Манас-виджняна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Манас-виджняна (санскр. «मानस-विज्ञान»; manas-vijnāna ; «ум-знание», ср. man-tra , jnāna ) — седьмое из восьми сознаний , как учат в Йогачаре и дзен -буддизме, высшее сознание или интуитивное сознание , которое, с одной стороны, локализует опыт посредством мышления, а с другой стороны, универсализирует опыт посредством интуитивного восприятия универсального ума алаявиджняны . Манас-виджняна, также известная как клиста-манас-виджняна или просто манас, не следует путать с мановиджняной , которая является шестым сознанием.
Перекрывающиеся палийские термины, обозначающие «ум».
[ редактировать ]По мнению Бхиккху Бодхи , постканонический палийский комментарий использует три термина , виньняна и мано айатана читта как синонимы чувственно-умной основы ( мана- ) ; однако в Сутта Питаке эти три термина обычно контекстуализируются по-разному:
- Виньняна к осознанию через особую внутреннюю чувственную основу, то относится есть через глаз, ухо, нос, язык, тело или ум. , существует шесть чувственных типов Винняны Таким образом . Это также основа преемственности личности внутри и на протяжении жизни.
- Манас относится к умственным «действиям» ( камме ), в отличие от тех действий, которые являются физическими или словесными. Это также шестая внутренняя чувственная основа ( аятана ), то есть «основа ума», познающая умственные ощущения ( дхамма ), а также чувственную информацию от физических чувственных основ.
- Читта включает в себя формирование мысли, эмоций и воли; Таким образом, это предмет буддийского умственного развития ( бхава ), механизм освобождения. [1]
Перекрывающиеся санскритские термины, обозначающие «ум».
[ редактировать ]По словам Дайсетца Тейтаро Судзуки (который использует термин «Манас», а не «Манас Виджняна» для седьмого сознания), Ланкаватара Сутра представляет дзэнский взгляд на Восьми Сознания, а не взгляд Йогачары. Во введении к переводу Ланкаватара-сутры он разъясняет различие между перекрывающимися терминами:
- То, что на Ланке можно назвать буддийской психологией, состоит в анализе ума , то есть в классификации виджнян. Чтобы правильно понять психологию буддизма, необходимо знание этих терминов: читта, манас, виджняна, мановиджняна и алаявиджняна.
- Начнём с виджняны . Виджняна состоит из приставки vi, означающей «разделять», и корня jñā, означающего «воспринимать», «знать». Таким образом, виджняна – это способность различать, различать или судить. Когда перед глазами предстает предмет, он воспринимается и оценивается как красное яблоко или кусок белого полотна; Способность делать это называется глаз-виджняна. Точно так же существуют виджняна для ушей для звука, виджняна для носа для запаха, виджняна для языка для вкуса, виджняна тела для осязания и виджняна мысли (мановиджняна) для идей — всего шесть форм виджняны для различения различных видов. аспекты мира внешние или внутренние.
- Из этих шести Виджнян Мановигьяна является наиболее важной, поскольку она напрямую связана с внутренней способностью, известной как Манас. Манас примерно соответствует уму как органу мысли, но на самом деле это нечто большее, поскольку это также сильная способность прикрепляться к результату мышления. Первое можно даже считать подчиненным этой силе привязанности. Манас сначала желает, а затем различает, чтобы судить; судить — значит разделять, и это разделение приводит к двойственному взгляду на существование. Отсюда стойкая привязанность Манаса к дуалистической интерпретации существования. Желание и мышление неразрывно вплетены в ткань Манаса.
- Читта происходит от корня cit, «думать», но на языке Ланка это слово происходит от корня ci, «складывать в кучу», «упорядочивать». Таким образом, Читта является хранилищем, где накапливаются и сохраняются семена всех мыслей и поступков. Однако Читта имеет двойной смысл: общий и конкретный. Когда оно используется в общем смысле, оно означает «ум», «мышление», «идеи», включая деятельность Манаса и Мановиджняна, а также Виджнян; в то время как, в частности, это синоним Алаявиджняна в ее относительных аспектах и отличается от всех остальных умственных способностей. Однако когда оно используется в форме Читта-матра, «Только Ум», оно приобретает еще один смысл. Мы можем сказать, что Читта появляется здесь в своем высшем возможном смысле, поскольку тогда это не просто мышление, не мышление и не восприятие как функция сознания. Его можно отождествить с Алайей в ее абсолютном аспекте. Это станет яснее позже.
- Алаявиджняна – это алая+виджняна, а алая – это хранилище, где вещи накапливаются для будущего использования. Таким образом, Читта как совокупная способность отождествляется с Алаявиджняной. Строго говоря, Алая — это не виджняна, в ней нет никакой проницательной силы; оно без разбора вмещает в себя все, что вливается в него через канал виджнян. Алая совершенно нейтральна, безразлична и не выносит суждений.
Различные описания «Манас-виджняны»
[ редактировать ]- Одна из основных функций Манас-виджняны — воспринимать субъективное положение накопительного сознания и ошибочно считать его собственным эго , создавая тем самым привязанность к эго .
- Основная природа Манас-виджняны — это мысль .
- Существует разница между «мыслью» этого седьмого сознания, Манас-виджняна, и «мыслью» шестого сознания познания.
- Говорят, что Манас-виджняна, не поддающаяся сознательному контролю, представляет собой ум царства, порождающего противоречия сознательных решений и непрестанную любовь к себе.
- Манас-виджняну можно охарактеризовать как «сознание, которое видит пределы человеческого разнообразия изнутри».
- Сознание Манас-виджняна также описывается как место, где вечно накапливаются добро и зло.
- Сознание Манас-виджняна теоретически рассматривается как связующее царство между мано -сознанием и алаявиджняной . [2]
- Манас-виджняна как седьмое сознание является основой человеческого существования, которая непрерывно продолжается и изменяется, и служит основой шестого сознания познания.
- Во второй части введения Daisetz Teitaro Suzuki : [3] Согласно его переводу Ланкаватара -сутры , Мановиджняна, или «то, что знает мысль», напрямую связано с внутренней способностью, известной как «Манас». «Манас» — это сильная сила, прикрепляющаяся к результату мышления. С этой точки зрения можно заметить, что «мысленное сознание», та часть разума, которая осознает мысль, также обладает способностью «прикрепляться» к завершенному мыслительному процессу. Это объяснило бы человеческую трудность наблюдения за собственными мыслями, поскольку «манас» или «липучку» сначала необходимо, так сказать, отсоединить.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бодхи (2000b), стр. 769-70, n . 154.
- ^ Годдард, Дуайт (1932). Ланкаватара-сутра: обобщенная версия, с. 38
- ^ Ланкаватара Сутра: Введение