Буддизм в России
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
Исторически буддизм проник в Сибирь в начале 17 века. [1] [2] Буддизм считается одной из традиционных религий России и по праву является частью российского исторического наследия. [3] Помимо исторических монашеских традиций Бурятии , Тувы и Калмыкии (последняя является единственной республикой с буддийским большинством в Европе ), религия буддизм в настоящее время распространяется по всей России, и многие этнические русские обращаются в нее. [4] [5]
Основная форма буддизма в России — Гелукпа школа тибетского буддизма , неофициально известная как традиция «жёлтой шляпы». [6] с другими тибетскими и нетибетскими школами как меньшинствами. Хотя тибетский буддизм чаще всего ассоциируется с Тибетом , он распространился в Монголию и через Монголию в Сибирь, прежде чем распространиться на остальную часть России. [1]
Дацан Гунзэчойней в Санкт-Петербурге — самый северный буддийский храм России.
История [ править ]
Первые свидетельства существования буддизма на территории современной России (точнее Сибири, ближайшего к Восточной Азии региона) относятся к VIII веку нашей эры и связаны с государством Балхэ , которое в 698–926 годах занимало часть нынешнего Приморья. и Амур . Есть также следы буддизма во времена империи чжурчжэней Цзинь (1115–1234). В XV веке, при китайской династии Мин, в низовьях Амура «на скале Тир было построено несколько буддийских храмов: храм Юннин-си в честь бодхисаттвы Гуань-инь (1413 г.) и др. Однако Буддийская проповедь не встретила поддержки амурцев. Храмы вскоре были разрушены. [7] Мохэ . , народ, чья культура находилась под сильным влиянием соседнего Китая, Кореи и Маньчжурии, практиковал одну из форм буддизма Махаяны Первоначально оно распространилось на те субъекты России, которые географически или культурно соприкасаются с Монголией (территория, известная как Монгольская степь ) или населены монгольскими этносами : Бурятия , Забайкальский край , Тува , Калмыкия . Последний из них был единственным буддийским регионом в Европе, расположенным к северу от Кавказа.
Встреча русских с буддизмом [ править ]
С самых ранних документально подтвержденных встреч с буддизмом и буддистами у россиян сложились в основном негативные впечатления о вере и ее приверженцах. Консервативные светские россияне и христиане регулярно критиковали буддизм, рассматривая его как препятствие на пути христианизации и русификации Сибири. Русские мыслители рассматривали буддизм как суеверную, но передовую религию, исповедующую противоположность рациональному и научному мировоззрению. Взгляды россиян на буддизм формировались скорее полемикой христианских миссионеров и геополитикой, чем академическим миром. [8]
Когда казаки впервые столкнулись с буддизмом (в его тибетской форме) во время завоевания Сибири, они охарактеризовали буддизм как форму язычества. Ранние русские исследователи и христианские миссионеры описывали тибетский буддизм как «суеверие», «ложное вероучение» или «идолопоклонство» среди других подобных ярлыков. [8] В русской христианской литературе буддийские храмы и монастыри регулярно назывались языческими святынями. Буддийские религиозные службы были осуждены как колдовство, шарлатанство или «шаманские оргии». [8]
На протяжении XIX — начала XX века российские исследователи начали изучать тибетский буддизм. Однако из-за ориентализма и частого христианского или миссионерского опыта ученых их работы в наше время не считаются академическими, поскольку многие ученые того времени считали буддизм дефектным и использовали мало текстового материала для укрепления своих предубеждений. [8] С появлением буддийских исследований в Западной Европе в XIX веке российское общество также было подвержено идее о том, что буддизм содержит впечатляющую философию и историю. Однако российская элита и ученые считали истинный буддизм религией прошлого или существующей в некоторых регионах, таких как Шри-Ланка. Сибирский буддизм считался отсталым на протяжении всего XIX и начала XX века. В конце 19-го и начале 20-го веков часть российского общества начала иметь положительные взгляды на тибетский буддизм, но выступала за европеизацию буддизма и более тесную инкорпорацию буддистов в попытке «цивилизовать» их. [8]
19 век по настоящее время [ править ]
К 1887 году здесь действовало 29 издательств и многочисленные дацаны . В 1917 г. в этих этнических регионах проживало около 20 000 буддистов и 175 храмов. [9]
Когда возник Советский Союз, все религии, включая буддизм, стали рассматриваться как «инструменты угнетения», а к буддистам, находящимся у власти, относились неблагоприятно. [10] К 1917 году Иосиф Сталин добился того, чтобы в стране не осталось открытых дацанов. [11] СССР стремился уничтожить буддизм и другие религии, поскольку считал, что отсутствие религии в сочетании с урбанизацией приведет к увеличению производства. [12] В 1929 году многие монастыри были закрыты, монахи арестованы и сосланы. [13] К 1930-м годам, во время сталинских репрессий , буддисты пострадали больше, чем любая другая религиозная община в Советском Союзе. [2] ламы были изгнаны и обвинены в том, что они «японские шпионы» и «враги народа». [1] В 1943 году все калмыки были насильно сосланы в Сибирь из-за подозрений правительства в том, что они сотрудничали с нацистской Германией, когда она оккупировала часть Калмыкии. [14] Около 40% населения Калмыкии погибло в ссылке, а те, кто выжил, не смогли вернуться на родину до 1956 года. [15] [5]
Однако буддизм не исчез из России в результате усилий Бидия Дандарона , последователя Цыденова и известного буддолога и мыслителя. Дандарон попытался возродить буддизм в атеистическом государстве, представив концепцию необуддизма, сочетание буддийского учения и современной западной философии с научными теориями. Позже Дандарон был арестован за создание религиозной общины и в конце концов умер в лагере для военнопленных. Тем не менее, его ученики сыграли ключевую роль в возрождении российского буддизма в 1990-е годы. [16]
В 2022 году Хамбо-лама Дамба Аюшеев , глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), крупнейшей буддийской конфессии в России, высказался в поддержку российского вторжения на Украину . [17] В октябре 2022 года Эрдне Омбадыков , Верховный лама Российской Республики Калмыкия , осудил вторжение России в Украину и бежал из России в Монголию. [18] В январе 2023 года его признали в России иностранным агентом . [19]
Возрождение [ править ]
После распада Советского Союза с избранием президента Кирсана Илюмжинова в Калмыкии началось буддийское возрождение . [20] Оно также возродилось в Бурятии и Туве и стало распространяться среди русских в других регионах.
В 1992 году Далай-лама совершил свой первый визит в Туву в России. [21]
По всей России имеется несколько тибетских буддийских университетов-монастырей. [22] сосредоточены в Сибири , известны как дацаны .
Федор Щербацкой , известный российский индолог , путешествовавший по Индии и Монголии во времена Российской империи , многими считается ответственным за заложение основ изучения буддизма в западном мире.
Сейчас в России насчитывается от 700 000 до 1,5 миллионов буддистов, в основном в республиках Бурятия , Калмыкия и Тыва . [23]
Регионы с населением большим буддийским
Субъект Федерации | Буддисты (2012) [24] | Буддисты (2016) [25] |
---|---|---|
Закрывать | 61.8% | 52.2% |
Калмыкия | 47.6% | 53.4% |
Бурятия | 19.8% | 19.8% |
Забайкальский Край | 6.3% | 14.6% |
Российская Федерация | 0.5% | 0.6% |
В 2012 году буддизм был религией 62% всего населения Тувы , 48% Калмыкии и 20% Бурятии . [24] Также буддизм имеет верующих (до 6%) в Забайкальском крае , преимущественно этнические буряты, и от 0,5% до 0,9% в Томской области и Якутии . Буддийские общины можно встретить и в других субъектах России, от 0,1% до 0,5% в Сахалинской области , Хабаровском крае , Амурской области , Иркутской области , Алтае , Хакасии , Новосибирской области , Томской области , Тюменской области , Оренбургской области , Архангельской области , Мурманская область , Москва и Московская область , Санкт-Петербург и Ленинградская область , а также в Калининградской области . [24] В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Самара , часто до 1% населения идентифицируют себя как буддисты. [26]
См. также [ править ]
- Буддизм в Бурятии
- Буддизм в Туве
- Буддизм в Калмыкии
- Дацан и Хурул — буддийские храмы России.
- Дацан Гунзэчойней
- Мой путь
- Тубден Шедублинг — буддийский храмовый комплекс в Москве
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Буддизм в России» . буддист.ру . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трояновский Игорь. «Буддизм в России» . www.buddhismtoday.com . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ Белл, я (2002). Восточная Европа, Россия и Центральная Азия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-85743-137-7 . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ «Исследовательская статья - Островская - JGB Том 5» . Архивировано из оригинала 17 июля 2007 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Терентьев, Андрей (1996). «Тибетский буддизм в России». Тибетский журнал . 21 (3): 60–70. ISSN 0970-5368 . JSTOR 43300586 .
- ^ Холланд, Эдвард К. (декабрь 2014 г.). «Буддизм в России: вызовы и выбор в постсоветский период». Религия, государство и общество . 42 (4): 389–402. дои : 10.1080/09637494.2014.980603 . S2CID 145460994 .
- ^ Andrej Terentʹev (2014). Buddizm v Rossii - carskoj i sovetskoj: starye fotografii)=Buddhism in Russia - Tsarist and Soviet: (old photographs . Sankt-Peterburg: A. Terentʹev. ISBN 978-5-901941-39-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Цыремпилов, Николай (09.12.2015). «Благородное язычество: востоковедный дискурс о тибетском буддизме в русской полемической литературе девятнадцатого века». Внутренняя Азия . 17 (2): 199–224. дои : 10.1163/22105018-12340042 . ISSN 1464-8172 .
- ^ «2. Буддийские храмы для элиты», «Вера и сила в японском буддийском искусстве», 1600–2005 гг ., University of Hawaii Press, 31 декабря 2017 г., стр. 45–72, doi : 10.1515/9780824862466-006 , ISBN 978-0-8248-6246-6
- ^ Бернштейн, Анна (2002). «Буддийское возрождение в Бурятии: новейшие перспективы». Монголоведение . 25 : 1–11. ISSN 0190-3667 . JSTOR 43193334 .
- ^ Вейр, Фред (2018). «Буддизм процветает в Сибири, открывая окно в его досоветское прошлое.(Мир)» . Христианский научный монитор . ISSN 0882-7729 . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Тимашев Н.С. (1955). «Урбанизация, операция «Антирелигия» и упадок религии в СССР». Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 14 (2): 224–238. дои : 10.2307/3000744 . ISSN 1049-7544 . JSTOR 3000744 .
- ^ Брекер, Ганс (1981). Буддизм в Советском Союзе, Cahiers du Monde russe et sovietique 22 (2/3), с. 333
- ^ Холланд, Эдвард К. (2 октября 2014 г.). «Буддизм в России: вызовы и выбор в постсоветский период». Религия, государство и общество . 42 (4): 389–402. дои : 10.1080/09637494.2014.980603 . ISSN 0963-7494 . S2CID 145460994 .
- ^ «Глава 3. Тибет», Тибетская книга мертвых , Princeton University Press, 31 декабря 2011 г., стр. 49–70, doi : 10.1515/9781400838042-005 , ISBN 978-1-4008-3804-2
- ^ «Буддизм в России: история и современность | Буддийская дверь» . www.buddhistdoor.net . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Буддисты конкурируют за статус «традиционной религии» в религиозной экономике России» . Журнал церкви и государства . Том. 38, нет. 4. Институт Бэйлора по изучению религии. 2023.
- ^ «Лидер калмыцкого буддизма выступает против войны в Украине» . Медуза . 3 октября 2022 г.
- ^ «Минюст России назвал новых «иностранных агентов», в том числе посланника Далай-ламы Тэло Тулку Ринпоче и фронтмена Little Big Илью Прусикина» . Медуза . 27 января 2023 г.
- ^ Буддизм в России [ циклическая ссылка ]
- ^ «РОССИЯ: Когда Далай-лама в следующий раз посетит Туву? - WWRN - Мировые религиозные новости» . www.wrn.org . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Трехколесный велосипед. «салатный комик» . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ «Путин обещает 100% поддержку буддистов» . РИА Новости. 11 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2013 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с "Арена: Атлас религий и национальностей" [Arena: Atlas of Religions and Nationalities] (PDF) . Среда (Sreda). 2012. See also the results' main interactive mapping and the static mappings: "Религии в России по субъектам Федерации" (Карта). Огонек . 34 (5243). 27 августа 2012. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года. Атлас Среда Арены был создан в сотрудничестве со Всероссийской переписью населения 2010 года (Всероссийской переписи населения 2010) и Министерством юстиции России (Минуста РФ) .
- ^ "ФСО доложила о межконфессиональных отношениях в РФ" . ZNAK. Archived from the original on 2017-04-16 . Retrieved 15 April 2017 .
- ^ Filatov & Lunkin 2006 , p. 38.
Библиография [ править ]
- Филатов, Сергей; Лункин, Роман (2006). «Статистика религии в России: реальность за цифрами» (PDF) . Религия, государство и общество . 34 (1). Рутледж. дои : 10.1080/09637490500459875 . ISSN 0963-7494 . S2CID 257032 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2018 г.
- Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 309–310. ISBN 978-0-19-972761-2 .
- Уланов, Мерген; Бадмаев, Валерий и Холланд, Эдвард (2017). Буддизм и калмыцкое светское право в семнадцатом-девятнадцатом веках, Внутренняя Азия 19 (2), 297–314.
- Терентьев, Андрей (осень 1996 г.). Тибетский буддизм в России , The Tibet Journal 21 (3), стр. 60–70.
Внешние ссылки [ править ]
- Буддийские орды Калмыкии , The Guardian, 19 сентября 2006 г.
- База данных центров Дхармы Буддактивности. Архивировано 25 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- Gusinoye Ozero, seat of imperial Russia's Buddhists
- Буддийская живопись в Бурятии
- История тибетского буддизма во Внутренней Азии в ХХ веке [ постоянная мертвая ссылка ]
- Бурятская культура и традиции
- Драгоценное тело Пандито Хамбо Ламы Итигэлова 09.10.05)