Ратнагири, Одиша
Ратнагири | |
---|---|
![]() Вход в монастырь 1, Ратнагири. | |
Религия | |
Принадлежность | буддизм |
Статус | Сохранился |
Расположение | |
Расположение | ![]() |
Состояние | Одиша |
Географические координаты | 20 ° 38'28 "N 86 ° 20'07" E / 20,6412 ° N 86,3353 ° E |
Ратнагири ( Одия : ରତ୍ନଗିରି, что означает «холм драгоценностей») — это место разрушенной Махавихары , когда-то главного буддийского монастыря в современной Одише , Индия. Он расположен на холме между реками Брахмани и Бирупа в районе Джаджпура . Он находится недалеко от других буддийских памятников в этом районе, в том числе Лалитагири и Удаягири , а также в 100 км (62 милях) от столицы штата Бхубанешвар и в 70 км от бывшей столицы штата Каттак . [1]
Буддийские памятники строились, начиная с 5 века н.э., последние работы проводились в 13 веке, а пиковый период работ приходился примерно на 7-10 века. Вероятно, после 16 века это место перестало использоваться и превратилось в руины. О них было мало известно до 1960-х годов, когда в результате крупных раскопок, проведенных Археологической службой Индии («ASI»), это место было обнаружено, в результате чего было создано большое количество очень прекрасных скульптур. Монастырь 1 был описан как «лучший из сохранившихся в Индии резных каменных украшений». [2] Часть из этого была вывезена в музеи в других местах, а многое осталось на месте. Недавно на этом месте был открыт музей, в котором хранится множество экспонатов. [3]
Основными элементами были впечатляющая ступа (Ступа 1), окруженная несколькими сотнями ступ поменьше разных размеров, три четырехугольных монастыря (Монастыри 1–3). Монастырь 1 - самый большой, с красивым резным дверным проемом, просторным открытым двором, кельями и верандой, выходящей во двор, с просторным храмом, в центре которого находится колоссальный Будда . [4]

Здания в основном построены из кирпича (большая часть которого сейчас удалена), но дверные проемы, колонны и скульптуры в основном выполнены из двух типов камня, которые привлекательно контрастируют. Это «сине-зеленый хлорит и местный хондалит , благородный гнейс со сливовым оттенком». [5] Большое количество каменных скульптур с несколькими (27) бронзовыми и латунными фигурами, [6] раскопки на этом месте в основном выполнены в стиле «Постгупта», причем более ранние из них продолжают классический стиль искусства Гупта . В основном это изображения Будды и буддийского пантеона, и анализ тенденций в сюжетах с течением времени позволяет предположить, что Ратнагири превратился в центр тантрического буддизма , как и Наланда в Бихаре . В частности, было найдено более двух десятков колоссальных голов Будды. [7]
Останки
[ редактировать ]
Монастыри
[ редактировать ]Монастырь 1
[ редактировать ]Монастырь 1 — самый крупный из трех монастырей, его общая площадь составляет 55 квадратных метров, включая 21 квадратный метр мощеного центрального двора. В нем было как минимум два этажа, но все, что выше первого этажа, сейчас рухнуло. На первом этаже сохранились 24 кельи, относительно большие и, вероятно, занятые более чем одним монахом. Один использовался как монастырская сокровищница. В них нет окон, имеются деревянные двери и, вероятно, замки. Через двор от входа с двумя ярусами крыльца находится главная святыня, чей искусно вылепленный фасад теперь изолирован во дворе. Главное изображение святилища представляет собой колоссального сидящего Будду высотой 12 футов (3,7 м), включая основание, в окружении меньших стоящих фигур Падмапани и Ваджрапани, держащих чамары . Они выполнены из хлорита, на нескольких горизонтальных секциях вырезан Будда. [8]
Монастырь 1 строился как минимум в два основных этапа: первый датируется концом 8 века, [9] а второй — XI или начала XII века; [10] В качестве второй фазы Дональдсон предпочитает начало 10 века. [11] Стиль скульптуры между ними значительно различается, и ученые обычно считают, что более поздние работы представляют собой снижение «как моральных, так и художественных стандартов», поскольку более поздние работы включают в себя некоторые эротические сцены. [12]
Главный вход в монастырь осуществляется через искусно вырезанный хлоритовый дверной проем, расположенный позади главной внешней стены, которая была облицована камнем на более позднем этапе, чем первоначальная постройка. Раму Митра назвал «самым красивым входом в строительный монастырь во всей Индии». [13] Он состоит из трех основных зон, самая внутренняя — «замысловатый лиственный узор арабески » с тонким стеблем виноградной лозы, вьющимся по ней. [14] Далее идет зона со стилизованными лепестками лотоса, обычно встречающимися на изогнутых поверхностях и «совершенно уникальными» в виде сплющенного узора. [15] Внешние боковые элементы меняют цвет с зеленого хлорита на красный камень в середине композиции большого растительного свитка, населенного играющими путти ( гелабаи ), причем некоторые тела наполовину находятся в одном камне, а наполовину в другом. Поперек верхней перемычки находился рельеф в виде фигур видьядхаров , от которых остались только ступни. [16] В центре через две зоны проходит вставная фигура-хранительница Гаджа-Лакшми , заимствованная из индуистского пантеона. Внизу по бокам расположены две панели, на каждой из которых изображены четыре богато, но легко одетых мирянина, одна из которых держит зонтик. Это «дверные стражи», а самые внутренние фигуры — крупные мужчины, опирающиеся на дубинки; однако общее впечатление от групп вряд ли можно назвать устрашающим. [17]

Вокруг входа было несколько больших рельефных панелей со стоящими фигурами, некоторые из которых сейчас убраны в другие места. На внешней стене осталась только женская фигура (на рисунке), держащая цветущую ветвь и совершающая варадамудру правой правой рукой . Возможно, она речная богиня или Маричи . [18] В нише внутри крыльца находится изображение речной богини Ямуны в «сестринском товариществе» с двумя меньшими спутниками (показано ниже). была соответствующая панель Ганги Вероятно, на другой стороне , но сейчас она отсутствует; эта пара - очень распространенные фигуры на пороге буддийских и индуистских заведений. [19] Другими распространенными фигурами в монастырях являются пары Панчика ( индуист Кубера ) и его супруги Харити , представляющие материальное и духовное богатство на более чем одном уровне. [20] Стиль этих фигур демонстрирует, что они были созданы в тот же период, что и скульптура в индуистском храме Байтала Деула в Бхубанешваре , и было высказано предположение, что некоторые отдельные скульпторы работали на обоих объектах, «отсутствие сектантской специализации» у строителей и резчики в Индии очень распространены. [21]

Во дворе монастыря была большая веранда , которая сейчас практически исчезла, вероятно, придавая эффект и полезность, аналогичные монастырям европейских христианских монастырей. Одна часть с центральным дверным проемом, окруженным с обеих сторон тремя нишами, была исключительно сложной и была реконструирована ASI, заменив недостающие элементы каменными блоками соответствующей формы, но не украшенными. Это было более позднее дополнение, названное Райхле «третьим фасадом заднего храма». Резьба включает в себя множество небольших фигурок, которые сейчас трудно идентифицировать. Сейчас он стоит одиноко во дворе, не совсем на своем первоначальном месте. [22]
Монастыри 2 и 3
[ редактировать ]Монастырь 2, следующий за монастырем 1, но гораздо меньший по размерам, имеет центральный мощеный двор, окруженный верандой с колоннами, вокруг которой расположены восемнадцать келий, центральное святилище с изображением Шакьямуни в Варада-мудре в окружении Брахмы и Шакры, а также тщательно украшенные входные портики. Там была только одна история. [23]
Возможно, он был построен первым, поскольку Митра датирует первое строительство примерно 5-м веком (в отличие от 8-го века для Монастыря 1), а дополнительные постройки датируются 7-м и 11-м веками. [24]
Монастырь 3 находится на небольшом холме к северо-западу и снова намного меньше, всего с тремя кельями в ряд и портиком. [25]
- Вход в монастырь 1
- Рельефная панель Ваджрапани у входа. [27]
- Левый верхний угол свитка вокруг входа; нижний мальчик показывает зрителю свою попу
- Колоссальная голова Будды в монастыре 1.
- «Третий фасад заднего храма», более поздняя пристройка к Монастырю 1. [28]
- Сторона «третьего фасада» с эротической сценой (без стрижки) и реставрационными деталями простой формы.
- Статуя льва перед монастырем 2.
- Монастырь 2 (справа) от Монастыря 1, главная ступа вдалеке.
Ступы и храмы
[ редактировать ]Главная ступа датируется 9 веком и, вероятно, была построена на месте более ранней ступы эпохи Гупта . Он находится на самой высокой точке территории и имеет квадратное основание, 47 футов (14 м) метров с каждой стороны. Сейчас высота ступы составляет 17 футов (5,2 м), но изначально она была намного выше (в неизвестной степени). Между постаментом и внешней стеной был проход для ритуальной прадакшины или обхода; [29] это было более позднее дополнение. [30] Выдающиеся, хорошо сохранившиеся статуи бодхисаттв Ваджрапани и Падмапани можно найти в нишах портика .
Ступа окружена большим количеством ступ гораздо меньших размеров, высотой около четырех и более метров, но большое количество ступ менее метра. На большинстве меньших из них изображена фигура сидящего божества в нише с одной стороны, а многие украшены лепестками лотоса и кисточками из бисера вокруг стержня. [31] Чаще всего они вырезаны из цельного куска камня. Некоторые из них есть во многих индийских буддийских памятниках, но в Ратнагири их всего более 700, что является исключительно большим числом, и они представляют собой исключительный диапазон божеств, из которых идентифицировано 22. Около 535 из них находятся к юго-западу от главной ступы. [32]
Большинство из них датируются IX-XIII веками и, очевидно, были построены на этом месте или очень близко к нему; Были найдены некоторые незаконченные примеры, в том числе те, в которых место для фигуры оставлено пустым, и которые необходимо закончить, когда заказчик выберет божество. Считается, что они служили памятниками и реликвариями умершим монахам, а также жертвоприношениями паломников. [33]
Всего было найдено 1386 глиняных печатей, на большинстве из которых изображена легенда Шри Ратнагири Махавихария Арьябикшу Сангхасья , [34] что помогло определить название монастыря Ратнагири.
Один храм был преобразован для индуистского использования как храм Дхармы Махакалы; она была построена на месте более ранней ступы, была перенесена в сторону и заново возведена ASI. Он содержит буддийскую стоящую рельефную фигуру Манджушри . [35] Более поздние части датируются 11 веком. [36]
- Ряды небольших ступ
- Маленькая вотивная ступа
- Основания малых ступ и храмов
- Ступа среднего размера в хорошем состоянии
История
[ редактировать ]
Ратнагири, вероятно, был основан не позднее правления царя Гуптов Нарасимхи Баладитьи в первой половине шестого века и процветал до двенадцатого века. Основное строительство сохранившейся части Монастыря 1 находилось под властью (в основном) буддийской династии Бхаума-Кара , столица которой находилась неподалеку в Джаджпуре , хотя ни одна надпись не свидетельствует о покровительстве династии Ратнагири. [38]
Тибетская история, Паг Сам Джон Занг , идентифицирует Ратнагири как важный центр в развитии Калачакратантры в 10 веке, и это утверждение подтверждается открытием ряда вотивных ступ , мемориальных досок и других артефактов с изображениями Калачакры . [39] Считалось, что рядом с Лалитгири и Удайгири находится Пушпагири Вихара, упомянутая китайским паломником VII века Хиуэн Цангом , но это было поставлено под сомнение открытием в 1990-х годах ранее неизвестного места в районе холма Лангуди. , которым может быть Пушпагири. [40]
Сотни небольших вотивных ступ в Ратнагири позволяют предположить, что это было важное место для паломничества и, весьма вероятно, было связано с важными торговыми сетями древней Калинга , простиравшимися до Юго-Восточной Азии . [41]
Северо-Восточная Индия, Бенгалия и Одиша, была последним оплотом буддизма в Индии, хотя и сильно ослабленная мусульманскими вторжениями XII века, которые полностью разрушили величайший центр региона в Наланде . К концу 13 века Ратнагири пришел в упадок, и новые работы прекратились. Считается, что буддийское заведение в Ратнагири, уже не находящееся в богатом состоянии, существовало примерно до 16 века. [42] во время которого произошло «скромное возрождение структурной деятельности», включая восстановление главной ступы. [43]
В отличие, например, от пещер Аджанты , которые были полностью забыты на протяжении веков (за исключением местных жителей), о руинах Ратнагири было известно и они кратко обсуждаются в правительственных отчетах, начиная с конца XIX века, с «краткими статьями ученых». «Начиная с 1920-х годов. [44] Однако Дебала Митра отмечает, что, когда в 1958 году начались основные раскопки ASI, местные жители потеряли всякую память об этом месте как о религиозном основании и считали, что курганы были дворцом «мифического короля», называя их «царственными». курган» (« Ранипухури »). [45]
проводила на этом месте крупномасштабные раскопки В период с 1958 по 1961 год ASI , в результате которых была обнаружена большая часть того, что известно сегодня. Отчет об этих раскопках был опубликован АСИ (Митра, 1981 и 1983). За этот двадцатилетний промежуток были опубликованы диссертация и статья. [46] В 1997–2004 годах проводилась еще одна кампания ASI, направленная на перемещение храма, построенного над ступой. Большое количество сохранившихся скульптур анализировалось в ряде публикаций. [47]
Религиозное развитие
[ редактировать ]
Идентификация и иконография фигур в скульптуре Ратнагири были предметом тщательного анализа, хотя многое остается неясным. Исключительно большое количество и разнообразие фигур, представленных, прежде всего на небольших ступах, делают Ратнагири выдающимся индийским местом для изучения буддийских изображений. [49] Была обнаружена эволюция преобладающей религиозной мысли, отраженная в выборе изображений и их связи с более широким кругом буддийских текстов, несмотря на очень мало свидетельств того, какие тексты или практики использовались или даже были известны в самом Ратнагири. [50] Религиозная принадлежность монастыря, вероятно, менялась на протяжении его долгой истории, и, похоже, часто в одном монастыре сосуществовали разные буддийские традиции. [51]
«Подавляющее большинство» скульптур можно разделить на две фазы: первая относится к 8–9 векам, в которой преобладают образы, описанные Дональдсоном как Махаяна , за которой следует вторая фаза 10 и 11 веков, в основном с Ваджраяны. выбором предметов и образов. Однако некоторые другие ученые подвергают сомнению эти описания, видя доказательства существования тантризма и на более раннем этапе. Вопрос вращается вокруг выбора божеств, а также формы, аспекта или просто позы и иконографии, в которой они изображаются. [52]
На сайте представлены статуи Тары , Авалокитешвары , Манджушри , Апараджиты , Харити и ряда других бодхисаттв . Ратнагири примечателен большей долей женских фигур, чем другие группы буддийской скульптуры, что связано с растущим интересом к эзотерическим формам буддизма, хотя авторы расходятся во мнениях относительно того, какие традиции были задействованы. [53]
Помимо упомянутых выше глиняных печатей, на этом месте были найдены только три сколько-нибудь значимые надписи, все это выдержки из буддийских текстов, в двух случаях посвященные вознаграждениям, получаемым теми, кто воздвигает ступы. Один высечен на каменных плитах, другой написан на терракотовых досках перед обжигом, а третий выгравирован на обратной стороне скульптуры. [54]
Растущее число изображений « гневных божеств », то есть свирепых «аспектов» просветленных будд , бодхисаттв или дэвов (божественных существ), можно рассматривать как свидетельство поворота к эзотерическому буддизму. Примеры включают Херуку . [55] Две небольшие сцены, которые сейчас трудно интерпретировать, похоже, демонстрируют эротическую активность в сочетании со стрижкой волос. [56] Они очень редки и могут относиться к практике, описанной в некоторых индуистских тантрических текстах, но не известных буддийских, подношения спермы и подстриженных волос божеству ( особенно Кали ). Они находятся на втором и третьем фасадах главного храма. [57]
Музеи
[ редактировать ]Музей Ратнагири занимает специально построенное современное здание. Он имеет три этажа и четыре галереи, на которых выставлено множество объектов, найденных на территории. В трех галереях представлены преимущественно каменные скульптуры, а в четвертой – скульптуры из бронзы и слоновой кости, терракоты, глиняные печати, медные пластины с надписями и другие находки. [58]
Другие скульптуры «разбросаны по местным деревням», а некоторые находятся в музеях, в том числе в Музее Патны , Индийском музее в Калькутте , Национальном музее в Нью-Дели и Государственном музее Одиши в Бхубанешваре. Единственное хранилище за пределами Индии, упомянутое Дональдсоном, — это фигурка из Бруклинского музея в Нью-Йорке. [59]
Алмазный треугольник
[ редактировать ]Вместе с аналогичными близлежащими монастырскими памятниками Лалитгири и Удаягири он является частью так называемого «Алмазного треугольника» стоянок «Ратнагири-Удаягири-Лалитгири». [60] Раньше считалось, что один или все из них были Пушпагири Вихарой, известной из древних записей. [61] но теперь оно убедительно находится в другом месте. По прямой линии Ратнагири и Удайгири находятся на расстоянии около 11 км друг от друга и примерно в 7 км от Лалитгири. Участок, ныне известный как Пуспагири, находится примерно в 18 км от Удайгири, ближайшего к нему из объектов «треугольника».
- Колоссальная голова Будды в музее Ратнагири.
- Тара в музее Патны
- Сидящий Будда, 11 век, в музее Ратнагири.
- Коронованный Будда, зовущий Землю , 11 век, в музее Патны.
- Ваджрапани Рельефная панель
- Деталь последней
- Рельефная панель
- Сидящая Тара , второстепенная фигура со следующего фото (слева внизу)
- Статуи на крыльце, Авалокитешвара в центре. [62]
Примечания
[ редактировать ]- ^ НО
- ^ Харл, 163
- ^ АСИ; Харл, 163–164 гг.
- ^ АСИ; Харл, 163–164 гг.
- ^ Харл, 163
- ^ Дональдсон, 59 лет, включая его инжир. 172, 277, 391
- ^ АСИ; Райхле повсюду; Дональдсон, 58 лет
- ^ АСИ; Харли, 163 года; Райхле, 218–219, 227.
- ^ Дональдсон, 369–370; Райхле, 214
- ^ Райхле, 214
- ^ Дональдсон, 57, 370–371.
- ^ Райхле, 214
- ^ Цитируется Дональдсоном, 372.
- ^ Райхле, 223; Мичелл (1990), 255
- ^ Дональдсон, 372
- ^ Райхле, 223; Мичелл (1990), 255
- ^ Дональдсон, 372–373; Райхле, 224
- ^ Райхле, 219–223, рис 9:9, 219.
- ^ Райхле, 225
- ^ Райхле, 226; Дональдсон, 330
- ^ Харл, 163
- ^ Райхле, рис. 9:26, 231–234; Дональдсон, 57–58
- ^ грудное молоко; Мичелл (1990), 255
- ^ Дональдсон, 57 лет.
- ^ Мичелл (1990), 255
- ^ по Дональдсону, рис. 355; Райхле, рис. 9:9, 219, она менее уверена в идентификации.
- ^ Райхле, рис 9:10
- ^ Райхле, рис. 9:26, 231-234.
- ^ НО
- ^ Мичелл (1990), 255
- ^ Джа
- ^ Дональдсон, 58 лет.
- ^ Дональдсон, 58 лет.
- ^ Джа
- ^ грудное молоко; Мичелл (1990), 255
- ^ Дональдсон, 58 лет.
- ^ Райхле, рис. 9:17.
- ^ Райхле, 217
- ^ Также см. [1] .
- ^ «ASI надеется на наследие холмов: на территории Ориссы начнутся работы по сохранению» . Телеграф . 29 января 2007 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г.
- ^ Райхле, 212–213.
- ^ Райхле, 212–213.
- ^ Дональдсон, 57 лет.
- ^ Райхле, 213
- ^ Дональдсон, 57 лет.
- ^ Райхле, 213–214.
- ^ Reichle, 214 и passim кратко рассматривают некоторые из них. Дональдсон — одно из таких изданий.
- ^ Райхле, рис. 9:18.
- ^ Дональдсон, 57–59.
- ^ Райхле, 216
- ^ Райхле, 217
- ^ Дональдсон, 58 лет; Райхле, 214, 217-218.
- ^ Райхле, 217–218.
- ^ Дональдсон, 59 лет.
- ^ Райхле, 217–218.
- ^ Райхле, 231
- ^ Райхле, 231
- ^ Страница ASI в музее
- ^ Дональдсон, 59 лет, и его инжир. 212 (Калькутта); 273, 284, 292 (Патна); 274 (Дели); 286 (Бруклин)
- ^ Кумар, Арджун (22 марта 2012 г.). «Звуки тишины на буддийских объектах в Одише, Ратнагири-Удаягири-Лалитгири» . Экономические времена .
- ^ Хойберг, Дейл; Рамчандани, Инду (2000). Студенческая Британика Индия , 175–176, Популярный Пракашан. ISBN 9780852297605
- ^ Райхле, рис 9:9
- ^ Мичелл (1990), 255; Дональдсон, рис. 165
Ссылки
[ редактировать ]Паломничество в |
Святые места Будды |
---|
![]() |
- «ASI»: «Раскопки буддийского места Ратнагири» , веб-сайт ASI , по состоянию на 5 ноября 2019 г.
- Дональдсон, Томас Юджин, Иконография буддийской скульптуры Одиши , 2001, Abhinav Publications, ISBN 81-7017-375-2 , Том 1 — это текст с указанием ссылок на страницы, а 2 — таблички с номерами рисунков.
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Джа, Амит, «Покровительство и власть: буддийские монастыри в раннесредневековой Индии» , «Обучение Южной Азии» , том II, № 1, весна 2003 г.
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
- Райхле, Наташа, «Образы, ритуалы и идеология: изучение Махавирары в Ратнагири» , в книге «Эзотерический буддизм в средневековой морской Азии: сети мастеров, тексты, иконы» , изд. Андреа Акри, 2016, Институт ISEAS-Юсофа Исхака, ISBN 9814695084 , 9789814695084
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Митра, Дебала (1981 и 1983) Ратнагири (1958–61) , Том. Я (1981) и Том. II (1983), опубликовано как SI. № 80 [ «Мемуаров археологической службы Индии» АСИ 2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Буддийские достопримечательности в Одише
- Буддийские монастыри в Индии
- Буддийские места паломничества в Индии
- Древние университеты Индийского субконтинента
- Буддийские университеты и колледжи
- Здания и сооружения в районе Джаджпура
- Несуществующие буддийские монастыри
- Бывшие буддийские храмы
- Бывшие населенные пункты Индии
- Руины в Индии
- Ступы в Индии
- Буддийские храмы VI века
- Заведения VI века в Индии
- Археологические памятники в Одише
- Индийская буддийская скульптура