Шрихарша
Шри-харша ( IAST : Шрихарша XII века ) был индийским философом и поэтом н.э. Работы Шрихарши обсуждают различные темы индийской философии , такие как прамана . Его часто интерпретировали как пропагандиста Адвайта Веданты в его «Сладостях опровержения» ( Khandanakhaṇḍanakhadya ), однако эта интерпретация остается спорной среди современных ученых. [1] [2] [3] Мысль Шрихарши оказала влияние как на мыслителей ньяя - вайшешика , так и на традицию Адвайта-Веданты. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Шрихарша был сыном Шрихиры и Мамалладеви. Его отец, Шрихира, был поэтом при дворе Гахадавалы царя Виджаячандры . [4] Его отец также был проводником простых людей к Богу с помощью Вед, мыслей Бхагавад-гиты и т. Д. Его отец перед смертью попросил Харшу хорошо учиться и стать пандитом. Он посоветовал ему использовать свою шикшу (образование), чтобы сделать жизнь простых людей более божественной и лучшей. Кроме того, он посоветовал Шрихарше донести до каждого мысли о Бхагавад-гите.
Шрихарша получил классическое индийское образование в гурукуле , учился и жил под руководством гуру. Он овладел всеми писаниями и всеми школами мысли, преобладавшими в то время. Он, как известно, написал « Сладости опровержения» ( Khandanakhaṇḍanakhadya ), в которых критикуется эпистемология школы ньяя и рациональные исследования в целом. [1]
Шрихарша провел свою дальнейшую жизнь в аскетическом безмятежности на берегу реки Ганга. Он написал несколько произведений. К ним относятся Найшадхачарита, Кханданакхандахадья, Виджаяпрасасти , Чиндапрасасти , Гаудорвисакулапрасасти , Сахасанкачарита , Арнававарнана и Амаракхандана .
Философия
[ редактировать ]Самым известным философским текстом Шрихарши является « Кханданакхандахадья» («Сладкие кусочки опровержений» или просто «Сладости опровержений »). [5] [2]
Шрихарша считает, что любой философский аргумент или точка зрения подлежит опровержению ( кхандана-юкти ), и поэтому все философские аргументы неоспоримы и не являются достаточным доказательством для того, чтобы поверить в какую-либо философскую точку зрения. [2]
В работе основное внимание уделяется скептической критике рациональных философских доказательств, особенно эпистемологической системы философской школы Ньяя - Вайшешика . [2] Его основная критика заключается в неадекватности определений ньяи шести философских категорий, которые они защищают: субстанция ( дравья ), качество ( гуна ), действие ( карма ), универсальное ( саманья ), предельное дифференциатор ( вишеша ) и отношение неотъемлемости (вишеша). самавая ). [2] Шрихарша также критикует определение знания ньяя и утверждает, что не может быть единого удовлетворительного определения. [2]
Шрихарша думает, что его критика также предоставляет доказательства недвойственности сознания , точку зрения, согласно которой действительно существует только сознание. [2] Действительно, хотя Шрихарша критикует почти все философские категории и взгляды, включая причинность и внешний мир (помимо сознания), он утверждает реальность сознания. [2]
По мнению Шрихарши, все события сознания осознают себя или самораскрываются. Таким образом, сознание знает себя, и это рефлексивное самопознание — единственное, что нам нужно знать, что сознание реально. Эту точку зрения обычно защищала буддийская школа Йогачара , которая защищала теорию саморефлексивного осознания ( свасамведана ). [2]
Шрихарша также пытается показать посредством своей многочисленных критиков рациональной мысли ньяи, что использование рациональности для попытки понять высшую реальность является тщетным действием. Таким образом, он считает, что рациональная аргументация не может доказать ни дуалистическую систему ньяи, ни доказать недуализм. [2] Вместо этого он говорит, что метод познания недвойственности — это тонкое осознание недвойственности, возникающее в результате созерцания, основанного на слушании слов и великих предложений ( махавакьев ) Упанишад . [2]
Одно из прочтений основной идеи этого текста заключается в том, что он стремится показать нестабильность разума и то, как любой рациональный аргумент может быть подорван дальнейшими рассуждениями. Таким образом, рассуждения всегда безрезультатны. По этой причине Шрихарша утверждает, что логики ньяи должны прекратить заниматься философией и поверить в освобождающую силу Упанишад . [2] Таким образом, Шрихарша радикально отличается от философа адвайты Шанкары , который считал, что разум может помочь нам лучше понять высшую истину. Для Шрихарши разум бесполезен, только вера и Упанишады приведут нас к истине недвойственности. [2]
Поэзия
[ редактировать ]Шрихарша сочинил кавья поэму «Наишадха Чарита» ( IAST : Naishadhacarita ) в 1174 году, во время правления сына Виджаячандры Джаячандры . Согласно «Прабандхакоше » Раджашекхары , после широкого признания Наишадха Чариты Шрихарша был удостоен титула Нарабхарати . [4]
« Найшадха Чарита» содержит эротические темы, но, по словам джайнского ученого 15-го века Наячандры Сури , Шрихарша на самом деле был целомудренным человеком, который «покорил свои органы чувств» ( джитендрия ). [6]
« Наишадха-чарита» была привезена в Гуджарат Харихарой во время правления Вирадхавалы , которую Чанду Пандит в своей «Дипике» , написанной в 1296 году, называет новой поэмой, а также комментарием Видьядхары. Наишадха Чарита была написана раньше, чем Кханданакхандахадья , в тексте которой Шрихарша ссылается на работы Калидаса . [4]
См. также
[ редактировать ]- Нагарджуна (буддийский философ, написавший аналогичные опровержения Ньяи)
- Джаяраши Бхатта (похожий скептик из школы Чарвака )
- Йогачара
- Философские размышления в Найшадхачарите
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шаштри, Пандуранг. Шраддха Часть 2 . Нирмал Никетан. стр. 29–42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Дас, Ниланджан (2021 г.), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Шрихарша» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 июня 2023 г.
- ^ Гранофф, Филлис Э., 1978, Философия и аргументация в поздней веданте: Кханданакхандахадья Шри Харсы , Додрехт: Д. Рейдель. [Содержит перевод введения к Кханданакхандахадье на страницах 71–208]. doi:10.1007/978-94-009-9822-3
- ^ Jump up to: а б с М. Шринивасачариар 1974 , с. 177.
- ^ Ч.Кунхан Раджа. Обзор санскритской литературы . Бхаратия Видья Бхаван. п. 147.
- ^ Филлис Гранофф 2006 , с. 37.
Библиография
[ редактировать ]- М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0284-1 .
- Филлис Гранофф (2006). «Горы Вечности: Райду и колоссальные Джины Гвалиора» . Rivista di Studi Sudasiatici . 1 . Издательство Флорентийского университета: 31–50. дои : 10.13128/RISS-2455 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Английский перевод «Наишадха-чарита» К.К. Хандики [вычитка] (включая глоссарий)