Династия Сомавамши
Династия Сомавамши | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 9 век н.э. – ок. 12 век н.э. | |||||||||||||||
Капитал | Яятинагара (современная Бинка ); Абхинава-Яятинагара (современный Джаджпур ) | ||||||||||||||
Официальные языки | санскрит | ||||||||||||||
Религия | индуизм Джайнизм | ||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||
Историческая эпоха | Классическая Индия | ||||||||||||||
• Учредил | в. 9 век н.э. | ||||||||||||||
• Упразднено | в. 12 век н.э. | ||||||||||||||
|
Династия Сомавамши IAST ( ( IAST : Somavaṃśī , «Лунная династия») или Кешари : Keśarī) правила частями современной Одиши в восточной Индии между 9 и 12 веками. Их столицами были Яятинагара (современная Бинка ) и Абхинава-Яятинагара (современный Джаджпур ).
Сомавамши, возможно, были родственниками Пандувамши , которые правили регионом Дакшина Косала в центральной Индии. Вероятно, они были изгнаны из этого региона калачурисами , после чего завоевали области Калинга и Уткала на территории современной Одиши, вытеснив Бхаума-Карасов .
Сомавамши представили в Одише новый стиль искусства и архитектуры, и их правление привело к заметному переходу от буддизма к индуизму в регионе. Правление Сомавамши закончилось в начале 12 века, когда Восточной Ганги правитель Анантаварман Чодаганга захватил их территории.
Источник
[ редактировать ]Сомавамши, возможно, были родственниками Пандувамши из Дакшина Косала , чье правление в регионе Дакшина Косала, похоже, пришло в упадок в 8 веке. Обе династии претендовали на лунное происхождение ; ранние цари Пандувамши также заявляли о своем происхождении от легендарных Пандавов, в отличие от Сомавамши, но с более поздними королями Пандувамши дело обстояло иначе. Более поздние Пандувамши, как и Сомавамши, приняли имена, оканчивающиеся на -гупта . [3] Цари Пандувамши Тиварадева и Баларджуна носили царственные титулы «Маха-Шива» и «Маха-шива-гупта» соответственно; несколько правителей Сомавамши носили царственное имя «Маха-шива-гупта». [4] В то время как надписи на медных пластинах Пандувамши нанесены буквами с квадратными головками, все каменные надписи, начиная с правления Баларджуны, начертаны шрифтом Нагари , который также является шрифтом надписей Сомавамши. [5] Ранние цари Сомавамши правили в западной Одише, которая когда-то составляла восточную часть Дакшина Косала. [3] а надпись Чаудвара самого раннего известного короля Сомавамши Махашивагупты I (псевдоним Джанамеджайя) описывает его как Косалендру («господин Косалы»). [6] В нескольких надписях Сомавамши упоминаются гранты жителям Косалы, гранты деревень, расположенных в Косале, а также назначение офицеров, специфичных для Косалы. [7]
Все эти сходства указывают на то, что сомавамши были родственниками пандувамши, но этого нельзя сказать с уверенностью. [8] Согласно одной теории, Пандувамши были изгнаны из Косалы Калачури и мигрировали на восток. Там они основали свою столицу в Винитапуре (современная Бинка ) на берегу реки Маханади . Правителей, территория которых была ограничена территорией вокруг Винитапуры, называют «ранними» сомавамши, в отличие от «более поздних» сомавамши, которые правили большей частью Одиши. [9]
Политическая история
[ редактировать ]Джанмеджая I
[ редактировать ]Джанмеджая I (ок. 882–922), вероятно, контролировал часть прибрежной Одиши и, по-видимому, совершил вторжение в соседнее королевство Бхаума-Кара через свою дочь, которая вышла замуж за царя Бхаума-Кара Шубхакара IV. После Шубхакара IV королевством правил его брат Шивакара III. Впоследствии дочь Джанмеджаи взошла на трон Бхаума-Кара как Трибхувана-Деви II около 894 года (по мнению большинства историков, при поддержке своего отца). [9]
Надпись в храме Брахмешвары гласит, что король страны Одра (копьем) Джанмеджаи был убит кунтой в битве. Историк Кришна Чандра Паниграхи идентифицировал этого короля Одры как Шивакару III и предположил, что Джанмеджая поместил свою дочь на трон Бхаума-Кара после его убийства. Однако другие историки не согласны с этой теорией, заявляя, что под Одрой в данном контексте подразумевается не вся современная Одиша, а лишь небольшая вишая (район), сосредоточенная вокруг современного округа Дхенканал . Согласно этой теории, король Одры, упомянутый в надписи, вероятно, был вассалом мятежника Бханджи. [10]
За время своего долгого 34-летнего правления Джанмеджая выдал ряд грантов (записанных в виде надписей на медных пластинах) в различных «лагерях победителей». Это говорит о том, что Джанмеджая укрепил власть Сомавамши в западной Одише, перемещаясь с места на место. В течение своего 31-го года правления он выдал три гранта из Катаки, которая была идентифицирована как Чаудвар недалеко от современного Каттака. Это говорит о том, что к концу его правления его влияние распространилось на восточную Одишу. [10]
Яяти I
[ редактировать ]Яяти I (ок. 922–955), сын Джанмеджаи I, получил большое количество деревенских грантов в районе Дакшина Косала, который был традиционным оплотом его семьи. Эти гранты зафиксированы в надписях, сделанных в Яятинагаре, который, вероятно, был тем же, что и бывшая столица Сомавамши Винитапура, и который Яяти, возможно, переименовал в свое имя. [10] Позже столица была перенесена в столицу Бхаума-Кара Гухешварапатаку (современный Джаджпур ), которая была переименована в Абхинава-Яятинагара («новый город Яяти»). [11]
Неясно, когда Сомавамши получили контроль над большей частью Одиши, но, возможно, это произошло ко времени Яяти I. Яяти I, похоже, продолжил экспансионистскую политику своего отца, еще больше консолидируя королевство. Это видно из его надписей, в которых записаны гранты деревень, которые раньше не входили в состав территории Сомавамши. Например, Чандаграма (современный Чанган к юго-востоку от Каттака) раньше был частью территории Бхаума-Кара, а Гандатапати (современный Гандхаради ) располагался на территории Бханджи. [10]
До завоевания Одиши Сомавамши изображение Джаганнатхи было удалено из Пури во время вторжения Раштракуты ок. 800. Яяти I приписывают строительство нового храма в Пури и повторную установку там изображения Пурушоттамы (Джаганнатхи). Его правление знаменует собой начало стиля храмовой архитектуры Сомавамши, который отличается формой, орнаментом и иконографией, ранее не встречавшимися в Одише. Этот новый стиль, вероятно, можно объяснить центральноиндийским происхождением династии. [12]
Иностранные вторжения
[ редактировать ]Мало что известно о преемниках Яяти I Бхимаратхе, Дхармаратхе и Нахуше. Дхармаратха, похоже, умер, не оставив наследника, и Нахуша, вероятно, был его братом. Ко времени Дхармаратхи Сомавамши взяли под свой контроль бывшие территории Бхаума-Кара, хотя неизвестно, как именно это произошло. Сомавамши потеряли эти территории вскоре после его смерти. [12]
В этот период королевство Сомавамши подверглось нескольким иностранным вторжениям, самым заметным из которых было вторжение Чола в их столицу Яятинагара в 1021 году. Есть некоторые свидетельства того, что и Калачури Парамары Малва Трипури также вторглись в королевство Сомавамши. [12]
Возрождение
[ редактировать ]Нахуше наследовал его младший двоюродный брат Яяти II, он же Чандихара, который был потомком Джанмеджаи I по линии Вичитравирья (дедушка) и Абхиманью (отец). Надпись в храме Брахмешвары предполагает, что Яяти II восстановил порядок в королевстве после того, как министры назначили его королем. Он восстановил контроль Сомавамши над Косалой и Уткалой, который был потерян из-за конкурирующих вождей. Одна из его надписей описывает его как господина Калинга, Косалы и Уткалы. Записи Сомавамши также приписывают ему завоевание отдаленных регионов, таких как Гурджарадеса и Лата , но эти утверждения кажутся поэтической гиперболой и не подтверждаются историческими свидетельствами. [12]
На смену Яяти II пришел его сын Уддйотакешари, правление которого было относительно мирным. Уддйотакешари отстаивал дело брахманизма и восстановил ряд храмов и прудов. На 18-м году его правления его мать Колавати Деви посвятила храм Брахмешвары (Брахмешвары) в современном Бхубанешваре . [12] Строительство храма Лингараджа , вероятно, началось во второй половине его правления и завершилось во время правления его преемника Джанмеджая II. [13] покровительствовал джайнам Удаягири Уддйотакешари также . [12]
Окончательное снижение
[ редактировать ]После Уддьётакешари королевство Сомавамши постепенно пришло в упадок. Калачури из Ратнапуры завоевали некоторые западные части Сомавамши и достигли своего расцвета примерно в этот период. Династия уступила свои территории Нагам на северо-западе и Гангам на юге. Королевство последнего правителя Сомавамши Карнадевы ограничивалось прибрежной полосой между современными районами Баласор и Пури . К 1114 году царь Сомавамши пал перед царем Ганги Анантаварманом Чодагангой . [13]
Список правителей
[ редактировать ]Историк Кришна Чандра Паниграхи приводит следующую хронологию более поздних Сомавамши: [14]
Sr.nu. | Титульное имя ( IAST ) | Царственное имя (IAST) | Царствование (в CE) |
---|---|---|---|
1. | Джанмеджая I | Махабхавагупта I | в. 882–922 |
2. | Яяти I | Махашивагупта I | в. 922–955 |
3. | Бхимаратха | Махабхавагупта II | в. 955–980 |
4. | Дхармаратха | Махашивагупта II | в. 980–1005 |
5. | Нахуша (Нахуша) | Махабхавагупта III | в. 1005–1021 гг. |
6. | Яяти II | Чандихара (Чандихара) Махашивагупта III | в. 1021–1040 гг. |
7. | Уддйотакешари (Уддйотакешари) | Махабхавагупта IV | в. 1040–1065 гг. |
8. | Джанмеджая II | Махашивагупта IV | в. 1065–1085 гг. |
9. | Пуранджая | Махабхавагупта V | в. 1085–1110 гг. |
10. | Карнадева | Махашивагупта V | в. 11:00–11:10 |
Религия
[ редактировать ]Цари Сомавамши были шиваитами , о чем свидетельствуют их надписи. [13] Школы шиваизма Пашупата и Маттамаюра , похоже, были популярны в свое время. [15]
Постепенный переход от буддизма к брахманизму (предшественнику современного индуизма) начался в предшествующий период Бхаума-Кара , и это развитие ускорилось во время правления Сомавамши. [16] Традиционные рассказы об Одише приписывают Сомавамши большой вклад в распространение индуизма . [13]
Согласно традиционным рассказам, цари Сомавамши были великими строителями храмов, но письменных свидетельств, подтверждающих это мнение, мало. Легендарная хроника Мадала Панджи приписывает Яяти Кешари строительство большинства храмов в Бхубанешваре . [13] Судя по всему, в тексте правители Сомаванши Яяти I и Яяти II объединились в «Яяти Кешари». [17] Множество храмов, в том числе храм Муктешвара и храм Раджарани , датируются периодом Сомавамши. [18] Однако храм Брахмешвара — единственная святыня, на которой есть надпись, явно приписывающая его строительство Сомавамши. [13]
Согласно одной легенде, Яяти Кешари привез 10 000 браминов из Каньякубджи в свое королевство для церемонии ашвамедхи (жертвоприношения лошади). [15]
Надписи
[ редактировать ]Было обнаружено несколько надписей на медных пластинах и меньшее количество надписей на камнях, сделанных во время правления Сомавамши, все они в современной Одише. [19] Надписи на медных пластинах аналогичны надписям Шарабхапурий и Пандувами: каждая надпись представляет собой набор из трех медных пластин. [20]
следующие надписи Сомавамши, все на санскрите : Были обнаружены [21]
Найти место | Эмитент | Выпущено в | Год царствования | Источник |
---|---|---|---|---|
Гопалпур (около Лойсингхи) | Джанмеджая I | Суварнапура | 1 | [22] |
Штат Сонепур (грант села Вакратентали) | Джанмеджая I | Суварнапура | 3 | [23] |
Patna (PatnagarhПатна | Джанмеджая I | Мурасима | 6 | [24] |
Patna (PatnagarhПатна | Джанмеджая I | 6 | [25] | |
Калибхана | Джанмеджая I | Мурасима | 6 | [26] |
Саталма | Джанмеджая I | Мурасима | 8 | [27] |
Гопалпур (около Лойсингхи) | Джанмеджая I | Суварнапура | 10 | [22] |
Гопалпур (около Лойсингхи) | Джанмеджая I | Мурасима-катака | 12 | [22] |
Сонепур | Джанмеджая I | Вызов | 17 | [28] |
Гайнтала | Джанмеджая I | Вызов | 17 | [29] |
Неизвестно (сейчас в музее Университета Самбалпура) | Джанмеджая I - феодальный | 24 | [30] | |
Чаудвар | Джанмеджая I | Вызов | 31 | [31] |
Калибхана | Джанмеджая I | Суварнапура | 34 | [32] |
Деогаон | Мугдхагондаладева, феодальный Джанмеджая I | [33] | ||
Неизвестно (сейчас в музее Ориссы) | Яяти I | Винитапура | 4 | [34] |
Patna (PatnagarhПатна | Яяти I | Винитапура | 8 | [35] |
Каттак | Яяти I | Винитапура | 9 | [36] |
Никто | Яяти I | Винитапура | 15 | [37] |
Patna (PatnagarhПатна | Яяти I | Яятинагара | 24 | [38] |
Patna (PatnagarhПатна | Яяти I | Яятинагара | 28 | [39] |
Каттак | Бхимаратха | Яятинагара | 3 | [40] |
Кудопали | Феодатор Бхимаратхи | Яятинагара | 13 | [41] |
Махупадада или Махулпара (около Кхандапады) | Дхармаратха | Яятинагара | 11 | [42] |
Банапур (Банпур) | Индраратха (узурпатор) | Яятинагара | 6 | [43] |
Граница села Джецинга-Дунгри в бывшем Болангирском районе. | Яяти II | Суварнапура | 3 | [44] |
Балиджхари (около Нарасингхпура) | Уддьётакешари | Яятинагара | 4 | [45] |
Пещера Лалатенду-Кешари, Кхандагири | Уддьётакешари | 5 | [46] | |
Неизвестно (позже в Историческом обществе Махакосалы) | Уддьётакешари | Кисаракелла | 11 | [47] |
Пещера Навамуни, Кхандагири | Уддьётакешари | 18 | [48] | |
Храм Брахмешвара | Уддьётакешари | 18 | [49] | |
Санхамери | Уддьётакешари | 4 | [50] | |
Связь | Уддьётакешари | [51] | ||
все в порядке | Джанмеджая II | 5 | [52] | |
все в порядке | Ювараджа Дхармаратха (принц) | 5 (Джанамеджая II) | [53] | |
Ратнагири | Карнадева | Яятинагара | 6 | [54] |
Гандибеда или Гандибеда (изображение Сурьи, сейчас находится в музее Ориссы) | Карнадева | [55] | ||
Камалпур | Карнадева | 4 | [56] | |
Сани | Кумара Сомешварадева (Сомавамши или принц телугу Чода ) | Суварнапура | 1 | [57] |
Ранакесарин, написавший надпись Говиндапур, возможно, принадлежал к Кесари (Сомавамши), но это не может быть подтверждено из-за отсутствия каких-либо подтверждающих доказательств. [58]
Надпись Виранаракесари в храме Лингараджа была ошибочно отнесена к периоду правления Сомавамши. Имя эмитента было ошибочно прочитано как «Вираваракесари», и было высказано предположение, что он принадлежал к династии Кесари (Сомавамши). Однако Виранаракешари на самом деле является царем Ганги Нарасимхой . [58]
Галерея
[ редактировать ]История Южной Азии |
---|
- Храм Муктешвар
- Вид на арочные ворота храма Муктешвар
- Арочные ворота храма Муктешвара
- Храм Муктешвар Сикхара
- Храм Раджарани
- Храмовый комплекс Лингарадж
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чандра, Сатиш (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. стр. 19–20. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 32, 146. ISBN. 0226742210 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А. М. Шастри I 1995 , с. 172.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 173.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 175.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 174.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 174–175.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 172–175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уолтер Смит 1994 , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уолтер Смит 1994 , с. 24.
- ^ Томас Э. Дональдсон 2001 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уолтер Смит 1994 , с. 25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уолтер Смит 1994 , с. 26.
- ^ Уолтер Смит 1994 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уолтер Смит 1994 , с. 27.
- ^ Кайлаш Чандра Дэш 2010 , с. 168.
- ^ Кайлаш Чандра Дэш 2010 , с. 165.
- ^ Уолтер Смит 1994 , с. 28.
- ^ AM Шастри I 1995 , стр. 47–48.
- ^ AM Шастри I 1995 , с. 49.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. xiv-xv.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с А.М. Шастри II 1995 , с. 384.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 167.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 172.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 179.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 184.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 189.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 194.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 200.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 343.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 206.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 213.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 348.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 219.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 226.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 233.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 240.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 246.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 251.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 257.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 263.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 268.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 325.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 276.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 285.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 294.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 296.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 301.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 303.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 354.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 332.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 358.
- ^ Биджай Кумар Ратх 1983 , с. 86.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 309.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 335.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 362.
- ^ AM Шастри II 1995 , с. 337.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б А.М. Шастри II 1995 , с. 191.
Библиография
[ редактировать ]- Аджай Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов: Часть I. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0635-1 .
- Аджай Митра Шастри (1995). Надписи Шарабхапурий, Пандувамшинов и Сомавамшинов: Часть II . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0637-5 .
- Биджая Кумар Ратх (1983). Культурная история Ориссы, 855-1110 гг. н.э. Сандип Пракашан. OCLC 241579309 .
- Кайлаш Чандра Дэш (2010). «Традиционный рассказ о Яяти Кешари: его формирование и историческая достоверность». Труды Индийского исторического конгресса . 71 (2010–2011): 165–178. JSTOR 44147485 .
- Кришна Чандра Паниграхи (1961). Хронология Бхаума-Каров и Сомавамси Ориссы . Современный. OCLC 17780838 .
- Томас Э. Дональдсон (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы . Абхинав. ISBN 978-81-7017-406-6 .
- Уолтер Смит (1994). Храм Муктешвара в Бхубанешваре . Мотилал Банарсидас. ISBN 978-81-208-0793-8 .