Jump to content

Манас-виджняна

Манас-виджняна (санскр. «मानस-विज्ञान»; manas-vijnāna ; «ум-знание», ср. man-tra , jnāna ) — седьмое из восьми сознаний , как учат в Йогачаре и дзен -буддизме, высшее сознание или интуитивное сознание , которое, с одной стороны, локализует опыт посредством мышления, а с другой стороны, универсализирует опыт посредством интуитивного восприятия универсального ума алаявиджняны . Манас-виджняна, также известная как клиста-манас-виджняна или просто манас, не следует путать с мановиджняной , которая является шестым сознанием.

Перекрывающиеся палийские термины, обозначающие «ум».

[ редактировать ]

По мнению Бхиккху Бодхи , постканонический палийский комментарий использует три термина , виньняна и мано айатана читта как синонимы чувственно-умной основы ( мана- ) ; однако в Сутта Питаке эти три термина обычно контекстуализируются по-разному:

  • Виньняна к осознанию через особую внутреннюю чувственную основу, то относится есть через глаз, ухо, нос, язык, тело или ум. , существует шесть чувственных типов Винняны Таким образом . Это также основа преемственности личности внутри и на протяжении жизни.
  • Манас относится к умственным «действиям» ( камме ), в отличие от тех действий, которые являются физическими или словесными. Это также шестая внутренняя чувственная основа ( аятана ), то есть «основа ума», познающая умственные ощущения ( дхамма ), а также чувственную информацию от физических чувственных основ.
  • Читта включает в себя формирование мысли, эмоций и воли; Таким образом, это предмет буддийского умственного развития ( бхава ), механизм освобождения. [1]

Перекрывающиеся санскритские термины, обозначающие «ум».

[ редактировать ]

По словам Дайсетца Тейтаро Судзуки (который использует термин «Манас», а не «Манас Виджняна» для седьмого сознания), Ланкаватара Сутра представляет дзэнский взгляд на Восьми Сознания, а не взгляд Йогачары. Во введении к переводу Ланкаватара-сутры он разъясняет различие между перекрывающимися терминами:

То, что на Ланке можно назвать буддийской психологией, состоит в анализе ума , то есть в классификации виджнян. Чтобы правильно понять психологию буддизма, необходимо знание этих терминов: читта, манас, виджняна, мановиджняна и алаявиджняна.
Начнём с виджняны . Виджняна состоит из приставки vi, означающей «разделять», и корня jñā, означающего «воспринимать», «знать». Таким образом, виджняна – это способность различать, различать или судить. Когда перед глазами предстает предмет, он воспринимается и оценивается как красное яблоко или кусок белого полотна; Способность делать это называется глаз-виджняна. Точно так же существуют виджняна для ушей для звука, виджняна для носа для запаха, виджняна для языка для вкуса, виджняна тела для осязания и виджняна мысли (мановиджняна) для идей — всего шесть форм виджняны для различения различных видов. аспекты мира внешние или внутренние.
Из этих шести Виджнян Мановигьяна является наиболее важной, поскольку она напрямую связана с внутренней способностью, известной как Манас. Манас примерно соответствует уму как органу мысли, но на самом деле это нечто большее, поскольку это также сильная способность прикрепляться к результату мышления. Первое можно даже считать подчиненным этой силе привязанности. Манас сначала желает, а затем различает, чтобы судить; судить — значит разделять, и это разделение приводит к двойственному взгляду на существование. Отсюда стойкая привязанность Манаса к дуалистической интерпретации существования. Желание и мышление неразрывно вплетены в ткань Манаса.
Читта происходит от корня cit, «думать», но на языке Ланка это слово происходит от корня ci, «складывать в кучу», «упорядочивать». Таким образом, Читта является хранилищем, где накапливаются и сохраняются семена всех мыслей и поступков. Однако Читта имеет двойной смысл: общий и конкретный. Когда оно используется в общем смысле, оно означает «ум», «мышление», «идеи», включая деятельность Манаса и Мановиджняна, а также Виджнян; в то время как, в частности, это синоним Алаявиджняна в ее относительных аспектах и ​​отличается от всех остальных умственных способностей. Однако когда оно используется в форме Читта-матра, «Только Ум», оно приобретает еще один смысл. Мы можем сказать, что Читта появляется здесь в своем высшем возможном смысле, поскольку тогда это не просто мышление, не мышление и не восприятие как функция сознания. Его можно отождествить с Алайей в ее абсолютном аспекте. Это станет яснее позже.
Алаявиджняна – это алая+виджняна, а алая – это хранилище, где вещи накапливаются для будущего использования. Таким образом, Читта как совокупная способность отождествляется с Алаявиджняной. Строго говоря, Алая — это не виджняна, в ней нет никакой проницательной силы; оно без разбора вмещает в себя все, что вливается в него через канал виджнян. Алая совершенно нейтральна, безразлична и не выносит суждений.

Различные описания «Манас-виджняны»

[ редактировать ]
  • Одна из основных функций Манас-виджняны — воспринимать субъективное положение накопительного сознания и ошибочно считать его собственным эго , создавая тем самым привязанность к эго .
  • Основная природа Манас-виджняны — это мысль .
  • Существует разница между «мыслью» этого седьмого сознания, Манас-виджняна, и «мыслью» шестого сознания познания.
  • Говорят, что Манас-виджняна, не поддающаяся сознательному контролю, представляет собой ум царства, порождающего противоречия сознательных решений и непрестанную любовь к себе.
  • Манас-виджняну можно охарактеризовать как «сознание, которое видит пределы человеческого разнообразия изнутри».
  • Сознание Манас-виджняна также описывается как место, где вечно накапливаются добро и зло.
  • Сознание Манас-виджняна теоретически рассматривается как связующее царство между мано -сознанием и алаявиджняной . [2]
  • Манас-виджняна как седьмое сознание является основой человеческого существования, которая непрерывно продолжается и изменяется, и служит основой шестого сознания познания.
  • Во второй части введения Daisetz Teitaro Suzuki : [3] Согласно его переводу Ланкаватара -сутры , Мановиджняна, или «то, что знает мысль», напрямую связано с внутренней способностью, известной как «Манас». «Манас» — это сильная сила, прикрепляющаяся к результату мышления. С этой точки зрения можно заметить, что «мысленное сознание», та часть разума, которая осознает мысль, также обладает способностью «прикрепляться» к завершенному мыслительному процессу. Это объяснило бы человеческую трудность наблюдения за собственными мыслями, поскольку «манас» или «липучку» сначала необходимо, так сказать, отсоединить.
  1. ^ Бодхи (2000b), стр. 769-70, n . 154.
  2. ^ Годдард, Дуайт (1932). Ланкаватара-сутра: обобщенная версия, с. 38
  3. ^ Ланкаватара Сутра: Введение
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf3c7f8d85e282708c8f895b3ff009e8__1649989080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/e8/cf3c7f8d85e282708c8f895b3ff009e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manas-vijnana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)