Jump to content

Нава-сахасанка-чарита

Не путать с «Нава-сахасанка-чарита» Шрихарши .

Нава-сахасанка-чарита ( IAST : Нава-сахасанка-чарита , «биография Новой Сахасанки ») — эпическая поэма на санскрите, написанная придворным поэтом Парамары Падмагуптой, жившим в 10-11 веках. Это фэнтезийный пересказ подвигов царя Парамара Синдхураджи , носившего титул Нава-сахасанка и правившего регионом малва в центральной Индии.

В эпосе Синдхураджа стреляет золотой стрелой в оленя во время охотничьего похода в Виндхьяс . Олень убегает к своей хозяйке, принцессе нагов Шашипрабхе, которая видит написанный на стреле титул героя «Нава-Сахасанка». Тем временем, преследуя оленя, король натыкается на ожерелье с именем Шашипрабхи. Впоследствии Синдхураджа и Шашипрабха встречаются и влюбляются друг в друга. Отец Шашипрабхи решил выдать ее замуж за человека, который принесет ему золотой лотос, принадлежащий царю демонов Ваджранкуша. Синдхураджа отправляется в поход против Ваджранкуша, ведомый речной богиней Нармадой и мудрецом Ванку, а также при поддержке воина-нага Ратначуды и лидера видьядхаров Шашиханды. Он побеждает короля демонов, приносит лотос и женится на Сахшипрабхе.

Авторство

[ редактировать ]

Эпос был написан Падмгауптой, который также был известен как Паримала Калидас и был сыном Мриганки-гупты. Он был придворным поэтом Парамара в конце 10 - начале 11 веков. [1] Падмагупта был придворным героя эпоса, царя Парамара Синдхураджи (990-е гг.), который правил регионом малва в центральной Индии. [2] В эпосе Падмагупта утверждает, что он составил текст по приказу Синдхураджи. [3] Литературная карьера Падмагупты, возможно, охватывала период правления преемников Синдхураджи Мунджи и Бходжи . [1]

«Нава -сахасанка-чарита» — единственное сохранившееся произведение Падмагупты, хотя он написал по крайней мере еще одно стихотворение. [4] Об этом можно судить по тому факту, что некоторые стихи, приписываемые Падмагупте в более поздних произведениях, не встречаются в « Нава-сахасанка-чарите» . К этим более поздним работам относятся Бходжи « Сарасвати -кантха-бхарана» Кшемендры , «Аучитья-вичара-чарча» Мамматы , «Кавья-пракаша» Вардхаманы и «Гана-ратна-маходадхи» . Процитированные стихи позволяют предположить, что другое стихотворение Падмагупты было походом генерала Басапы короля Тайлапы против короля Мулараджи . [5]

Написанная в стиле Вайдарбхи , «Нава-сахасанка-чарита» не содержит длинных сложных слов или тяжелой аллитерации, за исключением описания битвы в Песне 12. [6] Падмагупта был поклонником древнего поэта Калидасы и писал на богато украшенном языке. Кажется, что он часто подражает Калидасе, хотя выражение его лица оригинально. Некоторые легенды связывают Бходжу с Калидасом: на самом деле это может быть отсылкой к псевдониму Падмагупты Паримала Калидас. [5]

Нава-сахасанка-чарита разделена на 18 песен и сосредоточена вокруг свадьбы Синдхураджа с принцессой Шашипрабхой. [1] Название стихотворения буквально означает биографию ( чарита ) нового ( нава ) Сахасанки. Викрамадитья , знаменитый легендарный царь, был также известен как Сахасанка («имеющий знак смелости»). Его столица Удджайн оказалась расположена на территории, которая ко времени Падмгаупты стала королевством Парамара. [7]

Охота на оленей

[ редактировать ]

Однажды царь Синдхураджа (он же Нава-Сахасанка) и его спутники отправляются на охоту в хребет Виндхья . В Песне 2, расстреляв из стрел различных животных, он пытается поохотиться на оленя. Во время погони он спешивается с лошади и следует за оленем в лес. Он поражает оленя стрелой, отмеченной его собственным именем ( Нава-Сахасанка ), но стрела не причиняет оленю серьезных травм. Король замечает золотую цепочку на шее оленя и подозревает, что в ней есть что-то сверхъестественное. После того, как животное исчезает в лесу, министр Синдхураджи Рамангада (он же Яхсобхата) советует королю избегать палящего солнца в полдень и немного отдохнуть. Затем Синдхураджа купается в ближайшем озере и немного вздремнет. [7] Проснувшись, он бродит в поисках оленя, но не может его найти. Ночью он спит на подстилке из побегов , сделанной Рамангадой. [8]

В Песне 3 на следующее утро Синдхураджа отправляется в лес в поисках оленя в сопровождении Рамангады. Мужчины идут по следу, отмеченному каплями крови, и видят летящего гуся с жемчужным ожерельем в клюве. Рамангада отмечает, что ожерелье, вероятно, принадлежало одной из дочерей демонов, богов и нагов , развлекавшихся в Виндхьях. По совету Рамангады Синдхураджа готовится выстрелить в птицу из стрелы, но в этот момент птица роняет ожерелье на берег озера, чтобы подобрать стебель лотоса. Рамангада приносит ожерелье царю, который замечает написанное на нем женское имя «Шаши-прабха» и носит его. [8]

Встреча с Шаширабхой

[ редактировать ]

В Песне 4 Синдхураджа чувствует, что влюбился в неизвестную женщину Шашипрабху. Некоторое время спустя он видит красивую женщину, которой оказывается Патала, дочь Нага Хема и спутница Шаши-прабхи. В Песне 5 Патала рассказывает ему, что Шашипрабха — принцесса нагов, которая красивее богинь и нимф , а ее отец Шанкха-пала правит из столицы королевства Бхогавати. [8] Патала также сообщает Синдхурадже, что застреленный им олень принадлежал Шашипрабхе, и принцесса влюбилась в него, увидев на стреле имя «Нава-Сахасанка». Более того, ожерелье, найденное Синдхураджем, было украдено у принцессы диким гусем. Патала берет ожерелье и уходит, чтобы принести ему золотую стрелу Синдхураджи. [9]

В Песне 6 спутница Шашипрабхи Малаявати говорит ей, что Нава-Сахасанка - красивый и опытный царь Аванти, который станет для нее идеальным мужем. [9] В Песне 7 Шашипрабха и Синдхураджа встречаются на берегу реки Нармада и, очевидно, влюблены друг в друга. Внезапно разражается сильная гроза, и Шашипрабха от страха цепляется за Синдхураджа. [10]

Синдхураджа попадает в подземный мир

[ редактировать ]

В Песне 8 встреча Синдхураджи с Шашипрабхой резко обрывается, когда голос поручает принцессе вернуться в свой дом в подземном мире ( патала ). Когда она уходит, Синдхураджа следует за ней, прыгая в реку в поисках входа в подземный мир, а Рамангада следует за ним. На пути в подземный мир он преодолевает несколько препятствий: в том числе лев и слон, которые исчезают, когда он натягивает лук; и река, которая превращает любого, кто к ней прикасается, в камень - Синдхураджа перепрыгивает через нее с помощью бамбука. [10]

В конце концов Синдхураджа достигает города-золотого дворца, где попугай в клетке сообщает ему, что речная богиня Нарамада встретит его как гостя. В Песне 9 богиня сообщает Синдхурадже, что, когда родилась Шашипрабха, божества сказали ее отцу — царю нагов — что она выйдет замуж за лучшего из мужчин ( пурушоттаму ), и что она принесет гибель врагу-нагу Ваджранкуше. Следовательно, царь нагов заявил, что выдаст Шашипрабху замуж за человека, который принесет ему золотой лотос, выросший в бассейне царя демонов ( асуров ) Ваджранкуша. Богиня убеждает Синдхураджа сделать это, говоря ему, что он является частичным воплощением бога Вишну и что мудрец Ванку проведет его в столицу Ваджранкуша Ратнавати. [11]

В Песне 10 Рамангада призывает Синдхураджа вторгнуться в королевство Ваджранкуши, уверяя его, что армия нагов поддержит его, точно так же, как армия ванаров поддержала Раму . Как соглашается Синдхураджа, попугай представляется как Ратначуда, мальчик-нага, превратившийся в попугая из-за проклятия ученика мудреца Канвы . Мудрец сказал ему, что проклятие спадет, когда он перенесет послание от Нава-Сахасанки Шашипрабхе. [11] Соответственно, Синдхураджа велел попугаю сообщить царице, что он последовал за ней в мир нагов и войдет в ее город после того, как получит золотой лотос. [12]

Эрмитаж мудреца Ванку

[ редактировать ]

В Песне 11, следуя указаниям Нармады, Синдхураджа приходит в обитель мудреца Ванку. Судя по внешности короля, мудрец делает вывод, что он был чакравартином (универсальным императором), и приветствует его. Когда Ванку спрашивает о династии царя, Рамангада повествует легенду Агникулы , согласно которой прародитель династии Парамара произошел от жертвенного огня, устроенного мудрецом Васиштхой . Затем Рамангада называет предшественников Синдхураджи, в том числе Упендру, Вакпати-раджа I, Вайрисимху, отца Синдхураджи Сияку и старшего брата Синдхураджи Вакпати-раджа II . Затем министр представляет Синдхураджа, псевдоним Нава-Сахасанка, как царя Уджайини , города Шивы . Он описывает царя как друга поэтов и как человека, в котором жила Сарасвати (богиня обучения) после легендарных царей Викрамадитьи и Сатаваханы . смерти [12]

Затем Рамангада рассказывает Ванку об экспедиции Синдхураджи, дарит ему украшенный драгоценными камнями браслет и просит совета. Мудрец восхваляет царя, предсказывает ему успех в походе и приглашает отдохнуть в скит. В Песне 12 Синдхураджа отдыхает в отшельнике, мечтая во сне о Шашипрабхе. Проснувшись, когда он разговаривает с мудрецом, к нему приходит обезьяна и дает ему гранат, сделанный из драгоценных камней. Как только король принимает подарок, обезьяна превращается в человека. [12] Мужчина представляется как Шашиханда, сын царя видьядхары (волшебника) Сикхандакету. Шашиханда объясняет, что тысячу лет назад он пытался похитить девушку из обители мудреца, из-за чего мудрец проклял его стать обезьяной. [13] Мудрец сказал ему, что его проклятие закончится, когда сын короля Сияки заберет у него украшение. Затем Шашиханда вызывает свою армию видьядхаров на помощь Синдхурадже. [14]

Поход против Ваджранкуша

[ редактировать ]

В Песне 13, с благословения мудреца Ванку, силы Синдхураджи начинают марш к столице Ваджранкуши. В Песне 14 с помощью магического заклинания видьядхара колесница Синдхураджи взлетает в воздух. В сопровождающих его видьядхарах -виманах (летающих колесницах) есть женщины, которые во время низкого полета собирают цветы с деревьев. Армия расположилась лагерем у реки Ганг, чтобы дать женщинам возможность отдохнуть. Песнь 15 посвящена описанию женского купания в реке, распития спиртных напитков и занятий любовью. [14]

С одной стороны, эта большеглазая девушка,
ее тело мягче, чем Шириша (цветок),
А с другой эта горячка любви,
грубый, как огонь!

Нава-сахасанка-чарита 16.28, Малаявати описывает состояние Шашипрабхи в письме Синдхурадже. [15]

В Песне 16 Патала приходит с посланием от Малаявати, в котором говорится, что Шаши-прабха любит короля и хочет, чтобы он вернулся как можно скорее. Синдхураджа возобновляет свой марш, и к нему присоединяется Ратначуда. Блестящий драгоценный камень на голове Ратначуды освещает путь армии во тьме. Когда Ратнавати приближается, Синдхураджа пытается получить золотой лотос мирным путем. [14] Он отправляет Рамангаду посланником к Ваджранкуше, прося короля демонов передать золотой лотос, чтобы Синдхураджа мог жениться на Шашипрабхе, и предлагая взамен свою дружбу. [16] Ваджранкуша насмешливо отвергает это предложение, заявляя, что такая красивая женщина, как Шашипрабха, не подходит простым людям. Затем Рамангада объясняет, что Синдхураджа был не просто человеком: он был воплощением Вишну и в конечном итоге заберет голову Ваджранкуша вместе с лотосом. [17]

Песнь 17 описывает осада Ратнавати Синдхураджем. Рамангада обезглавливает сына Ваджранкуша диском ( чакрой ), а Синдхураджа обезглавливает Ваджранкуша стрелой. Синдхураджа поддерживают Шашиханда, сражающийся рядом с ним, и Ратначуда, освещающий темный подземный мир своим драгоценным камнем. Одержав победу, Синдхураджа предоставляет защиту жителям Ратнавати и назначает Ратначуду правителем бывшего королевства Ваджранкуши. [17]

Свадьба Синдхураджи и Шашипрабхи

[ редактировать ]

В Песне 18 Синдхураджа входит в Бхогавати, поскольку местные женщины восхищаются им, а Рамангада несет золотой лотос, взятый у Ратнавати. По пути во дворец Шанкхапалы он останавливается в храме бога Хатакешвары (аспекта Шивы), чтобы спеть гимн. Войдя во дворец, он видит Шаширабху, готового к свадебной церемонии. Когда по просьбе Малаявати он прикладывает золотой лотос к уху Шашипрабхи, олень превращается в человека. [17] Мужчина объясняет, что раньше он был командиром стражи ( пратихара-пала ) отца Синдхураджи Сияки по прозвищу Харша и превратился в оленя из-за проклятия мудреца Канвы. [18]

Синдраджа и Шашипрабха женятся. Шанкхапала дарит Синдхурадже хрустальный лингам, созданный богом-ремесленником Твастаром и изображающий Шиву в образе Ардханаришвары . Затем Синдхураджа посещает храм Шивы в Уджайини в сопровождении Шашипрабхи и Рамангады. Затем он отправляется в Дхару , которую называют его «семейной столицей», и устанавливает там лингам. Он отправляет Шашиханду и Ратначуду в их страны, а сам восседает на императорском троне вместе с Шашипрабхой. [18]

Историчность

[ редактировать ]

Эпос представляет собой сплав истории с мифологией. [19] и повествует об исторических событиях, превращенных в причудливую романтическую легенду. [2]

Историк В. С. Патхак предполагает, что Шашиханда представляет Северной Шилахары царя Апараджиты , а Ваджранкуша представляет царя Южной Шилахары Раттараджи. [20] Ратнавати можно отождествить с современным Ратнагири , который, возможно, был столицей Южной Шилахары. «Проклятие» Шашиханды может быть метафорой его предыдущего поражения и изгнания. [21]

Патхак также считает, что наги из этой истории представляют династию Синда Карахаты (современный Карад ). [21] Таким образом, принцесса нагов Шашипрабха представляет супругу Синдхураджи, чья семья Синда утверждала, что произошла от мифических нагов . [22] «Подземный мир» представляет собой территорию к югу от реки Нармада . [21]

Наследие

[ редактировать ]

В 11-й песне « Нава-сахасанка-чарита» рассказывается история происхождения Агникулы из рода Парамара. Согласно этой истории, в период ведический у Васиштхи — царственного жреца солнечного царя Икшваку — была корова, исполняющая желания . Когда воин, ставший мудрецом Вишвамитра , украл эту корову, Васиштха совершил ритуальное жертвоприношение на горе Арбуда , и из жертвенного огня ( агни ) возник вооруженный воин в царской короне. Этот воин отбил корову, и Васиштха назвал его Парамара («убийца врагов»). Цари Парамара были его потомками. [23]

Таким образом, эпос является старейшим источником, в котором упоминается легенда об Агникуле, которая впоследствии стала популярной среди других династий. Падмагупта, вероятно, придумал легенду, чтобы сфабриковать мифическую генеалогию династии Парамара, поскольку все другие соседние династии к этому времени заявляли о своем происхождении от мифических героев или богов: Пратихара от Лакшмана , Чахамана (Чауханы) от Сурьи (Солнца), Чаулукья от чалука Сосуд для воды Брахмы ( ) и Чанделы с Чандры (Луны). [24]

Позднее парамары были признаны « раджпутами », а миф об их происхождении от огня был перенят другими семьями раджпутов. [23] В средневековом тексте Притхвирадж Расо говорится, что помимо Парамары прародители трех других династий — Пратихара , Чаулукья и Чахамана — были созданы из огня Васиштхой. В более ранних записях этих других династий этот миф о происхождении не упоминается. [25]

Библиография

[ редактировать ]
  • АК Вардер (1992). Индийская литература кавья . Том. 6: Искусство рассказывания историй. Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-0615-3 .
  • АК Вардер (1972). Введение в индийскую историографию . Популярный Пракашан.
  • Кришна Нараин Сет (1978). Рост могущества Парамара в малва . Прогресс. ОСЛК   8931757 .
  • М. Шринивасачариар (1989). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-0284-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b13cc0681ca4b7f5d6ae01402be71ed__1717323480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/ed/4b13cc0681ca4b7f5d6ae01402be71ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nava-sahasanka-charita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)