Бходжа
Бходжа | |||||
---|---|---|---|---|---|
Парама-бхаттарака Махараджадхираджа Парамешвара | |||||
![]() Статуя Раджи Бходжи в Бхопале | |||||
Король малва | |||||
Царствование | ок. 1010–1055 гг. Н. Э. | ||||
Предшественник | Синдхураджа | ||||
Преемник | Джаясимха I | ||||
Супруг |
| ||||
Проблема | Вероятно, Джаясимха I | ||||
| |||||
Династия | Парамара | ||||
Отец | Синдхураджа | ||||
Мать | Савитри (по Бходже-Прабандхе ) | ||||
Религия | индуизм | ||||
Королевский знак-руководство | ![]() |
Бходжа | |
---|---|
Битвы/войны | Военная карьера Бходжи |
Бходжа (годы правления около 1010–1055 гг. Н. Э.) был правителем Королевства малва его столица Дхара-нагара в центральной Индии, где располагалась (современный Дхар). Бходжа вел войны почти со всеми своими соседями, пытаясь расширить свое королевство, с разной степенью успеха. В зените своего развития его империя простиралась от Читтора на севере до верхнего Конкана на юге и от реки Сабармати на западе до Видиши на востоке. Он принадлежал к династии Парамара Раджпутов на Индийском субконтиненте.
Благодаря покровительству учёным Бходжа стал одним из самых знаменитых царей в истории Индии. После его смерти он стал фигурировать в нескольких легендах как праведный король-ученый. Множество легенд, скопившихся вокруг него, можно сравнить с легендами об императоре Викрамадитье .
Бходжа наиболее известен как покровитель искусств, литературы и науки. создание Бходж Шалы , центра изучения санскрита Ему приписывают . Он был эрудитом , и ему приписывают несколько книг, охватывающих широкий круг тем. Говорят также, что он построил большое количество храмов Шивы , хотя храм Бходжешвар в Бходжпуре (город, основанный им) является единственным сохранившимся храмом, который можно с уверенностью приписать ему.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отцом и предшественником Бходжи был Синдхураджа . По словам Бходжи-Прабандхи , его мать звали Савитри. [1] Репутация Бходжи как короля-ученого предполагает, что в детстве он был хорошо образован. В « Бходже-Прабандхе» говорится, что он получил образование у своих опекунов, а также у других образованных ученых. [2]
По словам Бходжи-Прабандхи , в раннем возрасте Бходжа страдал от сильных головных болей. Два хирурга- брамина из Удджайна привели его в бессознательное состояние, используя анестезирующий порошок под названием моха-чурна , вскрыли ему черепную кость , удалили опухоль, а затем заставили его прийти в сознание, введя другой порошок под названием сандживани . [3] [4]
Легенда о преследовании Мунджи
[ редактировать ]Согласно Тилака-Манджари , составленному современником Бходжи Дханапалой, на ногах Бходжи были благоприятные родимые пятна, указывающие на то, что он был достоин стать царем. [5] Его дядя Мунджа (и предшественник его отца) очень любил его и назначил королем. [6]

Однако в нескольких более поздних легендарных источниках говорится, что Мунджа изначально завидовал Бходже и пытался помешать ему стать королем. Например, Прабандха-Чинтамани XIV века утверждает, что во время правления Мунджи астролог предсказал долгое правление Бходжи. Мунджа, который хотел, чтобы его собственный сын стал королем, приказал убить Бходжу. [7] Бходжа был назначен королем королевскими министрами после смерти Мунджи. [5] Согласно гуджаратской легенде, задокументированной в Расмале , Мунджа приказал убить Бходжу, но позже назначил его наследным принцем. [6]
Бходжа-Прабандха утверждает, что Мунджа приказал одному Ватсарадже убить Бходжу в храме Махамайи в лесу Бхуванешвари. Услышав культурную манеру разговора Бходжи, Ватсараджа и его люди отказались от плана убийства. Они инсценировали смерть Бходжи и подарили Мундже фальшивую голову и стих из Бходжи. В стихе описывается, как великие цари, такие как Мандхата , Рама и Юдхиштхира, умерли, оставив после себя все свое имущество; затем саркастически добавило, что Мунджа будет единственным, за кем последуют земные владения. Этот стих тронул Мунджу до слез и заставил его осознать свою ошибку. Когда он узнал, что Бходжа все еще жив, он пригласил Бходжу вернуться ко двору. Чтобы покаяться в своем грехе, он также совершил паломничество в Дхармаранью, где основал город под названием Мунджапурам. [8] Саркастический стих, предположительно написанный Бходжей Мундже, также появляется как антонимический отрывок в «Шарнгадхара-паддхати » (1363 г. н.э.). [9]
Эти истории о преследовании Бходжи со стороны Мунджи по своей сути мифичны. Эта легенда не встречается в произведениях современников Мунджи, Синдхураджи и Бходжи. Например, в «Нава-сахасанка-чарите» эта история не упоминается. Легенда, по-видимому, является поэтическим воображением более поздних композиторов. [10] Айн-и-Акбари также содержит вариацию этого рассказа, но полностью искажает легенду, называя Мунджу тем, кого преследовал Бходжа. Этот отчет также совершенно ненадежен с исторической точки зрения. [11]
Помазание
[ редактировать ]Некоторые литературные произведения предполагают, что Бходжа сменил своего дядю Мунжу на посту царя Парамары. К этим работам относятся «Тилака-Манджари» , «Прабандха-Чинтамани» и «Расмала» . Однако несколько других работ, а также эпиграфические свидетельства указывают на то, что Бходжа стал преемником своего отца Синдхураджи . Падмагупта, придворный поэт Синдхураджи и Бходжи, также поддерживает этот факт. По словам Бходжи-Прабандхи , Мунджа оставил администрацию Парамары в руках Синдхураджи перед тем, как отправиться в военную экспедицию. Мунджа неожиданно погиб в этой кампании, и в результате Синдхураджа сменил его на посту короля. [12] Придворный поэт Синдхураджи Падмагупта в своей « Нава-сахасанка-чарите » утверждает, что Мунджа «отдал мир в руки Синдхураджи» перед отъездом в город Амбики. Это указывает на то, что он оставил управление в руках Синдхураджи перед тем, как отправиться в свой роковой поход против Тайлапы II . [13] Надпись Удайпура Прашасти , кажется, подтверждает это. [5]
Период правления
[ редактировать ]Медные пластины Модаса (1010–11 гг. н. э.) являются самым ранним историческим свидетельством правления Бходжи. [14] «Чинтамани -Сарника» (1055 г. н.э.) была составлена придворным поэтом Бходжи Дасабалой. [14] Надпись преемника Бходжи Джаясимхи I также датируется 1055 годом нашей эры. Таким образом, 1055 год нашей эры можно считать последним годом правления Бходжи. [15] Основываясь на этих свидетельствах, такие ученые, как Пратипал Бхатия, относят правление Бходжи к 1010–1055 годам нашей эры. [16]
Однако некоторые ученые относят начало правления Бходжи по-разному между 1000 и 1010 годами нашей эры, основываясь на своих интерпретациях надписей и легендарных текстов. [17] Например, в «Прабандха-Чинтамани» Мерутунги говорится, что Бходжа правил 55 лет, 7 месяцев и 3 дня. [15] Основываясь на этом, такие ученые, как Д.С. Гангули и К.К. Джайн, относят правление Бходжи к 1000–1055 годам нашей эры. [16] Однако, как утверждает К.М. Мунши , даты являются «самым слабым местом в повествованиях Мерутунги». [18] А. К. Уордер , который отвергает Мерутунгу как «совершенно ненадежный», а его повествования как «по сути вымысел», считает, что нет никаких доказательств того, что правление Бходжи началось гораздо раньше, чем 1010 г. н.э. [19]
Имена и титулы
[ редактировать ]надписях Парамары Бходжа упоминается как Бходжадева В . В некоторых современных североиндийских языках, таких как хинди , он также известен как «Бходж» (из-за удаления слова «шва» ). В надписях Бходжи упоминаются его титулы как Парама-бхаттарака , Махараджадхираджа и Парамешвара . [20] «Ганаратна Маходадхи» (1140 г. н. э.), работа Вардхаманы по грамматике, предполагает, что «Трибхуван Нараяна» или «Трилока Нараяна» («Господь трех миров ») также было титулом Бходжи. Это подтверждается эпиграфическими свидетельствами: в храме Шивы, приписываемом Бходже в форте Читтор, есть идол, которого звали «Бходжасваминдева», а также «Трибхуван Нараянадева». [21]
Военная карьера
[ редактировать ]Хотя Бходжа прославился как великодушный король и покровитель искусства и культуры, он также был известен как воин. [21] Он унаследовал королевство, сосредоточенное вокруг региона малва , и предпринял несколько попыток расширить его с разными результатами. Надпись брата Бходжи в Удайпуре Прашасти сравнивает Бходжу с легендарным царем Притху и утверждает, что он «правил землей от Кайлаши до холмов Малайи и до гор заходящего и восходящего солнца». [22] Это явное преувеличение: [23] Исторические данные указывают на то, что империя Бходжи простиралась от Читтора на севере до верхнего Конкана на юге и от реки Сабармати на западе до Видиши на востоке. [24]
В нескольких легендах упоминаются конфликты между правителем малва и чаулукьями во время правления царей чаулукья Валлабхараджи и Дурлабхараджи . Говорят, что Валлабха умер от оспы во время экспедиции против Парамаров. Этот инцидент мог произойти в начале правления Бходжи или во время правления его отца Синдхураджи . [25] [26] Говорят, что преемник Валлабхи Дурлабха отразил нападение конфедерации, в которую входил правитель малва, но современные историки сомневаются в подлинности этой легенды. [27] [28]
Первой военной агрессией Бходжи, по-видимому, было его вторжение в регион Лата (на территории современного Гуджарата ) около 1018 года нашей эры. Бходжа подчинил Чалукья Латы , чей правитель Киртираджа, возможно, служил его феодатом в течение короткого периода. [29] [30] Вторжение Бходжи в Лату приблизило его к королевству Шилахара на севере Конканы , которое располагалось к югу от Латы. [31] Бходжа вторгся и захватил Конкану где-то между 1018 и 1020 годами нашей эры, во время правления царя Шилахары Арикесари . [32] Эту победу он отпраздновал с размахом, сделав щедрые пожертвования браминам . В его надписи 1020 года н.э. говорится, что он организовал Конкана-Грахана Виджая Парва («Фестиваль победы Конкан»). [33] Шилахары, вероятно, продолжали управлять Конканой как вассалы Бходжи. [34] К концу своего правления Бходжа уступил эту территорию Чалукьям Кальяни . [35]
Незадолго до 1019 года нашей эры Бходжа заключил союз против Чалукья Кальяни с Раджендрой Чолой и Гангеядевой Калачури . В это время Джаясимха II . царем Чалукья был [36] Тройственный союз одновременно вступил в бой с Чалукьями на их северной и южной границе. [37] Степень успеха Бходжи в этой кампании неизвестна, поскольку панегирики Чалукья и Парамара заявляли о победе. [38] Историк Д. К. Гангули считает, что Бходжа одержал несколько первых побед над Чалукьями, но в конечном итоге потерпел поражение. Другие, в том числе Д.Б. Дискалкар и Х.К. Рэй , полагают, что Бходжа потерпел поражение от Джаясимхи после некоторых первых успехов, но в конечном итоге вышел победителем над Чалукьями после 1028 г. н.э. По мнению Георга Бюлера , борьба, вероятно, закончилась некоторым преимуществом Бходжи, которое поэты Парамара могли преувеличить до великой победы. [39]
Удайпур Прашасти утверждает, что Бходжа победил правителя по имени Индраратха. Современные историки отождествляют этого царя с Индранатхой, царем Сомавамши из Калинги . Этот король потерпел поражение от Раджендры Чолы : Бходжа, возможно, сыграл второстепенную роль в кампании Чола в составе союза. [40] [41]
Газневиды происхождения, вторглись на , мусульманская династия тюркского северо-запад Индии в 11 веке под предводительством Махмуда Газни . Удайпур Прашасти утверждает, что наемники Бходжи разгромили турушек (тюркский народ). [42] Есть несколько легендарных рассказов о военных успехах Бходжи против иностранных захватчиков, отождествляемых с Газневидами. Однако нет четких доказательств того, что Бходжа воевал против Газневидов или какой-либо другой мусульманской армии. [43] Бходжа, возможно, предоставил войска в Кабульских шахи борьбу правителя Анандапалы против Газневидов. Считается, что он предоставил убежище сыну Анандапалы Трилочанапале. [44] Некоторые средневековые мусульманские историки утверждают, что Махмуд избежал конфронтации с могущественным индуистским правителем по имени Парам Дев после разграбления индуистского храма Сомнатх . Современные историки идентифицируют Парама Дева как Бходжу: это имя может быть искажением Парамара-Дева или титула Бходжи Парамешвара-Парамабхаттарака . [45] [46] Бходжа, возможно, также был частью индуистского союза, который изгнал губернаторов Махмуда из Ханси , Танезара и других областей около 1043 года нашей эры. [47] [30]
Попытка Бходжи расширить свое королевство на восток была сорвана Чанделы королем Видьядхарой . [48] Однако Бходжа смог распространить свое влияние среди феодалов Чанделы, возможно, после смерти Видьядхары. Каччхапагаты Дубкунда , которые были северными соседями Парамараса, изначально были феодалами Чанделы. Однако их правитель Абхиманью принял сюзеренитет Бходжи. [49] Бходжа также начал кампанию против Каччхапагхатов Гвалиора , возможно, с конечной целью захватить Каннаудж , но его атаки были отбиты их правителем Киртираджем. [50]
Согласно надписи Удайпура Прашасти , Бходжа победил царя Гурджара . Историки оспаривают личность этого короля, но обычно его называют слабым Гурджара-Пратихара правителем Каннауджа . Бходжа не сохранял контроль над Каннауджем, если вообще сохранял его. [51]
1046 года н.э. Надпись на медной пластине Тилакавады гласит, что генерал Бходжи Сурадитья стабилизировал свое королевское состояние, убив одного Сахавахана в битве. [52] Некоторые более ранние историки идентифицировали Сахавахану как короля Чамбы , но эта идентификация сомнительна, учитывая расстояние между Чамбой и малва, а также тот факт, что правитель Чамбы не был достаточно могущественным, чтобы дестабилизировать королевство Бходжи. [53] Сахавахана мог быть генералом одного из соперников Бходжи, возможно, царя Калачури Карны. [54]
Бходжа победил и убил Вирьяраму , правителя Шакамбхари Чахаманы . Воодушевленный этим успехом, он также начал войну против чахаманов Наддулы . Но во время этой второй кампании его армия была вынуждена отступить, а его генерал Садха был убит. [55]
В последние годы правления Бходжи, где-то после 1042 года н. э., сын и преемник Джаясимхи Сомешвара I вторгся в малва и разграбил его столицу Дхару . [30] Множественные надписи Чалукья, датированные между 1058 и 1067 годами нашей эры, утверждают, что Чалукья разграбили важные города Парамары, включая Дхару, Уджайини и Мандапу . [56] Бходжа восстановил свой контроль над малва вскоре после ухода армии Чалукья. Тем не менее, это поражение стало для Парамарас серьёзной неудачей и отодвинуло южную границу их королевства от Годавари до Нармады . [57] [58]
Хотя царь Бходжи и Калачури Гангея были частью союза против Чалукья, Бходжа победил Гангею. Неизвестно, когда они превратились во врагов. Согласно одной теории, Бходжа победил Гангею перед своей кампанией в Чалукье, в которой Гангея, должно быть, сражался как вассал Парамары. Противоречивая теория состоит в том, что эти двое стали врагами после кампании в Чалукье, где-то между 1028 и 1042 годами нашей эры. [59] [60] Удайпур Прашасти также утверждает, что Бходжа победил некоего Тогглалу, [61] который мог быть предшественником Гангеи Кокаллой II . [62]
Смерть
[ редактировать ]В последний год правления Бходжи, или вскоре после его смерти, царь Чаулукья Бхима I и Калачури царь Карна напали на его королевство. По словам автора XIV века Мерутунги, Бходжа когда-то думал о подчинении Бхимы, но дипломат Бхимы избежал вторжения в Парамару, вместо этого подстрекая Бходжу против Чалукья Кальяни . [63] Где-то до 1031 года нашей эры Бхима начал экспедицию против ветви Парамара в Абу , вынудив ее правителя Дхандхуку искать убежища у Бходжи. [64] Хемачандра , которому покровительствовали Чаулукья, утверждает, что генерал Бходжи Кулачандра однажды разграбил столицу Чаулукья, когда Бхима вел войну на границе Синда . [65] Позже Бхима несколько раз отправлял своих солдат совершать набеги на малва. Мерутунги В «Прабандха-Чинтамани» говорится, что однажды двое таких солдат напали на Бходжу в окрестностях его столицы Дхары , но царь Парамара остался невредимым. [66]
Мерутунга также утверждает, что Карна однажды вызвал Бходжу либо на войну, либо на соревнование по строительству дворца. Бходжа, который к тому времени уже был стариком, выбрал второй вариант. Бходжа проиграл это состязание, но отказался признать сюзеренитет Карны. В результате Карна в союзе с Бхимой вторгся в малва. По словам Мерутунги, Бходжа умер от болезни в то же время, когда союзная армия напала на его королевство. [67] [68] Несколько литературных произведений, написанных под патронажем Чаулукьи, предполагают, что Бхима подчинил Бходжу, пока Бходжа был еще жив. Однако подобные утверждения не подтверждаются историческими свидетельствами. [69] [70]
Культурный вклад
[ редактировать ]
Бходжу больше всего помнят за его интеллект и покровительство культурной деятельности. Известные поэты и писатели того времени искали его спонсорства. Кашмирский писатель Билхана, как известно, сожалел о том, что Бходжа умер раньше него, из-за чего ему не удалось добиться покровительства короля. Несколько более поздних королей также подражали Бходже. Например, Кришнадеварайя из Империи Виджаянагара называл себя Абхинава-Бходжей («новый Бходжа») и Сакала-Кала-Бходжа («Бходжа всех искусств»). [71]
Бходжа сам был эрудитом. Под его правлением Малва и ее столица Дхара стали одним из главных интеллектуальных центров Индии. Говорят, что он уделял большое внимание образованию своего народа, настолько, что даже скромные ткачи в королевстве, как полагают, сочиняли метрические санскритские кавьи.
Говорят, что Бходжа основал город Бходжпур , и это мнение подтверждается историческими свидетельствами. Помимо храма Бходжешвара , ему приписывают строительство трех ныне прорванных плотин в этом районе. [72] Первоначально храм стоял на берегу водоема длиной 18,5 и шириной 7,5 миль. [73] Это водохранилище образовалось в результате строительства трех земляно-каменных плотин во время правления Бходжи. Первая плотина, построенная на реке Бетва , задерживала речные воды во впадине, окруженной холмами. Вторая плотина была построена в промежутке между холмами, недалеко от современной деревни Мендуа. Третья плотина, расположенная в современном Бхопале, отводила больше воды из меньшей реки Калиасот в водохранилище плотины Бетва. Это искусственное водохранилище существовало до 15 века, когда Хошанг Шах опустошил озеро, прорвав две плотины. [72]
Бходжа основал Бходж Шалу , которая была центром изучения санскрита и храмом Сарасвати в современном Дхаре . Согласно фольклору, город Бхопал был основан и назван в его честь («Бходжпал»). [74] но возможно, что город получил свое название от другого короля по имени Бхупала (или Бхупал). [75] [76] [77]
Литературные произведения
[ редактировать ]Бходжа был известен как царь-ученый, и ему приписывают несколько книг. Поскольку эти книги охватывают огромный диапазон тем, неясно, действительно ли он написал все эти книги или же он всего лишь заказал эти работы, выступая покровителем их настоящих авторов. Но известно, что он был знатоком поэзии, и трактат «Шрингара-Пракаша» определенно принадлежал ему. [78]
По словам Аджады, написавшего комментарий под названием « Падака-пракаша» к Сарасвати-Кантхабхаране , Бходжа написал 84 книги. Сохранившиеся работы, приписываемые Бходже, включают следующие тексты на санскрите ( названия IAST в скобках): [79] [80]
- Бхуджабала-бхима ( Бхуджабалабхима ), труд по астрологии. Также известен как « Бхуджабала Нибандха » под редакцией Бхагватилала Раджпурохита (на санскрите). Публикации Гьян Бхарати: 2022 г. ISBN 9789385538513 .
- Чампу-Рамаяна или Бходжа-Чампу ( Campuramayaana ), пересказ Рамаяны в смеси прозы и поэзии, характеризующий жанр чампу . Первые пять канд (глав) приписывают Бходже. Шестая и седьмая главы были завершены Лакшманой и Венкатадхварином соответственно. Копия Archive.org: [1] .
- Чаручарья (Чаручарья), трактат о личной гигиене
- Говинда-виласа , стихотворение
- Нама-Малика , составленный трактат по лексикографии . Опубликовано Институтом аспирантуры и исследований Деканского колледжа (1955). Санскритское издание Э.Д. Кулкарни и В.Д. Гокхале. Копия Archive.org: [2] .
- Раджа-Мартанда ( Раджамартанда ) или Патанджали-Йогасутра-Бхашья , главный комментарий к Йога-сутрам Патанджали ; включает объяснение различных форм медитаций
- Раджа-Мриганка-Карана ( Раджамриганкакарана ), трактат по химии, особенно посвященный извлечению металлов из руд и производству различных лекарств. Опубликовано вместе с Раджамартандой санскритской серией Чоукамбха, Варанаси (2011). Издание на санскрите с переводом на хинди доктора Шри Кришны «Джугну», профессора Бханвара Шармы. ISBN 9788170803522 .
- Самарангана-Сутрадхара ( Samaranganasūtradhāra ), трактат по архитектуре и иконографии. В нем подробно описано строительство зданий, фортов , храмов, идолов божеств и механических устройств, включая так называемые летательные аппараты или планеры.
- Сарасвати-Кантхабхарана ( Sarasvatikaṇṭhabharana ), трактат по санскритской грамматике для поэтических и риторических сочинений. Большая часть книги представляет собой компиляцию произведений других писателей. Некоторые из поэтических примеров, приведенных им в этом произведении, до сих пор ценятся как высшие сливки санскритской поэзии. Копия Archive.org: [3] .
- Шалихотра ( Шалихотра ), книга о лошадях, их болезнях и методах лечения. Опубликовано Институтом аспирантуры и исследований Деканского колледжа (1953). Санскритское издание Э.Д. Кулкарни. Копия Archive.org: [4] .
- Шрингара-Пракаша ( Шрингарапракаша ), трактат по поэтике и драматургии
- Шрингара-манджари-катха ( Шрингараманджарикатха ), стихотворение, написанное в ахьяйика. форме
- Таттва-Пракаша ( Tattvaprākasha ), трактат по шиваитской философии. Он представляет собой синтез объемной литературы по сиддханта- тантрам. Копия Archive.org: [5] .
- Видвайджана-Валлабха , трактат по астрономии. Санскритское издание Дэвида Пингри опубликовано в восточной серии № 9 Университета Махараджи Саяджирао Барода (1970).
- Вьявахара-Манджари ( Вьявахараманджари), труд по дхармашастре или индуистскому праву.
- Юкти-Калпатару , работа, посвященная нескольким темам, включая управление государством, политику, городское строительство, проверку драгоценностей, характеристики книг, кораблестроение и т. д. Санскритское издание Ишвары Чандры Шастри, Нарендра Натха Ло (1917). Калькутта: Абинаш Чандра Мандал. Копия Archive.org: [6] . Другое издание Бхагватилала Раджпурохита (2008 г.): ISBN 8177021052 .
Стихи пракрита на языке «Коданда-Кавья» и «Курма-Сатака» также приписывают Бходже. [80] Коданда -Кавья (Кодандакавья) была найдена начертанной на фрагментах каменных плит в Манду . [81] Курма -Сатака ( Аваникурмашатака ), восхваляющая Курма воплощение Вишну (черепаха) , была найдена написанной в Бходж Шале в Дхаре. [82]
Сангитараджа , приписываемый Каласене или Кумбхе , называет Бходжу авторитетом в области музыки, что предполагает, что Бходжа также составил или написал труд по музыке. [80]
Религия
[ редактировать ]
Исторические данные свидетельствуют о том, что Бходжа был преданным Шивы . В его трудах Шива квалифицируется как «Джагадгуру» («Мировой учитель»). [83] и его надписи начинаются со стихов, восхваляющих Шиву. [20] Надпись Удайпура Прашасти более поздних правителей Парамары утверждает, что Бходжа «покрыл землю храмами», посвященными различным аспектам Шивы, включая Кедарешвару, Рамешвару, Соманатху, Калу и Рудру. Джайнский писатель Мерутунга в своей книге «Прабандха-Чинтамани» утверждает, что Бходжа построил 104 храма только в своей столице Дхаре . Однако храм Бходжешвара в Бходжпуре — единственная сохранившаяся святыня, которую можно с уверенностью отнести к Бходже. [84] Некоторые историки, в том числе Г.Х. Оджха и Р. Натх , отождествляли храм Самадхишвара Шивы в Читторе с храмом Трибхувана Нараяна Шивы или Бходжа-свамин, приписываемым Бходже; С момента постройки храм несколько раз реставрировался. [85]
Джайнские легенды утверждают, что Бходжа обратился в джайнизм . Согласно этому рассказу, его придворный поэт Дханапала убедил царя отказаться от ведических жертвоприношений животных . [86] Поэт также открыто высмеивал другие религиозные убеждения Бходжи, в том числе его поклонение Камадеве - Рати и корове . [87] Постепенно Дханапала убедил Бходжу стать джайном. [88]
Эти рассказы об обращении Бходжи в джайнизм несовместимы с историческими свидетельствами. [89] В легенде о Бходже-Прабандле брамин по имени Говинда называет Бходжу вайшнавитом . [89] Вполне возможно, что Бходжа покровительствовал другим конфессиям, несмотря на то, что был шиваитом. [90]
Личная жизнь
[ редактировать ]Бходжа женился на нескольких женщинах в рамках супружеских союзов с другими правящими династиями. Его главной царицей была Лиладеви или Лилавати. Среди других его королев были Падмавати (принцесса Кунтала ), Чандрамукхи (принцесса Анги ) и Камала. [91]
Надписи свидетельствуют о том, что ему наследовал Джаясимха , который, вероятно, был его сыном. [92] В гранте Джаясимхи Мандхаты от 1055 г. н. э. его предшественниками упоминаются как Бходжа, Синдхураджа и Вакпати. [93] Однако в этой надписи не уточняются отношения между Бходжей и Джаясимхой, и это единственный эпиграф, в котором упоминается царь Парамара по имени Джаясимха. Надписи Удайпур Прашасти и Нагпур Прашасти более поздних царей Парамары дают подробную генеалогию царей Парамары, но не упоминают Джаясимху. Эти две надписи называют Удаядитью следующим правителем после Бходжи. Теперь известно, что Удаядитья - брат Бходжи. [94]
Легенды
[ редактировать ]По количеству легенд, окружающих его, Бходжа сравним с Викрамадитьей . [95] Шелдон Поллок описывает Бходжу как «самого знаменитого короля-поэта и короля-философа своего времени, а возможно, и всех индийских времен». [96] Бходжа фигурировал в нескольких легендах как праведный царь-ученый, который был высшим судьей литературных качеств и щедро награждал хороших поэтов и писателей. Большинство этих легенд были написаны через три-пять столетий после его смерти. [97]
Помимо эпиграфических записей, большая часть информации о Бходже поступает из этих легендарных отчетов, в том числе из «Прабандха-Чинтамани» Раджаваллабхи Мерутунги (14 век), «Бходжа-Чаритра» Баллалы (15 век) и «Бходжа-Прабандха» (17 век). Однако многие популярные легенды о Бходже не имеют никакой исторической основы. [98] Например, Бходжа-Прабандха анахронично описывает древнего поэта Калидаса как современника Бходжи. [99]
Чтобы усилить свои имперские притязания, Парамары распространили несколько легенд, связывающих Бходжу с древними легендарными королями. Например, в Симхасане Дватримсике (известном в народе как Сингхасан Баттиси ) Бходжа находит трон Викрамадитьи, и каждая из 32 божественных фигурок, прикрепленных к трону, рассказывает ему историю о Викрамадитье. [100] [101] Легенда Бхавишья Пураны описывает Бходжу как потомка Викрамадитьи и Шаливаханы . Согласно этой легенде, млечча (иностранное) влияние испортило индийскую культуру ко времени вознесения Бходжи. Бходжа подошел к берегам реки Инд и победил нескольких царей млеччха. Сопровождавший его поэт Калидаса волшебным образом превратил в пепел млеччу по имени Махамада, последователи которого стали известны как мусульмане (персонаж Махамада основан на Мухаммеде , возможно, в сочетании с Махмудом Газни ). Вернувшись в свою столицу, Бходжа ввел санскритский язык в число трех высших варн и пракрит язык среди шудр . За время его 50-летнего правления Арьяварта (земля между Гималаями и Виндхьями ) стала благословенной землей, где утвердилась система варн. С другой стороны, кастовое смешение имело место за пределами Виндхья (то есть в Южной Индии ). [102] Опять же, это воображаемая версия, не подкрепленная никакими историческими свидетельствами. [43]
В популярной культуре
[ редактировать ]Его много раз изображали в индийском кино. Некоторые фильмы, основанные на нем, включают: «Раджа Бходж» (1922), «Раджа Бходж» (1926) ди-джея Джавери, «Король Бходж» (1930) А. Нараянана и «Бходжа Калидаса» (1940) Ханумаппы Вишванатха Бабу. [103]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 22.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 23–24.
- ^ Рудольф Хорнле 1907 , с. XVIII.
- ^ Рамамурти (2005). Учебники оперативной нейрохирургии (2 тома) . БИ. п. 4. ISBN 978-81-7225-217-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Махеш Сингх 1984 , с. 16.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 24.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 24–25.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 25–26.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 26-27.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 26.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 16–17.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б Кирит Манкоди 1987 , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б Махеш Сингх 1984 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б К. К. Джайн 1972 , с. 341.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 30–33.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 30.
- ^ АК Уордер 1992 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б H. V. Trivedi 1991 , p. 33.
- ^ Перейти обратно: а б К.Н. Сет 1978 , с. 129.
- ^ Арвинд К. Сингх 2012 , с. 19.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 37.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 62.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 130–132.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 38–40.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 133–134.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 41.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с С.Н. Сен 1999 , с. 320.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 136.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 139.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 140–141.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 46.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 141–144.
- ^ MC Choubey 2006 , с. 63.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 144–145.
- ^ Сайкат К. Бозе, 2015 , с. 27.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 50.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 167–168.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 56–57.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 155–156.
- ^ Перейти обратно: а б Махеш Сингх 1984 , с. 60.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 158.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 163–165.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 61–62.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 166.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 69.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 172–173.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 173.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 174–175.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 175.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 175–176.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 176.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 177.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 151–153.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 154.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 56.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 65–66.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 170–171.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 36.
- ^ Сайкат К. Бозе, 2015 , с. 281.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 148-150.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 180–181.
- ^ К. Н. Сет 1978 , стр. 179–181.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 181.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 182.
- ^ Махеш Сингх 1984 , стр. 66–67.
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 184.
- ^ Махеш Сингх 1984 , с. 68.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Кирит Манкоди 1987 , с. 71.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 68.
- ^ Султан Шах Джахан, бегум Бхопала (1876 г.). Тадж-ул икбал тарих Бхопал, или История Бхопала . Такер, Спинк. п. 222. ОСЛК 28302607 .
- ^ Пранаб Кумар Бхаттачарья (1977). Историческая география Мадхья-Прадеша по ранним записям . Мотилал Банарсидасс . п. 275. ИСБН 978-0-8426-9091-1 .
- ^ CPI присоединяется к кампании против присвоения Бхопалу названия Бходжпал . Daily Bhaskar, 16 марта 2011 г.
- ^ Ашфак Али (1981). Бхопал, прошлое и настоящее . Джай Бхарат. п. XXIX.
- ^ Мартинес, Хосе Луис (2001) [1997]. Семиозис в музыке хиндустани . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 169. ИСБН 81-208-1801-6 .
- ^ Банерджи, Сурес (1989). Спутник санскритской литературы . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 24. ISBN 978-81-208-0063-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пратипал Бхатия 1970 , стр. 318–321.
- ^ Д.Б. Дискалкар (1960). PS Рагхаван (ред.). «Влияние поэтов-классиков на поэтов-писцов» . Журнал истории Индии . 38 (2). Университет Кералы: 292. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ В.М. Кулкарни (2003). Курмашатакадваям: Два стихотворения-пракрита о черепахе, поддерживающей Землю . Л.Д. Институт индологии. стр. 13–14. ISBN 9788185857183 .
- ^ С. Венкитасубрамония Айер (1978). Техническая литература на санскрите . Том. 10. Кафедра санскрита, Университет Кералы. п. 161.
- ^ Кирит Манкоди 1987 , с. 61.
- ^ Р. Нат 1984 , стр. 46–50.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 12.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 13.
- ^ Ганга Прасад Ядава 1982 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Баллала (1950). Повествование о Бходже (Бходжапрабандлха) . Перевод Луи Х. Грея .
- ^ Рахман Али (2008). Искусство и архитектура региона Дашарна (Мальва) . Шарада. п. 38. ISBN 9788188934546 .
- ^ К.Н. Сет 1978 , с. 130.
- ^ AK Warder 1992 , стр. 177.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 62.
- ^ H. V. Trivedi 1991 , p. 63.
- ^ AK Warder 1992 , стр. 176.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , с. 178.
- ^ Шелдон Поллок 2003 , стр. 179–180.
- ^ П.Н. Сундаресан, изд. (2000). Шрути, выпуски 184–195 . п. 253.
- ^ Венкатараман Рагхаван (1975). Санскрит и индологические исследования: Др. V. Том поздравлений Рагхавана . Мотилал Банарсидасс . п. 3. ISBN 9780842608213 .
- ^ Циолковский, Ян М. (2007). Сказки до сказок: средневековое латинское прошлое чудесной лжи . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 220. ИСБН 978-0472025220 .
- ^ Альф Хилтебейтель 2009 , с. 264.
- ^ Альф Хилтебейтель 2009 , стр. 273–275.
- ^ Ашиш Раджадхьякша; Пол Виллемен (1994). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино . п. 98. ИСБН 978-0-85170-455-5 .
Источники
[ редактировать ]- АК Вардер (1992). Индийская поэзия и литература Том. VI: Искусство рассказывания историй. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0615-3 .
- Альф Хилтебейтель (2009). Переосмысление устных и классических эпосов Индии: Драупади среди раджпутов, мусульман и далитов . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226340555 .
- Арвинд К. Сингх (2012). «Интерпретация истории Парамаров». Журнал Королевского азиатского общества . 22 (1): 13–28. JSTOR 41490371 .
- Ганга Прасад Ядава (1982). Дханапала и его времена: социокультурное исследование, основанное на его работах . Концепция.
- Харихар Виттал Триведи (1991). Надписи Парамаров (Часть 2) . Corpus Inscriptionum Indicarum Volume VII: Надписи Парамаров, Чанделл, Каччапагхатов и двух второстепенных династий. Археологическая служба Индии .
- К. К. Джайн (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0824-9 .
- К. Н. Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс. ОСЛК 8931757 .
- Кирит Манкоди (1987). «Ученый-император и погребальный храм: Бходжпур одиннадцатого века» . Марг . 39 (2). Национальный центр исполнительских искусств : 61–72.
- MC Choubey (2006). Трипури, история и культура . Шарада. ISBN 9788188934287 .
- Махеш Сингх (1984). Бходжа Парамара и его времена . Бхаратия Видья Пракашан. OCLC 11786897 .
- Пратипал Бхатия (1970). Парамары, ок. 800–1305 гг. Н.э. Мунширам Манохарлал. ISBN 9788121504102 . OCLC 776890380 .
- Р. Нат (1984). Древности Читторгада . Программа документации исторических исследований.
- Рудольф Хёрнле (1907). Исследования по медицине Древней Индии: Часть I: Остеология . Кларендон Пресс, Оксфорд.
- Сайкат К. Бозе (2015). Ботинки, копыта и колеса: и социальная динамика, стоящая за войной в Южной Азии . Книги Виджа. ISBN 978-9-38446-454-7 .
- С.Н. Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 9788122411980 .
- Шелдон Поллок (2003). Язык богов в мире людей: санскрит, культура и власть в досовременной Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-5202-4500-8 .