Бидия Дандарон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Бидия Дандарович Дандарон | |
---|---|
Рожденный | Кижинга , Бурятия , Российская империя. | 28 декабря 1914 г.
Умер | 26 октября 1974 г. Vydrino , Buryatia , RSFSR | ( 59 лет
Занятие | Дхармараджа , тибетолог |
Язык | Русский |
Национальность | Русский |
Альма-матер | Институт авиационного приборостроения, Ленинград |
Предмет | Тибетский буддизм |
Литературное движение | Буддийская тантра традиции Гелуг , буддийский обзор западной истории |
Бидия Дандарон (Видьядхара, русский : Бидия Дандарович Дандарон ) (28 декабря 1914, Соорхой, Кижинга, Бурятия — 26 октября 1974, Выдрино, Бурятия) — крупный буддийский писатель и учитель в СССР. Он также работал в академической тибетологии , внес вклад в Тибетско-русский словарь (1959) и сделал несколько переводов с тибетского на русский язык. Его больше всего помнят как буддийского учителя, чьи ученики в России , Эстонии , Латвии и Литве продолжали как религиозную, так и научную работу, а также как одного из первых буддийских авторов, писавших о европейской философии, истории и науке в рамках буддизма. Среди его учеников были Александр Пятигорский и Линнарт Мялль .
Биография
[ редактировать ]Бидия родилась в семье бурятского буддийского практикующего тантры по имени Доржи Бадмаев и с раннего возраста изучала как светские, так и буддийские предметы. Тогда же он был признан тулку Гьяяг Ринпоче ( Wylie : rGya yag rin po che), буддийского мастера традиции Гелуг из монастыря Кумбум , который несколько раз посещал Бурятию и умер незадолго до рождения Бидиа. Линия тулку Гьяяга Ринпоче начинается с Вималакирти .
Однако бурятские ламы под предводительством Цыденова не отдали мальчика в тибетский поисковый отряд, признавший Дандарона тулку, под предлогом того, что бурятские ламы способны воспитывать и нуждаются в собственном религиозном лидере. Затем тибетцы вернулись в Кумбум и выбрали местного мальчика (Бло-бзанг бстан-паи rgyal-mtshan, 1916–1990).
В 1921 году бурятский религиозный и светский деятель Лубсан-Сандан Цыденов провозгласил Дандарона наследником своего престола Дхармараджи.
В 1934—1937 годах Дандарон учился в Авиаприборостроительном институте в Ленинграде , учился на Восточном факультете ЛГУ в качестве вольнослушателя, изучая тибетский язык у Андрея Вострикова.
Поскольку религия подавлялась Советским Союзом, Дандарон трижды привлекался к суду и провел значительную часть своей жизни в лагерях для военнопленных. Сначала он был арестован в 1937 году и освобожден в 1943 году, затем снова арестован в 1948 году, но освобожден с политической реабилитацией в 1956 году. Находясь в тюрьме, он активно писал и преподавал буддизм, а некоторые из его ярых последователей вышли из лагерей. Там он также имел ряд русских философов и других ученых, а также бурятских лам, чтобы обменяться мнениями и получить знания о европейской философии и истории, на которые он широко ссылается в своих трудах. По сути, Василий Сеземан , профессор философии из Литвы, находившийся в тюрьме с 1950 по 1956 год, стал его другом и наставником по европейской философии, положив начало пониманию Данрдароном кантовской мысли.
После 1956 года его друзья из Института востоковедения в Ленинграде пытались устроить его на работу в библиотеку института, но им это не разрешили. В 1957 году Дандарон начал работать в Бурятском институте общественных наук в Улан-Удэ. Он много писал по тибетологии, переводил религиозную и историческую литературу Тибета на русский язык, опубликовал более 30 статей и других работ. Его религиозные произведения стали достоянием общественности как самиздат .
В 1960 - начале 1970-х годов сообщество его последователей выросло до нескольких десятков человек, в основном из Санкт-Петербурга, Москвы, Тарту и Вильнюса. Его основная община находилась в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), где в 1972 году он был арестован и осужден за организацию буддийской секты. Некоторые из его учеников также были арестованы, но так и не предстали перед судом. Большую часть их отпустили, а некоторых поместили в психиатрическую клинику. Дандарон получил 5 лет трудового лагеря, где продолжал писать о буддизме, преподавать и практиковать его. Предупредив соседей, в лагере в Выдрино он несколько раз переживал самадхи , на несколько дней по своему желанию останавливая сердцебиение и дыхание. В 1974 году он не вернулся из самадхи.
Источники
[ редактировать ]- Дандарон, Бидия Дандарович , запись в: Современная энциклопедия российской и советской истории, Том 7. Брюс Ф. Адамс (ред.), Academic International Press, 2006, ISBN 0-87569-142-0 , ISBN 978-0-87569-142-8 страниц 177-179
- Дандарон, Бидия Дандаронович , запись в: Биографический словарь диссидентов Советского Союза , 1956-1975. С. П. де Бур, Э. Дж. Дриссен, Х. Л. Верхаар, Амстердамский университет. Восточноевропейский институт. С. П. де Бур (ред.). БРИЛЛ, 1982. ISBN 90-247-2538-0 , ISBN 978-90-247-2538-0
- Стивен Бэтчелор. Пробуждение Запада: встреча буддизма и западной культуры. Параллакс Пресс, 1994. ISBN 0-938077-69-4 , ISBN 978-0-938077-69-5 страниц 283-
- Джон Снеллинг. Буддизм в России. Элемент, 1993. ISBN 1-85230-332-8 , ISBN 978-1-85230-332-7 страниц 260-264
- Хроника прав человека в СССР., выпуски 7–12, Хроника Пресс., 1974 (стр. 52 Дандарон Некрология).
- Михаил Немцев Бидия Дандарон (1914–1974 ) запись в: Философия: Энциклопедия русской мысли .