. Э.). [48] элементы архитектуры Паллавы . но были отмечены и [49] Размеры двора составляют 82 метра на 46 метров у основания и 30 метров в высоту (280 × 160 × 106 футов). [43] У входа имеется невысокий гопурам . Центральный храм, в котором находится лингам, с плоской крышей, представляет собой мандапу поддерживаемую 16 колоннами, и дравидийскую шихару . Изображение горы Шивы Нанди (священного быка) стоит на крыльце перед храмом. [39] Две стены главного храма украшены рядами резных фигурок, изображающих Махабхарату с северной стороны и Рамаяну с южной стороны. [50]
Храм Кайлаша считается примечательным примером храмового строительства из истории Индии первого тысячелетия. [51] [52] [41] и был назван Кармелом Берксоном «чудом света» среди высеченных в скалах памятников. [53]
Дашаватара: Пещера 15
[ редактировать ]
Храм Дашаватара , или Пещера 15, — еще одни важные раскопки, завершенные спустя некоторое время после Пещеры 14 (Раван ки Кхай, индуизм). Пещера 15 имеет камеры и планировку, которые аналогичны буддийским пещерам 11 и 12, что позволяет предположить, что эта пещера задумывалась как буддийская пещера; однако наличие небуддийских элементов, таких как Нритья Мандапа ( павильон индийского классического танца ) у входа, говорило об обратном. По словам Джеймса Харла, индуистские изображения были найдены в буддийской пещере 11, а многие индуистские божества были включены в буддийские пещеры этого региона. Такое совпадение несопоставимых проектов буддийских и индуистских пещер может быть связано с тем, что над объектами работали одни и те же архитекторы и рабочие, или, возможно, запланированная буддийская пещера была адаптирована в индуистский памятник. [54] [55]
По словам Джери Маландры, все буддийские пещеры в Эллоре были вторжением в место, которое уже было признанным брахманским Тиртхом (местом индуистского паломничества), а не наоборот. Более того, учитывая, что как индуистские, так и буддийские пещеры были преимущественно анонимными, и в буддийских пещерах Эллоры не было обнаружено никаких дарственных надписей, кроме тех, что принадлежали индуистским династиям, которые их построили, первоначальное намерение и природа этих пещерных храмов являются спекулятивными. [56]

Индуистский храм, расположенный в пещере 15, имеет открытый двор с отдельно стоящей монолитной мандапой посередине и двухэтажным раскопанным храмом сзади. Большие скульптурные панели между колоннами стен на верхнем этаже иллюстрируют широкий спектр тем, включая десять аватаров Вишну. Надпись Дантидурги , имеющая решающее значение для установления возраста храма, находится на задней стене передней мандапы . По мнению Кумарасвами, лучшим рельефом этой пещеры является тот, который изображает смерть Хираньякашипу, где Вишну в форме человека-льва ( Нарасимхи ) выходит из колонны, чтобы положить роковую руку ему на плечо. Это скульптура династии Растракутов. [57] Другие рельефы в Пещере 15 включают Гангадхару, брак Шивы и Парвати, Трипурантику традиции Шакти, Маркендею, Гаруду, аспекты жизни, Нанди в мандапе, танцующего Шиву, Андхакасуру, Говардханадхари, Гаджендравараду и другие. [58] Панели расположены в диадах, как утверждает Кармель Берксон, усиливают друг друга, демонстрируя «совместную, но также и антагонистическую энергию» с взаимной передачей власти. [59]
Другие индуистские пещеры
[ редактировать ]Другими известными индуистскими пещерами являются Раван ки Кхай (пещера 14) и Нилкантха (пещера 22), в обеих из которых находятся многочисленные скульптуры, в пещере 25, в частности, на потолке изображена резьба Сурьи.
Буддийские памятники: Пещеры 1–12.
[ редактировать ]
Эти пещеры расположены на южной стороне и были построены между 630 и 700 годами нашей эры. [61] или 600–730 гг. н.э. [62] Первоначально считалось, что буддийские пещеры были самыми ранними сооружениями, созданными между пятым и восьмым веками: пещеры 1–5 на первом этапе (400–600) и 6–12 на позднем этапе (650–750). но современные ученые теперь считают, что индуистские пещеры были построены раньше, чем буддийские. [62] [63] Самая ранняя буддийская пещера — пещера 6, затем 5, 2, 3, 5 (правое крыло), 4, 7, 8, 10 и 9. [61] пещеры 11 и 12, также известные как До Тал и Тин Тал соответственно, являются последними. [64]

Одиннадцать из двенадцати буддийских пещер состоят из вихар . [62] или монастыри с молитвенными залами: большие многоэтажные здания, высеченные в склоне горы, включая жилые помещения, спальные помещения, кухни и другие помещения. В монастырских пещерах есть святыни, в том числе резные изображения Гаутамы Будды , бодхисаттв и святых. В некоторых из этих пещер скульпторы пытались придать камню вид дерева.
Пещеры 5, 10, 11 и 12 являются буддийскими пещерами, важными с архитектурной точки зрения. Пещера 5 уникальна среди пещер Эллоры, поскольку она была спроектирована как зал с парой параллельных трапезных скамеек в центре и статуей Будды сзади. [65] Эта пещера и пещера 11 пещер Канхери — единственные две буддийские пещеры в Индии, устроенные таким образом. [9] Пещеры с 1 по 9 — это монастыри, а пещера 10, пещера Вишвакарма, — это главный буддийский молитвенный зал. [9]

Пещеры 11 и 12 представляют собой трехэтажные Махаяны монастырские пещеры с идолами, мандалами, вырезанными на стенах, многочисленными богинями и иконографией, связанной с бодхисаттвами, принадлежащими буддизму Ваджраяны . Это убедительные доказательства того, что идеи буддизма Ваджраяны и Тантры прочно утвердились в Южной Азии к 8 веку нашей эры. [9] [66]
Пещера Вишвакарма
[ редактировать ]Среди буддийских пещер выделяется Пещера 10, зал поклонения чайтьи , называемый «пещерой Вишвакармы», построенный около 650 года нашей эры. [67] [68] Она также известна как «Пещера Плотника», потому что скала имеет отделку, напоминающую деревянные балки. За его многоэтажным входом находится похожий на собор зал ступы, также известный как чайтья-гриха (молитвенный дом). В центре этой пещеры находится 15-футовая статуя Будды, сидящего в позе проповедника.


Пещера 10 сочетает в себе вихару с залом для богослужений, похожим на часовню, с восемью дополнительными кельями: четырьмя в задней стене и четырьмя в правой. [69] а также портик спереди. [61] Это единственная посвященная чайтья-гриха среди буддийских пещер, построенная по аналогии с пещерами 19 и 26 Аджанты . В пещере 10 также есть гавакша , или чандрашала, арочное окно и боковой выход в пещеру 9 Эллоры. [67]
Главный зал пещеры Вишвакарма имеет в плане апсидальную форму и разделен на центральный неф и боковые нефы 28 восьмиугольными колоннами с простыми капителями-кронштейнами. В апсидальном конце зала Чайтья находится ступа, на лице которой изображен колоссальный высоко сидящий Будда в вьякхьяна-мудре (позе обучения). большое дерево Бодхи За его спиной вырезано . Зал имеет сводчатую крышу, в которой в скале высечены ребра (известные как трифорий), имитирующие деревянные . [70] Фризы над колоннами изображают королев наг, а на обширных рельефах изображены такие персонажи, как артисты, танцоры и музыканты.
Передняя часть молитвенного зала представляет собой высеченный в скале двор, куда ведет лестница. Вход в пещеру имеет резной фасад, украшенный многочисленными индийскими мотивами, в том числе апсарами и медитирующими монахами. [69] По обе стороны верхнего уровня расположены портики с колоннами и небольшими комнатами в задних стенах. колоннами Веранда чайтьи с имеет небольшие святыни с обоих концов и единственную келью в дальнем конце задней стены. Колонны коридора имеют массивные квадратные валы и капители гхата-паллава (ваза и листва). На различных уровнях Пещеры 10 также есть идолы мужских и женских божеств, таких как Майтрейя, Тара, Авалокитешвара (Ваджрадхамма), Манджушри, Бхркути и Махамаюри, вырезанные в стиле династии Пала, найденном в восточных регионах Индии. [71] Некоторые южноиндийские влияния также можно найти в различных работах в этой пещере. [72]
Джайнские памятники: Пещеры 30–34.
[ редактировать ]В северной части Эллоры находятся пять джайнских пещер, принадлежащих секте Дигамбара , раскопки которых проводились в девятом и начале десятого веков. [73] [74] Эти пещеры меньше буддийских и индуистских пещер, но, тем не менее, имеют очень детализированную резьбу. Они, как и индуистские пещеры более поздней эпохи, были построены в одно и то же время и разделяют архитектурные и религиозные идеи, такие как веранда с колоннами, симметричная мандапа и пуджа (поклонение). [75] Однако, в отличие от индуистских храмов, акцент делается на изображении двадцати четырех джинов (духовных победителей, достигших освобождения от бесконечного цикла перерождений). [76] Помимо этих джинов, работы в джайнских храмах включают резные изображения богов и богинь, якши (мужского божества природы), якси (женского божества природы) и человеческих преданных, преобладающих в джайнской мифологии 1-го тысячелетия нашей эры. [77]

По словам Хосе Перейры , пять пещер на самом деле представляли собой 23 отдельные раскопки, проводившиеся в разные периоды. 13 из них находятся в Индра Сабхе, 6 — в Джаганнатха Сабхе и покоятся на Чхота Кайласе. [76] Парейра использовал многочисленные источники, чтобы прийти к выводу, что джайнские пещеры в Эллоре, вероятно, возникли в конце 8 века. [78] строительные и раскопочные работы продолжались с X века по XIII век, прежде чем были остановлены с вторжением в регион Делийского султаната. [79] Об этом свидетельствуют вотивные надписи, датированные 1235 годом н. э., где даритель заявляет, что «превратил Чаранадри в священную тиртху » для джайнов, подарив раскопки знатным Джинам. [80]
Особо важными джайнскими святынями являются Чхота Кайлас (пещера 30, 4 раскопки), Индра Сабха (пещера 32, 13 раскопок) и Джаганнатх Сабха (пещера 33, 4 раскопки); [76] пещера 31 представляет собой недостроенный четырехколонный зал и святилище. [81] Пещера 34 — это небольшая пещера, в которую можно попасть через отверстие в левой части Пещеры 33. [82]
Джайнские пещеры содержат некоторые из самых ранних изображений Самавасараны среди религиозных резных фигурок. Самавасарана имеет особое значение для джайнов, поскольку это зал, где Тиртханкара проповедует после достижения Кевала Джнаны (освобождающего всеведения). [83] Еще одна интересная особенность, обнаруженная в этих пещерах, — это сочетание священных фигур джайнизма, в частности Паршванатхи и Бахубали , которые появляются 19 раз. [84] Другие значимые произведения искусства включают произведения божеств Сарасвати, Шри, Саудхармендры, Сарванубхути, Гомукхи, Амбики, Чакрешвари, Падмавати, Кшетрапалы и Ханумана. [85]
Чхота Кайлаша: Пещера 30
[ редактировать ]
Чхота Кайлаша, или маленькая Кайлаша, названа так из-за сходства резьбы с резными изображениями храма Кайлаши. Этот храм, вероятно, был построен в начале 9 века одновременно со строительством нижнего уровня Индра Сабхи, через несколько десятилетий после завершения строительства храма Кайлаша. [86] На нем изображены два рельефа танцующего Индры размером больше натуральной величины: один с восемью руками, другой с двенадцатью, оба украшены орнаментами и короной; Руки Индры изображены в различных мудрах, напоминающих танцующие произведения искусства Шивы, найденные в близлежащих индуистских пещерах. [87] Однако иконография имеет несколько отличий, которые указывают на то, что в этой пещере изображен танцующий Индра, а не танцующий Шива. На панелях Индры у входа также изображены другие божества, небожители, музыканты и танцоры. [88]
Историк искусства Лиза Оуэн подняла вопросы относительно того, были ли музыка и танец частью джайнизма 9-го века, учитывая, что джайнское богословие сосредоточено на медитативном аскетизме . Раджан, например, предположил, что пещера 30 мая изначально была индуистским памятником, который позже был преобразован в джайнский храм. Однако Оуэн предполагает, что наполненные празднованием произведения искусства в этом храме лучше понимать как часть доктрины Самавасараны в джайнизме. [88]
Совпадение джайнской и индуистской мифологий вызвало путаницу, поскольку в третьей книге индуистской Махабхараты описывается обитель Индры как обитель, наполненная множеством героев, куртизанок и ремесленников в райской обстановке. [89] Эти образы повторяются по всей пещере 30, подобно индуистским пещерам, создавая контекст храма. [89] Однако символика ближе к центру храма больше соответствует основным идеям джайнизма; большая распространенность медитирующих изображений и джинов - места, где джайнский преданный совершал свою ритуальную абхишеку (поклонение). [90]
Пещера 31
[ редактировать ]
Пещера 31, состоящая из четырех колонн, небольшого святилища и множества резных фигурок, не была завершена. Резные изображения Паршванатхи , охраняемого якшей Дхаранендрой с его семью капюшонами, и Гомматешвары были сделаны на левой и правой стенах зала соответственно, а внутри святилища находится идол Вардхаманы Махавира Свами. Идол сидит в позе падмасана на львином троне, а на средней панели трона видна чакра. Фигура якши Матанги на слоне находится на левой стороне святилища, а фигура якши Сиддхаики , сидящей в савьялалитасане на льве с ребенком на коленях, — справа. [91] [92]
Индра Сабха: Пещера 32
[ редактировать ]
Индра Сабха (Пещера 32), раскопанная в 9 веке, представляет собой двухэтажную пещеру с монолитным святилищем во дворе. Историки XIX века путали джайнских якшей с альтернативными изображениями Индры , которые были найдены в буддийских и индуистских произведениях искусства, в результате чего храму было присвоено неправильное название «Индра Сабха». [93] Индра является важным божеством во всех трех основных религиях, но имеет особое значение в джайнизме, поскольку он не только один из 64 божеств, которые правят небесами, но и, в частности, царь первых джайнских небес Саудхармакальпы и главный архитектор небесного зала собраний согласно Адипуране , священному тексту джайнов. [94]
Джайнский храм Индра Сабха имеет историческое значение, поскольку он содержит свидетельства в виде многослойных отложений и текстовых записей активного поклонения внутри джайнской общины. В частности, известно, что ритуалы проводились на верхнем уровне, где произведения искусства могли играть центральную роль. [95]
Как и во многих пещерах Эллоры, храм украшает многочисленная резьба, например, цветок лотоса на потолке. двора, находится изображение Амбики , якшини Неминатха На верхнем уровне святилища, раскопанном в задней части , сидящей на своем льве под манговым деревом, нагруженной фруктами. В центре святилища находится Сарватобхадра , где четыре Тиртханкары джайнизма – Ршибха (1-й), Неминатха (22-й), Паршванатха (23-й) и Махавира (24-й) выровнены по сторонам света, образуя место поклонения преданным. [96]
- Сложная резьба на входе в пещеру.
- Рисование
- Настенная живопись
- Богиня Сидайка
- Храмы Якши
Джаганнатха Сабха: Пещера 33.
[ редактировать ]
Джаганнатха Сабха (пещера 33) — вторая по величине джайнская пещера в Эллоре. Судя по надписям на колоннах, она датируется 9 веком. Это двухэтажная пещера с двенадцатью массивными колоннами и головами слонов, выступающими к крыльцу, высеченными из одной скалы. Зал имеет две тяжелые квадратные колонны спереди, четыре в средней части, а также внутренний квадратный главный зал с колоннами и рифлеными валами, все с замысловатой резьбой, капителями, выступами и кронштейнами. Внутри главных идолов находятся Паршванатха и Махавира, два последних тиртханкары в джайнизме. [97]
Пещера 34
[ редактировать ]
Некоторые надписи в пещере 34 или J26, по мнению историка Хосе Перейры , [76] [98] еще не расшифрованы, но, вероятно, были выполнены между 800 и 850 годами нашей эры. Считается, что другие надписи, например, Шри Нагавармы, датируются 9 или 10 веком. [99]
В этой пещере изображен большой сидящий Паршванатха Джина с четырьмя помощниками -чамарами , двое из которых держат мухобойки и, по-видимому, выходят из-за спины трона Джины. [100] большая пара якша -якси . Как и во многих других джайнских раскопках, в этой пещере недалеко от Джины также найдена [101] В задней части пещеры находится бородатая фигура с чашей, в которой находятся круглые жертвенные подношения, по форме напоминающие пинды (рисовые шарики) или ладду (сладкое мясо). Это позволяет предположить, что эта сцена может быть связана с джайнским религиозным поклонением, возможно, с церемонией шраддхи . [102] Паршванатха в пещере изображен в паре со стоящим Гомматешварой. [103] и сопровождается другими резными изображениями, изображающими музыкантов, играющих на различных инструментах, таких как валторны, барабаны, раковины, трубы и тарелки. [104] Особенно примечательной особенностью пещеры является гигантский открытый лотос, вырезанный на потолке и крыше, который встречается только в одном другом джайнском раскопке и в одной индуистской пещере 25 во всей Эллоре. Размещение лотоса в пещере, а не скульптуры, символизирует, что храм является божественным местом. [105]
Вырезанное в скале изображение Господа Паршванатха
[ редактировать ]
На холме к северо-востоку от главного комплекса пещер находится джайнский храм, содержащий вырезанное в скале изображение Господа Паршванатха периода Раштракута высотой 16 футов (4,9 м) с надписью, датированной 1234 годом нашей эры. Хорошо сохранившееся изображение окружено Дхараендра и Падмавати. В надписи это место упоминается как холм Чарана, священное место. [106] Он все еще находится в активном поклонении и поэтому не защищен ASI. Чтобы добраться до него, нужно преодолеть шестьсот ступенек. Им управляет джайнский гурукул из деревни. [107]
Посетители, осквернение и ущерб
[ редактировать ]За столетия после их завершения было написано несколько записей, указывающих на то, что эти пещеры регулярно посещались, особенно потому, что они находились в пределах видимости торгового пути; [108] например, известно, что Эллору часто посещали буддийские монахи в IX и X веках. [109] ошибочно называет его Житель Багдада X века Аль-Масуди «Аладра», местом расположения великого храма, местом индийского паломничества и местом с тысячами келий, где живут преданные; [110] В 1352 году нашей эры в записях Ала-уд-Дина Бахман Шаха упоминается, что он разбил лагерь на этом месте. Другие записи были написаны Фириштой , Тевено (1633–1667), Никколао Мануччи (1653–1708), Чарльзом Уорром Мале (1794) и Сили (1824). [111] Некоторые источники признают важность Эллоры, но делают неточные утверждения относительно ее строительства; например, в описании пещер венецианский путешественник Никколао Мануччи, чья история Великих Моголов была хорошо принята во Франции, писал, что пещеры Эллоры «... были выполнены древними китайцами», основываясь на его оценке качества изготовления и того, что он имел. было сказано. [112] Эллора была известным местом во времена Великих Моголов : император Аурангзеб устраивал здесь пикники со своей семьей, как и другие дворяне Великих Моголов. Мустейд Хан, придворный Аурангзеба, заявил, что люди посещали этот район в любое время года, но особенно во время сезона дождей. Он также говорил о «множестве изображений с реалистичными формами», вырезанных на всех потолках и стенах, но отмечал, что сами памятники находились в состоянии «запустения, несмотря на свой прочный фундамент». [113]
Лилачаритра , текст на маратхи , датируемый концом 13-го века нашей эры, является первым отчетом, в котором говорится, что активное использование Эллоры прекратилось в 13-м веке. [108] В протоколах исламского суда указано, что Деогири, столица династии Ядавов, расположенная примерно в 10 километрах от Эллоры, в этот период подвергалась постоянным нападениям и впоследствии перешла к Делийскому султанату в 1294 году нашей эры. [114] По словам Хосе Перейры, есть свидетельства того, что работа в джайнских пещерах в Эллоре процветала при Сингхане, который правил династией Ядава между ~ 1200 и 1247 годами нашей эры, и эти пещеры использовались джайнскими посетителями и верующими в 13 веке. Однако религиозная деятельность джайнов прекратилась после того, как в конце 13 века регион перешел под власть ислама. [115]
Буддийским, индуистским и джайнским памятникам в Эллоре нанесен значительный ущерб, особенно идолам, тогда как замысловатая резьба на колоннах и природные объекты на стенах остались нетронутыми. Осквернение идолов и изображений восходит к 15-17 векам, когда этот регион полуострова Декан подвергся иконоборчеству со стороны мусульманских армий. [116] По словам Джери Маландры, такое опустошение со стороны мусульман вызвано предполагаемым оскорблением, вызванным «графическими, антропоморфными изображениями индуистских и буддийских святынь». [110] Мусульманские историки периода Исламского Султаната упоминают Эллору в своих описаниях широко распространенного ущерба и фанатичного разрушения идолов и произведений искусства региона, при этом некоторые мусульмане той эпохи, как известно, выражали обеспокоенность по поводу бессмысленного ущерба и «выражали сожаление как нарушение красоты», по мнению Карла Эрнста. [117]
Надписи Эллоры
[ редактировать ]Несколько надписей в Эллоре [118] датируются VI веком и позже, самой известной из которых является надпись Раштракуты Дантидурги (ок. 753–757 гг. Н. Э.) на задней стене передней мандапы Пещеры 15, в которой говорится, что он возносил молитвы в этом храме. Джаганнатха Сабха, джайнская пещера 33, имеет три надписи с именами монахов и жертвователей, а в храме Паршванатха на холме есть надпись 1247 года н.э., в которой указано имя дарителя из Вардханапура. [119]
Храм Большой Кайласа (пещера 16) приписывают Кришне I (ок. 757–783 гг. Н. Э.), преемнику и дяде Дантидурги. Надпись на медной пластине, найденная в Бароде, Гуджарат, гласит, что Кришнараджа построил на холме в Элапуре (Эллоре) огромное здание: [120]
...на холме в Элапуре был построен храм чудесной структуры, увидев который, лучшие из бессмертных, передвигающихся на небесных колесницах, с изумлением говорили: «Этот храм Шивы существует сам по себе; вещи, созданной искусством, такой красоты не видать (...). Архитектор-строитель которой (...) сам вдруг поразился изумлению, сказав: «О, как это я это построил!»
- Медная надпись Каркараджи II, 812 г. н.э. [121]
Расписная резьба и картины
[ редактировать ]Резьба в Эллоре когда-то была обильно расписана. Скала была покрыта известковой штукатуркой, которую раскрасили. Местами сохранилась штукатурка и краска.
В популярной культуре
[ редактировать ]Знаменитый бенгальский режиссер (и автор) Сатьяджит Рэй написал в 1974 году криминальный триллер «Кайлашей Келенкари» с участием вымышленного детектива Фелуды . В романе Фелуда отправляется в пещеры Эллоры, чтобы раскрыть контрабандный рэкет, связанный с незаконной торговлей историческими артефактами из индийских храмов, включая самую большую пещеру в Эллоре, храм Кайласа . Сын Сатьяджита Сандип Рэй адаптировал роман в одноименный фильм в 2007 году. [ нужна ссылка ]
В искусстве и литературе
[ редактировать ]Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1832 год, содержит пластину с изображением «Группы скелетов в Рамедвуре, пещерах Эллоры, предположительно изображающей свадьбу Шивы и Парвати» работы Джорджа Каттермола , гравированную У. Келсоллом, сопровождаемую поэтической иллюстрацией Летиции Элизабет. Лэндон перефразировал перевод из « Шива-Пурауна» . [122] Это из пещеры 21.

См. также
[ редактировать ]- Пещеры Аджанты – буддийские пещерные памятники в Махараштре, Индия.
- Пещерные храмы Бадами - индуистские и джайнские пещерные храмы VI-VIII веков в Карнатаке, Индия.
- Пещеры Барабар - древние скальные пещеры в Индии с надписями Ашокана.
- Пещеры Элефанта - Коллекция пещерных храмов в Махараштре, Индия.
- Индийская скальная архитектура - создание сооружений, зданий и скульптур путем раскопок твердой породы.
- Список колоссальных скульптур на месте — большие скульптуры, вырезанные из материала, которые остаются на месте.
- Пещеры Питалхора – древние буддийские пещеры в Индии.
- Список высеченных в скалах храмов Индии
- Туризм в Индии
- Туризм в Маратваде
- Пещеры Удаягири - индуистские пещерные храмы начала V века в Мадхья-Прадеше.
Ссылки
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Паломничество в |
Святые места Будды |
---|
![]() |
- ^ «Аурангабад официально переименован в Чхатрапати Самбхаджинагар» . 23 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Оуэн 2012 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б «Пещеры Эллоры – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org. 6 марта 2008 года . Проверено 12 августа 2010 г. , Цитата: "Эти 34 монастыря и храма, простирающиеся более чем на 2 км, были вырыты бок о бок в стене высокой базальтовой скалы, недалеко от Аурангабада, в Махараштре. Эллора с ее непрерывной чередой памятников, датируемых н.э. С 600 по 1000 годы оживляет цивилизацию древней Индии. Комплекс Эллора не только является уникальным художественным произведением и технологическим достижением, но и с его святилищами, посвященными индуизму, он иллюстрирует дух толерантности, который был характерен для древней Индии».
- ^ Jump up to: а б с д и «Объекты всемирного наследия — пещеры Эллора, пещеры Эллора (1983 г.), Махараштра» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Лиза Оуэн (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . Брилл Академик. стр. 1–10. ISBN 978-9004206298 .
- ^ Jump up to: а б Норберт К. Брокман (2011). Энциклопедия священных мест, 2-е издание . АВС-КЛИО. стр. 155–156. ISBN 978-1-59884-655-3 .
- ^ Серия Time Life Lost Civilizations: Древняя Индия: Земля тайн (1994)
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 178 .
- ^ Jump up to: а б с д Пандит 2013 .
- ^ «Пещеры Эллоры» . Проверено 19 мая 2012 г.
- ^ Серия всемирного наследия Эллора, Археологическая служба Индии , Правительство Индии, стр. 6. ISBN 81-87780-43-6 . Отпечатано GoodEarth Publications, Eicher GoodEarth Limited @ Thomson Press, Нью-Дели.
- ^ Пиа Бранкаччо 2013 , с. 2.
- ^ «PrabhupadaBooks.com Оригинальные книги Шрилы Прабхупады» . prabhupadabooks.com . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ «Геология Эллоры» . Эллора.инд.ин. Архивировано из оригинала 9 декабря 2010 года.
- ^ Уолтер М. Спинк (1967). Аджанта — Эллоре . Публикации Марга. стр. 3–4, 35–40. OCLC 648366740 .
- ^ Jump up to: а б с Джери Хокфилд Маландра 1993 , стр. 5–7.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 109–110.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 7–9.
- ^ Джери Маландра (1996). «Мандала в Эллоре / Эллора в Мандале». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 19 (2): 193.
- ^ Хосе Перейра 1977 , стр. 21, 24.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 200–202.
- ^ «Вид вблизи на основание колонн на верхнем этаже джайнской пещеры XXXIII (Джаганатха Сабха), Эллора» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Оуэн 2012 , с. 7.
- ^ Уолтер М. Спинк 1967b .
- ^ Jump up to: а б Дхаваликар 2003 , с. 33
- ^ Jump up to: а б Уолтер М. Спинк, 1967а .
- ^ Оуэн 2012 , стр. 8–9.
- ^ Мадукар Кешав Дхаваликар (1983). Шедевры искусства Раштракута: Кайласа . Стосий. п. 3. ISBN 978-0865902336 .
- ^ Оуэн 2012 , стр. 28–35.
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 81–84.
- ^ Jump up to: а б Оуэн, 2012 г. , стр. 7–8.
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 83–84.
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 73–79, 84.
- ^ PR Шринивасан 2007 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Берксон 1992 , стр. 86–87, 134–135.
- ^ Jump up to: а б Берксон 1992 , с. 124.
- ^ Берксон 1992 , стр. 145–147.
- ^ Берксон 1992 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с «Раздел II: Периодический отчет о состоянии сохранности пещер Эллора, Индия, 2003 г.» (PDF) . ЮНЕСКО . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 331. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: а б с Чарльз Хайэм (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Информационная база. п. 105. ИСБН 978-1-4381-0996-1 .
- ^ Кристофер Таджелл (2015). Восток: буддисты, индуисты и сыны неба . Рутледж. стр. 114–117, деталь трехэтажного разреза см. на рис. 1.55а. ISBN 978-1-136-75384-8 .
- ^ Jump up to: а б Гетц, Х. (1952). «Кайласа Эллоры и хронология искусства Раштракута». Артибус Азия . 15 (1/2): 84–107. дои : 10.2307/3248615 . JSTOR 3248615 .
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 37–38.
- ^ Джон Страттон Хоули (1981), Сцены из детства Кришны в храме Кайласанатхи, Эллора , Архив азиатского искусства, University of Hawaii Press, Vol. 34 (1981), стр. 74–90.
- ^ Лиза Оуэн 2012 , с. 135.
- ^ Сарина Сингх; Джо Биндлосс; Джеймс Бейнбридж; Линдси Браун; Марк Эллиотт; Стюарт Батлер (2007). Индия . Футскрей, Виктория: Lonely Planet. п. 810 . ISBN 978-1-74104-308-2 .
- ^ Оуэн 2012 , стр. 135–136.
- ^ Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Рутледж. п. 120. ИСБН 978-0-415-32920-0 .
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 56.
- ^ Сьюзан Л. Хантингтон и Джон К. Хантингтон, 2014 , стр. 338.
- ^ МК Дхаваликар (1982), «Кайласа - стилистическое развитие и хронология» , Бюллетень Исследовательского института колледжа Декана , Vol. 41, стр. 33–45.
- ^ Берксон 1992 , с. 30.
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 131–134 . ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Оуэн 2012 , с. 135.
- ^ Джери Маландра (1996). «Мандала в Эллоре / Эллора в Мандале». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 19 (2): 192–194.
- ^ Кумарасвами, Ананда К. (1999). Введение в индийское искусство , Нью-Дели: Мунширам Манохарлал, ISBN 81-215-0389-2 , с. 5
- ^ Берксон 1992 , стр. 86–87, 231–232.
- ^ Берксон 1992 , стр. 231–232.
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , стр. 65–82.
- ^ Jump up to: а б с Дхаваликар 2003 , с. 12
- ^ Jump up to: а б с Оуэн 2012 , с. 8.
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 9–12, 33.
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 132 . ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Джеймс Берджесс 1880 , стр. 373–374.
- ^ Дэмиен Киоун и Чарльз С. Пребиш, 2013 , стр. 23.
- ^ Jump up to: а б Джери Хокфилд Маландра 1993 , с. 51.
- ^ Джеймс Берджесс 1880 , стр. 377–380.
- ^ Jump up to: а б Кристофер Таджелл (2015). Восток: буддисты, индуисты и сыны неба . Рутледж. стр. 78–82. ISBN 978-1-136-75384-8 .
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 20–3
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , стр. 53–60, 64–65.
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , стр. 61–62.
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 87
- ^ Джери Маландра (1996). «Мандала в Эллоре / Эллора в Мандале». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 19 (2): 192.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 2–3, 179–185.
- ^ Jump up to: а б с д Оуэн, 2012 г. , стр. 2–3.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 9–12, 81–103, 119–129.
- ^ Хосе Перейра 1977 , стр. 25–28, 48–49.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 13–14, 189–199.
- ^ Джери Маландра (1996). «Мандала в Эллоре / Эллора в Мандале». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 19 (2): 193–194 со сноской 33.
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 88
- ^ Дхаваликар 2003 , с. 96
- ^ Оуэн 2012 , стр. 15–16.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 6–7.
- ^ Хосе Перейра 1977 , с. 30.
- ^ Хосе Перейра 1977 , с. 28.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Оуэн, 2012 г. , стр. 28–32.
- ^ Jump up to: а б Оуэн, 2012 г. , стр. 32–35.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 168–169, 184–195.
- ^ «Пещеры Эллоры - Верул Эллора» (PDF) . Аурангабадский круг ASI . Археологическая служба Индии, Аурангабадский круг, Самбхаджи Нагар, Махараштра, правительство Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2022 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Джавид, Али (2008), Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии, Том 1 , Algora Publishing, Нью-Йорк, стр. 164, ISBN 978-0-87586-483-9
- ^ Оуэн 2012 , с. 2 со сноской 2.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 25–29.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 13.
- ^ Объекты всемирного наследия - Пещеры Эллора - Группа пещер Джайна. Архивировано 12 июля 2016 г. в Wayback Machine , Археологическое общество Индии (2011 г.), Правительство Индии.
- ^ [а] Джаганнатх Сабха: Фасад джайнской пещеры XXXIII (Джаганатха Сабха), Эллора. Архивировано 18 сентября 2021 года в Wayback Machine , Британская библиотека, фотография Генри Казенса (1875 г.); [б] Интерьер Джаганнатха Сабхи с колоннами: Эллора. Архивировано 10 октября 2022 года в Wayback Machine , Британская библиотека, анонимный эскиз (1825 г.).
- ^ Хосе Перейра 1977 , с. 90.
- ^ Хосе Перейра 1977 , стр. 25, 90.
- ^ Оуэн 2012 , с. 70.
- ^ Оуэн 2012 , с. 82 со сноской 2.
- ^ Оуэн 2012 , стр. 90–92, 143–144.
- ^ Оуэн 2012 , с. 167 со сноской 5.
- ^ Оуэн 2012 , с. 76.
- ^ Оуэн 2012 , с. 25.
- ^ Лиза Надин Оуэн, Помимо буддийской и брахманической деятельности: место джайнских раскопок в скалах в Эллоре, докторская диссертация 2006 г., Техасский университет в Остине, с. 255
- ^ Эллора Джайн Гурукул
- ^ Jump up to: а б Джери Хокфилд Маландра 1993 , с. 3.
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , с. 110: «Хотя художественно-исторические записи буддийской деятельности здесь [Эллоры] по существу заканчиваются в шестом веке, эпиграфические материалы документируют возобновление использования этого места в девятом и десятом веках».
- ^ Jump up to: а б Джери Хокфилд Маландра 1993 , стр. 1–4.
- ^ Объекты всемирного наследия - Пещеры Эллора, Археологическая служба Индии http://asi.nic.in/asi_monu_whs_ellora.asp
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , с. 4: «В следующем столетии влечение Эллоры к путешественникам не уменьшилось, равно как и понимание не возросло. Венецианец Никколао Мануччи, чья история Великих Моголов достигает Парижа в 1701 или 1702 году, приписывал раскопки китайцам (...) Как они сделаны так искусно и выглядят несколько по-китайски, что многие говорят, что их казнили древние китайцы».
- ^ Авраам Эрали (2007). Мир Великих Моголов: жизнь в последний золотой век Индии . Книги Пингвинов Индия. стр. 6–7 . ISBN 978-0143102625 .
- ^ Мэтью Беннетт (1998). Словарь Хатчинсона по древним и средневековым войнам . Рутледж. стр. 97–98. ISBN 978-1-57958-116-9 .
- ^ Хосе Перейра 1977 , стр. 24–25.
- ^ Труди Ринг; Ноэль Уотсон; Пол Шеллингер (2012). Азия и Океания: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 256. ИСБН 978-1-136-63979-1 . , Цитата: «Некоторые из них были осквернены ревностными мусульманами во время оккупации Махараштры в пятнадцатом, шестнадцатом и семнадцатом веках».
- ^ Карл Эрнст (2000). Дэвид Гилмартин; Брюс Б. Лоуренс (ред.). Помимо турок и индуистов: переосмысление религиозных идентичностей в исламизированной Южной Азии . Университетское издательство Флориды. стр. 106–110. ISBN 978-0-8130-3099-9 .
- ^ Хосе Перейра 1977 , с. 87.
- ^ За пределами буддийской и брахманической деятельности: место джайнских раскопок в скале в Эллоре, Лиза Надин Оуэн, докторская диссертация Техасского университета в Остине, май 2006 г., стр. 254–257
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , стр. 7–10.
- ^ Джери Хокфилд Маландра 1993 , с. 10.
- ^ Лэндон, Летиция Элизабет (1831). «поэтическая иллюстрация». Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1832 год . Фишер, Сын и Ко. Лэндон, Летиция Элизабет (1831). "картина". Альбом для вырезок из гостиной Фишера, 1832 год . Фишер, Сын и Ко.
Библиография
[ редактировать ]- Пиа Бранкаччо (2013). Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер Наука. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_9848-1 . ISBN 978-94-017-1416-7 .
- Джеймс Берджесс (1880). Пещерные храмы Индии . Издательство Кембриджского университета (перепечатано в 2013 г.). ISBN 978-1-108-05552-9 .
- Хосе Перейра (1977). Монолитный Джинас . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2397-6 .
- Дхаваликар, Мадукар Кешав (2003). Эллора . Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели. ISBN 0-19-565458-7 . ОСЛК 47901386 .
- Берксон, Кармель (1992). Эллора, Концепция и стиль . Публикации Абхинава. ISBN 0-19-565458-7 .
- Сьюзан Л. Хантингтон; Джон К. Хантингтон (2014). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3617-4 .
- Дэмиен Киоун; Чарльз С. Пребиш (2013). Энциклопедия буддизма . Рутледж. ISBN 978-1-136-98588-1 .
- Джери Хокфилд Маландра (1993). Развертывание мандалы: буддийские пещерные храмы в Эллоре . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1355-5 .
- Оуэн, Лиза (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . Брилл Академик. ISBN 978-9004206298 .
- Пандит, Сурадж (2013). Пещеры Эллора . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/обо/9780195393521-0118 .
- П.Р. Шринивасан (2007). Эллора . Археологическая служба Индии. ISBN 978-81-87780-43-4 . OCLC 420558130 .
- Уолтер М. Спинк (1967a). Аджанта — Эллоре . Публикации Марга. OCLC 648366740 .
- Уолтер М. Спинк (1967b). Самая ранняя фаза Эллоры . Американская академия. ОСЛК 54831981 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Пещеры Эллора в списке ЮНЕСКО
- Планировка, план этажа и описание каждой пещеры Эллоры , Дипанджаны и Арно Кляйна.
- Фотографии Эллоры , Getty Images
- Картины пещер как иллюстрации к
Зенана , стихотворение Летиции Элизабет Лэндон :
- Dus Awtar , Джордж Каттермоул , гравировка Уильяма Вулнота .
- Дер Варра , также Джорджа Каттермола , гравировка Уильяма Вулнота
- Раскопанный храм Кайласа работы Сэмюэля Праута , гравировка Э. Чаллиса.
- Затерянные древние города и поселки
- Индийская архитектурная история
- Храмы Шивы в Индии
- Индуистские храмы в Махараштре
- Места индуистского паломничества в Индии
- Буддийские места паломничества в Индии
- Буддийские монастыри в Индии
- Археологические памятники в Махараштре
- Пещеры Махараштры
- Объекты всемирного наследия в Махараштре
- Индийская скальная архитектура
- Буддийские пещеры в Индии
- Индуистские храмы VI века
- Индуистские храмы VII века
- Индуистские храмы VIII века
- Джайнские храмы VIII века
- Джайнская скальная архитектура
- Пещеры с пиктограммами в Индии
- Индуистские пещерные храмы в Индии
- Объекты всемирного наследия в Индии
- Джайнские пещеры в Индии