Морская история Одиши

Эта статья является частью серии, посвящённой |
Одиша |
---|
![]() |
Управление |
Темы |
Районы Подразделения |
Продукты с ГУ |
![]() |

Морская история Одиши ( Одиа : ଓଡ଼ିଶାର ସାମୁଦ୍ରିକ ଇତିହାସ ; Одисара Самудрика Итихаса ), известной как Калинга в древности , согласно ранние источники. Народы этого региона восточной Индии вдоль побережья Бенгальского залива плавали вверх и вниз по индийскому побережью , путешествовали по Индо-Китаю и по всей Приморской Юго-Восточной Азии , знакомя с элементами своей культуры людей, с которыми они торговали . VI века В Манджушримулакальпе упоминается Бенгальский залив как Калингодра , а в древней классической Индии Бенгальский залив был известен как Калинга Сагар (море Калинга). [1] [2] что указывает на важность Калинга в морской торговле . [3] Старые традиции до сих пор соблюдаются на ежегодном фестивале Бойта Бандана , включая его главное празднование в Каттаке на берегу Маханади реки под названием Бали Джатра , и проводятся в течение семи дней в октябре-ноябре в различных прибрежных районах, наиболее известным из которых является Каттак. [4]
Расположение
[ редактировать ]Расположенный на восточном побережье Индии древний штат Калинга простирался от Ганга до реки Годавари , включая части современных Одиши , Андхра-Прадеша и прилегающих территорий. [5] По словам политолога Судамы Мишры, Калинга Джанапада первоначально включала территорию, охватываемую районами Пури и Ганджам . [6] Судоходные реки, в том числе Ганг , Маханади , Вамсадхара и Годавари, обеспечивали доступ во внутренние районы, где были найдены драгоценные и полудрагоценные камни, а их дельты служили естественными гаванями. Из этих гаваней жители региона торговали по морю с Цейлоном на юге, с Бирмой на востоке и далее с государствами Приморской Юго-Восточной Азии , Индокитаем и Китаем . Морская деятельность Калинга была настолько обширной, что то, что сейчас называется Бенгальским заливом , когда-то называлось Калингским морем. [7]
Береговая линия нестабильна. Юго-западный муссон переносит осадки вдоль побережья, иногда образуя отмели и косы, защищающие гавани, а иногда разрушая защитные волнорезы. Реки несут ил, расширяя свои дельты и заполняя бывшие гавани.По этой причине некоторые из портов, названных в древние времена, больше не существуют или сильно пришли в упадок. [7] Например, озеро Чилика было важной гаванью, но позже из-за заиливания стало непригодным для использования глубоководными судами. [8]
Порты
[ редактировать ]В Ранней Одише было два типа портов. Классификация производилась по местоположению. [9] Они следующие:
- Паттана. Эти порты располагались на морском побережье, где грузы загружались и разгружались.
- Дронимуха – эти порты располагались недалеко от слияния реки и моря.
Некоторыми из портов, упомянутых географом Птолемеем во 2 веке нашей эры, были Нанигайна ( Пури ), Катикардама ( Катака ) и Каннагара ( Конарак ). Важными портами на побережье Калинга были Тамралипта , Халкатапатна , Маникапатна ( Челитало ), Палур (Дантапура), Гопалпур (Мансуркота), Досарен, Сонапур, Барува (Баруа), Калингапатнам , Питхунда . [10] Позже, в IX и X веках нашей эры, в арабских источниках упоминаются Ганджам , Калинганагар , Кейлкан, Аль-Лава и Нубин. После 15 века порты включали Баласор , Пипили , Ганджам , Харишапур , Чандабали и Дхамру . [7]
Ранняя история
[ редактировать ]
Раскопки в Гольбай Сасане показали, что неолитическая культура датируется ок. 2300 г. до н.э., за ней последовала культура энеолита (медного века), а затем культура железного века, начавшаяся примерно с 900 г. до н.э.Инструменты, найденные на этом месте, указывают на строительство лодок, возможно, для прибрежной торговли. [11] Рыбьи кости, рыболовные крючки, колючие копья и гарпуны свидетельствуют о том, что рыболовство было важной частью экономики. [7] Некоторые артефакты периода энеолита похожи на артефакты, найденные во Вьетнаме , что указывает на возможный контакт с Индокитаем в очень ранний период. [11]
Ранние исторические источники сообщают, что Калинга стала подчиняться Магадхе в 362 г. до н.э., восстановила независимость во время гражданской войны в Магадхе около 320 г. до н.э., но около 261 г. до н.э. была завоевана императором Маурьев Ашокой (с 269 г. до н.э. по 232 г. до н.э.). [12] Территория в Сисупалагархе, занимаемая с 3-го века до нашей эры по 4-й век нашей эры, была отождествлена с Тосали, столицей провинции Ашока, и с Калинганагарой , столицей Калинга после того, как она восстановила независимость от империи Маурьев в начале 1-го века. э. во время правления Харавелы. [11] История последующих столетий сложна. Иногда север и юг Калинга были отдельными штатами, иногда объединялись. Иногда Калинга была независимой, иногда подчинялась более могущественному соседу. [12]
Династия Бхаума-Кара правила Уткалом , как тогда была известна северная и восточная часть Одиши, с 8-го по 10-й века нашей эры. [12] Эти правители отдали дань уважения Гаудешвару Девапале (810–850 гг. Н.э.), правителю империи Пала Бенгальской . [13] На какое-то время правители Уткала были вынуждены признать сюзеренитет тамильской династии Чола под руководством своего короля Раджендры Чола I (1012–1044), с которым они вступили в союз по браку. [14] После восстановления независимости Анантаварма Чодагангадева (1078–1191) установил контроль над обширной территорией от Ганга до Годавари. [5] перенес свою столицу из Калинганагара в Каттак . Могущество Одиши то возрастало, то ослабевало в течение следующих столетий, но только в 1568 году Одиша окончательно потеряла свою независимость. [12]
Корабли
[ редактировать ]


Правила и положения, касающиеся постройки кораблей, были записаны в санскритском Джуктикалпатару ( Юкти Кальпа Тару ). В Мадалапанджи записано, что король Бходжа построил множество кораблей из местного дерева. [15] Обнаружение множества тесел для деревообработки и других артефактов из озера Чилика показывает, что Голабай был центром судостроения. [11]
Терракотовые печати из Бангарха и Чандракетугарха (400–100 гг. До н.э.) изображают морские суда, перевозящие кукурузу. Корабли имеют одинарную мачту с квадратным парусом. [7] Самое раннее изображение кораблей в Одише находится на скульптурном фризе с изображением двух кораблей, найденном возле храма Брахмешвара в Бхубанешваре и ныне хранящемся в Государственном музее Одиши. [16] На первом корабле в передней части стоят стоящие слоны, в центре сидят два человека, а сзади два матроса с веслами, управляющие кораблем. [11]
Морские маршруты
[ редактировать ]
С июня по сентябрь летние муссоны дуют с юго-запада, от Цейлона в сторону Калинга. С декабря по начало марта отступающие муссоны дуют в обратном направлении. [17] Юго-Восточная Азия имеет схожий сезонный характер ветров. [18]

Над Индонезией в июле и августе ветры дуют со стороны Австралии в северо-западном направлении, смещаясь в сторону северо-восточного при пересечении экватора. В январе и феврале картина меняется на противоположную. [19] Ранние мореплаватели использовали эти сезонные ветры, ориентируясь по звездам, цвету воды, наличию морских змей и наблюдая за полетами морских ворон и других возвращающихся домой птиц. [20]
Корабли Калинга не могли совершать длительные морские путешествия, не останавливаясь по пути за едой и водой. Корабли, отправляющиеся из Тамралипты , следовали бы вдоль бирманского побережья с остановкой на Никобарских островах , что занимало бы один месяц пути. Оттуда они продолжили путь на юго-восток, затем поплыли вниз по Малайскому полуострову и через Малаккский пролив и далее на Яву или Бали или направились на северо-восток в Индокитай или Китай.Альтернативный маршрут пролегал на юг вдоль побережья Индии, возможно, с остановкой на Цейлоне, а затем на юго-восток до Суматры . [7]
Торговля
[ редактировать ]Палур, расположенный недалеко от реки Рушикуля в Гянджамском районе , был важным портом во II веке нашей эры.Археологические исследования обнаружили фрагменты китайской посуды из селадона , римской с рулетками керамики и кусочки амфор , что свидетельствует о том, что порт осуществлял значительную международную торговлю.Необычный медальон имеет изображение царя в стиле Кушаны с надписью Брахми на одной стороне и римскую голову с римской надписью на другой. [11] Римская монета императора Тиберия была найдена в Салихундаме , а другие римские монеты были найдены в других местах, что является еще одним свидетельством торговли с Римской империей. [7]
Торговля с Юго-Восточной Азией началась в I веке нашей эры и, возможно, имела гораздо более раннее происхождение. Более поздние находки включают цейлонские монеты XII века и китайские монеты XIV века. Подобные монеты из Котчины на Суматре указывают на трехстороннюю торговлю между Одишей, Цейлоном и Суматрой. [7] Торговля не была без рисков. Королям Калинга, Сиама и Явы приходилось периодически организовывать экспедиции для подавления малайских пиратов и бугисов, действовавших в Малаккском проливе и по всей морской Юго-Восточной Азии. [21]
Маникапатна был портом на берегу Чилики, который процветал с ранних исторических времен до 19 века нашей эры. При раскопках было обнаружено множество видов керамики из разных частей Индии, а также монеты с Цейлона и Китая. На более современных уровнях представлены китайский селадон и фарфор, а также арабская глазурованная керамика. В мечети XVIII века есть надпись, в которой говорится, что моряки и торговцы молились здесь перед тем, как отправиться в путешествие. [8]
Согласно источнику VI века нашей эры, Калинга славилась своими слонами, для которых она нашла рынок на Цейлоне, а также драгоценные камни, слоновую кость, перец, орехи бетеля и изысканные ткани. Взамен Калинга импортировала жемчуг и серебро с Цейлона. [22] Кукуруза и рис также экспортировались.Торговцы импортировали специи и сандал с востока, некоторые из них предназначались для дальнейшей транспортировки на средиземноморский рынок. [7] На лодке, изображенной в Храме Солнца в Конараке в 13 веке, находится жираф, что указывает на торговлю с Африкой, предположительно осуществляемую на арабских судах. [11]
Зарубежные контакты
[ редактировать ]Бирма
[ редактировать ]Бирма носила название Калингарат (Калинга Растра) в VII веке до нашей эры, и есть свидетельства очень раннего заселения южной части Мона . Ко II веку нашей эры калинганы правили Калаймё , долиной реки Аракан и Пегу , вокруг залива Мартабан . Считается , что останки корабля, раскопанные в Танте, недалеко от Янгона, принадлежали торговцам Калингана.Названия мест и сходство в архитектуре также указывают на тесные контакты через Бенгальский залив. [23] Буддхагат, священное писание Бирмы, описывает торговлю с буддийскими торговцами Калинга, которая привела к прибытию миссионеров для распространения веры, а затем к политическому доминированию Калинги в частях прибрежной Бирмы в течение 4-7 веков нашей эры. монеты с индуистской символикой, найденные в Пегу . Подтверждением этого контакта являются [24]
Камбоджа
[ редактировать ]
Эмигранты из Калинга прибыли в Камбоджу в III веке до нашей эры, спасаясь от императора Ашоки.Однако после того, как Ашока обратился в буддизм и отправил миссионеров в Камбоджу, они приняли учение и помогли утвердить религию в регионе. [25] Ранние памятники кхмеров ( современной Камбоджи), по-видимому, происходят из Андхры, а не из Калинги. [26] Однако, хотя некоторые надписи в Ангкор-Вате в Камбодже выполнены на санскрите, другие написаны шрифтом Калинга. [27] Дизайн храма Ангкор-Ват отражает влияние храма Джаганнатх Пури в Одише. [28]
Китай
[ редактировать ]Первые упоминания о торговле с Китаем встречаются в рассказе Фа Хиена (399–411 гг. Н.э.), который отплыл на торговом судне из порта Темралипти обратно в Китай. [29]
Китайский паломник Хиен Цанг (645 г. н. э.) рассказывает о морских путешествиях из портов Тамралипта (современный Тамлук ) и Челитало в Симхалу (современная Шри-Ланка ) и Китай. [30] Бывший король Одры (Одиши) по имени Субхакарариша, который отрекся от престола, чтобы стать монахом, отправился в Китай в 716 году нашей эры. и представил тантрический буддизм . [31] Существует сообщение о перевозке по морю в 794 году нашей эры подарка царя Удры императору Китая. [30]
была найдена китайская монета VIII века Одиша импортировала шелк из Китая, а в Сирпуре . [29] Между 813 и 818 годами три миссии были отправлены из яванской страны Калинга ко двору Сянь Дуна в Китае, привезя такие редкости, как живой носорог, пятицветный попугай и несколько черных мальчиков и девочек из Восточной Африки. [32]
Шри-Ланка
[ редактировать ]
Калинга имела прочные связи с Симхалой ( Шри-Ланка ).Некоторые ученые говорят, что первый царь Симхалы, Виджая , был родом из Симхапуры в восточной Индии, столицы Калинга, и что его бабушка была дочерью царя Калинга. Император Ашока отправил своего сына на Цейлон для утверждения буддизма, а позже отправил свою дочь Сангамитру организовывать монахинь. В Самантапасадике говорится, что ее сопровождали восемь семей из Калинги. В Датхавамсе говорится о дружбе между царем Калинга Гухашивой и царем Цейлона Махасеной (277–304 гг. н.э.). В нем также говорится о том, что король Калинга подарил реликвию зуба Гаутамы Будды в качестве приданого Дантакумаре после его женитьбы на дочери короля. Дантакумара отвез реликвию на Цейлон, где она была помещена в ступу . [22]
Хинаянский буддизм процветал на Цейлоне в IV и V веках нашей эры, а влияние ученых с Цейлона распространилось по Бирме, Сиаму и Камбодже, установив верования и практики, которые продолжаются в этих странах и сегодня. Калинга также испытала сильное влияние цейлонской культуры, в частности Тхеравады учения Буддхагхоши , поскольку она лежала на маршруте, по которому следовали паломники с Цейлона, посещающие святые места в Индии. Паломники из Калинга приплыли на Цейлон, чтобы почтить священный зуб и посетить монастыри. [22] Китайский паломник Хиен Цанг описывает эти морские путешествия из порта Тамралипта и Челитало в Симхалу. [30]
Согласно « Чулавамсе» , король Калинга посетил Цейлон во время правления Агабодхи II (610–611 гг. н. э.). Король Цейлона Виджаябаху I (1055–1110 гг. Н.э.) женился на дочери короля Калинга. Ниссанка Малла , сын короля Гапараджи Калинга, стал правителем Цейлона (1187–1196 гг. н.э.). Принц Калинга по имени Магха вторгся на Цейлон с флотом, насчитывавшим 24 000 солдат, и правил островом с 1214 по 1235 год нашей эры. [22]
Более поздняя история
[ редактировать ]Между 11 и 16 веками нашей эры название Калинга постепенно было заменено на Одра Деса, Уддиса и, в конечном итоге, на Одиша. [7] Во время правления Капилендрадевы (1435–1466 гг. н. э.) королевство Одия установило политическое господство на обширной территории за пределами географической Одиши, правя от Ганга до Аркота на юге. Его преемники сохранили свою власть на обширной территории. Во время правления Пратапрудрадевы, с 1497 по 1541 год нашей эры, королевство простиралось от районов Хугли и Миднапур в Западной Бенгалии до района Гунтур в Андхра-Прадеше. [12]
Арабские моряки начали вторгаться в Бенгальский залив еще в VIII веке, а позже португальские, голландские, английские и французские корабли стали доминировать, сократив моряков Одиши до прибрежной торговли. [30] В 1568 году мусульманскому правителю Бенгалии Сулейман-хану Каррани , а затем и Империи Великих Моголов удалось завоевать эту землю, положив конец ее независимости.Впоследствии Одиша была передана маратхам в 1751 году и попала под британское правление во время Второй англо-маратхской войны (1803–1805). [12]
Морская торговля пришла в упадок после правления империи Гаджапати , а также с ростом доминирования европейских военно-морских держав в Азии, хотя незначительные контакты продолжались и во время правления династии Бой в Хурде, как это отмечено в маньчжурских мемориалах и указах, изображающих контакты во время правления Династия Цин в Китае, когда император Цяньлун получил подарок от брамина (гл. Поломэн 婆羅門, Ма. Боломэнь), посланника правителя, чье маньчжурское имя было Биракишора хан из Утгали (гл. Вутегали билакишила хан 烏特噶里畢).拉奇碩拉汗), которого описывают как правителя Восточной Индии. Следовательно, имеется в виду Биракишоре Дева I из Хурды (1736–1793), который называл себя Гаджапати, правителем Уткалы. Многие из госаинов , прибывших в Тибет из Китая, проходили через его территорию во время посещения храма Джаганнатхи в Пури. [33] После поражения маратхов во Второй англо-маратхской войне в 1803 г. [34] и последовавшая за этим аннексия Одиши к Британской империи положила конец всем, что осталось от морских торговых связей.
См. также
[ редактировать ]- Морская история Индии
- Садхаба , древние мореплаватели из империи Калинга в восточной Индии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агарвала, Нитин (2020), «Возрождение Бенгальского залива» , Журнал территориальных и морских исследований , 7 (2), McFarland & Company: 52
- ^ Моханти, ПК (ноябрь 2011 г.), Морская торговля древней Калинга (PDF) , Orissa Review, стр. 41
- ^ Журнал истории Орисса, тома 13-15 . Конгресс истории Ориссы. 1995. с. 54.
- ^ «Бали Ятра» . Туризм в Ориссе . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Маджумдар, Р.К. (1996). Очерк истории Калинга . Азиатские образовательные услуги . п. 1, 19 . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Судама Мишра (1973). Государство Джанапада в древней Индии . Бхаратия Видья Пракашана.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сила Трипати. «Ранняя морская деятельность Ориссы на восточном побережье Индии: связи в торговом и культурном развитии» (PDF) . Центр морской археологии Национального института океанографии, Дона Паула, Гоа . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Сила Трипати и К. Х. Вора. «Морское наследие на озере Чилика и вокруг него, штат Орисса: геологические свидетельства его упадка» (PDF) . Центр морской археологии Национального института океанографии, Дона Паула, Гоа . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Патра, Бенудхар (2013), «Порты и портовые города ранней Одиши: текст, археология и идентификация» , Proceedings of Indian History Congress , 74 , Indian History Congress: 54–63, JSTOR 44158798
- ^ Патра, Бенудхар (2013), «Порты и портовые города ранней Одиши: текст, археология и идентификация» , Proceedings of Indian History Congress , 74 , Indian History Congress: 54–63, JSTOR 44158798
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сушанта Ку. Патра и Бенудхар Патра. «АРХЕОЛОГИЯ И МОРСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ОРИССЫ» (PDF) . OHRJ, Vol. XLVII, № 2 . Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРИССЫ» (PDF) . ЕЖЕГОДНЫЙ СПРАВОЧНИК ОРИССА – 2005 . Правительство штата Орисса . Проверено 18 ноября 2010 г.
- ^ «Восточные регионы» . Индия Таймс . 21 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2009 г. . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «История Ориссы: Имперские Ганги» . Правительство штата Орисса. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Ниракар Махалик (сентябрь 2004 г.). «Морская торговля Древней Ориссы» (PDF) . Обзор Ориссы . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Наяк, Аджая Кумар (2009–2010), «Редкое раннесредневековое скульптурное изображение корабля из Ратнагири в Одише» , Труды Конгресса истории Индии , 70 , Конгресс истории Индии: 1029, JSTOR 44147748
- ^ «Глобальная система муссонов: исследования и прогноз» (PDF) . Международный комитет Третьего семинара по муссонам. Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2008 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Климат Юго-Восточной Азии» . Биомы Голубой планеты . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Климат Индонезии» . Фотий Куцукис . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Химаншу Прабха Рэй (2003). Археология мореплавания в древней Южной Азии . Издательство Кембриджского университета. п. 70. ИСБН 0-521-01109-4 .
- ^ Королевское общество Новой Зеландии (1873 г.). Труды Королевского общества Новой Зеландии, Том 5 . п. 136.
- ^ Jump up to: а б с д Кандарпа Патель. «МОРСКОЕ СВЯЗЬ КАЛИНГИ СО ШРИЛАНКОЙ» (PDF) . OHRJ, Vol. XLVII, № 2 . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Бенудхар Патра (ноябрь 2005 г.). «Калинга и Бирма – исследование древних взаимоотношений» (PDF) . Обзор Ориссы . Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ Радхакумуд Мукерджи (2006). Индийское судоходство - История морской торговли и морской деятельности индейцев с древнейших времен (1912 г.) . ЧИТАЙТЕ КНИГИ. п. 145 и след. ISBN 1-4067-0123-8 .
- ^ Промсак Джермсаватди (1979). Тайское искусство с индийским влиянием . Публикации Абхинава. п. 24. ISBN 81-7017-090-7 .
- ^ Надимпалли Венката Бала Субрахманья Датт (1993). Народ яёй и древние индо-японские отношения . Северный книжный центр. п. 45. ИСБН 81-7211-048-0 .
- ^ Роберт Нидэм Каст (1880). Лингвистические и восточные очерки: Написаны с 1840 по 1903 год . Трюбнер и компания. п. 406 .
- ^ Фриман, Майкл и Жак, Клод (1999). Древний Ангкор . Речные книги. п. 48 . ISBN 0-8348-0426-3 .
- ^ Jump up to: а б Нихар Ранджан Патнаик (1997). Экономическая история Ориссы . Индус Паблишинг. п. 133. ИСБН 81-7387-075-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Бхагабан Панда (1997). «Морская деятельность Ориссы» . Экономическая история Ориссы . Индус Паблишинг. п. 117 и далее. ISBN 81-7387-075-6 .
- ^ Томас Э. Дональдсон (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. п. 6. ISBN 81-7017-406-6 .
- ^ Эдвард Х. Шафер (1963). Золотые персики Самарканда: исследование танской экзотики . Издательство Калифорнийского университета. п. 47. ИСБН 0-520-05462-8 .
- ^ Ченг, Энн ; Кумар, Санчит (2020). Индийские нищие в Китае эпохи Мин и Цин: предварительное исследование Мэтью В. Моска в ИНДИИ-КИТАЕ: ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ . Коллеж де Франс. п. 19. ISBN 9782722605367 .
- ^ Нараване, М.С. (2014). Бои Почетной Ост-Индской компании . Издательская корпорация АПХ. стр. 65–66. ISBN 9788131300343 .