Свасамведана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Переводы Свасамведана | |
---|---|
Английский | Рефлексивное осознание, Самосознание |
санскрит | Свасамведана |
тибетский | Рангги риг па |
Глоссарий буддизма |
В буддийской философии свасамведана (также свасамвитти ) — это термин, обозначающий саморефлексивную природу сознания . [ 1 ] Первоначально это была теория познания, которой придерживались школы Махасамгхика и Саутрантика, в то время как школы Сарвастивада - Вайбхасика выступали против нее.
Идея была широко защищена индийским философом Дигнагой и является важным доктринальным термином в индийской махаянской мысли и тибетском буддизме . Его также часто переводят как самопознание или самопонимание , а Смит — как «собственную видью ».
Источники в буддийских школах
[ редактировать ]Школа Махасамгхика
[ редактировать ]По словам Чжихуа Яо, эта теория была впервые представлена школой Махасамгхика . Их точка зрения сохранилась в Сарвастивады сборнике Абхидхармы под названием Маха-Вибхаса и гласит:
Природой ( свабхава ) осознания ( джняна ) и т. д. является постижение, поэтому осознание может постичь себя так же, как и других. Это похоже на лампу, которая может освещать себя и других благодаря своей природе светимости. [ 2 ]
Этот вопрос также обсуждается в «Тхеравадин Каттаваттху» (раздел V.9) в диалоге между тхеравадином и андхакой (махасамгиками в регионе Андхра ). [ 3 ] В диалоге Тхеравадин спрашивает Андхаку, познает ли человек осознание настоящего посредством того же самого осознания. Андхака сначала отрицает это, но затем подтверждает, когда его снова спрашивают. В комментарии к «Каттхаватту» Буддхагхоша объясняет это тем, что «речь идет о непрерывности», таким образом, если рассматривать момент ума сам по себе, он не может познать себя, но можно так сказать в непрерывном потоке моментов ума. [ 4 ] Тхеравадин возражает, утверждая, что другие совокупности, такие как чувство, не чувствуют себя, и использует сравнения с ножом, который не может порезаться, или иглой, которая не пронзает себя. Затем Андхака приходит в себя, приводя следующий аргумент в пользу своей позиции самопознания:
Но когда все явления рассматриваются как непостоянные, разве это осознание также не рассматривается как непостоянное? [ 5 ]
Школа Сарвастивада
[ редактировать ]Источники сарвастивады, обсуждающие самопознание, в основном делают это для того, чтобы опровергнуть идею о том, что момент ума может познать себя в этот момент. К ним относятся Джнянапрастхана и Махавибхаса . [ 6 ] Однако это не означает, что сарвастивадины отвергают все теории самопознания, они разработали свою собственную теорию, которая утверждала, что моменты ума познают себя только рефлексивно в отношении предыдущих моментов ума. Как утверждает Чжихуа Яо, «другими словами, разум познает себя через отражение прошлого разума». [ 7 ] Сарвастивадины используют свою метафизическую теорию реального существования прошлого, настоящего и будущего, чтобы позволить настоящему разуму принять прошлый разум как самого себя.
Школа Саутрантика
[ редактировать ]Авторы саутрантики также обсудили эту теорию. Оно было подробно освещено Хариварманом, автором « Таттвасиддхишастры» , и показывает, что он находился в диалоге как с взглядами Сарвастивады, так и с взглядами Махасамгхики. [ 8 ] Точка зрения Харивармана выступает против одновременной модели самопознания Махасамгхики и вместо этого утверждает, что самопознание можно увидеть только в ходе последовательных моментов познания. [ 9 ] То есть оно включает в себя множество психических процессов, которые, по мнению Харивармана, происходят в «континууме настоящего», и это не случай отдельного момента сознания, познающего себя, а случай, когда разум схватывает «образ» ( акара ) самого себя, как он есть. угасает. [ 10 ] Это также часть его рассказа о том, как работает память.
Дигнага
[ редактировать ]Буддийский философ Дигнага также защищал теорию свасамведаны, опираясь на влияние Саутрантики и Йогачары. Для Дигнаги свасамведана — это своего рода восприятие ( пратьякша ), которое представляет собой «внутреннее осознание ментального сознания», и его теория восприятия также предполагает, что оно неконцептуально (в отличие от другого источника достоверного познания, анумана — умозаключения). [ 11 ] Он утверждает, что свасамведана является действенным средством познания, так же, как и чувственное восприятие. [ 12 ] Дигнага приводит три причины, почему познание может схватить объект и самого себя.
- Без саморефлексивной природы не было бы разницы между а) познанием объекта и б) осознанием познания объекта.
- Если бы познание схватывало только себя, содержание более раннего познания исчезло бы, когда имеет место более позднее познание.
- Память доказывает саморефлексивную природу познания, поскольку человек способен помнить как объект, так и свое прежнее познание его. [ 12 ]
Дхармакирти
[ редактировать ]Дхармакирти, самый влиятельный последователь Дигнаги, также защищал свасамведуну . Он утверждал, что познание и его объект — одно и то же, поскольку они воспринимаются вместе в одно и то же время. Если бы человек не мог воспринимать познание, он не мог бы и воспринимать его содержание. Он утверждает, что познание не может быть познано другим познанием, потому что это привело бы к бесконечному регрессу: второе познание потребовало бы третьего познания, чтобы познать его, и так далее. [ 12 ]
Бхартрихари
[ редактировать ]В Вакьяпадии Бхартрихари пишет о свасамведане , но утверждает, что одно познание не может быть содержанием другого познания. В стихе 3.1.106 он объясняет, почему познание не может быть объективировано на примере света: «как источник света никогда не освещается другим, так и познание никогда не познается другим». Он пишет также, что познание всегда воспринимается одновременно с познанием его содержания. Это объяснение позволяет избежать бесконечного регресса, вызванного тем, что для первого познания требовалось познание второго порядка. [ 12 ]
школа мадхьямака
[ редактировать ]Сантаракшита резюмирует аргументы Дигнаги и Дхармакиртиса в пользу свасамведаны в «Таттвасанграхе» . Он также обсуждает две дополнительные особенности свасамведаны . [ 12 ]
- Самосознание не определяется другими познаниями
- Самосознание – отличительная черта живого
Махаянская схоластика
[ редактировать ]Свасамведана лежит в основе серьезных доктринальных разногласий в индийском буддизме Махаяны. Хотя ее защищали мыслители Йогачары, такие как Дхармакирти и эклектичный Сантаракшита , она подвергалась нападкам со стороны мыслителей « Прасангика Мадхьямика », таких как Чандракирти и Шантидева . [ 13 ] Поскольку в мышлении Мадхьямики все дхармы лишены ), они утверждали, что сознание не может быть по своей сути внутренней сущности ( свабхавы рефлексивной конечной реальностью, поскольку это означало бы, что оно самоподтверждается и, следовательно, не характеризуется пустотой .
В тибетском буддизме существуют различные конкурирующие взгляды на свасамведану (тибетский: Ранги риг па). [ нужна ссылка ]
В Ньингма школы традиции Дзогчен свасамведану часто называют «самой природой ума» (sems kyi chos nyid) и метафорически называют « сиянием » ( gsal ba ) или «ясным светом» ( od gsal ). [ нужна ссылка ] Распространенной тибетской метафорой этой рефлексивности является метафора лампы в темной комнате, которая, освещая предметы в комнате, также освещает себя. Медитативные практики Дзогчен направлены на то, чтобы привести ум к непосредственному осознанию этой светящейся природы. В Дзогчене (а также в некоторых традициях Махамудры ) Свасамведана рассматривается как изначальный субстрат или основа (gdod ma'i gzhi) ума. [ нужна ссылка ]
Следуя Дже Цонкапы интерпретации (1357–1419) воззрений Прасангика Мадхьямаки , школа Гелуг полностью отрицает как условное, так и окончательное существование рефлексивного осознания. Это один из «восьми трудных моментов» Цонкапы, которые отличают точку зрения Прасангики от других. [ 14 ] Философ Ньингма доктриной Джамгон Джу Мипхам Гьяцо (1846–1912) защищал общепринятое существование рефлексивного осознания в соответствии с Мадхьямаки двух истин . По мнению Мипхама, критика рефлексивного осознания в Прасангике применима только к его конечной внутренней реальности, а не к его условному статусу. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- публикация
- природа Будды
- Шрихарша
- Диппер (йога)
- Рангтонг-Шентонг
- Ригпа
- Виджняна
- Сваям пракаша (самосвещение в Адвайта Веданте )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Уильямс. Рефлексивная природа осознанности: тибетская защита мадхьямаки , стр. xi. Керзон Пресс, 1998.
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 15.
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 24-25.
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 26
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 29.
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 42-43
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 47
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 98
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 99
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 107
- ^ Чжихуа Яо, Буддийская теория самопознания (Критические исследования буддизма Рутледжа), 1-е издание, 2005 г., стр. 131, 138
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ферранте, Марко (август 2017 г.). «Исследования Бхартрихари и Пратьябхиджны: случай свасамведаны» . Религии . 8 (8): 145. дои : 10.3390/rel8080145 . ISSN 2077-1444 .
- ^ Пол Уильямс. Рефлексивная природа осознанности: тибетская защита мадхьямаки , стр. xiii. Керзон Пресс, 1998.
- ^ Пол Уильямс. Рефлексивная природа осознанности: тибетская защита мадхьямаки , стр. хв. Керзон Пресс, 1998.
- ^ Пол Уильямс. Рефлексивная природа осознанности: тибетская защита мадхьямаки , стр. xvi. Керзон Пресс, 1998.