Jump to content

Василий Сесеман

Василий Сеземан в 1912 году.

Василий Сеземан (существует несколько других латинизаций его имени, литовский : Восилиус Сеземанас , русский : Василий Эмильевич Сеземан ) (11 июня 1884, Выборг — 23 марта 1963, Вильнюс ) — русский и литовский философ, представитель марбургской школы нео- Кантианство . Его больше всего помнят за его роль в развитии философии в новой независимой Литве и развитии литовского философского словаря (наиболее примечательными являются его переводы Аристотеля на литовский язык и статьи в литовских энциклопедиях). Близкий соратник Виктора Жирмунского и Льва Карсавина , будучи узником ГУЛАГа, он также был неофициальным наставником по философии и сторонником буддийского писателя Бидии Дандарона .

Биография

[ редактировать ]

Родившийся в семье врача финского шведского происхождения и матери балтийской немки , его первоначально звали Вильгельм Зеземанн, и он посещал лютеранскую школу (Katharinenschule) в Санкт-Петербурге . Повзрослев, он принял более русскую идентичность, сменив Вильгельма на Василия (Василия) и приняв русское православное христианство .

После двух лет медицинского обучения он обратился к философии, усердно изучая авторов-классиков под руководством Николая Лосского и классические языки под руководством Тадеуша Стефана Зелинского в Санкт-Петербургском университете . В 1909–1911 годах университет отправил его в Германию для подготовки к преподавательской деятельности. В Берлине и Марбурге он проходил курсы философии, психологии и педагогики у Германа Коэна , Пауля Наторпа , Эрнста Кассирера , Германа Александра Дильса и Генриха Вёльфлина . В Германии он также встретил Хосе Ортегу-и-Гассета , который произвел на него большое впечатление, и восстановил давнюю дружбу с Николаем Гартманном , который в Санкт-Петербурге повлиял на решение Василия перейти от медицины к философии.

По возвращении в Санкт-Петербург Сеземан преподавал философию и классические языки до Первой мировой войны , когда он записался добровольцем в русскую армию.

С 1915 по 1917 год преподавал философию в качестве приват-доцента в Петербургском университете, а с 1918 по 1919 год — в Вятском педагогическом институте. Доцентскую должность он получил в Саратове, где работал (вместе с Виктором Жирмунским) до 1921 года.

Позже Сеземан, будучи гражданином Финляндии, эмигрировал в Финляндию, а затем в Берлин, где наконец нашел должность преподавателя в Русском институте.

В 1923 году Сесемана пригласили стать профессором Каунасского университета в Литве. Когда Вильнюс был возвращен Литве , он переехал туда и работал в Вильнюсском университете, пока нацисты не закрыли его в 1943 году. Он работал учителем немецкого языка во время немецкой оккупации и вел курс философии в еврейском гетто.

Согласно интервью его падчерицы, живя в нищете, у себя в центре Вильнюса он также спрятал от нацистов еврейскую девушку (которая впоследствии исчезла) и снабжал евреев гетто фальшивыми документами, разрешающими эмиграцию. Ему чудом удалось избежать сожжения заживо за то, что он был сторонником евреев, когда нацистские войска покидали город ради советских войск. Его усилия на благо евреев были посмертно отмечены правительством Литвы, наградившим его медалью.

В 1945–1950 годах он снова преподавал в Вильнюсском университете, но затем был арестован советскими властями, обвинен в «антисоветской деятельности» и «связях с сионистскими организациями» и приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. В Сибири он встретил тантру буддийского практикующего Бидиа Дандарона , который многому научился у Сеземана, в результате восприняв кантианские идеи и разработав в своих трудах собственный синтез тибетской буддийской и европейской философской мысли. Их дружба продолжилась и после освобождения.

В 1956 году Сесеман был освобожден, в 1958 году реабилитирован и возобновил профессорскую деятельность в Вильнюсе, где преподавал до конца своей жизни.

Философия

[ редактировать ]

Сесеман любил называть свою философию «гносеологическим идеализмом», пытаясь возродить метафизику посредством переоценки метафизической традиции онтологии . Другой его философской целью было преодоление дихотомии между субъективно-психологическим и объективно-реалистическим в теории познания и метафизике в целом.

Забота Сеземана формальными вопросами лингвистики и эстетики может сделать его предшественником современной семиотики .

Библиография

[ редактировать ]

Сочинения

[ редактировать ]
  • «Логика и онтология возможности: Август Фауст. Идея возможности. 1-я часть: Античная философия. 2-я часть: Христианская философия» в «Листках немецкой философии», том 10, выпуск 2 (Гейдельберг: 1932): 161–171.
  • «Большевистская философия в Советской России» в журнале «Русская мысль», выпуск 2 (Бонн: 1931): 176–183.
  • «Логические законы и бытие: а) Логические законы по отношению к предметно-психологическому бытию. б) Логические законы и экзистенциально-автономное бытие» в Еранус Том 2 (Каунас: 1931): 60-230.
  • «К проблеме логических парадоксов» в Eranus vol. 3 (Каунас: 1935): 5-85.
  • «К вопросу о диалектике» в «Листках по немецкой философии», том 9, выпуск 1 (Берлин: 1935): 28–61.
  • Логика (Каунас: Гуманитарный факультет Литовского университета, 1929), 304 с.
  • Лекции (Каунас: Гуманитарный факультет, 1929)
  • Эстетика (Вильнюс: Миндис, 1970), 463 с.
  • Сеземан, Василий, Эстетика, перевод Миколаса Друнги, отредактированный и представленный Леонидасом Донскисом (Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи, 2007), 279 стр.
  • Сесеманн, Василий, Избранные статьи, перевод Миколаса Друнги, под редакцией Миколаса Друнги и Леонидаса Донскиса, представлено Арунасом Свердиоласом (Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи, 2010), 88 стр.

Литовское издание произведений Сеземана состоит из двух томов:

  • Том. 1: Гносеология (Вильнюс: Миндис, 1987).
  • Том. 2: История философии (Вильнюс: Миндис, 1997).

Переводы

[ редактировать ]
  • Lossky’s Logica (Petrograd: Nauka i shkola, 2 vol. 1922) as Handbuch der Logik (Leipzig: Teubner, 1927), 445 pages.
  • Книга Аристотеля De Anima as: Aristotelis: Apie siela (Вильнюс: Valstybini politiais ir szumičnis literatûros leidykla, 1959) с 60-страничным введением в философию Аристотеля.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ботц-Борнштейн, Торстен : Василий Зеземан: опыт, формализм и вопрос бытия. (Восилюс Сеземанас). На границе двух миров (Том 7). Родопи, 2006. ISBN   90-420-2092-Х
  • Анилионите, Лорета и Лозурайтис, Альбинас: Жизнь Восилиуса Сеземанаса и его критический реализм.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 938e26ae3aa29bfbeab73ce1c23d5a5c__1718811300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/5c/938e26ae3aa29bfbeab73ce1c23d5a5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vasily Seseman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)