Ригпа
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
В Дзогчене ригпа ( тибетский : Дэй , Уайли : риг па ; Скр. видья ; «знание») — знание местности . [2] Противоположностью ригпа является ма ригпа ( авидья , невежество). Практикующего, достигшего состояния ригпа и способного пребывать в нем постоянно, называют Ригдзином или Ригмой (см. Видьядхара ), и этот титул можно использовать как до, так и после номинально.
Ригпа (знание)
[ редактировать ]Ригпа (санскрит: видья , «знание») — центральная концепция Дзогчена. По словам Ачарьи Малкольма Смита:
Текст из Сердечной Сущности Вималамитры под названием « Светильник, суммирующий видью» ( Rig pa bsdus pa'i sgronma ) определяет видью следующим образом: «...видья есть знание, ясность и неизменность». На санскрите термин видья и все остальные его родственные слова подразумевают сознание, знание, знание, науку, интеллект и так далее. Проще говоря, видья означает беспристрастное знание основы, которой является собственное состояние. [3]
Ригпа – это знание земли . [2] Оно также стало означать «изначальное осознание», которое само по себе является фундаментальной основой . [4] Эрик Пема Кунсанг переводит текст, который дает основные определения ригпа и ма ригпа в контексте Дзогчен:
Незнание (маригпа) — это незнание природы ума. Знание (ригпа) — это знание изначального бодрствования, которое является личным опытом. [5]
Ригпа имеет два аспекта, а именно кадаг и лхун-лич . [6] Кадаг означает «чистота» или, в частности, «изначальная чистота». [7] [8] Lhun grub по-тибетски обычно подразумевает автоматические, самопроизвольные или спонтанные действия или процессы. [9] Как качество ригпа оно означает «спонтанное присутствие». [7] Это также может означать «имеющее самодостаточное происхождение», изначально существующее, не имеющее происхождения, самосуществующее. [9] Это разделение является эквивалентом в Дзогчене более распространенного раздела мудрости и сострадания Махаяны. [6]
Близкородственными терминами являются ye shes (санскр. jñāna , первозданное сознание), что означает «изначальное, чистое состояние сознания», и мудрость ( shes rab , санскр. prajña ). [10] Ригпа также описывается как «изначальная мудрость рефлексивного самосознания». [11] [цитата 1] Таким образом, мудрость – это не что иное, как ригпа. [12] Мастера Дзогчен приводят аналогию: истинная природа человека подобна зеркалу, которое отражает совершенно открыто, но не подвержено влиянию отражений; или как хрустальный шар , который принимает цвет материала, на который он помещен, не меняясь при этом. Знание, возникающее в результате осознания этой зеркальной ясности (которую нельзя найти ни путем поиска, ни идентифицировать) [13] называется ригпа . [14]
Сэм ван Шайк переводит ригпа как « гнозис », который он называет «формой осознания, соответствующей нирваническому состоянию, свободной от всех заблуждений». [15] Он отмечает, что другие определения ригпа включают «свободный от разработок» ( srpos bral ), «неконцептуальный» ( rtog med ) и «трансцендентный интеллекта» ( blo 'das ). Оно также часто сочетается с пустотой, как, например, в сокращении rig stong (гнозис-пустота). [15]
Безусловная : природа ригпа описывается в Лонгчен Ньингтиг следующим образом
Не созданный превосходными буддами и не измененный низшими разумными существами, этот неизмышленный гнозис настоящего момента представляет собой рефлексивное сияние, обнаженное и безупречное, самого Изначального Господа. [16]
Джон В. Петтит отмечает, что ригпа рассматривается как нечто, находящееся за пределами утверждения и отрицания, принятия и отвержения, и поэтому, когда оно признано, оно известно как «естественное» ( ma bcos pa ) и «не требующее усилий» ( rtsol med ). [17] По этой причине Дзогчен также известен как вершина и конечный пункт всех путей.
Ачарья Малкольм Смит также отмечает, что вневременная природа основы также применима к наличию основы у живых существ в виде ригпа:
Поскольку время не является фактором, когда дело доходит до анализа основы, тексты Великого Совершенства могут определять освобождение живых существ как вневременное, то есть состояние освобождения является их безусловным сущностным состоянием. Это не что-то, что можно получить; это то, что нужно открыть. Что еще более важно, основой является состояние будды, и оно функционирует как состояние будды. [18]
Как отмечает Александр Берзин, все хорошие качества ( ён-тан ) Будды уже «являются врождёнными ( лхан-небеса ) для ригпа, а значит, возникают одновременно с каждым моментом ригпа, и изначальными ( гньюг-ма ), в смысле отсутствия начала». [19]
В текстах Дзогчен основа и ее ригпа, присутствующие в живых существах, называются сугатагарбхой. [3] В «Комментарии Вималамитры» говорится, что «поскольку цель состояния будды существует в виде семени в изначальном сознании видьи, благодаря практике определенно достигается успех». [20]
Тексты Дзогчен также описывают, как ригпа связана с энергетическим телом. Тантры Дзогчен объясняют, что ригпа может располагаться в центре человеческого тела, в сердечном центре. В «Сферах и трансформациях звука» Тантра утверждает: «Драгоценность, находящаяся в сердце в центре тела, — это великое изначальное сознание». [21]
Более того, в « Самовозникшей Видья-тантре» говорится:
Поддерживается трансцендентное состояние совершенных будд. Он поддерживается на материальной совокупности, например, как орел, спящий в своем гнезде. У него есть местоположение. Он расположен в сердце, например, как фигурка в вазе. [22]
Тантры Дзогчен также обсуждают связанную с этим тему энергетического тела, главным образом нади, вайю и бинду ( ритса, рлунг и тигле ; каналы, ветры и круги). [22]
Имманентность
[ редактировать ]По мнению Ван Шайка, в доктрине Дзогчен (как и в других формах буддизма) существует определенное противоречие между идеей о том, что сансара и нирвана имманентны друг другу, но все же различны. В таких текстах, как, например, « Лонгчен Ньингтиг» , основа и ригпа представлены как «внутренне присущие индивидуальному уму», а не «как состояния, которые необходимо достичь или развить». [15]
Тантра Великого Совершенства Пространства Мудрости Самантабхадры, использующая Ади-Будду Самантабхадру как символ просветления, гласит:
Если вы думаете, что тот, кого называют «сердечной сущностью всех будд, Изначальным Господом, благородным Победоносцем, Самантабхадрой», содержится в потоке ума, отдельном от подобного океану царства живых существ, то это нигилистический взгляд на мир. где сансара и нирвана остаются не связанными. [16]
Точно так же Лонгченпа (14 век) пишет в своей книге «Сияющий солнечный свет» :
Каждый тип содержания опыта, принадлежащий сансаре и нирване, имеет в своей основе естественное состояние, которым является спонтанно присутствующий будда, — измерение чистоты и совершенства, совершенное по своей природе. Это естественное состояние не создано ни глубоким буддой, ни умным чувствующим существом. Независимо от причинности, причины не создали его, и условия не могут привести к его гибели. Это состояние самосуществующего бодрствования, бросающее вызов всему, что могут описать слова, и выходящее за пределы досягаемости интеллекта и мыслей. Именно в невозникающей необъятности такого основного естественного состояния все явления, принадлежащие сансаре и нирване, по сути и без всякого исключения, представляют собой состояние будды — чистоты и совершенства. [23]
В текстах Лонгдэ (и в других работах) общий термин, используемый для обозначения имманентной просветленной природы, — это бодхичитта ( byang chub sems ). [16]
Это отсутствие различия между этими двумя состояниями, их недвойственная ( адвая ) природа соответствует идее, что переход от одного к другому не происходит в результате обычного причинного процесса, а является мгновенным и совершенным «самораспознаванием». ( rang ngo sprod ) того, что уже есть изначально ( lhan-skyes ). [24] По мнению Джона У. Петтита, эта идея уходит своими корнями в индийские тексты, такие как Нагарджуны » «Муламадхьямакакарика , в которой говорится, что сансара и нирвана неотделимы друг от друга и что нет разницы между «деятелем», «идением» и «деянием». иду» (т.е. землю, путь и плод). [17]
Упражняться
[ редактировать ]Практики Дзогчен направлены на достижение ригпа и интеграцию его в повседневную жизнь:
Практическое обучение пути Дзогчен традиционно и наиболее просто описывается с точки зрения воззрения, медитации и действия. Чтобы увидеть непосредственно Абсолютное состояние, Основой нашего существа является Видение; способ стабилизации этого взгляда и превращения его в непрерывный опыт – это Медитация; и интеграция Видения во всю нашу реальность и жизнь — вот что подразумевается под Действием. [25]
Меннгагде , или «Класс наставлений», учения Дзогчен разделен на две части: трекчо и тогал (тод rgal). Рон Гарри:
Практика — это практика Прорыва Твердости (khregs chod), которая связана с изначальной чистотой ( kadag ); и прямое видение реальности (thod rgal), которое связано со спонтанным присутствием (Ihun grub). [26]
В Дзогчене фундаментальным моментом практики является отличие ригпа от семса ( читта , (схватывание) ума). [27] По словам Далай-ламы XIV, « сэмс — это ум, который временно затемняется и искажается мыслями, основанными на двойственном восприятии субъекта и объекта». [28] Ригпа — это чистое осознание, свободное от подобных искажений. [28] Читтата , природа ума, — это неразделимое единство осознания и пустоты, или ясности и пустоты, которое является основой всех обычных восприятий, мыслей и эмоций обычного ума. [ нужна ссылка ]
Цитируя Додрупчен Джикме Тенпе Ньима, Далай-лама XIV утверждает, что полная мера ригпа возникает с третьим видением . [29]
Ма ригпа (невежество)
[ редактировать ]Ма ригпа ( авидья ) является противоположностью ригпа или знания. Ма ригпа — это невежество, заблуждение или неосознанность, неспособность осознать природу основы. Важной темой в текстах Дзогчен является объяснение того, как невежество возникает из основы, или Дхарматы , которая связана с йеше , или первозданным сознанием. [30] Автоматически возникающее неосознавание ( lhan-skyes ma-rigpa ) существует потому, что основа имеет естественную познавательную потенциальность, которая порождает видимости. Это основа самсары и нирваны . [31]
Когда сознание не может осознать, что все явления возникают как творчество ( rtsal ) природы ума, и упускает собственное свечение или не «узнает свое собственное лицо», вместо Будд возникают разумные существа. Ма ригпа объясняется в «Великом комментарии» Вималамитры следующим образом:
Заблуждение возникает из-за различия между основой и сознательным аспектом основы. Помимо того, что так называемая «основа» является всепроникающей, она совершенно недифференцирована, без какого-либо рассмотрения заблуждения или не-заблуждения. Этот так называемый «знающий» (rig pa po) или «ум» (особое утверждение о сознании, демонстрируемое в наших собственных текстах) заблуждается. [32]
Согласно Вималамитры « Просвещающей лампе» , заблуждение возникает потому, что чувствующие существа «скатываются к внешним мысленно воспринимаемым объектам». Говорят, что это внешнее цепляние порождает разумные существа из зависимого происхождения . [22] Этот дуалистический процесс концептуализации, ведущий к сансаре, называется манасом, а также «осознанием, удаляющимся от земли». [24] Однако некоторые существа не впадают в дуализм, экстернализуя свое собственное проявление, а вместо этого немедленно признают все явления, возникающие из основы, как иллюзорные проявления их собственной природы. Эти существа немедленно становятся Буддами . [33]
Таким образом, из основы разумные существа возникают из-за невежества/заблуждения, тогда как будды возникают из-за осознания и мудрости. Как отмечает Тулку Ургьен Ринпоче , разумное существо — это «пустое знание, наполненное невежеством», тогда как ум Будды — это «пустое знание, наполненное ригпа». [34]
Лонгченпа объясняет процесс того, как ригпа (переведенное здесь как «гнозис») впадает в невежество в своем Цигдон Дзо , следующим образом:
Всеобщее заблуждение вызвано пятном гнозиса, не распознающего явную основу, из-за чего сам гнозис загрязняется заблуждением. Хотя сам гнозис лишен пятен познания, он наделен пятнами, и через его окутывание печатью ума гнозис вечно чистой сущности загрязняется концептуализацией. Скованное шестичастным манасом , оно покрывается сетью тела из неделимых атомов, и светимость становится скрытой. [35]
Три вида невежества
[ редактировать ]Тексты «Семенного сердца» постулируют «три вида невежества» ( ma rig pa gsum ), которые, по мнению Хиггинса, представляют собой «три прогрессивные фазы ошибки»: [36]
- Незнание единственной личности, которая является причиной ( bdag nyid gcig pa'i ma rig pa ), наиболее фундаментальное невежество и источник всех ошибок. Это изначальная неспособность признать единый источник ригпа и ма ригпа , то есть недвойственную пустую Сущность Основы.
- Совозникающее невежество ( lhan cig skyes pa'i ma rig pa ), которое связано с неспособностью видеть возникающие явления такими, какие они есть на самом деле. Это неспособность распознать Природу Основы (т.е. ясность), которая возникает одновременно с познанием.
- Концептуально разработанное невежество ( kun tu brtags pa'i ma rig pa ), также известное как вмененное невежество и связанное с приписыванием ложных и двойственных концепций внешним проявлениям, особенно связанным с «я» и «другими».
Лонгченпа объясняет три формы невежества следующим образом:
Во время возникновения проявления основы ясное и знающее познание как выразительная энергия сострадательной отзывчивости (thugs rje) [т.е. динамический аспект основы] проявляется в тесной связи с тремя видами неведения, поскольку оно не в состоянии напрямую распознать что оно само по себе является тем, что кажется способным различать объекты. Эти три аспекта заключаются в следующем: [А] незнание единой идентичности как причины состоит в непризнании того, что все познания имеют одну и ту же идентичную природу; [Б] совозникающее невежество состоит в том, что это не-самораспознавание ( rang ngo ma shes pa ) и познание ( shes pa ) возникают вместе; и [C] концептуально разработанное невежество состоит в различении самопроявления как чего-то иного [отличного от себя самого]. [37]
Самсара и нирвана
[ редактировать ]Как отмечает Сэм ван Шайк, для таких авторов, как Лонгченпа и Джигме Лингпа, основа потенциально может проявляться как в сансарном, так и в нирваническом режимах. Поэтому, хотя ригпа имманентно, у живых существ это ригпа — незрелое ригпа, которое часто проявляется как обычное сознание ( шеспа ) и которое может впасть в заблуждение, если не осознает свою собственную природу. [24] Состояние будды достигается через осознание ригпа (rig pa'i ngo sprod ) или самопознания ( rang ngo sprod ) того, что имманентно присутствует. [24]
Тексты Семенного Сердца также указывают на тонкую разницу между терминами, связанными с заблуждением (такими как кун гжи или алая и семс или ум), и терминами, связанными с полным просветлением ( Дхармакая и ригпа ). [38] Эти термины взяты из индийских Йогачары . текстов [39] В литературе «Семенного сердца» Алая и Алаявиджняна связаны с кармическими отпечатками ( васана ) ума и с психическими недугами ( клеша ). «Алайя привычек» — это основа ( гжи ) вместе с невежеством ( ма ригпа ), которое включает в себя все виды затемняющих привычек и склонностей к цеплянию. [19] Так, Лонгчен Ньингтик сравнивает Алайю с мутной водой (которая скрывает яркость мудрости и ригпа) и определяет ее как неузнавание, тогда как Дхармакайя сравнивается с чистой водой и определяется как «незаблуждающееся осознание». [40]
Что касается семса (ума) и ригпа (гнозиса), Лонгчен Ньингтиг сравнивает их с воздухом и пространством соответственно:
Ум и гнозис подобны воздуху и пространству. Ум — это аспект обманчивых объектов фиксации, ярко наполняющихся, кружащихся и выливающихся снова, или кратковременно возбуждающихся подобно урагану. Ее основой является условие различных ощущений. Гносис не имеет опор и всепроникающ. В своей пустоте он открывается как пространство, подобное пространству; В своей светимости он неконцептуален и сияет, как полированный кристалл. Таким образом, основная задача Семенного Сердца — удерживать безопасное место в естественном состоянии, полностью освобожденное от ума в пространстве гнозиса. [42]
Лонгченпа объясняет разницу так:
Короче говоря, «разум и ментальные факторы» относятся к возникновению концептуализации и анализа объектов, которые якобы причинно производятся дихотомией субъект-объект. «Изначальное знание» [ ye shes ] относится к простому объектному осознанию, в котором дихотомия субъект-объект полностью утихла. ( Семс ньид нгал гсо 'грел , 132.5.) [43]
Связь с индийской буддийской философией
[ редактировать ]Коппл отмечает, что, хотя более поздние авторы школы ньингма, такие как Мипхам, пытались согласовать взгляды на Дзогчен с Мадхьямакой , более ранний автор школы ньингма Ронгзом Чокьи Зангпо этого не сделал. [44] [цитата 2] Ронгзом считал, что взгляды сутры, такие как Мадхьямака, уступают взглядам тантры. [45] [цитата 3] Напротив, Далай-лама XIV в своей книге « Дзогчен » [46] приходит к выводу, что Мадхьямака и Дзогчен сводятся к одному и тому же. Взгляд на реальность, полученный посредством философии Мадхьямаки, и взгляд на Ригпу в Дзогчене можно считать идентичным. Однако, что касается практики этих традиций, на начальных стадиях кажутся определенные различия в практике и акцентах.
По мнению Малкольма Смита, взгляды Дзогчена также основаны на индийском буддийском учении о природе будды из сутр Татхагатагарбха . [47] Согласно Далай-ламе XIV, Основа — это природа Будды, природа ума, который есть пустота. [48] Согласно Трангу Ринпоче , Рангджунг Дордже (1284–1339), третий Кармапа-лама (глава Карма Кагью) и держатель линии Ньингма, также утверждал, что Земля — это природа Будды. [примечание 1] По словам Трангу Ринпоче, «независимо от того, практикуете ли вы Махамудру или Дзогчен, природа будды является основой, на которой развиваются обе эти медитации». [50]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рангджунг Дордже также оказал влияние на Долпопу . В 1321 году знаменитый ученый Долпопа (1292–1361) Цурпху впервые посетил монастырь и провел обширные дискуссии с Рангджунгом Дордже по вопросам доктрины. Похоже, что Рангджунг Дордже почти наверняка повлиял на развитие некоторых теорий Долпопы, возможно, включая его Жентонг ( gzhan stong ). метод [49]
Кавычки
[ редактировать ]- ^ «[...] сущность и основа самовозникшей мудрости - это вся основа, это изначальное открытое осознание является основой, и что признание этой основы неотделимо от самой изначальной мудрости [...] это открытое осознание сама по себе аутентична, и ее подлинность является функцией осознания или признания себя основой [...] Рефлексивно самосознающая изначальная мудрость сама по себе является открытым осознанием ( ригпа ), неотъемлемо обладающим неограниченной целостностью». [11]
- ^ Хайди Коппл: «В отличие от Мипхама, Ронгзом не пытался гармонизировать взгляды на Мантру или Дзогчен с Мадхьямакой». [44]
- ^ Хайди Коппл: «К настоящему времени мы увидели, что Ронгзом считает взгляды Сутраяны более низкими, чем взгляды Мантры, и подчеркивает свою приверженность чистоте всех явлений, критикуя объективацию подлинной относительной истины Мадхьямакой». [44]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Норбу (2002) , с. 56.
- ^ Jump up to: а б ван Шайк (2004) , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Смит (2016) , с. 12.
- ^ Бэтчелор (2010) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кунсанг (2006) , гл. 15.
- ^ Jump up to: а б Далай-лама (2004) , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Дзогчен Понлоп Ринпоче (2003) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Далай-лама (2004) , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Хукэм (1991) , стр. 49–50.
- ^ Смит (2016) , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Кляйн и Вангьял (2006) , с. 109.
- ^ Смит (2016) , с. 30.
- ^ Дзогчен Ринпоче (2008) , стр. 152.
- ^ Намдак (2006) , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004) , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004) , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Петтит (1999) , с. 78.
- ^ Смит (2016) , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Берзин (н-й) .
- ^ Смит (2016) , с. 22.
- ^ Смит (2016) , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Смит (2016) , с. 24.
- ^ Кунсанг (2012) , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д ван Шайк (2004) , с. 56.
- ^ Согьял Ринпоче (1992) , с. 151.
- ^ Дуджом Ринпоче (2005) , с. 296.
- ^ Кунсанг (2012) , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Далай-лама (2004) , с. 31.
- ^ Далай-лама (2004) , стр. 183–4.
- ^ Смит (2016) , с. 14.
- ^ Смит (2016) , стр. 15–16.
- ^ Смит (2016) , с. 19.
- ^ Смит (2016) , с. 20.
- ^ Ургьен Ринпоче (2006) , стр. 44.
- ^ ван Шайк (2004) , с. 67.
- ^ Хиггинс (2013) , стр. 73–69.
- ^ Хиггинс (2013) , с. 71.
- ^ ван Шайк (2004) , с. 57.
- ^ ван Шайк (2004) , с. 59.
- ^ ван Шайк (2004) , стр. 57–59.
- ^ Согьял Ринпоче (1994) , с. 109.
- ^ ван Шайк (2004) , с. 60.
- ^ Хиггинс (2012) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Коппл (2008) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Коппл (2008) , гл. 4.
- ^ Далай-лама (2004) , с. 158.
- ^ Смит (2016) , с. 15.
- ^ Далай-лама (2004) , с. 109.
- ^ Стернс (1999) , стр. 17, 47–48, 51–52, 61.
- ^ Трангу (2006) , с. 2.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бэтчелор, Стивен (2010). Исповедь буддийского атеиста . Случайный дом. ISBN 978-0-385-52707-1 .
- Берзин, Александр (н. д.). «Основные грани Дзогчена» . StudyBuddhism.com .
- Далай-лама (2004 г.). Дзогчен: Сердечная Сущность Великого Совершенства . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-219-8 .
- Дуджом Ринпоче (2005). Нектар мудрости . Снежный лев. ISBN 978-1-55939-224-2 .
- Дзогчен Понлоп Ринпоче (2003). Дикое пробуждение: Сердце Махамудры и Дзогчена . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-59030-096-1 .
- Дзогчен Ринпоче, (Третий) (2008). Великое Совершенство . Том. II. Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-316-4 .
- Хиггинс, Дэвид (октябрь 2012 г.). «Введение в тибетскую философию ума Дзогчен (Великое совершенство)» . Религиозный компас . 6 (10): 441–450. дои : 10.1111/rec3.12004 .
- Хиггинс, Дэвид (2013). Философские основы классического Дзога Чэня в Тибете . Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям Венского университета. ISBN 978-3-902501-16-5 .
- Хукхэм, СК (1991). Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги . СУНИ Пресс. ISBN 978-81-7030-309-1 .
- Кляйн, Энн Кэролин; Вангьял, Тензин (2006). Безграничная Целостность . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517850-0 .
- Коппл, Хайди (2008). "Введение". Установление видимости как божественной . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-419-2 .
- Кунсанг, Эрик Пема (2006). Квинтэссенция Дзогчена . Филиал Джесси. ISBN 978-962-7341-58-1 .
- Кунсанг, Эрик Пема (2012). Источники великого совершенства: жизнь и идеи ранних мастеров . Публикации Рангджунг Еше. ISBN 978-962-7341-81-9 .
- Намдак, Тензин (2006). Учение Бонпо Дзогчен . Ваджрные публикации. ISBN 978-99946-788-6-0 .
- Норбу, Намкай (2002). Йога снов (ред.). Снежный лев.
- Петтит, Джон Уитни (1999). Маяк уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-157-4 .
- Смит, Малькольм (2016). Состояние будды в этой жизни: Великий комментарий Вималамитры . Саймон и Шустер.
- Согьял Ринпоче (1992). Тибетская книга жизни и смерти .
- Согьял Ринпоче (1994). Тибетская книга жизни и смерти (ред.). ХарперУан. ISBN 978-0-06-250834-8 .
- Стернс, Сайрус (1999). Будда из Долпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4191-1 (hc); ISBN 0-7914-4192-X (пбк).
- Трангу, Кхенчен (2006). О сущности Будды: комментарий к трактату Рангджунга Дордже . Шамбала. ISBN 978-1-59030-276-7 .
- Ургьен Ринпоче, Тулку (2006). Повторение слов Будды . Публикации Рангджунг Еше. ISBN 978-962-7341-59-8 .
- ван Шайк, Сэм (2004). Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг . Публикации мудрости.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гюнтер, Герберт В. (2005) [1992]. Медитация по-другому: феноменологические психологические аспекты тибетского буддизма (практики Махамудры и снынинг-тиг из оригинальных тибетских источников) . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-0870-3 .
- Шмидт, Марсия Биндер, изд. (2002). Букварь Дзогчен: принятие духовного пути согласно великому совершенству . Публикации Шамбалы. ISBN 1-57062-829-7 .